Научная статья на тему 'Об усилении уголовно-процессуальных средств противодействия экстремизму и терроризму'

Об усилении уголовно-процессуальных средств противодействия экстремизму и терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
269
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / УНИФИКАЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / СИСТЕМА ПРО-ИЗВОДСТВ / ДОСУДЕБНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ФОРМА / ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ДОКАЗЫВА-НИЕ / ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ / СОГЛАСИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахпанов Арстан Нокешевич, Хан Александр Леонидович

Статья посвящена совершенствованию правового регулирования по-рядка производства по уголовным делам об экстремизме и терроризме в Республики Казахстан. Авторы проводят сравнительно-правовой анализ существующих научных подходов к предмету исследования, новелл уголовного судопроизводства по делам рас-сматриваемой категории, обозначают особенности предмета и процесса доказывания. Ими ставится проблема дальнейшей дифференциации уголовно-процессуальной формы досудебного расследования, в основе которой находится высокая степень обще-ственной опасности экстремизма и терроризма. Из данной парадигмы вытекает необ-ходимость применения отдельных мер ограничительного характера, предполагающих приоритет публичного интереса государства над частным интересом привлекаемого к уголовной ответственности лица. Особое внимание уделено вопросу рациональной минимизации процессуальных гаран-тий обеспечения прав и свобод личности в рамках, предусмотренных Конституцией Ре-спублики Казахстан.Авторами предлагается внесение изменений и дополнений в действующее уголов-но-процессуальное законодательство и введение самостоятельной главы, регламенти-рующей особенности производства по уголовным делам об экстремизме и терроризме. Приводится аргументация о необходимости отнесения судопроизводства по рассма-триваемой категории дел к числу особых, усложненных производств ограничительного свойства.По мнению авторов, подобный подход будет способствовать повышению раскрыва-емости преступлений об экстремизме и терроризме, обеспечит всесторонность и пол-ноту исследования обстоятельств дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ахпанов Арстан Нокешевич, Хан Александр Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об усилении уголовно-процессуальных средств противодействия экстремизму и терроризму»

УДК 343.14

ОБ УСИЛЕНИИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ

Ахпанов Арстан Нокешевич

Главный научный сотрудник Института законодательства Республики Казахстан, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин ЕНУ им. Л.Н. Гумилёва, доктор юридических наук, заслуженный работник МВД РК, г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: ahpanov_a@mail.ru

Хан Александр Леонидович

Профессор кафедры юридических дисциплин Академии «Болашак», кандидат юридических наук, доцент, г. Караганда, Казахстан, e-mail: kaforp@mail.ru

Ключевыеслова: экстремизм; терроризм;унификация; дифференциация; системапро-изводств; досудебное расследование; процессуальная форма; доказательства и доказывание; процессуальное соглашение о сотрудничестве; согласительное производство в суде.

Аннотация. Статья посвящена совершенствованию правового регулирования порядка производства по уголовным делам об экстремизме и терроризме в Республики Казахстан. Авторы проводят сравнительно-правовой анализ существующих научных подходов к предмету исследования, новелл уголовного судопроизводства по делам рассматриваемой категории, обозначают особенности предмета и процесса доказывания.

Ими ставится проблема дальнейшей дифференциации уголовно-процессуальной формы досудебного расследования, в основе которой находится высокая степень общественной опасности экстремизма и терроризма. Из данной парадигмы вытекает необходимость применения отдельных мер ограничительного характера, предполагающих приоритет публичного интереса государства над частным интересом привлекаемого к уголовной ответственности лица.

Особое внимание уделено вопросу рациональной минимизации процессуальных гарантий обеспечения прав и свобод личности в рамках, предусмотренных Конституцией Республики Казахстан.

Авторами предлагается внесение изменений и дополнений в действующее уголовно-процессуальное законодательство и введение самостоятельной главы, регламентирующей особенности производства по уголовным делам об экстремизме и терроризме. Приводится аргументация о необходимости отнесения судопроизводства по рассматриваемой категории дел к числу особых, усложненных производств ограничительного свойства.

По мнению авторов, подобный подход будет способствовать повышению раскрываемости преступлений об экстремизме и терроризме, обеспечит всесторонность и полноту исследования обстоятельств дела.

