Научная статья на тему 'Об оценке воздействия на окружающую среду действующих объектов хозяйственной деятельности'

Об оценке воздействия на окружающую среду действующих объектов хозяйственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
494
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — А. В. Лбов

В статье рассматриваются вопросы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) объектов различных отраслей промышленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About a rating of influence on an environment of working objects of economic activities

In article questions of a rating of influence on environment (RIE) of objects of various industries are considered.

Текст научной работы на тему «Об оценке воздействия на окружающую среду действующих объектов хозяйственной деятельности»

Ofi ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ЛКЙСТЫУЮЩИХ ОБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. В. Л бое

Глапное управление природных ресурсов МПР России по Республике Бурятия

В статье рассматриваются вопросы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) объектов различных отраслей промышленности About a rating of influcncc on an environment of working objects of economic activities A.V.Lbov

In article questions of a rating of influence on environment (RÍE) of objects of various industries are considered.

Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается вид деятельности по выявлению, анализу и учёту прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности её осуществления (5).

Зарождение процедуры ОВОС принято относить к 1969 году, когда в США вступил в силу Закон «О национальной поли гаке в области охраны окружающей среды». В Европе обязательность ОВОС была установлена директивой Совета ЕЭС 1975 года. В дальнейшем в 1991 году Европейской экономической комиссией ООН была принята конвенция «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте». В России элементы оценки воздействия на окружающую среду были закреплены в «Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (1985 г.).

В настоящее время в Российской Федерации процесс проведения ОВОС регламентируется федеральными законами, Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (3) и практическим пособием к СП 11-101-95 по разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» при обосновании инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений.

Основными принципами ОВОС является: • презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

• обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по ОВОС намечаемой деятельности;

• проведение ОВОС на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность;

• предупреждение возможных неблагоприятных последствий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий;

• обязательность рассмотрения альтернативных вариантов достижения цели намечаемой деятельности;

• полнота и достоверность материалов по ОВОС;

• обеспечение на основе результатов ОВОС проведения мониторинга, послепроектного анализа и экологического контроля.

ОВОС проводится в несколько этапов:

• первый этап: уведомление органов государственной власти, общественности о намечаемой деятельности, предварительная оценка воздействия на окружающую среду, составление технического задания на проведение ОВОС;

• второй этап: проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности в соответствии с техническим заданием, подготовка предварительного варианта материалов ОВОС;

• третий этап: ознакомление общественности с предварительным вариантом материалов ОВОС, внесение замечаний и предложений;

• четвёртый этап: подготовка окончательного варианта материалов ОВОС, включая материалы общественных слушаний, и представление материалов ОВОС в составе проектной документации на государственную экологическую экспертизу.

В Республике Бурятия имеется относительно богатый опыт проведения ОВОС при подготовке проектной документации намечаемой деятельности перед представлением на государственную экологическую экспертизу. Из наиболее существенных объектов, при проектировании которых проводилась эта процедура, можно выделить цех гидрометаллургии рудника Холбинский в Окинском районе, I очередь отработки Эгитинского месторождения флюоритов в Еравнинском районе, предприятие на Хиагдинском месторождении урана в Баунтовском районе, геологоразведочные работы на углеводородное сырьё в Усть-Селенгинской депрессии- мусороперера-

батывающее предприятие и г.Улан Удэ, нефтепровод Лнгарск-Дапин.

О полезности и целесообразности ОВОС, не только как нормативного требования, но и как процедуры, способствующей подготовке более качественной проектной документации в части обеспечения экологической безопасности намечаемой деятельности, подтверждает опыт эксплуатации уже построенных потенциально опасных объектов на Зун-Холбинском месторождении золота и Хи-агдинском месторождении урана [2].

Как правило, процедура ОВОС применяется для новых объектов. В го же время существовавшая в прошлом практика осуществления хозяйственной деятельности без учёта существующего и прогнозируемого состояния природной среды и без оценки последствий реализации этой деятельности способствовала неконтролируемому развитию негативных техногенных процессов в окружающей среде и в целом ухудшению экологической обстановки в районе промышлен-пош объекта. Например, в Республике Бурятия ярким примером этого является сложившаяся неблагоприятная экологическая обстановка в районе Закаменского и Гуснноозерского промышленных узлов [1,2,4].

Сегодня перед органами управления в области охраны окружающей среды стоит задача: как не допусти гь неблагоприятное развитие экологической ситуации в будущем на территориях, прилегающих к действующим крупным промышленным объектам со сроком эксплуатации 15 и более лет, то есть построенным по проектной документации, не проходившей государственную экологическую экспертизу.

Для решения данной проблемы недостаточно использования традиционных механизмов охраны окружающей среды: осуществления государственного и производственного экологического контроля, разработки нормативов ПДВ, ПДС, нормативов образования и лимитов размещения отходов, ведения учета выбросов и сбросов загрязняющих пеществ и образования отходов, платы за загрязнение окружающей среды, мониторинга источников антропогенного воздействия. Все эти механизмы уже применялись относительно предприятий Закаменского и Гуснноозерского промышленных узлов.

Более эффективным в комплексе с вышеперечисленными видами экологического регулирования является экологическая аттестация

103

предприятия по международным стандартам, которая включает оценку воздействия на окружающую среду, экологический аудит, экологический анализ, экологический осмотр объекта, план природоохранных мероприятий, консультации с общественностью, мониторинг [6].

