Научная статья на тему 'Об отставании методологии общественного проектирования от проектирования технических комплексов и системно-конструктивном представлении общественных теорий'

Об отставании методологии общественного проектирования от проектирования технических комплексов и системно-конструктивном представлении общественных теорий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / МОДЕЛИ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ / ЦЕННОСТНЫЕ СТРУКТУРЫ / ИХ ПОДСИСТЕМЫ / СОЦИОЭКОНОМИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЕ РЫНОЧНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Садков Вадим Георгиевич, Аронов Дмитрий Владимирович, Машегов Петр Николаевич

В статье проанализированы зарубежные и отечественные концепции и модели развития общественно-экономических систем. Сформулированы требования к формальной структуре общественной теории. Предложен проект нормативно-целевой модели организации общества с соответствующими ценностными установками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Садков Вадим Георгиевич, Аронов Дмитрий Владимирович, Машегов Петр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об отставании методологии общественного проектирования от проектирования технических комплексов и системно-конструктивном представлении общественных теорий»

УДК 330

Садков В.Г., Аронов Д.В., Машегов П.Н.

Об отставании методологии общественного проектирования от проектирования технических комплексов и системно-конструктивном представлении общественных теорий

В статье проанализированы зарубежные и отечественные концепции и модели развития общественно-экономических систем. Сформулированы требования к формальной структуре общественной теории. Предложен проект нормативно-целевой модели организации общества с соответствующими ценностными установками.

Ключевые слова: Социальная система. Модели общественно-экономических систем. Экономическая система России. Ценностные структуры, их подсистемы. Социоэконо-мически ориентированное рыночно-демократическое общество.

Sadkov V.G., Aronov D.V., Mashegov P.N.

The public projecting methodology latency from technical complexes projecting and projecting of system-constructive notions of public conceptions

In the article the foreign and native conceptions and models of public and economical systems' development are analyzed. The requirements to formal public theories' structure are formed. The project of organizational model of society with its' values is represented.

Due words: Social system. The models of public and economical system. Economical system of Russia. Valuable structures and their subsystems. Socially oriented democratic society.

Вадим Георгиевич Садков - доктор экономических наук, профессор, директор института бизнеса, социологии и права Орловского государственного технического университета.

Дмитрий Владимирович Аронов - доктор исторических наук, профессор, зам. директора института бизнеса, социологии и права Орловского государственного технического университета.

Петр Николаевич Машегов - доктор экономических наук, зав. кафедрой института бизнеса, социологии и права Орловского государственного технического университета.

Многовековая история научно-технического творчества, при всем многообразии форм представления его конечных результатов, тем не менее показывает, что созидающий человек в качестве результата своей деятельности имеет и показывает либо ключевую идею, либо готовую конструкцию (систему), либо сначала (или при невозможности изготовить готовую конструкцию) готовит модель конструкции, модель системы.

Это может быть физическая модель (модель здания у архитектора, выточенная на токарном станке, деревянная модель ракеты у К.Э. Циолковского и т.д.), графическая модель в виде чертежей изделия, математическая модель изделия или процесса, если рассматривается динамическая модель функционирования. Это может быть выявленная и представленная в виде математической модели закономерность или общий закон (закон всемирного тяготения, закон возрастания энтропии и т.д.).

Таким образом, независимо от способа представления творец-конструктор формирует, создает сначала образ конечного результата, а затем и саму систему, конструкцию, само устройство. Технические системы могут быть сколь угодно большими, сложными1, представленными в виде иерархии их составных частей и взаимосвязей (частей между собой и частей с верхними и нижними структурами). Однако в любом случае при характеристике системы выделяется ее главная функция (цели деятельности системы в динамике) или фиксированная цель в статике и структура системы, реализующая функцию. Главная (генеральная) функция в иерархических системах и, соответственно, главная цель декомпозируются на подфункции и подцели, обеспечивающие осуществление главной цели во времени и пространстве. Системотехническое проектирование с включением в него функционально-стоимостного анализа и иных методов выбора эффективных альтернатив реализации функций системы всегда лежит в основе создания целостных и эффективных технических систем2.

То, что люди не учатся на ошибках истории, - самый главный урок истории.

Олдос Хаксли

В естественных биологических системах указанные подходы закладываются самой природой. Более того, природой часто предусматривается для обеспечения надежности реализации функций создание дублирования, резервирования функциональных элементов биологических организмов (две почки, два легких и т.д.).

Вместе с тем нельзя не отметить такую сущностную черту проектирования сложных социальных систем, как влияние мысленного образа конечного планируемого результата на поведение конкретного индивида и социальных групп в данный момент времени. Возникает своего рода петля обратного времени, когда несуществующее будущее (строго говоря, существующее в виде мыслеобразов в головах определенного количества людей) начинает активно влиять на настоящее, выступая в качестве критерия поведения индивидуальных и коллективных акторов общественного процесса. В качестве классического примера можно привести возникновение многих религий, использующих идею спасения, ставя в зависимость от предполагаемого будущего поведение человека в настоящем.

Рискнем предположить, что данная особенность не укладывается в рамки традиционного общенаучного понимания таких элементов научного творчесва, как научная гипотеза, парадигма научного исследования и т.п., будучи явлением гораздо более широким, качественно отличающим проектирование общественных систем от технических. Она, как нам представляется, предопределяет большую строгость исследователя к себе, а также при оценке результатов исследований в этом направлении (рекомендуем читателю в полной мере применять этот тезис, прежде всего в отношении данной статьи).

От степени влияния образа будущего на настоящее будет зависеть не только научная чистота исследования, но и социальные последствия социального творчества. Понятие социального эксперимента в сугубо научном понимании дефиниции "экспери-

мент" нам представляется более чем некорректным и, несмотря на широкое распространение в общественных науках, может использоваться с оговоркой, потому что служит оно для обозначения некоей линии развития, считающейся боковой, неглавной, девиантной относительно системы координат, принятой автором конкретной теории. Типичным является, например, объявление неудачным социальным экспериментом моделей общественного развития, реализованных в социально-политической практике диктаторских режимов ХХ в.

