Научная статья на тему 'Об удалении наблюдателей и иных лиц, нарушающих закон о выборах, референдумах, из помещения для голосования в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях'

Об удалении наблюдателей и иных лиц, нарушающих закон о выборах, референдумах, из помещения для голосования в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2228
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА / УДАЛЕНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артамошкин Михаил Николаевич, Чистобородов Илья Григорьевич

В данной статье рассматривается порядок удаления наблюдателей и иных лиц, нарушающих закон о выборах, референдумах, из помещения для голосования в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Кроме того, предложен порядок применения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении наблюдателей и иных нарушающих закон о выборах и референдумах в помещении для голосования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT REMOVAL OF THE OBSERVERS AND OTHER PERSONS BREAKING THE LAW ON ELECTIONS, REFERENDA FROM THE ROOM FOR VOTE IN THE ORDER ESTABLISHED BY THE CODE OF ADMINISTRATIVE LEGAL PROCEEDINGS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION ABOUT ADMINISTRATIVE OFFENSES

In this article the order of removal of the observers and other persons breaking the law on elections, referenda from the room for vote in the order established by the Code of administrative legal proceedings of the Russian Federation is considered. Besides, the order of application of standards of the Code of the Russian Federation on administrative offenses concerning observers and other breaking law on elections and referenda indoors for vote is offered.

Текст научной работы на тему «Об удалении наблюдателей и иных лиц, нарушающих закон о выборах, референдумах, из помещения для голосования в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях»

Социально-политические науки

2'2016

9.2. ОБ УДАЛЕНИИ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ И ИНЫХ ЛИЦ, НАРУШАЮЩИХ ЗАКОН О ВЫБОРАХ, РЕФЕРЕНДУМАХ, ИЗ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ КОДЕКСОМ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Артамошкин Михаил Николаевич, генерал-лейтенант милиции в отставке, кандидат юридических наук, начальник Место работы: Контрольное управление Аппарата ЦИК России

Чистобородов Илья Григорьевич, старший преподаватель кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка, кандидат юридических наук, подполковник полиции

Место работы: Академия управления МВД России

I.Chistoborodov@mail.ru

Аннотация: в данной статье рассматривается порядок удаления наблюдателей и иных лиц, нарушающих закон о выборах, референдумах, из помещения для голосования в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Кроме того, предложен порядок применения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении наблюдателей и иных нарушающих закон о выборах и референдумах в помещении для голосования.

Ключевые слова: выборы, нарушение закона, удаление наблюдателей, органы внутренних дел.

ABOUT REMOVAL OF THE OBSERVERS AND OTHER PERSONS BREAKING THE LAW ON ELECTIONS, REFERENDA FROM THE ROOM FOR VOTE IN THE ORDER ESTABLISHED BY THE CODE OF ADMINISTRATIVE LEGAL PROCEEDINGS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION ABOUT

ADMINISTRATIVE OFFENSES

Artamoshkin Mikhail N., the militia lieutenant general in resignation, the candidate of jurisprudence, the chief of Control management of the Device Russian CEC

Place of employment: Control management of the Device Russian CEC

Chistoborodov Ilya G., senior teacher of chair of management of activity of divisions of ensuring protection of a public order, candidate of jurisprudence, police lieutenant colonel

Place of employment: Academy of the Department of MIA of Russia

I.Chistoborodov@mail.ru

Abstract: in this article the order of removal of the observers and other persons breaking the law on elections, referenda from the room for vote in the order established by the Code of administrative legal proceedings of the Russian Federation is considered. Besides, the order of application of standards of the Code of the Russian Federation on administrative offenses concerning observers and other breaking law on elections and referenda indoors for vote is offered.

Keywords: elections, violation of the law, removal of observers, law-enforcement bodies.

Президентом Российской Федерации 15 февраля 2016 года подписан Федеральный закон № 29-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 33 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Данный федеральный закон определяет новый порядок отстранения членов участковой избирательной комиссии от участия в ее работе, а также удаление наблюдателей и иных лиц из помещения для голосования. Вновь принятый Федеральный закон гласит - «Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство

Российской Федерации о выборах и референдумах и факт такого нарушения установлен в судебном порядке. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы». Правоохранительные органы в целом и органы внутренних дел в частности, также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка, участка референдума .

1 О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 33 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в части деятельности наблюдателей:

Артамошкин М. Н., Чистобородов И. Г.

