Научная статья на тему 'ОБ УСТАНОВКЕ ОХЛАДИТЕЛЯ ТОПЛИВА НА ТРАКТОР К-744Р2 С ДИЗЕЛЕМ 8481.10 ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩИХ РАБОТ'

ОБ УСТАНОВКЕ ОХЛАДИТЕЛЯ ТОПЛИВА НА ТРАКТОР К-744Р2 С ДИЗЕЛЕМ 8481.10 ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩИХ РАБОТ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
75
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАКТОР СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ / НАДЁЖНОСТЬ / МОЩНОСТЬ / ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА / ОХЛАЖДЕНИЕ ТОПЛИВА / РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ РАБОТЫ / AGRICULTURAL TRACTOR / RELIABILITY / POWER / DIESEL ENGINE / FUEL SYSTEM / FUEL COOLING / MAINTENANCE WORKS

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Таусенев Евгений Михайлович

Обосновывается установка охладителя топлива с целью увеличения мощности и надёжности дизеля 8481.10 для трактора К-744Р2. Выполнены расчёты на режимах номинальной мощности и максимального крутящего момента. Температура топлива в распылителе форсунки изменялась от +380 К до +303 К. Эффективная мощность Ne и часовой расход GТ с уменьшением температуры топлива постоянно возрастают. Максимальный прирост Ne составил 18%, максимальный крутящий момент Mmax стал равным 1777 Н∙м и превысил Mmax дизеля OM460LA E3A/5 (1750 Н∙м). Появляется возможность повышения тягового класса до 6-го в комплектации с дизелем 8481.10, также как с дизелем OM460LA E3A/5. Расход топлива gе снижается на величину не более 2 г/(кBт·ч). Дымность по шкале Хартриджа имеет минимальное значение при температуре топлива +353 К. Выбросы диоксида углерода изменяются незначительно (до 1%), выбросы оксида азота при охлаждении топлива постепенно увеличиваются на 8%. Все эти изменения характерны для тракторов в зимних условиях эксплуатации. Установка охладителя топлива на К-744Р2 является обоснованной и может выполняться при ремонтно-обслуживающих работах. Возможная температура топлива будет ограничиваться маркой применяемого топлива и мощностью охладителя. Рекомендуется температура топлива в распылителе не более +343 К (с учётом смазывающих свойств дизельного топлива, уменьшения закоксовывания распылителя и полученных результатов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Таусенев Евгений Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUEL COOLER INSTALLATION ON THE TRACTOR К-744Р2 WITH DIESEL 8481.10 DURING MAINTENANCE WORKS

The installation of fuel cooler to increase the power output and reliability of the diesel engine 8481.10 for the tractor К-744Р2 is substantiated. The calculations at rated power and maximum torque modes were made. The fuel temperature in the nozzle varied from +380 К to +303 K. The effective power Ne and the hourly flow rate GT as the fuel temperature decreased were constantly increasing. The maximum growth of Ne made up 18%; the maximum torque Mmax became equal to 1777 N∙m and exceeded Mmax of the diesel OM460LA E3A/5 (1750 N∙m). There is an opportunity to increase the traction class to the 6th class in the configuration with the diesel 8481.10, as well as with the diesel OM460LA E3A/5. The fuel consumption ge is reduced by not more than 2 g per (kW∙h). The Hartridge scale smoking has a minimum value at a fuel temperature of 353 K. Carbon dioxide emissions are changing slightly (up to 1%), and nitrogen oxide emissions from fuel cooling are gradually increasing by 8%. All these changes are typical for tractors under winter operating conditions. The installation of the fuel cooler on the tractor К-744Р2 is reasonable and may be carried out during maintenance works. The possible fuel temperature will be limited by the grade of the used fuel and the power output of the cooler. The fuel temperature in the nozzle is recommended to be not more than +343 K (taking into account the lubricating properties of diesel fuel, reduction of nozzle coking and obtained results).

