Об особенностях ценообразования нефтепродуктов About the features of oil product pricing
УДК 338.51
Хабарова Ирина Андреевна,
к.т.н., доцент кафедры Городского кадастра
Хабаров Денис Андреевич, аспирант 2-го года обучения
Пастухов Виталий Эдуардович,
аспирант 1-го года обучения
ФГБОУВО «Государственныйуниверситет по землеустройству»
Khabarova I.A., [email protected]
Khabarov D.A., [email protected]
Pastukhov V.E., [email protected] State university of land use planning
Аннотация. Рассматриваются различные группы факторы ценообразования нефтепродуктов.
Summary. Various groups of oil product pricing factors are considered. Ключевые слова: рынок нефтепродуктов, факторы ценообразования, цена нефти. Key words: petroleum market, pricing factors, oil price.
Нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, керосин, мазут, смазочные масла, кокс, парафины) всегда находили и будут находить применение практически во всех отраслях экономики. Ценообразование нефтепродуктов — это процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения, а также многих других факторов.
Ценообразование нефтепродуктов — это процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения, а также многих других факторов.
Рассмотрим основные факторы ценообразования на рынке нефтепродуктов Российской Федерации: 1. Затраты (добыча, транспортировка, переработка, экспорт); 2. Спрос и предложение; 3. Конкуренция; 4. Государственная политика; 5. Мировая конъюнктура рынка.
В Российской Федерации цены на нефтепродукты прошли все исторические этапы: — в период административно-командной экономики бывшего СССР цены на нефтепродукты устанавливались централизованно; -в период с 1992 по 1995 гг. цены на нефтепродукты регулировались непосредственно государством; -с апреля 1995 г. в Российской Федерации действуют свободные цены на нефтепродукты.
Группы факторов, определяющие цену на нефтепродукты в современных условиях: 1. Фундаментальные (соотношение спроса и предложения нефтепродуктов на рынке); 2. Геополитические (существенно влияют на цену нефтепродуктов, поскольку политическая нестабильность влияет на условия добычи, перегонки и транспортировки нефтепродуктов); 3. Спекулятивные (торговля на биржах); 4. Климатические (изменение климата всегда влияет на изменение спроса и предложения) [1].
Основные факторы, краткосрочного снижения цены нефтепродуктов: сезонное сокращение спроса, краткосрочное замедление экономического роста, дестабилизация экономической/политической ситуации в странах-импортерах нефти. Основные факторы, краткосрочного повышения цены нефтепродуктов: сезонное повышение спроса на нефтепродукты, экономическая/политическая нестабильность в странах — экспортерах нефти, природные катастрофы, которые приводят к разрушению нефтеперерабатывающей инфраструктуры. Основные факторы, долгосрочного снижения цены нефтепродуктов: повышение роли использования альтернативных источников энергии, совершенствование системы переработки нефти. Основные факторы, долгосрочного повышения цены нефтепродуктов: увеличение уровня налогообложения нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний, рост численности населения, рост мировой экономики. Цена нефти и нефтепродуктов, несомненно, оказывает влияние на курс валют. Поэтому при формировании цены это необходимо учитывать. При формировании цены нефтепродуктов учитываются прямые и косвенные затраты. Также цена на бензин и другие нефтепродукты зависит от внешних и внутренних факторов. Внешние факторы определяются несколькими финансовыми корпорациями, финансовыми структурами. Внутренние факторы определяют соотношение спроса и предложения. На текущие цены нефтепродуктов влияет множество факторов - такие, как объективные (мировая цена на нефть, налоговая политика государства, баланс спроса и предложения в стране и др.), так и
субъективные (поведение участников рынка, политика нефтяных компаний и др.). Также на цену влияет и период времени, в течение которого осуществляется продажа нефтепродуктов. Летом происходит повышение спроса на бензин, и, как следствие, увеличение его стоимости. Зимой — спрос на мазут. Совокупность этих вышеперечисленных факторов, безусловно, изменяет стоимость нефтепродуктов в ту или иную строну [2].
Цена нефтепродуктов рассчитывается следующим образом: Цена нефтепродуктов = Цена нефти + стоимость перегонки нефти + стоимость транспортировки + стоимость дистрибуции + заработок продавца.
Безусловно, на конечную цену нефтепродуктов оказывает влияние множество различных факторов: как объективных, так и субъективных. Основной особенностью рынка нефтепродуктов Российской Федерации является процесс ценообразования нефтепродуктов. Сегодня, действующие цены на нефтепродукты в России не являются рыночными, конкурентными, а складываются под влиянием ряда самых различных факторов, в том числе и неэкономических. На сегодняшний день при определении цены нефтепродуктов следует учитывать их определенный вид. Производственные затраты в случае работы с разными типами веществ находятся в различных рамках, что, естественно, сказывается и на конечной стоимости. На цену нефтепродуктов, влияет рентабельность места, где они реализуются в дальнейшем. Если рассматривать бензин, то его цена зависит от места расположения АЗС, арендной платы и ставки земельного налога в конкретном регионе. Разумеется, на формирование цены нефтепродуктов, оказывает уровень конкуренции, ведь вероятность монопольного сговора, благодаря изменению соответствующей законодательной базы, сводится к минимуму. Таким образом, если компания имеет много конкурентов, то она предложит более доступные цены на свою продукцию.
Список использованной литературы
1. Азарова А.И. Влияние факторов развития нефтяной отрасли на ценообразование нефти // Проблемы учета и финансов. 2012. №1(5). С. 35-53.
2. Конопляник А.А. О ценах на нефть и нефтяных деривативах // Экономические стратегии. 2009. №2. С. 54-61.