Научная статья на тему 'Об упрощенной системе бухгалтерского учета на микропредприятиях'

Об упрощенной системе бухгалтерского учета на микропредприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1028
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ / УПРОЩЕНИЕ УЧЕТА / ПРОСТАЯ ЗАПИСЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крупинова Е.С.

Предмет. В связи с кризисными явлениями в мировой экономике особую актуальность приобретает разработка мер по снижению административной нагрузки на микропредприятия в связи с ведением бухгалтерского учета. В качестве важнейшего элемента такого обеспечения рассматривается упрощенная система ведения бухгалтерского учета методом простой записи. Цели. Цель статьи обозначить основные положения упрощенной системы ведения бухгалтерского учета по простой системе, ориентированной на пользователей, не обладающих соответствующими профессиональными знаниями в сфере учета. Задачи. В рамках поставленной цели решены следующие задачи: определены меры по методологическому обеспечению упрощения учетной деятельности микропредприятий, предполагающие разработку специального федерального стандарта по бухгалтерскому учету для микропредприятий и единой методики ведения учета по простой системе; сформулированы основные направления упрощения учетных норм, вносимых в федеральный стандарт по бухгалтерскому учету для микропредприятий; разработана методика регистрации фактов хозяйственной жизни по простой системе, позволяющая производить балансовое обобщение данных бухгалтерского учета без дополнительных мероприятий по трансформации информации, полученной методом простой записи. Методология. В настоящей работе методологическую и информационную базу составили законодательные и нормативные акты, инструктивные и методические материалы по состоянию на 30.06.2015, научные труды отечественных специалистов по бухгалтерскому учету. Применялись анализ, индукция, сравнение, абстрактно-логический и специальный методы исследования. Результаты. Автором разработаны предложения по упрощению системы бухгалтерского учета на микропредприятиях.Выводы. Создание упрощенной системы ведения бухгалтерского учета на микропредприятиях методом простой записи в соответствии с концепцией, изложенной в настоящей статье, и внедрение ее в отечественную учетную практику предоставит реальную возможность руководителям микропредприятий, не имеющим специального образования в сфере учета, принять на себя ведение бухгалтерского учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об упрощенной системе бухгалтерского учета на микропредприятиях»

Учет в некоммерческих организациях

об упрощенной системе бухгалтерского учета на микропредприятиях

Е.С. КРУПИНОВА, главный бухгалтер, ООО «Профмонтажстрой-НН», Нижний Новгород, Российская Федерация

Предмет. В связи с кризисными явлениями в мировой экономике особую актуальность приобретает разработка мер по снижению административной нагрузки на микропредприятия в связи с ведением бухгалтерского учета. В качестве важнейшего элемента такого обеспечения рассматривается упрощенная система ведения бухгалтерского учета методом простой записи.

Цели. Цель статьи - обозначить основные положения упрощенной системы ведения бухгалтерского учета по простой системе, ориентированной на пользователей, не обладающих соответствующими профессиональными знаниями в сфере учета.

Задачи. В рамках поставленной цели решены следующие задачи: определены меры по методологическому обеспечению упрощения учетной деятельности микропредприятий, предполагающие разработку специального федерального стандарта по бухгалтерскому учету для микропредприятий и единой методики ведения учета по простой системе; сформулированы основные направления упрощения учетных норм, вносимых в федеральный стандарт по бухгалтерскому учету для микропредприятий; разработана методика регистрации фактов хозяйственной жизни по простой системе, позволяющая производить балансовое обобщение данных бухгалтерского учета без дополнительных мероприятий по трансформации информации, полученной методом простой записи.

Методология. В настоящей работе методологическую и информационную базу составили законодательные и нормативные акты, инструктивные и методические материалы по состоянию на 30.06.2015, научные труды отечественных специалистов по бухгалтерскому учету. Применялись анализ, индукция, сравнение, абстрактно-логический и специальный методы исследования.

Результаты. Автором разработаны предложения по упрощению системы бухгалтерского учета на микропредприятиях.

