Научная статья на тему 'ОБ УСТОЙЧИВОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЦЕПОЧЕК ПОСТАВОК ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ'

ОБ УСТОЙЧИВОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЦЕПОЧЕК ПОСТАВОК ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / УСТОЙЧИВОСТЬ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / КОМПЕНСИРУЮЩИЕИ ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / military-industrial complex / sustainability / import substitution / compensatory and transformatical tools

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кручинкина Е.Н., Мокроусов А.С., Шахян И.А.

Рассматриваются существующие потребности в инструментах по устранению проблем функционирования международных цепочек поставок для оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Предлагается перечень этих инструментов, а также единая модель использования тактических и стратегических инструментов управления устойчивостью международных цепочек поставок в ОПК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кручинкина Е.Н., Мокроусов А.С., Шахян И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SUSTAINABILITY OF INTERNATIONAL SUPPLY CHAINS OF ENTERPRISES IN SANCTIONS CONTEXT

Anti-Russian economic sanctions disrupt the functioning of international supply chains, primarily for defense industry enterprises. Import substitution allows replacing foreign resources with domestic products and eliminating dependence on foreign suppliers. But this is a long-term strategy, so it must be complemented by tactical tools that quickly eliminate disruptions in the functioning of international supply chains.We have developed a list of tactical and strategic tools, as well as a unified model for their use in managing the sustainability of international supply chains for defense industry enterprises. Tactical tools can be compensatory, i.e. eliminating disruptions without changing international supply chains, and transformational, which change existing supply chains. We believe that it is necessary to develop requirements for the use of tactical and strategic tools to eliminate the problems of the functioning of international supply chains in the defense industry. In addition, it is necessary to develop a regulatory and legal framework that allows including additional costs, inevitable when using these tools, in the cost of products of defense industry enterprises.

Текст научной работы на тему «ОБ УСТОЙЧИВОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЦЕПОЧЕК ПОСТАВОК ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ»

Компетентность / Competency (Russia) 9-10/2022 DOI: 10.24412/1993-8780-2022-9-04-10

Об устойчивости международных цепочек поставок предприятий в условиях санкций

Рассматриваются существующие потребности в инструментах по устранению проблем функционирования международных цепочек поставок для оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Предлагается перечень этих инструментов, а также единая модель использования тактических и стратегических инструментов управления устойчивостью международных цепочек поставок в ОПК

Е.Н. Кручинкина1

Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского

А.С. Мокроусов2

Вольский военный институт материального обеспечения, канд. техн. наук, д-р экон. наук, доцент

И.А. Шахян

Вольский военный институт материального обеспечения, kurbanov-83@yandex.ru

1 начальник отдела, Санкт-Петербург, Россия

2 заместитель начальника кафедры, г. Вольск, Россия

3 адъюнкт, г. Вольск, Россия

Для цитирования: Кручинкина Е.Н., Мокроусов А.С., Шахян И.А. Об устойчивости международных цепочек поставок предприятий в условиях санкций // Компетентность / Competency (Russia). — 2022. — № 9-10. DOI: 10.24412/1993-8780-2022-9-04-10

ключевые слова

оборонно-промышленный комплекс, устойчивость, импортозамещение, компенсирующие и трансформационные инструменты

екущая ситуация в сфере международной торговли характеризуется высоким уровнем турбулентности, связанным с пандемийными ограничениями, торговыми войнами и санкциями, что ведет к нарушению функционирования международных цепочек поставок (МЦП) [15-17, 19, 24, 26-27, 29, 33-36, 39, 44]. Это в первую очередь касается МЦП в оборонно-промышленном комплексе, поскольку именно они становятся объектом воздействия санкций [5, 9, 13, 22, 30]. В связи с этим важно разработать рекомендации по обеспечению устойчивости функционирования МЦП в ОПК с учетом современного состояния международной торговли [40].

Проблема разработки таких рекомендаций уже ставилась в научной литературе, однако сегодня в качестве основной рекомендации выступает им-портозамещение [4, 6-7, 21, 23, 31, 37, 38, 42]. Безусловно, импортозамещение позволяет заменить иностранные ресурсы продукцией отечественного производства, что дает возможность избавиться от зависимости от зарубежных поставок (локализовать часть этапов МЦП и в значительной степени или полностью трансформировать международные цепочки поставок в национальные). Однако импортозамеще-ние представляет собой долгосрочную стратегию, для реализации которой необходимы значительные затраты временных и финансовых ресурсов, а также государственная поддержка, под которой понимается не только финансирование [2, 14, 43], но и изменение модели регулирования экономики [3, 10, 28], тогда как с учетом текущей ситуации на нарушение устойчивости функционирования МЦП нужно реагировать незамедлительно [12, 32]. По-

этому реализация импортозамещения как долгосрочной стратегии должна дополняться иными инструментами, которые позволят быстро устранить нарушения устойчивости функционирования МЦП в случае их возникновения (см. рисунок).

