Научная статья на тему 'Об установлении административной ответственности за опасное (агрессивное) вождение в Российской Федерации и правоприменительная практика привлечения водителей за опасное вождение в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии: анализ и возможность использования'

Об установлении административной ответственности за опасное (агрессивное) вождение в Российской Федерации и правоприменительная практика привлечения водителей за опасное вождение в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии: анализ и возможность использования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
256
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / ОПАСНОЕ (АГРЕССИВНОЕ) ВОЖДЕНИЕ / DANGEROUS (AGGRESSIVE) DRIVING / ВОДИТЕЛЬ / DRIVER / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / TRAFFIC RULES / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОПАСНОЕ ВОЖДЕНИЕ В СОЕДИНЕННОМ КОРОЛЕВСТВЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ / THE RESPONSIBILITY FOR DANGEROUS DRIVING IN THE UNITED KINGDOM OF GREAT BRITAIN AND NORTHERN IRELAND

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потапенкова Ирина Викторовна.

Рассматривается возможность установления административной ответственности за опасное (агрессивное) вождение в Российской Федерации. Делается вывод о том, что подобное управление транспортным средством может повлечь совершение дорожно-транспортного происшествия с тяжкими последствиями; однако, в силу отсутствия ряда понятий такого вождения в Правилах дорожного движения Российской Федерации и труднодоказуемости таких деяний с точки зрения административного законодательства установить названную ответственность не представляется возможным. Также рассматривается законодательная и правоприменительная практика привлечения к ответственности за опасное вождение в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии и делается вывод о возможности использования понятийного аппарата и квалификации данного правонарушения в дальнейшем при установлении административной ответственности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the establishment of administrative liability for dangerous (aggressive) driving in the Russian Federation and practice of attracting drivers for dangerous driving in the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland: the analysis and the possibility of its use

Discussed the possibility of establishing administrative liability for dangerous (aggressive) driving in the Russian Federation. Concluded that such driving may lead to the commission of an accident with serious consequences, but because of the lack of a number of concepts such driving Highway Code of the Russian Federation and trudnodokazuemosti such acts in terms of administrative law does not establish such liability possible. Also consider legislative and practice of accountability for dangerous driving in the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and concludes the possibility of using the conceptual apparatus and qualification of the offense in the future when establishing administrative responsibility in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Об установлении административной ответственности за опасное (агрессивное) вождение в Российской Федерации и правоприменительная практика привлечения водителей за опасное вождение в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии: анализ и возможность использования»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.92 ББК 67.301

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОПАСНОЕ (АГРЕССИВНОЕ) ВОЖДЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ЗА ОПАСНОЕ ВОЖДЕНИЕ В СОЕДИНЕННОМ

КОРОЛЕВСТВЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ: АНАЛИЗ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИРИНА ВИКТОРОВНА ПОТАПЕНКОВА,

старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: irina_aduzova@mail.ru

Научная специальность 12.00.14 - административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается возможность установления административной ответственности за опасное (агрессивное) вождение в Российской Федерации. Делается вывод о том, что подобное управление транспортным средством может повлечь совершение дорожно-транспортного происшествия с тяжкими последствиями; однако, в силу отсутствия ряда понятий такого вождения в Правилах дорожного движения Российской Федерации и труднодоказуемости таких деяний с точки зрения административного законодательства установить названную ответственность не представляется возможным. Также рассматривается законодательная и правоприменительная практика привлечения к ответственности за опасное вождение в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии и делается вывод о возможности использования понятийного аппарата и квалификации данного правонарушения в дальнейшем при установлении административной ответственности в Российской Федерации.

Ключевые слова: административная ответственность, опасное (агрессивное) вождение, водитель, правила дорожного движения, ответственность за опасное вождение в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии.

Annotation. Discussed the possibility of establishing administrative liability for dangerous (aggressive) driving in the Russian Federation. Concluded that such driving may lead to the commission of an accident with serious consequences, but because of the lack of a number of concepts such driving Highway Code of the Russian Federation and trudnodokazuemosti such acts in terms of administrative law does not establish such liability possible. Also consider legislative and practice of accountability for dangerous driving in the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and concludes the possibility of using the conceptual apparatus and qualification of the offense in the future when establishing administrative responsibility in the Russian Federation.

Keywords: administrative responsibility, dangerous (aggressive) driving, driver, traffic rules, the responsibility for dangerous driving in the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland.

