Научная статья на тему 'Об уточнении содержания понятия «Семейное воспитание» в историко-педагогических исследованиях'

Об уточнении содержания понятия «Семейное воспитание» в историко-педагогических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1956
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ЭЛИТНОГО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / FAMILY UPBRINGING / HOME SCHOOLING / DEVELOPMENT OF ELITE FAMILY UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазалова Марина Алексеевна

В данной статье на основе сопоставительного анализа выявляются сущностные и специфические составляющие содержания понятия «семейное воспитание» применительно к историко-педагогическим исследованиям элитных образцов практики обучения и воспитания в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICATION OF THE CONTENTS OF THE CONCEPT “FAMILY UPBRINGING” IN HISTORICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCHES

On the basis of a comparative analysis the author of the article singles out essential and specific constituents of the contents of the concept “family upbringing” in respect to the historical and pedagogical research of elite patterns of practice of education and upbringing in a family.

Текст научной работы на тему «Об уточнении содержания понятия «Семейное воспитание» в историко-педагогических исследованиях»

УДК. 37.018.1

ОБ УТОЧНЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ» В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

© 2014 М.А.Мазалова

Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета

Статья поступила в редакцию 18.11.2013

В данной статье на основе сопоставительного анализа выявляются сущностные и специфические составляющие содержания понятия «семейное воспитание» применительно к историко-педагогическим исследованиям элитных образцов практики обучения и воспитания в семье.

Ключевые слова: семейное воспитание, домашнее обучение, развитие элитного семейного воспитания.

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, обуславливают интенсивный поиск новых приоритетов в развитии образования, ценностных установок в становлении личности растущего человека. Наблюдаемые изменения наряду с положительными тенденциями, укрепившимися в обществе (свобода совести, открытость, ориентация на ценности гражданского общества), породили ряд негативных явлений в аксиологической сфере личности (эгоизм и рационализм, замкнутость на себе и своих проблемах, преимущественная нацеленность на потребление, эгалитаристкие тенденции в общественном бытии в ущерб развитию индивидуальности и самобытности личности).

В этой связи проблема воспитания духовно-нравственной элиты общества приобретает особую актуальность, поскольку именно его доминантная часть, ориентированная на гуманистические общечеловеческие ценности, составляющие основу морали и нравственности, представляет собой уникальный по значимости социальный инновационный ресурс, способна конструктивно противостоять вызовам современности и определять социальный, научный и творческий прогресс. Анализ философской и психолого-педагогической литературы, с одной стороны, и практики воспитательных воздействий - с другой, показывает, что одной из важнейших сфер становления и развития высокоспособной личности становится семейное воспитание. В аспекте раскрытия творческих способностей ребенка, создания оптимальных условий для развития его индивидуальности большим потенциалом обладает семья и сфера семейного воспитания, поскольку оно ориентируется на формирование и активное проявление личност-

Мазалова Марина Алексеевна, кандидат филологических наук, зав. каф. педагогики и методик начального образования, доцент, начальник учебно-методической службы. E-mail: marina-mazalova@yandex. ru

ной позиции, создание уникальных возможностей для проявления и развития лучших качеств личности.

Новый закон «Об образовании» институали-зирует семейное воспитание как одну из возможных форм получения образования, что придает воспитанию в семье иной статус и зна-чимость1. Все это актуализирует интерес ученых к содержанию, методам и средствам обучения и воспитания ребенка в условиях семьи. Вместе с тем в истории отечественной практики воспитания уже накоплен значительный опыт, зафиксированы лучшие (элитные) образцы воспитания ребенка в семье. В этой связи отправной точкой исследований должно стать исчерпывающее и вместе с тем четкое представление о содержании основной категории семейной педагогики - «семейное воспитание» как в современной педагогической науке, так и применительно к историко-педагогическим поискам.

Рассмотрение истории семейного воспитания и домашнего образования с позиции элитопеда-гогического подхода позволит, с одной стороны, раскрыть логику и этапность возникновения, становления, развития и воспроизводства всех типов элиты: социальной, культурной, промышленной; с другой - определить общие и специфические особенности организации процессов воспитания, образования и развития детей в семье, которые определяют формирование в человеке, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному социальному слою, качеств высокоспособной личности. Сущность элитопедагогического подхода была рассмотрена нами в проведенном ранее исследовании2.

1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 17 [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /минобрнауки.рф/документы/2974/файл /1543 С. 58 (Дата обращения 15.11.2013).

