Научная статья на тему 'ОБ УЧЕТЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ИНОСТРАНЦАМИ'

ОБ УЧЕТЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ИНОСТРАНЦАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
учет преступлений иностранцев / миграция / статистика преступности. / accounting of crimes of foreigners / migration / crime statistics.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмадуллин Азат Саяфович

Иммиграция населения является частью международных отношений Российской Федерации с другими странами и неотъемлемым атрибутом межгосударственных экономических, политических, культурных и религиозных процессов. Вместе с тем, в городе Москве и других крупнейших субъектах Российской Федерации на долю приезжих иностранных граждан приходится четверть всех совершаемых преступлений. В 2021 году в г. Москве на каждые 100000 иностранцев пришлось 836 преступлений. Тогда, как на то же количество граждан России – жителей города – всего 198 преступлений. Преступления, совершенные бывшими иностранцами, недавно принятыми в гражданство РФ, натурализовавшимися, учитываются, как совершенные гражданами РФ. Между тем практика свидетельствует о том, что «новообращенные» граждане не знают русского языка, русской культуры и истории, продолжают жить своими анклавами, не социализируясь в российском обществе. Автором предлагается изменить порядок учета преступности иностранцев: вести учет не преступлений, совершенных иностранцами, а преступлений, совершенных иностранцами и лицами, принятыми в гражданство Российской Федерации в течении пяти лет. Считаем, что это обеспечит более достоверную информацию о преступности мигрантов, а также причинах и условиях, им способствующих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ACCOUNTING FOR CRIMES COMMITTED BY FOREIGNERS

Immigration of the population is part of the international relations of the Russian Federation with other countries and an integral attribute of interstate economic, political, cultural and religious processes. At the same time, in the city of Moscow and other major constituent entities of the Russian Federation, foreign visitors account for a quarter of all crimes committed. In 2021, there were 836 crimes for every 100,000 foreigners in Moscow. Then, as for the same number of Russian citizens – residents of the city – there are only 198 crimes. Crimes committed by former foreigners who have recently been granted citizenship of the Russian Federation, naturalized, are counted as committed by citizens of the Russian Federation. Russian Russians, meanwhile, practice shows that “newly converted” citizens do not know the Russian language, Russian culture and history, and continue to live in their enclaves without socializing in Russian society. The author proposes to change the accounting of the crime of foreigners: to keep records not of crimes committed by foreigners, but of crimes committed by foreigners and persons who have been granted citizenship of the Russian Federation for five years. We believe that this will provide more reliable information about the crime of migrants, as well as the causes and conditions that contribute to them.

Текст научной работы на тему «ОБ УЧЕТЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ИНОСТРАНЦАМИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-472-476 NIION: 2018-0076-11/23-933 MOSURED: 77/27-023-2023-11-933

АХМАДУЛЛИН Азат Саяфович,

кандидат юридических наук, старший помощник прокурора Ленинского района г. Уфы Республики Башкортостан, e-mail: ahelza@yandex.ru

ОБ УЧЕТЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ИНОСТРАНЦАМИ

Аннотация. Иммиграция населения является частью международных отношений Российской Федерации с другими странами и неотъемлемым атрибутом межгосударственных экономических, политических, культурных и религиозных процессов. Вместе с тем, в городе Москве и других крупнейших субъектах Российской Федерации на долю приезжих иностранных граждан приходится четверть всех совершаемых преступлений.

В 2021 году в г. Москве на каждые 100000 иностранцев пришлось 836 преступлений. Тогда, как на то же количество граждан России - жителей города - всего 198 преступлений.

Преступления, совершенные бывшими иностранцами, недавно принятыми в гражданство РФ, натурализовавшимися, учитываются, как совершенные гражданами РФ. Между тем практика свидетельствует о том, что «новообращенные» граждане не знают русского языка, русской культуры и истории, продолжают жить своими анклавами, не социализируясь в российском обществе.

Автором предлагается изменить порядок учета преступности иностранцев: вести учет не преступлений, совершенных иностранцами, а преступлений, совершенных иностранцами и лицами, принятыми в гражданство Российской Федерации в течении пяти лет. Считаем, что это обеспечит более достоверную информацию о преступности мигрантов, а также причинах и условиях, им способствующих.

