Научная статья на тему 'ОБ ОТДЕЛЬНЫХ НЕДОСТАТКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ'

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ НЕДОСТАТКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реклама / реклама рынка ценных бумаг / недобросовестная реклама / государственное регулирование рекламы рынка ценных бумаг / проблемы рекламы фондового рынка. / advertising / securities market advertising / unfair advertising / state regulation of securities market advertising / problems of stock market advertising

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старшинов А.Н., Мюллер Д.Г.

В настоящее время во всем мире, в том числе и в России, стремительно развивается рынок ценных бумаг. Мощным средством привлечения финансовых ресурсов в данный сектор экономики является реклама. В то же время российские реалии вносят значительные поправки в теорию и практику государственного регулирования данной сферы, что необходимо учитывать при разработке мер по ее совершенствованию. В статье анализируется текущее состояние рекламы рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Рассматриваются проблемные аспекты современной российской государственной политики в сфере регулирования рекламы рынка ценных бумаг в нашей стране. Даются рекомендации о внесении изменений в существующее государственное регулирование рекламы отечественного фондового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Старшинов А.Н., Мюллер Д.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME SHORTCOMINGS OF THE STATE REGULATION OF ADVERTISING OF THE SECURITIES MARKET IN RUSSIA

Currently, the securities market is rapidly developing all over the world, including in Russia. Advertising is a powerful means of attracting financial resources of individuals to this sector of the economy. At the same time, Russian realities and the mentality of the domestic consumer make significant amendments to the theory and practice of state regulation of this sphere, which must be taken into account when developing measures to improve it. The article analyzes the current state of the securities market advertising in the Russian Federation. The main problematic aspects of modern Russian state policy in the field of regulation of advertising of the securities market in our country are considered. The analysis is carried out and the characteristic features inherent in the Russian advertising practice in this area are described. Recommendations on amendments to the existing state regulation of advertising of the domestic stock market are given.

Текст научной работы на тему «ОБ ОТДЕЛЬНЫХ НЕДОСТАТКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ»

Старшинов А.Н., Мюллер Д.Г.

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ НЕДОСТАТКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ

РО!: 10.26907/2079-5912.2022.4.69-73

Аннотация. В настоящее время во всем мире, в том числе и в России, стремительно развивается рынок ценных бумаг. Мощным средством привлечения финансовых ресурсов в данный сектор экономики является реклама. В то же время российские реалии вносят значительные поправки в теорию и практику государственного регулирования данной сферы, что необходимо учитывать при разработке мер по ее совершенствованию. В статье анализируется текущее состояние рекламы рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Рассматриваются проблемные аспекты современной российской государственной политики в сфере регулирования рекламы рынка ценных бумаг в нашей стране. Даются рекомендации о внесении изменений в существующее государственное регулирование рекламы отечественного фондового рынка.

Ключевые слова: реклама; реклама рынка ценных бумаг; недобросовестная реклама; государственное регулирование рекламы рынка ценных бумаг, проблемы рекламы фондового рынка.

Современный российский рынок ценных бумаг - это часть финансового рынка, где осуществляется перераспределение капитала за счет выпуска и обращения ценных бумаг (акций, облигаций, а также производных финансовых инструментов) [1]. Финансовый рынок представляет собой сферу движения капитала, которая обеспечивает аккумулирование и распределение временно свободных финансовых ресурсов между его субъектами при участии финансовых институтов [2]. Основными его участниками являются фондовые и валютные биржи, инвестиционные фонды, производственные и торговые компании, которых функционально можно разделить на инвесторов, эмитентов, спекулянтов, хеджеров и арбитражеров. Значительную роль в обслуживании финансового рынка играют финансовые посредники, задача которых обеспечить стабильное финансирование нужд участников рынка. К ним относят банки, кредитные кооперативы, союзы и ассоциации, инвестиционные компании, оказывающие посреднические (брокерские) услуги на фондовом рынке, а также пенсионные фонды и страховые организации. Особое место в этом ряду занимают компании, оказывающие брокерские услуги, поскольку их основная задача привлечь в этот сегмент максимальное количество денежных средств физических лиц, используя различные рекламные стратегии.

