Научная статья на тему 'Об улучшении медико-санитарной помощи'

Об улучшении медико-санитарной помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
170
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПРОС / ПЕРВИЧНОЕ ЗВЕНО / МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Салиева Манзура Хабибовна, Азизов Юрий Далиевич, Дадахонова Рано Алияровна, Мусаева Дилфуза Махмудовна

Путём социологического опроса изучено мнение врачей сельских врачебных пунктов (СВП) об улучшении медико-санитарной помощи (МСП) сельскому населению. Для структурного изменения МСП населению необходимо объединение СВП и развитие специализированной медицинской помощи, увеличение числа дневных стационаров, развитие семейной медицины, доступное размещение сети медицинских учреждений и обеспечение кадрами и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Салиева Манзура Хабибовна, Азизов Юрий Далиевич, Дадахонова Рано Алияровна, Мусаева Дилфуза Махмудовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об улучшении медико-санитарной помощи»

19. Стяжкина С.Н., Гадельшина А.А., Ворончихина Е.М. Анализ актуального социально-экономического заболевания - механическая желтуха за 2015-2016 года // Международный студенческий научный вестник, 2017. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=16901/ (дата обращения: 09.09.2018).

20. Тимошин А.Д., Шестаков А.Л., Юрасов А.В. Результаты минимальноинвазивных вмекшательств на желчных путях // Анналы хир гепатол., 2002. № 1. С. 27-32.

21. De Monti M., Ghilardi G., Bianchi E. et al. Two incidental cases of abdominal aortic aneurysm and gallbladder cancer. Further data influencing the management of patients affected by aneurysm and gallbladder disease // Minerva Cardioangiol., 2000. Vol. 48. № 4-5. P. 129-135.

22. Innocenti C., Defraigne J.O., Limet R. Aortic surgery in the presence of cholelithiasis. Should simultaneous cholecystectomy be performed? // J Chir (Paris), 1989. Vol. 126. № 3. P. 159-162.

23. Laparoscopic cholecystectomy and common bile duct stones / S M Graham et al. // Ann Surg., 1993. V. 218. P. 61-67.

24. Schwartz's Principles of surgery / F. Charles Brunicardi, D. K. Andersen, Timothy R. Billiar et al. // учебное пособие, 10-е изд. на англ.: McGraw-Hill Education, 2014. 1888 p.

ОБ УЛУЧШЕНИИ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ Салиева М.Х.1, Азизов Ю.Д.2, Дадахонова Р.А.3, Мусаева Д.М.4

'Салиева Манзура Хабибовна - кандидат медицинских наук, доцент; 2Азизов Юрий Далиевич - доктор медицинских наук, профессор; 3Дадахонова Рано Алияровна - ассистент, кафедра общественного здоровья и микробиологии, Андижанский государственный медицинский институт, г. Андижан;

Мусаева Дилфуза Махмудовна - кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра фармакологии и клинической фармакологии, Бухарский государственный медицинский институт им. Абу Али Ибн Сино, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: путём социологического опроса изучено мнение врачей сельских врачебных пунктов (СВП) об улучшении медико-санитарной помощи (МСП) сельскому населению. Для структурного изменения МСП населению необходимо объединение СВП и развитие специализированной медицинской помощи, увеличение числа дневных стационаров, развитие семейной медицины, доступное размещение сети медицинских учреждений и обеспечение кадрами и др.

Ключевые слова: опрос, первичное звено, медицинский персонал, медико-санитарная помощь, качество медицинской помощи.

Медицинский персонал (МП) играет важную роль в повышении возможностей общества, помогая развивать свои ресурсы и потенциал в решении нынешних проблем первичного звена, а также в оказании высококачественной, эффективной, доступной для всех и непрерывной медицинской помощи [1, 2].

Вопросы оценки качества медицинской помощи (КМП) освещены в научной литературе и все чаще появляются работы, посвященные изучению проблемы управления КМП. Оценка деятельности МП необходима для выявления возможностей повышения КМП и успешной их реализации. Комплексных исследований, посвященных изучению деятельности МП учреждений первичной

МСП в современных условиях, не проводилось. МП по роду своей профессии должен обладать высокой гигиенической культурой, позволяющей им вести здоровый образ жизни и распространять медико-экологические знания среди населения [3-5].

