Научная статья на тему 'Об особенностях планировочных решений в загородных домах поздневикторианского времени'

Об особенностях планировочных решений в загородных домах поздневикторианского времени Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
175
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗДНЕВИКТОРИАНСКАЯ ЭПОХА / ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ / PLANNING / ВИКТОРИАНСКИЙ ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ / VICTORIAN COUNTRY HOUSE / АНГЛИЙСКАЯ УСАДЬБА / ENGLISH ESTATE / БРИТАНСКАЯ УСАДЕБНАЯ АРХИТЕКТУРА / BRITISH COUNTRY HOUSE ARCHITECTURE / Р.Н. ШОУ / У. НЕСФИЛД / W. NESFIELD / Ф. УЭББ / PH. WEBB / LATE VICTORIAN EPOCH / R.N. SHAW

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Соколова Мария Васильевна

Статья посвящена особенностям планировочных решений в британской усадебной архитектуре поздневикторианского времени. Именно в последние десятилетия царствования королевы Виктории в архитектуре английского усадебного дома намечаются тенденции, которые окажутся чрезвычайно важными для дальнейшего развития архитектуры частного жилища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On peculiarities of Late-Victorian country house layout solutions

The article concerns the features of planning decisions in British country house architecture at the late Victorian epoch. In the last decade of the reign of Queen Victoria in the architecture of English manor houses some tendencies had revealed themselves, that will be extremely important for the further development of the architecture of a private home.

Текст научной работы на тему «Об особенностях планировочных решений в загородных домах поздневикторианского времени»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2017. № 6

М.В. Соколова

(кандидат искусствоведения, кафедра всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ

В ЗАГОРОДНЫХ ДОМАХ ПОЗДНЕВИКТОРИАНСКОГО

ВРЕМЕНИ

Статья посвящена особенностям планировочных решений в британской усадебной архитектуре поздневикторианского времени. Именно в последние десятилетия царствования королевы Виктории в архитектуре английского усадебного дома намечаются тенденции, которые окажутся чрезвычайно важными для дальнейшего развития архитектуры частного жилища.

Ключевые слова: поздневикторианская эпоха, планировочное решение, викторианский загородный дом, английская усадьба, британская усадебная архитектура, Р.Н. Шоу, У. Несфилд, Ф. Уэбб.

The article concerns the features of planning decisions in British country house architecture at the late Victorian epoch. In the last decade of the reign of Queen Victoria in the architecture of English manor houses some tendencies had revealed themselves, that will be extremely important for the further development of the architecture of a private home.

Key words: Late Victorian epoch, planning, Victorian country house, English

estate, British country house architecture, R.N. Shaw, W Nesfield, Ph. Webb.

* * *

Существенной чертой развития викторианской усадебной архитектуры является постепенный отказ от симметричной, регулярной планировки. Этот процесс идет на протяжении всего долгого царствования королевы Виктории. Однако наиболее смелые, новаторские планировочные решения появляются в поздневикториан-скую эпоху.

Одним из важных новшеств следует считать необычный вариант решения проблемы парадных помещений — расположение части их на втором этаже здания. Так поступает Р. Керр в усадьбе Бер Вуд (1865—1874). Однако наибольшее распространение этот прием получает начиная с 1880-х гг. Подобное решение использует Р.Н. Шоу в знаменитом поместье барона Армстронга — Крэгсайд (1869— 1884). Этот пример чрезвычайно интересен тем, что здесь архитек-

* Соколова Мария Васильевна, тел.: 8-909-658-56-98; e-mail: mar641079992007@ yandex.ru

тор с небывалой смелостью отказывается от каких-либо элементов симметрии и регулярности, применяет иррегулярную планировку, что характерно для викторианской архитектуры на ее завершающем этапе.

Среди архитекторов этого времени, активно использовавших такой прием, следует, помимо Р.Н. Шоу, отметить У. Несфилда и Ф. Уэбба. Все трое вдохновлялись в своих поисках образами старых английских домов, чей облик складывался в течение долгого времени, когда каждое новое поколение жильцов осуществляло в нем определенные перестройки и добавления. Справедливости ради следует заметить, что идея обратиться к такого рода памятникам как к источнику вдохновения принадлежит не им, она возникает еще в первой половине XIX столетия.