Выводы. Создание упрощенной системы ведения бухгалтерского учета на микропредприятиях методом простой записи в соответствии с концепцией, изложенной в настоящей статье, и внедрение ее в отечественную учетную практику предоставит реальную возможность руководителям микропредприятий, не имеющим специального образования в сфере учета, принять на себя ведение бухгалтерского учета.

Ключевые слова: микропредприятия, упрощение учета, простая запись

С вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [9] с 01.01.2013 вести бухгалтерский учет и предоставлять бухгалтерскую отчетность обязаны все российские организации, в том числе и организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, которые ранее от обязанности ведения бухгалтерского учета были освобождены. Данное нововведение повлекло немало разногласий относительно необходимости бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы, а также микропредприятий.

Сторонники отказа от бухгалтерского учета на микропредприятиях обосновывают свою позицию тем, что, несмотря на все упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, предусмотренные современным законодательством для предпри-

ятий малого бизнеса, бухгалтерский учет на микропредприятиях остается достаточно сложным процессом, требующим специальных профессиональных знаний и, как следствие, приводящим к дополнительным затратам на услуги бухгалтера, в то время как с налоговым учетом руководители микропредприятий, находящихся на упрощенной системе налогообложения, до нововведений, как правило, справлялись самостоятельно.

Однако само понятие «юридическое лицо», определенное в ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации [3, п. 1 ст. 48], предполагает обособленность используемых в ходе финансово-хозяйственной деятельности организации имущества и обязательств. Без системы бухгалтерского учета реализовать это затруднительно. Также следует отметить, что определение стоимости чистых активов обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ возможно только в рамках системы бухгалтерского учета. Таким образом, бухгалтерский учет для организаций является не столько обязанностью, сколько необходимостью, и принятие решения о его ведении не может ставиться в зависимость от размера бизнеса или применяемой системы налогообложения.

С другой стороны, нельзя не отметить, что в условиях глобального финансово-экономического кризиса особую актуальность приобретает разработка мер по снижению административной нагрузки на субъекты малого предпринимательства, в том числе на микропредприятия, в связи с исполнением обязанности ведения бухгалтерского учета. Министерство финансов Российской Федерации в своем письме от 26.02.2014 № 07-01-06/8136 [19] отмечает, что данный вопрос постоянно находится в центре его внимания.

Одной из важнейших мер, осуществленных в этом направлении, ведомство выделяет предоставление права микропредприятиям вести бухгалтерский учет по простой системе (без применения двойной записи) [20, п. 6.1]. Эта новация введена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2012 № 164н «О внесении изменения в положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 октября 2008 г. № 106н» [10], который вступил в силу 08.03.2013.

Поскольку органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации все еще не предложено единой методики

ведения учета по простой системе, бухгалтерский учет на микропредприятиях без применения двойной записи является дискуссионным вопросом.

Е.Ю. Диркова отмечает, что объекты бухгалтерского учета определены законодательством вне зависимости от применяемой системы учета. Условия признания объектов бухгалтерского учета содержатся в положениях по ведению бухгалтерского учета, которые в свою очередь рассчитаны на применение плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, предполагающего ведение учета методом двойной записи. В итоге простая система оказывается привязанной к традиционным счетам синтетического учета [2].

С.В. Андреева высказывает сомнение в целесообразности решения вести бухгалтерский учет на микропредприятии без двойной записи, обосновывая это следующим: «Специалист, ведущий на микропредприятии бухгалтерский учет и обладающий соответствующими профессиональными знаниями, скорее всего, предпочтет использование двойной записи, позволяющей получить балансовое обобщение фактов хозяйственной жизни в традиционном порядке с последующим формированием бухгалтерской (финансовой) отчетности. Если бухгалтерский учет на микропредприятии ведет неспециалист в сфере учета (например, собственник организации), то простая запись не позволит ему осуществить балансовое обобщение имущества, обязательств и капитала. Необходимы будут дополнительные мероприятия по трансформации учетных данных, полученных методом униграфической записи, для формирования бухгалтерской отчетности» [1].