Текст научной работы на тему «ОБ УСТАНОВКЕ ОХЛАДИТЕЛЯ ТОПЛИВА НА ТРАКТОР К-744Р2 С ДИЗЕЛЕМ 8481.10 ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩИХ РАБОТ»

ustanovok s ispolzovaniem vozobnovlyaemykh vidov energii. - Moskva: KolosS, 2003. - 532 s.

14. Pat. No. 189495 Rossiyskaya Feder-atsiya, MPK A01G 25/09, SPK A01G 25/09, Y02P 60/122. Avtonomnaya elektrifitsirovanna-ya sektsiya dozhdevalnoy mashiny krugovogo deystviya / S.M. Bakirov, G.P. Eroshenko,

V.A. Trushkin, D.A. Solovev, S.S. Eliseev; za-yavitel i patentoobladatel FGBOU VO Sara-tovskiy GAU imeni N.I. Vavilova (RU). -No. 2019103591; zayavl. 08.02.2019; opubl. 24.05.2019. Byul. No.15. - 6 s.: il.

^ ^ ^

УДК 629.083

Е.М. Таусенев Ye.M. Tausenev

ОБ УСТАНОВКЕ ОХЛАДИТЕЛЯ ТОПЛИВА НА ТРАКТОР К-744Р2 С ДИЗЕЛЕМ 8481.10 ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩИХ РАБОТ

THE FUEL COOLER INSTALLATION ON THE TRACTOR К-744Р2 WITH DIESEL 8481.10 DURING MAINTENANCE WORKS

Ключевые слова: трактор сельскохозяйственный, надёжность, мощность, дизельный двигатель, топливная система, охлаждение топлива, ремонтно-обслуживающие работы.

Обосновывается установка охладителя топлива с целью увеличения мощности и надёжности дизеля 8481.10 для трактора К-744Р2. Выполнены расчёты на режимах номинальной мощности и максимального крутящего момента. Температура топлива в распылителе форсунки изменялась от +380 К до +303 К. Эффективная мощность N и часовой расход Gт с уменьшением температуры топлива постоянно возрастают. Максимальный прирост N составил 18%, максимальный крутящий момент Mmax стал равным 1777 Н^м и превысил Mmax дизеля OM460LA E3A/5 (1750 Н^м). Появляется возможность повышения тягового класса до 6-го в комплектации с дизелем 8481.10, также как с дизелем OM460LA E3A/5. Расход топлива gе снижается на величину не более 2 г/(кВгч). Дымность по шкале Хартриджа имеет минимальное значение при температуре топлива +353 К. Выбросы диоксида углерода изменяются незначительно (до 1%), выбросы оксида азота при охлаждении топлива постепенно увеличиваются на 8%. Все эти изменения характерны для тракторов в зимних условиях эксплуатации. Установка охладителя топлива на К-744Р2 является обоснованной и может выполняться при ремонтно-обслуживающих работах. Возможная температура топлива будет

ограничиваться маркой применяемого топлива и мощностью охладителя. Рекомендуется температура топлива в распылителе не более +343 К (с учётом смазывающих свойств дизельного топлива, уменьшения закоксовывания распылителя и полученных результатов).

Keywords: agricultural tractor, reliability, power, diesel engine, fuel system, fuel cooling, maintenance works.

The installation of fuel cooler to increase the power output and reliability of the diesel engine 8481.10 for the tractor К-744Р2 is substantiated. The calculations at rated power and maximum torque modes were made. The fuel temperature in the nozzle varied from +380 К to +303 K. The effective power Ne and the hourly flow rate GT as the fuel temperature decreased were constantly increasing. The maximum growth of Ne made up 18%; the maximum torque Mmax became equal to 1777 N^m and exceeded Mmax of the diesel OM460LA E3A/5 (1750 N^m). There is an opportunity to increase the traction class to the 6th class in the configuration with the diesel 8481.10, as well as with the diesel OM460LA E3A/5. The fuel consumption ge is reduced by not more than 2 g per (kW^h). The Hartridge scale smoking has a minimum value at a fuel temperature of 353 K. Carbon dioxide emissions are changing slightly (up to 1%), and nitrogen oxide emissions from fuel cooling are gradually increasing by 8%. All these changes are typical for tractors un-