ОБ УДАЛЕНИИ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ И ИНЫХ ЛИЦ, НАРУШАЮЩИХ ЗАКОН О ВЫБОРАХ, РЕФЕРЕНДУМАХ, ИЗ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ

Несомненно, в преддверии избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации новый порядок удаления наблюдателей и иных лиц, нарушающих закон, становится актуальным для сотрудников органов внутренних дел. Это обусловлено тем, что именно сотрудники полиции обеспечивают общественный порядок в день голосования на избирательном участке и им приходится принимать меры по пресечению правонарушений. При этом важно отметить, что до принятия вышеупомянутого федерального закона порядок удаления нарушителей с избирательных участков был достаточно понятен и прост. В частности, решение об удалении нарушителя принимала избирательная комиссия путем голосования. Вынесенное решение в письменном виде вручалось сотрудникам полиции и они реализовывали его.

Вместе с тем в предложенной к исполнению законодателем норме не дается однозначного ответа на вопрос - решение какого именно суда об удалении наблюдателя должно исполняться правоохранительными органами. Кроме того, следует отметить, что в настоящее время принятие решения судом вопроса о наличии либо отсутствии в действиях членов участковой избирательной комиссии, наблюдателя и иных лиц нарушений законодательства возможно с помощью применения двух основных кодифицированных нормативных актов:

Во-первых, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации2;

Во-вторых, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях3.

Итак, рассмотрим вариант номер один, это разрешение судом вопроса о наличии в действиях наблюдателя и иных лиц нарушений законодательства в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

При этом следует учитывать, что с заявлением в суд об удалении наблюдателей и других нарушителей, из помещения для голосования, исходя из объема полномочий, предусмотренных ст. 27-31 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»4, вправе обратиться:

- участковая комиссия как на основе коллегиально принятого решения, так и в лице своего председателя, который в силу закона представляет комиссию и несет ответственность за реализацию избирательных прав граждан;

- вышестоящая(-ие) избирательная(-ые) комиссия (-и) как на основе коллегиально принятого решения, так и в лице своего (-их) председателя (- ей);

- организующая выборы комиссия как на основе коллегиально принятого решения, так и в лице своего председателя.

Кроме того, правом обращения в суд также наделен прокурор (ч. 1 ст. 39, ч. 6 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Анализируя дальнейший процессуальный порядок рассмотрения искового заявления необходимо отме-

Федеральный закон от 15.02.2016 № 29-ФЗ // Российская газета, № 33, 17.02.2016.

2 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ // Российская газета, № 49, 11.03.2015.

3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета, № 256, 31.12.2001.

4 О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ // Российская газета, № 45, 26.02.2014.

тить, что в соответствии с ч. 1 ст. 241 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившее в суд в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.

Одновременно важно подчеркнуть, что согласно ч. 3 ст. 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.

В рассматриваемом случае в качестве административного ответчика будет выступать сам член участковой избирательной комиссии, наблюдатель либо иное лицо - «нарушитель». В качестве заинтересованного лица может быть привлечен кандидат или избирательное объединение, направившие наблюдателя.

Поскольку исковые требования будут касаться удаления конкретного нарушителя, то его участие в судебном заседании будет являться необходимым. Однако в силу приведенной выше нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации его участие в судебном заседании может не признаваться обязательным. Решение этого вопроса зависит от усмотрения суда.

Рассмотрение соответствующего административного иска будет осуществляться в соответствии с главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Однако следует отметить, что рассмотрение дел об удалении нарушителя по времени может быть ограничено наступлением ночного времени (22 часа), когда заседание может быть прервано для отдыха. Другими словами, можно сказать, что в случае, если наблюдателя, нарушающего закон о выборах, потребуется удалить с избирательного участка после 22-00 (в это время, как правило, происходит подсчет голосов), то применение норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации невозможно так как судья не может провести судебное заседание.

Рассматривая далее процессуальный порядок, следует принимать во внимание, что в соответствии с ч. 2 ст. 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отсутствия в Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным

Социально-политические науки

2 '2016

интересам. То есть вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Исходя из того, что в помещении для голосования находятся представители органов внутренних дел (полиции), следует также, что именно они должны обеспечить удаление нарушителя из помещения для голосования. Кроме того, удаление также могут осуществлять судебные приставы-исполнители, специально вызванные для реализации решения суда.

При применении административных процедур, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации для удаления нарушителя, имеются определенные недостатки: во-первых, эта процедура занимает достаточно длинный промежуток времени, в связи с этим теряется оперативность при принятии мер принуждения к нарушителю; во-вторых, отсутствуют возможности применения мер принуждения после 22-00 так как нет возможности рассматривать исковое заявление в суде.

Перейдем к рассмотрению варианта номер два -разрешение данного вопроса в соответствии действующим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Положения ч. 15 ст. 81 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» не препятствуют применению положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении нарушителя - члена участковой избирательной комиссии, наблюдателя и иного лица, если его действия образуют состав административного правонарушения (например, ст. 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации, ст. 19.1 Самоуправство, 19.3 Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, 20.21 Появление в общественных местах в состоянии опьянения.

