Научная статья на тему 'ОБ ОСВЕЩЕННОСТИ В ШКОЛЕ'

ОБ ОСВЕЩЕННОСТИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ОСВЕЩЕННОСТИ В ШКОЛЕ»

обсемененным пастеризованным молоком не могут быть сравнимы с данными зарубежных исследователей из-за различия в количестве остаточной микрофлоры в пастеризованном молоке, допускаемом в нашей стране и за рубежом.

ЛИТЕРАТУРА. DonellyG. Е., Leslie G. Е., В 1 а с k L. А., Appl. Microbiol., 1968, v. 16, p. 917. —McCoy D.W., Faber J. E., Ibid., 1966, v. 14, p. 372. - Tatini S. R., Jezeski J. J., Morris H. A., Olson J. С. et al. J. dairy Sei., 1971, v. 54, p. 815.

Поступила 12/VI 1974 r.

УДК 613.165:371.6

Проф. Ю. Д. Жилое

ОБ ОСВЕЩЕННОСТИ В ШКОЛЕ

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР

Еще в конце прошлого века Ф. Ф. Эрисман на основании результатов наблюдений за состоянием зрения школьников Московской губернии сделал вывод о том, что свет является одним из мощных средств профилактики зрительного утомления и развития школьной близорукости. С тех пор прошло около 100 лет. По существующим в настоящее время нормам уровни искусственной освещенности в школах превышают в 10 раз те, которые были рекомендованы Ф. Ф. Эрисманом.

Иное положение существует в нормировании естественной освещенности. Создание равномерной естественной освещенности затруднено из-за непостоянства достигающего земли излучения Солнца, которое перемещается по небосводу и может быть закрыто облаками, пылью, дымом и т. д. Уровни естественной освещенности в помещении может весьма приближенно характеризовать коэффициент естественной освещенности (КЕО), т. е. коэффициент, выражающий в процентах отношение освещенности внутри помещения к освещенности вне его; разумеется, что при одинаковом КЕО абсолютное значение освещенности в помещении будет различным. Последнее зависит от времени года, географической широты местности, времени дня, ориентации окон по отношению к странам света. По существу этот коэффициент может являться показателем скорее специфики архитектурного решения планировки помещения, чем освещенности в нем.

Впервые в нашей стране почти 20 лет назад были проведены трудоемкие исследования, автор которых пришел к справедливому выводу, что допустимым уровнем естественной освещенности в школьных помещениях следует считать 600 лк, а оптимальным — 1200 лк (М. А. Шарова); иначе говоря, освещенность надо выражать в абсолютных, а не в относительных величинах. Однако до сих пор естественная освещенность (СНиП IIA, главы 8—72) нормируется по КЕО, который для классных помещений составляет лишь 1,5%. Напомним, что при использовании искусственных источников света освещенность в классах по существующим нормативам (СНиП, главы 6—72) не должна быть ниже 300 лк. Однако литературные данные (Ю. Д. Жнлов; Л. А. Борисова, Э. П. Спичкина, и др.) свидетельствуют о том, что минимально необходимым условием искусственной освещенности является именно 600 лк (100 нт на светлую поверхность), т. е. тот уровень, который установлен М. А. Шаровой как допустимый при освещении естественным светом.

Разумеется, что нормирование естественной освещенности в относительных величинах не может отражать истинного количества солнечного света в помещении. Известно, что видимое излучение Солнца, приходящееся к верхней границе атмосферы, при среднем расстоянии между Землей и Солнцем (150 000 000 км) создает освещенность в 140 000 лк. На поверхности же Землн освещенность несколько ниже, она определяется как астрономическими факторами — вращением Земли вокруг оси и склонением Солнца, так и оптическими свойствами и атмосферы, через которую проходят видимые лучи. Отсюда для световой характеристики местности мало знать лишь длительность астрономического дня (табл. 1); необходимо иметь сведения о количестве прихода солнечного излучения (табл. 2) и главное — о высоте стояния Солнца. От последнего и зависит уровень освещенности на Земле (табл. 3).

Как явствует из табл. 3, при идеальных условиях прозрачности атмосферы освещенность при безоблачной погоде на Солнце колеблется от 700 (перед восходом) до 90 000 лк (при высоте стояния 60°), т. е. изменяется более чем в 130 раз. В реальных же условиях небо не бывает постоянно безоблачным, поэтому как суточный, так и сезонный ход потока видимой радиации оказывается более сложным и изменяется, как правило, в сторону уменьшения. Следует учитывать: чем больше широта, облачность и мутность атмосферы, тем больше расхождений между теоретически возможными и реальными значениями прихода естественного света.

