Из таблицы видно, что содержание БП в период аэрации постепенно снижается. Через 4 ч аэрации, как правило, еще удавалось обнаружить БП; через 6 ч ни в одной из проб он не был определен.
Следует отметить, что содержание БП в исходной'воде было значительно ниже того, которое мы обычно определяли в суточных пробах, так как опыт проводился с разовыми пробами воды, отобранными в утренние часы. Содержание БП в активном иле колебалось от 0,12 до 0,21-МКг/л, т. е. было на 2 порядка выше, чем в сточной жидкости. На основании этого можно предположить, что активный ил накапливает БП^либо в результате сорбции, либо за счет метаболизма микроорганизмов.
Поступила 24/111 1973 г.
УДК 616.34*022.7*022.36:014.777
Канд. мед. наук С. Н. Буковская
ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ВОДЫ ВОДОЕМА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ
Куйбышевский научно-исследовательский институт гигиены
В последние годы в литературе все чаще встречаются указания на возрастание роли воды в заболеваемости дизентерией, гепатитом и энтеровирусными инфекциями (П. Г. Под-горнова и П. М. Френкель; А. Р. Рахимов; Ю. Г. Талаева; В. Б. Нестерова; 3. К. Каримов и соавт.). Высказывается мнение о возможности распространения водным путем саль-монеллезных гастроэнтеритов, эпидемиологию которых до недавнего времени связывали лишь с пищевыми продуктами (Л. И. Бедарева и соавт.). Все это диктует необходимость проведения широких оздоровительных мероприятий на водоемах по неспецифической профилактике кишечных инфекций. При анализе эффективности таких мероприятий важное значение приобретает санитарно-бактериологический контроль.
В связи с использованием водоемов как приемников промышленных и бытовых сточных вод изменился химический состав воды открытых водоемов, что не могло не отразиться на ходе естественного процесса ее самоочищения от патогенного начала.
Наблюдения Ю. Г. Талаевой, Л. И. Бедаревой и соавт. показали, что не во всех случаях можно получить корреляцию между содержанием в воде сапрофитных и патогенных энтеробактерий.
Мы проводили углубленное изучение микробного загрязнения водоема, используемого как источник хозяйственно-бытового и промышленного водоснабжения и как приемник стоков. Под наблюдением находились 3 акватории: участок водоема, куда после полной биологической очистки сбрасываются стоки химической и нефтехимической промышленности, бытовые стоки, а также поступает небольшое количество неочищенных стоков; участок водоема, принимающий после частичной механической очистки стоки нефтеперерабатывающей, металлообрабатывающей и других видов промышленности и большое количество стоков городской канализации; участок водоема, используемый для централизованного питьевого водоснабжения и культурно-оздоровительных целей, куда поступает определенное количество стоков через «неорганизованные» выпуски.
Обращало на себя внимание отсутствие корреляции между косвенными санитарно-бактериологическими показателями качества воды и прямым выделением возбудителей инфекционных заболеваний.
Обработке подвергнуто 266 проб воды. Из общего количества исследованных проб, имеющих индекс кишечной палочки до 10 ООО, 16,7% содержали патогенные бактерии кишечной группы. На акватории 1 выделяемость патогенных энтеробактерий составила 28,5%; все пробы в основном имели индекс кишечной палочки до 10 000. К действию стоков промышленных предприятий, поступающих в эту зону, оказалась наиболее чувствительной эшерихия коли, менее чувствительными были аэробактер, патогенные энтеробактерии и особенно энтеровирусы. Контаминация воды акватории 2 патогенными бактериями кишечной группы составила 11,8%, причем вода с коли-индексом до 10 000 содержала шигеллы и сальмонеллы лишь в 2,4% случаев. Патогенные энтеробактерии (в основном сальмонеллы) обнаруживались в 16,8% проб воды 3 акватории, имеющих коли-индекс до 10 000.
Ю. Г. Талаева отмечает, что в результате длительного и слишком широкого применения различных антибиотиков с лечебной целью среди населения циркулируют возбудители кишечных инфекций с повышенной устойчивостью к" ним, а устойчивые к влиянию лекарственных препаратов штаммы сохраняют устойчивость и к неблагоприятным факторам внешней среды. Вероятна подобная устойчивость и к ингредиентам стоков промышленных предприятий. Различные представители кишечных бактерий, учитываемые при определении коли-индекса, такой устойчивостью не обладают или обладают ею в меньшей степени.
Следовательно, целесообразно наряду с определением косвенных санитарно-бактерио-логических показателей применять прямые методы выделения патогенных бактерий кишечной группы и энтеровирусов в водоеме при оценке эпидемиологической роли воды в возникновении кишечных инфекций, выборе источника централизованного питьевого водопользования, контроле за его состоянием, оценке эффективности работы очистных сооружений.
где проходят очистку бытовые стоки, оценке качества дезинфекции и выборе мест организации летних культурно-оздоровительных учреждений. Параллельно необходимо проводить широкие работы по изысканию иных качественных и количественных критериев оценки качества воды водоема по существующим косвенным микробиологическим показателям, а также для обоснования возможности использования новых микробиологических тестов.
