Научная статья на тему 'Объединение компаний в процессе консолидации финансовой отчетности в системе МСФО'

Объединение компаний в процессе консолидации финансовой отчетности в системе МСФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поленова С. Н., Миславская Н. А.

В целях удовлетворения требований к финансовой отчетности, заключающихся в представлении надежной, достоверной, понятной, прозрачной информации, в мировой учетной практике компании, имеющие в своей структуре дочерние фирмы, составляют консолидированную финансовую отчетность. Впервые формирование консолидированной отчетности было проведено в начале двадцатого века в США. Здесь же в связи с ускорением концентрации и централизации хозяйственной деятельности, возникновением холдингов, трестов, концернов, корпораций возникла новая методологическая база для составления такой отчетности. Создание унифицированных стандартов финансовой отчетности МСФО преследует основной целью формирование консолидированной финансовой отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объединение компаний в процессе консолидации финансовой отчетности в системе МСФО»

ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

ОБЪЕДИНЕНИЕ КОМПАНИЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСОЛИДАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В СИСТЕМЕ МСФО*

С.Н. ПОЛЕНОВА,

кандидат экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета

Н.А. МИСЛАВСКАЯ, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Московский университет потребительской кооперации

В целях удовлетворения требований к финансовой отчетности, заключающихся в представлении надежной, достоверной, понятной, прозрачной информации, в мировой учетной практике компании, имеющие в своей структуре дочерние фирмы, составляют консолидированную финансовую отчетность.

Впервые формирование консолидированной отчетности было проведено в начале XX в. в США. Здесь же в связи с ускорением концентрации, централизации хозяйственной деятельности, возникновением холдингов, трестов, концернов, корпораций возникла новая методологическая база для составления такой отчетности.

Унифицированные стандарты финансовой отчетности — МСФО — создаются с целью формирования консолидированной финансовой отчетности.

Важнейшим стандартом, определяющим порядок учета объединений компаний и представления сведений в финансовой отчетности, является МСФО 22 «Объединение компаний». Он содержит методику учета приобретения компании: определение стоимости покупки, распределение стоимости покупки на активы и обязательства приобретенной компании, учет положительной или отрицательной величины деловой репутации компании и др.

Обычно объединение компаний представляет их слияние, при котором активы и обязательства переходят к другой компании, а первая — ликвидируется, или активы и обязательства обеих компаний переходят к новой, а обе исходные ликвидируются. Поэто-

'Статья первые опубликована в журнале "Финансы и кредит". - 2004. - №24 (162)

му в МСФО 22 под объединением компаний понимается соединение отдельных компаний в одну экономическую организацию, когда одна компания объединяется с другой или получает контроль над чистыми активами и операциями другой компании.

Объединение компаний предполагает покупку или объединение интересов. Покупка — это объединение компаний, при котором одна из них — покупатель — получает контроль над чистыми активами и операциями другой компании — продавца — в обмен на передачу активов, принятие на себя обязательств или эмиссию акций. Объединение интересов — это объединение компаний, в котором акционеры объединяющихся компаний осуществляют общий контроль над их едиными чистыми активами и операциями для достижения продолжительного взаимного разделения рисков и выгод, относящихся к объединенной компании, таким образом, что ни одна из сторон не может быть определена в качестве покупателя. Таким образом, покупка и объединение интересов отличны по своему содержанию. Поэтому в бухгалтерском учете для каждого варианта объединения применяются разные методы.

Для того чтобы в бухгалтерском учете в объединениях компаний отражались операции покупки, необходимо определить покупателя. Покупателем является компания, которая приобрела более половины акций другой компании, имеющих право голоса. Кроме этого, покупателем является компания, которая имеет право распоряжаться более чем половиной голосующих акций другой компании, определять финансовую и текущую политику другой компании, назначать и смещать большинство членов органа управления другой компании,

представлять большинство голосов на собраниях органа управления этой компании. Кроме этого, о наличии покупателя свидетельствует следующая информация: справедливая стоимость одной компании значительно больше другой; объединение компаний произошло путем обмена обыкновенных акций с правом голоса на деньги; объединение компаний привело к возможности доминирования управления одной компанией при подборе кадров объединенной компании над управлением другой. При этом справедливой стоимостью является сумма, на которую можно обменять активы или обязательства при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию, независимыми друг от друга сторонами.