Нельзя не упомянуть и особую разновидность моделей будущего, относимую нами, хотя и весьма условно, к так называемым "моделям-катастрофам", которые создают ситуацию тупика. В этом случае любые общественно значимые действия только ухудшают ситуацию, но и ситуация ничегонеделания тоже не спасает от наступления катастрофического будущего.

Разработка концепций и моделей справедливого и эффективного общественно-экономического устройства, как известно, являлась предметом деятельности многих теоретиков общественной мысли древнего мира, средних веков и современности (Платон и Аристотель, Т. Кампанелла, Ж.Ж. Руссо, Т. Гобсс, Т. Мор, Р. Оуэн, К.А. Сен-Симон, Ш. Монтескье, А. Смит, К. Маркс, Г. Спенсер, В. Ленин, Н. Данилевский, П. Сорокин, Н. Бердяев, К. Ясперс, М. Вебер; громкие имена можно перечислять и далее).

При анализе подходов разных теоретиков к описанию моделей общественно-экономического устройства (статика) и общественно-экономического развития (динамика) можно прежде всего выделить содержательно-языковое описание моделей и у некоторых авторов (Ф. Кенэ, К. Маркс, В. Ленин) - математические модели, характеризующие процессы функционирования и развития общественно-экономической системы.

Придание определенной формальной строгости при представлении моделей общественно-экономического и общественно-политического устройства обеспечивалось в работах различных специалистов по праву.

В накопленном мировой цивилизацией арсенале теоретических построений отно-

сительно закономерностей функционирования и развития общественных систем можно выделить, по крайней мере, четыре группы теорий, классифицирующихся по двум разным основаниям классификации:

1) изучающе-объясняющие (с одной стороны) и нормативные теории общества (с другой стороны);

2) экономико-социальные и социолого-экономические теории общества.

В изучающе-объясняющих теориях исследуются закономерности и выводятся законы функционирования и развития общества на основе ретроспективной информации.

В нормативных теориях производятся обоснования конструкций будущего общества как на базе выявленных закономерностей, так и на базе творческо-экспертного прогнозирования образов будущего, причем с проработками по качественным изменениям общества. В последнем случае авторы-конструкторы как бы становятся на позиции, находящиеся вне исследуемой системы. В кибернетике такой принцип получил название принципа внешнего дополнения.

К изучающе-объясняющим теориям можно отнести трудовую теорию стоимости (А. Смит, Д. Рикардо и их продолжатели Ж.Б. Сэй, Т. Мальтус, Дж.С. Милль и далее К. Маркс со своей "объясняющей" частью "Капитала").

К нормативным теориям общества можно отнести теорию "Города солнца" Т. Кам-панеллы, теорию "нового социетарного мира" М. Фурье, теорию "наиболее полного равенства" К.А. Сен-Симона, теорию коммунизма К. Маркса и далее В. Ленина.

Свое место в этом ряду занимают отечественные либеральные теории5, выступающие своего рода антитезой российскому варианту марксизма, пытающиеся создать модель развития страны, в которой были бы синтезированы традиционные европейские экономические институты, система политических прав и свобод человека с эволюционистскими методами общественных преобразований. Особенно интересен данный опыт в силу того, что эти поиски осуществлялись в условиях острого системного кризиса, когда страна решала задачу ликви-

дации цивилизационного отставания. В этом же контексте следует рассматривать и совокупность поиска новой модели общества на стыке таких сущностей (категорий), как бог и человек, относящейся прежде всего к российской религиозно-философской традиции.

И вот здесь при построении нормативных теорий общества крайне важно не допустить сверхкритических кардинально-революционных отрывов от естественно-эволюционного развития. Нормативное проектирование, безусловно, необходимо. Но - без бездумного нарушения эффективно работающих структур и институтов.

Принцип "не навреди" является категорическим императивом и для модернизации общественно-экономических систем. Однако главной задачей и для исследователя, и для политика-практика при реализации данного принципа станет выбор критерия, кому или чему "не навредить". В действующей миросисте-ме общественных координат критерием выступают, как правило, ценности, значимые для индивида, выступающего ее альфой и омегой. Однако с учетом исторических, ментальных (в т.ч. этно-кон-фессиональных) особенностей конкретных обществ нельзя не признать, что в целом ряде случаев первоочередное значение получают ценности коллективные, обеспечивающие цивилизационную идентификацию и самоидентификацию индивида через различные общественные институты.

К экономико-социальным теориям (где доминируют экономические аспекты над социальными) можно отнести "классическую" экономическую теорию (У. Петти, А. Смит, Ж.Б. Сэй).

Необходимо подчеркнуть, что невозможно обосновывать и автономно разрабатывать чисто "экономические" и чисто "социальные" теоретические положения относительно общественных процессов, ибо эти процессы неразрывны. Другое дело, что уровни "экономичности" и уровни "социальности" в разных теориях могут быть разными. Однако гипертрофированное доминирование одного (например - экономического) аспекта

приводит к потерям качества теоретического построения вообще. Специализация в анализе, разработках, конечно, необходима, однако при этом не должна теряться целостность объекта или процесса и его системность, не должны упускаться важные связи и отношения. (В этой связи в различных микросоциумах часто можно, например, услышать: "мы

- экономисты", "мы - социологи" или "мы

- юристы" с оттенками не только гордости за профессию, что необходимо, а именно с оттенками отчуждения от других сфер. А это уже пагубно!)