2 Мазалова М.А. Элитопедагогический подход в исследованиях истории семейного воспитания в России в

XVIII - начале XX веков. - Саратов: 2012.

В XVIII - начале ХХ вв. в России отчетливо прослеживается эволюция элитного семейного воспитания и домашнего обучения молодежи. В это время процессы воспитания и подготовки элиты находят свое осмысление в педагогической науке и зарождающейся семейной педагогике; семья институционализируется как сфера воспроизводства элиты и создания инновационных традиций элитизации личности, предполагающих взаимосвязь и взаимообусловленность психолого-педагогических средств, высоких способностей и развития духовно-нравственного потенциала индивида.

В отечественной педагогической и общественной мысли проблемы семейного воспитания, его эффективной организации, профилактики ошибок, ведущих к отклоняющемуся поведению, рассматривались, начиная с XVIII века (А.Ф.Бестужев, И.И.Бецкой, Е.Р.Дашкова, Екатерина II, Н.И.Новиков, И.П.Пнин,

A.А.Прокопович-Антонский, А.Н.Радищев,

B.Н.Татищев, Г.Н.Теплов, Д.И.Фонвизин). В этот период развития теории и практики воспитания отечественная наука активно заимствует идеи европейского Просвещения о специальной организации жизнедеятельности ребенка в семье. На фоне формирования государственной системы народного просвещения обостряется интерес общественности к воспитательной роли семьи, соотношению общественного и семейного воспитания3.

Однако только в XIX веке семейное воспитание становится предметом изучения особой отрасли науки - семейной педагогики. Обосновывая различные подходы к осмыслению практики воспитания в семье, педагоги и психологи исходили из понимания семейного воспитания как: среды, определяющей культурную преемственность поколений, самобытность личности (К.Д.Ушинский, М.И.Демков); сферы естественного приобщения к постулатам христианской морали (Д.Д.Семенов, В.В.Розанов); системы нравственных отношений взрослых и детей, ведущих к свободной самореализации и саморазвитию ребенка (Л.Н.Толстой); организованного досуга для полного развития физических и духовных сил ребенка (П.Ф.Лесгафт, В.М.Бехтерев); взаимосвязи и взаиомзависимо-сти жизнедеятельности семьи, уровня педагогической культуры родителей и результатов воспитания (П.Ф.Каптерев); поля творческого развития, раскрытия умственного, нравственного и физического потенциала ребенка

3 См. Мазалова М.А. Становление и развитие элитиви-стских тенденций в теории и практике семейного воспитания и домашнего обучения в России в XVIII веке // Известия Самарского научного центра РАН. - 2012. -Т. 14. - №2(3). - С. 621 - 625.

(К.Н.Вентцель). Этот этап развития взглядов на семейное воспитание в отечественной семейной педагогике был рассмотрен нами ранее4. Вместе с тем в работах педагогов прошлого в основном содержались обоснованная критика современного состояния семейного воспитания и рекомендации для родителей, сформулированные на основе разрабатываемых научных подходов.

В советский период многие аспекты семейного воспитания не входили в круг интересов ученых в силу господствующей идеологии, отдававшей приоритет в формировании личности общественному воспитанию. Ко второй половине XX века семейное воспитание вновь попадает в круг научных интересов как второстепенное по отношению к общественному, но все же стихийно влияющее на развитие личности (И.В.Чувашев). Коренные социально-экономические преобразования, произошедшие в 80 -90-х годах ХХ века, повлекли за собой изменение статуса семьи и семейного воспитания, с одной стороны, и вызвали потребность в осмыслении его содержательных и организационных составляющих в условиях постсоветского общества - с другой. В это время в семейной педагогике рассматривались сущность семейного воспитания на новом этапе развития социума, воспитательный потенциал семьи, взаимодействие семьи и школы, влияние родительско-детских отношений на процесс и результат развития личности ребенка и другие вопросы (Т.П.Гаврилова, И.В.Гребенников, В.Н.Гуров, Р.М.Капралова, Т.А.Куликова, Т.В.Лодкина, Л.И.Маленкова, Н.И.Монахов, А.Б.Орлов, А.С.Спиваковская, С.Н.Токарева и другие).