В некоторых случаях остается невозможным определить покупателя в рамках объединения компаний, и это объединение учитывается как объединение интересов. Тогда значительное большинство обыкновенных акций с правом голоса объединяющихся компаний обмениваются или сливаются в один фонд, справедливая стоимость обеих компаний примерно одинаковая, акционеры обеих компаний сохраняют те же права и ту же степень участия, что и до объединения компаний.

При объединении компаний в форме покупки в финансовой отчетности объединенной компании, начиная с даты покупки, отражаются результаты операций приобретаемой компании (в отчете о прибылях и убытках), а также активы и обязательства приобретаемой компании, положительная или отрицательная величина деловой репутации, возникающая при покупке (в бухгалтерском балансе). Причем датой покупки является дата фактической передачи контроля над чистыми активами и операциями продаваемой компании покупателю. Под контролем в МСФО 22 «Объединение компаний» принимается возможность управлять финансовой и хозяйственной политикой компании, с тем чтобы получать выгоды от ее деятельности.

Стоимость покупки определяется как совокупность первоначальной стоимости (суммы выплаченных денежных средств, суммы выплаченных эквивалентов, справедливой стоимости на дату покупки, другого возмещения) и затрат, прямо связанных с покупкой (затраты на регистрацию и выпуск долевых ценных бумаг, гонорары бухгалтерам, юристам, оценщикам, оказавшим услуги по покупке). Денежные средства и принятые обязательства по покупке компании оцениваются по справедливой сто-

имости на дату операции. Если дата оплаты переносится, используется дисконтированная стоимость встречного удовлетворения, включающая премию или скидку.

Все приобретенные активы и обязательства подразделяются на идентифицируемые и такие, которые не отвечают требованиям их признания. Идентифицируемые активы и обязательства признаются, когда существует вероятность получения связанных с ними будущих экономических выгод, или ресурсы, заключающие экономические выгоды, утрачены покупателем, а также когда имеется надежная мера их первоначальной или справедливой стоимости. Та часть приобретенных активов и обязательств, которая не отвечает указанным критерием, является итоговым воздействием на величину положительной или отрицательной деловой репутации компании при приобретении. Она определяется как остаточная стоимость покупки после признания идентифицируемых активов и обязательств.

Идентифицируемые активы и обязательства приобретенной компании, в соответствии с основным порядком учета, оцениваются по совокупности:

справедливой стоимости этих активов и обязательств на дату обмена, определяемой долей участия покупателя в операции обмена;

доли меньшинства в балансовой стоимости этих активов и обязательств до покупки. Это связано с тем, что покупатель приобретает не все акции другой компании и доля меньшинства не является операцией обмена при приобретении.

Допустимый альтернативный метод разрешает оценивать идентифицируемые активы и обязательства по справедливой стоимости на дату покупки. Доля меньшинства оценивается также по справедливой стоимости активов и обязательств, принадлежащих меньшинству, как часть их справедливой стоимости. Деловая репутация компании учитывается в соответствии с основным порядком учета.

Для расчета справедливой стоимости приобретенных идентифицируемых активов и обязательств используются следующие общие подходы.

Рыночные ценные бумаги отражают по их рыночной стоимости, а нерыночные — по оценочной стоимости, учитывающей соотношение прибыли и цены, дивидендов и цены на акцию, предполагаемые темпы роста сопоставимых ценных бумаг компании с аналогичными. Дебиторская задолженность определяется

исходя из текущей цены по текущим процентным ставкам (по долгосрочной задолженности) за вычетом резервов на покрытие безнадежных долгов и затрат на инкассирование.

Готовые товары и продукция рассчитываются по продажной цене за вычетом затрат на выбытие и надбавки на прибыль за усилия по продаже. Сырье и материалы отражаются по текущей стоимости замещения.

Долгосрочные активы компании оцениваются следующим образом: земля, здания, машины и оборудование — по рыночной стоимости, нематериальные активы — по справедливой стоимости в соответствии с МСФО 38 «Нематериальные активы».

