Научная статья на тему 'Объединенная методика расчета функциональных параметров работы аэростатно-канатных систем'

Объединенная методика расчета функциональных параметров работы аэростатно-канатных систем Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
134
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОСТАТ / КОЛЕБАНИЯ / ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ / СИЛА НАТЯЖЕНИЯ / ДЛИНА ПРОЛЕТА / ПРОВИС КАНАТА / ВЕТРОВОЙ ПОТОК / УГОЛ ПОДЪЕМА / СКОРОСТЬ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КАРЕТКИ / ЧИСЛО РЕЙНОЛЬДСА / BALLOON FLUCTUATIONS / LOAD / TENSION FORCE / THE LENGTH OF THE FLIGHT / SLACK ROPE / WIND FLOW / ANGLE OF ELEVATION / THE SPEED OF THE CARRIAGE / REYNOLDS NUMBER

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Морозов Л.И.

В статье разработана методика расчета основных характеристик работы аэростатно-канатной системы. Контроль значений этих характеристик необходим для правильного проектирования и безопасной эксплуатации АКС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Морозов Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Combined method of calculation of the functional parameters of the balloon - cable systems

In the article the method of calculation of basic characteristics of the work of balloon cable system. Control values ​​of these characteristics is necessary for the proper design and safe operation.

Текст научной работы на тему «Объединенная методика расчета функциональных параметров работы аэростатно-канатных систем»

Объединенная методика расчета функциональных параметров работы

аэростатно-канатных систем

Л.И.Морозов Тихоокеанский государственный университет

Аннотация: В статье разработана методика расчета основных характеристик работы аэростатно-канатной системы. Контроль значений этих характеристик необходим для правильного проектирования и безопасной эксплуатации АКС.

Ключевые слова: аэростат, колебания, грузоподъемность, сила натяжения, длина пролета, провис каната, ветровой поток, угол подъема, скорость перемещения каретки, число Рейнольдса.

В настоящее время ведется работа по внедрению аэростатно-канатных систем (АКС) в лесозаготовительную промышленность. При выборе АКС главной характеристикой является грузоподъемность аэростата, вместе с расстоянием трелевки и скоростью перемещения определяющая производительность системы. В проектировании проблему выбора канатов и трансмиссии решают с использованием коэффициента запаса, что ведет к неоправданным материало- и энергоемкости трелевки. Расчет динамических процессов в системе позволит избежать излишнего увеличения диаметра несущего каната и производить рациональное расходование энергии на трелевку древесины.

Исследования в области АКС были направлены на изучение каких-либо характеристик в отдельности, т.е. изучались параметры различных видов лебедок [1,2], влияние формы аэростата на его аэродинамические качества [3,4], влияние ветра на тросовую оснастку [5,6]. Результатом этих исследований было изобретение новых конструкций аэростатов, лебедок и канатоблочных систем. Однако, для глубокого анализа работы АКС необходимо рассматривать процесс её функционирования в целом, учитывая все важные характеристики. [7-11,13]

Целью исследования является разработка объединенной методики расчета параметров работы АКС.

Для этого рассмотрим схему аэростатно-канатного спуска (Рис. 1). При теоретическом моделировании воспользуемся следующими допущениями -принимаем канат нерастяжимым, опоры - абсолютно жесткими; деформации аэростата при движении отсутствуют.

Рис.1 Расчетная схема канатной системы Где: I - длина пролета, I = 150м;

V - скорость ветра, ¥в = 5м / с;

V - скорость перемещения грузовой каретки, ¥к = 3м / с;

в - угол подъема, в = 200; т - масса груза, т = 600кг;

ав - угол воздействия ветра на аэростат, ав = 200. При расчетах будем считать ветер встречным. Необходимо определить: й - диаметр каната (мм); о - частоту колебаний (Гц); / - величину провиса каната (м); Т - силу натяжения каната (Н); РсОпР - силу сопротивления от ветрового потока (Н).

Одной из важных характеристик работы АКС является монтажное натяжение - растягивающее усилие, необходимое для монтажа каната в пролете. Оно определяется при отсутствии грузовой каретки в пролете.[10]

Т0 11 + + 4г)2 (1)

где Т0- монтажное натяжение;

q - погонный вес каната (кг/100м); У - /шах /1 - относительное провисание каната; Уравнение кривой провисания несущего каната имеет вид [10]

у( х) = щв + /х (2)

где х, у - координаты точки кривой; в - угол наклона хорды пролета;

/х - провисание каната в точке х. Определяем провисание в точке х по формуле [10]:

/х = 4 X 0 " 1]/тх (3)

где I - длина пролета;