В качестве таких инструментов, по нашему мнению, могут выступать:

1. Резервирование, то есть заблаговременное создание запасов тех комплектующих иностранного производства, доступ к которым может быть ограничен. Отметим, что предприятия всегда формируют запасы, в том числе предприятия ОПК. Речь идет о необходимости повышения требований к уровню этих запасов. Возможно, для минимизации издержек при формировании резервов предприятия ОПК могли бы сотрудничать, а также использовать ресурсы и компетенции Росрезерва [11].

2. Сотрудничество с альтернативными поставщиками. Часть продукции, которая не производится в нашей стране, выпускают иностранные предприятия, расположенные, в том числе, в государствах, не являющихся недружественными по отношению к России. Предприятия российского ОПК могут выстраивать сотрудничество с рядом поставщиков (производящих аналогичную продукцию), то есть переходить от цепочек поставок к сетям поставок. Тогда в случае отказа какого-либо поставщика сотрудничать с российским заказчиком его можно оперативно заменить альтернативным поставщиком. Частным случаем такой стратегии является диверсификация закупок, когда предприятие ОПК выстраивает отношения одновременно с несколькими зарубежными производителями. Однако такой подход менее

Компетентность / Competency (Russia) 9-10/2022 DOI: 10.24412/1993-8780-2022-9-04-10

выгоден для заказчика, поскольку из-за сокращения объемов закупок у одного поставщика снижается скидка на приобретаемую продукцию. Для решения этой проблемы целесообразно централизовать закупки сходной продукции различными предприятиями ОПК.

3. Заблаговременное формирование альтернативных каналов поставок (в том числе при сотрудничестве с поставщиками из дружественных государств). Если существующие каналы поставок станут объектом санкций, российский потребитель сможет быстро переключиться на альтернативный канал. Разница между поиском альтернативных поставщиков и формированием альтернативного канала поставок заключается в следующем. При переходе к альтернативному поставщику оператор МЦП может продолжать использовать существующий канал поставок, оплаты и транспорта (меняется лишь поставщик ресурса). Переход к альтернативному каналу поставок означает, что оператор МЦП, продолжая закупать ресурс у существующего поставщика, формирует новый канал поставок, оплаты и транспорта. При этом может меняться схема оплаты, могут появиться новые перевозчики (альтернативные провайдеры транспортных услуг, в том числе через третьи страны), а в канал поставки — включаться фиктивные лица для сокрытия истинных участников сделки (чтобы не допустить их попадания под санкции) и т.д. [8].

4. Страхование, благодаря чему российские предприятия ОПК имеют

Импортозамещение представляет собой долгосрочную стратегию, для реализации которой необходимы значительные затраты временных и финансовых ресурсов, а также государственная поддержка

возможность получить компенсацию убытков, если стабильность функционирования их МЦП будет нарушена. Однако важно учитывать тот факт, что предприятия ОПК производят продукцию для обеспечения национальной безопасности, ущерб которой трудно компенсировать в денежной форме. Мы рекомендуем использовать страхование не как инструмент компенсации потерь военного заказчика в случае срыва поставок из-за нарушения функционирования МЦП в ОПК, а как источник финансовых ресурсов для предприятий оборонно-промышленного комплекса при срочном поиске альтернативных поставщиков (или организации альтернативных каналов закупок).

Описанные инструменты могут быть разбиты на две группы, которые можно назвать компенсирующими и трансформационными. При использовании компенсирующих инструментов устраняются проблемы функционирования существующих цепочек поставок, однако отказа от этих цепочек или их глубокой трансформации

Тактические инструменты управления рисками МЦП в ОПК

Компенсирующие инструменты

Цель использования: устранение проблем в функционировании существующих цепочек поставок

Виды инструментов: »- страхование ► резервирование

Трансформационные инструменты

Цель использования: замещение существующих цепочек поставок

Виды инструментов:

► переключение на альтернативных поставщиков

► переключение на альтернативный канал поставки

Структура тактических инструментов управления рисками международных цепочек поставок в ОПК [The structure of tactical risk management tools for international supply chains in military-industrial complex]

6 АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА Компетентность / Competency (Russia) 9-10/2022

DOI: 10.24412/1993-8780-2022-9-04-10

не происходит. Трансформационные инструменты, напротив, направлены на замещение существующих цепочек поставок в ситуации, когда их дальнейшее использование нецелесообразно.