ЭКСТРЕМИЗМГЕ ЖЭНЕ ТЕРРОРИЗМГЕ ЦАРСЫ 1С-КИМЫЛДЫЦ КЫЛМЫСТЬЩ-ПРОЦЕСТ1К Ц¥РАЛДАРЫН НЫГАЙТУ ТУРАЛЫ

Арыстан Некеш^лы Ахпанов

Казацстан Республикасы Зацнама институтыныц бас зылыми цызметкерi, Л.Н. Гумилев атындагы Е¥У-ныц цылмыстыц цщыц кафедрасыныц профессоры, зац зылымдарыныц докторы, КР11М ецбек с^рген цызметкерi, Астана, Казацстан Республикасы; e-mail: ahpanov_a@mail.ru

Александр Леонидович Хан

«Болашац» академиясыныц зац кафедрасыныц профессоры, зац зылымдарыныц кандидаты,доцент,

Караганды, Казацстан Республикасы; e-mail: kaforp@mail.ru

ТYйiн свздер: экстремизм; терроризм; бiрiздендiру; саралау; вндiрiс ЖYйесi; алдын ала тергеу; процессуалдыц нысан; дэлелдемелер мен дэлелдер; ынтымацтастыц тура-лы процедуралыц кел^м; сотта келсрэсiмi.

Аннотация. Мацала Казацстан Республикасында экстремизм мен терроризмге

KbrnMbicmbiK, K^KfiiK, MdHe mmMbicmbiK, npo^cc

qapcbi ^binMbicmbiq ic ^YP2i3ydiH mdpmi6iH pemmeydi wemmdipyse apHamaH.

Aemopnap 3epmmenemiH ndHse ^oxdaHbicmasbi sbinbwu кQ3цapacmapдblц canbicmbipMa-mandaybi, qapacmbipbinbin wamqaH caHammasbi icmep 6oubiHma ^binMbi-cmbi% ic wypsi3ypoMaHdapbi, cy6beKmiH^ epeKmeniKmepi MeH ddnendey YdepiciH 6emineudi.

Onap экcmpeмизм MeH meppopu3MHi^ %osaMdbi% цaymminiгiнiц wosapbi de^euiHe He-si3demeH andbm ana mepseyd^ %binMbicmbi% npo^dypacbm dpi цapau capanay MdceneciH memedi. Ocbi napadusMadaH MeMneKemm^ ^bWMbicmbiq wayanKepminiKKe mapmbiman weKe MYddeci YmiH MeMneKemmi^ MYddenepiHi^ 6acbiMdbiqmapbiH ecKepemiH meKmeyni cu-nammasbi weKe mapanapdbi %ondaHy цawemminiгi nauda 6onadbi.

^a3a%cmaH Рecny6nuкacblнblц Кoнcmumyцuнcblндa KQ3demeH pdciMde aдaмнblц %¥%bi%mapbi MeH 6ocmaHdbi%mapbm %aMmaMacbi3 emy YmiH ic wypsi3y KenindiKmepiH ymbiMdbi a3aumy MdceneciHe aupbiqma KQ^in 6QniHedi.

Aemopnap ^ondaHbicmasbi %binMbicmbi% ic wypsi3y 3a^aMacbiHa Q3sepicmep MeH mo-nblцmblpynap eHsi3ydi wdHe экcmpeмuзм MeH meppopu3Mse pcbi %binMbicmbi% ic wypsi3y-di^ epeKmeniKmepiH pemmeumiH dep6ec mapaydbi eHsi3ydi ycbiHadbi. ApsyMeHmmi^ 6yn ca-Hammasbi com npoцecmepiн meKmey cunambwdasbi epeKme, Kypdeni npo^dypanappemiHde wiKmey цa№:emmiгi mypanbi aumbinadbi.

Aemopnapдblц niKipiHme, M^Hdau кQ3цapac экcmpeмuзм MeH meppopu3MHi^ ^binMbicma-pbrn aнblцmayдbl apmmbipysa мYмкiндiк 6epeдi, coндau-aц mepгeyдiц MdH-watibiH mepsey-дiц waн-waцmм wdHe monbi^mbizbm цaмmaмacblз emeдi.

ON THE STRENGTHENING OF CRIMINAL PROCEDURE MEANS OF COUNTERACTION TO EXTREMISM AND TERRORISM

Akhpanov Arstan Nokeshevich

Chief research fellow of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan, Professor of the Department of Criminal Law L.N. Gumilyov ENU, Doctor of jurisprudence, honored worker of the Ministry of Internal Affairs of RK, Astana, Kazakhstan; e-mail: ahpanov_a@mail.ru

Khan Alexander Leonidovich

Candidate of jurisprudence, Associate professor, Professor of the Department legal disciplines of the Academy «Bolashak», Karaganda, Kazakhstan; e-mail: kaforp@mail.ru

Keywords: extremism; terrorism; unification; differentiation; production system; pre-trial investigation; procedural form; evidence and proof; procedural agreement on cooperation; conciliation proceedings in court.

