УДК 349
Юридические науки
Хисматуллин Сергей Александрович, студент 4 курса юридического факультета, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет », Россия, г. Стерлитамак
ОБ УПЛАТЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ
Аннотация: В статье рассматривается правовой аспект отсутствия возможности зачитывать добровольные взносы индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты иным лицам, в Фонд социального страхования за себя в общую сумму уплачиваемых налогов при их уменьшении; предлагаются пути оптимизации уплаты налогов на упрощенной системе налогообложения и стимулирования добровольного страхования в ФСС индивидуальными предпринимателями.
Ключевые слова: социальное обеспечение; социальное страхования индивидуальных предпринимателей; добровольные взносы в Фонд социального страхования; пенсионное страхование; медицинское страхование.
Abstract: The article deals with the legal aspect of the lack of the ability to read out voluntary contributions of individual entrepreneurs who do not make payments to other persons to the Social Insurance Fund for themselves in the total amount of taxes paid when they are reduced; ways of optimization of payment of taxes on the simplified system of the taxation and stimulation of voluntary insurance in FSS by individual businessmen are offered.
Key words: social security; social insurance of individual entrepreneurs; voluntary contributions to the Social Insurance Fund; pension insurance; health insurance.
В развитом демократическом государстве социальная политика должна распространяться не только на социально незащищенные слои, но также и на малых предпринимателей. Малый бизнес характеризуется тем, что он мобильнее и легче приспосабливается к изменяющимся условиям и способствует обеспечению занятости трудоспособного населения и др. При этом малый бизнес, как правило, обладает ограниченными финансовыми ресурсами, что в действительности негативно сказывается на экономическом благосостоянии индивидуальных предпринимателей и стремлении возможными способами уменьшить количество налогов. Государством предпринимаются различные меры по поддержке индивидуальных предпринимателей, в числе главной из которых - уменьшение налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей. Одним из путей уменьшения налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат иным лицам, то есть не применяющих труд наемных работников, является отказ от внесения индивидуальными предпринимателями добровольных социальных взносов на страхование от болезней и в связи с материнством за себя лично. Данное обстоятельство является спорным, оно обусловлено целью снижения налоговой нагрузки, но негативно сказывается на положении незастрахованного лица в случае наступления страхового случая.
В случае, когда индивидуальные предприниматели привлекают наемных работников, они являются страхователями по нескольким основаниям: в отношении самих себя и в отношении нанимаемых лиц. В связи с последними изменениями в системе уплаты страховых взносов, передаче полномочий по сбору и учёту страховых взносов Федеральной налоговой службе России в связи с принятием Федерального закона от 3.07.2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым
органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» [4], тарифы страховых взносов индивидуальных предпринимателей-работодателей установлены ст. 426 Налогового кодекса РФ [1]. По мнению Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева данная мера создаст «единое ядро администрирования, сбора и соответственно последующего использования всех налоговых и неналоговых платежей в стране» [5]. Согласно действующему законодательству, в отношении наемных работников индивидуальный предприниматель в обязательном порядке уплачивают взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Отметим, что пенсионные взносы осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ [3].
При этом, за себя индивидуальные предприниматели обязаны платить только пенсионные взносы и взносы за медицинское страхование, а взносы за социальное страхование не предусмотрены Существуют также страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Их в 2017 году индивидуальные предприниматели не уплачивают согласно п.6 ст. 430 Налогового Кодекса РФ. Однако уплату этих взносов можно производить на добровольных началах, согласно ст. 4.5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [2]. Уплата взносов добровольно производится на случай наступления страхового случая, чтобы в случае, например, болезни, индивидуальный предприниматель мог бы получить соответствующее пособие за счет уплаченных средств социального страхования. Страховые взносы «на травматизм» индивидуальные предприниматели в 2017 году не уплачивают, их уплата индивидуальными предпринимателями не предусмотрена и на добровольной основе.
Недавнее изменение в законодательстве о системе уплаты страховых взносов не повлияли на право индивидуального предпринимателя уменьшать
налоги их на обязательные платежи. Так, согласно ст. 346.32 «Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму единого налога на уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере». При этом нужно учитывать, что добровольные страховые взносы в на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не уменьшают налоги на любой из систем налогообложения. На основании этого положения можно сделать вывод, что указанное положение закона в некоторой мере снижает стремление индивидуальных предпринимателей вносить эти взносы, что негативно сказывается на работе всей системы социального обеспечения, так как большая часть индивидуальных предпринимателей не уплачивают за себя взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с целью экономии средств, что в некоторой мере может негативно сказаться на их имущественном положении при наступлении страхового случая.
Было бы целесообразно внести изменения в налоговое законодательство о страховых взносах на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, согласно которым указанные взносы могли бы уменьшать сумму единого налога в совокупности с на уплаченными страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере. Претворение предложения в жизнь позволило бы расширить круг лиц, застрахованных на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, среди индивидуальных предпринимателей. Считаем предложение целесообразным в виду социальной ориентированности нашего государства.
Библиографический список:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017). // Российская газета. - 10.08.2000 г. -№ 153-154.
2. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». // Российская газета. - 31.12.2006 г. - № 297.
3. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. // Российская газета. - 15.01.2014 г. - № 6.
4. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». // Российская газета. -8.07.2016 г. -№ 149.
5. Новости сегодня.: [сайт]. URL: http://news24today.info/medvedev-predlozhil-putinu-nalogovuyu-reformu.html. (дата обращения 31.10.2017).