лова В. А.,Сергеев А. Н. Гиг. и сан., 1970, № 7, с. 21.— Ч е р к и н с к и й С. Н., Миклашевский В. Е., Мурзакаев Ф. Г. В кн.: Санитарная охра на водоемов от загрязнения промышленными сточными водами. М., 1964, в. 6, с. 323.
Поступила 27/1 1971 г.
УДК 613.5:644.12
ОБ ОТОПЛЕНИИ И СУШКЕ СТРОЯЩИХСЯ ЗДАНИЙ ГАЗО-ВОЗДУШНЫМИ ПРОДУКТАМИ СГОРАНИЯ ТОПЛИВА
В. А. Михеев, А. В. Косите
Московская городская санэпидстанция
Сотрудники Украинского института гигиены труда и профзаболеваний разработали и внедрили на ряде промышленных предприятий отопительные установки, в которых отходящие от топки продукты сгорания газа смешиваются с наружным воздухом и посредством вентилятора подаются в обогреваемое помещение. Этот способ отопления и сами установки были признаны «вполне приемлемыми с санитарно-гигиенической точки зрения» и рекомендованы для вентиляции и воздушного отопления производственных помещений (С. Ю. Ди-денко и соавт., 1962).
Вместе с тем Л. Б. Чернин и Н. С. Литвинова путем лабораторных исследований открытого горения природного газа в производственных условиях обосновали необходимость
Таблица 1
Концентрации окиси углерода в воздухе в зависимости от расстояния от теплогенератора
О 3 Число анализов и результаты
Расстоянии от торца теплогснер тора (в л) Iе* о о •• — * о; о сч * о'й * о^Г а * 2 о О и. о
= С О С1 в
0,1—0,5 1 2 8 4 15
2—3 5 3 4 1 13
4—5 3 5 1 1 10
Свыше 5 25 12 2 — 39
В с е г о... 34 22 15 6 77
Таблица 2
Концентрации окислов азота в воздухе в зависимости от расстояния от теплогенератора
Число анализов и
результаты
Расстояние от
торца теплогене-
ратора (в м) о и <и
= Е аС а
0,1—0,5 7 3 10
2-3 3 4 7
4-5 17 1 18
Свыше 5 35 — 35
Всего . . . 62 8 70
запрещения во всех без исключения случаях использования открытого горения пламени для отопления и освещения, так как это приводит к значительному накоплению продуктов неполного сгорания. К аналогичному выводу пришли Т. М. Радзюкевич и М. Ф. Авербах, рекомендовавшие нагрев приточного воздуха продуктами сгорания природного газа применять для воздушно-тепловых завес, отопления складских и других помещений, где нет постоянного пребывания персонала. С. Ю. Диденко и соавт. (1968), излагая конструктивные особенности и теплотехнические данные установки для обогрева приточного воздуха путем смешения его с продуктами сгорания природного газа, предложили применять такую отопительную установку лишь в качестве временной на период строительства.
Мы попытались осветить с гигиенических позиций вопрос о возможности применения установок, использующих продукты сгорания газа, для обогрева и сушки зданий в период строительства. Основным объектом нашего исследования был широко применяемый в строительных организациях Москвы универсальный теплогенератор УТ-130, разработанный трестом «Киеворгстрой». Исследования мы проводили, используя в качестве топлива для УТ-130 природный газ московской распределительной сети.
В качестве критерия загрязненности газа-воздушной смеси вредными веществами были взяты предельно допустимые концентрации окиси углерода и окислов азота в воздухе рабочей зоны производственных помещений. Результаты химических исследований (табл. 1) показали, что по мере удаления от теплогенератора концентрации окиси углерода в воздухе снижаются. Однако в 35,9% анализов воздуха, взятых у рабочих мест штукатуров и маляров, обнаружен угарный газ в концентрациях, превышающих предельно допустимую (30 мг!м3). На этой основе было сделано заключение о невозможности применения теплогенератора УТ-130 для сушки строящихся зданий при наличии в них людей.
Результаты исследований на содержание окислов азота (табл. 2) оказались близкими к данным, полученным А. И. Стеженским и О. А. Загоровским, изучавшим теплогенератор УТ-130 в аналогичных условиях. Концентрации окислов азота, как видно из табл. 2, быстро уменьшаются по мере удаления от теплогенератора — на расстоянии более 5 м концентрации окислов азота не превышают предельно допустимой. Однако при оценке содержания окислов азота в воздухе нельзя не учитывать данных Л. А. Тиунова и В. В. Кустова о взаимном потенцировании токсического эффекта окиси углерода и окислов азота при совместном их присутствии. При опросе рабочие отделочных бригад жаловались на чувство «угара», повышенную утомляемость и головную боль при подаче в здание газо-воздушной смеси от теплогенератора УТ-130.
