УДК 78.01
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ТРАКТОВКИ МУЗЫКИ ХРИСТИАНСТВА
В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
К.И. Черкесова
Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: kcherkesova@mail.ru
В статье описано становление философской мысли в средневековой России и на территории Европы в вопросах трактовки музыки христианства.
Ключевые слова: музыка, философия, средневековье, христианство.
Рассмотрение вопроса трактовки музыки христианства целесообразно проводить с отсылкой к Средневековому периоду, так как именно в это время можно наиболее детально проследить особенности понимания смысла музыки отечественных и заграничных трудах христианских композиторов и песенников. Средневековая философия, по большей части, не выходит за грани христианского мировоззрения и напрямую связана с его бытом. Изучив ассортимент произведений этого периода можно сделать вывод о том, что большая доля всех средневековых работ в музыкальной сфере являются ни чем иным как трактаванием религиозных текстов и системой рекомендаций и правил описанными в священном писании. То есть музыкальные трактаты средневековья можно считать не чем иным как своего рода «справочниками».
Как и в других видах искусства, музыкальное творчество не лишено смысла. Для более глубоко рассмотрения поставленной проблемы целесообразно рассмотреть ключевые понятия, а именно понимание философии музыки в целом. Это направление является разделом эстетики, который исследует значение музыки. Знаменитый древнегреческий учёный, философ, создатель собственной философской школы - Пифагор утверждал, что музыка является проявлением космической гармонии и может образовать в людях такую же гармонию и образовать внутренний порядок. Так же не менее известный философ Гиппократ использовал музыку в лечебных целях [4, с. 136-165].
С исторического начала философской мысли и по сегодняшний день значение статуса и смысловой нагрузки в музыке остаются не менее актуальными. Со временем сформировался основополагающий пласт ценностей, философских знаний о музыкальной составляющей, а именно - музыкальная совершенность, бытие, всеобъемлющий характер, духовная сущность. Не оспорим тот факт, что постижение музыкального бытия можно сравнить с целостным познанием эстетического мира.
Обращая внимание на общесмысловую часть музыки в пространстве и во времени, стоит обратиться к пониманию музыки в философии Европейского, а так же отечественного Средневековья, который, в свою, является менее изученным аспектом в философии данного периода, но при этом не менее важным.
Для начала рассмотрим отечественные попытки философского осмысления музыки. Как и в Европе, музыкально-философская теория носила культовый характер. Большой вклад в русскую музыкальную культуру сделал знаменитый русский музыковед, так же музыкальный педагог - Владимир Васильевич Протопопов.
Владимир Васильевич в своей книге делает вывод о том, что печатные мысли о пении находятся уже в текстах Никона Черногорца, что подтверждает утверждения о прямой связи средневековой музыки с церковными текстами. Так же знаменитый музыковед нашёл в музыкальных тестах следующие определения: «мусикии»-непосредственное определение музыки, «пиитика»- стихотворное учение
[3].
Протопопов замечает, что в старых рукописных сборниках, именуемых «азбуковниками» часто встречаются целый спектр наук и знаний, необходимых для гармоничного развития человека, а именно: использование грамматики, диалектики, специфической риторики, музыки, арифметики и даже астрономии. По утверждению музыковеда данные науки широко разошлись в копиях и печатались под названием «Сказание о седми свободных мудрастех».
Противоположное к этому мнение выказывал Максим Грек. В его учения составляли знания по арифметике, геометрии, астрономии и астрологии. Данные науки являлись запретным для христианских учений, т.к. они рассматривала тайну о происхождении человека под влиянием
звёзд. Из-за данного увлечения автор писаний получил не самое приятное клеймо, а его книги стали называть «чёрными».
Необходимо заметить, что музыка относится сюда косвенно, поскольку музыка была причислена к математическим наукам. Данный факт на первый взгляд звучит достаточно необычно, но на самом деле наши христианские предки были правы в этом. Ведь музыку можно считать своего рода алгоритмом. В данный момент, в современном мире алгоритмическое написание музыки набирает популярность.
Возвращаясь к теме о «Сказание о седми свободных мудрастех» следует упомянуть, что по данным, предложенным Протопотовым, стоит сделать вывод о том, рукописи принадлежат анонимному автору, что было характерно для средневековья. Так же музыковед с восхищением описывает и другие отрасли наук [6].
Далее необходимо детально рассмотреть философскую идею Европейских песенников. Как уже было сказано ранее средневековая музыка или «мусикии» (на русский лад) носила исключительно культовых характер. Средневековая католическая церковь старалась придерживаться строгих канонов ритуального пения, действующих абсолютно для всех народов, но при этом пыталась усиленно пробиться в сферу культовой музыки через гимны, тропы, ритмизацию мелодии.