К сожалению, в России процедура экологической аттестации действующих предприятий недостаточно развита вследствие её рекомендательного характера и проводится, как правило, при подготовке проектов с иностранными инвестициями. Поэтому применительно к специфике законодательства РФ приоритет должен принадлежать процедуре ОВОС, в рамках которой могут проводиться и работы, предусматриваемые аттестацией.

Особенность проведения ОВОС для действующего предприятия будет заключаться в достижении двух последовательных целей:

• прогноз воздействия на окружающую среду при существующем уровне применяемых технологических и технических решений и выполнении природоохранных мероприятий с выводом о допустимости или недопустимости воздействия объекта в перспективный период;

• прогноз воздействия на окружающую среду при использовании наилучших технологий [5] и выполнении дополнительных к существующим природоохранных мероприятий.

Следует подчеркнуть, что разделение ОВОС па два последовательных целевых направления сыграет положительную роль при определении технико-экономических показателей предприятия на перспективный период.

Таким образом, ОВОС для действующего предприятия будет включать следующие работы:

• оценка природных и социально-экономических условий района размещения объекта хозяйственной деятельности;

• оценка влияния объекта хозяйственной деятельности на окружающую среду за период его строительства и эксплуатации;

• оценка существующих технологических и технических решений с позиций обеспечения экологической безопасности;

■ прогпоз воздействия объекта хозяйственной деятельности на окружающую среду при продолжении реализации существующих технических и технологических решений;

• промежуточные выводы;

• разработка рекомендаций, направленных на улучшение качества окружающей среды:

• прогноз воздействия объекта хозяйственной деятельности на окружающую среду при применении наилучших технологий и выполнении дополнительных природоохранных мероприятий;

• экономическая оценка предлагаемых решений;

• предложения по организации мониторинга;

• консультации с общественностью;

• представление материалов на экспертизу.

Предлагаемый вариант оценки воздействия на окружающую среду для действующего предприятия может потребовать доработки с учётом специфики производств и особенностей территории (например, для Байкальской природной территории в ближайшее время будут разработаны свои нормативы допустимых воздействий).

В Республике Бурятия первым объектом, где была проведена ОВОС в рассмотренном контексте, является Тугнуйский угольный разрез. Государственная экологическая экспертиза Республики Бурятия полагает, что предлагаемое к публикации заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы послужит практическим подтверждением целесообразности проведения оценки воздействия на окружающую среду для действующего предприятия как инструмента предупреждения развития неблагоприятной экологической ситуации в районе размещения промышленного объекта.

Литература

1.Борисенко И.М., Пронин Н.М., Шайбонов Б.Б. и др. Экология озера Гусиное. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1994 . - С.62-77.

2. Лбов A.B., Хышиктуев C.B. Оценка состояния реализации природоохранных мероприятий на объектах горной промышленности Республики Бурятия // Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции «Во глубине сибирских руд». Улан-Уда: Изд-во БГУ, 2000.

3.Приказ Госкомэкологии России от 16 мая 2000 года «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».

4.Тайсасв Т Т., Ходанович П.Ю., Лбов A.B. и др. Экогеохимическое состояние ландшафтов Джидинского ГОКа H Вестник Бурятского госуниверситета. Сер.З География и геология. 1998. Вып.2. - С.145-153.

5. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

6. Экологические процслуры Европейского банка реконструкции и распития // Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую срсау. М.: Цешрэкопроскт, 2001. Л? 1.2.

ЛКЧКЬНСМШОРОВН ЕЛМ1ЫЕ МЕСТНОСТИ В ПРКД1ЛЛХ ИВОЛГИНСКОЙ МЕЖТОРНОЙ КОТЛОВИНЫ

В.А.Бабиков, Т.Е.Цырендоржиева

Курятскиы государственный ун иверситет

67000 г. Улан-Уд), ул.Смолина. 24а, тел. (3012) 219315. факс (3012

210588)

В результате исследования Ивалгинской межгорной котловины авторами выделен территориально-рекреационный комплекс (ТРК) локального уровня, па примере Халютинско-Кдючевской лечебно-оздоровительной местности, в пределах которой описаны 7 рекреационных зон. Установлена высокая рекреационная и бальнеологическая востребованность данной территории.

Medicinal localities of Ivolginsk moyntain hollow V.A.Babikov, T.B.Tsyrendorzhieva As result of researchers of Jvolginsk mountain hollow the authors distinguished the territoria -recreation complex (I RC) of local level on the example of Khalyta-Klychcvsckaya medical locality within which 7 recreation zones are described. The locality has recreational and balneological value, therefore is highly demanded

Иволгннская межгорная котловина протянулась в северовосточном направлении вдоль среднего течения реки Селенги. Окруженная горными хребтами Хамар-Дабан, Моностой и Ганзурин-ским, она представляет собой типичную котловину «забайкальского» типа [1]. Важнейшие климатообразующие факторы определили характерный для котловины тин климата - резко континентальный. В течение всего года здесь господствует континентальный воздух умеренных широт (5|.

Несмотря на небольшие размеры, территория котловины представляв! собой сочетание разнообразных природных ландшафтов (горная темнохвойная и светлохвойная тайга, обширные степные пространства, лесостепные ландшафты и заболоченные луга и местности) [4].

Основной волной артерией котловины является река Селенга, а также крупные и мелкие ее притоки - Оронгой с притоками Хайцун и Гильбери. Иволга с притоками Халюта и Красноярка. Большая Речь?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.