Специалисты некоммерческого партнерства «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» разработали и представили в разд. 3.5 Рекомендаций для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности [21] свой вариант организации учета на микропредприятии без применения двойной записи - простую форму ведения бухгалтерского учета. Согласно предложенной методике факты хозяйственной жизни регистрируются в хронологической последовательности непосредственно по группам статей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, т.е. статьи отчетных форм исполняют роль обобщенных счетов. Однако отражение стоимостной оценки каждого факта хозяйственной жизни в Книге (журнале)

учета фактов хозяйственной жизни по форме № К-2МП предполагается по двум или трем статьям-счетам, что фактически демонстрирует двойную запись. Таким образом, простую форму ведения бухгалтерского учета, разработанную некоммерческим партнерством «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», нельзя рассматривать как простую систему учета, хотя, несомненно, она является реальным шагом к упрощению учета на микропредприятиях.

Еще одной мерой, декларируемой как упрощающей порядок ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях, но на практике применяемой недостаточно эффективно, является предоставление права руководителям субъектов малого предпринимательства, включая микропредприятия, принимать на себя ведение бухгалтерского учета [9, п. 3 ст. 7].

Современная система нормативного правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации представлена достаточно широкой совокупностью документов законодательного, нормативного и методического уровней. Законодательство в сфере бухгалтерского учета организаций, не являющихся субъектами малого предпринимательства, и субъектов малого предпринимательства отличается только наличием некоторых льгот для предприятий малого бизнеса, которые Министерство финансов Российской Федерации обобщило в информации от 03.06.2015 № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» [13]. Некоторые действующие документы содержат большое количество устаревших норм и применяются только в части, не противоречащей Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [11]. Сложность и запутанность российского законодательства в сфере бухгалтерского учета привели к тому, что в большинстве случаев руководители даже самых маленьких организаций предпочитают ввести в штат должность главного бухгалтера или передать бухгалтерский учет на аутсорсинг специализированной компании.

По мнению автора, реально упростить порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности на микропредприятиях и, как следствие, снизить административную нагрузку в связи с исполнением обязанности ведения бухгалтерского учета позволит упрощенная система ведения бухгалтерского учета методом простой записи, ориентированная на пользователей, не обладающих соответствующими профессиональными знаниями в сфере учета.

Создание указанной системы бухгалтерского учета должно происходить по двум направлениям. Первое - систематизация и упрощение правил формирования и раскрытия информации об объектах бухгалтерского учета посредством внедрения в российскую учетную практику федерального стандарта, адресованного микропредприятиям, второе - разработка единой методики ведения бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

Упрощение способов ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства провозглашено одним из принципов регулирования отечественного бухгалтерского учета [9, п. 3 ст. 20]. Устанавливаются упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы, федеральными стандартами [9, подп. 10 п. 3 ст. 21], в качестве основы для разработки которых определены Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) [9, п. 4 ст. 20].

В международной учетной практике с 09.07.2009 действует Международный стандарт финансовой отчетности для малого и среднего бизнеса (далее -МСФО для МСБ) [23]. Данный стандарт является обособленным документом, раскрывающим без многочисленных перекрестных ссылок на другие стандарты все вопросы, касающиеся учета и раскрытия информации малых и средних компаний, и заменяет собой полную версию МСФО. Все основные упрощения, внедренные для предприятий малого и среднего бизнеса, можно разделить на три группы. «Во-первых, некоторые темы, которые рассмотрены в полном комплекте МСФО, исключены из МСФО для МСБ. Считается, что они неприменимы к деятельности типичного малого предприятия. Во-вторых, стандарт содержит значительно меньше альтернатив в методах учета, и компании малого и среднего бизнеса в обязательном порядке должны применять только более простой метод, предусмотренный в полных МСФО. В-третьих, стандарт требует от компаний значительно меньше раскрытий в отчетности» [7].