Ключевые слова: учет преступлений иностранцев, миграция, статистика преступности.

AKHMADULLIN Azat Sayafovich,

Candidate of Law, Senior Assistant Prosecutor of the Leninsky district of Ufa, Republic of Bashkortostan

ON ACCOUNTING FOR CRIMES COMMITTED BY FOREIGNERS

Annotation. Immigration of the population is part of the international relations of the Russian Federation with other countries and an integral attribute of interstate economic, political, cultural and religious processes. At the same time, in the city of Moscow and other major constituent entities of the Russian Federation, foreign visitors account for a quarter of all crimes committed.

In 2021, there were 836 crimes for every 100,000 foreigners in Moscow. Then, as for the same number of Russian citizens - residents of the city - there are only 198 crimes.

Crimes committed by former foreigners who have recently been granted citizenship of the Russian Federation, naturalized, are counted as committed by citizens of the Russian Federation. Russian Russians, meanwhile, practice shows that "newly converted" citizens do not know the Russian language, Russian culture and history, and continue to live in their enclaves without socializing in Russian society.

The author proposes to change the accounting of the crime of foreigners: to keep records not of crimes committed by foreigners, but of crimes committed by foreigners and persons who have been granted citizenship of the Russian Federation for five years. We believe that this will provide more reliable information about the crime of migrants, as well as the causes and conditions that contribute to them.

Key words: accounting of crimes of foreigners, migration, crime statistics.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы предлагаемого исследования вызвана тем, что иммиграция населения становится важнейшим фактором социальной напряженности в крупнейших субъектах и городах России. Между тем, как правило, когда речь заходит о проблемах миграции, учеными и практическими работниками рассматриваются только причины нарушения иностранцами законодательства России и предлагаются пути совершенствования государственного правового механизма. Автором же предлагается внести некоторое изменение в сам порядок учета преступлений, совершенных иностранцами, поскольку существующий в настоящее время, на наш взгляд, не отвечает предъявляемым современным требованиям. Таким образом, цель публикации - обосновать необходимость изменения порядка учета преступлений, совершаемых иностранцами, которая достигнута посредством решения задачи - анализа отдельных аспектов миграционной ситуации.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Российская Федерация всегда привлекала внимание иностранцев, и прежде всего из стран Содружества Независимых Государств (далее -СНГ). Ежегодно сотни тысяч иностранцев прибывают в Россию в целях работы, учебы или туризма из Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Армении, Белоруссии. Наибольшее их количество приезжает в Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Ленинградскую, Свердловскую область, Краснодарский край и другие крупные субъекты федерации. Иммиграция населения является частью международных отношений Российской Федерации с другими странами и неотъемлемым атрибутом межгосударственных экономических, политических, культурных и религиозных процессов.

Учитывая данные обстоятельства перед органами государственной власти и местного самоуправления стоят задачи по оказанию содействия прибывшим в Россию иностранцам в экономической, правовой и культурной адаптации, а планирующим связать свое будущее с Россией - и в интеграции в полноценную общественную жизнь.

В целях координации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, обеспечения их взаимодействия с институтами гражданского общества указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Данный документ определил основы для обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Российской

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

Федерации, прежде всего в регионах с высокой миграционной активностью, укрепления международного сотрудничества в сферах регулирования миграционных процессов, обеспечения прав иностранных граждан в Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 № 3718-р утвержден план мероприятий по реализации в 2022-2025 годах данного документа.

В целях совершенствования правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих и обеспечивающих въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории иностранных граждан, желающих развивать экономические, деловые, профессиональные, научные, культурные и иные связи, изучать язык, историю и культуру нашей страны, способных благодаря своей трудовой деятельности, знаниям и компетенциям содействовать экономическому, социальному и культурному развитию России, указом Президента России от 31.10.2018 № 622 утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы.

Указом Президента Российской Федерации от 10.02.2022 № 48 образована Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной миграционной политики.

Федеральным агентством по делам национальностей разработан проект Федерального закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации», определяющего правовые, организационные и экономические основы социальной и культурной адаптации иностранцев и их интеграции в российское общество.