Л И Т Е Р А Т У Р А. Б е д а р е в а Л. И. и др. Тезисы докл. 16-го Всесоюзн. съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 1972. — Каримов 3. К-и др. Ж- мнкро-биол., 1972, № 6, с. 54. — Нестерова В. Б. Гиг. и сан., 1971, № 4, с. 13. — П о д-г о р н о в а П. Г., Ф р е н к е л ь П. М. В кн.: Материалы Республиканск. конференции по кишечным инфекциям. Ташкент, 1964, с. 11. — Р а х и м о в А. Р. В кн.: Материалы 1-й Республиканск. конференции по проблемам снижения инфекционных заболеваний и оздоровления внешней среды. Душанбе, 1967, с. 241.— Талаева Ю. Г. В кн.: Сборник трудов Куйбышевск. научно-исслед. ин-та гигиены. 1972, в. 7, с. 65.
Поступила 24/1V 1973 г.
УДК 613.281:664.951.2]:в 13.298:678.742.1
Канд. мед. наук Т. В. Чернова
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СЕЛЬДИ СОЛЕНОЙ ? | [ ПРИ ХРАНЕНИИ ЕЕ В ТАРЕ ИЗ ИМПОРТНОГО ПОЛИЭТИЛЕНА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
Санэпидстанция Красногвардейского района, Москва
В нашу задачу входило установить пригодность в пищу атлантической среднесоленой сельди, упакованной с экспериментальной целью в полиэтиленовые бочки производства ГДР. Полиэтилен высокого давления данного производства не был разрешен Министерством здравоохранения СССР для применения в пищевой промышленности.
Около 4000 кг сельди, упакованной в 40 деревянных и 40 полиэтиленовых бочек, было изготовлено Калининградской базой рефрижераторного флота и направлено для хранения и возможной реализации на Мосрыбкомбинат. Гигиеническая оценка этой партии продукта включала определение влияния импортной тары из полиэтилена на органолептические свойства контактирующей с нею соленой сельди. Сельдь из того же улова, упакованная в деревянные 50-литровые бочки, являлась предметом контрольных исследований.
Санитарная экспертиза производилась дважды (после заключения инспекции по качеству): через 2 мес после загрузки и хранения при—8°, а также после хранения в течение 7 мес при —1 и —2°.
В исследуемой сельди определялись содержание соли и жира (в %), а также органолептические показатели по ГОСТ 815-55. С целью более объективной органолептической оценки образцы сельди и тузлука из экспериментальной полиэтиленовой и деревянной контрольной тары исследованы группой из 10 оценщиков с применением метода расширенного треугольника. Полиэтиленовые бочки проверены в соответствии с Инструкцией по са-нитарно-химическому исследованию новых видов пищевой посуды, тары и других изделий, изготовленных с применением синтетических лаков, эмалей, клея, шпаклевки и пластмассы, утвержденной Главной санитарной инспекцией Министерства здравоохранения СССР в 1962 году.
Установлено, что содержание соли в сельди из деревянных и полиэтиленовых бочек равнялось 13,7%, тузлука— 19,6—19,4% и жира— 7,5—5%. Сельдь как в деревянных, так и в полиэтиленовых бочках через 2 мес хранения при —8°, согласно результатам ее органолептической оценки всей группой дегустаторов, имела чистую, серебристую, не потускневшую поверхность, плотную консистенцию ткани, вкус сыроватого мяса с небольшим хрустом, резкой солености. Тузлук-был красноватого оттенка, без мути. Из 10 оценщиков 7 определили в сельди, содержавшейся в полиэтиленовых бочках, слабо выраженный посторонний привкус, не присущий соленой сельди.
• При осмотре после 5 мес хранения в условиях постоянной температуры (—1 и—2°) органолептические данные сельди ухудшились. Все 10 оценщиков обнаружили в контрольных образцах ее потускневшую поверхность с незначительным'налетом хлопьев белка. Консистенция была слабой, вкус селедочный, резкой солености с привкусом горечи. Запах, свойственный данному виду продуктов. Тузлук коричнево-красного цвета, прозрачный. В полиэтиленовых бочках, согласно наблюдениям 9 из 10 оценщиков, поверхность сельди также потускнела, покрылась более значительным налетом хлопьев белка и жира, консистенция мышечной ткани оказалась менее слабой, чем в контрольных образцах. Вкус селедочный, резкой солености, со слабо выраженным посторонним привкусом. Запах также слабо выраженный, посторонний.
Емкостные изделия из импортного полиэтилена (бочки на 60 и 100 л) матово-белого цвета, с крышками розового и черного цвета и резиновыми черными прокладками в результате длительной эксплуатации не имели визуальных изменений. Как в начале исследования, так и после 7 мес внутренняя и наружная поверхность бочек была чистой и гладкой, без