der winter operating conditions. The installation of the fuel cooler on the tractor К-744Р2 is reasonable and may be carried out during maintenance works. The possible fuel temperature will be limited by the grade of the used fuel and the power output of the cooler. The fuel

Таусенев Евгений Михайлович, к.т.н., доцент, Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: tausenev_e_m@bk.ru.

Введение

Надёжность топливной системы дизеля (ТС) определяется конструктивными параметрами топливного насоса высокого давления (ТНВД) [1], форсунок, а также условиями эксплуатации. Тракторы эксплуатируются в России с колебаниями температур окружающего воздуха в одной и той же местности до 60°С. Трактор стандартного исполнения не может работать одинаково эффективно при любой возможной температуре окружающего воздуха из-за того, что конструкция ТС не адаптирована к изменениям указанного параметра. Температура топлива в агрегатах ТС трактора зависит от температуры окружающего воздуха, направления и скорости ветра, режима работы дизеля, конструктивных особенностей и др. и относительно стабилизируется через 1,0-1,5 ч работы трактора [2].

В результате исследования одной из предыдущих моделей трактора «Кировец» (К-700А) было установлено, что максимальная температура топлива на входе в ТНВД изменяется от +10 до +88°С, при соответствующем изменении температуры окружающего воздуха от -30 до +40°С. Годовой фонд рабочего времени К-700А в зависимости от температуры топлива на входе в ТНВД распределяется следующим образом: +10...+40°С - 18,5%; +40...+75°С - 76%, +75...+90°С - 5,5%. То есть, основную долю времени температуры топлива на входе в ТНВД у К-700А составляет +40.+75°С, что

temperature in the nozzle is recommended to be not more than +343 K (taking into account the lubricating properties of diesel fuel, reduction of nozzle coking and obtained results).

Tausenev Yevgeniy Mikhaylovich, Cand. Tech. Sci., Assoc. Prof., Altai State Agricultural University. E-mail: tausenev_e_m@bk.ru.

соответствует температуре окружающего воздуха на уровне -3...+28°С [2].

При этом можно ожидать, что топливо нагреется до +100°С и даже выше, двигаясь к соплам распылителя форсунки, и мощность дизеля может снизиться на величину до 19%, выбросы вредных веществ с отработавшими газами (ОГ) могут существенно не изменяться [3]. Для предотвращения за-коксовывания распылителя температура его носка не должна превышать +460...+490 К [2]. Это условие не всегда обеспечивается, например, в работе [4] температура носка равна +550 К, при этом топливо нагрелось в распылителе на 25 К.

При превышении температуры дизельного топлива выше +343 К его смазывающие свойства сильно снижаются, что ускоряет износ топливных насосов и форсунок, увеличивается вероятность зависания иглы распылителя; возрастает неравномерность подачи топлива по цилиндрам и может превысить допустимое значение на режиме максимального крутящего момента.

В статье рассматривается проблема установки охладителя дизельного топлива с целью увеличения мощности и надёжности дизеля 8481.10 трактора К-744Р2.

Задачи исследования: изучить влияние температуры топлива на: производительность ТС; мощность, экономичность, выбросы вредных веществ с ОГ дизеля 8481.10; сделать вывод о целесообразности установки охладителя; определить рекомендуемый

уровень температуры топлива с учётом надёжности ТС.

