УДК 330; 336
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ТРАКТОВКИ СОДЕРЖАНИЯ ТЕРМИНА «ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»
Д.Б. Бабаев
Ивановский государственный химико-технологический университет
Статья посвящена анализу эволюции взглядов на трактовку содержания термина «виртуальная экономика».
Ключевые слова: виртуальная экономика, виртуализация общества, Интернет-экономика, экономико-математические модели, электронная торговля.
В экономической науке существует большое количество терминов, в содержание которых разные ученые вкладывают разный смысл. Это может быть вызвано как теоретическими расхождениями представителей разных школ экономической мысли, так и просто неточностями при переводе разноязычных трудов при международном научном обмене, когда в разных странах одну и ту же категорию обозначают разными терминами или разными словосочетаниями («трудности перевода» - например, в английском языке разные для русскоязычных ученых термины «экономическая система» и «хозяйственная система» обозначаются одним словосочетанием); могут иметь место и иные причины.
Исторически содержание термина «виртуальная экономика» менялось неоднократно. В данном исследовании мы проанализируем ряд «ключевых» значений этого термина (трактовки даны относительно неранжированно; мы в основном останавливаемся на методологических различиях и сходстве; трактовки могут быть как поверхностными, так и глубокими, методологически выверенными -выбор трактовок производился исходя из их влияния на последующее изучение «виртуальной экономики»; при этом заметна некоторая «разномастность» трактовок с методологической точки зрения, а также имеющий место в некоторых слу-
чаях «междисциплинарный подход»; в качестве «ключевых», в данной статье, были выбраны лишь трактовки, оказавшие существенное влияние на развитие экономической науки и смежных дисциплин).
1. «Классическое», если можно так выразиться, определение «виртуальной экономики» основано на понимании ее как части финансового сектора (или всего денежного сектора) экономики, той части, которая слабо связана с реальным сектором экономики. Теоретически подобное описание восходит к идеям, высказанным К.Марксом в 3 томе «Капитала» [1] и Ф.Энгельсом в Дополнениях к 3 тому «Капитала» (ч.П Дополнений -«Биржа») [2]. Впоследствии эти идеи были развиты марксистами (Р.Гильфердинг [3] и др.), представителями институционализма и кейнсианства (в духе преодоления классической дихотомии [4]). Такое понимание широко распространилось в конце XIX в. - в первой четверти XX века. Хотя сам термин «виртуальная экономика» и появился позднее, во второй половине XX века, «классическое» его содержание осталось представленным в том же духе.
2. Производным от «классического» определения стало описание «виртуальной экономики» как некоей «параллельной экономики», которая функционирует наряду с официально признаваемой (или
признаваемой наукой). При этом «виртуальная экономика» может быть основана на «игре» (биржевой или аналогичной) на курсах тех или иных ценностей либо олицетворять происходящие в реальной экономике процессы, признание существования которых экономистами проблематично (однако реально эти процессы имеют место). Такое определение возникло, когда потребовалось описать причины и последствия экономических кризисов, которые начинались в денежном секторе [5]. С течением времени это понятие стало трактоваться несколько шире (90-е гг. XX века и последующие периоды времени [6]).
Например, известный эстонский ученый, статистик проф. В.Ф.Паульман в 2000-е гг. так классифицировал сферы виртуальной экономики: игровая, сфера торгового обращения, сфера денежного обращения, движение фиктивного финансового капитала. Согласно его взглядам, термин «виртуальная экономика» может также использоваться для характеристики неудачной макроэкономической политики: если при формировании этой политики использовался искаженный образ функционирования реального и денежного секторов, то, несмотря, например, на достигнутую макроэкономическую стабилизацию, возникает экономика, ориентирующаяся не на реальные связи, а на «виртуальные». Результатом будут негативные составляющие - высокая инфляция и т.п. (В.Ф.Паульман считает, что Е.Т.Гайдар ориентировался именно на «виртуальную экономику») [7].