Abstract. The article is devoted to the improvement of the legal regulation of the procedure for criminal proceedings on extremism and terrorism in the Republic of Kazakhstan. The authors carry out a comparative legal analysis of the existing scientific approaches to the subject of the study, the novels of criminal proceedings in the cases in the category under consideration, designate features of the subject and the process of proof.

They pose the problem of further differentiation ofthe criminal procedureform ofpre-trial investigation, which is based on a high degree of public danger of extremism and terrorism. From this paradigm there arises the necessity of applying individual measures of a restrictive nature, which assume the priority of the public interest of the state over the private interest of the person brought to criminal responsibility.

Particular attention is paid to the issue of rational minimization ofprocedural guarantees to ensure the rights andfreedoms of the individual within the framework provided by the Constitution of the Republic of Kazakhstan.

The authors propose amendments and additions to the existing criminal procedure legislation and the introduction of an independent chapter regulating the peculiarities of criminal proceedings on extremism and terrorism. The argument is made about the need to classify legal proceedings in this category of cases as special, complicated proceedings of a restrictive nature.

According to the authors, such an approach will help increase the detection of crimes of extremism and terrorism, and will ensure the comprehensiveness and comprehensiveness of the investigation of the circumstances of the case.

После вступления в юридическую силу УПК РК 2014 года наблюдается относительно устойчивая двухвекторная тенденция развития уголовного судопроизводства Республики.

С одной стороны, унификация законодательного регулирования правовых норм, в частности:

- включение гл. 30 «Негласные следственные действия» в УПК РК;

- отказ от самостоятельной регламентации института дознания и включение порядка его производства в гл. 24 Кодекса «Общие условия производства досудебного расследования»;

- сосредоточение в компетенции следственного судьи полномочий, связанных с обеспечением прав и свобод участников досудебного расследования - ст. 55 УПК РК.

С другой, продолжающаяся дифференциация предусмотренных законом судопроизводственных процедур (процессуальной формы), на возможность которой в свое время указывали ученые-процессуалисты [1]. В частности, Цыганенко С.С. предполагал, что объективные процессы развития законодательства будут способствовать постоянному увеличению числа процессуальных производств [2].

Анализ различных научных подходов и действующего уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан позволяет нам прийти к выводу о том, что в отечественном судопроизводстве, в зависимости от предмета и средств доказывания, а также особенностей принятия итоговых процессуальных решений, действует следующая система производств.

1. Ускоренные производства:

- производство по делам частного обвинения - гл. 47 УПК РК;

- протокольное производство - гл. 55 УПК

РК;

- ускоренное досудебное расследование -ст. 190 УПК РК;

- приказное производство - раздел 13-1 УПК РК;

- производство по делам, по которым заключено процессуальное соглашение - раздел 13 УПК РК.

2. Обычное производство:

- досудебное производство по уголовному делу - раздел 6 УПК РК;

- производство в суде первой инстанции -главы 41-46 УПК РК.

3. Усложненные производства:

- производство по делам с участием присяжных заседателей - раздел 14 УПК РК;

- особые производства (по делам о применении принудительных мер медицинского характера к невменяемым; по делам об уголовных правонарушениях несовершеннолетних; по делам лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования, конфискация т геш, международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства).

Между тем их увеличение может быть связано не только в связи с отказом от определенных процедур в обмен на надлежащее поведение подозреваемого (обвиняемого, подсудимого), как это предусмотрено для ускоренных производств либо в связи с наличием особенностей субъекта правонарушения (раздел 11 УПК РК; производство по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими) или сложностью предусмотренных процедур (производство с участием присяжных заседателей, производство в рамках международного сотрудничества по уголовным делам), влекущим создание дополнительных гарантий соблюдения прав личности, но и производств, направленных как на усиление гарантий интересов правосудия, так и на одновременное ограничение возможностей заинтересованных участников процесса противодействовать раскрытию преступлений и изобличению виновных.