Требование сделать жилье удобным и комфортным, не жертвуя при этом целостностью объемно-пространственной композиции, на первый взгляд, кажется очевидным, однако в теории британской архитектуры издавна существовало и иное мнение. Еще сторонники теории пиктуреска1 не только не боялись некоторого эффекта разрозненности архитектурной композиции, но, напротив, в известной степени культивировали ее. Такие приемы, как перепад высот, сопоставление разномасштабных и разнохарактерных объемов становятся обязательной чертой построек этого направления.

Продолжением данной тенденции в викторианское время можно считать творчество О. Пьюджина2. Однако любопытно, что мотивы, побудившие архитектора использовать подобного рода приемы, не только не совпадают с теми, которыми руководствовались его предшественники, но и полностью противоположны им. Сторонники теории «живописности» исходили в первую очередь из заботы о фасадном облике здания, и именно это вызывает у автора «Истинных принципов христианской архитектуры» неподдельное негодование. Он вступает со своими предшественниками в ожесточенную полемику. Не отвлеченный зрительный образ должно поставить во главу угла, по мысли автора, а «конструкцию, удобство и умест-

1 Теория пиктуреска, или живописности (от англ. picturesque) получает развитие в английской эстетике в конце XVIII столетия. У истоков ее стояли У. Гиль-пин, Р.П. Найт и Ю. Прайс. Идеи пиктуреска получили значительное отражение в архитектурной практике этого времени.

2 Подробно о творческой концепции архитектора см.: Fisher M. "Gothic for Ever": A.W.N. Pugin, Lord Shrewsbury and the Rebuilding of Catholic England. Reading, 2012; Gwynn D.R. Lord Shrewsbury, Pugin, and the Catholic Revival. London, 1946; Hill R. God's Architect: Pugin and the Building of Romantic Britain. Harmondsworth, 2008; Stanton P. Pugin. New York, 1971; Trappes-Lomax M. Pugin, a Medieval Victorian. London, 1932.

ность»3. Именно функции различных помещений здания определяют его форму, и они вовсе «не должны быть скрыты за монотонным фасадом, но, напротив, разнообразием своих форм и силуэта увеличивать эффектность постройки»4.

Наглядной иллюстрацией этой идеи можно считать раннюю работу Пьюджина — собственный дом в Сент-Мэри Грандж близ Сэлисбери, построенный им в 1835 г. Это сравнительно небольшое здание с многочисленными эркерами и лоджиями, островерхими силуэтами кровель, вертикалями каминных труб и причудливым силуэтом башни над капеллой призвано, по всей вероятности, создавать эффект естественного, постепенного роста домовладения на протяжении долгого времени, его древности. Нельзя, однако, не заметить, что в своем проектном решении архитектор сам же погрешил против пропагандируемого им принципа правдивости: желание представить только что выстроенное жилье как дом, за которым стоит многолетняя, а то и многовековая история, явно ему не соответствует5.

Если планировочные принципы О. Пьюджина и вышеупомянутых архитекторов поздневикторианского времени совпадают, то стилистически дома 1870-1880-х гг. отличаются от памятников викторианской архитектуры более раннего времени тем, что в них нет ничего специфически «средневекового», на них вообще не стоит печати какого-либо определенной стилистической тенденции. Неслучайно для обозначения этого направления чаще всего используется термин "Old English", отсылающий нас к национальной традиции без уточнения эпохи, в которую данная традиция бытовала. Более того, не совсем очевидным оказывается, на жилье какого именно сословного слоя ориентировано это направление. Если дом барона Армстронга вдохновлен в определенной степени образами шотландских замков и потому нередко включается исследователями в круг памятников, связанных с таким явлением, как "Scottish Baronial"6, то большинство других домов этого же архитектора далеки от образа аристократического гнезда.