Объект и методы исследования

В качестве объекта исследования выступает дизель модели 8481.10 (ПАО «ТМЗ»), работающий в составе сельскохозяйственного трактора общего назначения модели К-744Р2 (АО «ПТЗ»). На дизель установлена топливная система (ТС) непосредственного действия разделённого типа с рядным топливным насосом высокого давления (ТНВД) производства ОАО «ЯЗТА» серии «Компакт 40» модели 171-10 с механическим регулятором и гидромеханическими форсунками

[3].

По техническим условиям трактор К-744Р2 относится к тяговому классу 5. В результате испытаний этого трактора с двигателем OM460LA E3A/5 марки Mercedes были достигнуты показатели в диапазоне тягового класса 6 [5]. Данная модель двига-

теля устанавливается на К-744Р2 в комплектации «Премиум» и имеет максимальный крутящий момент, равный 1750 Н-м [6]. В комплектации «Стандарт» на К-744Р2 устанавливается дизель модели 8481.10 с максимальным крутящим моментом 1570 Н-м (табл. 1) [7].

При исследовании объекта использован расчётный метод.

Экспериментальная часть

Известны три способа борьбы с повышением температуры топлива в ТС: выбор схемы циркуляции топлива, термокомпенсация, термостабилизация.

Известны результаты стендовых испытаний дизеля Д-240 трактора МТЗ-80 на номинальном режиме работы в зависимости температура топлива на входе в ТНВД НД-21/4 с использованием термокомпенсации и без неё (рис. 1-3) [2].

Таблица 1

двигателей К-744Р2 [5-8]

Модель трактора К-744Р2 «Стандарт» К-744Р2 «Премиум»

Модель двигателя 8481.10 0М4601_А Е3А/5

Мощность номинальная Ив, кВт 257 260

Тип двигателя У-образ., 8-цил., с турбонаддувом и охладит. наддувочного воздуха (ОНВ) рядный, 6-цил., с турбонаддувом и ОНВ

Рабочий объем, л 17,24 12,82

Номинальная частота вращения Пн, мин.-1 1900 1800

Максимальный крутящий момент Мтах, Н^м 1570 1750

Частота вращения при макс. крутящем моменте, мин.-1 1300-1500 1300

Удельный расход топлива де, г/кВт-ч 213 205

Топливная аппаратура рядный ТНВД с механическим регулятором и гидромеханическими форсунками индивидуальные ТНВД с электронным управлением, гидромеханические форсунки, теплообменник топливной системы

Рис. 1. Изменение эффективной мощности дизеля Д-240 от температуры топлива на входе в ТНВД: 1 -gc = const; 2-дсФ const [2]

Температура топлива,

Рис. 2. Зависимость удельного эффективного расхода топлива дизеля Д-240 от температуры топлива на входе в ТНВД: 1 - gc = const; 2 - gc Ф const [2]

Рис. 3. Зависимость часового расхода топлива дизеля Д-240 от температуры топлива на входе в ТНВД: 1 - gc = const; 2 - gc Ф const [2]

Линия 1 получена в результате испытаний дизеля Д-240 с доработкой штатного ТНВД, реализующего метод термокомпенсации цикловой gc подачи топлива [2] (рис. 1-3). Видно, что в случае отсутствия термокомпенсации цикловой подачи эффективность дизеля возрастает по мере снижения температуры топлива, и наоборот. Метод термокомпенсации требует вмешательства в конструкцию штатного ТНВД, изменения его регулировок и сервисной документации.

Предлагается использовать метод термостабилизации топлива (с использованием охладителя), как более удобный для реализации на предприятиях технического сервиса. Метод будет способствовать увеличению надёжности ТС дизеля 8481.10 и росту его эксплуатационной мощности без изменения регулировок ТС. Она будет работать при температурах, схожих с зимними, но в летний период эксплуатации.