Перечисленные инструменты не являются взаимоисключающими и могут дополнять друг друга. В частности, невозможно обеспечить полное резервирование необходимых ресурсов в ситуации предполагаемых длительных перебоев поставок (и тем более полного прекращения функционирования МЦП), поэтому резервирование может дополняться поиском альтернативных поставщиков. При организации сотрудничества военного заказчика с предприятием ОПК органы военного управления должны сформировать требования к использованию этих ин-

струментов и к их сочетанию в деятельности конкретного предприятия с учетом специфики выпускаемой им продукции, ее значимости для обеспечения боеспособности Вооруженных сил РФ, а также особенностей организации МЦП данного поставщика [25]. Кроме того, органы военного управления должны создать стимулы для выполнения этих требований [18], что позволит сформировать интегрированную цепочку поставок, которая будет функционировать в интересах военного заказчика [1].

Наши рекомендации по совместному использованию этих инструментов представлены в табл. 1.

Ячейка 1 соответствует ситуации, при которой целесообразно сохранить существующую МЦП, а времен-

Таблица 1

Стратегии применения тактических инструментов управления рисками нарушения функционирования международных цепочек поставок в оборонно-промышленном комплексе

[Strategies for the use of tactical risk management tools for disrupting the functioning of international supply chains in MIC]

Существующий поставщик [Existing supplier]

Да [Yes] Нет [№]

Существующий канал поставок [Existing supply chain] Да [Yes] Использование компенсирующих инструментов Переключение на альтернативного поставщика

Нет [No] Переключение на альтернативный канал поставок Формирование альтернативной международной цепочки поставок

Таблица 2

Рекомендации по использованию инструментов противодействия нарушению функционирования международных цепочек поставок в оборонно-промышленном комплексе

[Recommendations on the use of tools to counter the disruption of the functioning of international supply chains in MIC]

Типы инструментов [Types of tools] Виды инструментов [Types of tools] Инструменты [Tools] Постоянное применение [Permanent use] Временное применение [Temporary use]

Тактические инструменты Компенсирующие инструменты Страхование Компенсация разовых потерь от нарушения функционирования цепочки поставок Создание финансового резерва для реализации трансформационных инструментов

Резервирование Создание источника ресурсов на период нарушения функционирования цепочки поставок Создание источника ресурсов на период реализации трансформационных инструментов

Трансформационные инструменты Переключение на альтернативного поставщика Замещение поставщика в существующей цепочке поставок на долгосрочной основе Создание источника поставок ресурсов на период реализации политики импортозамещения

Переключение на альтернативный канал поставок Замещение существующего канала поставок на долгосрочной основе Создание канала поставок ресурсов на период реализации политики импортозамещения

Стратегические инструменты Импорто-замещение Реализуется на постоянной основе и направлено на создание собственного источника ресурсов и/или собственной инфраструктуры для снабжения им

Компетентность / Сотрв1впсу (Russia) 9-10/2022 DOl: 10.24412/1993-8780-2022-9-04-10

ные проблемы в ее функционировании могут быть устранены при помощи компенсирующих инструментов. Стратегия, включенная в ячейку 2, реализуется, когда сотрудничество с существующим поставщиком невозможно, однако допускается использование имеющегося канала поставок. Напротив, стратегия, представленная в ячейке 3, реализуется при необходимости отказа от существующего канала поставок при сохранении сотрудничества с прежним поставщиком. Наконец, если необходимо переключаться на нового поставщика и выстраивать новый канал поставок, реализуется стратегия, включенная в ячейку 4.

Проведение всех этих мероприятий потребует затрат со стороны предприятия ОПК (являющегося оператором МЦП), что, в свою очередь, приведет к росту цен на выпускаемую им продукцию. В ситуации санкционных ограничений и нестабильного экономического роста повышение цен на продукцию предприятий ОПК для бюджета нежелательно. Это позволяет говорить о наличии противоречия между необходимостью обеспечить стабильность МЦП в ОПК и требованием сократить расходы государственного бюджета. Государству необходимо искать баланс между двумя этими задачами и избегать избыточного снижения затрат за счет отказа от управления рисками цепочек поставок. Важной задачей является разработка методики обоснования затрат на управление устойчивостью МЦП в ОПК и создание нормативно-правовой базы для включения этих затрат в стоимость вооружений, военной и специальной техники, которые Вооруженные силы Российской Федерации закупают у предприятий ОПК.

При этом предложенные нами инструменты могут носить временный характер. В частности, переключение на альтернативного поставщика или на альтернативный канал поставок может быть оправдано в качестве как постоянной меры (в том случае, если у новой цепочки поставок отсутствуют те риски, из-за которых пришлось отказаться от использования ранее суще-

Реализация импортозамещения как долгосрочной стратегии должна дополняться инструментами, которые позволят быстро устранить нарушения устойчивости функционирования МЦП в случае их возникновения

ствующей), так и временного решения (позволяющего военному заказчику закрыть свою потребность в соответствующих ресурсах на время, необходимое для локализации их производства в России).