В этой связи нами предлагается ввести в УПК РК специальные изъятия процессуальной формы по уголовным делам о терроризме и экстремизме, обозначив их как особенности производства, предусматривающие определенные ограничения прав и свобод заинтересованных участников уголовного процесса в пользу усиления публичного интереса государства в ущерб частному интересу гражданина (п. 1 ст. 39 Конституции РК). Обусловлено это тем, что в рамках действующей уголовно-процессуальной процедуры весьма сложно в сжатые сроки собрать достаточную совокупность доказательств для привлечения к уголовной ответственности и справедливого наказания лиц, причастных к терроризму и экстремизму, как преступлений, общественная опасность которых проявляется в возможности подрыва политических, экономических, нравственных и иных устоев государства и общества (ст. 5 Конституции РК).

Тем самым государство, наряду с фактическими потерпевшими, выступает как основной пострадавший субъект*, интересы которого и определяют необходимость выделения расследования по рассматриваемой категории уголовных дел в число особых производств.

* В соответствии с главой 10 Уголовного кодекса РК к преступлениям рассматриваемой категории относятся деяния против общественной безопасности и общественного порядка, т.е. имеющие ярко выраженный публичный характер.

К,ылмыстьщ жэне цылмыстьщ процесс

Вторая причина - это отнесение законодателем (ч. 5 ст. 187 УПК РК) части преступлений террористической или экстремистской направленности, предусмотренных УК РК, к альтернативной подследственности следователей органов национальной безопасности и внутренних дел: ст. 174 - возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни; ст. 256 -пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма; ст. 259

- вербовка или подготовка либо вооружение лиц в целях организации террористической либо экстремистской деятельности; ст. 405

- организация и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма.

В случае возникновения спора о подследственности указанный вопрос разрешается процессуальным прокурором, исходя из объективности и достаточности проведенного расследования по преступлению, выявленному альтернативным органом (пп. 2, 12 ч. 1 ст. 193 УПК РК).

Между тем сложность начального этапа расследования, вытекающая из значимости и необратимости возможной утраты получаемых на этом этапе сведений для последующего расследования, побудила законодателя внести поправку в действующую редакцию ч. 1 ст. 185 УПК РК (Закон от 21 декабря 2017 г.), суть которой заключается в полномочии отсрочить момент регистрации в Едином реестре досудебных расследований (далее ЕРДР) соответствующего повода об экстремистских или террористических преступлениях на срок, согласованный с прокурором.

Тем самым появляются основания для производства неотложных, в том числе и негласных следственных действий, а также соответствующих оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и закрепление информации, позволяющих доказать наличие события преступления и причастность к нему заподозренных в его совершении лиц.

Полагаем, что особенностью начального этапа расследования по указанной категории преступлений должна стать предусмотренная законом возможность по усмотрению лица, осуществляющего досудебное расследование, производства неотложных следственных действий без санкции следственного судьи, но с последующим его уведомлением и предоставлением полученных материалов для принятия им решения об их законности и обоснованности (обыск, выемка, принудительный осмотр,

наложение ареста на имущество и др.).

Помимо этого, в Законе РК «Об оперативно-розыскной деятельности» необходимо срочном порядке восстановить в числе задач «раскрытие преступления». Иначе подрываются такие основы оперативно-розыскной деятельности (далее ОРД) как конспирация деятельности, внезапность и тактика оперативно-розыскных мероприятий, конфиденциальность негласных источников, также осложняется трансформация результатов ОРД в такой источник доказательств как документы в рамках ч. 2 ст. 120 УПК РК.

Полагаем, что восприятие указанных предложений законодателем не только повысит оперативность изобличения виновных, в совершении преступлений террористической или экстремистской направленности, но и минимизирует риски разглашения оперативной информации и уничтожения улик.

Тем самым, начало досудебного расследования по преступлениям террористической или экстремистской направленности, должно проходить через следующие этапы:

1) установление повода к началу досудебного расследования;

2) по мере необходимости - отложение регистрации в ЕРДР и, по согласованию с прокурором, в установленный им же срок проведение проверочных гласных, негласных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

3) на основе полученных материалов определение уголовно-правовой квалификация деяния и подследственности преступления;

4) вынесение постановления о начале досудебного расследования и принятия его к своему производству;

5) решение вопроса о необходимости применения к подозреваемому (подозреваемым) мер уголовно-процессуального принуждения

[3].

Применительно к последнему пункту, полагаем, что особенностью применения задержания к подозреваемому, должно стать изъятие, ограничивающее обязательность реализации положений «правила Миранды», установленных ч. 6 ст. 64 и ч. 1 ст. 131 УПК РК, до объявления подозреваемому постановления о квалификации его деяния. Такое ограничение даст возможность органу расследования эффективно и в сжатые сроки использовать показания подозреваемого как единственный достоверный источник доказательства в целях раскрытия и предупреждения актов терроризма, экстремизма, установления и изъятия вещественных и иных доказательств, выявления соучастников.