Таким образом, в России на государственном уровне осуществляется полномасштабная миграционная политика, правовую основу которой составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации.

Основная масса иностранцев из стран ближнего зарубежья приезжают в Россию на заработки. При этом они вносят существенный вклад в развитие экономики страны: в сферу оказания услуг, строительство, торговлю. Иммиграция компенсирует естественное сокращение трудоспособного населения России и является дополнительным людским ресурсом. На одном из заседаний Научно-исследовательского университета Высшей школы экономики был сделан однозначный вывод о положительном влиянии мигрантов на экономику страны. [1].

Помимо данного обстоятельства, Россия имеет свои политические и экономические интересы в странах, которые ее окружают. Исходя из этого, государственные органы и должностные лица вынуждены считаться с миграционными потоками, направляющимися в Российскую Федерацию.

Однако прибытие и нахождение иностранцев в России не всегда является законным. Данное обстоятельство наоборот негативно влияет на экономику, т.к. способствуют снижению уровня зарплат, уклонению субъектов предпринимательской деятельности от уплаты налогов, развитию теневого сектора экономики. Это влечет ухудшение социального положения граждан Российской Федерации, проявляющееся в росте безработицы и правонарушений.

К основным нарушениям миграционного законодательства относятся: превышение установленного законом срока пребывания иностранцев на территории Российской Федерации, несоблюдение ими установленного порядка осуществления трудовой деятельности, подделка документов, несоблюдение заявленной цели въезда в страну. [2].

При этом мигрантами совершаются не только административные правонарушения, но и преступления. Так, следователем отдела по расследованию преступлений на территории, обслуживаемой отделом полиции № 4 Следственного управления Управления МВД России по г. Уфе 01.10.2023 возбуждено очередное уголовное дело № 12301800064000722 по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 213 УК РФ. Из материалов уголовного дела следует, что в период времени с 23.00 часов 30.09.2023 по 04.00 часов 01.10.2023 группа азербайджанцев, находясь на площадке перед домами №№ 62а и 93а по ул. Аксакова г. Уфы, беспричинно, грубо нарушая общественный порядок и выражая явное неуважение к обществу, учинили массовую драку.

Новостные ленты средств массовой информации пестрят сообщениями о преступлениях, совершаемых мигрантами. Согласно Порталу правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации в г. Москве в 2017 году преступления совершили 6254 иностранцев и лиц без гражданства (мужчины и женщины). Россияне при этом совершили 27080 преступлений. То есть 23,1% всех преступлений в г. Москве совершили иностранцы и 76,9% - граждане Российской Федерации. В 2018 году там же преступления совершили 5507 иностранцев, россияне совершили 26596 преступлений, или 20,7% и 79,3% соответственно. В 2019 году соотношение составило 5025 и 24287 или те же самые 20,7% и 79,3%, в 2020 году - 5553 (22,6%) и 24543 (77,4%), в 2021 году

- 6599 (25,6%) и 25824 (74,4%). То есть в 2021 году в г. Москве каждое четвертое преступление совершил приезжий из-за рубежа. [3].

Конечно, на фоне целой страны ситуация с преступностью иностранцев выглядит, наверное, не так удручающе: 2017 год в Российской Федерации иностранцами совершено 3,8 % преступлений, гражданами России - 96,2%, в 2018 году - 3,6 % и 96,4%, в 2019 году - 3,5% и 96,5%, в 2020 году

- также, как и в предыдущем году, и в 2021 году -3,9% и 96,1 % соответственно.

Но тут следует учесть, что большинство иностранцев приезжают в Россию работать или учиться. Их привлекают высокооплачиваемые рабочие места, большой выбор видов и мест работы, наличие ведущих учебных заведений. Поэтому их практически нет в экономически отсталых субъектах федерации. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики самыми бедными субъектами Российской Федерации в 2022 году были республики Тыва, Калмыкия, Алтай, Ингушетия, Еврейская автономная область и некоторые другие.[4]. И действительно, в 2021 году в Республике Тыва иностранцы совершили 0,1% всех преступлений, в Калмыкии - 1,2% и т.д. [3].

