УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10403
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРАВОВОГО РЕЖИМА
Алексей Александрович ПАНЬКИН, сотрудник Центра исследования проблем российского права «Эквитас» (г. Москва), кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
Аннотация. В статье рассмотрен ряд вопросов, связанных с проведением эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москва, в контексте теоретических представлений об административно-правовых режимах, устанавливаемых для достижения определенных целей и задач государственного управления.
Ключевые слова: административное право, административно-правовое регулирование, административно-правовой режим, экспериментальный правовой режим, общее регулирование, специальное регулирование, искусственный интеллект, национальная безопасность.
Annotation. The article considers a number of issues related to the experiment to establish special regulation in order to create the necessary conditions for the development and implementation of artificial intelligence technologies in the subject of the Russian Federation — the city of federal significance Moscow, in the context of theoretical ideas about the administrative and legal regimes established to achieve certain goals and objectives of public administration.
Keywords: administrative law, administrative regulation, administrative legal regime, experimental legal regime, general regulation, special regulation, artificial intelligence, national security.
Говременное развитие административного права показывает актуальность и вос-'^■.ХТребованность института административно-правовых режимов в регулировании общественных отношений не только в области обеспечения национальной безопасности, но и в иных областях государственного управления1.
Принятый Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москва и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных»» от 24 апреля 2020 г. № 123-Ф32 установил, что с 1 июля 2020 г. в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москва проводится эксперимент по установлению специального регулирования в целях создания
необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москва, а также последующего возможного использования результатов применения искусственного интеллекта.
Данный Федеральный закон определяет цели, задачи и основные принципы установления экспериментального правового режима, а также регулирует отношения, возникающие в связи с установлением экспериментального правового режима.
Важное методологическое значение имеет ст. 2 названного Федерального закона, содержащая следующие определения:
экспериментальный правовой режим — применение в течение предусмотренного настоящим Федеральным законом срока проведения эксперимента в отношении участников экспериментального правового режима специального регу-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020
лирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москва, а также последующего возможного использования результатов применения искусственного интеллекта;
общее регулирование — нормативное правовое регулирование, содержащее общеобязательные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение, и действующее на территории субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москва;
специальное регулирование — нормативное правовое регулирование, установленное принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москва, содержащее отличный от общего регулирования порядок разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в указанном субъекте Российской Федерации, а также для последующего возможного использования результатов применения искусственного интеллекта.
В юридической литературе уже был предложен перечень характерных признаков административно-правовых режимов3. Содержание рассматриваемого Федерального закона показывает, что экспериментальный правовой режим в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москва обладает всеми перечисленными признаками административно -правовых режимов с учетом особенностей, обусловленных целями и задачами его введения.
Так, в соответствии со ст. 3 рассматриваемого Федерального закона целями установления экспериментального правового режима являются: обеспечение повышения качества жизни населения; повышение эффективности государственного или муниципального управления; повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в ходе внедрения технологий искусственного интеллекта; формирование комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, по результатам установления экспериментального правового режима.
Задачами установления экспериментального правового режима являются: создание благо-
приятных правовых условий развития технологий искусственного интеллекта; апробация технологий искусственного интеллекта и результатов его применения в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москва; оценка эффективности и результативности установления специального регулирования по результатам установления экспериментального правового режима.
Основными принципами установления экспериментального правового режима являются: прозрачность экспериментального правового режима; защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение безопасности личности, общества и государства; недискриминационный доступ к результатам применения искусственного интеллекта.
В целях установления экспериментального правового режима соответствующими полномочиями наделяется высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москва.
В соответствии со ст. 1 Закона г. Москвы «О Правительстве Москвы» от 20 декабря 2006 г. № 65 Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москва, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москва4.
Важной чертой рассматриваемого правового режима является то, что он предусматривает так называемое «специальное регулирование», которое отличается от «обычного регулирования».
Большинство ученых, рассматривающих административно-правовые режимы, выделяют такой их признак, как особое правовое регулирование, отличающееся от обычного.
Например, Ю.А. Тихомиров в определении административно-правового режима также делает акцент на том, что это «особый вид регулирования, в рамках которого создается особая комбинация юридических, организационных и иных средств для обеспечения того или иного государственного состояния»5.
Налицо и связь рассматриваемого специального правового режима с обеспечением национальной безопасности, что непосредственно проявляется в таком принципе установления экспериментального правового режима, каким является обеспечение безопасности личности,
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020
общества и государства. Это ставит на повестку дня вопрос об определении возможностей использования названного специального правового режима в целях обеспечения национальной безопасности6.
Угрозы безопасности в рамках функционирования данного специального правового режима могут проявиться, например, в области обработки участниками экспериментального правового режима персональных данных. Поэтому устанавливается, что требования к соглашениям между участниками экспериментального правового режима и уполномоченным органом должны предусматривать механизмы обеспечения конфиденциальности передаваемых данных и безопасности их хранения.
Для уничтожения персональных данных, полученных в результате обезличивания, применяются прошедшие в установленном порядке процедуру оценки соответствия средства защиты информации, в составе которых реализована функция уничтожения информации. Сведения об уничтожении персональных данных, полученных в результате обезличивания, направляются лицом, являвшимся участником экспериментального правового режима, в уполномоченный орган.
Участники экспериментального правового режима несут ответственность за соблюдение прав субъектов персональных данных в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-Ф37 в течение всего срока проведения эксперимента и после прекращения их участия в эксперименте.
В рамках рассматриваемого экспериментального правового режима также актуализируется вопрос о взаимодействии8 всех субъектов — участников соответствующих правовых отношений в области специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интел-
лекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москва.
Таким образом, законодательное закрепление экспериментального правового режима является не только свидетельством востребованности правовой конструкции административно-правовых режимов, но и показывает одно из направлений развития административно-правового регулирования в современных условиях.
1 См., напр.: РедкоусВ.М. Трансформация форм и методов государственного регулирования в области экономики в условиях распространения новой коронавирус-ной инфекции (COVID-19) // Гос. служба и кадры. 2020. № 2. С. 166—170;
Редкоус В.М. Формы и методы государственного управления в области обеспечения экономической безопасности // 25 лет Гражданскому кодексу Российской Федерации: традиции и новации частноправового развития: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. (с элементом школы молодого ученого) (Тамбов, 29— 30 ноября 2019 г.) Тамбов: Принт-Сервис, 2019. С. 34—47; и др.
2 СЗ РФ. 2020. № 17. Ст. 2701.
3 Редкоус В.М. Понятие административно-правовых режимов, устанавливаемых в области обеспечения национальной безопасности // Право и государство: теория и практика. 2009. № 12 (60). С. 92—95.
4 Закон г. Москвы «О Правительстве Москвы» от 20.12.2006 г. № 65 // URL: https://moskva-pravo.ru/zakon/ 2006- 12-20-n- 65/st-1.html (Дата обращения: 01.06.2020)
5 Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2005. С. 377.
6 См., в частности: Редкоус В.М. Возможности использования административно-правовых режимов в целях обеспечения национальной безопасности // Закон и право. 2010. № 5. С. 92—94.
7 СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3451.
8 См., напр.: Редкоус В.М., Кившик Д.И. Факторы, обусловливающие взаимодействие государственных органов в области защиты государственной тайны, и направления совершенствования его правового регулирования // Закон и право. 2018. № 2. С. 153—155.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020