К социально-экономическим теориям (где доминируют социологические аспекты) можно отнести:

1) теорию "общественного договора" (Ж.Ж. Руссо, Т. Гобс);

2) теорию социальной статики и динамики (О. Конт);

3) теорию социал-дарвинизма (Г. Спенсер);

4) теорию структурного функционализма (Т. Парсонс, Э. Шилз);

5) теорию социальных изменений (Р. Мэртон);

6) теорию социального конфликта (Р. Миллз, Р. Дарендорф);

7) теорию "праздного класса" (Т. Веб-лен);

8) теорию "менеджериального общества" (Дж. Бернхем);

9) теория "корпоративного общества" (Ч.Р. Миллз)

10) теорию "массового общества" (Х. Ор-тега-и-Гассет, Э. Фромм, Д. Росмен);

11) теории "тоталитарного общества" (Э. Юнгер, В. Зомбарт, Х. Арендт, К. Ман-гейм);

12) теории "индустриального общества" Р. Арона, М. Хоркхаймера, Т. Адор-но, Г. Маркузе;

13) теории постиндустриального общества (Д. Белл, А. Турен);

14) теорию общества "третьей волны" (О. Тоффлер)

Анализ теоретического наследия, имеющегося в распоряжении современного исследователя, должен, как нам представляется, обращать его к тому, что системно-конструктивное обоснование

модели российского общества XXI века должно одновременно обеспечиваться на основе сочетания эволюционного и нормативного подходов в единстве экономических и социологических аспектов. При этом требует учета такая особенность российской ментальности, как исключительная подверженность национального характера влиянию "образов светлого будущего", свидетельством чему является нахождение, вплоть до настоящего времени, многих наших соотечественников в упомянутой нами выше "петле обратного времени", когда смыслом существования становится идеологический фантом "светлого будущего"6.

Так должно быть! Однако "то, что люди не учатся на ошибках истории, - самый главный урок истории" (О. Хаксли). Именно это и произошло в России не только в 1917-м, но и в 1991-1993 гг. Программы реформирования готовились несистемно, а реализовывались в значительной степени догматиками-фанатиками!

На старте рыночных трансформаций, еще до распада СССР, формировались и активно обсуждались в средствах массовой информации варианты программ реформирования экономики, наибольшую известность из которых получила программа "500 дней" (идеолог Г. Явлинский), развитая далее рабочей группой под руководством С. Шаталина7. Далее были подготовлены несколько вариантов уже российских программ, включая "программу углубления экономических реформ", считавшуюся официально принятой программой первого Российского правительства.

В общественном мнении вплоть до настоящего времени весьма широко распространена мифологема о том, что СССР привели к краху партийно-политические лидеры, руководствовавшиеся комплексной теорией общественного развития, оказавшейся неверной8. Соответственно вина опосредованно ложится на представителей общественных наук, которые либо неверно истолковывали теорию общественного развития, либо вообще руководствовались чем-то совершенно человеконенавистническим. Парадокс ситу-

ации состоит, во-первых, в том, что в период существования СССР специалисты в области гуманитарного знания никогда не стояли сколь-нибудь близко к рычагам управления обществом, ими владели типичные представители технократических слоев (определяемых нами по типу мышления и логике принимаемых решений независимо от наличия у них технического образования или опыта производственной деятельности). Академик Г.А. Арбатов, рассказывая о периоде своей работы в качестве одного из консультантов высших эшелонов власти, упомянул эпизод, когда спичрайтеры Л. Брежнева в начале его карьеры как Генерального секретаря ЦК КПСС вписали в его доклад несколько цитат из работ К. Маркса, на что Л. Брежнев, собрав их, сказал: "Ну что вы делаете? Кто же поверит, что Леня Брежнев читал Маркса?"9. Во-вторых, а этот миф еще более укоренен в массовом историческом сознании, считается, что СССР развивался на основе плановой системы хозяйствования, имевшей достаточное теоретическое и практическое обоснование. Ряд современных отечественных и зарубежных исследователей ставят данный тезис под сомнение10, отмечая, что, как минимум, следует говорить об ином порядке степени плановости социалистической экономики и уж тем более социального моделирования в данный период11. Таким образом, представляется возможным говорить о том, что в научных исследованиях предпочтительнее исходить не из привычных мифологем, а из насколько это возможно непредвзятого для исследователя анализа фактической истории социального проектирования советского периода.

В течение прошедшего десятилетия в России был создан целый ряд центров, институтов, в названии которых фигурируют термины "Стратегические оценки", "Стратегический анализ", "Стратегические разработки" (Центр стратегических разработок - ЦСР) и т.д. Журналом "Эксперт" по инициативе его главного редактора В. Фадеева учрежден институт "Общественного проектирования". Учрежден журнал "Стратегия России" (главный

редактор В. Никонов). Указанные (и другие) структуры готовили и готовят много актуальных и полезных материалов.

Так, Центром стратегических разработок, созданным в 1999 г., подготовлен целый пакет проектов, посвященных проблемам и перспективам развития России. Сразу после учреждения Центра с привлечением более 500 экспертов активно разрабатывалась стратегия социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Авторы-разработчики отмечают, что стратегия (хотя и не полностью) легла в основу Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации до 2010 г. Сама стратегия осталась проектом, не получившим официального признания. В настоящее время Центр стратегических разработок в основном готовит обсуждения и экспертизы конкретных актуальных, но сугубо специальных проектов. Кроме того, следует отметить, что сама миссия ЦСР сформулирована как "содействие успешному развитию страны путем экспертной и нормативно-правовой поддержки проводимых реформ в экономике и социальной сфере", то есть экспертиза кем-то_прово-димых реформ, а не генерация собственных идей и программ.

Институтом общественного проектирования (В. Фадеев) подготовлена "Экономическая доктрина России". Однако и здесь, при всей полезности этого документа, имеет место явный крен в сторону чисто экономических аспектов перспективного конкурентоспособного развития России, обоснования необходимости повышения ее капитализации в мире. Целевые ориентиры конечных результатов развития общества в этом проекте не просматриваются.

В журнале "Стратегия России" публикуется много весьма интересных предметных обзоров и мнений известных специалистов (особо следует отметить обзоры д.э.н. профессоров В.Л. Тамбовцева и А.Е. Шаститко12 по проблемам собственности), публикации А. Салмина, В. Рыжкова13. Однако анализ вышедших номеров с

момента учреждения журнала показывает, что собственно о стратегии развития общества и государства в ее комплексном, развернутом представлении материалов по существу нет.