Дорожно-транспортный травматизм является предметом серьезной озабоченности со стороны мирового сообщества, учитывая тот факт, что общее число случаев смерти в результате дорожно-транспортных происшествиях остается недопустимо высоким и составляет 1,24 млн. чел. в год1.

Осуществление надлежащего контроля за соблюдением правил дорожного движения - это составная часть системы мер обеспечения безопасности дорожного дви-

жения. Для достижения успешного результата необходимо выработать такой механизм по предупреждению правонарушений в области дорожного движения, при котором меры пресечения были бы не только установлены законодательно, но и понятны, а в дальнейшем и реализованы всеми участниками дорожного движения. Меры контроля за соблюдением правил дорожного движения должны быть достаточно жесткими и осуществляться в течение продолжительного времени, чтобы

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

у всех участников дорожного движения сохранялось в полной силе ощущение ответственности. В настоящее время российское законодательство находится на пути введения дополнительных санкций за нарушение дорожных правил. Так, с 2009 г. были ужесточены меры уголовного наказания пьяным водителям, совершившим ДТП с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего (ч. 2, 4, 6 ст. 264)2. С 2013 г. значительно выросли штрафные санкции за нарушение правил дорожного движения3, к 2014 г. санкции изменились по 46 составам административных правонарушений в области дорожного движения, в частности, минимальный размер административного штрафа вырос с 300 руб. до 500 руб., максимальный - с 5 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

В свою очередь, ужесточение наказаний за совершение административных правонарушений в области дорожного движения предусмотрено после наступления самого противоправного деяния. По мнению автора, необходимо внедрять правовое воздействие государства на правонарушителя на стадии предупреждения административного правонарушения, когда он осознает, что наказуемо само по себе нарушение правил дорожного движения, а не только при наличии материального ущерба или пострадавших. Таким образом, данная мера государственного воздействия направлена на обеспечение общественной безопасности всех участников дорожного движения. При таком подходе предполагается снижение количества дорожно-транспортных происшествий в целом.

Одной из приоритетных задач, определенной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в качестве направления совершенствования деятельности органов внутренних дел4, является принятие комплекса мер, направленного на обеспечение безопасности дорожного движения. При этом содержание указанных мер должно реализовываться не только путем ужесточения ответственности за совершение отдельных правонарушений в области дорожного движения, но и путем повышения культуры поведения на дорогах.

Таким образом, подразделения полиции должны использовать избирательные стратегии по пресечению конкретных видов нарушений правил дорожного движения, позволяющие существенно повысить эффективность принимаемых мер. В качестве одного из таких направлений, по нашему мнению, должна стать организация деятельности по принятию необходимых мер в отношении водителей, практикующих опасное (агрессивное) поведение на дорогах при управлении транспортным средством соответствующего вида5.

Из всех существующих способов применения на практике выявления грубых нарушений правил дорожного движения (превышение скоростного режима вождения; выезд на полосу, предназначенную для встречного движения; проезд на запрещающий сигнал светофора, неправильное расположение транспортного средства и т.д.) наиболее эффективным является установка на дорогах различных фото-видеокамер, работающих в автоматическом режиме.

По данным ГИБДД МВД России за 2014 г. выявлено свыше 70 млн. нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, из них 62% выявлено с помощью фиксации этих правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (за 2013 г. - 68 млн., из них 59% - с помощью средств видео и фотозаписи)6.

Исследование, проведенное в Канаде показало, что с одной стороны, контроль за соблюдением правил дорожного движения снизил число дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом в странах с высоко развитым автомобильным движением, однако, с другой стороны, недостаточное и непоследовательное применение различных форм и методов пресечения нарушений законодательства в области дорожного движения способствовало ежегодному наступлению смертности по всему миру7.

Большинство водителей знакомы с такой проблемой, как опасный (агрессивный) метод вождения, создающий угрозу возникновения аварийной ситуации или угрозу безопасности других участников дорожного движения.

Опасный (агрессивный) метод вождения, как правило, выражается в неоднократном (систематическом) опасном перестроении по полосам движения; резком торможении, совершаемом после резкого ускорения; создании искусственных помех для других участников дорожного движения; опасном приближении к впереди идущему транспортному средству и т.д., что способствует созданию аварийной ситуации на дорогах, а также наступлению наиболее тяжких последствий.