Таким образом, если при разработке российского стандарта для микропредприятий взять за основу подход, реализованный в МСФО, то новый федеральный стандарт должен охватывать нормы всех действующих положений по бухгалтерскому учету, обязательных к применению микропредприятиями, заменяя их и адаптируя к специфике деятельности данной категории хозяйствующих субъектов. В таком случае главным недостатком формируемого

стандарта будет большой объем документа, так как в нем должны найти отражение все критерии признания, правила оценки, порядок принятия к учету и выбытия (списания) всех объектов бухгалтерского учета, а также порядок раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности.

На разных этапах разработки МСФО для МСБ предлагались различные варианты упрощений, которые рассматривались правлением Совета по МСФО, но были отклонены по тем или иным причинам. Так, предварительный проект стандарта «МСФО для МСП», опубликованный для обсуждения 15.02.2007, в целях сделать документ менее перегруженным и объемным не содержал вопросов, которые редко встречаются в практике малых и средних предприятий. Компаниям, для которых эти вопросы актуальны, предлагалось обратиться к соответствующим стандартам полной версии МСФО, ссылки на которые содержались в проекте [5]. Позднее механизм прямых ссылок был признан нецелесообразным, поскольку изменение того или иного МСФО, что происходит сравнительно часто, приводило бы к изменению МСФО для МСБ, и в окончательную версию стандарта не вошел (единственное исключение - возможность применения требований полного комплекта МСФО для учета финансовых инструментов).

В отличие от МСФО пересмотр российских стандартов бухгалтерского учета происходит значительно реже, поэтому разработка федерального стандарта для микропредприятий, охватывающего только те положения по бухгалтерскому учету, которые регламентируют учет наиболее типичных для них объектов учета, может быть оптимальным вариантом. В случае появления в хозяйственной деятельности экономического субъекта объектов учета, не регламентируемых данным стандартом, их учет следует производить по общим правилам. Такой вариант создания стандарта для микропредприятий позволит сделать документ не слишком объемным и в то же время обеспечить достаточной нормативно-методологической базой учетную деятельность подавляющего большинства заинтересованных в нем экономических субъектов.

Фундаментальным вопросом, требующим решения в ходе разработки специального федерального стандарта, адресованного микропредприятиям, является степень упрощения вносимых в него норм.

Как уже было отмечено ранее, одним из основных направлений упрощения порядка ведения

бухгалтерского учета на предприятиях малого и среднего бизнеса, реализованным в МСФО для МСБ, является устранение альтернатив в методах учета. На взгляд автора, установление в российской практике императивных правил ведения бухгалтерского учета на микропредприятиях, несмотря на то, что позволит снизить трудоемкость учетного процесса, может существенно противоречить интересам отдельных организаций. «Так, например, одно предприятие может быть заинтересовано в списании всех основных средств в момент приобретения, поскольку учет основных средств является относительно трудоемким. Другое предприятие, напротив, может быть заинтересовано в капитализации основных средств для получения более достоверной отчетности, что может быть полезно при обращении за кредитом в банк. Кроме того, единовременное списание основных средств может привести к снижению чистых активов до отрицательного уровня, что означает, что предприятие должно быть ликвидировано в силу требований действующего гражданского законодательства» [15]. Таким образом, более рационально позволить микропредприятиям самим выбирать методы формирования информации об объектах бухгалтерского учета, законодательно предложив им несколько альтернативных вариантов.

В связи с вступлением в силу гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций» все организации, находящиеся на общей системе налогообложения, обязаны вести налоговый учет [8, ст. 313]. На сегодняшний день существует немало различий в правилах определения прибыли для целей бухгалтерского и налогового учета, что приводит к необходимости постановки в организации двух параллельных видов учета, базирующихся на одних и тех же первичных документах. Максимальное сближение систем бухгалтерского и налогового учета на микропредприятиях позволило бы освободить данную категорию экономических субъектов от дополнительной административной нагрузки.