По данным «Московской биржи», общее количество физических лиц, которые имеют специализированные счета для торговли, в январе 2022 года составило 17,4 млн. человек. 2,8 млн. человек (16% от общего количества) активно совершали торговые операции, из них 41% участников торговали акциями, 18% облигациями, валютой - 12%. На срочном рынке совершали операции - 43%. Особой популярностью у частного инвестора пользовались акции таких эмитентов как: ПАО «Газпром» (31%), ПАО «Сбербанк» (28,6%), ПАО «ГМК «Норильский Никель» (10,5%), ПАО «ЛУКОЙЛ» (8,1%), ПАО «Банк ВТБ» (5,1%), привилегированные акции ПАО «Сургутнефтегаз» (4,9%), акции «НЛМК» (4,1%), «Северстали» (3,9%), «Яндекса» (3,8%). В общей сложности частные инвесторы вложили в акции 101,7 млрд. рублей, в биржевые фонды - 2,1 млрд. рублей, в облигации - 26,3 млрд. рублей. В разрезе долговых инструментов доля вложений в государственные облигации составила 67%, в корпоративные облигации - 17,3%, 15,7% - в еврооблигации [3].

В настоящее время среди основных факторов, способствующих притоку денежных средств физических лиц на биржу, выделяют - низкие ставки по банковским депозитам, облегченный доступ к рынку ценных бумаг за счет цифровизации и массированную рекламу брокерских

22.00.05 - Политическая социология (социологические науки)

69

услуг [4].- Сегодня практически любой желающий может открыть брокерский счет и получить возможность совершать операции с ценными бумагами через онлайн-при-ложения.

Исследование портрета клиента российского брокера, проведённое в конце 2021 года на базе Московской биржи и Национальной ассоциации участников фондового рынка, а также ряда крупных российских брокеров -«Финама», Альфа-Банка, «Открытие брокера», ВТБ и «Тинь-кофф» показало, что в настоящее время на фондовый рынок приходят молодые люди в возрасте до 35 лет. Они составляют 53% от общего количества лиц, открывших брокерские счета в 2021 году, 18% из них это молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет [5]. Инвестирование для данной категории не является основной деятельностью - 78% из них работают в других сферах, 20% учатся в ВУЗе и работают, и 2% только получают высшее образование. Положительную доходность инвестиционного портфеля демонстрируют не более 50 % участников.[6] Таким образом, инвестиционная деятельность для данной категории участников рынка ценных бумаг не является профессиональной и сопряжена с риском потери денежных средств.

Данные проведенного по заказу Центрального Банка России онлайн опроса жителей городов-миллионников об инвестиционных ожиданиях начинающих инвесторов и причинах, приведших их на фондовый рынок, показывают, что значительное влияние на формирование их желания попробовать свои силы в биржевой торговле оказывают рекламные посты в социальных сетях («Вконтакте») (48%), видеоролики («^оиГиЬе») (46%), каналы в мессенджерах («Телеграм») (39%) [7].

Таким образом, сегодня в России фондовый рынок стал доступен любому желающему заниматься биржевой торговлей, причем для совершения операций на нем не обязательно иметь специальное образование и необходимый набор компетенций.

