Научная статья на тему 'ОБ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕПРАВОМЕРНОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОБ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕПРАВОМЕРНОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НЕПРАВОМЕРНЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олимпиев Анатолий Юрьевич, Баулина Анна Александровна

В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства об уголовно-правовых мерах по противодействию неправомерному обороту наркотиков в Российской Федерации сделан ряд выводов: неправомерный оборот наркотиков необходимо признать как наиболее опасное негативное явление; в системе мер противодействия неправомерному обороту наркотиков действенным средством являются уголовно-правовые меры; относительно преступности, в том числе сопряженной с неправомерным оборотом наркотиков, применима доктрина противодействия, а не борьбы с этим негативным социальным явлением; уголовно-правовые меры по противодействию неправомерному обороту наркотиков могут быть предусмотрены исключительно в Уголовном кодексе РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Олимпиев Анатолий Юрьевич, Баулина Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON CRIMINAL-LEGAL MEASURES TO COUNTERACT ILLEGAL DRUG TRAFFICKING IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the article, based on the analysis of legal literature and legislation on criminal law measures to counter illegal drug trafficking in the Russian Federation, several judgments are made: illegal drug trafficking must be recognized as the most dangerous negative phenomenon; in the system of measures to counter illegal drug trafficking, criminal law measures are an effective means; regarding crime, including those associated with illegal drug trafficking, the doctrine of countering, not combating this negative social phenomenon is applicable; criminal law measures to counter illegal drug trafficking can be provided exclusively in the Criminal Code of the Russian Federation. Code of the Russian Federation, the subordinate regulatory legal act, the Law of Moscow «On the Prevention of drug addiction and illegal consumption of narcotic Drugs, psychotropic substances in the city of Moscow» dated February 28, 2007, the Law of the Moscow Region «On the Prevention of illegal consumption of narcotic drugs and psychotropic Substances, drug addiction and substance abuse in the territory of the Moscow Region» dated July 10, 2014, crime, crime, corpus delicti, responsibility, criminal liability, illegal drug trafficking, crime control, crime prevention

Текст научной работы на тему «ОБ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕПРАВОМЕРНОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-122-125 NIION: 2015-0066-2/22-285 MOSURED: 77/27-011-2022-02-484

Об уголовно-правовых мерах по противодействию неправомерному обороту наркотиков в Российской Федерации

Анатолий Юрьевич Олимпиев1, Анна Александровна Баулина2

1 Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия, a.olimpiev@yandex.ru

2 Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников

Министерства внутренних дел Российской Федерации, Домодедово, Московская область, Россия

Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства об уголовно-правовых мерах по противодействию неправомерному обороту наркотиков в Российской Федерации сделан ряд выводов: неправомерный оборот наркотиков необходимо признать как наиболее опасное негативное явление; в системе мер противодействия неправомерному обороту наркотиков действенным средством являются уголовно-правовые меры; относительно преступности, в том числе сопряженной с неправомерным оборотом наркотиков, применима доктрина противодействия, а не борьбы с этим негативным социальным явлением; уголовно-правовые меры по противодействию неправомерному обороту наркотиков могут быть предусмотрены исключительно в Уголовном кодексе РФ.

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, федеральный закон РФ, Федеральный закон РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» 10 декабря 1997 г. Уголовный кодекс РФ, подзаконный нормативный правовой акт, Закон г. Москвы «О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве» от 28 февраля 2007 г., Закон Московской области «О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории Московской области» от 10 июля 2014 г., преступность, преступление, состав преступления, ответственность, уголовная ответственность, неправомерный оборот наркотиков, борьба с преступностью, противодействие преступности

Для цитирования: Олимпиев А. Ю., Баулина А. А. Об уголовно-правовых мерах по противодействию неправомерному обороту наркотиков в Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2022. № 2. С. 122-125. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-122-125.

Original article

On criminal-legal measures to counteract illegal drug trafficking in the Russian Federation

Anatoliy Yu. Olimpiev1, Anna A. Baulina2

1 Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Moscow, Russia, a.olimpiev@yandex.ru

2 All-Russian Institute of Advanced Training for the employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Domodedovo, Moscow region, Russia

Abstract. In the article, based on the analysis of legal literature and legislation on criminal law measures to counter illegal drug trafficking in the Russian Federation, several judgments are made: illegal drug trafficking must be recognized as the most dangerous negative phenomenon; in the system of measures to counter illegal drug trafficking, criminal law measures are an effective means; regarding crime, including those associated with illegal drug trafficking, the doctrine of countering, not combating this negative social phenomenon is applicable; criminal law measures to counter illegal drug trafficking can be provided exclusively in the Criminal Code of the Russian Federation.