В частности, реализации поставленной задачи способствовала бы синхронизация моментов признания доходов и расходов на микропредприятиях для целей бухгалтерского учета и налогообложения. Рассмотрим данный механизм на примере признания убытка от реализации объектов основных средств. В настоящее время согласно правилам бухгалтерского учета указанный убыток признается в полном объеме в составе прочих расходов [16,

п. 11], тогда как в налоговом учете он подлежит списанию равными долями в течение оставшегося срока полезного использования реализованного объекта основных средств [8, п. 3 ст. 268]. На взгляд автора, целесообразно было бы позволить микропредприятиям самостоятельно выбирать оптимальный метод признания убытка от реализации объектов основных средств для целей бухгалтерского учета, закрепив в федеральном стандарте для микропредприятий оба варианта.

И.Р. Сухарев в своем аналитическом докладе «Возможности сближения налогового и бухгалтерского учета», подготовленном для Национальной организации по стандартам финансового учета и отчетности, отмечает: «Задача сближения двух учетов может и должна решаться путем реформирования того и другого: в бухгалтерском учете должны быть выделены задачи административного характера, не направленные на формирование финансовой отчетности, и полностью приведены в соответствие с требованиями налогового законодательства; в налоговом учете там, где это не идет в ущерб интересам налоговой системы, для налогоплательщика должны быть нормативно доступны (но не обязательны) те методы учета, которые он применяет при формировании финансовой отчетности» [22].

Также важным шагом к упрощению учетных норм является оценка эффективности использования микропредприятиями максимально трудоемких правил ведения бухгалтерского учета. В том случае, если эффективность от их использования на микропредприятиях признается недостаточно значимой, необходимо принять решение об отказе от переноса таких норм положений по бухгалтерскому учету в федеральный стандарт для микропредприятий либо об их радикальном упрощении.

Например, расходы на консультационные, информационные, юридические услуги, вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, таможенные пошлины и сборы, иные государственные пошлины, а также командировочные расходы, связанные с приобретением объектов основных средств, в настоящее время непосредственно влияют на увеличение их первоначальной стоимости [17, п. 8]. Профессиональным сообществом бухгалтеров нередко ставится под сомнение корректность данной учетной нормы. Несмотря на то, что такие расходы имеют определенное отношение к приобретению или созданию объектов основных средств, они все-таки не являются обязательным условием для доведения объекта основных средств до состо-

яния готовности к использованию. Учитывая сказанное ранее, в целях создания упрощенного стандарта для микропредприятий можно рекомендовать пересмотреть и существенно сократить перечень фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств, подлежащих включению в первоначальную стоимость. Аналогичным образом увеличивает трудоемкость учетного процесса расчет первоначальной стоимости нематериальных активов и фактической себестоимости материально-производственных запасов.

Следует отметить, что подходить к разработке подобных норм нужно с осторожностью и особой тщательностью, так как снижение трудоемкости учетного процесса не должно приводить к значительному искажению информации, формируемой в рамках системы бухгалтерского учета.

Таким образом, упрощение правил формирования и раскрытия информации об объектах бухгалтерского учета на микропредприятиях может быть достигнуто с помощью следующих мер:

• с помощью минимизации количества различий в правилах определения прибыли для целей бухгалтерского и налогового учета на микропредприятиях;

• с помощью радикального упрощения норм отдельных положений по бухгалтерскому учету, необоснованно увеличивающих трудоемкость учетного процесса.

Следующим элементом предлагаемой упрощенной системы ведения бухгалтерского учета на микропредприятиях является единая методика регистрации фактов хозяйственной жизни по простой системе (без применения двойной записи).

Простая система учета уже применялась субъектами малого предпринимательства на основании Федерального закона от 29.12.1995 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» [14], утратившего силу с 01.01.2003. Счета в ней не велись, единственной учетно-отчетной формой выступала Книга учета доходов и расходов, для заполнения которой не требовалось знаний в сфере бухгалтерского учета. Неприменение плана счетов и несоблюдение положений по бухгалтерскому учету было специально оговорено, требование о составлении бухгалтерской отчетности отсутствовало. Фактически это был не бухгалтерский, а налоговый учет в современном его понимании.

В настоящее время перед простой системой учета стоит иная задача - она должна обеспечивать

формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства, а также составление на ее основе бухгалтерской отчетности.