Выявление лучших образцов практики семейного воспитания в исторической ретроспективе и определение влияния условий элитного семейного воспитания и домашнего образования на становление неординарной личности необходимо основывать на всестороннем анализе содержания понятия «семейное воспитание», в том числе и в историко-педагогическом аспекте. Определение сущностных и специфических содержательных составляющих термина «семейное воспитание» должно вестись на базе комплексного междисциплинарного подхода к изучению семьи в целом и реализации ее воспитательной функции в частности. В современной социокультурной ситуации ученые, практические работники образования и родители признают возросшую значимость и важность се-

4 См. Резаков Р.Г., Мазалова М.А. Развитие идей вос-

питания элиты в семейной педагогике XIX века // Вестник Московсого городского педагогического уни-

верситета. Сер. «Педагогика и психология». - 2012. -№ 1. - С.97 - 105.

мейного воспитания в процессе развития личности ребенка. В философских, социологических, юридических, демографических, биологических, психолого-педагогических исследованиях (Б.Г.Ананьев, Ю.А.Арбатов, В.Г.Афанасьев, В.А.Белова, Л.И.Божович, К.П.Волков, Г.П.Кисилева, И.С.Кон, Т.А.Куликова, Н.Д.Левитов, А.В.Петровский, А.Г.Тодорский, А.Г.Харчев, З.А.Янкова и др.) раскрываются различные аспекты семейного воспитания, но, по-прежнему, отсутствует некое единое, универсальное его трактование, не представлена комплексная концепция, отражающая целостное и системное понимание педагогических процессов, происходящих в семье.

Прежде чем перейти к осмыслению семейного воспитания в историко-педагогическом аспекте, необходимо раскрыть его содержательные составляющие, представленные в психолого-педагогических и социально-педаго-гических исследованиях. Несмотря на имеющийся в современной педагогике внушительный массив исследований, посвященных рассмотрению различных аспектов формирования, развития и воспитания ребенка в семье, лишь небольшая часть из них содержит определение интересующего нас понятия. В этой связи значительную научную ценность представляют результаты терминологического исследования И.А.Хомен-ко. Автор на основе анализа справочно-энциклопедических источников и современной психолого-педагогической литературы выделяет следующие критерии, на основе которых возможно определить сущность базовой категории «семейное воспитание»: «по принципу места воспитания («в семье»); субъектов воспитания («воспитание, осуществляемое родителями»); цели воспитания («семейное воспитание - это достижение желаемого результата»)»5. Отмечая высокую вариативность в определении рассматриваемого понятия, И.А.Хоменко делает важный вывод о невозможности «константой» (общепризнанной - М.М.) трактовки термина «семейное воспитание» и предлагает ориентироваться на его «контекстную» формулировку в зависимости от научного подхода, применяемого к анализу практики воспитания в семье6. Таким образом, в историко-педагогических исследованиях элитных, лучших, эффективных образцов домашнего обучения и воспитания необходимо выделить специфические составляющие смысла категории «семейное воспитание».

5 Хоменко И.А. К вопросу об определении понятия «семейное воспитание» // Ученые записки Санкт-Петербургского государств. института психологии и социальной работы. - 2012. - Вып.1. - Т. 17. - С. 92.

6 Хоменко И.А. К вопросу об определении.....- С. 91.

Отдельные аспекты данной темы раскрыты в некоторых работах по истории педагогики. Так, конкретизируя суть процесса семейного воспитания в семье и рассматривая его в контексте исторического развития и генезиса, Н.С.Да-ведьянова считает, что это понятие стоит рассматривать через более точные термины: «содержание и методика семейного воспитания» или даже «технология воспитания» в семье. В частности, «содержание и методика семейного воспитания» представляет собой «совокупность наиболее рациональных способов воспитательной деятельности, благодаря которым достигаются поставленные педагогические цели»7. Н.С.Даведьянова указывает на то, что в семье воспитательные воздействия родителей можно сравнить с «мыслительным проектом» взрослых. Все же в таком определении на первый план выходит регламентация как ведущая характеристика воспитания в семье, что в большей степени соотносится с теорией, но неверно применительно к обычной практике семейного воспитания.

Иная точка зрения представлена в работах М.М.Прокопьевой, которая выделяет в многообразии различного рода внутрисемейных отношений воспитательные воздействия взрослых, их общение между собой и детьми, «уклад семейной жизни, функционирующий с опорой на трудовые, социальные, культурные и духовные ценности, - все это образует семейно-родовые традиции»8, выполняющие функцию важного фактора воспитания детей в семье. Выделенные особенности семейного воспитания позволяют изучать семью как «самоорганизующуюся среду воспитания детей». Самоорганизация воспитательных воздействий родителей «не означает их случайности или сиюминутности, вызванной конкретными потребностями, напротив ее сущностными чертами являются: самостоятельность, целеустремленность, осознанность, планомерность и систематичность воспитательного влияния»9. Рассмотрение семьи как варианта самоорганизующихся систем дает возможность выявить закономерности элитизации личности в процессе семейного воспитания, поскольку этот аспект исследования детально раскрывает логику развития и саморазвития личности ребенка.