Приобретение идентифицируемых активов и обязательств сопровождается возникновением, учетом и отражением в финансовой отчетности деловой репутации компании. Деловая репутация — это превышение стоимости покупки над приобретенным интересом в справедливой стоимости идентифицируемых приобретенных активов и обязательств по состоянию на дату совершения операции обмена, признаваемое в качестве актива. Она учитывается по первоначальной стоимости за минусом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценивания.

Деловая репутация компании должна амортизироваться на протяжении срока ее полезной службы. Используемый метод начисления амортизации должен отражать график ожидаемого потребления будущих экономических выгод, вытекающих из деловой репутации. В большинстве случаев используют метод равномерного начисления амортизации. Однако если имеются убедительные свидетельства и доказательства пригодности другого метода, он может быть использован.

Для расчета срока полезной службы деловой репутации компании должны быть учтены следующие факторы:

характер и планируемый срок функционирования приобретенной компании; стабильность и предвидимый срок существования отрасли, к которой относится деловая репутация;

публичная информация о характеристиках деловой репутации в аналогичных компаниях или отраслях и типичные жизненные циклы таких компаний; расчетная продолжительность сроков службы ключевых специалистов и возможности эффективного управления компанией другой командой управляющих;

уровень затрат на поддержание и финансирование ожидаемых экономических выгод, а также заинтересованность компании в их получении;

предполагаемые действия конкурентов; период контроля над приобретенной компанией и законодательные, административные условия ее полезного функционирования.

Несмотря на необходимость учета приведенных факторов при расчете срока амортизации деловой репутации компании, в МСФО 22 «Объединение компаний» делается предположение, что срок полезной службы этого актива не будет превышать двадцати лет с момента первоначального признания.

Период амортизации деловой репутации может изменяться в течение срока полезной службы по данным проверки периода и метода начисления амортизации на конец финансового года. Если будущие оценки срока полезной службы и расчетного графика поступлений экономических выгод от деловой репутации резко отличаются от прежних, срок амортизации должен быть изменен в соответствии с МСФО 8 «Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике». Для расчета обесценения деловой репутации следует использовать требования МСФО 36 «Обесценение активов», а также, по меньшей мере, на конец финансового года оценивать возмещаемую величину деловой репутации компании, которая амортизируется в течение более двадцати лет. Оценка ее возмещаемой величины должна быть осуществлена даже при отсутствии признаков обесценения.

При покупке компании может возникать отрицательная деловая репутация. Она представляет любое превышение доли покупателя в справедливой стоимости приобретенных идентифицируемых активов и обязательств над себестоимостью покупки на дату операции обмена.

Отрицательная деловая репутация компании может быть связана с ожидаемыми будущими расходами и убытками, которые указаны в плане покупателя по приобретению и могут быть надежно оценены. Такая часть отрицательной деловой репутации компании признается в отчете о прибылях и убытках доходом при признании будущих убытков и расходов. Та часть отрицательной деловой репутации, которая не связаны с идентифицируемыми ожидаемыми будущими убытками и расходами, стоимость которых может быть надеж-

но оценена, признается в отчете о прибылях и убытках доходом.

Если величина деловой репутации не превышает справедливой стоимости приобретенных неденежных активов, она признается доходом в течение оставшегося средневзвешенного срока полезной службы идентифицируемых амортизируемых активов. Величина деловой активности, превышающая справедливую стоимость и относящаяся к приобретенным идентифицируемым неденежным активам, признается доходом немедленно. Отрицательная деловая репутация является прибылью и признается доходом по мере потребления будущих экономических выгод, заключенных в приобретенных идентифицируемых амортизируемых активах.

При заключении договоров на покупку возможна ситуация, когда ее стоимость должна быть скорректирована исходя из событий, которые могут наступить. Эти корректировки непосредственным образом зависят от того уровня прибылей, который будет сохранен или будет достигнут в будущем. Первоначальная стоимость покупки должна включать такие корректировки по состоянию на дату покупки. Это должно иметь место, если существует вероятность корректировки, а ее величина может быть надежно измерена. При отсутствии планируемых событий или когда расчетное значение первоначальной стоимости покупки следует переоценить, она корректируется через увеличение или уменьшение деловой репутации (положительной или отрицательной).

