ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЗБЕКСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА Хамраева Х.Х.1, Сайфуллаева Р.Р.2, Мурадова М.Ш.3, Тумарис А.Б.4
1Хамраева Хулкар Хамидуллаевна - кандидат филологических наук, кафедра теории искусства, Ташкентская государственная высшая школа национального танца и хореографии;
2Сайфуллаева Раъно Рауфовна - доктор филологических наук, профессор, кафедра узбекского языка и литературы, Национальный университет Узбекистана;
3Мурадова Матлуба Шукуровна - доктор философии по филологии (PhD), доцент, зав.
кафедрой, кафедра теории искусства, Ташкентская государственная высшая школа национального танца и хореографии,
г. Ташкент; 4Тумарис Аъзам Бутунбаева - соискатель, кафедра узбекского языка, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан
Узбекский народ популярен своими песнями. Газал - бытовая песня куплетного строения с мелодией небольшого диапазона, охватывающей одну или две строфы поэтического текста. Ряд общих с кошуком черт имеют лапар и ялла - песни также куплетного строения. Танцевальный характер мелодии этого жанра предусматривает их исполнение в сопровождении шуточных танцев. Лапар - это песня-диалог. В Хорезме называют песни, исполняемые одним певцом. В некоторых районах термин -лапар применяется к свадебным песня "Улан" (исполняются как диалог мужчины и женщины). Жанр ялла включает два вида песен: мелодия узкого диапазона, а запев -соло одновременно с танцем [1. С. 63]. Поэтическими текстами для песен служат народные и профессиональные стихи поэтов Востока. Наиболее развитые образцы ашулы, по существу, являются жанром профессиональной музыки устной традиции. Особое место в узбекском музыкальном наследии занимают дастаны - эпическое сказание лирико-героического содержания. Макомы составляют основной классический фонд профессиональной музыки устной традиции.
Танцы в разных регионах Узбекистана отличаются друг от друга. Танцы ферганской группы отличают мягкость, плавность и выразительность движений, лёгкий скользящий шаг, оригинальные движения на месте и по кругу. В Хорезме и Бухаре танцуют с кайраками (кастаньеты).
Узбекский национальный танец необычайно выразителен и олицетворяет собой всю красоту узбекского народа. Главные отличия узбекского танца от других танцев народов Востока - это, во-первых, акцент на сложные и выразительные движение рук, а во-вторых - богатая мимика. Различают два вида узбекского танца - традиционный классический танец и народный (фольклорный) танец.
Классический традиционный узбекский танец - это искусство, которое культивируется в особых танцевальных школах, а затем демонстрируется на большой сцене. Можно выделить три школы узбекского танца: ферганскую, бухарскую и хорезмскую. Каждая из этих школ имеет свои уникальные черты, эстетику и хореографию.
В народном узбекском танце представлены практически все регионы страны, здесь царит необыкновенное разнообразие. Эти танцы оживают на всех семейных, деревенских, городских праздниках. Эти танцы передаются от поколения к поколению, в них сохраняются старинные танцевальные традиции, а также реальный или уходящий быт.
Хорезмский танец
Главное отличие танцев Хорезма от других регионов Узбекистана - это бурная энергия, восторг жизни и яркий темперамент. Традиции хорезмского танца насчитывают сотни лет и сохраняются поныне. Философия этого танца заключается в выражении любви к жизни, природе и труду, что отражается в хореографии: здесь свойственны жесты, подражающие миру животных и птиц, движения подобные рабочим и бытовым. Одним из свойств хорезмского танца является резкость и некоторые паузы в позах. Характерное отличие от бухарской и ферганской школ - в Хорезме практически отсутствуют вращательные движения. Самый известный и популярный танец Хорезма - «Лазги», которому близка знаменитая лезгинка.
Бухарский танец
Бухарские танцы во многом похожи на хорезмские - здесь также присутствует энергичность и страсть, но движения танцоров совершенно другие. Здесь можно увидеть удивительное сочетание примитивных форм танца с изящными движениями: на смену резкому движению идет пластичное покачивание, медленное вращение и т.д. Одной из особенностей бухарского танца является акцент на верхней части корпуса: рук, плеч, шеи, груди. А также, иногда бухарские танцовщицы используют дополнительно два простых музыкальных инструмента во время своих номеров - «кайраки» (металлические пластины чем-то похожие на кастаньеты) и «занги» (сферические колокольчики, которые надевают в виде браслетов на запястья и лодыжки).