Получена формула для приближённого расчёта текущей производительности ТС в случае искусственного нагрева или охлаждения дизельного топлива в теплообменнике, установленном на входе в ТНВД. При этом принято допущение о линейной зависимости указанной величины от температуры, исходя из визуальной оценки рисунка 3. Производительность ТС может быть определена по следующей формуле:

Gт = Gн (1 ± ^Д), кг/ч, (1) где Gт - часовой расход топлива текущий, кг/ч;

Gн - часовой расход топлива начальный, кг/ч;

Y - удельная производительность ТС (со знаком «+» при охлаждении топлива и со знаком «-» при нагреве), 1/К;

Д - разность между начальной и текущей температурами топлива на входе в

ТНВД в исследуемом диапазоне температуры, К.

Параметр Y может быть рассчитан так:

Y= Д^н), Ш, (2)

где X - абсолютная разность между начальным и конечным часовыми расходами топлива на входе в ТНВД в исследуемом диапазоне температуры, кг/ч;

Z - абсолютная разность между начальной и конечной температурами топлива на входе в ТНВД в исследуемом диапазоне температур, К.

Автор данной статьи допускает применение формулы (1) для всех топливных систем непосредственного действия без термокомпенсации, поскольку принцип действия у них одинаковый.

Произведём расчёт текущей производительности ТС дизеля 8481.10 в случае искусственного охлаждения дизельного топлива в теплообменнике, установленном на входе в ТНВД, используя зависимости 1 и 2.

Рассчитаем удельную производительность ТС по формуле (2) на основании данных рисунка 1, линия 2:

(14,2-12,8)

у = х/(г-сн) =

1,4

(70-20) 12,8

___= 0,0021875 1/К.

50 12,8

Для дальнейших расчётов Gт дизеля 8481.10 с охлаждением топлива на входе в ТНВД и рассчитанной выше удельной производительностью ТС зависимость (1) может быть записана следующим образом:

Gт = Gн (1 + 0,0021875-Д), кг/ч, (3) где Gт - часовой расход топлива текущий, кг/ч;

Gн - часовой расход топлива начальный, кг/ч;

Д - разность между начальной и текущей температурами топлива на входе в

ТНВД в исследуемом диапазоне температуры, К.

В дальнейших расчётах делается допущение о постоянстве удельной производительности ТС на исследуемых режимах работы дизеля.

Поскольку у автора данной статьи на сегодняшний день нет доступа к современной компьютерной программе гидродинамического расчёта топливоподачи, учитывающей тепловые эффекты, то такой расчёт не проводился. Характеристика впрыска топлива формировалась программой «РК-Дизель» (бесплатная версия).

При расчёте в «РК-Дизель» автором статьи делается допущение о том, что при изменении температуры топлива продолжительность впрыска и угол опережения подачи остаются условно постоянными. Форма характеристики впрыска также принимается условно неизменной. По данным работы [9], при изменении температуры топлива начало подачи смещается на 0,6°, а продолжительность впрыска увеличивается на 0,9° поворота кулачкового вала.

Так как расчётный комплекс «РК-Дизель» позволяет задавать температуру Тт топлива в распылителе форсунки, а не на входе в ТНВД, то расчёт часового расхода топлива ведётся в зависимости от указанной величины (табл. 2). При этом предполагается равнозначное изменение температуры Тт топлива в распылителе форсунки при охлаждении топлива перед ТНВД. То есть, если температура Тт в распылителе форсунки изменилась со +380 К до +373 К (на 7 К), то этот факт является следствием охлаждения топлива перед ТНВД также на 7 К.

Результаты и их обсуждение

Результаты расчёта для дизеля 8481.10 часового расхода От топлива по форму-

ле (1), компьютерного моделирования в РК-Дизель: эффективная мощность Ив, удельный эффективный расход топлива де, крутящий момент Мтах, выбросы вредных веществ с ОГ (Кх, СО2, N0), относительные изменения АОт часового расхода топлива и АИв эффективной мощности приведены в таблицах 2 и 3. Начальная температура +380 К для топлива в распылителе форсунки задаётся программой «РК-Дизель» по умолчанию.