Корректировка возмещения при покупке может иметь место, когда условиями покупки предусматривается, что стоимость приобретения компании зависит от определенных показателей, например от результатов конкретных операций или их уровня, согласованного при заключении договора. Кроме этого, может возникнуть необходимость корректировок стоимости возмещения покупки. Это может быть произведено, если покупатель имеет возможность надежно оценить ее величину. Он учитывает эту корректировку при формировании положительной или отрицательной деловой репутации.

Возможны ситуации, когда покупатель может выплачивать продавцу дополнительные суммы за сокращение величины возмещения. Например, покупатель, гарантировав рыночную стоимость ценных бумаг, выпущенных в качестве возмещения, вынужден провести дополнительную эмиссию ценных бумаг для

восстановления первоначально определенной стоимости покупки. Такая ситуация не ведет к изменению первоначальной стоимости покупки, корректировке деловой репутации, а как последствие может иметь сокращение премий.

В некоторых случаях возникают ситуации, когда идентифицируемые активы и обязательства могут не признаваться на момент покупки. Это может иметь место, когда они не отвечают необходимым критериям (на момент покупки не существует вероятности связанных с ними будущих экономических выгод или утрат экономических выгод покупателем; отсутствует на дату приобретения надежная мера их оценки по первоначальной или справедливой стоимости). Впоследствии они будут признаваться в учете по мере их удовлетворения указанным критериям. Кроме этого, стоимость приобретенных идентифицируемых активов и обязательств может корректироваться, поскольку появилась дополнительная информация, которая используется для определения их справедливой стоимости.

Назначенная величина для положительной или отрицательной репутации должна корректироваться с учетом следующих условий: корректировка не должна увеличивать балансовой величины деловой репутации больше, чем ее возмещаемая величина в соответствии с МСФО 36 «Обесценение стоимости активов»;

корректировка должна производиться к концу первого годового учетного периода, начинающегося после покупки. Когда идентифицируемые активы и обязательства признаются или их балансовая стоимость корректируется по окончании первого учетного года после покупки, производится признание дохода или расхода. А корректировка положительной или отрицательной деловой репутации скорее не производится. Установленный временной период является условным. Он не позволяет бесконечно переоценивать и корректировать сумму деловой репутации.

На дату покупки покупатель должен создать и признать резерв в соответствии с формальным планом прекращения или сокращения деятельности, разработанным покупателем на дату покупки или до этой даты. Однако могут возникнуть условия восстановления созданных ранее резервов. Для этого должны возникнуть следующие обстоятельства:

1) выбытие экономических выгод больше не является вероятным;

2) формальный план прекращения или

сокращения деятельности не осуществлен так, как это в нем было предусмотрено и в соответствии с установленным сроком.

Резерв на прекращение или ограничение деятельности приобретаемой компании необходимо корректировать вместе с соответствующей корректировкой величины положительной или отрицательной деловой репутации, а также, если это уместно, и доли меньшинства. Измененная величина деловой репутации должна амортизироваться. Срок ее амортизации должен быть равен сроку ее полезной службы.

Следующим немаловажным путем объединения компаний является объединение интересов. Оно учитывается с помощью метода создания объединения интересов.

Сущность объединения интересов проявляется в отсутствии покупки и сохранении взаимного распределения рисков и выгод, которые имели место до объединения компаний. Эти компании учитываются как отдельные компании, несмотря на то, что находятся в совместном владении и управлении. В связи этим при агрегировании отдельных форм финансовой отчетности производятся незначительные изменения.

Метод объединения интересов предполагает, что статьи финансовой отчетности объединяющихся компаний за период, когда произошло объединение, и за другие более ранние раскрываемые в этой же отчетности сопоставимые периоды, включаются в финансовую отчетность так, как будто компании в любых этих периодах были уже объединены.

Объединение интересов предполагает создание одной объединенной компании, которая формирует одну единую учетную политику. Активы, обязательства и капитал объединенной компании признаются по текущей балансовой стоимости. Она может быть скорректирована, если это предусмотрено согласованной учетной политикой.

При объединении интересов могут возникнуть расходы: регистрационные сборы, затраты на распространение информации среди акционеров, выплаты экспертам, консультантам, заработная плата работникам, занимающимся объединением компаний, и другие расход подобного характера. К ним относятся любые затраты или убытки по объединению ранее отдельных компаний. Они признаются в качестве расходов в течение периода, когда они были понесены.