3 Pugin A.W. The True Principles of Pointed or Christian Architecture. 1841. P. 1.

4 Ibid. P. 52.

5 О собственных домах архитектора см.: Aslet C, Powers A. English House. Har-monsworth. London, 1985. P. 156.

6 "Scottish Baronial", так называемый «баронский стиль» — одно из направлений викторианской усадебной архитектуры. В качестве первого памятника, выполненного в этом стилистическом ключе, часто называют имение Абботсфорд писателя В. Скотта (Abbottsford, Roxburghshire, 1824). Изначально явление носило локальный характер: стиль был распространен в Шотландии, лишь позже оно приобретает общенациональный характер. Подробнее см.: Dixon R., Muthesius S. Victorian Architecture. London, 1978.

Важно отметить, что вне зависимости от избранного образца для подражания можно четко проследить несколько тенденций в планировочной структуре дома. Одна из важнейших — достаточно свободная планировка. Впервые подобные тенденции появляются в викторианской загородной архитектуре во второй половине 1860-х гг. в творчестве Р.Н. Шоу и Дж. Деви.

Показательны в этом отношении планы двух не сохранившихся до нашего времени усадеб, построенных по проекту Шоу: Кловерли Холл в Шропшире (1865—1868, совместно с У. Несфилдом) и Лейз-вуд в Сассексе (1868). В обоих случаях архитектор группирует помещения вокруг двора. Несколько позже этот прием откристаллизуется в типичную для поздневикторианской эпохи Г-образную планировочную схему. В этих ранних работах план более замкнут. Так, в Лейзвуд просторный квадратный двор застроен с трех сторон периметра, а в более внушительном по размерам Кловерли Холле огромный служебный блок образует две примыкающие к Г-образ-ному плану основной части П-образные структуры, сформированные вокруг кухонного и конюшенного дворов. Как результат, дом, по своим размерам примерно равный обычному высоковикторианскому жилищу, «распространяется» на большее пространство. Цель архитектора — разгрузить композицию, сделать менее тяжеловесной, рассредоточив служебные помещения по большей площади. В результате дом перестает читаться как монолитный объем, а воспринимается как ряд строений, сгруппированных вокруг двора или нескольких дворов. Идея средневекового домовладения явно мыслилась архитектором как исходная, при том что нарочито «средневековые» черты, в отличие от своих предшественников, Шоу избегает использовать.

Организуя таким образом планировку дома, архитектор избавляется от существенного недостатка, которым страдали проекты его старшего коллеги Дж. Деви, также стремившегося создавать иллюзию органичного развития домовладения на протяжении долгого времени. В проектах последнего, в особенности, когда размеры дома внушительны, композиция начинает просто-напросто визуально разваливаться. Яркий пример — Голдингс в Херфордшире (1871—1877), где все объемы со стороны главного фасада выстроены почти по одной линии7.

Вытягивая свои дома по периметру, оба архитектора значительно сужают их ширину, так что в служебном блоке между капитальными стенами оказывается зачастую всего одно помещение. Новшества

7 Об особенностях планировочных решений Дж. Деви и, в частности, об этом усадебном доме см.: GirouardM. Victorian Country House. New Haven; London, 1985. P. 84-85.

появляются и в организации главного корпуса. Дом создает впечатление постепенно разраставшегося на протяжении долгих лет за счет того, что фактически все его наиболее важные помещения выделены в отдельные объемы благодаря многочисленным эркерам и башням. Таким образом, помещения приобретают неправильную, причудливую конфигурацию. Связаны они между собой ставшей к этому времени обычной системой коридоров. Однако коридор теперь меняет свой облик. Собственно, он составляет единое целое со сложной системой холлов и лестничных площадок.

В Крэгсайде коридор, начинаясь входным вестибюлем, тянется вдоль главного фасада, отделяя комнаты хозяина и хозяйки от подсобных помещений, чтобы затем вновь превратиться в небольшой холл, предваряющий вход в библиотеку и гостиную. Эта часть дома наиболее ранняя, она была начата еще до Р.Н. Шоу, и возможно, что он корректировал уже созданный своим предшественником проект8. Во втором этаже Шоу соединяет между собой главные помещения (картинную галерею, гостиную и бильярдную), при этом комнаты оказываются достаточно изолированными друг от друга за счет того, что двери гостиной не расположены по одной оси.