Наши рекомендации по использованию инструментов противодействия нарушению функционирования МЦП в ОПК представлены в табл. 2.

Таким образом, органам военного управления нужно не только разработать рекомендации по составу инструментов управления рисками МЦП в ОПК для предприятий, являющихся поставщиками ВС РФ, но и сформулировать требования к использованию этих инструментов на временной или постоянной основе в зависимости от характера нарушений функционирования цепочек поставок, текущей геополитической ситуации, потребностей ВС РФ в соответствующих ресурсах и т.д.

Подчеркнем, что при организации импортозамещения можно локализо-вывать как само производство необходимого ресурса, так и инфраструктуру для обеспечения функционирования цепочек поставок (при этом ресурс будет продолжать закупаться у иностранных поставщиков). Под инфраструктурой мы понимаем платежные системы, транспорт и т.д. В отдельных случаях локализация инфраструктуры может быть более целесообразной с экономической точки зрения, чем локализация производства.

Как показывает табл. 1, можно говорить об уровнях применения инструментов обеспечения стабильности

g АКТУАЛЬНАЯ ТЕ^^А Компетентность / Competency (Russia) 9-10/2022

DOI: 10.24412/1993-8780-2022-9-04-10

Список литературы

1. Абрамов А.К., Курбанов А.Х., Кручинкина Е.Н. Тенденции трансформации ведомственных систем материально-технического обеспечения в условиях нового технологического уклада и роста геополитической напряженности // Экономический вектор. — 2021. — № 3.

2. Аганбегян А.Г. Как госбюджет может стать локомотивом социально-экономического развития страны // Вопросы экономики. — 2015. — № 7.

3. Белов В.И. Региональная синергия в аспекте импортозамещения / В.И. Белов, Т.В. Степанова // Государство и бизнес. Современные проблемы экономики: материалы X Межд. науч.-практ. конф. — СПб: СЗИУ РАНХиГС, 2018.

EDN XSWUKL.

4. Буньковский Д.В. Импортозамещение в российской экономике: перспективы развития отечественных производств продовольствия // Вопросы управления. — 2016. — № 3.

5. Васильков В.А., Яковлев А.А., Яковлев А.В. Снабжение в Вооруженных силах Российской Федерации с позиций управления цепями поставок / Проблемы технического обеспечения войск в современных условиях: труды III Межвузовской науч.-практ. конф. — СПб: ВАС, 2018.

6. Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Импортозамещение: теоретические основы и перспективы реализации в России // Экономика и управление. — 2014. — № 11.

7. Головкина С.И., Козлова Н.А. Импортозамещение в РФ в контексте государственной стратегии и реализации в российском продовольственном комплексе // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 5-2(82). EDN YSQAMJ.

8. Грамматчиков А. Куда повернуть российскому дальнобойщику? // Эксперт. — 2022. — № 17-18; https://expert.ru/expert/2022/17/kuda-povernut-rossiyskomu-dalnoboyschiku/ (Дата обращения: 4.09.2022).

9. Григорьев М.Н., Сидоров Е.А. Закупочная деятельность предприятий ОПК в условиях масштабного применения антироссийских экономических

и политических санкций // Логистические системы в глобальной экономике. — 2022. — № 12.

10. Гришков В.Ф., Плотников В.А., Фролов А.О. Мобилизационная экономика в современной России: теоретические аспекты // Известия СПбГЭУ. — 2022. — № 3.

11. Дегтярев А.Н., Пахомов В.И., Грачев В.В. Государственный материальный резерв как гарант развития экономики и национальной безопасности государства // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный журнал. — 2017. — № 2.

12. Елисеев В.А. Риск-менеджмент в практике железнодорожного транспорта // Экономические и социально-гуманитарные исследования. — 2017. — № 2.

13. Ерасова Е.А., Плотников В.А. Перспективы развития оборонно-промышленного комплекса России в условиях экономических санкций // Экономика и управление. — 2015. — № 3.

14. Киселев А.П., Силаков А.В. Система государственных закупок

как инструмент финансирования предприятий легкой промышленности / Экономика отраслевых рынков: формирование, практика и развитие: Сб. материалов IV Всеросс. науч. конф. — М.: Дашков и К, 2020.

15. Клинова М.В., Сидорова Е.А. Экономические санкции Запада против России: развитие ситуации // Проблемы прогнозирования. — 2019. — № 3.

16. Комаров В.В., Литвина Н.И., Ананьева Е.В., Дощанова А.И. Негативное влияние Covid-19 на развитие мировой экономики // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. — 2020. — № 12.

17. Копылов А.В., Васильев И.В. Милитаризация международной политики и ее влияние на оборонную безопасность России // Военная мысль. — 2021. — № 4.