Субъекты малого предпринимательства, в том числе микропредприятия, имеют право составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность [9, п. 4 ст. 6], состав и содержание которой определены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [12]. Основным отличием упрощенных форм бухгалтерской отчетности от общепринятых является значительная консолидация показателей.

Следует отметить, что применение упрощенных форм бухгалтерской отчетности в деятельности малого предприятия позволяет не только сократить время на заполнение бланков отчетных форм, но и снизить риск того, что допущенная в бухгалтерском учете ошибка окажется грубой. В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях одним из грубых нарушений правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности признается искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% [4, ст. 15.11]. Поскольку формы бухгалтерской отчетности для малых предприятий укрупнены, вероятность получить административный штраф снижается, поскольку накопить 10% в виде ошибок укрупненного показателя сложнее, нежели получить такое искажение в одном из показателей общих форм бухгалтерской отчетности.

Несмотря на то, что бухгалтерский баланс субъектов малого предпринимательства значительно упрощен по сравнению с бухгалтерским балансом, обязательным к применению экономическими субъектами, не относящимися к категории малых предприятий, имущество организации в нем также рассматривается с двух сторон: по составу и размещению (актив баланса) и по источникам формирования (пассив баланса). Не имеет смысла отрицать, что на отражение двойственного характера имущества предприятия ориентирована именно двойная запись, и отказ от ее применения повлечет скорее пропуски и ошибки, чем реальное упрощение учета. Поэтому в современных условиях простая система учета возможна только как завуалированная двойная запись.

Таким образом, цель разработки единой методики ведения бухгалтерского учета на микропредпри-

ятиях по простой системе можно сформулировать как достижение такой степени завуалированности двойной записи, при которой пользователь, не являющийся специалистом в сфере учета, сможет самостоятельно произвести балансовое обобщение данных бухгалтерского учета, а также составить отчет о финансовых результатах субъектов малого предпринимательства [6].

Определяющее значение в создании современной методики ведения бухгалтерского учета по простой системе имеет новый перечень объектов бухгалтерского учета, введенный Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». «Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования его деятельности, доходы, расходы, иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами» [9, ст. 5]. Как можно заметить, установленные законодательством объекты бухгалтерского учета не равнозначны и условно их можно разделить на две группы: базовые и обобщающие. К базовым объектам бухгалтерского учета относятся активы, обязательства, источники финансирования деятельности организации, доходы и расходы, к обобщающим - факты хозяйственной жизни. Изменение базовых объектов бухгалтерского учета происходит именно в результате свершения фактов хозяйственной жизни.

Итак, если при ведении бухгалтерского учета методом двойной записи производится регистрация попарного изменения базовых объектов бухгалтерского учета, то при организации системы бухгалтерского учета по простой системе предлагаем производить регистрацию фактов хозяйственной жизни.

Реализация идеи возможна посредством разработки системы кодов фактов хозяйственной жизни, которую можно считать своеобразным упрощенным аналогом плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций [9], используемого при ведении учета методом двойной записи. Показатели бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства, по мнению автора, следует использовать как обобщенные счета. Каждое парное изменение счетов-показателей или движение внутри одного обобщенного счета, т.е. то, что традиционно называется бухгалтерской проводкой, подлежит кодированию [6].

Техническая сущность системы кодов фактов хозяйственной жизни на примере обобщенного

счета «Денежные средства и денежные эквивален- Все факты хозяйственной жизни организации

ты», являющегося строкой «1250» упрощенного в хронологической последовательности регистри-бухгалтерского баланса, раскрыта в табл. 1. руются с присвоением им соответствующих кодов.