Известно, что территория Советского Союза с юга до севера простирается от 35 до 70° северной широты и условно делится на 6 световых поясов. В настоящей статье речь будет идти о световом климате лишь трех, как нам кажется, наиболее характерных световых поясов — 2 крайних (40 и 70° — широта Еревана и Норильска соответственно) и 1-го среднего (55° — широта Москвы). Сведения о суммарной радиации Солнца для указанных широт

Таблица 1

Таблица 3

Астрономическая продолжительность

дня для 40, 55 и 70° с. ш. (в ч)

Дата Широта местности (в град.)

70 65 40

1/1 И 15/XII 0 7,0 9,5

15/1 и 1/XI1 0 7,5 9,5

1/II и 15/XI 5,0 8,5 10,0

15/11 и 1/1I 7,5 9,5 10,5

1/III и 15/Х 9,5 10,5 11,0

15/III и 1/Х 11,5 12,0 12,0

1/IV и 15/IX 14,0 13,0 12,5

15/IV и 1/IX 16,0 14,0 13,0

1/V и 15/VIII 19,0 15,0 14,0

15/V и 1/VIII 23,0 16,0 14,5

1/VI и 15/VII 24,0 17 15,0

15/VI и 1/VII 24,0 17,5 15,0

Освещенность горизонтальной поверхности (в лк) в зависимости от высоты Солнца (В. В. Шаронов)

Безоблачная погода

Высота Солн- Пасмур-

ца (в град.) ная

на солнце в теин погода

60 90 000 16 000 24 000

50 76 000 14 000 20 000

40 58 000 12 000 16 000

30 39 000 9 000 12 000

20 23 000 7 000 7 000

10 9 000 4 000 3 000

0 700 700 240

Таблица 2

Возможная суммарная радиация Солнца (в кал/см2 сут) для широт 70, 55 и 40°

(В. В. Шаронов, 1945)

Месяц

Широта ( в град.)

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

70 1 52 198 430 675 774 700 480 248 90 16 0

55 102 204 384 589 707 768 722 590 425 257 133 79

40 290 402 538 668 759 790 772 687 559 433 318 260

свидетельствуют о том, что в летнее время года на севере и юге и в средней полосе за сутки на Землю поступает одинаковое количество естественной солнечной радиации. Однако на широте 70°, когда за сутки поступает 774 кал/см2 и Солнце все 24 ч не уходит с небосвода, энергетическая облученность в час будет составлять лишь 32,2 кал/см2 (В. В. Шаронов). В этот период года на широте 40° энергетическая облученность в час почти в 2 раза выше и составляет 52,6 кал/см2. Последняя отмечается в период бодрствования человека — с 8 до 17 ч.

Имея сведения о высоте стояния Солнца, о приходе естественного видимого излучения на Землю, о длительности астрономического дня для широт 40, 55 и 70°, можно подсчитать и освещенность в помещении при соответствующем КЕО. Очевидно, в первую очередь необходимо знать, когда в классах имеется освещенность, равная 600 лк (допустимая) и 1200 лк (оптимальная). Эти уровни освещенности теоретически могут быть созданы в помещении при высоте стояния Солнца соответственно 30 и 50° (см. табл. 3).

Так, результат расчетов о количестве часов, в течение которых в помещении может быть освещенность, равная 600 и 1200 лк, свидетельствует о том, что на широте 55° (Москва, Челябинск и другие пункты) лишь в течение 4 учебных зимних месяцев (ноябрь — февраль) в помещениях с КЕО 1,5% освещенность не будет достигать рекомендуемой величины (600 лк). На широте 40° (Ереван — Ташкент) даже в январе уровни освещенности могут достигать оптимальных величин и быть выше их. Совершенно иное положение отмечается на широте 70° (Норильск, Воркута, Мурманск). Здесь рекомендуемая освещенность 600 лк возможна в конце апреля и в начале сентября в течение всего лишь 2 ч в день. Иными словами, почти в течение всего учебного года процесс обучения должен проходить при искусственной освещенности, что действительно и имеет место. Освещенность 1200 лк может быть только в летние месяцы, когда школьники не учатся, и при увеличении КЕО до 3%, ибо на широте 70° даже летом, при астрономической продолжительности дня, составляющей 24 ч, Солнце не поднимается выше 43 , т. е. максимальная естественная освещенность вне помещения не может быть выше 65 000 лк.