Результаты расчёта Ив, де, От согласуются с данными рисунков 1 -3 (линия 2, см. в сторону уменьшения температуры).

Проведенное для дизеля 8481.10 исследование не выявило оптимума температуры топлива по мощности и экономичности; есть оптимум Кх (дымности ОГ по шкале Хартри-джа).

Мощность Ив и часовой расход От с уменьшением температуры топлива постоянно возрастают. Максимальное увеличение Ив для номинального режима составило 18% при снижении температуры топлива на 77 К, максимальный крутящий момент Мтах стал равным 1777 Н-м и превысил значение Мтах для дизеля 0М4601.А Е3А/5 (1750 Н-м). Появляется возможность повышения тягового класса до 6-го в комплектации с дизелем 8481.10, как с дизелем 0М4601.А Е3А/5.

Расход топлива де на режиме максимального крутящего момента остаётся практически неизменным, на номинальном режиме де снижается на величину около 2 г/(кВт ч). Дымность Кх на 2 исследованных режимах принимает минимальное значение при охлаждении топлива с +380 К до +353 К (на 27 К). Выбросы С02 изменяются незначительно (до 1%), выбросы ИО при охлаждении постепенно увеличиваются с разницей до 8%.

Таблица 2

Параметры дизеля 8481.10 трактора К-744Р2 на номинальном режиме в зависимости от температуры топлива в распылителе форсунки

ТТ, К +380 +373 +363 +353 +343 +333 +323 +313 +303

От, кг/ч 56[10] 56,858 58,083 59,308 60,533 61,758 62,983 64,208 65,433

9о, г 0,1228 0,1247 0,1274 0,1301 0,1327 0,1354 0,1381 0,1408 0,14350

де, г/(кВтч) 218,12 217,56 217,39 216,86 216,72 216,44 216,10 216,10 215,84

Ив, кВт 256,7 261,4 267,2 273,6 279,2 285,3 291,4 297,1 303,2

Мтах, Н-м 1290,4 1313,7 1343,2 1375,1 1403,4 1433,8 1464,7 1493,3 1523,8

Кх, % 3,0276 2,7498 2,9692 2,8261 3,1534 3,3051 3,4159 3,9372 4,1858

СО2, г/(кВтч) 702,84 701,02 700,47 698,76 698,33 697,41 696,34 696,33 695,49

N0, г/(кВтч) 9,922 10,132 10,032 10,265 10,178 10,242 10,348 10,272 10,361

ДИв, % 0 1,81 4,10 6,56 8,76 11,12 13,51 15,73 18,09

ДОт, % 0 1,53 3,72 5,91 8,09 10,28 12,47 14,66 16,84

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пн, мин.-1 1900 [10]

Таблица 3

Параметры дизеля 8481.10 трактора К-744Р2 на режиме максимального крутящего момента в зависимости от температуры топлива в распылителе форсунки

ТТ, К +380 +373 +363 +353 +343 +333 +323 +313 +303

От, кг/ч 48[10] 48,735 49,785 50,835 51,885 52,935 53,985 55,035 56,085

дс, г 0,1379 0,14 0,1431 0,1461 0,1491 0,1521 0,1551 0,1581 0,1612

де, г/(кВтч) 207,89 207,80 207,75 207,53 207,52 207,67 207,80 207,88 207,93

Ив, кВт 230,84 234,45 239,71 244,99 250,03 254,88 259,74 264,66 269,80

Мтах, Н-м 1520,4 1544,2 1578,8 1613,6 1646,7 1678,7 1710,7 1743,1 1776,9

Кх, % 2,8661 2,7806 2,7594 2,4244 2,5283 2,8872 3,1212 3,4988 3,7282

С02, г/(кВтч) 669,86 669,59 669,41 668,70 668,69 669,16 669,58 669,84 669,98

N0, г/(кВтч) 9,7401 9,7560 9,7965 10,291 10,329 10,285 10,316 10,376 10,526

ДИв, % 0 1,56 3,84 6,13 8,31 10,41 12,52 14,65 16,88

ДОт, % 0 1,53 3,72 5,91 8,09 10,28 12,47 14,66 16,84

Пн, мин-1 1450 [10 ]

Следует заметить, что все указанные изменения будут естественным образом характерны для всех машин в зимних условиях эксплуатации (с установленным охладителем или без него).