3. Похожие идеи, но с несколько иных позиций и чуть ранее (конец 90-х годов XX века) высказывали американские ученые, эксперты К.Гедди (в иной транслитерации Гэдди или Гадди) и Б.Икес (в иной транслитерации Айкис). «Виртуальной экономикой» они назвали специфическую модель переходной экономики, сложившуюся в России в то время [8]. К большому сожалению, при вве-
дении этого термина ими не использовались обобщения статистических данных (или хотя бы статистических оценок), а сам анализ проводился на основе небольшого числа бесед с анонимными предпринимателями. Авторы построили ряд примитивных схем, основанных на бартерных расчетах, долларизации и несовместимости используемых денежных единиц. Ими был сделан несколько странный вывод, что в России функционирует нерациональная, с рыночных позиций, экономика, в которой предприятия не «добавляют», а «отбирают» добавленную стоимость, созданную в других отраслях (нереальный для макроэкономики вывод). При этом неэффективная монетаристская политика авторами не замечалась и фактическое разрушение большого числа экономических связей тоже не замечалось (возможно, в силу того, что ранее авторы нашу экономику не изучали). Наиболее резкие статьи относительно «виртуальной экономики» были опубликованы Гедди и Икесом в первом квартале 1998 г., когда, будучи фактически экспертами МВФ, они должны были доказать необходимость отказа нашей стране в кредитах; именно поэтому авторами была применена эта методология (в последующих работах основные из этих идей остались в неизменном виде, но некоторые акценты были существенно смягчены). Периодически появляются научные работы, где такая трактовка термина «виртуальная экономика» получает дальнейшее развитие. Однако, на наш взгляд, использование такой трактовки в данном значении будет не совсем корректным, слишком узким.
4. Социолог Д.В.Иванов [9] ввел в нашей стране в широкий научный оборот термин «виртуализация общества». Под виртуализацией общества понимался процесс замещения реальных социальных отношений их виртуальными образами. После этого широко заговорили и о «виртуализации экономики» - по аналогии
под этим стало пониматься замещение реальной экономики виртуальной (на базе значений 1 и 2 в нашей классификации). Предполагается, однако, что возможно выделение «некомпьютерной» виртуализации (она связана с развитием финансового сектора экономики, с паб-лик рилейшенз и т.п.) и «компьютерной» виртуализации (она связана в первую очередь с развитием коммуникаций и Интернета, усложнением используемого программного обеспечения и т.п.).
5. В связи с появлением компьютеров и сложных экономико-математических моделей, которые могут в динамике моделировать (симулировать) развитие сложных экономических объектов от микроэкономических до макроэкономических, заговорили о «динамической виртуальной экономике». Например, в РЭА им. Г.В.Плеханова существуют «тренажеры» (компьютеры, оснащенные программным обеспечением, позволяющим работать подобным моделям), на которых студенты и желающие со стороны могут попробовать свои силы в управлении подобной «виртуальной экономикой» (как утверждается в рекламных проспектах, в тренажерах имитируются реальные экономические отношения -«реальная экономика, ускоренная в сотни раз»). В этом контексте под «виртуальной экономикой» понимается лишь динамическая модель, приближенная по своему существу к экономике реальной (при этом, по утверждению авторов, моделироваться могут все секторы макроэкономики, а также деятельность отдельных субъектов микроэкономики). Такая трактовка имеет скорее прикладное, чем чисто научное значение и может использоваться ограниченно.
6. О «виртуальной экономике» говорят также как об «экономике», складывающейся в отдельных компьютерных играх (эта трактовка «виртуальной экономики» близка к предыдущей; однако представленная в играх «экономика» мо-
жет быть весьма далека от реальности). Теоретик подобного подхода к определению «виртуальной экономики», американский ученый Э.Кастронова (в другой транслитерации Кастранова), провел достаточно глубокое исследование «миров» компьютерных игр и заметил, что эти «миры» все больше копируют реальную экономику и реальные экономические отношения. Более того, заработанные в играх «баллы», найденные «виртуальные предметы», коды доступа, читы и т.п. можно превратить в реальные деньги. При этом, по мнению Кастроновы, можно говорить о существовании «виртуальной экономики» как складывающейся параллельно реальной экономике. По его мнению, такая экономика стала частью, отраслью современной экономической системы, поскольку население «виртуальных миров» (и игроков) уже составило десятки миллионов человек, а экономически обслуживает их инфраструктура с оборотами в сотни миллионов долларов [10].
Такие игры - это некая попытка имитации в виртуальном мире некоторых законов реальной экономики. Однако, по нашему мнению, «игровая экономика» не может быть признана копией экономики реального мира, поскольку в играх действуют не «законы экономики», а «законы игр». Можно говорить об этой экономике лишь как о части «индустрии развлечений». Покупая «виртуальные предметы» в играх, «очки», «стратегии ходов» и т.п., игрок всего-навсего оплачивает труд программистов или иных игроков (которые могли и лишь просто накапливать информацию). В рамках реальной экономики это всего лишь акты купли-продажи. Сдача «в аренду» для «виртуальных путешествий» созданных в «мирах» игр транспортных средств, городов, островов и т.п. просто позволяет игрокам расширить «игровое поле» и на большее не претендует.