В 2021 году «количество иностранных граждан, находящихся в Москве, сократилось на 21%, составляет 789000. На тот же период прошлого года их было более миллиона», — сказал начальник управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Москве Сергиенко Д.В. По его словам, большинство из них прибыли в страну в порядке, не требующем получения визы (почти 93%), из стран Средней Азии. [5]. Таким образом, в 2021 году в г. Москве 789000 иностранцев совершили 6599 преступлений, т.е. на каждые 100000 иностранцев пришлось 836 преступлений.

По данным Всероссийской переписи населения в 2021 году в г.Москве численность населения (граждан РФ) составило 13010112 человек. Уровень преступности среди граждан Российской Федерации, проживавших в г.Москве в 2021 году составляет: 25824 : 13010112 х 100000 = 198. Именно столько преступлений совершено гражданами - жителями г.Москвы на 100000 человек.

Сведения о преступлениях, совершенных иностранцами, содержатся форме федерального статистического наблюдения № 6-ЕГС «Сведения о преступлениях, совершенных иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также отдельными категориями лиц, и лицах, их совершивших», которая составляется ежемесячно. Данная форма учета введена в действие приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 25.11.2022 № 707. Она формируется на основании содержания статистических карточек

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

форм №№ 1, 2, 1.1, 5, составляемых следователями (дознавателями) в порядке, определенном Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений и Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденных приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» при возбуждении уголовных дел, производстве по ним и принятии процессуальных решений.

Совершившие правонарушения иностранцы привлекаются к ответственности, выдворяются из России, либо сами успевают скрыться за границей. Изменив фамилию, получив новые национальные паспорта, часть из них вновь приезжают в Россию. Данные факты сотрудниками пограничной службы ФСБ РФ или органами внутренних дел выявляются не всегда и не сразу. Порой, иностранец успевает «раствориться» в каком-нибудь мегаполисе.

Конечно, вышеприведенные расчеты примерны. Учтены только раскрытые преступления. Граждане Российской Федерации, временно приехавшие в г.Москву, не являющиеся жителями города и совершившие преступления, также учтены. Но фактом остается, что четверть всех преступлений в г.Москве совершается иностранцами. И, как показывает анализ, проблема преступности иностранцев остро стоит во всех крупных, экономически развитых регионах Российской Федерации.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 28.04.2023 №138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранец может быть принят в гражданство России, если он постоянно проживает в Российской Федерации со дня принятия решения о выдаче ему вида на жительство и до дня подачи заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет; владеет русским языком; знает историю России и основы законодательства Российской Федерации. Реализуя данную норму, в 2021 году в отношении 735385 иностранцев и лиц без гражданства компетентными органами России принято решение о приобретении ими гражданства Российской Федерации. [6]. Это на 12 % больше, чем в 2020 году и на 47,7 % больше показателя 2019 года.

Большинство лиц, приобретающих гражданство Российской Федерации, являются гражданами государств - участников СНГ - 710226 человек. В целом среди них, принятых в гражданство Российской Федерации, большинство составляют граждане Таджикистана - 103,7 тысяч человек,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

Казахстана - 49862 человек и Армении - 46931 человек. [7].

Преступления, совершенные бывшими иностранцами, недавно принятыми в гражданство РФ, натурализовавшимися, учитываются, как совершенные гражданами РФ.

Упомянутый выше проект Федерального закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации» предлагает под социальной и культурной адаптацией иностранцев понимать процесс освоения ими русского языка, социальных, культурных, правовых и экономических норм российского общества на уровне, достаточном для осуществления временной трудовой деятельности; а под социальной и культурной интеграцией -процесс освоения иностранцами русского языка, социальных, культурных, правовых, экономических норм российского общества на уровне, необходимом для проживания в Российской Федерации, формирования устойчивых правовых, экономических, социальных и культурных связей между иностранными гражданами и российским обществом.

