ТЕМА НОМЕРА
Б.М. Асфандиаров
УДК 316
Об особенностях современных коммуникативных стратегий во взаимодействии гражданского общества и государства
В статье анализируются особенности формирования коммуникативных стратегий управленческой деятельности любого уровня и вида в современном глобальном информационном обществе. Обсуждается проблема неизбежности конфликтности управленческих решений власти в современном динамичном обществе вследствие доступности этих решений для анализа и критики обществом, что происходит сейчас практически во всем мире. Отмечается актуальность организации публичных слушаний как необходимого условия реализации человеческой природы в движении вперед в сегодняшних условиях организации публичных коммуникаций и модернизации соответствующих коммуникативных стратегий.
Ключевые слова: глобальное информационное общество, коммуникативные стратегии, управленческая деятельность, конфликтность решений власти, общественные слушания, противодействие коррупции, публичные коммуникации.
Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения.
Э. Кант
В современном глобальном информационном обществе коммуникативные стратегии занимают все большее внимание в организации управленческой деятельности любых видов и уровней [5]. Специальность «Связи с общественностью» и близкая к ней специальность «Рекламная деятельность» пользуются устойчивой популярностью среди абитуриентов вузов. Практически все более или менее значимые бизнес-структуры имеют в своем штате как минимум пресс-секретаря, в задачи которого входит деятельность, туманно именуемая «связи с общественностью». Как правило, такие структуры планируют со временем создавать подразделения по связям с общественностью для информационного обслуживания расширения своей деятельности.
© Асфандиаров Б.М., 2014
50
Об особенностях современных коммуникативных стратегий во взаимодействии...
Взаимодействие власти и общества также втягивается в коммуникации с отдельными группами населения и общества в целом в процессе управления обществом. Разрабатываются коммуникативные стратегии взаимодействия гражданского общества и государства, готовятся профессионалы по специальности Government relations, не получившей пока названия на русском языке. Особенностью коммуникации власти и населения, или — в широком смысле — государства и общества, является публичность отношений. Этой особенности нет в бизнес-коммуникации, она избегает излишней публичности. Бизнес прячет свои намерения и интересы за законной ширмой, называемой уважительно «коммерческая тайна».
Современная власть обязана действовать публично. Это требование связано, во-первых, с необходимостью придания легитимности действиям власти. Во-вторых, в современном демократическом государстве принимаемые властью законы подлежат опубликованию и в противном случае не подлежат исполнению [2]. Власть становится если не прозрачной, то доступной для анализа и критики обществом, что происходит сейчас практически во всем мире. Конфликтность управленческих решений власти в современном динамичном обществе неизбежна, поскольку созданные демократические институты власти не располагают механизмом учета мнения населения по тому или иному вопросу (данные социологических опросов вызывают сомнения в своей объективности) и не всегда могут принять удовлетворяющее население управленческое решение [3]. Представляется, что используемые в настоящее время коммуникативные стратегии власти во взаимодействии с обществом нуждаются в модернизации так же, как экономика страны в целом. Можно наблюдать явления, свидетельствующие об отставании публичных коммуникаций от обоснованных требований общества к качеству власти, в том числе из-за неспособности коммуникативных стратегий участвовать в реализации прогностических функций в организации среды в пространстве публичных коммуникаций. К негативным последствиям такой неспособности можно отнести оппозиционные движения как реакцию на игнорирование общественного мнения населения, способные преобразоваться в протестное движение, что можно наблюдать в соседнем с Россией государстве, явления экстремизма и т.д. Следует отметить, что российская власть реагирует на необходимость учета общественного мнения в организации среды в пространстве публичных коммуникаций. Так, Президент России Владимир Путин поручил своей Администрации до 1 марта 2014 года подготовить для внесения в Госдуму законопроект «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека.
Ранее, в Послании Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года В.В. Путин предложил широко обсудить закон об общественном контроле и развивать правозащитное движение в стране. «Современной России необходима широкая общественная дискуссия, причем с практическими ре-
51
Об особенностях современных коммуникативных стратегий во взаимодействии...
зультатами, когда общественные инициативы становятся государственной политикой и общество контролирует их исполнение», — сказал глава государства [4]. По его мнению, на всех уровнях власти необходимо создать общественные советы. «Они не должны быть формальным придатком и декоративной структурой, а призваны выступать в роли экспертов, а порой и конструктивных оппонентов ведомств, быть активными участниками системы противодействия коррупции», — отметил В.В. Путин [4].
В данном контексте интересны высказывания Э. Канта в статье «Ответ на вопрос: что такое просвещение?», написанной в 1784 году, в которой он обосновывает необходимость в обществе «свободы во всех случаях публично пользоваться собственным разумом» [1]. Мысли и доводы Э. Канта о неизбежности организации публичных слушаний как необходимого условия реализации человеческой природы в движении вперед более чем актуальны в сегодняшних условиях организации публичных коммуникаций и модернизации соответствующих коммуникативных стратегий.
Философ видит и пути решения указанной проблемы. Следует разделять частное применение собственного разума при выполнении служебного долга на гражданском посту или на службе, в котором собственный разум подчиняется необходимости выполнять чужое поручение, и публичное применение, когда человек излагает публике свое произведение от своего имени, чтобы в качестве ученого сообщить заинтересованным лицам свои мысли об ошибках или предложения о лучшем устройстве дел. Однако Э. Кант видит и препятствие публичному пользованию собственным разумом. Он использует понятие несовершеннолетия человека как неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого, и в просвещении видит выход из состояния несовершеннолетия, в котором человек находится по собственной вине. Трудно не согласиться с доводами Э. Канта, которые полезно учитывать при планировании и образования в стране, и коммуникативных стратегий во взаимодействии гражданского общества и государства.
Литература
1. Кант Э. Ответ на вопрос: что такое просвещение? Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1966. Т. 6. С. 25—36.
2. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2009.
3. Коршунов Н.М. Конвергенция частного публичного права: Проблемы теории и практики. М.: Норма; Инфра-М, 2011. 240 с.
4. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/ transcripts/19825.
5. Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность. М.: Канон+; Реабилитация, 2009.
52