Keywords: Russian Federation, legislation, regulatory legal act, Federal Law of the Russian Federation, Federal Law of the Russian Federation «On Narcotic Drugs and Psychotropic Substances» December 10, 1997 The Criminal

© Олимпиев А. Ю., Баулина А. А., 2022

122

Вестник экономической безопасности

№ 2/2022

Code of the Russian Federation, the subordinate regulatory legal act, the Law of Moscow «On the Prevention of drug addiction and illegal consumption of narcotic Drugs, psychotropic substances in the city of Moscow» dated February 28, 2007, the Law of the Moscow Region «On the Prevention of illegal consumption of narcotic drugs and psychotropic Substances, drug addiction and substance abuse in the territory of the Moscow Region» dated July 10, 2014, crime, crime, corpus delicti, responsibility, criminal liability, illegal drug trafficking, crime control, crime prevention

For citation: Olimpiev A. Yu., Baulina A. A. On criminal-legal measures to counteract illegal drug trafficking in the Russian Federation. Bulletin of economic security. 2022;(2):122-5. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-122-125.

Предметом данной статьи являются уголовно-правовые меры по противодействию неправомерному обороту наркотиков в Российской Федерации1.

Первоначально о состоянии теории.

Так, Р. А. Хутыз при обобщении опыта мусульманских государства высказал следующее суждение: «Опыт мусульманских государств представляет несомненный интерес для отечественной уголовно-правовой и криминологической доктрины. Поучителен он и для правоприменительной практики. Вполне приемлем и для учета в процессе законотворчества. В обобщенном виде, на наш взгляд, указанный опыт дает основание усомниться в необходимости слепо следовать концепции гуманизма, и играть в игру под названием «права человека». В данном случае реальность и губительность для современного общества наркотической угрозы вынуждает общество и государство проводить беспощадную войну в отношении представителей наркобизнеса, вплоть до их физического уничтожения. Наряду с этим необходимо осуществлять мониторинг и контроль за лицами, допускающими потребление наркотических средств, вплоть до их принудительного лечения и реабилитации. И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов большой профилактический потенциал общесоциальной профилактики, в частности, формирование духовных начал неприятия наркотизма и его субкультурных атрибутов на основе религиозной и национальной самоидентификации человека» [1].

А. Демиденко отметил следующее: «В каждой из рассматриваемых стран (Российской Федерации, Республика Узбекистан, Армения, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Кыргызской Республик - Авт.) установлена уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление одурманивающих веществ (наркотических средств или психотропных веществ, сильнодействующих), контрабанду наркотиков, незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ, нарушение правил обращения с сильнодействующими или ядовитыми веществами, с

1 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25.12.1991 г. для названия государства использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: Галузо В. Н. Конституционно-правовой статус России : проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).

наркотическими средствами и психотропными веществами, незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические средства, хищение либо вымогательство, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, склонение или вовлечение в потребление наркотических средств или психотропных веществ, а также организацию либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ» [2].

П. К. Смирнов «приводит ряд фактов в пользу необходимости совершенствования законодательства, предусматривающего ответственность за незаконный оборот, транспортировку и сбыт наркотических средств» («Таким образом, несмотря на то, что на протяжении незначительного промежутка времени уголовно-правовые нормы, направленные на борьбу с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, подвергались существенным изменениям, они все же нуждаются в дальнейшем научном осмыслении и совершенствовании») [3].

А. С. Иванов сфокусировал внимание на данной разновидности преступности в Вооруженных Силах РФ: «В настоящее время в России проблема преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ выходит на первое место. За 9 месяцев 2007 г. органами наркоконтроля выявлено и пресечено 78 314 наркопреступлений, что на 13 % больше, чем за аналогичный период 2006 г. Всего с начала года из незаконного оборота изъято более 16 т наркотических средств, что составляет более 1,5 млрд условных средних разовых доз, в том числе героина - 1 т 336,9 кг, марихуаны - более 12 т, синтетических наркотиков - более 194 кг, а также более 397 кг психотропных веществ (по материалам заседания Коллегии ФСКН России от 16 ноября 2007 г.)» [4].

При этом учеными предлагаются разные способы борьбы (противодействия) неправомерному обороту наркотиков, как негативному социальному явлению2.

2 В теории высказаны суждения о недопустимости отождествления терминов «борьба» и «противодействие» относительно преступности (см. об этом: Галузо В. Н. Борьба с преступностью в России : состояние и перспективы развития // Закон и право. 2008. № 7. С. 35-36).

Противоречивые результаты научных исследований относительно уголовно-правовых мер по противодействию неправомерному обороту наркотиков предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации.