Проводимое ФКУ «Дирекция Программы Повышение безопасности дорожного движения» анкетирование показало, что 50% от общего числа анкетируемых считает, что к «лихачам на дороге» относятся:

• отрицательно (считают, что нужно бороться с лихачеством законодательно);

• крайне отрицательно (необходимо привлечь к ответственности с назначением достаточно строгого наказания) - 34,6 %;

• положительно (сам (а) люблю всех обгонять и подрезать) - 7,7%;

• нейтрально (мне все равно, лишь бы никто не пострадал) - 7,7%;

• отрицательно (но, ничего с ними не делать, они сами себя наказывают) - 0%8.

Таким образом, можно констатировать, в обществе негативно относятся к такому явлению, как опасное (агрессивное) вождение автотранспортного средства. Однако, к водителям, практикующим такие методы вождения, очень сложно применить те или иные санкции, предусмотренные административным законодательством, поскольку нарушение ими правил дорожного движения Российской Федерации (далее -ПДД) является труднодоказуемым. Кроме того, в Ко-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

дексе Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует состав административного правонарушения, содержащего в себе признаки такого деяния, как опасное (агрессивное) вождение.

Действующая редакция КоАП РФ уже содержит ст.ст. 12.9, 12.14, 12.15, предусматривающие административную ответственность за превышение установленной скорости движения, нарушение правил маневрирования, а также за нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона, однако привлечение водителей за опасное (агрессивное) вождение ими не предусмотрено.

В законодательстве Российской Федерации, в частности в Правилах дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, отсутствуют понятия «опасный» (агрессивный) метод вождения» и «угроза возникновения аварийной ситуации».

В 2012 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассматривался законопроект об установлении административной ответственности за управление транспортным средством, создающее угрозу возникновения аварийной ситуации (агрессивный метод вождения), однако в силу ряда объективных причин юридического характера данный законопроект был отклонен9.

Следует отметить, что подобные предложения давно уже высказывались представителями Движения автомобилистов России и различных правозащитных организаций.

Рассматривая предлагаемые законодателями новые составы административных правонарушений в области дорожного движения, очень часто исследуется и анализируется национальное законодательство стран Евросоюза, США, Японии и Китая.

По нашему мнению, с точки зрения комплекса мер юридического характера по противодействию опасному (агрессивному вождению) на дорогах страны представляет определенный интерес законодательство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Великобритания и в самом деле имеет одни из самых низких в мире показателей смертности на дорогах - 5,4 чел. погибших на 100 тысяч населения. Начиная с 70-х годов прошлого столетия смертность на автострадах Соединенного Королевства неуклонно снижается. Число жертв среди пешеходов сократилось на Альбионе за последние 40 лет на 78%. Общее число смертей в ДТП снизилось только за несколько последних лет на 7%. Свыше 16% аварий провоцируется неосторожным или рискованным управлением10.

Так, в соответствии с разд. 2 Закона о дорожном движении 1988 г., правонарушение классифицируется как опасное вождение, если стандарт вождения нарушителя в значительной мере не соответствует тому, что ожидалось бы от компетентного и осторожного водителя, и компетентному и осторожному водителю было бы очевидно, что подобное вождение опасно11.

Случаи опасного вождения могут рассматриваться магистратами или Судом короны, и влекут за собой штраф или 6 месяцев ареста при рассмотрении судами магистрата. При рассмотрении Судом короны максимальное наказание составляет 2 года лишения свободы и/или штраф не ограниченного размера.

Суд обязан отстранить водителя от вождения, по крайней мере, на год и потребовать прохождения расширенного повторного водительского экзамена для возвращения водительских прав. Если имеются «особые причины» не дисквалифицировать водителя, суд обязать назначить внесение 3-11 штрафных баллов в его водительские права, если только не имеется «особых причин» этого не делать12.

Сторона обвинения должна учесть следующие факторы:

• чтобы признать вождение «опасным», необходимо соответствие обеим частям определения.

• не существует имеющего законную силу определения того, что понимать под «в значительной мере», но «опасное» должно относиться к реальному риску и вероятности возникновения увечий или причинения серьезного ущерба собственности.

• человека следует считать ведущим автомобиль опасно, если компетентному и осторожному водителю было бы очевидно, что вождение данного автомобиля в его текущем состоянии (плохое состояние / опасные неисправности, т.е. неисправная тормозная или рулевая система и т.д.) является опасным.

• навыки (или, вернее, отсутствие навыков) водителя являются несущественным обстоятельством, когда рассматривается вопрос о том, является ли вождение опасным.