Значение нормируемой абсолютной величины освещенности для данного помещения, например класса, КЕО в нем и географической широты местности, где оно находится, позволяет произвести расчет времени использования искусственных источников света в этом помещении.

Такие таблицы о времени включения искусственных источников света имеются (Л. В. Михайлова), однако они составлены для школ средней полосы Советского Союза и для классов с КЕО равным 1,25%.

Таблица 4

Время включения искусственных источников света в классных помещениях Юга, средней

полосы и Севера (при КЕО 1,5%)

Месяц Дни Север, 70° с. ш. Средняя полоса, 55е с. ш. Юг, 40° с. ш.

Сентябрь 1- -15 После 19 ч После 17 ч 30 мин После 17 ч 30 мин.

10 -30 До 8 ч, после 16 ч » 17 ч До 8 ч, после 17 ч » 8 ч 15 мин, после

Октябрь 1- -15 До 9 ч, после 15 ч » 16 ч 30 мин

16 ч 30 мин

16- -31 До 10 ч, после 14 ч До 8 ч, после 16 ч До 8 ч 30 мин, после

16 ч 30 мин

Ноябрь 1- -15 Весь день » 8 ч 30 мин, после До 8 ч 30 мин, после

15 ч 30 мин 16 ч

16- -30 » » До 9 ч, после 15 ч До 9 ч, после 15 ч 30 мин

Декабрь 1- -15 » » До 9 ч 30 мин, после До 9 ч 30 мин, после

14 ч 30 мин 15 ч 30 мин

16- -31 » > До 10 ч, после 14 ч До 9 ч, после 15 ч

Январь 1- -15 1 » До 10 ч, после 14 ч До 9 ч 30 мин, после 14 ч 30 мин До 9 ч, » 15 ч До 9 ч 30 мин, после 15 ч

16- -31 » »

Февраль 1- -15 » » До 9 ч, после 15 ч До 9 ч, после 15 ч 30 мин

16- -28 > » До 9 ч, » 15 ч До 8 ч 30 мин, после 16 ч

Март 1- -15 До 10 ч, после 14 ч До 8 ч, после 16 ч До 8 ч 30 мин, после

16 ч 30 мин

16- -31 »9ч » 15 ч До 8 ч, после 16 ч 30 мин До 8 ч 15 мин, после 16 ч 30 мин

Апрель 1- -15 » 8 ч »16 ч После 17 ч До 8 ч, после 17 ч После 17 ч 30 мин

16- -30 После 19 ч » 17 ч 30 мин

Май 1- -15 » 19 ч » 18 ч » 17 ч 30 мин

16- -31 » 20 ч » 18 ч 30 мин » 17 ч 30 мин

Мы в табл. 4 приводим расчетные данные для классных помещений с КЕО, равным 1,5%, т. е. помещений, расположенных в различных географических районах Советского Союза.

Приведенные выше материалы могут в известной мере подтверждать высказанное нами ранее предложение о необходимости сезонного нормирования видимой радиации (Ю. Д. Жилов). Очевидно, нужен дифференцированный подход к нормированию естественной и искусственной освещенности в школах, расположенных в различных климатических районах нашей страны.

ЛИТЕРАТУРА. Борисова Л. А. Влияние искусственного света различного спектрального состава на зрение детей и подростков. Автореф. дисс. канд. М., 1971. — Ж и л о в Ю. Д. Светотехника, 1973, № 5, с. 1. — М и х а й л о в а Л. В. Рациональное освещение в школе. М., 1963.—Спичкина Э. П. Гигиеническое обоснование световой обстановки в школьных спортивных помещениях. Автореф. дисс. канд. М., 1973. — Шарова М. А. Гиг. и сан., 1956, № 5, с. 32. — Ш а р о н о в В. В. (сост.). Таблицы для расчета природной освещенности и видимости. М. —Л., 1945.

Поступила 14/Х 1974 г. УДК 614.31:628.3811:662.764

Л. Р. Полищук

ДИНАМИКА СОДЕРЖАНИЯ НЕКОТОРЫХ ОРГАНИЧЕСКИХ ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ ПРИ ОРОШЕНИИ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ КОКСОХИМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Киевский научно-исследовательский институт гигиены питания

Использование сточных вод коксохимических заводов в сельском хозяйстве — одно из важных звеньев проблемы охраны окружающей среды от загрязнений. Сельскохозяйственная служба в основном решила вопрос о возможности полива стоками этих предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.