Таблица 1

Фрагмент системы кодов фактов хозяйственной жизни

Код* Факт хозяйственной жизни Влияние упрощенной бухгалтерской отчетности на показатели

Поступление наличных и безналичных денежных средств, денежных эквивалентов

1250-01 От покупателей, заказчиков, от поставщиков, подрядчиков, от государственных органов, от государственных внебюджетных фондов, от сотрудников организации, от учредителей Т «Денежные средства и денежные эквиваленты». 4 «Финансовые и другие оборотные активы»

1250-02 Получение долгосрочных кредитов, займов Т «Денежные средства и денежные эквиваленты». Т «Долгосрочные заемные средства»

1250-03 Получение краткосрочных кредитов, займов Т «Денежные средства и денежные эквиваленты». Т «Краткосрочные заемные средства»

1250-04 Получение средств целевого финансирования Т «Денежные средства и денежные эквиваленты». Т «Другие краткосрочные обязательства»

1250-00 Возврат средств, направленных ранее на приобретение денежных эквивалентов Т «Денежные средства и денежные эквиваленты». 4 «Денежные средства и денежные эквиваленты»

1250-05 Получение дохода от использования специальных счетов в банке. Получение дохода от реализации денежных эквивалентов Т «Денежные средства и денежные эквиваленты». Т «Капитал и резервы». Т «Прочие доходы»

1250-06 Возврат средств, направленных ранее на осуществление долгосрочных финансовых вложений Т «Денежные средства и денежные эквиваленты». 4 «Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы»

1250-07 Возврат средств, направленных ранее на осуществление краткосрочных финансовых вложений (за исключением денежных эквивалентов) Т «Денежные средства и денежные эквиваленты». 4 «Финансовые и другие оборотные активы»

1250-08 Получение процентов, дивидендов по финансовым вложениям (за исключением денежных эквивалентов) Т «Денежные средства и денежные эквиваленты». Т «Капитал и резервы». Т «Прочие доходы»

Выдача наличных и перечисление безналичных денежных средств, в том числе со специальных счетов в банке

1250-09 Банку за расчетно-кассовое обслуживание, поставщикам, подрядчикам, покупателям, заказчикам, государственным органам, государственным внебюджетным фондам, сотрудникам организации, учредителям, выявление недостачи в кассе организации и отнесение на виновное лицо 4 «Денежные средства и денежные эквиваленты». 4 «Финансовые и другие оборотные активы»

1250-10 На погашение долгосрочных кредитов, займов. На погашение процентов по долгосрочным кредитам, займам 4 «Денежные средства и денежные эквиваленты». 4 «Долгосрочные заемные средства»

1250-11 На погашение краткосрочных кредитов, займов. На погашение процентов по краткосрочным кредитам, займам 4 «Денежные средства и денежные эквиваленты». 4«Краткосрочные заемные средства»

1250-12 На приобретение денежных эквивалентов 4 «Денежные средства и денежные эквиваленты». Т «Денежные средства и денежные эквиваленты»

1250-13 На осуществление долгосрочных финансовых вложений 4 «Денежные средства и денежные эквиваленты». Т «Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы»

1250-14 На осуществление краткосрочных финансовых вложений (за исключением денежных эквивалентов) 4 «Денежные средства и денежные эквиваленты». Т«Финансовые и другие оборотные активы»

Т - увеличение показателя упрощенной бухгалтерской отчетности; 4 - уменьшение показателя упрощенной бухгалтерской отчетности.

* Предлагаемые коды приведены в качестве примера.

Таблица 2

Фрагмент Книги учета фактов хозяйственной жизни микропредприятий

Дата записи Наименование первичного учетного документа Дата первичного учетного документа Содержание факта хозяйственной жизни Сумма, руб. Код

07.07.2015 Выписка из расчетного счета 06.07.2015 Оплата ООО «Поставщик» по счету № 79 от 01.07.2015 за поступившие материалы 10 000 1250-09

07.07.2015 Выписка из расчетного счета 06.07.2015 Плата ОАО «Банк» за расчетно-кассовое обслуживание за 06.07.2015 45 1250-09

07.07.2015 Выписка из расчетного счета 06.07.2015 Поступление денежных средств от ООО «Заказчик» по договору № 3 от 09.01.2015 за выполненные работы 100 000 1250-01

По окончании отчетного периода все операции, имеющие одинаковый код, суммируются, и выводятся итоговые значения по каждому коду фактов хозяйственной жизни. Показатели бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства формируются как результаты вычислений математических формул, заключающихся в сложении и вычитании итоговых значений различных фактов хозяйственной жизни [6].