Практика обвинения - опасное вождение включает как ситуации, когда водитель по собственной воле выбирает определенную манеру езды, так и случаи ошибочного суждения, когда, пусть даже и на короткое время, вождение в значительной мере не отвечает требуемым стандартам. Если приведшее к опасности вождение было намеренным, это будет классифицировано как обстоятельство, отягчающее правонарушение.

Примечательно, что манеру езды следует рассматривать в контексте сопутствующих такому вождению обстоятельств (например, с учетом плотности транспортного потока, видимости, погодных условий, превышения скорости и т.п.), и эти специфические факторы следует брать во внимание при принятии обвинительного решения в каждом конкретном случае.

Проверка на «опасность» носит объективный характер: последовательное пренебрежение дорожными знаками и сигналами («стоп», «уступи дорогу» или сигналами светофора) может служить свидетельством того, что манера езды в значительной степени не отвечает требуемым стандартам, что делает обоснованным обвинение в опасном вождении.

Как отмечает менеджер Глобального Партнерства по БДД Эндрю Юдалл, данные примеры обстоятельств вероятнее всего будут классифицированы как опасное

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

вождение, они основаны на вынесенных судом решениях и соответствующих деяниях:

• гонки или состязание в скорости;

• недолжное и неуважительное отношение к уязвимым участникам движения, таким как велосипедисты, мотоциклисты, всадники, пожилые люди и пешеходы, либо несоблюдение правил вблизи переходных переходов, школ или жилых домов;

• скорость, совершенно несоответствующая имеющимся дорожным условиям или обстановке;

• агрессивное вождение, например, внезапная смена полосы движения, попытки вклиниться в поток транспортных средств или движение на опасно близком расстоянии от движущегося впереди транспортного средства;

• пренебрежение сигналами светофора или иными дорожными знаками, которое, по результатам объективного анализа, оказывается намеренным;

• пренебрежение предупреждениями, исходящими от пассажиров;

• обгон, который не может быть совершен безопасно;

•вождение в таком медицинском или физическом состоянии, которое заведомо существенно и опасно влияет на водительские навыки нарушителя, например, наличие гипсовой повязки на руке или ноге, проблемы со зрением. Сюда может быть также включен несвоевременный прием прописанных лекарств;

• вождение в условиях заведомого ограничения сна или отдыха;

• вождение транспортного средства, имеющего опасные неисправности, не проходящего необходимого технического обслуживания или опасно перегруженного;

• использование мобильного телефона без гарнитуры или иного электронного оборудования для звонка или отправки текстового сообщения, если такого использования вполне можно было избежать как опасно отвлекающего водителя от дороги;

• вождение в состоянии необоснованного и опасного невнимания, например, чтения газеты (карты), разговора и визуального контакта с пассажиром, выбора и прикуривания сигареты, настройки электронного оборудования, такого как радиоприемник, мобильный телефон или спутниковое навигационное устройство;

• краткая, но очевидно опасная ситуация, спровоцированная существенно опасным маневром. Это определение охватывает ошибку или неадекватное решение водителя, повлекшее за собой опасную езду даже на незначительное время. Случаи, иллюстрирующие данный принцип, включают следующие ситуации:

- нарушитель не остановился на перекрестке, несмотря на наличие знака, требующего уступить дорогу, не заметил движущееся с соблюдением всех правил такси и совершил с ним столкновение;

- нарушитель выехал на перекресток при наличии знака, требующего уступить дорогу, совершил столкновение с автомобилем, с соблюдением правил движущим-

ся по главной дороге, и не способен объяснить, как он мог не заметить такой автомобиль - «не оценил опасность»13.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что объективная сторона рассматриваемого состава правонарушения «опасное вождение» составляет широкий круг действий водителя, а одним из квалифицирующих признаков является «стандарт вождения», который не соответствует тому, что ожидалось бы от компетентного и осторожного водителя, и компетентному и осторожному водителю было бы очевидно, что подобное вождение опасно. По нашему мнению, такое понятие как «стандарт вождения» со временем должно быть установлено и в нормативных правовых актах Российской Федерации.

Возникает вопрос, а можно ли применить аналогичную законодательную и правоприменительную практику в Российской Федерации и привлекать за опасное (агрессивное) вождение водителей к ответственности? Не секрет, что рассматриваемые деяния, практикуются водителями на территории Российской Федерации.