18. Котляров И.Д. Закон вертикальной интеграции и тенденции интеграции бизнеса в условиях капитализма: критический анализ (часть 2) // Теоретическая экономика. — 2020. — № 10.

19. Куликова О.М., Стародубцева А.В. Причины сбоев в глобальных цепочках поставок / Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика: Сб. статей 12-й Межд. науч.-практ. конф. — Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. EDN VQHWHG.

20. Курбанов А.Х., Князьнеделин Р.А. Государственный оборонный заказ как основа развития российской экономики // Проблемы теории и практики управления. — 2014. — № 12.

21. Курбанов А.Х., Наружный В.Е. Импортозамещение в технологическом обеспечении производства продукции военного назначения: теоретические и прикладные аспекты // Вооружение и экономика. — 2017. — № 2.

22. Курбанов А.Х., Шахян И.А. Особенности функционирования международных оборонно-промышленных цепочек поставок // Экономический вектор. — 2021. — № 1.

МЦП в ОПК. При этом тактические инструменты создают условия для реализации стратегических инструментов (импортозамещения). Очевидно, что переходить к реализации импор-тозамещения целесообразно в условиях нормально функционирующих цепочек поставок (то есть еще до начала использования тактических инструментов). Чем позже начат переход к импортозамещению (то есть чем активнее используются тактические и тем более стратегические инструменты), тем больше затрат потребуется для локализации производств и тем в более сжатые сроки придется ее проводить.

Из табл. 1 очевидно, что тактические и стратегические инструменты дополняют друг друга. По этой причине органам военного управления, в сотрудничестве с органами исполнительной власти и представителями бизнес-сообщества, необходимо определить, по каким направлениям иностранных закупок следует ограничиться использованием компенсирующих инструментов (то есть сохранить существующие цепочки поставок), для каких типов ресурсов целесообразно использовать трансформационные инструменты (то есть переход к новым цепочкам поставок при сохранении закупок за рубежом), а по каким видам продукции необходимо в интересах экономического развития страны и обеспечения ее национальной безопасности реализовывать политику импортоза-мещения. Такой подход позволит соблюдать баланс между использованием преимуществ международного разделения труда (благодаря МЦП в ОПК) и обеспечением национальной безопасности и развитием национальной экономики (на основе локализации производств). Привлечение к разработке такой политики органов исполнительной власти, ответственных за формирование национальной экономической политики, и представителей бизнес-сообщества необходимо, чтобы включить цепочки поставок, функционирующие в интересах ОПК, в общую экономическую систему страны. Это позволит

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Компетентность / Competency (Russia) 9-10/2022 DOI: 10.24412/1993-8780-2022-9-04-10

добиться синергетического эффекта и тем самым повысить эффективность как национального ОПК, так и гражданского сегмента национальной экономики [20].

Наши выводы:

► хотя в существующей литературе по проблемам национальной экономической безопасности (в частности, по проблемам обеспечения устойчивости международных цепочек поставок в оборонно-промышленном комплексе) в качестве основного решения предлагается импортозамещение, это решение носит скорее стратегический характер, тогда как текущие проблемы функционирования цепочек поставок требуют незамедлительного решения на основе тактических инструментов;

► тактические инструменты могут быть разделены на компенсирующие (устраняющие последствия проблем в функционировании существующих цепочек поставок без их изменения или замещения) и трансформационные (направленные на изменение цепочек поставок);

► органам военного управления надлежит разработать требования к использованию тактических и стратегических инструментов устранения проблем функционирования МЦП в ОПК (по составу этих инструментов, особенностям их использования на разных предприятиях, условиям применения и т.д.);

► необходимость использования инструментов по минимизации рисков МЦП в ОПК приведет к росту затрат предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые будут включены в стоимость вооружений, военной и специальной техники, производимых этими предприятиями для Вооруженных сил Российской Федерации. Органы военного управления должны разработать методику обоснования этих затрат и принять нормативно-правовую базу, которая позволила бы включить эти затраты в стоимость продукции предприятий ОПК. ■

Статья поступила в редакцию 25.092022

23. Лукьянова К.А., Полякова В.Э., Барыкин С.Е. Отечественные инновации как путь к импортозамещению в нефтегазовом комплексе / Неделя науки СПбПУ: Материалы науч. конф. с межд. участием. — СПб: ИПМЭиТ СПбПУ, 2019.

EDN ATJLEE.

24. Малихина О.В., Назарова А.Н. Ситуационный анализ состояния логистических цепочек поставок в условиях геополитического кризиса // Экономический вектор. — 2022. — № 2.

25. Малюков Ю.А., Силаков А.В. Государственный контракт: ключевые показатели и критерии производственного менеджмента // Компетентность / Competency (Russia). — 2019. — № 8.