Кроме того Федеральным законом от 09.03.2016 № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации»5 в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена в действие Статья 5.69. Вмешательство в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, либо создание помех участию избирателей, участников референдума в голосовании.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.69, вправе должностные лица органов внутренних дел (полиции). Однако законодатель, вводя данный состав правонарушения в действие, не указал какой орган имеет право рассматривать дела об админи-

5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 09.03.2016 № 66-ФЗ // Российская газета, № 51, 11.03.2016.

стративных правонарушениях. В связи с этим сотрудникам органов внутренних дел необходимо руководствоваться ст. 22.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Она гласит, что в случае упразднения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.

Поскольку при совершении административного правонарушения к наблюдателю в полном объеме могут применяться положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то в отношении этого лица беспрепятственно возможно применение и меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В силу статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять предусмотренные КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 27.2 КоАП доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется: должностными лицами органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения. Таким образом, доставление нарушителя возможно одновременно считать, как удаление с избирательного участка.

Пунктом 2 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве еще одной обеспечительной меры предусмотрено административное задержание. Из смысла части 1 статьи 27.3 КоАП следует, что возможность применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания связана, в частности, с необходимостью обеспечения правильного и своевре-

Артамошкин М. Н., Чистобородов И. Г.

ОБ УДАЛЕНИИ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ И ИНЫХ ЛИЦ, НАРУШАЮЩИХ ЗАКОН О ВЫБОРАХ, РЕФЕРЕНДУМАХ, ИЗ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ

менного рассмотрения дела об административном правонарушении.

Таким образом, можно сделать вывод, что возможность применения мер административной ответственности и необходимых мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, например, задержание, - к наблюдателю и иным лицам (при наличии в их действиях соответствующего состава) по статьям 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации, 5.69. Вмешательство в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, либо создание помех участию избирателей, участников референдума в голосовании, 20.1 КоАП (мелкое хулиганство), 19.3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции), 19.35 КоАП (воспрепятствование законной деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции), 20.2.2. КоАП (организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка), иным статьям КоАП РФ.

Рассмотрев два варианта удаления нарушителей авторы статьи делают вывод, что можно пользоваться и применять нормы кодифицированных актов одновременно. То есть избирательная комиссия выходит с исковым заявлением в суд в то время как сотрудники органов внутренних дел осуществляют производство по делу об административном правонарушении.

При этом необходимо подчеркнуть, что положение законодательства не содержит гарантий для наблюдателей и иных лиц, которые могли бы быть охарактеризованы как в своем роде «административно-правовой иммунитет» от преследования указанных лиц в административном порядке. Однако в случае выявления административного правонарушения, совершенного членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, существует особый порядок:

Во-первых, при выявлении административного правонарушения, совершенного членом комиссии, сотрудник полиции может пресечь противоправное деяние как устно, так и с помощью физического воздействия. К ним могут быть применены все необходимые меры обеспечения административно-процессуального производства в порядке, предусмотренном главой 27 КоАП РФ.

Во-вторых, в том случае, если наказание за совершенное административное правонарушение налагается во внесудебном порядке, рассмотрение дела, назначение административного наказания и его исполнение осуществляются в общем порядке, без исключений.

В случае, если дело об административном правонарушении подлежит передаче на рассмотрение в суд, необходимо испросить согласие прокурора (соответственно уровню выборов). Официальный запрос о согласии прокурора на передачу материалов дела об административном правонарушении на рассмотрение судьи должен быть направлен незамедлительно. К

запросу следует прилагать материалы, подтверждающие наличие события административного правонарушения, виновность члена комиссии или кандидата в совершении административного правонарушения, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением.

Прокурор же должен будет дать ответ либо немедленно, в том случае, когда в качестве наказания за совершенное административное правонарушение может быть назначен административный арест, либо в иных случаях в течение двух суток. В том случае, когда прокурор отказывает в согласии на назначение административного наказания в судебном порядке, производство по делу должно быть прекращено. Если же прокурор дает соответствующее согласие, материал направляется на рассмотрение судьи.

Список литературы:

1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 33 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в части деятельности наблюдателей: Федеральный закон от 15.02.2016 N 29-ФЗ // Российская газета, № 33, 17.02.2016.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 09.03.2016 № 66-ФЗ // Российская газета, № 51, 11.03.2016.

3. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ // Российская газета, № 45, 26.02.2014.

4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ // Российская газета, № 49, 11.03.2015.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета, № 256, 31.12.2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.