Аналогичное изъятие в действующем законодательстве содержится в норме, регла-

ментирующей основания для применения мер пресечения (ч. 2 ст. 136 УПК РК), предусматривающей возможность избрания содержания под стражей за совершение акта терроризма (ч. 4 ст. 255 УК РК) по мотивам одной лишь тяжести совершенного преступления.

Кроме того, полагаем, что по делам о терроризме и экстремизме должны участвовать в качестве защитника адвокаты, имеющие допуск к государственным секретам. Причем допуск защитника по таким делам следует определить с момента объявления подозреваемому постановления о квалификации его деяния, что закрепить в соответствующих законах (УПК РК и Закон РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»). Правовым основанием для такого решения служит гриф секретности проводимого досудебного расследования, особенность которого состоит в возможности ограничения конституционного права подозреваемого на защиту в соответствии со ст. 39 Конституции РК.

Также применительно к рассматриваемой категории уголовных дел в предлагаемом особом производстве следует детализировать изъятия прав участников процесса и минимизацию гарантий правосудия, связанные с показаниями анонимных свидетелей (ч. 8 ст. 115 УПК РК) либо депонированием их показаний (ст. 217 УПК РК), мерами безопасности (глава 12 УПК РК), сроками содержания под стражей (до 30 суток - ч. 1 ст. 139, ч. 4 ст. 151 УПК РК), допросом конфидентов и защищаемых лиц при расследовании и в судебном следствии (в режиме дистанционного допроса онлайн в условиях, исключающих узнавание и расшифровку лица по показаниям), подсудностью суда присяжных.

Наряду с указанными изъятиями, в ходе дальнейшего расследования, следует принять меры к повышению мотивации подозреваемых к сотрудничеству с органами уголовного преследования по делам о терроризме и экстремизме путем обязательного, а не по усмотрению лица, ведущего процесс, разъяснения порядка заключения процессуального соглашения о сотрудничестве, предусмотренного ч. 6 ст. 619 УПК РК. Подобный подход повысит раскрываемость преступлений данной категории, обеспечит всесторонность и полноту расследования, поскольку по таким делам во всех случаях выполнения условий процессуального соглашения о сотрудничестве, необходимо однозначно применять статью 67 УК РК об освобождении от уголовной ответственности таких лиц 1.

Изложенное позволяет констатировать, что порядок судопроизводства как в досудебных, так и в судебных стадиях уголовного процесса по уголовным делам об экстремизме и терроризме (с учетом высокой общественной опасности указанных правонарушений, посягающих на общественную безопасность и общественный порядок), имеет существенную специфику, наличие которой послужило основанием для нашего предложения о дополнении действующей редакции УПК РК самостоятельной главой 56-1 «Особенности производства по уголовным делам о терроризме и экстремизме».

К таким особенностям ограничительного характера мы относим:

1. Детализация особенностей начального этапа досудебного расследования, позволяющих отложить срок регистрации повода (как правило, рапорта) в ЕРДР.

2. Возможность производства неотложных следственных действий, в том числе негласных, без предварительного судебного санкционирования, а специальных оперативно-розыскных действий без предварительного прокурорского санкционирования, но с последующим их уведомлением.

3. Отсрочка разъяснения «правила Миранды» при задержании подозреваемого и при направлении сообщения о задержании и, соответственно, допуска защитника до момента вынесения постановления о квалификации деяния подозреваемого.

4. Возможность применения меры пресечения содержание под стражей, исходя лишь из тяжести совершенного преступления.

5. Особенности предмета доказывания и средств доказывания, предусматривающие как ограничительные, так и расширительные процедуры, а также обстоятельств, учитываемых при проведении процессуальных действий в условиях строжайшего соблюдения конфиденциальности источников сведений и необходимость применения мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса.

6. Особенности окончания предваритель-ногоследствия путем выполненияусловий процессуального соглашения о сотрудничестве.

7. Согласительное производство в суде с возможностью безальтернативного освобождения от уголовной ответственности в порядке, предусмотренном ст. 67 УК РК.

Такие меры позволят обеспечить беспрепятственное расследование и объективное рассмотрение указанных категорий уголовных дел, вынесение справедливого приговора.

1 Пункт 25 нормативного постановления Верховного Суда РК от 7 июля 2016 года за № 4 «О практике рассмотрения судами уголовных дел в согласительном производстве» // Сборник нормативных постановлений Верховного Суда Республики Казахстан. - Алматы, 2017. - С. 574.

