Научная статья на тему 'Об ответственности за разглашение государственной тайны'

Об ответственности за разглашение государственной тайны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
172
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственная тайна / уголовная ответственность / государственная безопасность / state secret / criminal liability / state security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ирина Владимировна Ямина, Сергей Геннадьевич Заборин, Сергей Михайлович Костеников

Разглашение государственной тайны является серьезным правонарушением, которое может привести к негативным последствиям для национальной безопасности и интересов государства. В данной работе авторы рассматривают различные аспекты ответственности за разглашение государственной тайны и обсуждают меры, принимаемые для предотвращения таких нарушений. Статья посвящена исследованию ответственности за разглашение государственной тайны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ирина Владимировна Ямина, Сергей Геннадьевич Заборин, Сергей Михайлович Костеников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On responsibility for disclosure of state secrets

Disclosure of State secrets is a serious offense that can lead to negative consequences for national security and the interests of the State. In this paper, the authors consider various aspects of responsibility for the disclosure of state secrets and discuss measures taken to prevent such violations. The article is devoted to the study of responsibility for the disclosure of state secrets.

Текст научной работы на тему «Об ответственности за разглашение государственной тайны»

Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 159—163. State service and personnel. 2023;(4):159—1 63.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-159-163 NIION: 2012-0061-04/23-222

EDN: https://elibrary.ru/KSUNHP MOSURED: 77/27-008-2023-04-422

Об ответственности за разглашение государственной тайны

Ирина Владимировна Ямина1, Сергей Геннадьевич Заборин2, Сергей Михайлович Костеников3

1 2 3 Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Домодедово, Россия

1 Irina-yaminayamina@yandex.ru

2 Chkalov7-75@mail.ru

3 skostenikov@mvd.ru

Аннотация. Разглашение государственной тайны является серьезным правонарушением, которое может привести к негативным последствиям для национальной безопасности и интересов государства. В данной работе авторы рассматривают различные аспекты ответственности за разглашение государственной тайны и обсуждают меры, принимаемые для предотвращения таких нарушений. Статья посвящена исследованию ответственности за разглашение государственной тайны.

Ключевые слова: государственная тайна, уголовная ответственность, государственная безопасность. Для цитирования: Ямина И.В., Заборин С.Г., Костеников С.М. Об ответственности за разглашение государственной тайны // Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 159—163. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-159-163 EDN: https://elibrary.ru/KSUNHP

Original article

On responsibility for disclosure of state secrets

Irina V. Yamina1, Sergey G. Zaborin2, Sergey M. Kostenikov3

1 2 3 All-Russian Institute for Advanced Training of Employees

of the Ministry of internal affairs of Russia, Domodedovo, Russia

1 Irina-yaminayamina@yandex.ru

2 Chkalov7-75@mail.ru

3 skostenikov@mvd.ru

Abstract. Disclosure of State secrets is a serious offense that can lead to negative consequences for national security and the interests of the State. In this paper, the authors consider various aspects of responsibility for the disclosure of state secrets and discuss measures taken to prevent such violations. The article is devoted to the study of responsibility for the disclosure of state secrets.

Keywords: state secret, criminal liability, state security.

For citation: Yamina I.V., Zaborin S.G., Kostenikov S.M. On responsibility for disclosure of state secrets // State service and personnel. 2023;(4):159—163. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-159-163 EDN: https:// elibrary.ru/KSUNHP

Коренные изменения в системе социально-политических отношений в России существенно изменили и систему национальной безопасности страны. В первую очередь речь идет о радикальном изменении модели конституционализма, связанного с принятием в 1993 г. Конституции РФ, которая призвана:

1) обеспечить стабильность созданного госу-дарствено-политического устройства;

© Ямина И.В., Заборин С.Г., Костеников С.М. М., 2023.

2) определить его динамическое, поступательное развитие;

3) способствовать проведению реформ без коренных трансформаций базисной составляющей [1, с. 86].

Основополагающей целью законодательного процесса в стране является формирование правовых механизмов обеспечения зафиксированных в Основном законе ценностей и интересов.

В рамках обеспечения национальной безопасности реализуются две группы функций, услов-

№ 4/2023

но разделяемых на внешние и внутренние. Внутренние функции — это основные направления деятельности государства по решению задач внутри государства. К таким функциям относятся: защита конституционного строя, регулирование имущественных отношений и хозяйственной деятельности, формирование идеологических основ, установление и охрана правопорядка в обществе, охрана прав и свобод граждан и др.