Перенос ряда помещений на второй этаж был связан с местоположением дома. Перепад высот делал невозможным дальнейший рост дома вширь. Этот же перепад приводит к ряду драматических эффектов в композиции интерьеров. Архитектор вводит в свой проект многочисленные лестницы. Дом оказывается многоуровневым, более сложным, чем можно предположить, глядя на главный фасад.

Мы подробно остановились на доме барона Армстронга как на наиболее известной работе Шоу. Следует отметить, что сходные планировочные принципы использовались им на протяжении всего творческого пути. Их можно видеть и в Пьерпонте в графстве Сар-рей (1876—1878), и в строившемся фактически одновременно с Крэгсайдом Эдкоте в графстве Шропшир (1876—1881)9. С точки зрения стилистической оба дома весьма непохожи на Крэгсайд, однако в обоих случаях используется та же достаточно свободная планировка и контрастное противопоставление разнообразных

8 Дом был начат в 1863 г., Р.Н. Шоу приступил к работе в 1869 г. Первоначальный его проект, сделанный по свидетельству современников, за несколько часов, утрачен. Первые сохранившиеся чертежи по Крэгсайду относятся к 1870 г. В связи с этим не вполне понятно, насколько архитектор опирался в своем проекте на сделанное предшественниками. Подробнее см.: Blomfield R. Richard Norman Shaw. London, 1940. P. 20.

9 Подробнее о планировках Р.Н. Шоу см. также: Saint A. Richard Norman Shaw. New Haven; London, 1976.

по своим конфигурациям помещений, которому соответствует изощренная объемно-пространственная композиция.

Важным отличием от Крэгсайда является то, что в обоих проектах главным помещением первого этажа становится внушительных размеров холл. Несмотря на свое расположение не по центру, а справа от входа, именно он в обоих домах берет на себя функцию связующего звена между его парадными помещениями. Достигается это тем, что Шоу связывает холл с системой вестибюлей, входного и лестничных холлов, весьма сходную с той, что описана нами в Крэгсайде. В итоге он становится местом, куда сходятся нити всех пространственно-композиционных решений. Сквозной проход соединяет его с гостиной, превращая в единое грандиозное парадное пространство. Лестницей он связан с помещениями второго этажа, а пересекая довольно широкий вестибюль (а не узкий коридор, как в проектах высоковикторианского времени), посетитель имеет возможность попасть из него в столовую, бильярдную и, в Эдкоте, библиотеку.

На первый взгляд, архитектор здесь следует сложившейся в высоковикторианскую эпоху традиции. На самом деле функции этого помещения в доме и, соответственно, его семантическая окраска значительно меняются. Несмотря на свой масштаб это не столько парадная, сколько частная комната, своего рода гостиная в готическом вкусе. Соотношение privacy и publicity, частного и общественного, несколько меняется в сознании современников. Теперь уже не столь необходимо демонстрировать свою безукоризненную общественную репутацию, ревностно скрывая при этом частную жизнь от глаз посторонних. Дома поздневикторианской эпохи весьма точно отражают эту тенденцию к камерности и уюту: даже при значительном их масштабе архитекторы, работающие в так называемом староанглийском стиле, стремятся ориентироваться как на образец не на усадебные резиденции аристократии, а на жилище среднего класса. Зачастую это стремление приводит к парадоксальным результатам: при всех его ухищрениях, попытка Шоу превратить огромное жилище миллионера в «фермерский домик» заведомо обречена на провал.