Проведенные в осенне-зимний период измерения температуры и влажности воздуха в помещениях просушиваемых зданий показали, что температура газо-воздушной смеси, отходящей от УТ-130, уже на расстоянии нескольких метров резко снижается и устанавливается на уровне 3—8°. Относительная влажность по мере удаления от теплогенератора повышается и в помещениях просушиваемого здания удерживается на уровне 75—90%. Таким образом, в них создается дискомфортный микроклимат, который вызывает высокую простудную заболеваемость строителей-отделочников. В повышении влажности помещений строящихся зданий немалую роль играют водяные пары, вносимые с газо-воздушными продуктами сгорания газа: при работе 1 установки УТ-130 в здание за сутки вносится свыше 600 кг воды в виде водяных паров, конденсирующихся на холодных внутренних поверхностях и блокирующих процесс естественной сушки. Фактическая эффективность обогрева и сушки строящихся зданий при использовании УТ-130 гораздо ниже расчетной.
Для улучшения условий в помещениях предлагалось не менее 2 часов проветривать здание нагнетанием в него посредством вентилятора наружного холодного воздуха. При попытках подобного проветривания температура воздуха в здании за короткий срок опускалась ниже 0, что вызывало жалобы рабочих на сквозняки и охлаждение строительных материалов.
Учитывая сказанное, мы пришли к выводу, что необходимо запретить применение теплогенераторов УТ-130 для сушки строящихся зданий.
Зимой 1969/70 г. мы изучали состав газо-воздушной смеси, вырабатываемой опытным образцом теплоагрегата ТА-500 (теплопроизводительность 500 000 ккал в час, топливо — керосин), сконструированного НИИМосстроем и предназначенного для сушки строящихся зданий. В воздухе помещений просушиваемого здания обнаружены окислы азота в концентрациях, превышающих предельно допустимые для производственных помещений в 1,5— 5,4 раза, и сернистый ангидрид в концентрациях, превышающих ПДК в 2—5 раз. Окись углерода и формальдегид выявлены в концентрациях, не превышающих ПДК- Количество сернистого ангидрида находится в прямой зависимости от содержания серы в топливе, процент которой в керосине и соляровом масле достигает 0,2, и снижение концентраций сернистого ангидрида может быть достигнуто только уменьшением количества серы в топливе. Основываясь на полученных данных, санэпидстанция Москвы не рекомендовала применять теплоагрегат ТА-500 для сушки строящихся здзний.
В последние годы для локальной сушки стен и перекрытий строящихся зданий стали широко рекламироваться газовые беспламенные горелки инфракрасного излучения; принцип их действия заключается в том, что керамическая перфорированная панель горелки, нагреваясь до 850—1000°, выделяет тепло как излучением с поверхности панели (до 50% тепла), так и конвекцией продуктов сгорания газа, скапливающихся в помещении.
В пробах воздуха, взятых на расстоянии 5—10 см от поверхности горелки, обнаружена окнсь углерода в концентрациях от 98 до 156,8 мг/м?. На разных расстояниях от горелки в пределах комнаты и на разных уровнях по отношению к полу угарный газ встречался в концентрациях от 40 до 60 мг!м3.
Рассматривая возможность применения газовых инфракрасных горелок для сушки строящихся зданий и обогрева промышленных помещений, А. Е. Малышева и Г. Н. Репин пришли к заключению о необходимости отвода полных и неполных продуктов сгорания непосредственно от горелки, так как в противном случае может возникнуть реальная опасность ухудшения условий труда в отапливаемом помещении. Гигиеническая оценка газового инфракрасного отопления в предприятиях общественного питания Москвы, сделанная Л. Н. Майоровой, подтвердила полученные нами данные и выявила загрязнение воздуха окисью углерода, повышение влажности воздуха помещений с образованием конденсата и намерзанием воды на остекленных поверхностях. Помимо указанных отрицательных свойств, широкому применению инфракрасных горелок препятствует высокая трудоемкость и сложность обслуживания наряду с низкой их эффективностью и взрывоопасностью смесей газа с воздухом.
Теплогенераторы, действующие на принципе теплообменника и подающие для обогрева и сушки строящихся зданий чистый нагретый воздух, не имеют гигиенических недостатков, характерных для описанных выше способов сушки строящихся зданий, и потому не встретили принципиальных возражений со стороны органов санитарного надзора (В. А. Михеев). Электрокалоркферы (конвекционные и вентиляционные) и ламповые излучатели (софиты), также не имеющие серьезных гигиенических недостатков, из-за высокой стоимости электроэнергии и опасности электротравматизма применяются для сушки на московском строительстве значительно реже.