В средневековых тестах зачастую просматривается неподдельный аскетизм, присущий той эпохе. Так же достаточно часто в музыке той эпохи можно встретить символику чисел, что интересно, с мистическими нотками. Присущий именно этому историческому периоду догматизм, проявился в толкованиях античных учений. Достаточно сложный образ средневекового мышления сложился в мыслях о средневековой музыке.
В начале XI и тем более в XIII веках начинается активное принятие новых музыкальных форм, а именно: кондукт, гокет, мотет. Но на этом инновации в музыкальной сфере не кончаются. Со временем появляются новые музыкальные приёмы, как известно, которые в последующем порождают новые эстетические учения в музыке, а так же дали толчок для новых критериев оценки музыки.
Большое распространение получила теория о различии «естественных» от «искусственных» ритмов.
Данную мысль выдвинул Регино Прюмский. Теоретик классифицировал музыку на две категории. К первой категории
относилась «естественная» музыка - это музыка, которую вызывают движением сфер небесного происхождения. Вторую категорию составляла «искусственная» музыка - это музыка, придуманная человеческим умом.
В последующем Роберт Бекон будет классифицировать музыку на инструментальную и музыку человеческого голоса.
Исходя из приведенной выше информации, можно сделать вывод о том, что развитие светской лирики даёт сильный толчок для становления и усиления теоретической мысли. Перед ней становится нотация, которая начинает точно фиксировать мелодию, длительность, метрические соотношения, созвучия. Очевидно, что все музыкальные преобразования в основном носят не эстетический, а технический характер.
Задаваясь вопросом о том, какая же всё-таки философия лежит под многообразной эстетической деятельностью сложно сделать однозначное заключение. Однако, абсолютом упомянутого исторического периода философской мысли не стоит считать догматическое богословие, а также католицизм. Тем не менее отрицать наличие и бурное развитие того и другого бессмысленно. Ведь большинство эстетических теорий можно приписать только к трудам церковных богословов, чей вклад определённо неоценим.
Подводя и итоги, стоит отметить, что в данный момент проблематика, рассматриваемая современными музыковедами, не входит в давно определённые рамки, что говорит о необходимости формирования совершенно новых областей в такой дисциплине как философия музыки.
В самом начале эпохи средневековья можно заметить пережитки античной культуры, а именно: трепетное отношение к числу, гармония космоса. Позже данные понятия поменяются на более привычные нам изменённым стандартам.
Начиная с X века, музыка сковывается строгими церковными канонами, что в свою очередь на территории Европы связано с популяризацией схоластики.
Сформировавшийся новый тип мышления дал толчок для новых сторон изучения музыки, это привело к реформированию нотного письма, выражению смысла христианских текстов. Как на территории России, так и в Европе в средневековых христианских учениях главной
являлась «семь свободных мудростей», основанная на добропорядке, истине и всеобщем благе.
Список литературы
1. Адорно, Т. Философия новой музыки / Пер. с нем. Б. Скуратова. - М. : Логос, 2001.
2. Богомолов, А. Г. Метафизика звука в западноевропейской культуре. - М. : МАКС Пресс, 2012.
3. Конюс, Г. Э. Метротектоническое исследование музыкальной формы. - М., 1933.
4. Ломанов, М. Элементы симметрии в музыке // Музыкальное искусство и наука. -М. : Музгиз, 1970. - С. 136-165.
5. Лосев, А. Ф. Основной вопрос философии музыки // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.
6. Протопопов, В. В. Русская мысль о музыке в XVII веке. - М., 1989.
7. Рыжкин, И. Я. О некоторых существенных особенностях музыки // Эстетические очерки. - М., 1963.
8. Рыжкин, И. Я. Современная музыка и гуманистический идеал // Вопросы эстетики. - М., 1962. - Вып. 5.
9. Яворский, Б. Л. Упражнения в образовании ладового ритма. Ч. 1. - 2 изд. - М., 1928.
ON THE PECULIARITIES OF THE INTERPRETATION OF MUSIC OF CHRISTIANITY IN THE PERIOD OF THE MIDDLE AGES
K.I. Cherkesova
Belgorod State Institute of Arts and Culture e-mail: kcherkesova@mail.ru
The article describes the formation of philosophical thought in medieval Russia and in Europe in the aspects of Christian music interpretation.
Keywords: music, philosophy, Middle Ages, Christianity.