Научная статья на тему 'Об особенностях узбекского народного танца'

Об особенностях узбекского народного танца Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2315
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об особенностях узбекского народного танца»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЗБЕКСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА Хамраева Х.Х.1, Сайфуллаева Р.Р.2, Мурадова М.Ш.3, Тумарис А.Б.4

1Хамраева Хулкар Хамидуллаевна - кандидат филологических наук, кафедра теории искусства, Ташкентская государственная высшая школа национального танца и хореографии;

2Сайфуллаева Раъно Рауфовна - доктор филологических наук, профессор, кафедра узбекского языка и литературы, Национальный университет Узбекистана;

3Мурадова Матлуба Шукуровна - доктор философии по филологии (PhD), доцент, зав.

кафедрой, кафедра теории искусства, Ташкентская государственная высшая школа национального танца и хореографии,

г. Ташкент; 4Тумарис Аъзам Бутунбаева - соискатель, кафедра узбекского языка, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Узбекский народ популярен своими песнями. Газал - бытовая песня куплетного строения с мелодией небольшого диапазона, охватывающей одну или две строфы поэтического текста. Ряд общих с кошуком черт имеют лапар и ялла - песни также куплетного строения. Танцевальный характер мелодии этого жанра предусматривает их исполнение в сопровождении шуточных танцев. Лапар - это песня-диалог. В Хорезме называют песни, исполняемые одним певцом. В некоторых районах термин -лапар применяется к свадебным песня "Улан" (исполняются как диалог мужчины и женщины). Жанр ялла включает два вида песен: мелодия узкого диапазона, а запев -соло одновременно с танцем [1. С. 63]. Поэтическими текстами для песен служат народные и профессиональные стихи поэтов Востока. Наиболее развитые образцы ашулы, по существу, являются жанром профессиональной музыки устной традиции. Особое место в узбекском музыкальном наследии занимают дастаны - эпическое сказание лирико-героического содержания. Макомы составляют основной классический фонд профессиональной музыки устной традиции.

Танцы в разных регионах Узбекистана отличаются друг от друга. Танцы ферганской группы отличают мягкость, плавность и выразительность движений, лёгкий скользящий шаг, оригинальные движения на месте и по кругу. В Хорезме и Бухаре танцуют с кайраками (кастаньеты).

Узбекский национальный танец необычайно выразителен и олицетворяет собой всю красоту узбекского народа. Главные отличия узбекского танца от других танцев народов Востока - это, во-первых, акцент на сложные и выразительные движение рук, а во-вторых - богатая мимика. Различают два вида узбекского танца - традиционный классический танец и народный (фольклорный) танец.

Классический традиционный узбекский танец - это искусство, которое культивируется в особых танцевальных школах, а затем демонстрируется на большой сцене. Можно выделить три школы узбекского танца: ферганскую, бухарскую и хорезмскую. Каждая из этих школ имеет свои уникальные черты, эстетику и хореографию.

В народном узбекском танце представлены практически все регионы страны, здесь царит необыкновенное разнообразие. Эти танцы оживают на всех семейных, деревенских, городских праздниках. Эти танцы передаются от поколения к поколению, в них сохраняются старинные танцевальные традиции, а также реальный или уходящий быт.

Хорезмский танец

Главное отличие танцев Хорезма от других регионов Узбекистана - это бурная энергия, восторг жизни и яркий темперамент. Традиции хорезмского танца насчитывают сотни лет и сохраняются поныне. Философия этого танца заключается в выражении любви к жизни, природе и труду, что отражается в хореографии: здесь свойственны жесты, подражающие миру животных и птиц, движения подобные рабочим и бытовым. Одним из свойств хорезмского танца является резкость и некоторые паузы в позах. Характерное отличие от бухарской и ферганской школ - в Хорезме практически отсутствуют вращательные движения. Самый известный и популярный танец Хорезма - «Лазги», которому близка знаменитая лезгинка.

Бухарский танец

Бухарские танцы во многом похожи на хорезмские - здесь также присутствует энергичность и страсть, но движения танцоров совершенно другие. Здесь можно увидеть удивительное сочетание примитивных форм танца с изящными движениями: на смену резкому движению идет пластичное покачивание, медленное вращение и т.д. Одной из особенностей бухарского танца является акцент на верхней части корпуса: рук, плеч, шеи, груди. А также, иногда бухарские танцовщицы используют дополнительно два простых музыкальных инструмента во время своих номеров - «кайраки» (металлические пластины чем-то похожие на кастаньеты) и «занги» (сферические колокольчики, которые надевают в виде браслетов на запястья и лодыжки).

