Научная статья на тему 'Об особенностях подготовки журналистских кадров на современном этапе'

Об особенностях подготовки журналистских кадров на современном этапе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
697
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гарифуллин Васил Загитович

Статья посвящена проблемам подготовки специалистов для масс-медиа. Автор излагает важнейшие принципы, на которые опираются в своей деятельности кафедры, выпускающие журналистов. Ими же разработаны ряд новых современных курсов, направленных на обучение формированию удачного журналистского имиджа, саморегуляции в сложных ситуациях, овладение методами и подходами воздействия на психологию аудитории. В статье поднимаются проблемы реализации углубленных специализаций в области журналистики, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров по новым перспективным направлениям и специальностям, второго высшего образования, указывается на необходимость целенаправленных научных исследований, отвечающих нуждам Татарстана и региона в области печатных СМИ, телерадиовещания и аудиовизуального производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the peculiarities of the preparation of journalists now

This article is about problems of education in the field of journalism and mass communication. The author describes main principles of learning activities used by the departments of journalism at this faculty. The departments developed a number of new courses concerning the creation of positive image of journalist, self-regulation in difficult situations, methods of psychological influence on the audience. The article raises the problems of the advanced specializations in the field of journalism, of skills improvement and professional retraining on new perspective directions and specialities, of the second higher education. These article also points out the necessity of aimed science researches, which are correspond to the needs of Tatarstan and region in field of press, television, radio and audio-visual production.

Текст научной работы на тему «Об особенностях подготовки журналистских кадров на современном этапе»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 147, кн. 2 Гуманитарные науки 2005

УДК 002.703

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТСКИХ КАДРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В.З. Гарифуллин Аннотация

Статья посвящена проблемам подготовки специалистов для масс-медиа. Автор излагает важнейшие принципы, на которые опираются в своей деятельности кафедры, выпускающие журналистов. Ими же разработаны ряд новых современных курсов, направленных на обучение формированию удачного журналистского имиджа, саморегуляции в сложных ситуациях, овладение методами и подходами воздействия на психологию аудитории.

В статье поднимаются проблемы реализации углубленных специализаций в области журналистики, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров по новым перспективным направлениям и специальностям, второго высшего образования, указывается на необходимость целенаправленных научных исследований, отвечающих нуждам Татарстана и региона в области печатных СМИ, телерадиовещания и аудиовизуального производства.

Основную массу российских, в том числе и татарстанских, средств массовой информации волнует сегодня проблема выживания в условиях рынка и жесткой конкуренции.

Однако выжить в условиях рынка самостоятельно под силу не всем изданиям. Скажем, неправомерно требовать от детских газет и журналов, чтобы они занимались коммерческой деятельностью. Национальные издания также с трудом приспосабливаются к условиям рынка: мало кто из предпринимателей горит желанием размещать свою рекламу в газетах и журналах, имеющих мизерные тиражи и весьма ограниченную аудиторию. Именно поэтому в Татарстане средства массовой информации получают всестороннюю государственную поддержку.

Несмотря на это, всем изданиям и телерадиокомпаниям без исключения приходится сегодня заботиться и о выживании в условиях глобализации информационного рынка, и о привлечении денег со стороны. В результате резко возрос спрос к журналистским кадрам, приспособленным к успешной работе с использованием современных технологий, к деятельности в рыночных условиях. С появлением новых коммерческих средств массовой информации, особенно телевизионных, нехватка кадров, отвечающих современным требованиям, стала еще более явной. Как известно, система знаний и умений, вкладываемых в будущего специалиста-журналиста, всегда и везде отстает от динамично растущих требований масс-медиа, так как сфера образования является более кон-

сервативной, менее динамичной и сложно поддающейся преобразованиям в надстройке общества. Поэтому наблюдается определенное отставание в удовлетворении сегодняшних потребностей практической журналистики в кадрах.

Следует еще добавить, что вуз федерального подчинения, каким является Казанский государственный университет (КГУ), готовя журналистские кадры для региональных средств массовой информации, не имеет рычагов воздействия, чтобы использовать их ресурсы для обкатки и стажировки будущих специалистов, в то же время и сами СМИ не могут реализовать свои требования по качеству подготовки специалистов. За неимением нормативных актов, регулирующих отношения между отделением журналистики и редакциями, многие из последних отстранены от процесса подготовки кадров.

По нашим данным, в среднем 70-75% выпускников отделения журналистики Казанского университета работают по своей специальности. Сейчас план приема обеспечивает только четвертую часть ежегодно требуемых в республике специалистов в области журналистики. Республиканский бюджет мог бы финансировать увеличение плана приема студентов-журналистов, выделяя целевые средства для подготовки, скажем, тележурналистов или специалистов для газет на татарском языке, издающихся за пределами Татарстана.