Цель работы: проведение социологического опроса по изучению качества образа жизни МП, работающих в СВП.

Материал и методы

Использовали социологические методы исследования, которые позволяют получить адекватную качественную оценку образа жизни. С этой целью было проведено анкетирование врачебного персонала (ВП) СВП Андижанского района. Проанализированы данные опроса 42 врачей из 27 СВП. Респондентам было предложено ответить на вопросы, касающиеся разных сторон жизни, их бытовых условий, отношение к специальности, оценки условий труда. Анкета содержала 32 вопроса.

Результаты и их обсуждение

Изучая эффективность организации работы врачей, нам важно было также определить основной мотивационный фактор трудовой деятельности, узнать, как воспринимают они характер своего труда, каковы стимулы их трудовой деятельности, получают ли они удовлетворение от сделанного, ведет ли это к развитию и самосовершенствованию?

Гендерный состав респондентов представлен был следующим: мужчины составили основную массу обследованных (66,7%), а женщины - 33,3%. Опрошенный врачебный персонал состоял в основном из молодых людей в возрасте от 25 до 39 лет (69%). Доля лиц 40-49 лет составила 21,4%, 50 лет и выше - 9,6% (рис.1).

По стажу работы распределение респондентов следующее: у 16,8% - стаж до 5 лет, у 40,4% - от 5 до10 лет и у 42,8% - 10 лет и выше, т.е. у основной массы стаж составляет от 5 лет и выше (83,2%) (Р<0,001).

9,60%

■ от 25 до 39 лет

■ 40-49 лет

■ 50 лет и выше

Рис. 1. Возрастной состав респондентов

Квалификационная категория способствует профессиональному

совершенствованию и росту компетенции медицинских кадров, что в определенной степени повышает КМП. Согласно опроса 85,7% врачей имеют категорию (вторую -30,8%, первую - 26,3%, высшую - 28,5%), 14,3% - не имеют категории (рис. 2), разница существенна (Р<0,001). За последние 5 лет 73,7% врачей повысили свою квалификацию (Р<0,05) .

Рис. 2. Квалификационная категория врачей

Помимо основной работы у 70% врачей имеются следующие дополнительные источники доходов: платные услуги населению, совместительство в другом бюджетном учреждении и работа в негосударственном учреждении у 50%, у 20% -работа, не связанная с специальностью и др. Большинство опрошенных (76,2%) удовлетворены своей профессий (Р<0,01).

Основная масса респондентов (76,2%) читает медицинскую литературу, газеты (Р<0,01). Необходимо отметить, что 66,7% врачей умеют работать на компьютере и 50% могут пользоваться Интернетом.

Врачи считают, что для обеспечения КМП должны принимать участие в 61,9% главный врач, заместитель и зав. отделением, одинаково часто все врачи и пациенты (по 19%). На вопрос: «Какие факторы, по Вашему мнению, отрицательно влияют на качество работы врачей в поликлинике?» 45,2% врачей считают, что это высокая нагрузка на приёме, недостаточная оснащённость медицинским оборудованием и лекарственным обеспечением, 40,5% - отсутствие материального стимулирования, 14,3% - недостаточный контроль со стороны зав. отделением и недостаточная квалификация врачей.

Среди аспектов, препятствующих выполнению основной работы и отвлекающие от процесса профессионального развития, врачи отметили в 47,6% случаев - частые внеплановые комиссии и проверки, в 23,8%

28,60%

23,80%

47,60%%

внеплановые комиссии и проверки

перегруженность документации

другие причины

Рисунок 3. Перечень факторов, препятствующихвыполнению основной работы врачей СВП перегруженность оформлением документации и в 28,6% - другие причины (рис.

3).

Таким образом, согласно мнению врачей СВП, для структурного изменения медицинской помощи населению необходимо: объединение СВП и развитие специализированной медицинской помощи (35,5%), увеличение числа дневных стационаров (19,1%), развитие семейной медицины (9,4%), доступное размещение сети медицинских учреждений и обеспечение кадрами (по 7,4%) и др.