Цылмыстыц ц^Цыц жэне цылмыстыц процесс

ЛИТЕРАТУРА

1. Арсеньев В.Д. О едином порядке производства по уголовным делам и пределах его дифференциации //Вопросы борьбы с преступностью. - Иркутск, 1970; Якимович Ю.К. Уголовно-процессуальные производства: автореф. дисс. ... д.ю.н. -М., 2002; Манова Н.С. Предварительное и судебное производство: дифференциация форм. - М., 2004 и др.

2. Цыганенко С.С. Проблемы процессуальных производств и их типов //Известия высших учебных заведений «Правоведение». - 2002. - № 4. - С. 18-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. См. также: Биндюкова Т.С. Поводы для начала досудебного расследования по преступлениям террористического и экстремистского характера //Хабаршы-Вестник Карагандинской академии МВД РК им. Б. Бейсенова. - 2018. - № 2. - С. 21-25.

REFERENCES

1. Arsen'ev V.D. O edinom porjadke proizvodstva po ugolovnym delam i predelah ego differenciacii // Voprosy bor 'by s prestupnost'ju. - Irkutsk, 1970; Jakimovich Ju.K. Ugolovno-processual'nye proizvodstva: avtoref. diss. ... d.ju.n. - M., 2002; Manova N.S. Predvaritel'noe i sudebnoe proizvodstvo: differenciacija form. - M., 2004 i dr.

2. Cyganenko S.S. Problemy processual'nyh proizvodstv i ih tipov // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij «Pravovedenie». - 2002. - № 4. - S. 18-19.

3. Sm. takzhe:Bindjukova T.S. Povody dljanachaladosudebnogorassledovanijapoprestuplenijam terroristicheskogo i jekstremistskogo haraktera //Habarshy-Vestnik Karagandinskoj akademii MVD RK im. B. Bejsenova. - 2018. - № 2. - S. 21-25.

УДК 4414

КЭМЕЛЕТКЕ ТОЛМАГАНДАРДЬЩ ЦЫЛМЫСТЬЩ ЖАУАПТЫЛЫГЫ ЖЭНЕ ОЛАРДЫ ЖАЗАЛАУ ТУРАЛЫ ХАЛЬЩАРАЛЬЩ-Б;¥ЦЬЩТЬЩ нормаларды ЦАЗАЦСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫЦ БЫЛМЫСТЬЩ ЗАЦНАМАСЫНА ИМПЛЕМЕНТАЦИЯЛАУ

Наталья Абаевна Сартаева

КР Зацнама институтыныц цылмыстыц, цылмыстыц процестiк, цылмыстыц атцару зацнамасы жэне сот сараптамасы бвлiмiнiц бас зылыми цызметкерi зац зылымдарыныц докторы, доцент.; Астана ц., Казацстан Республикасы; e-mail:sartaeva @parlam.kz

Н^рлан Болат^лы Мауыт^али

КР Зацнама институтыныц цылмыстыц, цылмыстыц процестщ цылмыстыц атцару зацнамасы жэне сот сараптамасы бвлiмiнiц mmi зылыми цызметкерi.; Астана ц., Казацстан Республикасы; e-mail: mautkali.nurlan@mail.ru

TYuin свздер: имплементация; халыцаралыц-цуцыцтыц нормалар; кэмелетке тол-магандар; цылмыстыц зацнама; цылмыстыц жаза; цылмыстыц жауаптылыц.

Аннотация. Мацалада кэмелетке толмагандардыц цылмыстыц жауаптылыгы жэне оларды жазалау туралы халыцаралыц-цуцыцтыц нормаларды Казацстан Респу-бликасыныц цылмыстыц зацнамасына имплементациялау царастырылган.

Мацалада 1989 жылы Бiрiккен ¥лттар ¥йымыныц Бас Ассамблеясында цабыл-данган жэне 1994 жылы Казацтан Республикасыныц Жогаргы КецеЫ ратификация-лаган «Бала цщыцтары туралы» Конвенцияга зормэн бершген, вйткет онда алгашрет баланыц: вмiр CYPуге, оз еЫмтщ болуына жэне азаматтыцты алуга, даралыгын сацта-уга, ата-анасынан айырылмауга, бШм алуга жэне кэсiптiк даярлыцца, жеке вмiрiне ерiктi тYрде жэне зацсыз цол сугушылыцтан цоргауга, медициналыц цызмет кврсету-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.