Гигиенически наиболее целесообразно использовать для сушки и обогрева строящихся зданий систему центрального отопления, пущенную в период строительства, и калориферы,
подключенные к ней. Гигиенические преимущества центрального отопления дополняются высокой экономичностью его, а также возможностью значительного увеличения теплосъема за счет несложных усовершенствований (Б. П. Московченко).
ЛИТЕРАТУРА
Диденко С. Ю., Евтушенко Г. И., Данилов В. И. Гиг. и сан., 1968, № 1, с. 61.— Д и д е и к о С. Ю., Р о м а и е н к о В. В., Ш а п и л ь с к и й А. В. Газовая пром-сть, 1962, jYj 5, с. 50.— Майорова Л. Н. В кн.: Сборник научно-практических работ Московск. городской санитарно-эпидемической станции. М., 1969, с. 255.— Малышева А. Е., Репин Г. Н. Гиг. и сан., 1969, № 10, с. 84.— Михеев В. А. В кн.: Сборник научно-практических работ Московск. городской санитарно-эпидемической станции. М., 1969, с. 170.— Московченко Б. П. Сушка зданий и техника безопасности. Л., 1969.— Радзюкевич Т. М., Авербах М. Ф. Гиг. труда, 1967, № 7, с. 25.— Стеженскин А. И., Загоровский О. А. Гиг. и сан., 1965, )№ 8, с. 111.— Тиунов Л. А., Кустов В. В. Токсикология окиси углерода. Л., 1969.— Ч е р н и н Л. Б., Литвинова Н. С. Гиг. и сан., 1948, № 6, с. 25.
Поступила 26/VI 1970 г.
УДК 612.13:611 98-067
ОСОБЕННОСТИ КРОВООБРАЩЕНИЯ В ПРОФЕССИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ХОДЬБОЙ
Н. И. Матюхина
Научно-исследовательский институт гигиены труда и профессиональных заболеваний,
Ленинград
Непрерывное сохранение неизменной рабочей позы может стать причиной профессиональных заболеваний сосудистой системы. Одним из таких заболеваний является варикозное расширение вен, вызванное нарушением кровообращения и застоем крови в венах нижних конечностей.
Нашей целью было изучение периферического кровообращения в нижних конечностях у лиц, работа которых связана с постоянной ходьбой на ограниченном участке. Для исследования кровообращения в области голени был применен метод воздушной плетизмографии. Испытуемый занимал лежачее положение: конечности его располагались на уровне сердца; он поднимал ногу на 30 см и опускал ногу на 30 см ниже уровня сердца, испытывая дозированные нагрузки (50 энергичных сгибаний и разгибаний ноги в голено-стопном суставе, статическая работа—упор с максимальным усилием). Показатели объемного пульса рассчитывали по специальной формуле (Л. Г. Охнянская).
' Обследовано 36 мотальщиц фабрики «Веретено», из них 17 работниц со стажем более 4 лет и 19 со стажем до 4 лет. Исследования проводили в начале и конце смены. Мотальщицы работают стоя и, обслуживая станки, проходят в течение смены на ограниченной площади около 4 км.
Полученные результаты представлены в таблице. Отмеченные нами изменения согласуются с данными литературы и связаны, по-видимому, с увеличением венозного оттока при поднимании конечности и некоторым застоем при опускании ее (В. В. Орлов; Goetz). Динамическая нагрузка у тех же испытуемых сопровождается отчетливым усилением кровенаполнения, тогда как статическая работа лишь незначительно увеличивает объемный пульс. Аналогичные данные получили при исследовании кровообращения голени человека Barcroft и Millen.
Функциональные пробы в конце смены не выявили существенных изменений кровообращения в нижних конечностях у работниц с небольшим производственным стажем. При проведении аналогичных исследований у испытуемых со стажем более 4 лет обнаружена несколько иная картина. Поднимание ноги сопровождается отчетливым усилением кровенаполнения, тогда как статическая нагрузка не вызывала существенных колебаний объемного пульса (см. таблицу).
При исследовании тех же испытуемых в конце смены не обнаружено отчетливых изменений объемного пульса при выполнении функциональных проб. Так, подъем и опускание ноги и оба вида нагрузки вызывают лишь незначительную сосудистую реакцию, не имеющую необходимой статистической достоверности.
Сравнение плетизмографических показателей испытуемых групп позволяет отметить некоторое нарушение кровообращения нижних конечностей у работниц со стажем более