Поскольку в отдельных странах порядок учета объединения компаний отличается от

методов учета налогооблагаемой прибыли в соответствии с законодательством, возникающие результирующие отложенные налоговые требования и отложенные налоговые обязательства учитываются по нормам МСФО 12 «Налоги на прибыль».

В финансовой отчетности по объединениям компаний должна раскрываться следующая информация:

названия и описания объединяющихся компаний;

метод учета их объединения; дата начала функционирования объединения для целей учета;

любая деятельность, являющаяся результатом объединения компаний, которую объединенная компания решила реализовать.

Для объединения компаний в результате покупки в финансовой отчетности, представляемой за период, когда совершалась покупка, должна иметь место дополнительная информация. Она должна содержать сведения о проценте приобретенных акций с правом голоса, первоначальной стоимости покупки, выплаченных суммах или подлежащих выплате при определенных потенциальных обстоятельствах.

В финансовой отчетности также должна быть раскрыта информация, характеризующая деловую репутацию организации. Поскольку деловая репутация организации представляет нематериальный актив, подлежащий амортизации, представляются данные о принятом в учетной политике периоде ее амортизации. Известно, что предельный уровень амортизации нематериальных активов в МСФО двадцать лет. Однако, если принят более длительный срок полезной службы деловой репутации, то описываются причины этого, и в особенности факторы, сыгравшие определяющую роль в расчете срока амортизации. В ситуации, когда для расчета амортизации не используется метод равномерного списания, описывается используемый согласно положениям учетной политики метод и причина его выбора.

В финансовой отчетности представляются также данные по сверке балансовой величины деловой репутации на начало и конец периода. Для этого показывают валовую прибыль и накопленную амортизацию на начало и конец периода, дополнительную деловую репутацию за период, корректировки по установлению и изменению стоимости идентифицируемых активов и обязательств, амортизацию за период. Кроме этого, в отчетности предоставляются

сведения по деловой репутации, признание которой отменено при выбытии всей или части компании, убытки от обесценения признанные или восстановленные в соответствии с МСФО 36 «Обесценение активов».

При наличии отрицательной деловой репутации в финансовой отчетности должна содержаться ее характеристика и сумма, а также время возникновения будущих убытков и расходов. Если отрицательная деловая репутация организации признается как доход, то показывается период ее признания как дохода, наименование статей отчета о прибылях и убытках, где будет представлена отрицательная деловая репутация как доход, сверка балансовой величины отрицательной деловой репутации организации на начало и конец периода.

Резервы для прекращаемой или сокраща-

емой деятельности покупаемой компании должны учитываться как отдельный класс резервов, а для каждого объединения компаний в финансовой отчетности должна быть раскрыта объединенная балансовая величина этих резервов.

Для объединения компаний как объединение интересов в финансовой отчетности за период объединения должна быть раскрыта дополнительная информация о количестве выпущенных акций вместе с долей акций с правом голоса каждой объединенной компании, стоимости активов и обязательств, которые вносятся компанией. В финансовой отчетности объединенной компании представляются данные о выручке от продаж, прочих операционных доходах, непредвиденных статьях и чистой прибыли или убытке каждой компании до объединения.

Всероссийский выставочный центр, павильон №38

Тематика выставки:

Организаторы:

Оргкомитет, образованный при Минфине России, и Выставочная компания "ВДЭНХ-Экспо"при участии Банка России, Ассоциации российских банков, Ассоциации региональных банков России, Сбербанка России. Внешэкономбанка, ОАО "Внешторгбанк", ОАО "Российский банк развития", ОАО "Россельхозбанк", при поддержке других заинтересованных финансово-банковских структур

Банковские продукты и услуги. Банк и его офис. Специализация банков России. Иностранные банки в России. Программное обеспечение. Автоматизация банковской системы. Отделения и филиалы. Платежные системы и пластиковые карты. Управление рисками. Банковское законодательство на совр еменном этапе. Безопасность. Реклама в банковской отрасли.

Конференция «Стратегия развития банковского сектора России на период до 2008 года"

Семинары, круглые столы, презентации и конкурсы.

"ВДЭНХ-Экспо"

Тел./фзкс:(095) 974-33-62.(095) 974-3:

Е-таН:у<1епНехро@ти)-пе1.ги. НИр:// уйепЬехр

-63, (095) 974-33-20

о.сот

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.