/тах - наибольшее провисание каната в пролете; х = 1/2 (посередине). Формула (3) описывает нагружение каната собственным весом, для описания нагружения кареткой (абстрактно - грузом) вводим поперечный коэффициент Я. [10]

R = I 2 2 (4)

V1 - (1 -е)*

где е = T0/ Tm - отношение монтажного и срединного натяжения;

2 х

т = 1 - — - коэффициент, учитывающий положение груза в пролете;

Коэффициент т зависит от соотношения распределенных и сосредоточенных нагрузок и определяется отношением натяжения каната в точке с координатой х=х( Tx) к натяжению в середине пролета Tm -

максимальное натяжение, которое можно разложить на составляющие:

Vm -вертикальную

H m -горизонтальную

Tm=VVF+HT (5)

В свою очередь, вертикальную составляющую Vm можно представить в виде [10]

Vm = H mtgP—^—— + P (6)

2cos в 2

Для правильного выбора диаметра несущего каната необходимо пользоваться в расчетах максимальными нагрузками, в данном случае они являются наибольшими в случае срединного натяжения, при этом R = 1, поэтому получаем зависимость [10]

<1 (ql+ 2Pcospy + 4yS\n2fi(ql + 2PcosP)(ql+2Pcose+16Y cos2 fi(ql+2Pcose (7)

Hm = в (7)

Исходя из выше сказанного, произведем расчеты, внося данные начальных условий. Принимаем d = 20мм, для данного каната максимальная нагрузка Ртг1х = 8120кг , д = 19.8кг/100м, провис каната принят ^ = 5м, Т0 = 132.35кг Тт = 5033.3кг

Далее произведем расчет колебаний системы.

Колебания каната определяются соотношением [11]

=

У = 1й\

- (8)

пр

в случае максимального натяжения (положение груза в середине пролета) 1/ = 26.1Гц.

Мощность двигателя привода в случае использования магистрали, состоящей из нескольких пролетов, необходимо выбирать, исходя из:

а) Запаса мощности на преодоление сопротивления движению (включая ветровую нагрузку, динамические факторы перемещения пачки лесоматериалов, возможную перегрузку системы ввиду неправильной эксплуатации);

б) Возможности увеличения протяженности магистрали и/или перемещения начального и конечного пункта транспортировки.

Таким образом, запас мощности энергетической установки необходим не только для возможности удлинения канатной магистрали, но и для комфортной и динамичной работы системы. Целесообразно использование двигателей с отключаемыми цилиндрами для экономии топлива при небольших нагрузках.

Важным фактором эксплуатации АКС является сила сопротивления воздуха. Она складывается из:

1) Сопротивления воздуха от собственного движения аэростата

2) Действия ветра на движущуюся систему

Рассмотрим два случая действия ветра: 1) встречный 2) попутный последовательно:

Рис.2 Случай встречного ветра где: а - вектор сопротивления от собственного движения каретки, Ь -вектор действия ветрового потока, а - угол воздействия ветра.

Согласно теореме косинусов, большая диагональ полученного силового параллелограмма находится по формуле

о

(9)

а

Рис.3 Случай попутного ветра

Меньшая диагональ данного силового параллелограмма находится по формуле

ё = ^а2 + Ь2 -2аЬсоб ав (10)

где: ав-угол воздействия (в случае, если а > 900 ав = 1800 - а) Для определения модуля и направления результирующей силы необходимо найти сумму векторов действующих сил. Таким образом, чтобы получить полное уравнение движения груза (каретки), нужно рассмотреть сумму вектора движения (тяги), вектора сопротивления воздушной среды и вектора результирующего грузового воздействия, направленного, в зависимости от вида АКС, вверх или вниз.[9,10]

Силу сопротивления воздуха определяем по формуле [14]

Копр = 1 С0Рв0здУ2резЖ2 (11)

где : С0 - коэффициент сопротивления системы, зависящий от числа Рейнольдса, формы и размера оболочки, рвозд - плотность воздуха, г - радиус оболочки, ¥рез -результирующая скорость потока, находящаяся аналогично с результирующей силой сопротивления, для приведенных начальных данных Урез = 7.87 м / с

Диаметр оболочки вычисляется по формуле [12]

ё = 1.2408з

1

0.6 • р

т (12)

• --м3

кг кг з 33

Рее, = 0.179—, Рвозд = I.225—, РМеп -подЪемная сила 1 м гелия. Р1Л = Рвозд - Рел ,

м м

3 кг

рмл = 1.046—, ё = 12.22м

м

Для определения С0 вычисляем Я [12]

Я = РвоздУрез (13)

гел

где : / - динамическая вязкость среды (/ = 18.5 10 6 Па ■ с)

Ь - характеристический размер ь = й = 12.22 м) Подставляя значения в формулу (13), получим Яе = 3.98 105 Для этого значения числа Рейнольдса Са = 0.6, как следует из работы Джонатана Миллера [14]

Следовательно, Есопр = 1356н

Как видно из расчетов, для точного определения силы натяжения каната в числе многих параметров необходимо учитывать фактор распределения нагрузок, а для определения силы сопротивления движению аэростата нужно учитывать характеристики среды, в которой происходит движение, в частности, критерий Рейнольдса.