Сколько нужно иностранцу времени, чтобы освоить русский язык, нормы права и морали на уровне, необходимом для жизни в России? Не для того, чтобы кое-как и всеми правдами и неправдами сдать экзамены на их знание (нередки случаи, когда сотрудники миграционной службы помогают сдать экзамены иностранцам), а для того, чтобы обрести общие для русского человека черты поведения, усвоить и соблюдать устои и традиции русского народа, т.е. вобрать в себя его ментальность. Между тем практика свидетельствует о том, что «новообращенные» граждане не знают русского языка, русской культуры и истории, продолжают жить своими анклавами, не социализируясь в российском обществе. «Такого рода люди не становятся нам близки ни по вере, ни по культуре. У них своя вера и своя культура. Образованный, интеллигентный русский человек должен с уважением относиться и к вере, и к культуре других людей, но если иная вера, иная культура будут так распространяться, что в какой-то момент они сравняются или, не дай Бог, станут доминировать, то мы потеряем страну, мы потеряем свою идентичность», - сказал о мигрантах из стран ближнего зарубежья патриарх Московский и всея Руси Кирилл 25.10.2023 на встрече со студентами Московского педагогического государственного университета. [8].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках данной публикации автор не предлагает бороться с преступностью иностранцев посредством увеличения количества сотрудников

патрульно-постовой службы полиции и участковых уполномоченных полиции, введения визового режима для граждан из стран СНГ, установления геномного учета и регистраций всех трудовых мигрантов, приезжающих в Россию, более широкого применения наказания в виде выдворения, стоимость которого иностранцы должны оплатить или предварительно отработать в ходе обязательных работ. Хотя, для обеспечения законности и правопорядка, снижения преступности иностранцев это необходимо. Ввиду увеличения количества и объема нормативных документов, регулирующих миграционные процессы, также заслуживает внимание предложение Председателя Следственного комитета России Бастрыкина А.И. о назревшей необходимости в кодификации миграционного законодательства. [9].

В рамках данной публикации автором предлагается лишь изменить порядок ведения учета преступности иностранцев: вести учет не только преступлений, совершенных иностранцами, а в совокупности преступлений, совершенных иностранцами, и лицами, принятыми в гражданство Российской Федерации в течении пяти лет. Усвоение иностранцами образа мыслей, нравственных ценностей, стереотипов поведения, присущих россиянам, требует определенного времени и автоматически не приобретаются с выдачей паспорта гражданина Российской Федерации. Считаем, что это обеспечит более достоверную информацию о преступности мигрантов, а также послужит более детальному анализу причин и условий, способствующих совершению ими правонарушений.

Список литературы:

[1] https://www.hse.ru/news/science/69297044.

html.

[2] Гирмиков А.Р., Щукина Е.П. Влияние миграционных процессов на экономику России// Онтологические и социокультурные основания альтернативного проекта глобализации. Екатеринбург, 2021. С. 70-73.

[3] http://crimestat.ru/social_portrait.

[4] http://rosstat.gov.ru.

[5] https://www.vedomosti.ru/society/ news/2021/04/22/867226-v-mvd-zayavili-o-sokra-schenii-chisla-inostrantsev-v-moskve-na-21-v-2021-godu.

[6] https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/ migracionnaya/item/28104434/.

[7] https://e-cis.info/cooperation/3823/99651/.

[8] https://www.interfax.ru/russia/927458.

[9] https://sledcom.ru/press/interview/ item/1780279/?pdf=1.

Spisok literatury:

[1] https://www.hse.ru/news/science/69297044.

html.

[2] Girmikov A.R., SHCHukina E.P. Vliyanie migracionnyh processov na ekonomiku Rossii//Onto-logicheskie i sociokul'turnye osnovaniya al'ternativnogo proekta globalizacii. Ekaterinburg, 2021. S. 70-73.

[3] http://crimestat.ru/social_portrait.

[4] http://rosstat.gov.ru.

[5] https://www.vedomosti.ru/society/ news/2021/04/22/867226-v-mvd-zayavili-o-sokra-schenii-chisla-inostrantsev-v-moskve-na-21-v-2021-godu.

[6] https://mvd.rf/dejatelnost/statistics/migra-cionnaya/item/28104434/.

[7] https://e-cis.info/cooperation/3823/99651/.

[8] https://www.interfax.ru/russia/927458.

[9] https://sledcom.ru/press/interview/ item/1780279/?pdf=1.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.