В то же время человек «из реального мира», попав в «мир игровой», может
в своем сознании «заместить» один мир другим. Несколько лет назад серьезно заболевший игроманией студент одного из ивановских вузов более четырех месяцев жил в компьютерном клубе, на занятия не ходил, спал у монитора и зарабатывал себе на жизнь, пропитание и компьютерные игры тем, что показывал другим игрокам, как преодолеть сложные ловушки в играх, где взять виртуальные предметы и т.п. Наконец, поймавшие студента родственники срочно увезли беднягу домой - лечиться от компьютерной зависимости.
Компьютерные игры и «компьютерные миры» выросли из творчества писателей, художников и других представителей мира искусства (и даже из народного творчества). Первые «Вселенные» (фантастические миры будущего, объединенные общей социальной системой и т.п.), представленные в нескольких романах, создали американские и отечественные писатели (хотя справедливости ради надо сказать, что «сквозные» герои ряда произведений появились еще в эпосе Древнего мира, в сказках и затем перекочевали в произведения средневековых писателей и писателей «просвещенных веков»). Пример такой «Вселенной» из нашей «отечественной» истории - писатели Аркадий и Борис Стругацкие создали в 60-е-80-е годы прошлого века -«Мир Полдня»; герои, появившиеся в романе «Полдень. XXII век» или перенесенные туда из других произведений этих писателей, появляются потом во многих других романах; жизнь героев и организаций можно проследить на протяжении десятилетий, проходящих в романах. Иногда писатели одновременно создают несколько «параллельных» миров, никак не связанных друг с другом и даже взаимоисключающих. Например, писатель С.В.Лукьяненко еще в 1996 г. написал роман «Лабиринт отражений», где рассказывается о глубоко погруженном в Сеть виртуальном городе «Диптауне» и
мире, который герои игры (виртуальной реальности) сами строят в этом городе (кстати, средства Интернета подобных вольностей тогда еще не позволяли). Параллельно писатель разрабатывал тему «альтернативной истории» - что было бы в мире, если бы отдельные события сместились во времени (роман «Холодные берега») и разрабатывал тему мира, существующего рядом с нашим, но «другого», мира «Иных» (роман «Ночной дозор»). Романы о трех разных мирах имели успех и позднее писатель написал романы-продолжения для всех трех «миров». То же мы можем наблюдать и в мире кино («Звездные войны» Дж.Лукаса и т.п.). Таким образом, в данной трактовке термина это даже более не экономическое, а скорее социальное явление и явление из мира искусства (с одной стороны, это уход от реальной действительности, с другой же - полет фантазии, попытка «подняться над опостылевшей действительностью»).
7. Иногда предыдущая (6-я) трактовка термина «виртуальная экономика» «расширяется». В этом случае говорят об Интернет-экономике как экономике, складывающейся в связи с продажей не только чисто «игрового», но и иного «цифрового» контента, который легко может быть передан (а, возможно, и оплачен) через Сеть (программное обеспечение любого вида, музыкальные произведения и клипы, радиопередачи, телепрограммы и т.п.). В этом случае Интернет выступает лишь как передаточное звено, а выделение такой экономики возможно лишь по признаку контента.
В качестве определенного «экономического анекдота», связанного с этой трактовкой, можно указать на некоего украинского студента, который взял (видимо, в Интернете) указанную в 3-ей трактовке работу Гэдди и Икеса, заменил в тексте «Россию» на «Украину», выдал работу за свою собственную и принял с ней участие в украинском национальном
конкурсе студенческих научных работ (действительно, - «виртуализация»).
8. Весьма интересной представляется имеющая хождение в большом числе научных работ трактовка «виртуальной экономики» как экономики, складывающейся в Интернете [11]. Определение большинства экономических словарей: «Виртуальная экономика - это проведение экономических операций в электронном пространстве». При этом «Сетевая экономика» представляется как «хозяйственная деятельность, осуществляемая с помощью электронных сетей (цифровых коммуникаций)» - определение «Глосса-рий.Ру». Примыкает к этим определениям определение «информационной экономики». К сожалению, в большинстве электронных словарей дается не совсем научное определение информационной экономики как «экономики, основанной на знаниях», когда больше половины занятых работает в отраслях «экономики знаний» (или больше половины ВВП создается в отраслях этой экономики) - современная статистика не подтверждает эти выкладки - стран с подобными соотношениями просто нет.
Можно говорить о том, что в Интернете действительно складывается «экономика» виртуального типа, а экономические отношения, связанные с Интернетом, «виртуализируются». При этом заметны две основные тенденции: с одной стороны, Интернет-экономика копирует, замещает часть давно сложившейся экономики (операции с ценными бумагами и иными активами, проведение аукционов и т.п.; эти операции, перемещенные в виртуальную среду, проходят быстрее, обходятся дешевле и т.п.); с другой стороны, в Интернете возникает сектор экономики, который не может существовать в реальной экономике и проводятся операции, которые в реальной экономике провести невозможно.