Данная ситуация складывается в условиях, когда действующее российское законодательство, посвященное рекламе рынка ценных бумаг (статья 29 Федерального закона «О рекламе») [8], не содержит каких-либо ограничений по времени, месту и способам распространения такой рекламы. Принятая в 2008 году Стратегия развития финансового рынка России на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р), предусматривала включение в нормативно-правовую базу достаточно жестких требований к рекламе финансовых услуг и ценных бумаг. В ней содержались положения, которые наделяли государственный орган, уполномоченный контролировать сферу финансовых рынков, дополнительными полномочиями контролировать и рекламу в данном секторе. Причинами этого послужили многочисленные

случаи создания финансовых пирамид и иных видов мошенничества в финансовой сфере. По мнению авторов стратегии, снижению количества недобросовестных практик должно было способствовать опубликование сведений в средствах массовой информации о негативной деятельности участников рынка и разработка эффективного механизма регулирования порядка предложения розничным клиентам финансовых услуг при детальной регламентации правил обработки и исполнения клиентских поручений и отчетности [9]. Проект новой редакции Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года [10] подобных положений не предусматривает. Несмотря на то, что трендом последних лет, как в России, так и за рубежом стал массовый приход на рынок капитала начинающих инвесторов, объем знаний и навыков которых недостаточен, чтобы осуществлять осознанный выбор финансовых инструментов с учетом сопряженных рисков.

История содержит достаточное количество примеров биржевых кризисов и крахов. Только с начала 20 века по настоящее время их было более десяти, крупнейшие из которых случались в Америке и Великобритании. Так в середине 20-х годов прошлого века американцы начали массово вкладываться в акции, большинство делали это за счет банковских кредитов. Увеличение спроса на ценные бумаги вело к росту их котировок. 24 октября 1929 года на рынке началась паническая распродажа. Банки, кредитовавшие покупку ценных бумаг, становились не состоятельными, а люди теряли все вложенные деньги. В 1973 год произошел нефтяной кризис, случившийся из-за отказа арабских участников картеля ОПЕК поставлять нефть странам, которые поддержали Израиль в противостоянии с Сирией и Египтом. Дефицит нефти привел к значительному росту ее цены (с трёх до двенадцати долларов за баррель), а последовавшее вслед за этим падение биржевых индексов составило 45% в США и 73% в Великобритании. В конце 90-х годов 20 века экономисты провозгласили наступление «новой экономики». В Америке резко подорожали акции Интернет-компаний. Аналитики советовали инвесторам вкладывать деньги в высокотехнологичные предприятия. 10 марта 2000 года индекс NASDAQ снизился. Это повлекло череду банкротств компаний-доткомов. В 2000-х годах в США начался ипотечный бум, кредиты на приобретение жилья выдавали всем желающим. Снижение качества заемщиков увеличило объем задолженности по выданным ипотечным займам. Банки начали массовую распродажу залоговой недвижимости. Крах в кредитном и жилищном секторах повлек за собой обвал акций банков, а потом и сырьевых компаний. Падение фондового рынка США в октябре 2008 года стало крупнейшим за 20 лет [11].

Не обходят кризисы стороной и отечественный фондовый рынок. Так с середины 1990 годов власти России пытались пополнить дефицит государственного бюджета за счет выпуска государственных казначейских облигаций (ГКО) с доходностью, превышающей 100% годовых. При этом для погашения старых ГКО выпускались и продавались новые. В 1998 году после падения цен на энергоресурсы государство не смогло исполнить свои обязательства по долгам и объявило дефолт. Снижение российского биржевого индекса превысило 50 % (Рис. 1).

В 2008 году на фоне ипотечного кризиса в США Россия вступает в геополитический конфликт с Грузией. Это приводит к оттоку из нашей страны зарубежного капитала и, как следствие, ведет к падению российского фондового рынка на более чем 75%. После присоединения

Крыма в 2014 году иностранные игроки вновь покидают российский рынок, биржевой индекс РТС падает на 55 %. Очередной виток кризиса развивается в 2020 году с началом пандемии коронавируса, парализовавшей экономику всего мира. К сложной эпидемиологической ситуации с приостановкой и закрытием предприятий присоединяется очередной спад цены на нефть, поскольку Саудовская Аравия и Россия не договорились об ограничении добычи энергоресурсов в рамках альянса ОПЕК+. Цена на нефть снижается до $20 за баррель. Вместе с этим происходит обвал фондовых рынков по всему миру.