26. Никитин Ю.А., Плотник М.А. Пандемия Covid-19 как фактор дестабилизации международных цепочек поставок // Экономический вектор. — 2021. — № 1.

27. Плещенко В.И. Закупочная деятельность во время и после эпидемии коронавируса: как работать дальше? // Стратегии бизнеса. — 2020. — Т. 8. — № 5.

28. Плотников В.А. Типизация хозяйственных систем: теоретические аспекты // Известия СПбГЭУ. — 2021. — № 1.

29. Плотников В.А. Транснациональные цепочки создания ценности

и глобальные механизмы ценообразования: взгляд теоретика // Известия СПбГЭУ. — 2022. — № 2.

30. Плотников В.А., Рогатин С.И. Перспективы развития системы государственных закупок и государственного оборонного заказа // Известия СПбГЭУ. — 2022. — № 4.

31. Подоба З.С., Молдован А.А., Фаизова А.А. Импортозамещение сельскохозяйственной продукции в России // ЭКО. — 2019. — № 7.

32. Прохорова В.О., Тайфурова А.Р., Черникова А.В. Способы и инструменты модернизации работы с поставщиками в условиях экономических рисков / Актуальные аспекты модернизации российской экономики: VII Всеросс. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. — СПб: СПбГЭУ ЛЭТИ, 2020. EDN ETTDLD.

33. Роднина Н.В., Сангалиев А.М. О тенденциях экономического развития АПК России и Республики Саха (Якутия) на фоне эпидемии Covid-19 // Академический вестник Якутской государственной сельскохозяйственной академии. — 2021. — № 4.

34. Рукинов М.В. Антироссийские санкции: структура и стратегии противодействия // Управленческое консультирование. — 2019. — № 6.

35. Столяров Е.В. Влияние пандемии Covid-19 на международные цепи поставок. Новые тренды // Человеческий капитал и профессиональное образование. — 2022. — № 2.

36. Терентьева И.В., Воронова О.В. Международные правовые санкции: дестабилизация экономики или новые возможности развития / Неделя науки СПбПУ: Науч. конф. с межд. участием, в 3-х частях. — СПб: СПбПУ, 2019. EDN VFXQLB.

37. Федотова Г.Ю. Актуальные вопросы государственного управления локализацией производства товаров / Цифровая экономика и индустрия 4.0: форсайт Россия: Науч.-практ. конф. с зарубежным участием. — СПб: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. DOI 10.18720/IEP/2020.1/34.

38. Харламов А.В., Харламова Т.Л., Поняева И.И. Государственное управление инновационным развитием с использованием возможностей импортозамещения // Известия СПбГЭУ. — 2022. — № 4.

39. Хейфец Б.А., Чернова В.Ю. Влияние распространения пандемии Covid-19 на глобальную продовольственную безопасность // Общество и экономика. — 2020. — № 7.

40. Цветков В.А. Проблемы безопасности государства в новых экономических условиях // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. — 2022. — № 2.

41. Целыковских А.А., Курбанов А.Х., Плотников В.А. Система материально-технического обеспечения военной организации государства: особенности функционирования и перспективы развития в современных экономических условиях // Управленческое консультирование. — 2014. — № 12.

42. Чичканов В.П., Сухарев О.С. Импортозамещение: перспективные решения // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. — 2022. — № 2.

43. Чукавов Д.В. Методика обоснования направлений инвестиционно-инновационной деятельности в системе продовольственного обеспечения войск (сил) в условиях импортозамещения // Вестник Забайкальского государственного университета. — 2017. — Т. 23. — № 4.

44. Щербанин Ю.А., Шиков В.О. Внешняя торговля: к вопросу о рисковых событиях и надежности цепей поставок // Российский внешнеэкономический вестник. — 2020. — № 7.

Kompetentnost / Competency (Russia) 9-10/2022 ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2022-9-04-10

On the Sustainability of International Supply Chains of Enterprises in Sanctions Context

E.N. Kruchinkina1, A.F. Mozhayskiy Military Space Academy

A.S. Mokrousov2, Volsk Military Institute of Material Support, Assoc. Prof. Dr. PhD

I.A. Shakhyan3, Volsk Military Institute of Material Support, kurbanov-83@yandex.ru

1 Head of Department, St. Petersburg, Russia

2 Deputy Head of Department, Volsk, Russia

3 Adjunct, Volsk, Russia

Citation: Kruchinkina E.N., Mokrousov A.S., Shakhyan I.A. On the Sustainability of International Supply Chains of Enterprises in Sanctions Context, Kompetentnost' / Competency (Russia), 2022, no. 9-10, pp. 4-10. DOI: 10.24412/1993-8780-2022-9-04-10

key words

military-industrial complex, sustainability, import substitution, compensatory and transformatical tools