Таким образом, можно говорить о существовании восьми «ключевых» трак-
товок понятия «виртуальная экономика». Большинство из них не являются чисто экономическими - весьма заметен междисциплинарный подход, сильно влияние социологических моментов. В то же время, несмотря на некоторое единство, общую логику развития и интуитивно понятный смысл термина, некоторые трактовки различаются слишком сильно (например 3-я, 2-я и 5-я); другие схожи (4-я и 6-я); третьи являются развитием друг друга (1-2, 6-7-8). Мы попытались проследить логику их появления и в определенной степени эволюцию. Укрупненно можно выделить среди них три группы взглядов на «виртуальную экономику: это обособившаяся часть реальной экономики, частично потерявшая с ней связь; или это особая модель переходной экономики; или это экономика, связанная с электронным (цифровым) пространством.
Еще одно важное замечание. Формально все трактовки экономические или экономико-социальные. Однако видно, что разные авторы «подгоняют» содержание трактовок под нужные им концепции или содержание конкретных исследований. Наверное, частично это неизбежно.
9. Наше понимание «виртуальной экономики» базируется на необходимости исследования глубинных экономических отношений, связанных с виртуальным и цифровым пространствами.
Наша авторская трактовка «виртуальной экономики» базируется на трактовках 7-ой и 8-ой из нашего списка, учитывает элементы 6-ой, 4-ой, 1-ой и 2-ой трактовок. Мы признаем виртуальную экономику как экономику, выросшую из «реальной» экономики, экономику, связи и отношения в которой реализуются технически с помощью цифровых коммуникаций, но сущностно несколько отличаются от обычных экономических отношений. К сферам «виртуальной экономики» мы относим часть сферы денежного
обращения (в том числе чисто «электронное» денежное обращение, т.е. денежное обращение с использованием электронных денег в традиционном понимании и авторской расширительной трактовке); сферу обращения основных элементов фиктивного капитала (включая электронную торговлю основными фондовыми ценностями, обмен валют, включая электронные и т.п.); сферу электронной торговли реальными товарами (включая госзакупки); отдельно - сферу торговли цифровым контентом (включая торговлю программным обеспечением, торговлю медиаресурсами, трансляцию электронных и общедоступных СМИ по электронным каналам связи, торговлю правами доступа к программному обеспечению и иному цифровому контенту и т.п.); отдельно - сферу торговли доступом к каналам связи (провайдеры Интернета, операторы мобильной связи и т.п.). Из сферы производства к «виртуальной экономике» в духе методологической выдержанности можно отнести лишь производство цифрового контента и «монтаж» (физический или «виртуальный») и обеспечение деятельности каналов связи (хотя возможны варианты, связанные с функционированием отраслей так называемой «новой экономики»). К первому относятся производство, отладка и тестирование программного обеспечения; производство музыкальных произведений, иных художественных произведений;
съемка клипов, фильмов; съемка передач и иная деятельность, имеющая «на выходе» цифровой контент и т.п. Ко второму можно отнести деятельность, связанную с функционированием отраслей, обеспечивающих НТП, «прорывные решения» в экономике и т.п.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркс К. Капитал. Т.3. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.25, ч. II.
2. Энгельс Ф. Дополнения к 3 тому «Капитала». Биржа. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.25, ч. II.
3. Гильфердинг Р. Финансовый капитал. М., 1959.
4. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 2007.
5. Грызлов Б. Кризис - это переход от «виртуальной» экономики к реальной // Деловая Пресса. 27.02.2009.
6. Ковалев Д.А. Постиндустриальное общество и виртуализация экономики в развитых странах и России // Проблемы современной экономики. №4. 2004.
7. Паульман В.Ф. Уроки мирового кризиса // Вестник аналитики. №1. 2009. С.8-14.
8. Гедди К., Икес Б. Виртуальная экономика и экономическое возрождение России // Экономические стратегии. №5-6. 2001. С.46-53.
9. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб., 2000.
10. Цит. по: Липков А. Ящик Пандоры: феномен компьютерных игр в мире и в России. М., 2008.
11. Сердюк В.А., Сердюк В.А. Сетевые и виртуальные организации: состояние, перспективы развития // Менеджмент в России и за рубежом. № 5. 2001.
ABOUT FEATURES OF THE INTERPRETATION TREATMENT OF THE TERM
"VIRTUAL ECONOMY”
D. Babaev
The article analyzes the views evolution of the interpretation of the term “virtual economy”.
Keywords: virtual economy, society virtualization, Internet economy, economic-mathematical models, electronic trade.