Заключение

В итоге, можно сказать, что установка охладителя топлива на рассматриваемой машине является обоснованным мероприятием. Минимальное значение температуры топлива летом будет в основном ограничи-

ваться маркой применяемого топлива и мощностью охладителя. Охладитель с управляющим устройством и теплоизоляцией топливопроводов [11] должны обеспечивать температуру топлива в распылителе форсунки не более +343 К (с учётом сохранения смазывающих свойств дизельного топлива, уменьшения закоксовывания распылителя форсунки и полученных результатов). Установка указанного оборудования на трактор может быть совмещена с выполнением ремонтно-обслуживающих работ.

Библиографический список

1. Tausenev E., Svistula A. The research into the disaxial cam mechanism for diesel fuel-injection pump//TRANSPORT. Vilnius: Technika, 2005, Vol. XX, No. 6. P. 225-231. ISSN 1648-4142.

2. Черняков, А. А. Улучшение показателей работы тракторных дизелей методом термокомпенсации цикловой подачи топлива / А. А. Черняков; Пензенская гос. с.-х. академия, к. т. н., 05.20.03. - Пенза, 2001. - 178 с. - Текст: непосредственный.

3. Таусенев, Е. М. Экспресс-исследование температуры топливопроводов дизельной топливной системы разделенного типа / Е. М. Таусенев, К. В. Кох, А. Е. Свистула, Е. А. Герман. - Текст: непосредственный // Ползуновский вестник. - 2013. - № 4/3. -С. 95-99.

4. Byatt-Smith, J.; Day, R.; Harlen, O.; Lister, J.; Smith, S.L.; Please, C.P.; Stone, R.; Howison, S.D.; Fowler, A. Temperature of diesel fuel spray at injector nozzle hole exit: study Group Report//Mathematics in Industry: the International Study Groups Website. - 2011. -URL: http://www.maths-in-industry.org/miis/327/ (дата обращения: 10.06.2020).

5. Тяговые классы сельскохозяйственных тракторов: сайт АО «Петербургский трактор-

ный завод». - 2020. - URL: http://kirovets-ptz.com/rus/i_dc1/msg_i/219/p013_tyagowye_k lassy_selyskohozyaystwennyh_traktorow.pdf (дата обращения: 10.06.2020). - Текст: электронный.

6. КИРОВЕЦ К-735 «ПРЕМИУМ» (К-744Р2). - Текст: электронный // Каталог. Агротехника. Сельскохозяйственные тракторы: сайт АО «Петербургский тракторный завод». - 2020. - URL: http://kirovets-ptz.com/catalog/kirovets-k-744r2-premium/#characteristic (дата обращения: 10.06.2020).

7. КИРОВЕЦ К-735 «СТАНДАРТ» (К-744Р2). - Текст: электронный // Каталог. Агротехника. Сельскохозяйственные тракторы: сайт АО «Петербургский тракторный завод». - 2020. - URL: http://kirovets-ptz.com/catalog/kirovets-k-744r2-standart/#characteristic (дата обращения: 10.06.2020).

8. Руководство по работам в условиях мастерских. - Текст: электронный // Руководство по двигателю OM460LA: сайт компании «Техно Консалтинг». - 2020. - URL: http://www.tkgroup.su/pdf/65/km-om460-r-00.pdf (дата обращения: 10.06.2020).

9. Грехов, Л. В. Тепловые эффекты в процессе впрыска топлива в дизелях / Л. В. Грехов. - Текст: непосредственный // Машиностроение: известия вуз. - 1999. -№ 2. - С. 58-65.