References

Anti-Russian economic sanctions disrupt the functioning of international supply chains, primarily for defense industry enterprises. Import substitution allows replacing foreign resources with domestic products and eliminating dependence on foreign suppliers. But this is a long-term strategy, so it must be complemented by tactical tools that quickly eliminate disruptions in the functioning of international supply chains. We have developed a list of tactical and strategic tools, as well as a unified model for their use in managing the sustainability of international supply chains for defense industry enterprises. Tactical tools can be compensatory, i.e. eliminating disruptions without changing international supply chains, and transformational, which change existing supply chains. We believe that it is necessary to develop requirements for the use of tactical and strategic tools to eliminate the problems of the functioning of international supply chains in the defense industry. In addition, it is necessary to develop a regulatory and legal framework that allows including additional costs, inevitable when using these tools, in the cost of products of defense industry enterprises.

1. Abramov A.K., Kurbanov A.Kh., Kruchinkina E.N. Trends in the transformation of departmental logistics systems in the context of a new technological order and the growth of geopolitical tensions, Economic vector, 2021, no. 3, pp. 4-10.

2. Aganbegyan A.G. How the state budget can become the locomotive of the country's socioeconomic development, Economics issues, 2015, no. 7, pp. 142-150.

3. Belov V.I. Regional synergy in terms of import substitution, State and business. Economics modern problems. X int. Sc. and Pract. Conf., St. Petersburg, SZiU RANKhiGS, 2018,

pp. 39-41. EDN XSWUKL.

4. Bun'kovskiy D.V. Import substitution in the Russian economy: prospects for the development of domestic food production, Management issues, 2016, no. 3, pp. 53-60.

5. Vasil'kov V.A., Yakovlev A.A., Yakovlev A.V. Supply in the Armed Forces of the Russian Federation from the standpoint of supply chain management, Problems o1 technical support of troops in modern conditions. iii int. Sc. and Pract. Conf., St. Petersburg, VAS, 2018.

6. Vertakova Yu.V., Plotnikov V.A. Import substitution: theoretical foundations and prospects of implementation in Russia, Economics and Management, 2014, no. 11.

7. Golovkina S.I., Kozlova N.A. Import substitution in the Russian Federation in the context of state strategy and implementation in the Russian food complex, Economics and Entrepreneurship, 2017, no. 5-2(82). EDN YSQAMJ.

8. Grammatchikov A. Where to turn to the Russian trucker? Expert, 2022, no. 17-18; https:// expert.ru/expert/2022/17/kuda-povernut-rossiyskomu-dalnoboyschiku/ (acc.: 4.09.2022).

9. Grigor'ev M.N., Sidorov E.A. Procurement activities of defense industry enterprises in the context of large-scale application of anti-Russian economic and political sanctions, Logistics systems in the global economy, 2022, no. 12.

10. Grishkov V.F., Plotnikov V.A., Frolov A.O. Mobilization economy in modern Russia: theoretical aspects, izvestiya SPbGEU, 2022, no. 3.

11. Degtyarev A.N., Pakhomov V.I., Grachev V.V. State material reserve as a guarantor of economic development and national security of the state, Scientific Bulletin of the Volsk Military institute of Material Support: Military Scientific Journal, 2017, no. 2.

12. Eliseev V.A. Risk management in the practice of railway transport, Economic and socio-humanitarian research, 2017, no. 2.

13. Erasova E.A., Plotnikov V.A. Prospects for the development of the Russian military-industrial complex under economic sanctions, Economics and Management, 2015, no. 3.

14. Kiselev A.P., Silakov A.V. The public procurement system as a tool for financing light industry enterprises, The economics of industry markets: formation, practice and development. Proc. of iV All-Russian Sc. Conf., Moscow, Dashkov and K, 2020.

15. Klinova M.V., Sidorova E.A. Economic sanctions of the West against Russia: the development of the situation, Forecasting problems, 2019, no. 3.

16. Komarov V.V., Litvina N.I., Anan'eva E.V., Doshchanova A.I. The negative impact of Covid-19 on the development of the world economy, Economics, labor, management in agriculture, 2020, no. 12.

17. Kopylov A.V., Vasil'ev I.V. Militarization of international politics and its impact on defense security of Russia, Military thought, 2021, no. 4.

18. Kotlyarov I.D. The law of vertical integration and trends in business integration under capitalism: critical analysis (part 2), Theoretical economics, 2020, no. 10.

19. Kulikova O.M., Starodubtseva A.V. Causes of failures in global supply chains, Actual problems of development of socio-economic systems: theory and practice. 12th int. Sc. and Pract. Conf, Kursk, YuZGU, 2022. EDN VQHWHG.

