Научная статья на тему 'Об установлении налоговых вычетов по налогу на недвижимость'

Об установлении налоговых вычетов по налогу на недвижимость Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
НЕДВИЖИМОСТЬ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТИ / НАЛОГОВАЯ БАЗА / НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ / ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ / МОДЕЛЬ НАЛОГА / ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ ОТ 31.01.2013 Г. "ОБ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ / НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пылаева Алена Владимировна

Планируемое изменение имущественного налогообложения физических лиц в части замены налоговой базы на кадастровую стоимость не должно привести к резкому увеличению налоговой нагрузки, что вполне возможно вследствие существенного отличия кадастровой стоимости от инвентаризационной. Установление налогового вычета по площади объекта налогообложения позволит смягчить налоговую нагрузку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On setting tax deduction for real estate tax

Planned revision of real estate taxation of natural people regarding the change of taxable base for cadastral values shall not lead to steep increase of tax burden, which is possible due to the cadastral values being essentially different from the assessed value. Setting of the tax deduction on the basis of the area of the taxation base will ease tax burden.

Текст научной работы на тему «Об установлении налоговых вычетов по налогу на недвижимость»

© 2013 г. А.В. Пылаева

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА НЕДВИЖИМОСТЬ

Пылаева Алена Владимировна - доцент кафедры геоинформатики и кадастра ФГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», научный руководитель АНО «Институт развития территорий», канд. экон. наук

(E-mail: alena.pylaeva@gmail.com, info@irt.su)

В налоговой системе особое место занимают налоги на недвижимость. Визуальная определенность, стабильность и долгосрочность существования, обязательная государственная регистрация, а также высокие стоимостные параметры, формирующиеся в условиях свободного рынка, предопределяют повышенный интерес государства к недвижимости. Именно поэтому налог на недвижимое имущество - один из основных исторически сложившихся налогов во всех развитых странах мира.

Начиная с проведения эксперимента по налогообложению недвижимости в Великом Новгороде и Твери в 1997-2005 гг., неоднократно заявлялось о создании условий для введения соответствующего налога в Российской Федерации как стратегической цели налоговой политики. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию1 отмечено: «...считаю также, что для укрепления собственной налоговой базы регионов надо предоставить им право перейти к налогообложению недвижимого имущества, исходя из кадастровой стоимости, причем начиная уже с 2014 года. Но это должен быть самостоятельный выбор регионов, и при этом должна быть завершена вся работа по оценке объектов недвижимости и выверке данных об их владельцах». Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов также подтверждают это.

Не проработанные и не подготовленные к введению налоги, как и любые новации в сфере общественных финансов, могут иметь негативные последствия в социальной и экономической сферах. Необходима продуманная концепция внесения изменений в действующее законодательство, задачей которых будет, в том, числе, минимизация социальных рисков от введения новой модели налога в действие.

Социальная справедливость в налогообложении недвижимости. Принцип справедливости -это и один из принципов налогообложения, и принцип построения социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан (ст. 7 Конституции РФ). «Налог на недвижимость, как никакой иной налог, в условиях правильного установления его элементов, отражает принцип социальной справедливости»2.

1 Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ от 12.12.2012, «Российская газета», № 287, 13.12.2012.

2 Безруков В.Б. Налогообложение и кадастровая оценка недвижимости: / В.Б. Безруков, М.Н. Дмитриев, А.В. Пылаева; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2011. (9,1 п.л.) С. 24-27.

Подготовка к введению налога на недвижимость на основе рыночной стоимости в России началась в 1994 году3. Как возникла эта идея? Она явилась следствием глобальной задачи формирования в России социального государства и гражданского общества.

Пять столетий назад Никколо Макиавелли (1469-1527) одним из первых обосновал понятие гражданского общества и применил термин «государство» так, как принято сейчас - для обозначения политической организации общества. Одним из современных примеров успешной реализации идеи социального государства является Западная Германия. Людвиг Эрхард (1897-1977), канцлер ФРГ, разработал и претворил в жизнь концепцию социального рыночного хозяйства. Он был идеологом проведения в Западной Германии широкомасштабной экономической реформы, коренным образом преобразовавшей социально-экономическую жизнь страны.