Ферганский танец
Лиричный, мягкий, пластичный - так можно описать ферганский танец. Во время исполнения этого танца преобладают плавные движения кистей рук, игривые движения головой с кокетливым взглядом. В отличие от Хорезма и Бухары, где действует строгое следование хореографии, в Фергане популярна импровизация во время танца. Однако, есть и особое правило: здесь принято держать кисти рук развернутыми вверх, тогда как в других школах танца, ладони могут находиться в любом положении. Также, в отличие от подражаний животному миру в хорезмских танцах, в ферганских танцах изображаются человеческие отношения, причем преимущественно лирические и романтичные.
Общеизвестен факт, что территория нынешнего Узбекистана являлась одним из важнейших узловых пунктов Великого Шелкового Пути, что привело к неизбежному воздействию многочисленных древних культур, языков, философий и религий, включая влияние греческой, персидской, арабской, монгольской, индийской, китайской, тюркской и русской культур. Несмотря на влияние таких разнообразных культур, узбекский танец сохранил свою индивидуальную стилистику и неповторимую палитру уникальных движений, каждое из которых имеет свое особое значение.
Свидетельством древней истории узбекского танца являются наскальные рисунки, найденные в 1912 году в гротах ущелья Зараутсай на западе Сурхандарьинской области. Эти рисунки относятся к XII—VIII тысячелетиям до нашей эры и изображают охоту древних людей на быков и горных козлов, а также сопровождающие охоту древние ритуальные обряды и групповые «пляски» - прародители узбекского танца. Исследователь Ирзаев Б.Ш. пишет, что в пещере Соймалитош близ Ферганских гор найдены более 40000 рисунков, в одном из которых можно увидеть изображение танцующих людей [2. С. 265]. 'В этих рисунках нашли своё отражение гармония человека с природой, толкование первобытным художником богослужения и вознесения человеком молитвы,' - пишет Ирзаев в своей статье, посвященной истории узбекского национального танца [3. С. 91]. По словам древнейшего представителя узбекской хореографии Юсуфжона Кизика Шакаржонова и других мастеров танца, танец Катта уйин, обязанный своим историческим происхождением легенде о Сиявуше, существовал ещё со времен Александра Македонского.
В 10 и 11 веках появляются первые сведения о хореографическом искусстве Узбекистана, включающие бубен или дойру. Ирзаев указывает, что танцы этого периода во многом построены на движениях, подражающих разнообразным животным и птицам, что прослеживается в хорезмийских танцах и выступлениях хорезмских масхарабозов во время народных празднеств.
Танец был также средством отображения материальной культуры, трудовой деятельности и обычного быта жизни людей того периода. Этим и объясняется популярность использования в танцах таких предметов быта как: кувшины, ложки, кастаньеты, чайники, пиалы, ножи, ляганы, дучубы (палочки). Некоторые танцы изображали различные типажи человеческих характеров и содержали в себе немалую долю юмора или даже сарказма [2. С. 25].
Несомненно, что основы и стилистика движений и положений рук, кистей, ног, стопы, корпуса и лицевой мимики складывались, оттачивались и передавались из поколения в поколение в течение тысячелетий, начиная с древнейших времен и до нашей эры. Поэтому в истинном узбекском танце нет простых движений - каждое движение имеет свой смысловой посыл! Понимая язык жестов и движений, можно читать узбекский танец как книгу или историю!
Танцы, практикуемые в различных регионах, требовали определенного стиля одежды и аксессуаров, по которым можно было догадаться о региональной принадлежности танца. Во времена ислама исполнение женщинами танцев перед публикой, особенно мужской, было немыслимо. Девушки и женщины могли танцевать только в ичкари - половине дома, отделенной исключительно для женщин, и только перед членами своей ближайшей семьи.
Список литературы
1. Карпенко В.Н. Хореографическое искусство и балетмейстер: Учеб. пособие / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, Ж. Багана. М.: ИНФРА-М, 2015.
2. Ирзаев Б.Ш., Из истории узбекского национального танца. Scientific E-jowrnal «edu.e-history.kz» № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.e-history.kz/edu.history/media/upload/1846/2014/10/31/bd549647ace8526e0b25857ec95d 5dc5.pdf/ (дата обращения: 29.08.2019).
3. Авдеева Л. Из истории Узбекской национальной хореографии. Ташкент, 2001.