Научная статья на тему 'Об особенностях ценообразования нефтепродуктов'

Об особенностях ценообразования нефтепродуктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1080
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ / ФАКТОРЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / ЦЕНА НЕФТИ / PETROLEUM MARKET / PRICING FACTORS / OIL PRICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хабарова Ирина Андреевна, Хабаров Денис Андреевич, Пастухов Виталий Эдуардович

Рассматриваются различные группы факторы ценообразования нефтепродуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the features of oil product pricing

Various groups of oil product pricing factors are considered.

Текст научной работы на тему «Об особенностях ценообразования нефтепродуктов»

Об особенностях ценообразования нефтепродуктов About the features of oil product pricing

УДК 338.51

Хабарова Ирина Андреевна,

к.т.н., доцент кафедры Городского кадастра

Хабаров Денис Андреевич, аспирант 2-го года обучения

Пастухов Виталий Эдуардович,

аспирант 1-го года обучения

ФГБОУВО «Государственныйуниверситет по землеустройству»

Khabarova I.A., [email protected]

Khabarov D.A., [email protected]

Pastukhov V.E., [email protected] State university of land use planning

Аннотация. Рассматриваются различные группы факторы ценообразования нефтепродуктов.

Summary. Various groups of oil product pricing factors are considered. Ключевые слова: рынок нефтепродуктов, факторы ценообразования, цена нефти. Key words: petroleum market, pricing factors, oil price.

Нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, керосин, мазут, смазочные масла, кокс, парафины) всегда находили и будут находить применение практически во всех отраслях экономики. Ценообразование нефтепродуктов — это процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения, а также многих других факторов.

Ценообразование нефтепродуктов — это процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения, а также многих других факторов.

Рассмотрим основные факторы ценообразования на рынке нефтепродуктов Российской Федерации: 1. Затраты (добыча, транспортировка, переработка, экспорт); 2. Спрос и предложение; 3. Конкуренция; 4. Государственная политика; 5. Мировая конъюнктура рынка.

В Российской Федерации цены на нефтепродукты прошли все исторические этапы: — в период административно-командной экономики бывшего СССР цены на нефтепродукты устанавливались централизованно; -в период с 1992 по 1995 гг. цены на нефтепродукты регулировались непосредственно государством; -с апреля 1995 г. в Российской Федерации действуют свободные цены на нефтепродукты.

Группы факторов, определяющие цену на нефтепродукты в современных условиях: 1. Фундаментальные (соотношение спроса и предложения нефтепродуктов на рынке); 2. Геополитические (существенно влияют на цену нефтепродуктов, поскольку политическая нестабильность влияет на условия добычи, перегонки и транспортировки нефтепродуктов); 3. Спекулятивные (торговля на биржах); 4. Климатические (изменение климата всегда влияет на изменение спроса и предложения) [1].

Основные факторы, краткосрочного снижения цены нефтепродуктов: сезонное сокращение спроса, краткосрочное замедление экономического роста, дестабилизация экономической/политической ситуации в странах-импортерах нефти. Основные факторы, краткосрочного повышения цены нефтепродуктов: сезонное повышение спроса на нефтепродукты, экономическая/политическая нестабильность в странах — экспортерах нефти, природные катастрофы, которые приводят к разрушению нефтеперерабатывающей инфраструктуры. Основные факторы, долгосрочного снижения цены нефтепродуктов: повышение роли использования альтернативных источников энергии, совершенствование системы переработки нефти. Основные факторы, долгосрочного повышения цены нефтепродуктов: увеличение уровня налогообложения нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний, рост численности населения, рост мировой экономики. Цена нефти и нефтепродуктов, несомненно, оказывает влияние на курс валют. Поэтому при формировании цены это необходимо учитывать. При формировании цены нефтепродуктов учитываются прямые и косвенные затраты. Также цена на бензин и другие нефтепродукты зависит от внешних и внутренних факторов. Внешние факторы определяются несколькими финансовыми корпорациями, финансовыми структурами. Внутренние факторы определяют соотношение спроса и предложения. На текущие цены нефтепродуктов влияет множество факторов - такие, как объективные (мировая цена на нефть, налоговая политика государства, баланс спроса и предложения в стране и др.), так и

субъективные (поведение участников рынка, политика нефтяных компаний и др.). Также на цену влияет и период времени, в течение которого осуществляется продажа нефтепродуктов. Летом происходит повышение спроса на бензин, и, как следствие, увеличение его стоимости. Зимой — спрос на мазут. Совокупность этих вышеперечисленных факторов, безусловно, изменяет стоимость нефтепродуктов в ту или иную строну [2].

Цена нефтепродуктов рассчитывается следующим образом: Цена нефтепродуктов = Цена нефти + стоимость перегонки нефти + стоимость транспортировки + стоимость дистрибуции + заработок продавца.

Безусловно, на конечную цену нефтепродуктов оказывает влияние множество различных факторов: как объективных, так и субъективных. Основной особенностью рынка нефтепродуктов Российской Федерации является процесс ценообразования нефтепродуктов. Сегодня, действующие цены на нефтепродукты в России не являются рыночными, конкурентными, а складываются под влиянием ряда самых различных факторов, в том числе и неэкономических. На сегодняшний день при определении цены нефтепродуктов следует учитывать их определенный вид. Производственные затраты в случае работы с разными типами веществ находятся в различных рамках, что, естественно, сказывается и на конечной стоимости. На цену нефтепродуктов, влияет рентабельность места, где они реализуются в дальнейшем. Если рассматривать бензин, то его цена зависит от места расположения АЗС, арендной платы и ставки земельного налога в конкретном регионе. Разумеется, на формирование цены нефтепродуктов, оказывает уровень конкуренции, ведь вероятность монопольного сговора, благодаря изменению соответствующей законодательной базы, сводится к минимуму. Таким образом, если компания имеет много конкурентов, то она предложит более доступные цены на свою продукцию.

Список использованной литературы

1. Азарова А.И. Влияние факторов развития нефтяной отрасли на ценообразование нефти // Проблемы учета и финансов. 2012. №1(5). С. 35-53.

2. Конопляник А.А. О ценах на нефть и нефтяных деривативах // Экономические стратегии. 2009. №2. С. 54-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.