Первоначально обращаемся к нормативному правовому акту, специально предназначенному для регулирования оборота наркотиков в Российской Федерации, и по юридической силе приравненному к федеральному закону РФ1. Речь идет о Федеральном законе РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» 10 декабря 1997 г.2, которым установлены «правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности» (преамбула).

А уголовно-правовые меры относительно неправомерного оборота наркотиков урегулированы в Уголовном кодексе РФ от 24 мая 1996 г.3 (статьи 228-233).

В отдельных субъектах Российской Федерации4 принимаются нормативные правовые акты, правда отсылающие к уголовному законодательству Российской Федерации при противодействии неправомерному обороту наркотиков.

Так, в городе Москве принят Закон «О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве» от 28 февраля 2007 г.5 («Настоящий Закон регулирует отношения в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ, а также их аналогов, в том числе в сфере антинаркотической пропаганды, антинаркотического обучения и воспитания граждан, выявления, лечения и реабилитации больных наркоманией в городе Москве» - преамбула).

В Московской области принят Закон «О профилактике незаконного потребления наркотических

1 О системе нормативных правовых актов в РФ подробнее см.: Галузо В. Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации : состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30; он же: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.

2 См.: СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219; ...; 2020. № 50 (часть III). Ст. 8074.

3 См.: СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; ...; 2021. № 27 (часть I). Ст. 5120.

4 О федеративном устройстве РФ подробнее см.: Сухондяе-ва Т. Ю., Галузо В. Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83-89.

5 См.: Ведомости МГД. 2007. № 4. Ст. 34.

124

средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории Московской области от 10 июля 2014 г.6 («Настоящий Закон регулирует правоотношения, возникающие в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории Московской области, и направлен на формирование системы профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории Московской области» - ст. 1).

Таким образом, уголовно-правовые меры могут рассматриваться действенным способом по противодействию неправомерному обороту наркотиков в Российской Федерации.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, неправомерный оборот наркотиков необходимо признать как наиболее опасное негативное явление.

Во-вторых, в системе мер противодействия неправомерному обороту наркотиков действенным средством являются уголовно-правовые меры.

В-третьих, относительно преступности, в том числе сопряженной с неправомерным оборотом наркотиков, применима доктрина противодействия, а не борьбы с этим негативным социальным явлением.

В-четвертых, уголовно-правовые меры по противодействию неправомерному обороту наркотиков могут быть предусмотрены исключительно в Уголовном кодексе РФ.

Список источников

1. Хутыз Р. А. Регламентация уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков в законодательстве государств мусульманской системы права // Общество и право. 2009. № 4.

2. Демиденко А. Сравнительно-правовой анализ законодательства государств - участников СНГ об уголовной и административной ответственности за незаконный оборот наркотиков // Российский следователь. 2007. № 21.

3. Смирнов П. К. Совершенствование законодательства об ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Российский следователь. 2008. № 21.

4. Иванов А. С. Об уголовной ответственности военнослужащих за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов // Право в Вооруженных Силах. 2008. № 3.

6 См.: Ежедневные Новости. Подмосковье. 2014. 5 августа.

№ 2/2022

Вестник экономической безопасности

References

1. Khutyz R. A. Regulation of criminal liability for drug trafficking in the legislation of the states of the Muslim system of law // Society and law. 2009. № 4.

2. Demidenko A. Comparative legal analysis of the legislation of the CIS member states on criminal and administrative responsibility for drug trafficking // Russian investigator. 2007. № 21.

3. Smirnov P. K. Improvement of legislation on liability for crimes related to illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances // Russian investigator. 2008. № 21.

4. Ivanov A. S. On the criminal responsibility of military personnel for crimes in the field of illicit trafficking of narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues // Law in the Armed Forces. 2008. № 3.

Информация об авторах

А. Ю. Олимпиев - профессор кафедры правового регулирования бизнеса и прикладной юриспруденции Московского финансово-промышленного университета «Синергия», кандидат юридических наук, доктор исторических наук;

А. А. Баулина - старший преподаватель кафедры противодействия незаконному обороту наркотиков Международного межведомственного центра подготовки сотрудников оперативных подразделений имени генерал-лейтенанта милиции А.Н. Сергеева Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Information about the authors

A. Yu. Olimpiev - Professor of the Department of Legal Regulation of Business and Applied Justice of the Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Candidate of Legal Sciences, Doctor of Historical Sciences;

A. A. Baulina - Senior Lecturer of the Department of Combating Illicit Drug Trafficking of the International Interdepartmental Training Center for Officers of Operational Units named after Lieutenant General of Police A.N. Sergeev of the All-Russian Institute of Advanced Training for the employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 11.02.2022; одобрена после рецензирования 29.04.2022; принята к публикации 25.05.2022.

The article was submitted 11.02.2022; approved after reviewing 29.04.2022; accepted for publication 25.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.