Как известно, сейчас зарегистрированы и считаются действующими свыше тридцати политических партий. Формально они все имеют свои программы, основные положения которых опубликованы и публикуются в общероссийской периодической печати. Однако развернутые программы, которые можно считать достойными для анализа и изучения, имеют только некоторые партии. К их числу следует отнести программные документы партии "Родина" и одновременно движения "За достойную жизнь", основное авторство в которых принадлежит д.э.н., чл.-корр. РАН С. Глазьеву (с использованием разработок академика Д.С. Львова); программные документы Союза Правых Сил (СПС); партии "Яблоко", в очередной раз отказавшейся от идеи блокирования на выборах; программные документы " Единой России", где заявлена программа десятилетнего развития, программные документы партии "Патриоты России", Республиканской партии России (В. Лысенко, В. Рыжков), программные документы КПРФ. Имеется надежда, что на хорошем уровне будут подготовлены программные документы вновь образованной "Справедливой России" (во главе с С. Мироновым).

Программные документы указанных партий и общественных движений имеют много общих положений14. Все они провозглашают благие цели по восстановлению уровня жизни и борьбе с бедностью, говорят о необходимости обеспечения экономического роста, повышения эффективности и инновационно-сти экономики. Однако о конкретных целевых ориентирах социально-экономического развития и конкретных действительно эффективных средствах и механизмах повышения эффективности развития во многих программах конструктивных предложений нет или их очень мало15.

И, наконец, самое главное! Ни в одной программе, по существу, нет системного представления нормативно-перспективной, нормативно-целевой модели общества, которая, по мнению партии, должна формироваться в России и была бы понятна всем гражданам России! Нет перспективного стратегического позиционирования России в мировой цивилизации! Нет "прорывной", глобальной, мобилизующей всех членов общества идеи!

Таким образом, главной причиной дефицита в таких программах системного образа российского общества является слабость теоретической базы при построении самих общественных теорий и, соответственно, отсутствие необходимой компетентности у разработчиков. Возникающие в последнее время некие идеологе-мы вроде "суверенной демократии" (В. Сурков) лишь подчеркивают отсутствие качественной, эффективной и понятной каждому идеологии.

Суверенная демократия "от кого" - от внешнего окружения России, от внешнего идеологического воздействия или "суверенная от своего народа" со стороны правящих структур в России?! Пока получается больше второе, чем первое!

Как известно, системное проектирование любой системы включает последовательное обоснование сначала ее "формальной структуры", а затем - "материальной (конкретной) структуры"16. В этой связи можно сказать, что под формальной теорией общества как системы необходимо понимать теоретическое построение, в котором выделяются фундаментальные составные части (подсистемы) и функциональные связи (отношения) между ними, характеризующие содержание общественно-государственных институтов, обеспечивающих функционирование и развитие общества по магистрали прогресса цивилизации в направлении реализации его миссии (генеральной функции).

Кроме того, научная теория вообще, и теория общества в том числе, должна быть фундаментом для реализации двух важнейших макрофункций:

1) объяснять устройство, закономерности и законы реального мира, в том числе с помощью каузальных (причинно-следственных) моделей;

2) предсказывать будущее и помогать проектировать, конструировать и постепенно формировать его17.

С учетом сказанного, инвариантная (формальная) структура любой общественной теории (в том числе теории построения всего общества) должна, по нашему мнению, основываясь на всех предшествующих рассуждениях, включать:

1. Систему базовых (опорных, репер-ных, исходных) понятий.

2. Систему отношений между базовыми понятиями и способов (или алгоритмов) вывода новых производных понятий и обобщений их в категории (опорную сеть понятий).

БКП ^^О^ОЛО ПК ^ О--но—о ^

Базовые категории Производные понятия

Обобщающие производные категории

3. Генеральный закон и (или) систему базовых принципов (для аксиоматических теорий).

Дедуктивные теории Аксиоматические теории

3.1 Генеральный (фундаментальный) целеориентирующий закон, выведенный из наблюдений и изучения тенденций, закономерностей, эволюции 3.1 Генеральный функционально-целевой принцип- миссия (мегааксиома, мегапостулат)

3.2 Система целевых следствий (субзакономерностей), вытекающих из генерального закона 3.2 Система базовых принципов-аксиом второго уровня

3.3 Система законов и принципов построения, функционирования и развития целеориентирующих институтов и структур 3.3 Система принципов построения целереализующих институтов и структур

Выведенные в соответствии с дедуктивной теорией законы и закономерности далее могут становиться базовыми принципами для аксиоматических теорий.

4. Систему методов (методологию) решения проблем, проектирования, конструирования, созидания на основе использования фундаментального закона, закономерностей и фундаментальных принципов.

Известен тезис: нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

Хорошая теория позволяет далее генерировать оптимальные (или хотя бы просто верные) практические действия.

Взаимосвязи методологии (системы методов) исследования и формирования теории, а также системы методов (методологии) проектирования (систем и т.д.) на базе тех или иных теорий могут быть представлены в виде пирамиды, в вершине которой показана сформированная теория.

Лестница наверх (слева) - это методология (система методов-ступеней) исследования систем,изучения закономерностей ее эволюции и формирования теории.

Лестница вниз (справа) - это методология (система методов) использования теории в практике, в синтезе новых систем.

Методология применения теории для решения проблем

Исходная фундаментально-теоретическая база

Рис. 1. Взаимодействие теории и методологии. Методология - система методов (лестница, ведущая к храму; методы-ступени)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представленные теоретико-методологические положения использованы нами при системном проектировании концептуальной нормативно-целевой модели общества, которая должна включать следующие взаимосвязанные части:

1) определение общественно-государственной идеи(как генеральной цели раз-

вития российского общества) и систему ключевых принципов общественного прогресса, задающих магистраль стратегического развития;

2) систему принципов построения це-лереализующих общественно-государственных структур (институтов, методов, механизмов, правовых активов), обеспечивающих эффективное развитие общества и экономики по заданной "магистрали" общественного прогресса.

Действительно, без обоснования и установления концептуальных направлений развития общества в виде системы взаимосвязанных ключевых принципов общественного прогресса последующая деятельность всех общественно-государственных структур обречена на неудачи. Научное управление обществом невозможно без обоснования такой системы принципов. Другое дело, что подход к определению и обоснованию ценностных ориентиров и раскрывающих их принципов, определяющих направления развития, должен быть ни чрезмерно романтическим (так было), ни волюнтаристским (было и так), что имело место в программных документах до последнего времени. Таким образом, концепция образа общества в виде ключевых принципов общественного прогресса, по существу, задает магистраль общественного прогресса.