Исторический аспект становления семейного воспитания отражен в работах С.В.Сергеевой.

7 Даведьянова Н.С. Становление и развитие естественнонаучной теории семейного воспитания в России (конец XIX - начало XX вв.): Автореф. дис.....

канд.пед.наук. - Владимир: 1995.

8 Прокопьева М.М. Семья как самоорганизующаяся

среда воспитания: Дис..... канд.пед.наук. - Якутск:

1999. - С. 6.

9 Прокопьева М.М. Семья как самоорганизующаяся среда воспитания: ..... - С. 6.

Для выявления содержания и сущности процессов, связанных с воспитанием, развитием, обучением детей в условиях семьи в XVIII - начале ХХ века исследовательница обосновывает понятие «домашнее образование», под которым понимает такую форму «воспитания и обучения детей наставником и (или) учителем в домашних условиях, реализуемая за счет средств платежеспособных физических и филантропически настроенных частных лиц»10. В качестве основополагающих характеристик домашнего образования С.В.Сергеева называет ориентацию на: реализацию родительских ожиданий, запросов социума, связанных с развитием личности в условиях семьи, ее становлением, обучением и воспитанием; индивидуализацию педагогических воздействий как домашних учителей и гувернеров, так и всех взрослых членов семьи, нацеленную на оптимизацию воспитательной ситуации в семье и позволяющую создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка; преобладание групповых форм общения, воспитания и обучения детей, связанных тесными эмоциональными родственными отношениями, имеющими ценностнозначимый характер; вариативность в формировании содержания обучения и воспитания, обусловленная как представлениями родителей о целях образования детей, так и требованиями государственных нормативных документов; детерминированность домашнего образования и семейного воспитания влиянием личности гувернера, учителя и спецификой организуемого им взаимодействия с детьми. Данные характеристики позволяют выявить специфику организации семейного воспитания в России XVIII - начала XX веков, создающую условия для элитизации сознания, формирования

и развития элитности личности, индивидуальности и творческой активности ребенка.

Таким образом, в результате анализа сущностных и содержательных составляющих содержания понятия «семейное воспитания» с позиции элитопедагогического подхода мы пришли к следующим выводам: 1) в современной исто-рико-педагогической науке отсутствует единая теоретико-методологическая основа исследования проблемы развития элитной практики воспитания детей в семье; 2) роль семьи в элити-зации личности ребенка в историко-педаго-гическом аспекте определяется созданием уникальной системы воспитания, реализующей условия самосовершенствования личности; 3) семейное воспитание в контексте исследования развития теории и лучших образцов практики бытования педагогических процессов в условиях семьи рассматривается как сфера и механизм, взаимодействующий с другими социальными институтами и одновременно доминирующий в подготовке элиты; 4) ведущие идеи и опыт воспитания детей в семье в аспекте элити-зации личности, накопленные в предшествующие периоды отечественной педагогики, могут быть востребованными в теории и практике семейного воспитания в современной России.

Все это обуславливает необходимость осмысления концептуальных идей и практики развития элитного семейного воспитания и домашнего обучения в России в XVIII - начале XX и выявления возможностей их использования в решении современных проблем семейного воспитания.

10 Сергеева С.В. Становление и развитие частного школьного образования в России (Последняя четверть XVIII в. - первая половина XIX в.): Дис. ... докт. пед. наук. - М.: 2003. - С. 281.

SPECIFICATION OF THE CONTENTS OF THE CONCEPT "FAMILY UPBRINGING" IN HISTORICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCHES

© 2014 M.A.Mazalova

Balashov Institute (Branch) Saratov State University

on the basis of a comparative analysis the author of the article singles out essential and specific constituents of the contents of the concept "family upbringing" in respect to the historical and pedagogical research of elite patterns of practice of education and upbringing in a family.

Keywords: family upbringing, home schooling, development of elite family upbringing.

Marina Alekseevna Mazalova, Candidate of philological sciences, Associate professor, Head of Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Head of educational and methodological department. E-mail: marina-mazalova@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.