Список литературы

1. Асадов К.А., Ибрагимов А.Ю., Менликулов П.Р. Структурное изменение медицинской помощи населению по мнению врачей Узбекистана // Мед. журн. Узб., 2011. № 1. С. 35-38.

2. Волобуев Е.В. Отношения врачей и родственников пациентов в системе качества медицинской помощи: автореф. на соиск. уч. ст. канд. мед. наук, Волгоград, 2011.

3. Ермолина Т.А., Мартынова И.А., Калинин А.Г., Красильников С.В. Состояние здоровья медицинских работников. Обзор литературы // Вестн. нов. мед. технол., 2012. Т. XIX. № 3. С. 197-200.

4. Иванов А.В., Петучук О.Е. Влияние социально-гигиенических условий на здоровье врачей // Бюлл. нац. науч.-исслед. инст. общественного здоровья, 2005. Вып. 2. С.14-17.

5. Микиртичан Г.Л., Акимова С.Л., Лихтшангоф А.З., Бугреева Е.А. Врачи-педиатры: состояние здоровья и образ жизни. // Педиатрия, 2012. Т. 90. № 6. С. 143-147.

МНЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - ИСТОЧНИК УЛУЧШЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Салиева М.Х.1, Халмирзаева С.С.2, Азизов Ю.Д.3, Климова Ф.К.4

1Салиева Манзура Хабибовна - кандидат медицинских наук, доцент;

2Халмирзаева Сохиба Сулеймановна - старший преподаватель;

3Азизов Юрий Далиевич - доктор медицинских наук, профессор, кафедра общественного здоровья и микробиологии, Андижанский государственный медицинский институт, г. Андижан; 4Кличова Фируза Каримовна - ассистент, кафедра фармакологии и клинической фармакологии, 'Бухарский государственный медицинский институт им. Абу Али Ибн Сино, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: путём анкетирования дан анализ мнения пациентов первичного звена сельского здравоохранения (ПЗСЗ). Изучены пути улучшения медицинской помощи (МП) сельскому населению, а также медицинская активность пациентов. Изучение мнения сельского населения об организации и о качестве амбулаторно-поликлинической помощи может быть использовано в целях разработки рекомендаций по совершенствованию ПЗСЗ.

Ключевые слова: анкетирование, первичное звено, сельское здравоохранение, медицинский персонал, медико-санитарная помощь, медицинская помощь.

Стратегической целью для страны в настоящее время является улучшение состояния здоровья населения путем повышения реальной доступности МП. Для определения конкретных задач и разработки основных направлений по совершенствованию качества МП (КМП) целесообразно сначала обратиться к четырем критериям содержания деятельности по обеспечению КМП, рекомендуемым ВОЗ: выполнение профессиональных функций (техническое качество); использование ресурсов (эффективность); контроль степени риска (опасность травм или заболеваний в результате медицинских вмешательств); удовлетворенность пациента медицинским обслуживанием [1, 2].

Одним из показателей оценки КМП служит удовлетворенность ею пациентов. Однако до сих пор изучению потребности и удовлетворенности МП, оказываемой в ПЗСЗ, уделяется мало внимания. Мнение пациентов о медицинском обслуживании -важный критерий при оценке деятельности медицинских учреждений. Этот субъективный критерий отражает конкретные достоинства и недостаткив организации лечебно-диагностического процесса и способствуетпри соответствующей оценке принятию адекватных действий руководством учреждения[3, 4].

Цель работы: проведение анкетирования по изучению медицинского обслуживания пациентов в системе ПЗСЗ.

Материал и методы

Для определения удовлетворенности пациентов качеством ПМ сельских врачебных пунктах (СВП), нами была составлена анкета, включавщая 41 вопрос, касающийся как профессиональных, так и личностных качеств врачей общей практики (ВОП) и проведён опрос пациентов, которым оказана МП в СВП районов Андижанской области.

Результаты и их обсуждение. В анонимном анкетировании приняли участие 70 пациентов. Среди опрошенных женщины составили 58,6%, мужчины - 41,4% (рис. 1).