Нормативно-целевая модель образа общества, как и любая теоретическая модель, может быть представлена в виде системы принципов, постулатов, часть из которых формулируется на основе обобщения исторического опыта и выделения системы ценностей и достижений, накопленных цивилизацией, введения новых концептуальных императивов.

Как известно, совокупность исходных постулатов и выведенных на их основе положений образует аксиоматически построенную теорию, "открытую" для дальнейшего развития в рамках сформулированных принципов и аксиом.

Системный подход к обоснованию ключевых принципов, определяющих магистраль развития цивилизации, требует выделения двух аспектов категории "общественный прогресс":

- социальный прогресс;

- экологический прогресс.

Системно-конструктивное определение общественного строя России на рубеже XXI века, таким образом, может быть представлено как "социоэкологически ориентированное рыночно-демократи-ческое общество".

В приведенном определении, как видно, установлены как глобальные конечные ценностные ориентиры, так и содержание ключевых форм саморазвития в экономике и политике.

Соответственно общественно-государственная идея России в XX веке может быть определена как обеспечение одного из высших на планете качеств жизни человека и окружающей среды на основе воссоздания эффективного государства и рыночно-демократических отношений в экономике и политике.

Отметим в этой связи, что широко распространенные определения "постиндустриальное общество", "постэкономическое общество" (Д. Белл и другие18), "информационное общество", "планетарное информационное общество", "устойчивое общество", "ноосферное общество" и даже "планетарное гражданское общество" (Н. Моисеев и другие19) не определяют ценностно-целевой и воспроизводственно-движущей сущности общества XXI века.

Такие определения мало что дают и для научной общественности, и для широких масс населения. Сущность формирующегося общества должна быть понятна всему обществу!

Принципиально важным представляется отграничение официальной системы ценностных ориентиров от аналогичной "неявной" системы и их взаимодействие. Теоретически можно допустить вариант, когда они полностью совпадают, но на практике он невозможен хотя бы в силу разных целей и интересов носителей этих систем ценностей, идентичности которых не смог достичь ни один из тоталитарных режимов.

Определение общества как саморазвивающейся системы с позиций системного подхода должно охватывать и его ценностно-целевую ("магистральную")направлен-

ность, и содержание базовых механизмов обеспечения воспроизводства, движения, саморазвития в экономике и политике.

Остановимся теперь на несколько более подробной характеристике системы ценностей в рамках обозначенных социальных и экологически секторов.

Отметим прежде всего, что именно эти ценности являются в масштабе мировой цивилизации конечноцелевыми. Экономический рост - это все-таки средство, а не самоцель. Социальные и экологические ценности должны являться императивными. Соответственно социальный императив и экологический императив должны направлять развитие и функционирование общества по "магистрали" прогресса цивилизации.

Напомним, во-первых, что системы ценностей в контексте цивилизационно-фор-мационного подхода в значительной степени определялись и определяются до настоящего времени мировыми религиозными течениями. Так, в конфуцианстве это "ритуал" - система правил поведения членов общества в различных ситуациях жизнедеятельности. В буддизме - "путь восьми дорог". В христианстве - "десять заповедей" и т.д. Возможен и их переход в нормативную систему, что произошло, в частности, в рамках мусульманства (шариат).

Возникшие позже научные направления в развитии общества, первоначально являвшиеся действительно прогрессивными и объективно отражающими тенденции и закономерности общественного развития, со временем часто становились догмами, превращались в "единственно верные учения" и становились своеобразными религиями. Вообще, превращение тех или иных научных положений в своего рода религии происходит довольно часто, когда в обществах нет конкуренции идей, а господствует какое-либо одно направление. Отсюда инквизиция в средневековье, марксизм-ленинизм-сталинизм, его производные (лысенковщина, борьба с "продажной девкой империализма" кибернетикой и т.п.).

Тем не менее попытки сформировать и регламентировать (в рамках сложившихся подходов) системы ценностей осуществлялись и в обществах XX века (американский

образ жизни, моральный кодекс строителя коммунизма в СССР, скандинавская модель общества и т.д.).

Отметим одно весьма существенное обстоятельство. В некоторых религиях "магистральные ценностные ориентиры" в явном не формулируются, а задаются в виде системы ограничений-запретов: "не убий", "не укради" и т.д. Имеется в виду, что если человек выполняет эти заповеди-принципы, то в остальном он свободен. Впоследствии такая схема жизнедеятельности стала называться "разрешено все, что не запрещено законом".

Такого рода модели, регламентирующие жизнедеятельность общества, конечно, имеют право на использование и многие столетия являлись основой жизни для различных народов.

Однако каждая подобная регламентирующая модель деятельности гражданина и общества - это как бы модель повседневной жизни, текущего функционирования, но - не развития! В этом, с нашей точки зрения, серьезная ограниченность такого определения системы ценностей в обществе.

В порядке аналогии здесь можно напомнить, что в моделях оптимизации всегда конструируется и целевая функция, и система ограничений. Целевая функция как бы определяет направления и степень достижения целей, но не вообще, а при имеющихся ограничениях разного рода.

Таким образом, полная система ценностных ориентиров общества должна включать две подсистемы:

1) целевые ценности (ценности - целевые ориентиры);

2) ценности-запреты (ограничения).

Целевые ценности общества далее

должны находить свое отражение в правах человека и гражданина.

Ценности-запреты(ограничения)соответственно должны находить свое отражение в спектре обязанностей человека и гражданина.