Государственная тайна — это информация, которая в соответствии с законом признается секретной в интересах национальной безопасности, защиты государственных интересов или экономической безопасности страны. В каждом государстве законодательство определяет категории информации, которые могут быть признаны государственной тайной.

Современные государства, обладающие необходимыми ресурсами, системно осуществляют мероприятия, связанные с ослаблением состояния защищенности наиболее значимых общественных отношений применительно к странам, определяемым как враждебные или недружественные. Самым важным направлением ослабления своих военных и политических противников является сбор и системное использование информации о наиболее стратегически значимых объектах и отношениях, определяющих потенциал возможного противника.

Следует отметить, что разведывательные службы стран — противников нашего государства занимаются не только сбором информации о составляющих нашего оборонного потенциала, но и используют различные средства воздействия на наиболее важные элементы социально значимой инфраструктуры.

Это и государственные перевороты, и физическое уничтожение политических деятелей, и разрушение социального управления страны. Все эти действия напрямую влияют на функционирующую модель обеспечения национальной безопасности России.

Наибольшую опасность в системе этих посягательств имеют преступления, характеризуемые действующим российским уголовным законодательством в качестве государственной измены (ст. 275 УК РФ) и шпионажа (ст. 276 УК РФ).

Контрразведывательные подразделения ФСБ РФ в период с 2012 г. по 2017 г. выявили и задержали более 140 представителей разведок иностранных государств и завербованных ими российских граждан. С 2000 г. общее количество привлеченных к ответственности по указанным статьям лиц превысило 3 тыс.

Борьба с преступлениями, посягающими на наиболее важные отношения в государстве, является структурным элементом государственной

социальной политики и концентрированно реализуется в политике уголовной.

Подчеркивая известную экономическую обусловленность уголовной политики, хочется отметить, что ее содержание характеризуется, как уже отмечалось, системой норм материального (уголовное право) и процессуального права, отражающего специфику деятельности органов правоприменения и правоохраны. Именно последняя составляющая уголовной политики и позволяет судить об ее характеристиках и сущности. Уголовное же право имеет выраженный политический характер, фиксируя в качестве объектов уголовно-правовой защиты те отношения, которые характеризуют «конституционный портрет государства». Это предполагает формирование в современной России отношений, позволяющих говорить о ней как о правовом государстве, в основе политики которого лежат интересы личности, общества и государства в рамках реализации конституционных принципов законности, гуманизма, справедливости и равенства всех перед законом и судом.

Преступления изучаемой нами группы отличаются высокой степенью общественной опасности и масштабами неблагоприятных последствий, которые могут наступить после их совершения.

Рассмотрим наиболее значимое из рассматриваемой группы преступление «государственная измена».

Государственная измена направлена на нарушение безопасности государства, включая его суверенитет, территориальную целостность, обороноспособность и неприкосновенность национальных интересов.

Если государственная измена совершается путем раскрытия секретной информации, то неизбежным элементом преступления является его объект. В соответствии с законодательством о государственной тайне такая информация может касаться экономической, разведывательной и контрразведывательной, военной, внешнеполитической и оперативной деятельности, распространение которой может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Как отмечает В.Б. Боровиков, «способы выдачи могут быть различны: в устной, письменной форме, при помощи телефона, Интернета, радио, путем передачи лично. Через посредников образцов военной техники, вооружения и т.п.» [7, с. 228].

Отметим, что в отличие от шпионажа выдача государственной тайны состоит в сообщении или передаче сведений, которыми виновный уже располагает [6, с. 338]. Поэтому у данного лица нет необходимости собирать или похищать их. Нео-

№ 4/2023

днозначно толкуется такое действие, как собирание. Например, сотрудник государственной безопасности может по заданию спецслужб других стран долго работать, и пока он выполняет свои должностные обязанности, до момента раскрытия, он собирает необходимую информацию.

Что касается оказания помощи иностранному государству, международной или иностранной организации, или их представителям, то законодатель определил виды данной помощи (финансовая, материально-техническая, консультативная или иная). Если говорить о конкретных действиях, которые будут являться данной помощью, то к ним можно отнести:

а) вербовку агентов для иностранных спецслужб;

б) поиск для иностранной агентуры явочных и конспиративных квартир;

в) оказание помощи в трудоустройстве данных агентов;

г) предоставление транспорта, денежных средств, необходимых документов и т.д.