В ходе очередного этапа экономического кризиса, начавшегося в феврале 2022 года, российский биржевой индекс снизился более чем в 2 раза (Рис. 2).

сен 1997 ян в. 1998 май. 1998 янв, 2000 май. 2000 сен, 2000 янвг2001 май, 2001 сен. 2001 янв. 2002 Рис. 1. Динамика Индекса РТС с сент. 1997 г. по янв. 2002 г.

Рис. 2. Динамика индекса РТС с июл. 2019 г. по апр. 2022 г. 22.00.05 - Политическая социология (социологические науки)

Таким образом, наблюдается тенденция к увеличению количества кризисных явлений на фондовом рынке и уменьшения времени между ними. При этом частные инвесторы, желающие получить прибыль в условиях простоты и легкости доступа к биржевым торгам, под влиянием массированной рекламной компании, сформировавшие инвестиционный портфель из акций российских эмитентов в середине 2021 года, к марту 2022 года потеряли более 60 % всех вложенных средств.

Вместе с тем необходимо отметить, что стимулирование долгосрочных инвестиций граждан в российскую экономику, а также запуск сложных масштабных инвестиционных проектов невозможно осуществить без принятия комплекса государственных мер по защите прав частных инвесторов на фондовом рынке. В немалой степени этому будет способствовать упорядочение сферы рекламы рынка ценных бумаг, предлагаемых к покупке частному инвестору. В этой связи необходимо скорректировать государственное регулирование рекламы рынка ценных бумаг для физических лиц - частных инвесторов. В первую

очередь необходимо дополнить Федеральный закон «О рекламе» положениями, которые ограничили бы рекламу ценных бумаг местами, где проводятся специализированные конференции, семинары, а также иные мероприятия подобного рода. Рекламные публикации о них размещать в средствах массовой информации (печатных и электронных), предназначенных для профессиональных участников фондового рынка. В случаях проведения рекламных кампаний, направленных на привлечение населения на рынок ценных бумаг, необходимо установить возрастное ограничение целевой аудитории для такой рекламы не ниже 18 лет. Рекламу, побуждающую к заключению сделок с любыми ценными бумагами для розничного инвестора, сопровождать предупреждением: «Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты несут высокий риск потери внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны». Дополнительно запретить на законодательном уровне рекламу рынка ценных бумаг в социальных сетях.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Банк России [Электронный ресурс]. - URL: https://cbr.ru/securities_market (Дата обращения: 10.07.2022).

2. Финансовый рынок / Симонов В. В. // Уланд - Хватцев. - М.: Большая российская энциклопедия, 2017. - С. 383. - (Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов; 2004-2017, т. 33). - ISBN 978-5-85270-370-5.

3. Московская биржа: [Электронный ресурс]. - URL: https://www.moex.com/n40669/?nt=106 (Дата обращения: 10.07.2022).

4. «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. - URL: https://raexpert.ru/researches/individual_investors_2021 (Дата обращения 10.07.2022)

5. Банк России [Электронный ресурс]. - URL: https://cbr.ru/analytics/rcb/cl_broker/ (Дата обращения: 10.07.2022).

6. Банк России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cbr.ru/press/event/?id=12301 (Дата обращения: 10.07.2022).

7. Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О рекламе». - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_58968/cc3de9987aaa5525da4fcacfa2170588c458303e (Дата обращения: 10.07.2022)

8. Правительство России [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/docs/22508 (Дата обращения 10.07.2022)

9. Банк России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cbr.ru/press/event/?id=12197 (Дата обращения 10.07.2022)

10. Тинькофф Журнал [Электронный ресурс]. - URL: https://journal.tinkoff.ru/kb/stock-bubble (Дата обращения 10.07.2022)

11. Веб-сайт life.akbars.ru. [Электронный ресурс]. - URL: https://life.akbars.ru/tpost/e84hht18y1-kak-v-rossii-preodolevali-krizisi (Дата обращения 10.07.2022)

Информация об авторах

Старшинов Алексей Николаевич, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра связей с общественностью и прикладной политологии.