Между целевыми ценностями и ценностями-запретами (ограничениями), с одной стороны, и между правами и обязанностями, с другой стороны, на каждой стадии общественного развития должна обеспечиваться согласованность и сба-

лансированность. Так, в частности, в рамках Организации Объединенных Наций подготовлена и принята "Всеобщая декларация прав человека"(принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.).20 В то же время "Всеобщей декларации обязанностей человека", к сожалению, пока нет! Подобная ситуация имеет место и с Основным законом Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации сформулированы основные права человека и гражданина (хотя и не все!). А вот целостной системы обязанностей человека и гражданина ни в Основном законе, ни в других нормативных актах нет! Это огромная проблема, требующая решения. В развитом гражданском обществе каждый должен знать свои права и одновременно обязанности! Только тогда общество будет действительно "правовым". Права и свободы должны обеспечиваться в рамках системы обязанностей-ограничений.

В опыте человечества, прежде всего европейской цивилизации ХХ века, достаточно наглядно проявились несколько типов организации жизни общества. Не преследуя целью в рамках настоящей статьи подробно рассматривать данные процессы, отметим то обстоятельство, что в самом общем виде эти подходы могут быть описаны в рамках двух формул. Для традиционного европейского эволюционного пути развития характерно объединение понятий ПРАВО-СОБСТВЕННОСТЬ, основанное на имманентно понимаемой за этими дефинициями неразрывной связи между наличием собственности как материальной основы возникновения у личности прав, из которых уже опосредованно возникают ее ОБЯЗАННОСТИ по отношению к обществу. Для различных вариантов реализации широкомасштабных проектов строительства общества нового типа, основанных на том или ином уровне обобществления средств производства, самодеятельных форм жизни населения, характерны фактическое отрицание самоценности личности и постановка во главу угла единения таких элементов как, ПРАВО-ОБЯЗАННОСТЬ. В условиях фактического отчуждения личности от средств производства

(СОБСТВЕННОСТИ) государство широко использует различные внеэкономические методы принуждения человека к поведению, признаваемому положительным в рамках установленной системы общественных отношений. В общем виде графическое изображение процессов представлено на рисунке 2.

ПРАВА

ПРАВА

Схема к институтов при рыночно-демократической орган

устройства общества

Схема в институтов при тоталитарной организации устройства общества

Рис. 2. Модели организации жизни общества

Задача управления обществом в данном случае состоит в том, чтобы обеспечить прочную связь всех сторон треугольника, объединив в новой конструкции гармоничное единение западного индивидуализма СОБСТВЕННОСТЬ-ПРАВО с восточной (общинным в российской трактовке славянофильского уклона) соборностью ПРАВА-ОБЯЗАННОСТИ (использовалось в советское время без сколь-нибудь убедительного для населения ресурсно-идеологического подкрепления).

ПРАВА

оЙЬанносгь

Штвтжшь

Рис. 3. Синтез моделей организации жизни общества

Ключевым элементом в данном случае выступает правовая система общества, в которой сходятся следствия обладания индивида собственностью и обременение его соответствующими обязанностями. Нельзя вновь не сделать отсылку к поиску отечественными либеральными силами начала XX века ключевого звена в преобразовании общества21.

Взаимосвязь между целевыми ценностями, правами и обязанностями можно показать на примере сферы образования. Так, если обществом обеспечение достижения качества образования не ниже уровня передовых стран провозглашается важнейшим ценностным ориентиром,то каждый из членов общества должен иметь право на получение такого образования, а обязанностью каждого должно быть получение минимально установленного на данном этапе уровня образования (среднего, например).

Таким образом, фундаментальная система ценностей цивилизации XXI века в целом, и российского общества в том числе, должна раскрываться соответствующими базовыми системными принципами

По сектору "Социальный прогресс".

1. Каждому из граждан - обеспечение надежности будущего и уверенности "в завтрашнем дне" при блокировании иждивенчества на основе тезиса "государство для интересов честного человека, а не человек для нужд государства" (принцип личностного императива).

2. Каждому из граждан - максимум простора, возможностей и свобод для самореализации при создании обществом и государством системы выдвижения творческих и достойных лидеров во всех сферах и отраслях (принцип свободного саморазвития).

3. Каждому из граждан - максимум возможностей для обеспечения своего качества жизни на уровне первой пятерки стран-лидеров (принцип обеспечения качества жизни по уровню лидирующих стран)22.

4. Каждому из граждан - уровень доходов по результатам творчества, созидания и труда в соответствии с мотивационной шкалой общественной значимости видов деятельности при одновременном предот-

вращении эксплуатации с учетом непревышения десятикратного разрыва в доходах 10% высокодоходных и 10% низкодоходных слоев населения (принцип оптимального сочетания экономической эффективности и социальной справедливости).

5. Каждому из граждан - обеспечение его безопасности от преступности и возможной внешней агрессии на основе необходимой оборонной достаточности (принцип надежности и безопасности жизнедеятельности).

По сектору "Экологический прогресс":

1. Безусловное обеспечение приоритета экологических ценностей над производственно-экономическими интересами (принцип экологического императива).

2. Безусловное обеспечение гармоничного развития и устойчивого равновесия антропогенных и экологических систем (принцип эколого-антропогенного равновесия).

3. Безусловное обеспечение предотвращения и сокращения загрязнения окружающей среды и нарушений стандартов природопользования (принцип экологического упреждающего управления, экологического "не навреди").

4. Безусловное обеспечение расширенного воспроизводства возобновляемых природных ресурсов (принцип экологического расширенного воспроизводства).

5. Безусловное обеспечение жесткой и полной ответственности за нарушение экологических стандартов (принцип адекватной ответственности).

Как было указано ранее, представленная система целеориентирующих фундаментальных принципов, раскрывающих соответственно и направления развития, и права граждан, должна быть дополнена системой обязанностей, обязательных для выполнения каждым членом общества.

Наиболее общие фундаментальные принципы общественного прогресса должны быть регламентированы Основным законом страны (Конституцией). Далее законодательные органы государственной власти, основываясь на представленной системе ключевых принципов, должны разрабатывать и принимать соответствующие общегосударственные законы и иные нормативные правовые акты.

Развитие общества в соответствии с представленными принципами и ценностными ориентирами требует создания и совершенствования целостной системы институтов, средств, механизмов, обеспечивающих эффективное движение общества по магистрали общественного прогресса. Ряд важнейших средств и механизмов обеспечения эффективного развития общества уже представлен в принятых законах и других нормативных актах.