20. Kurbanov A.Kh., Knyaz'nedelin R.A. The state defense order as the basis for the development of the Russian economy, Problems of theory and practice of management, 2014, no. 12.

21. Kurbanov A.Kh., Naruzhnyy V.E. Import substitution in the technological support of the production of military products: theoretical and applied aspects, Armament and Economics, 2017, no. 2.

22. Kurbanov A.Kh., Shakhyan I.A. Features of the functioning of international defense-industrial supply chains, Economic vector, 2021, no. 1.

23. Luk'yanova K.A., Polyakova V.E., Barykin S.E. Domestic innovations as a way to import substitution in the oil and gas complex, SPbPU Science Week, Sc. Conf. with int. participation, St. Petersburg, iPMEiTSPbPU, 2019. EDN ATJLEE.

24. Malikhina O.V., Nazarova A.N. Situational analysis of the state of logistics supply chains in the context of the geopolitical crisis, Economic vector, 2022, no. 2.

25. Malyukov Yu.A., Silakov A.V. State contract: key indicators and criteria of production management, Kompetentnost' /Competency (Russia), 2019, no. 8.

26. Nikitin Yu.A., Plotnik M.A. The Covid-19 pandemic as a factor of destabilization of international supply chains, Economic vector, 2021, no. 1.

27. Pleshchenko V.I. Procurement activities during and after the coronavirus epidemic: how to work further? Business strategies, 2020, vol. 8, no. 5.

28. Plotnikov V.A. Typification of economic systems: theoretical aspects, Izvestiya SPbGEU, 2021, no.1.

29. Plotnikov V.A. Transnational value chains and global pricing mechanisms: a theorist's view, izvestiya SPbGEU, 2022, no. 2.

30. Plotnikov V.A., Rogatin S.I. Prospects for the development of the public procurement system and the state defense order, izvestiya SPbGEU, 2022, no. 4.

31. Podoba Z.S., Moldovan A.A., Faizova A.A. Import substitution of agricultural products in Russia, ECO, 2019, no. 7.

32. Prokhorova V.O., Tayfurova A.R., Chernikova A.V. Methods and tools for modernization of work with suppliers in conditions of economic risks, Actual aspects of modernization of the Russian economy. Vii All-Russian Sc. and Pract. Conf. of students, [postgraduates and young scientists, St. Petersburg, SPbGEU LETi, 2020. EDN ETTDLD.

33. Rodnina N.V., Sangaliev A.M. On trends in the economic development of the agro-industrial complex of Russia and the Republic of Sakha (Yakutia) against the background of the Covid-19 epidemic, Academic Bulletin of YaGSA, 2021, no. 4.

34. Rukinov M.V. Anti-Russian sanctions: structure and counteraction strategies, Management consulting, 2019, no. 6.

35. Stolyarov E.V. The impact of the Covid-19 pandemic on international supply chains. New trends, Human capital and vocational education, 2022, no. 2.

36. Terent'eva I.V., Voronova O.V. International legal sanctions: economic destabilization or new development opportunities, SPbPU Science Week, Sc. Conf. with int. participation, St. Petersburg, iPMEiT SPbPU, 2019. EDN VFXQLB.

37. Fedotova G.Yu. Actual issues of state management of localization of goods production, Digital economy and industry 4.0: foresight Russia. Sc. and Pract. Conf. with foreign par.icipa.ion, St. Petersburg, POLYTECH-PRESS, 2020. DOI 10.18720/IEP/2020.1/34.

38. Kharlamov A.V., Kharlamova T.L., Ponyaeva I.I. State management of innovative development using import substitution opportunities, izvestiya SPbGEU, 2022, no. 4.

39. Kheyfets B.A., Chernova V.Yu. The impact of the spread of the Covid-19 pandemic on global food security, Society and economy, 2020, no. 7.

40. Tsvetkov V.A. Problems of state security in new economic conditions, Scientific Bulletin of the Military-industrial Complex of Russia, 2022, no. 2.

41. Tselykovskikh A.A., Kurbanov A.Kh., Plotnikov V.A. The system of material and technical support of the military organization of the state: features of functioning and prospects of development in modern economic conditions, Management consulting, 2014, no. 12.

42. Chichkanov V.P., Sukharev O.S. Import substitution: promising solutions, Scientific Bulletin of the Military-industrial Complex of Russia, 2022, no. 2.

43. Chukavov D.V. Methodology for substantiating the directions of investment and innovation activities in the food supply system of troops (forces) in the conditions of import substitution, Bulletin of the Trans-Baikal State University, 2017, vol. 23, no. 4.

44. Shcherbanin Yu.A., Shikov V.O. Foreign trade: on the issue of risk events and reliability of supply chains, Russian Foreign Economic Bulletin, 2020, no. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.