Так, по окончании отчетного периода итоговое значение по коду «1250-01» увеличит показатель упрощенной бухгалтерской отчетности «Денежные средства и денежные эквиваленты» и уменьшит -«Финансовые и другие оборотные активы». Итоговое значение по коду «1250-02» будет использоваться при расчете показателей «Денежные средства и денежные эквиваленты» и «Долгосрочные заемные средства», приводя к их увеличению и т.д.

Для целей ведения бухгалтерского учета по простой системе может быть использована Книга учета фактов хозяйственной жизни микропредприятий по форме, представленной в табл. 2.

Применение системы кодов фактов хозяйственной жизни в учетной деятельности микропредприятий позволит отразить двойственный характер движения средств, составляющих собственность организации, регистрируя стоимостную оценку каждого факта хозяйственной жизни единожды. В результате предложенная методика ведения учета на микропредприятиях по простой системе обеспечит составление упрощенной бухгалтерской отчетности без дополнительных мероприятий по трансформации учетных данных, полученных методом простой записи, а также решит проблему подбора правильной корреспонденции счетов бухгалтерского учета.

Внедрение в российскую учетную практику федерального стандарта по бухгалтерскому уче-

ту, адресованного микропредприятиям, усовершенствует систему отечественного нормативного правового регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства, систематизировав актуальные положения действующих нормативных документов. Упрощенный характер правил формирования и раскрытия информации об объектах бухгалтерского учета, содержащихся в данном федеральном стандарте, позволит снизить трудоемкость учетного процесса и сократить издержки микропредприятий на осуществление учетных функций.

Создание упрощенной системы ведения бухгалтерского учета на микропредприятиях методом простой записи в соответствии с концепцией, изложенной в настоящей статье, служит цели снижения административной нагрузки на субъекты малого предпринимательства в связи с исполнением обязанности ведения бухгалтерского учета. Внедрение ее в отечественную учетную практику предоставит реальную возможность руководителям микропредприятий, не имеющим специального образования в сфере учета, принять на себя ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности.

Список литературы

1. Андреева С.В. Рационализация учетной деятельности малых предприятий // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: материалы XXVII международной заочной научно-практической конференции (17 июля 2013 г.). Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2013. C. 13-19.

2. Диркова Е.Ю. Простая система бухгалтерского учета // Налоговая политика и практика. 2013. № 4. С. 54-57.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1998 № 51-ФЗ.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Костин С. «Большая отчетность» малых предприятий // Финансовый директор. 2008. № 3. С. 38-42.

6. Крупинова Е.С. Концептуальные основы простой системы учета в современных условиях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. № 16

7. Модеров С. МСФО для малого и среднего бизнеса // МСФО на практике. 2011. № 3. С. 40-48.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

9. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

10. О внесении изменения в положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 октября 2008 г. № 106н»: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2012 № 164н.

11. О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»: информация Министерства финансов Российской Федерации от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012.

12. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н.

13. Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности: информация Министерства финансов Российской Федерации от 03.06.2015 № ПЗ-3/2015.

14. Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства: Федеральный закон от 29.12.1995 № 222-ФЗ.

15. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению:

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94.

16. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 № 33н.

17. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н.

18. Отчет о научно-исследовательской работе Национальной организации по стандартам финансового учета и отчетности по теме: «Упрощенная система бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для малых и средних предприятий (заключительный)». URL: http:// www. nsfo.ru.

19. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26.02.2014 № 07-01-06/8136 «О мерах по снижению административной нагрузки на субъекты малого предпринимательства, включая микропредприятия, в связи с ведением бухучета».

20. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н.

21. Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности: утверждены решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» (протокол от 25.04.2013 № 4/13).

22. Сухарев И.Р. Возможности сближения налогового и бухгалтерского учета. Аналитический доклад для Национальной организации по стандартам финансового учета и отчетности. URL: http:// www.nsfo.ru.

23. International Financial Reporting Standard for Small and Medium-sized Entities (IFRS for SMEs). URL: http:// www.ifrs.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.