Однако целостная и конструктивная система принципов, механизмов и необходимых институтов, обеспечивающих эффективную реализацию экономического, ресурсного и интеллектуального потенциала страны, саморазвитие и совершенствование общества, должна включать следующие важнейшие составные части.

В экономической сфере:

- многообразие и сочетание различных форм собственности, повышающих и активизирующих социально-экономическое развитие;

- сочетание стратегического планирования ключевых общегосударственных пропорций и программ с рыночным регулированием и индикативным планированием;

- сочетание централизации развития и функционирования социально-экономической системы для решения концептуально-стратегических проблем и реализации общегосударственных функций с экономической самостоятельностью субъектов Федерации при добровольном делегировании функций с нижних уровней на верхний с соответствующей степенью централизации ресурсов;

- переориентация структурной политики на обеспечение пропорций,выводимых из перспективных целевых нормативов по "модели рационального потребления" населения, заданий социальных программ и программ обеспечения оборонной достаточности;

- переориентация инвестиционной политики на обеспечение "перелива" капитальных вложений в соответствии со структурной политикой;

- обеспечение целенаправленного и комплексного социально-экономического развития регионов, краев, областей, городов и

районов на принципах самоуправления и самофинансирования;

- сочетание централизации развития и функционирования отраслей с экономической самостоятельностью предприятий, реализуемой, щадящей и стимулирующей саморазвитие, предпринимательскую активность, системой налогообложения предприятия при добровольном делегировании министерствам (ведомствам) общеотраслевых задач;

- диверсификация экономики на основе сочетания крупных и мелких предприятий, способных гибко реагировать на изменение потребностей рынка;

- демонополизация экономики и стимулирование развития самостоятельности мелких и средних предприятий, реализующих идеи и проекты авторов нововведений - субъектов интеллектуальной собственности (малых "венчурных" фирм, основателями которых, как правило, являются авторы нововведений, изобретений);

- переориентация системы ценообразования на оптимальное сочетание планово-централизованного (по ключевой продукции непроизводственного и производственного назначения) и рыночного ценообразования;

- реструктуризация финансово-бюджетной системы на обеспечение оптимального сочетания централизации и децентрализации на основе принципа "приоритет ресурсообеспеченности нижних уровней при функционально необходимой достаточности концентрации ресурсов на каждом из вышерасположенных уровней";

- создание системы налогообложения доходов граждан, стимулирующей трудовую, творческую и предпринимательскую активность и предотвращающей расслоение общества на "бедных" и "богатых" сверх оптимального уровня, соответствующего на данном этапе непревышению десятикратного "разрыва" между регулярно оцениваемым прожиточным минимумом и максимальными доходами.

В политической сфере:

- закрепление, развитие и обеспечение политических прав граждан на уровне международных стандартов23;

- политический плюрализм при соблюдении Конституции и законов страны,

получение властных полномочий парламентским путем;

- развитие избирательной системы на основе всеобщего равного прямого избирательного права при создании возможностей конкуренции претендентов и их конструктивных программ или социальных проектов;

- постоянный и всесторонний учет общественного мнения, активное использование референдумов как формы непосредственного народовластия;

- развитие местного самоуправления на основе укрепления правовой и финансово-экономической базы в рамках необходимых функций и полномочий;

- обновление межгосударственных отношений в СНГ на основе Союзного договора при создании условий для доминирования принципа "в составе Союза экономически и политически целесообразней, чем вне его";

- обновление партий в направлении резкого усиления творческого потенциала, личной порядочности,ответственности и внутрипартийной демократии.

В государственно-правовой сфере:

- обновление Союза Независимых Государств на основе договорного принципа и добровольной передачи союзным органам (центру) четко определенных функций и ресурсов в Союз Независимых Евроазиатских Государств (СНЕГ);

- обеспечение конституционных гарантий граждан, предотвращение влияния шовинизма и национализма на политическую жизнь страны;

- последовательное разделение властных функций: законодательной, исполнительной, судебной;

- обеспечение реального равенства экономических прав субъектов Федерации;

- приоритет принципа единства прав, обязанностей и собственности человека как основы законодательной, исполнительной и судебной власти;

- развитие системы правосудия и охраны общественного порядка с целью безусловного соблюдения закона всеми государственными органами, общественными организациями, предприятиями, должностными лицами и отдельными гражданами;

- обеспечение подлинной независимости и эффективности прокурорского надзора;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- неотвратимость наказания за нарушения законов адекватно правонарушению в размере, необходимом и достаточном для предотвращения соответствующих рецидивов потенциальными нарушителями (принцип предупреждающей строгости наказания, на основе которого должно совершенствоваться гражданское и уголовное законодательство);

- создание эффективной системы предупреждения правонарушений и преступности на государственно-общественных началах.

Представленная система фундаментальных ценностно-целевых и институци-онально-целереализующих принципов должна далее легитимизироваться в форме федеральных законов, начиная с Основного закона России - ее Конституции.

В заключение напомним известный тезис Луция Аннея Сенеки: "Нет попутного ветра для того, кто не знает, куда плыть".

1 Гуд Г.Х., Макол Р.Э. Системотехника. Введение в проектирование больших систем. М., 1962; Перегудов Ф.И., Сагатовский В.Н., Тара-сенко В.Г. и др. Основы системного подхода. Томск, 1976; Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Основы системного анализа. Томск, 2001; Орлов Н.А. Методологические основы конструирования. М., 1986.

2 Гуд Г.Х., Макол Р.Э. Системотехника. Введение в проектирование больших систем. М., 1962; Перегудов Ф.И., Сагатовский В.Н., Тарасенко В.Г. и др. Основы системного подхода. Томск, 1976; Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М., 1973; Альтшуллер Г.С. Найти идею. Новосибирск, 1986; Орлов Н.А. Методологические основы конструирования. М.,1986.

3 Известно, что к кодификации законодательства сам Конфуций относился отрицательно, считая, что все должно оговариваться в традициях и ритуалах.