E-mail: ANStarshinov@kpfu.ru

Мюллер Дмитрий Георгиевич, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра связей с общественностью и прикладной политологии.

E-mail: muller-dg@yandex.ru

Starshinov A.N., Muller D.G.

ABOUT SOME SHORTCOMINGS OF THE STATE REGULATION OF ADVERTISING OF THE SECURITIES MARKET IN RUSSIA

Abstarct. Currently, the securities market is rapidly developing all over the world, including in Russia. Advertising is a powerful means of attracting financial resources of individuals to this sector of the economy. At the same time, Russian realities and the mentality of the domestic consumer make significant amendments to the theory and practice of state regulation of this sphere, which must be taken into account when developing measures to improve it. The article analyzes the current state of the securities market advertising in the Russian Federation. The main problematic aspects of modern Russian state policy in the field of regulation of advertising of the securities market in our country are considered. The analysis is carried out and the characteristic features inherent in the Russian advertising practice in this area are described. Recommendations on amendments to the existing state regulation of advertising of the domestic stock market are given.

Keywords: Keywords: advertising; securities market advertising; unfair advertising; state regulation of securities market advertising, problems of stock market advertising.

Literature

1. Bank of Russia [Electronic resource]. - URL: https://cbr.ru/securities_market (Date of reference: 10.07.2022).

2. Financial market / Simonov V. V. // Uland - Khvattsev. - M.: The Great Russian Encyclopedia, 2017. - P. 383. - (The Great Russian Encyclopedia: [in 35 volumes] / chief editor Yu. S. Osipov; 2004-2017, vol. 33). - ISBN 978-5-85270-370-5.

3. Moscow Exchange: [Electronic resource]. - URL: https://www.moex.com/n40669/?nt=106 (Date of reference: 10.07.2022).

4. "Expert RA" [Electronic resource]. - URL: https://raexpert.ru/researches/individual_investors_2021 (Accessed 10.07.2022)

5. Bank of Russia [Electronic resource]. - URL: https://cbr.ru/analytics/rcb/cl_broker / (Accessed: 10.07.2022).

6. Bank of Russia [Electronic resource]. - URL: http://www.cbr.ru/press/event/?id=12301 (Date of appeal: 10.07.2022).

7. Federal Law No. 38-FZ of 13.03.2006 (ed. of 14.07.2022) "On Advertising". - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_58968/cc3de9987aaa5525da4fcacfa2170588c458303e (Accessed: 10.07.2022)

8. The Government of Russia [Electronic resource]. - URL: http://government.ru/docs/22508 (Accessed 10.07.2022)

9. Bank of Russia [Electronic resource]. - URL: http://www.cbr.ru/press/event/?id=12197 (Accessed 10.07.2022)

10. Tinkoff Journal [Electronic resource]. - URL: https://journal.tinkoff.ru/kb/stock-bubble (Accessed 10.07.2022)

11. Website life.akbars.ru . [Electronic resource]. - URL: https://life.akbars.ru/tpost/e84hht18y1-kak-v-rossii-preodolevali-krizisi (Accessed 10.07.2022)

Authors

Starshinov Alexey Nikolaevich, Associate Professor, Kazan (Volga Region) Federal University, Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications, Department of Public Relations and Applied Political Science.

E-mail: ANStarshinov@kpfu.ru

Dmitry G. Muller, Associate Professor, Kazan (Volga Region) Federal University, Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications, Department of Public Relations and Applied Political Science.

E-mail: muller-dg@yandex.ru

22.00.05 - Политическая социология (социологические науки)

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.