10. Двигатели ТМЗ семейства 842, размерностью 140*140 мм: руководство по эксплуатации. 8431.3902150 РЭ / ОАО «Тутаев-ский моторный завод». - 2013. -220 с. - Текст: непосредственный.

11. Таусенев, Е. М. Теплоизоляция топливопроводов дизеля при проведении ремонтных работ / Е. М. Таусенев. - Текст: непосредственный // Вестник Алтайского

государственного аграрного университета. -2019. - № 10 (180). - С. 155-161.

References

1. Tausenev E., Svistula A. The research into the disaxial cam mechanism for diesel fuel-injection pump // TRANSPORT. Vilnius: Technika, 2005, Vol. XX, No. 6. P. 225-231. ISSN 1648-4142.

2. Chernyakov A.A. Uluchshenie pokazate-ley raboty traktornykh dizeley metodom termo-kompensatsii tsiklovoy podachi topliva. Pen-zenskaya gos. s.-kh. akademiya, k.t.n., 05.20.03. - Penza, 2001. - 178 s.

3. Tausenev E.M. Ekspress-issledovanie temperatury toplivoprovodov dizelnoy toplivnoy sistemy razdelennogo tipa / K.V. Kokh, A.E. Svistula, E.A. German // Polzunovskiy vestnik. - 2013. - No. 4/3. - S. 95-99.

4. Byatt-Smith, J.; Day, R.; Harlen, O.; Lister, J.; Smith, S.L.; Please, C.P.; Stone, R.; Howison, S.D.; Fowler, A. Temperature of diesel fuel spray at injector nozzle hole exit: study Group Report // Mathematics in Industry: the International Study Groups Website. - 2011. -URL. http://www.maths-in-industry.org/miis/327/ (data obrashcheniya: 10.06.2020).

5. Tyagovye klassy selskokhozyaystven-nykh traktorov // sayt AO «Peterburgskiy traktornyy zavod». - 2020. -URL.http://kirovets-

ptz.com/rus/i_dc1 /msg_i/219/p013_tyagowye_k lassy_selyskohozyaystwennyh_traktorow.pdf (data obrashcheniya: 10.06.2020).

6. KIROVETs K-735 «PREMIUM» (K-744R2) // Katalog. Agrotekhnika. Selskok-hozyaystvennye traktory: sayt AO «Peterburgskiy traktornyy zavod». - 2020. - URL. http://kirovets-ptz.com/catalog/kirovets-k-744r2-premium/#characteristic (data obrashcheniya: 10.06.2020).

7. KIROVETs K-735 «STANDART» (K-744R2) // Katalog. Agrotekhnika. Selskok-hozyaystvennye traktory: sayt AO «Peter-burgskiy traktornyy zavod». - 2020. - URL. http://kirovets-ptz.com/catalog/kirovets-k-744r2-standart/#characteristic (data obrashcheniya: 10.06.2020).

8. Rukovodstvo po rabotam v usloviyakh masterskikh // Rukovodstvo po dvigatelyu OM460LA: sayt kompanii «Tekhno Konsalting».

- 2020. - URL. http://www.tkgroup.su/pdf/ 65/km-om460-r-00.pdf (data obrashcheniya: 10.06.2020).

9. Grekhov L.V. Teplovye effekty v protses-se vpryska topliva v dizelyakh // Izvestiya VUZ. Mashinostroenie. - 1999. - No. 2. - S. 58-65.

10. Dvigateli TMZ semeystva 842, razmernostyu 140*140 mm. Rukovodstvo po ekspluatatsii. 8431.3902150 RE. - OAO «Tuta-evskiy motornyy zavod», 2013. - 220 s.

11. Tausenev E.M. Teploizolyatsiya toplivoprovodov dizelya pri provedenii remontnykh rabot // Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2019. - No. 10 (180).

- S. 155-161.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.