Ферганский танец

Лиричный, мягкий, пластичный - так можно описать ферганский танец. Во время исполнения этого танца преобладают плавные движения кистей рук, игривые движения головой с кокетливым взглядом. В отличие от Хорезма и Бухары, где действует строгое следование хореографии, в Фергане популярна импровизация во время танца. Однако, есть и особое правило: здесь принято держать кисти рук развернутыми вверх, тогда как в других школах танца, ладони могут находиться в любом положении. Также, в отличие от подражаний животному миру в хорезмских танцах, в ферганских танцах изображаются человеческие отношения, причем преимущественно лирические и романтичные.

Общеизвестен факт, что территория нынешнего Узбекистана являлась одним из важнейших узловых пунктов Великого Шелкового Пути, что привело к неизбежному воздействию многочисленных древних культур, языков, философий и религий, включая влияние греческой, персидской, арабской, монгольской, индийской, китайской, тюркской и русской культур. Несмотря на влияние таких разнообразных культур, узбекский танец сохранил свою индивидуальную стилистику и неповторимую палитру уникальных движений, каждое из которых имеет свое особое значение.

Свидетельством древней истории узбекского танца являются наскальные рисунки, найденные в 1912 году в гротах ущелья Зараутсай на западе Сурхандарьинской области. Эти рисунки относятся к XII—VIII тысячелетиям до нашей эры и изображают охоту древних людей на быков и горных козлов, а также сопровождающие охоту древние ритуальные обряды и групповые «пляски» - прародители узбекского танца. Исследователь Ирзаев Б.Ш. пишет, что в пещере Соймалитош близ Ферганских гор найдены более 40000 рисунков, в одном из которых можно увидеть изображение танцующих людей [2. С. 265]. 'В этих рисунках нашли своё отражение гармония человека с природой, толкование первобытным художником богослужения и вознесения человеком молитвы,' - пишет Ирзаев в своей статье, посвященной истории узбекского национального танца [3. С. 91]. По словам древнейшего представителя узбекской хореографии Юсуфжона Кизика Шакаржонова и других мастеров танца, танец Катта уйин, обязанный своим историческим происхождением легенде о Сиявуше, существовал ещё со времен Александра Македонского.

В 10 и 11 веках появляются первые сведения о хореографическом искусстве Узбекистана, включающие бубен или дойру. Ирзаев указывает, что танцы этого периода во многом построены на движениях, подражающих разнообразным животным и птицам, что прослеживается в хорезмийских танцах и выступлениях хорезмских масхарабозов во время народных празднеств.

Танец был также средством отображения материальной культуры, трудовой деятельности и обычного быта жизни людей того периода. Этим и объясняется популярность использования в танцах таких предметов быта как: кувшины, ложки, кастаньеты, чайники, пиалы, ножи, ляганы, дучубы (палочки). Некоторые танцы изображали различные типажи человеческих характеров и содержали в себе немалую долю юмора или даже сарказма [2. С. 25].

Несомненно, что основы и стилистика движений и положений рук, кистей, ног, стопы, корпуса и лицевой мимики складывались, оттачивались и передавались из поколения в поколение в течение тысячелетий, начиная с древнейших времен и до нашей эры. Поэтому в истинном узбекском танце нет простых движений - каждое движение имеет свой смысловой посыл! Понимая язык жестов и движений, можно читать узбекский танец как книгу или историю!

Танцы, практикуемые в различных регионах, требовали определенного стиля одежды и аксессуаров, по которым можно было догадаться о региональной принадлежности танца. Во времена ислама исполнение женщинами танцев перед публикой, особенно мужской, было немыслимо. Девушки и женщины могли танцевать только в ичкари - половине дома, отделенной исключительно для женщин, и только перед членами своей ближайшей семьи.

Список литературы

1. Карпенко В.Н. Хореографическое искусство и балетмейстер: Учеб. пособие / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, Ж. Багана. М.: ИНФРА-М, 2015.

2. Ирзаев Б.Ш., Из истории узбекского национального танца. Scientific E-jowrnal «edu.e-history.kz» № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.e-history.kz/edu.history/media/upload/1846/2014/10/31/bd549647ace8526e0b25857ec95d 5dc5.pdf/ (дата обращения: 29.08.2019).

3. Авдеева Л. Из истории Узбекской национальной хореографии. Ташкент, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.