Возраст респондентов колебался от 29 до 77 лет, из них 24,3% представляют воз -растную категорию 29-39 лет, 32,9% - 40-49 лет, 27,1% - 50-59 лет, 60 лет и старше -15,7%. 81,4% пациентов имеют среднее и высшее образование и лишь 18,6% -начальное. По социальному положению респонденты распределены следующим образом: 48,6% составляют рабочие, служащие, фермеры, бизнесмены и 51,4% -пенсионеры, домохозяйки, безработные и учащиеся.

Рис. 1. Гендерный состав пациентов

На вопрос: «Ваша оценка своего здоровья?» пациенты ответили следующим образом: отличное и хорошее у 65,7%, одинаково часто удовлетворительное и плохое (по 17,1%). 75,7% пациентов болели острыми и хроническими заболеваниями.

Свои заболевания в 55,7% случаев связывают с высокой стоимостью МП, отсутствием нужных лекарств, недостаточной компетенцией медперсонала, в 44,3% случаев - с материальными трудностями семьи, плохими условиями быта, неблагоприятными условиями труда (рис. 2).

44,30%%

I

55,70%%

Рис. 2. Причины заболеваний пациентов

Основная масса пациентов (45,7%) обращалась за МП вначале заболевания, 18,6% - по вопросам профилактики и здорового образа жизни, такое же количество - после самолечения, 17,1% - в тяжёлых случаях.

В течение последнего года 74,3% пациентов посетили ВОП от 1 до 5 раз и более и лишь 25,7% - не посетили, разница существенна (Р<0,05). Основная масса пациентов (65,7%) затрачивает на посещение врача от 1до 2 часов, 34,7% - 3 часа и более. Необходимо отметить, что лишь 27,1% пациентов полностью удовлетворены работой ВОП, 42,8% - не в полной мере, 20,1% - не удовлетворены работой ВОП.

Пациенты считают, что на качество работы ВОП в первую очередь влияет неудовлетворительная организация рабочего места, недостаточная оснащённость необходимым оборудованием (45,7%), низкая квалификация врача (32,9%), очередь на приём (17,1%) и др. (4,3%). Атмосферу и микроклимат в лечебном учреждении пациенты оценивают так: доброжелательность и терпимость в 67,2%, безразличие к пациенту, атмосфера напряжённости и недовольства - в 32,8%. 87,3% пациентов дают положительную оценку деятельности медицинских учреждений села.

Необходимо отметить, что свою медицинскую активность пациенты связывают в 41,4% с доступностью МП, в 40% - с медицинской культурой, знанием вопросов профилактики и здорового образа жизни, в 18,6% - с традицией семьи.

1. Изучение мнения сельского населения об организации и о качестве амбулаторно-поликлинической помощи может быть использовано в целях разработки рекомендаций по совершенствованию ПЗСЗ.

2. При планировании лечебно-оздоровительных мероприятий среди сельского населения следует учитывать его низкую медицинскую активность, вследствие чего необходимо максимально приблизить им МП.

3. Непрерывное изучение мнения основных потребителей медицинских услуг даёт возможность определить основные направления, реализация которых будет способствовать улучшению КМП и повышения эффективности деятельности медицинских учреждений в целом.

1. Ибрагимов А.Ю. Подходы к реструктуризации системы медицинской помощи сельскому населению Республики Узбекистан // Бюллетень Ассоциации врачей Узбекистана, 2012. № 3. С. 97-100.

Выводы:

Список литературы

2. Маматкулов Б., Уразалиева И.Р. Удовлетворённость пациентов качеством работы медицинских сестер первичного звена здравоохранения // Медиц. журн.Узб., 2012. № 4. С. 49-51.

3. Менликулов П.Р., Жуманов А.А., Мухамедиярова Р.Г. Структурные изменения здравоохранения села в Республике // Бюллетень Ассоциации врачей Узбекистана, 2012. № 2. С. 79-82.

4. Шикина И.Б., Сорокина Н.В., Вардосанидзе С.Л, Лихота А.И. Удовлетворенность пациентов как критерий оценки качества медицинской помощи в многопрофильном стационаре // Проблемы управления здравоохранением, 2006. № 5. С. 22-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.