Таким образом, получена обобщенная методика расчета параметров работы АКС с аэростатом круглой формы, полезная при конструировании этих систем. Автором статьи ведется работа над практической проверкой вышеизложенной методики, которая в ближайшее время будет дополнена экспериментальными данными.[15]

Литература

1. Bell J.L.Aerial load lifting and transporting method and system, №3807577, patented 30.04.1974, Oregon

2. Kindling P.K.V-shaped configuration of tethered balloons, № 5465776, patented 06.10.1964, Claims.

3. Walters V. Shiftable tale-block logging skyline. , № 6145679, patented 14.11.2000. Colorado.

4. Rock W.H. Kite logging, №3326392, patented 20.06.1967, Portland

5. Морозов Л.И. Анализ существующих разработок в области аэростатических систем. «Ученые заметки ТОГУ» 2015, Том 6, № 2, С. 140 -143

6. Forces in a Cable-Restrained Balloon System/ Jack M.Angevine, David W. 1970, Colorado, 132 p.

7. Balloon logging systems. Phase 1 - Analytical study. // Goodyear Aerospace Corporation.1964.-180 p.

8. Абузов А.В. Основные технологические направления по освоению горных лесов Дальневосточного региона // Вестник ТОГУ. 2013. №3(30). С. 92-100.

9. Skyhook: balloon logging system. -Skyhook Enterprises Ltd. 1993. - 55 p.

10. Куропятник А. С.Уточнение к моделированию кривой провисания несущего каната маятниковой подвесной дороги. Днепропетровск, 2007. 23 c

11.Прочность, устойчивость, колебания. Справочник в 3т. Т. 1 / Под общ. ред. Биргера И. А., Пановко Я. Г. - М.: Машиностроение, 1968. - 831 с.

12. Бойко Ю.С. Воздухоплавание: привязное, свободное, управляемое. -М.:МГУП,2001.-462с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Абузов А.В., Казаков Н.В., Иванов В.И. Теория динамических напряжений, возникающих в верхней подвеске аэростатно-канатной системы // Инженерный вестник Дона, 2014, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2493

14. The Design of Robust Helium Aerostats/Jonathan 1. Miller.2005.43 p

15. И.Р. Шегельман. Исследование направлений модернизации технологий и техники лесозаготовок // Инженерный вестник Дона, 2012, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2012/866

References

1. Bell J.L. Aerial load lifting and transporting method and system. №3807577, patented 30.04.1974, Oregon.

2. Kindling P.K.V-shaped configuration of tethered balloons. № 5465776, patented 06.10.1964, Claims.

3. Walters V. Shiftable tale-block logging skyline. № 6145679, patented 14.11.2000. Colorado

4. Rock W.H. Kite logging. №3326392, patented 20.06.1967, Portland

5. Morozov. L.I. «Uchenyie zametki TOGU» 2015, Tom 6, № 2, p. 140-143

6. Jack M. Angevine, David W.Forces in a Cable-Restrained Balloon System.

1970, Colorado.132p

7. Balloon logging systems. Phase 1. Analytical study. Goodyear Aerospace Corporation. 1964. 180 p.

8. Abuzov A.V. Vestnik TOGU. 2013. №3 (30). p. 92-100.

9. Skyhook: balloon logging system. Skyhook Enterprises Ltd. 1993. 55 p.

10. Kuropyatnik A. S. Utochnenie k modelirovaniyu krivoy provisaniya nesuschego kanata mayatnikovoy podvesnoy dorogi. [Clarification to modeling sagging curve of the cable pendulum monorail] Dnepropetrovsk, 2007. 23p.

11. Prochnost, ustoychivost, kolebaniya. [Strength, stability, fluctuations]. Spravochnik v 3t. T. 1. Pod obsch. red. Birgera I. A., Panovko YA. G. M.: Mashinostroenie, 1968. 831 p.

12. Boyko Y.S. Vozduhoplavanie: privyaznoe, svobodnoe, upravlyaemoe. [Aeronautics: tethered, free, manageable] M.: MGUP, 2001.462p.

13. Abuzov A.V., Kazakov N.V., Ivanov V.I. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2493

14. The Design of Robust Helium Aerostats. Jonathan 1. Miller. 2005. 43p

15. I.R. Shegelman. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2012/866

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.