4 Небольшого пояснения требует использование понятий "развитие", "прогресс" применительно к восточному обществу, для которого системообразующим (во многом это верно и для их современного этапа развития, который, как нам представляется, следует вести начиная с колониального этапа их истории, выделяя в качестве подэтапа развитие, обретение независимости в ХХ в.) является понятие "канон". Нам видится, что это лишь иная система внутренних координат, с иными темпами и формами разви-

тия, которая не исключает попыток осмысления себя в принятых в обществе теоретических формах.

5 Аронов Д.В., Садков В.Г. Либеральные проекты Основного закона России (историческая эволюция, опыт и перспективы построения модели). М., 2005.

6 Несомненно, что значительную роль на мировосприятие оказывает крайне низкий жизненный уровень, однако попытки борьбы с настоящим путем ухода в несуществующее будущее вряд ли могут квалифицироваться как конструктивное социальное поведение.

7 Переход к рынку. Концепция и программа. М., 1990 (С. Шаталин, Н. Петраков, Г. Явлинский, С. Алексашенко, А. Вавилов, Л. Григорьев, М. Задорнов, В. Мартынов, В. Мащиц, А. Михайлов, Б. Федоров, Т. Ярыгина, Е. Ясин).

8 В интерпретации различных социальных страт в различные временные периоды могут генерироваться формально отличающиеся версии, основанные на побочных мифологемах о "хорошем" Ленине и "плохом" Сталине, о "застойном" Брежневе и "прогрессивном" Косыгине, но это, как нам представляется, не более чем "вариации на тему...".

9 Интервью академика Г.А. Арбатова. Документальный фильм "Остров Даманский". 2004 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.skvenk.ru/Nst/details/1107.html

10 Нуреев Р.М. Послесловие к "Политической экономии сталинизма" Пола Грегори // Грегори П. Политической экономия сталинизма. М., 2006. С. 344-379; Кондратьева Т. Кормить и править: О власти в России XVI-XX вв. / Пер. с фр. М., 2006; Грегори П. Политической экономия сталинизма. М., 2006. (Советская история в зарубежной историографии).

11 По крайней мере никто уже всерьез не говорит о "Моральном кодексе строителя коммунизма" как программе, сколь-нибудь значимо повлиявшей на состояние советского общества.

12 Тамбовцев В.А., Шастико А.Е. Упорядочение собственности // Стратегия России. 2006. № 2.

13 Салмин А. Какую Россию мы строим // Стратегия России. 2005. № 9; Рыжков В., Салмин А. Российское государство: императив модернизации // Стратегия России. 2004. № 2.

14 Подобная ситуация отнюдь не нова. Анализ программатики политических партий России начала ХХ века показывает, что (не считая крайне правых) они едва ли не текстуально совпадают между собой и отличить программу-минимум большевиков от партийной программы конституционных демократов весьма затруднительно, а для неспециалиста вряд ли возможно. Основное отличие между ними состоит прежде всего в методах социальных преобразований и избираемых для их реализации средствах. По материалам: Права и свободы

человека в программных документах основных политических партий и объединений России. ХХ век. М., 2002; Законотворчество думских фракций. 1906-1917 гг.: Документы и материалы. М., 2006; Аронов Д.В. Законотворческая деятельность российских либералов в Государственной думе (1906-1917 гг.). М., 2005.

15 Сходные процессы характерны и для партийных систем стран Западной Европы и США, причем негативные явления в части их трансформации в структуры, фактически оторванные от населения, отметил еще в начале ХХ в. наш соотечественник М.Я. Острогорский. Демократия и политические партии. М. Т. 1. 1927; Т. 2. 1930).

16 Перегудов Ф.И., Сагатовский В.Н., Таро-сенко В.Г. и др. Основы системного подхода. Томск, 1976; Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Основы системного анализа. Томск, 2001; Полякова Н. XX век в социологических теориях общества. М., 2004.

17 При выборе, как мы отмечали выше, критерия общественного проектирования, адаптированного к конкретному обществу на четко определенном этапе его развития.

18 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999; Иноземцев В.Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества. М., 1998; Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.

19 Masuda Y The Information Society as PostIndustrial Society. Wash., 1981; Моисеев Н. Уни-версим, информация, общество. М., 2001; Львов Д. и др. Путь в ХХ1 век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Под ред. Д.С. Львова. М., 1999; Гайдар Е. Государство и эволюция. М., 1995; Гейте Б. Дорога в будущее. М., 1998; Яковец Ю. Циклы, кризисы, прогнозы. М., 1999; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Москва, 2001.

20 При всей значимости и авторитете Всеобщей декларации прав человека, нельзя не отметить, что сами по себе Декларации ГА ООН не являются для ее членов юридически обязательными. Содержащиеся в ней нормы были конкретизированы в Пактах о правах человека 1966 г. Пакт "О гражданских и политических правах" обязателен к исполнению. Пакт "О социальных, экономических и культурных правах" обязателен по мере накопления государством необходимого количества ресурсов. Решение вопроса об их достаточности относится к прерогативе государства.

21 Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996; Шелохаев В.В. Русский либерализм как историографическая и историософская проблема // Вопросы истории. 1998. № 4; Аронов Д.В., Садков В.Г. Либеральные проекты Основного закона России (историческая эволюция, опыт и перспективы построения модели). М.: Юрист, 2005; Аронов Д.В. Законотворческая деятельность российских либералов в Государственной думе (1906 - 1917 гг.). М., 2005.

23 Относительно выбора критерия возможна привязка не к пятерке стран, что весьма относительно и ведет к сравнению очень разных объектов (нельзя исключать, что в силу качественных различий они вообще несравнимы между собой). В качестве одного из вариантов можно предложить использование ИГРЦ с поправочными коэффициентами и т.п.

24 Понятие международного стандарта требует, на наш взгляд, дальнейшего участия. Принятый по умолчанию европейский набор прав и свобод с учетом избыточного повышения степени свободы, ведущего к своему отрицанию, не обеспечивает, по нашему мнению, сохранения ряда цивилизационно значимых этно-кон-фессиональных признаков, являющихся значимыми для целого ряда этносов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.