Относительно самостоятельным элементом социально ориентированного рынка в Западной Германии было создание системы эффективной занятости, включающей в себя переподготовку кадров, регулирование рабочих мест, развитие общественных работ и другие звенья этой системы. Были приняты действенные меры по увеличению количества рабочих мест и сокращению безработицы. При этом четко разграничивалось, с одной стороны, милосердие к слабым, обеспечение им общественной защиты и поддержки и, с другой стороны, обеспечение свободы и самостоятельности сильным - лицам, которые в силу своих способностей и мастерства могли самостоятельно добиться успехов в жизни.

Особенно подчеркивалось, что человека «нельзя низводить до уровня опекаемого, принижать до состояния только потребителя государственных услуг». При этом важна солидарность «сильных» и «слабых», забота общества о потерпевших неудачу в жизни. Тем самым главной задачей объявлялось создание не системы тотального обеспечения, а предпосылок такой жизни, за которую ответственны сами граждане4 .

Важнейшим аспектом социальной политики была налоговая политика: освобождение от налогообложения всех малообеспеченных слоев общества, отказ от повышения косвенных налогов, осуществление финансирования социальных программ за счет высокого налогообложения и лишения некоторых субсидий наиболее богатых граждан. Одновременно во имя улучшения условий жизни малоимущих обсуждались законопроекты о пособиях для квартиросъемщиков, социальной помощи престарелым и т.д. За время реформы пенсии и другие государственные пособия возросли в несколько раз.

Как отмечает В.А. Щуров, «при Эрхарде усилилось воздействие государства на механизм функционирования рынка посредством разносторонней и взаимосвязанной социально-экономической, валютно-финансовой, научно-технической, инвестиционной и экологической политики, обеспечивающей необходимое развитие производства и решение социальных проблем общества. Вместо административно-директивного планирования вошло в практику так называемое индикативное планирование, предусматривающее установление вместо директивных подробных показателей определенных индикативных показателей»5.

Сравнив социально-экономические преобразования в нашем обществе с концепцией Эр-харда, мы увидим много совпадений. Многие господствующие ныне идеи дословно и понятийно совпадают с предложениями Эрхарда. Это, в частности:

- целостный подход в социальной и налоговой политике - важнейшим аспектом социальной политики Эрхарда была налоговая политика;

- социальная справедливость - предоставление налоговых льгот малообеспеченным слоям общества и лишение некоторых субсидий наиболее богатых граждан;

3 Налог на недвижимость: результаты эксперимента в Великом Новгороде и Твери [Электронный ресурс]: стенограмма «круглого стола» Комитета Совета Федерации по бюджету, 26 янв. 2006 г. // Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации: офиц. сайт. - URL: http://www.niisp.ru/News/Events/art67.

4 Эрхард Л. Полвека размышлений: речи и статьи. Пер. с нем. / Л. Эрхард. - М. : Руссико : Ордынка, 1993. -С. 7

5 Щуров В.А. История управленческой мысли и элементы сравнительного менеджмента Запад - Россия - Восток / В.А. Щуров. - Н. Новгород: [б. и.], 2004. - 50 с.

- индикативным показателем для установления налоговой базы по налогу на землю с 2006 года служит кадастровая стоимость, определяемая на основе рыночной стоимости недвижимости. С 2014 года планируется установление кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц.

Определение размера налогового вычета в модели налога на недвижимость. Прообраз конструкции основных элементов налога сложился в процессе выполнения проекта Международного Банка Реконструкции и Развития «Анализ социально-экономических последствий введения налога на недвижимость» в 2010 г.6 Первоначальным знаковым изменением явилось изменение налоговой базы (см. табл.1). Однако рыночная стоимость объектов недвижимости достаточно высока, поэтому очень важно было оценить налоговую нагрузку на физических лиц, подавляющее большинство которых являются плательщиками налога на жилую недвижимость.