Естественно, нас всех особенно волнует не количество специалистов в области журналистики, а качество их подготовки. Кафедры постоянно работают над совершенствованием профессиональной образовательной программы отделения. Это связано прежде всего с необходимостью придания всей системе журналистского образования большей мобильности и подвижности, которая повысила бы его статус не только как академического, но и как практически направленного, базирующегося на современных методиках и технологических приемах. В первую очередь это внедрение новых информационных технологий. В систему журналистского образования в КГУ активно внедряются многочисленные специализации: в области тележурналистики, связей с общественностью, по кибержурналистике и т. д.

Подготовка кадров по журналистским специальностям и специализациям на нашем факультете включает в себя несколько важнейших принципов.

1. Формирование широкого кругозора студентов и получение современного образования путем преподавания фундаментальных гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.

Сейчас идет смена информационных показателей, которая происходит через каждые пять лет. Но не в отношении всех видов информации. Есть вечные ценности, которыми обязан владеть любой представитель цивилизованного общества и которые должно давать каждое академическое учебное заведение. И без знания этих вечных ценностей - добра, этики, философии, гуманизма -нельзя быть хорошим журналистом. К сожалению, новому поколению журналистов именно этих ценностей часто не хватает. Мы видим, как даже самые известные газеты скатываются на путь сочетания серьезных политических статей и низкопробной бульварщины.

Что касается деятельности факультета по подготовке кадров для национальной журналистики, то он нацеливает будущих специалистов национальных средств массовой информации еще и на получение хороших знаний по исто-

рии, культуре и литературе татарского народа, совершенное владение родным языком.

2. Тесная взаимосвязь теории с практикой. Только постоянное совершенствование навыков практической работы, подкрепленное глубокими теоретическими знаниями, дает хорошие плоды на журналистском поприще. За последние годы укрепились связи нашего факультета с редакциями. Подписан договор о сотрудничестве с Агентством РТ по массовой коммуникации «Татмедиа», курирующим государственные средства массовой информации Татарстана. В результате мы добились динамичного развития учебных и производственных практик.

3. Овладение основными навыками журналистского труда за счет преподавания специальных дисциплин, развития современных коммуникационных технологий, усвоения знаний о работе различных видов СМИ. Широкое использование современных информационных технологий. Глобализация информационных процессов требует от нас включения в подготовку специалистов, владеющих знаниями в области «всемирной информационной паутины», умеющих разработать интернет-сайты своих изданий, работать в интернет-изданиях.

В настоящее время кафедра теории и практики электронных СМИ, занимающаяся специализацией «кибержурналистика», имеет свой сайт «МедиаРТ», который по степени посещаемости является одним из лидеров у нас в республике. Уже сегодня в работе татарстанских электронных газет и электронных версий отдельных изданий самое активное участие принимают выпускники и студенты отделения журналистики КГУ. Ряд татарских изданий имеют свои электронные версии, созданные также нашими выпускниками. Внедрение на факультете указанной выше специализации послужит, надеемся, еще более целенаправленной подготовке специалистов высокого класса в области интернет-медиа.

Наша республика остро нуждается в управленческих кадрах, способных к конкурентному существованию на этом поле. Разработка и введение таких предметов, как «Экономика и менеджмент СМИ», «Коммуникационный менеджмент и журналистика», «Основы редакционного менеджмента», «Основы рекламы и РИ», «Реклама: теория и практика» и др., позволяют надеяться на хорошее усвоение студентами навыков работы в условиях рыночной экономики и принятие оптимальных управленческих решений во все более усложняющейся системе взаимоотношений СМИ и общества. Ряд новых современных курсов направлен на обучение формированию удачного журналистского имиджа, саморегуляции в сложных ситуациях, овладение методами и подходами воздействия на психологию аудитории.

4. Современная журналистика базируется на использовании высокотехнологичного оборудования. На телевидении, на радио, в прессе, в электронных изданиях неуклонно возрастает значение информационных технологий. В то же время журналистика остается областью интеллектуального творческого труда человека. Отсюда вытекает еще один принцип нашей деятельности: совершенствование полученных знаний и умений в области выбранных студентом специализаций за счет организации творческого учебного процесса: мастер-классов и творческих мастерских.

Здесь возникает вопрос: в какой плоскости должна осуществляться эта специализация? По тематическому, жанровому, типологическому принципу либо по принципу видов СМИ (периодическая печать, радио, телевидение, интернет-журналистика)? Хотя мы реализуем специализации по последнему из названных выше принципов, но, думается, в дальнейшем придется пересмотреть данный подход. С появлением новых технологических возможностей вся журналистика приобретает виртуальный характер, основанный одновременно на сиюминутности и новых возможностях сохранения информации. Соответственно и журналист, имеющий дело с этим новым явлением, должен хорошо разбираться во всех его тонкостях. Подготовка таких универсальных специалистов и является насущной задачей центров подготовки журналистов.