Состав государственной измены формальный. Момент окончания определяется в зависимости от формы конкретных действий.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется только прямым умыслом. Мотив не является для данного преступления обязательным признаком, однако он представляет особую ценность. Прежде всего определение мотива способствует составлению криминологической характеристики преступника. Одним из самых распространенных является корыстный мотив.

Субъектом государственной измены может быть только гражданин России. В уголовном законодательстве предусмотрены основания для его освобождения от уголовной ответственности (Примечание к ст. 275 УК РФ). Особенностью субъектного состава рассматриваемых видов преступлений является то, что законодательство дает исчерпывающие характеристики лиц, совершивших данные преступления.

Субъектом шпионажа (ст. 176 УК РФ) может быть иностранец или апатрид. Субъект деяния, обозначенного как государственная измена (ст. 275 УК РФ), — всегда гражданин РФ. Соответственно, и соучастие как уголовно-правовой институт невозможно в этих преступлениях [2, с. 12].

Следующим преступлением, посягающим на государственную безопасность, является шпионаж. Непосредственный объект совпадает с объектом предыдущего преступления.

Существует главенствующий элемент в данной информационной системе, именуемый государственной тайной [5]. По сути, сведения, образующие государственную тайну, носят три сте-

пени секретности, каждой из которых соответствуют грифы секретности на соответствующих носителях таких сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». В связи с этим сотрудникам и гражданам даны возможности для получения доступа к государственной тайне в трех формах, согласно статьям 2, 8 и 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1.

Порядок отнесения сведений к той или иной степени секретности определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 870.

Достаточно неоднозначна в изучаемом нами контексте проблема ответственности так называемых агентов влияния. Наиболее распространенной является точка зрения, в соответствии с которой под агентами влияния понимается человек (группа людей), имеющий соответствующее доверие среди социума страны и действующее в своих интересах, реализуя при этом интересы других стран в рамках имеющихся у него властных полномочий [3, с. 63].

Противоправные действия, предметом которых выступает государственная тайна, состоят из передачи, собирания, похищения и хранения этих сведений.

Передача может осуществляться различными способами: лично или через представителя, устно или письменно, через средства связи и т.п.

Похищение — это незаконное изъятие как с применением насилия, так и без него. Под собиранием следует понимать деятельность по созданию копий, систематизации документов, их архивирование. Под хранением следует понимать временное владение данными сведениями.

Если говорить об объективной стороне шпионаже, где предметом преступления является не государственная тайна, то она характеризуется только собиранием и передачей этих данных. Данные не защищены законом, следовательно, они находятся в открытом доступе. Деятельность по собиранию может быть абсолютно легальной. Например, изучение и анализ рассекреченной специальной литературы об органах государственной безопасности, с которой можно ознакомиться в Российской государственной библиотеке. При этом способы собирания могут быть незаконными (прослушивание телефона, незаконный доступ к персональным данным и т.п.).

Субъективная сторона данного преступления характеризуется только прямым умыслом. Цель может быть обязательным признаком в том случае, если речь идет о собирании или передаче сведений, не составляющих государственную тайну. Мотив не является обязательным признаком. Однако по сравнению с мотивом государственной

№ 4/2023

измены здесь можно выделить патриотизм и чувство долга перед Родиной. В основном шпионской деятельностью занимаются разведчики, т.е. профессионально подготовленные люди.

Шпионаж может совершить только гражданин иностранного государства или лицо без гражданства. В примечании к ст. 275 УК РФ указаны условия освобождения от ответственности. Однако не стоит забывать положение ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, где указано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Иная ситуация с сотрудниками консульства.

В статье 41 Венской Конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963) указано, что в случае совершения тяжких преступлений консульские должностные лица подлежат как аресту, так и предварительному заключению.

Однако стоит учитывать и внешнеполитические отношения государств. Из истории СССР известно немало случаев, когда российские органы государственной безопасности обменивали разоблаченных шпионов на советских сотрудников внешней разведки. Данная практика существует и по сей день.

Современное состояние международных отношений позволяет говорить о складывающейся системе политического противостояния в рамках меняющейся модели геополитики, связанной с формированием многополярного мироустройства. При этом усиливается система информационного противоборства между государствами, входящими в различные международные объединения. Это, в свою очередь, позволяет нам говорить о необходимости системного преобразования существующей модели правового регулирования борьбы с посягательствами на существующую систему конституционного строя страны.