Таблица 1

планируемые изменения налогов, связанных с недвижимостью

Изменяемые элементы Налоги, связанные с недвижимостью П е р е х о д н ы й п е р и о д Новая модель налога на недвижимость

налог на имущество физических лиц налог на имущество организаций земельный налог

Год введения 1991 1991 2006 Планируется с 2014 года

Уровень бюджета Местный Региональный Местный Местный

Учет объектов в целях налогообложения Органы технической инвентаризации Налогоплательщики Государственный кадастр недвижимости Государственный кадастр недвижимости

Налоговая база Инвентаризационная стоимость Остаточная и инвентаризационная стоимость имущества Кадастровая стоимость Кадастровая стоимость

Расчет налоговой базы Органы технической инвентаризации Остаточная стоимость - налогоплательщик, инв ентариз ационная стоимость - органы технической инвентаризации Оценщики Оценщики

Ставки налога Устанавливаются органами местного самоуправления* Устанавливаются органами власти субъектов РФ * Устанавливаются органами местного самоуправления * Устанавливаются органами местного самоуправления *

Льготы

вычеты Нет Нет Нет вводятся

* - в установленных законодательством пределах

Вследствие существенного превышения планируемой налоговой базы (кадастровой стоимости) над текущей налоговой базой (инвентаризационной стоимостью) было предложено в

6 Анализ социально-экономических последствий введения налога на недвижимость на основе результатов массовой оценки недвижимости: дайджест контракта МБРР № 52-CA-IIIA-QBS [Электронный ресурс] - 2011 г. / - URL: http://www.ecsro.rU/uploads/import/doc_roseestr/2773665/1.pdf

новой конструкции налога предусмотреть механизм налоговых вычетов для физических лиц. Оценка налоговой нагрузки была проведена в Калужской области и республике Татарстан, она выявила ее чрезмерность и необходимость установления вычетов по площади объекта налогообложения (см. табл. 2.). Для определения оптимального размера налоговых вычетов были предложены различные варианты численных значений вычетов - от нуля до 50 кв.м. площади объектов налогообложения, для каждого из которых исследовано распределение налогового бремени по социальным группам налогоплательщиков7.

Таблица 2

Оценка планируемой налоговой нагрузки по объектам недвижимости жилого назначения в Калужский области и Республике Татарстан в 2009 году

Доля налоговых платежей по объектам недвижимости жилого назначения в среднемесячной заработной плате Калужская область Республика Татарстан

мин % макс % мин % макс %

- для малоимущих граждан 0,11 (Людиновский район) 17,30 (г. Обнинск) 1,39 (г. Набережные Челны) 39,4 7 (Арский район)

- для граждан иных категорий 0,55 (Бабынинский район) 9,18 (Людиновский район) 1,18 (Менделеевский район) 7,06 (Арский район)

В результате проведенных исследований был определен размер налогового вычета по площади объекта недвижимости в отношении жилого помещения (жилого строения), равный 20 кв. м. Этот вывод подтвержден в информационном сообщении Министерства финансов РФ от 31.01. 2013 «Об основных элементах налога на недвижимое имущество8.

выводы

В 2012 году впервые была проведена кадастровая оценка объектов капитального строительства, результаты которой подтвердили высокий уровень кадастровой стоимости во всех субъектах Российской Федерации9. Органам местного самоуправления целесообразно в настоящее время проанализировать применение новой модели налога на недвижимость, основные параметры которой уже определены10. Это позволит рассчитать ставки налога, приемлемые с социально-политической и фискальной точек зрения, а также провести оценку налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Такой анализ даст возможность исследовать социальный аспект налога на недвижимость и осуществить справедливое установление основных элементов налога.

7 Безруков В.Б. Социальные аспекты налога на недвижимость. // Налоговая политика и практика. -2012. № 7. С. 24-27.

8 Информационное сообщение Министерства финансов РФ от 31.01.2013 г. «Об основных элементах налога на недвижимое имущество» / - URL: http://www.minfin.ru/ru/official/index.php?id4=18463.

9 Пылаева А.В. Налог на недвижимость: какими должны быть основные параметры / А.В. Пылаева // Налоговая политика и практика. - 2013. - № 8. - С. 27-30.

10 Письмо Федеральной налоговой службы от 06.06.2013 № БС-2-11/407.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.