За последнее десятилетие появилось огромное количество новых предприятий массовой информации, газет, журналов, телевизионных компаний, а кадры в них приходили часто не из журналистики, а из разных других отраслей. Пришло много очень интересных людей, которые обогатили нашу журналистику. Но пришли и люди, не имеющие специального образования, не владеющие технологией журналистского труда. Это привело к тому, что в прессе появилось множество непрофессиональных моментов, начиная с неграмотной речи телевизионных ведущих и заканчивая неграмотностью пишущей журналистики. И это только самые заметные примеры непрофессионализма. Здесь возникает проблема переподготовки журналистских кадров.

Республика должна иметь и свой центр повышения квалификации журналистских кадров. Отделение журналистики могло бы принимать самое непосредственное участие в работе этого центра.

На необходимость создания Кадрового центра (Высшей школы) телерадиовещания РТ было указано на различных семинарах и совещаниях еще в середине 90-х годов прошлого века. В то же время нашим факультетом, другими ведомствами, частными компаниями и группами лиц предпринимались попытки создания учебно-производственных организаций и курсов для средств массовой информации. Было направлено письмо на имя президента РТ М.Ш. Шаймиева с проектом республиканской целевой программы «Организация многоуровневой системы образования, научно-исследовательской деятельности и опытно-конструкторских работ в телерадиовещании Республики Татарстан». Естественно, создание центра подготовки специалистов в области телерадиовещания на базе КГУ возможно лишь в сотрудничестве и кооперации с крупнейшими образовательными, научными и культурными учреждениями республики.

В указанный период был также подготовлен проект постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «О создании Института телевидения и радио в составе Казанского государственного университета», в котором предполагалось «поручить Казанскому государственному университету совместно с Академией наук Республики Татарстан, Казанским техническим университетом, Казанским финансово-экономическим институтом, Казанской государственной академией культуры и искусств, Телевизионным агентством информации ТАИР, Государственной телерадиовещательной компанией «Татарстан»

разработать учебные планы по уровням квалификации и этапам подготовки специалистов».

Реализация этого проекта обеспечила бы создание республиканской модели образования в области телерадиовещания, учитывающей постоянно обогащающееся информационное поле Татарстана.

Данный проект, как нам кажется, не утратил своего значения и сегодня.

Казанский государственный университет обладает совокупностью необходимых условий и возможностей, позволяющих создать полноценное подразделение, способное решить проблему подготовки и переподготовки высококвалифицированных телевизионных кадров для республики. Общеизвестен факт, что на базе телецентра Казанского университета была организована телекомпания «Эфир», которая использовала накопленные методики подготовки специалистов и организации телевизионных программ, что позволило ей стать в последующем одним из лидеров в области телевещания в республике.

При реализации изложенного выше проекта Казанский государственный университет, будучи учреждением высшего профессионального и послевузовского образования, ведущим научным, творческим и методическим центром в области печатных и электронных масс-медиа республики, сможет проводить в соответствии с государственными стандартами следующую деятельность в области менеджмента, журналистики, рекламного дела, public relations, дизайна, техники телевидения и радио:

1. Высшее профессиональное образование с углубленной специализацией.

2. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров по новым перспективным направлениям и специальностям.

3. Получение второго высшего образования.

4. Целенаправленные научные исследования, отвечающие нуждам Татарстана и региона в области печатных СМИ, телерадиовещания и аудиовизуального производства.

Таким образом, нам предстоит решить задачу не только по подготовке широко эрудированных мастеров пера, владеющих, с одной стороны, современными социально-экономическими и технологическими, с другой - гуманитарно-культурологическими и языковыми знаниями, но и по их переподготовке. Ведь только такой журналист способен поднять современную журналистику на качественно новый уровень.

Summary

V.Z. Garifullin. About the peculiarities of the preparation of journalists nowаdays.

This article is about problems of education in the field of journalism and mass communication. The author describes main principles of learning activities used by the departments of journalism at this faculty. The departments developed a number of new courses concerning the creation of positive image of journalist, self-regulation in difficult situations, methods of psychological influence on the audience.

The article raises the problems of the advanced specializations in the field of journalism, of skills improvement and professional retraining on new perspective directions and specialities, of the second higher education. These article also points out the necessity of aimed scien-

ce researches, which are correspond to the needs of Tatarstan and region in field of press, television, radio and audio-visual production.

Поступила в редакцию 03.10.05

Гарифуллин Васил Загитович - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой татарской журналистики, декан факультета журналистики и социологии Казанского государственного университета.

E-mail: Vasil.Garifullin@ksu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.