Основополагающим юридическим документом, формирующим концептуальные подходы к определению национальной безопасности, является Конституция страны. При этом, обобщая различные точки зрения на Конституцию и конституционализм, мы пришли к выводу, что главным в данном документе является его политическая сущность. Это положение и легло в основу предполагаемого нами определения Конституции.

Как представляется, конституционный строй России является системным национальным интересом в рамках реализации институтов общественной и государственной безопасности. Это предполагает, что защита конституционного строя страны является главной функцией органов обеспечения национальной безопасности, реализую-

щих ее в системе отношений личность — общество — государство.

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что основы конституционного строя страны обеспечивают отношения политического, экономического, социального, правового, идеологического и духовного свойства, связанные с организацией власти в стране и обеспечением гармоничного взаимодействия личности, общества, государства.

Список источников

1. Кузнецов А.П. Понятие, общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства // Социально-политические науки. 2019. № 4. С. 86—90.

2. Рарог А.И. Квалификация преступлений со специальным исполнителем // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2019. № 4 (54). С. 12—19.

3. Руденкина А.И., Керимов АА. Иностранный агент влияния как субъект управления обществом: методологический аспект // Вопросы управления. 2019. № 6 (43). С. 62—63.

4. Рябчук В.Н. Государственная измена и шпионаж: уголовно-правовое и криминологическое исследование. СПб.: Юрид. центр-Пресс, 2021. С. 674—675.

5. Султанов КА. Вопросы административной ответственности и правового регулирования хозяйствующих субъектов на региональном уровне // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2022. № 1. С. 77—82.

6. Уголовное право. Особенная часть: Учебник для бакалавров / Под ред. А.И. Чучаева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2019. 388 с.

7. Уголовное право. Особенная часть: Учебник для прикладного бакалавриата / В.Б. Боровиков, А.А. Смердов; под ред. В.Б. Боровикова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019.

References

1. Kuznetsov A.P. Concept, general characteristics of crimes against the foundations of the constitutional system and the security of the state // Socio-political sciences. 2019. № 4. Pp. 86—90.

2. Rarog A.I. Qualification of crimes with a special performer // Bulletin of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. 2019. № 4 (54). Pp. 12—19.

3. Rudenkina A.I., Kerimov AA. Foreign agent of influence as a subject of society management: methodological aspect // Management issues. 2019. № 6 (43). Pp. 62—63.

№ 4/2023

4. Ryabchuk V.N. High treason and espionage: criminal law and criminological research. St. Petersburg: Legal Center-Press, 2021. Pp. 674—675.

5. Sultanov K.A. Issues of administrative responsibility and legal regulation of economic entities at the regional level // Actual problems of administrative law and process. 2022. № 1. Pp. 77—82.

6. Criminal law. Special part: Textbook for bachelors / Ed. by A.I. Chuchaev. 2nd ed., redrab. and add-ons. Moscow: Prospekt publ., 2019, 388 p.

7. Criminal Law. Special part: Textbook for Applied bachelors / V.B. Borovikov, A.A. Smerdov; edited by V. B. Borovikov. 4th ed., redrab. and add-ons. Moscow: Yurayt Publ., 2019.

Информация об авторах

Ямина И.В. — начальник кафедры защиты государственной тайны

Заборин С.Г. — начальник кафедры подготовки специалистов для подразделений специальной связи Костеников С.М. — начальник центра подготовки специалистов специальной связи и режимно-секретных подразделений органов внутренних дел

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 27.09.2023; одобрена после рецензирования 08.1 1.2023; принята к публикации 14.1 1.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors Yamina I.V. — head of the department of protection of state secrets

Zaborin S.G. — head of the department of training specialists for special communications units Kostenikov S.M. — head of the training center for specialists of special communications and regime-secret divisions of internal affairs bodies

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 27.09.2023; approved after reviewing 08.1 1.2023; accepted for publication 14.1 1.2023.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

А.М. Воронов, Р.Н. Лапидус. Публичное администрирование в сфере обеспечения общественной безопасности современной России: -теоретические и правовые концепты. Монография. 319 с.

ISBN 978-5-238-03608-3

На основе междисциплинарного подхода с позиций теории права и социального управления, конституализации науки административного права, на основе новейшего законодательства и материалов практики публичной администрации проведено комплексное исследование проблемы публичного администрирования в сфере обеспечения общественной безопасности современной России.

Для практических работников органов публичной власти, научных сотрудников, студентов и аспирантов, соискателей и преподавателей юридических образовательных учреждений.

№ 4/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.