Полагаем, вернуться к данному вопросу позволит совершенствование и модернизация имеющихся специальных технических средств, выполняющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи правонарушений, работающих в автоматическом режиме, что позволит существенно расширить составы административных правонарушений в области дорожного движения, а доказательства таких деяний будут носить упрощенный характер.

1 См. Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2013. Всемирная организация здравоохранения / Пер. с англ. М.: Издательство «Весь Мир», 2014. 303 с.

2 Уголовный кодекс Российской Федерации: от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (действующая редакция от 21 июля 2014 г.) http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online. Дата обращения: 27 августа 2014 г.

4 Из выступления Президента России В.В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД России // Щит и меч. 2014. 27 марта. № 12. С. 1,2 (опубликовано на официальном сайте МВД России http:// mvd.ru).

5 В законодательстве Российской Федерации термина «опасное (агрессивное) вождение» не установлено. В законодательстве большинства стран Европы и Соединенных Штатов Америки присутствуют нормы, которые закрепляют ответственность за (опасный) агрессивный метод вождения (агрессивное движение).

6 См. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения. Официальный сайт ГИБДД России // http:// www.gibdd.ru/stat/.

7 См. Mc Donald N, ed. The role of driver fatigue in commercial road transport crashes. Brussels, European Transport Safety Council, 2001.

8 См. Официальный сайт ФКУ «Дирекция Программы ПБДД». http://www.fcp-pbdd.ru/

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

9 См. Законопроект № 57721-6 от «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (об установлении ответственности за управление транспортным средством, создающее угрозу возникновения аварийной ситуации (агрессивный метод вождения)». Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации. http://asozd2.duma.gov.ru.

10 См. Официальный сайт ФКУ «Дирекция Программы ПБДД» . http://www.fcppbdd.ru/experience/211/23880/.

11 Правила дорожного движения в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии регулируются Законом о дорожном движении (Road Traffic Act) в редакциях 1988 и 1991 гг. Официальный сайт Консульский информационный

портал МИД РФ http://www.kdmid.ru

12 В Великобритании действует система штрафных баллов за то или иное нарушение правил дорожного движения. Так, за превышение скорости водитель может получить от трех до шести баллов. Если их количество превысит 12 за три года, то автомобилист лишается водительского удостоверения. См. Andy.Udall., Information Global Road Safety PartnershipIntemational Federation of Red Cross and Red Crescent Societies Regional Representation in Moscow // http://www.ifrc.org/www.grsproadsafety.org.

13 См. Andy. Udall., Information Global Road Safety Partnership International Federation of Red Cross and Red Crescent Societies Regional Representation in Moscow // http://www.ifrc.org/www. grsproadsafety.org.

УДК 342.951; 351.82 ББК 67.401

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ РЕЖИМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ И ДРУГИХ ПОГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

АНАТОЛИЙ СЕМЕНОВИЧ ПРУДНИКОВ,

ученый секретарь Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

доктор юридических наук, профессор E-mail: 203.019@mail.ru

Научная специальность 12.00.14 - административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Приводится характеристика административной ответственности в сфере регулирования режимов государственной границы России и пограничных территорий с точки зрения самой юридической ответственности и ее сущности.

Ключевые слова: государственная граница, юридическая ответственность, административные правонарушения, пограничные территории.

Annotation. The article is devoted to the characteristics of administrative responsibility in the regulatory regimes of the state border and border areas from the point of view of the legal liability and its essence.

Keywords: state border, legal responsibility, the administrative offence, the cross border area.

Во все времена и во всех государствах юридическая ответственность призвана защищать те общественные отношения, которые выгодны на определенном отрезке исторического развития конкретному социально-экономическому сообществу - государству. Юридическая ответственность, являясь составной частью и разновидностью общесоциальной ответственности, исходит из соотношения философских категорий диалектического материализма - общее, особенное и частное, что определенным образом характеризует их взаимосвязь1.

Мораль, обычаи, религия и право находятся во взаимовлиянии и развитии, но нормы каждой из них относительно обособлены.

Социальная ответственность является формой взаимосвязи личности и общества. Она порождается совместной деятельностью, противоречием интересов личности и общества и необходима для урегулирования отношений между людьми. Ее предпосылкой является осознанная возможность выбора поведения и потребность общества в определенном ограничении проявления воли индивида для сохранения социального целого2.

Юридическая ответственность - термин, широко используемый в отечественной правовой системе. Это одна из фундаментальных правовых категорий, занимающих важное место в механизме правового регулирования общественных отношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.