Функцию связующего звена между помещениями дома играет и так называемый большой холл в проектах У. Несфильда. В несо-хранившемся до наших дней доме, Кловерли Холл в графстве Шропшир (1864—1870), одном из ключевых памятников, открывающем новую страницу в загородном строительстве поздневикториан-ской эпохи, холл, что примечательно, имеет связь и с помещениями цокольной зоны, куда отнесены такие традиционно мужские ком-

наты, как бильярдная и комната для ведения бизнеса10. В небольших домах, например в построенном Э. Оулдом в Стаффордшире Уайтик Мэнор (1887—1893), используется сходное с решениями Шоу и Несфилда планировочное решение. Однако в силу скромного масштаба холл превращается в небольшой вестибюль. Таким образом, дом фактически лишается комнаты, которую можно было бы назвать его главным помещением.

Однако все чаще связующую функцию берет на себя не холл, а возрождающийся к последней четверти века салон. Подобное решение можно видеть, например, у Дж. Деви в осуществленном проекте Голдингс в Херфордшире (1871—1877), а на востоке страны — в Кенхилле, графство Норфолк (1879—1880, архитектор Дж. Стивенсон). Последний пример особенно интересен тем, что здесь парадные помещения сравнительно небольшого дома подняты на высоком цоколе на уровень второго этажа, где их количество сведено до определенного еще в георгианский период минимума — три комнаты: салон, столовая и гостиная. Необычен здесь их набор: салон вместо библиотеки. В воскрешении этой комнаты как главного парадного помещения дома можно, на наш взгляд, видеть своего рода ностальгию по усадебной архитектуре второй половины XVII — начала XVIII столетий, находящую отражение и в фасадном облике многих домов этого времени.

Эта же ностальгия сказывается и в том, что в поздневикториан-скую эпоху дает о себе знать планировочная тенденция, противоположная отмеченному нами выше стремлению ко все более свободной планировке: возвращение к регулярности, симметричной композиции и, вообще, к классической традиции. Такая тенденция находит отражение во входящих в моду в последней четверти века стилистических направлениях: "Queen Anne" и "Neo-Georgian". В качестве яркого примера новых тенденций в планировке можно привести усадьбу Кинмел Парк в Денбишире (1868—1874, У. Не-сфилд). С точки зрения фасадного решения она предвосхищает ставший весьма популярным несколькими годами позже так называемый стиль королевы Анны. Особенность его можно определить как некий компромисс между стремлением к строгим, регулярным формам и нежеланием возвращаться к классической архитектуре в ее традиционном виде.

С точки зрения планировки здесь также наблюдается некое «воскрешение» симметрии, но отнюдь не абсолютизация этого

10 Цокольная часть здания становится традиционно «мужской» в английской усадебной архитектуре еще в XVIII столетии. В цокольной части палладианского дома (так называемом rustic), где находились, как правило, складские помещения и винные погреба, устраивались, например, пирушки после удачной охоты.

принципа. Своего рода осью, делящей прямоугольник главного корпуса на две равные части, становится салон, имеющий отдельный вход со стороны садового фасада. Эта вытянутая перпендикулярно фасаду комната с апсидообразным завершением раскрывается в расположенные вокруг нее парадные помещения. Таким образом, салон берет на себя роль, которую в высоковикторианскую эпоху играл, как мы видели, большой холл. Собственно и холлы, начиная с 1860-х гг., несмотря на свои внушительные размеры, все больше приобретают характер не общественного, а частного помещения, своего рода гостиной в средневековом вкусе. В данном же случае обращение архитектора в своем проекте к традиции национального барокко, видимо, подтолкнуло его к типичному для английских домов этого времени решению, когда именно салону принадлежит центральное место в планировке основного объема.

Важен также необычный масштаб общих комнат. Поскольку уют, комфорт, культ частного бытия являлись важными приоритетами викторианской культуры, сравнительно небольшой размер парадных комнат был характерен даже для внушительных по размеру домов. В Кинмел Парке комнаты увеличиваются в несколько раз по сравнению со стандартным размером. По сути они превращаются в залы дворцового типа. Заметим, что этих комнат немного, однако к столовой, гостиной и библиотеке — необходимому минимуму парадных помещений даже в самом скромном доме — добавляется бальная зала (!), что также свидетельствует о воскрешении давно исчезнувшей традиции. Холл же превращается во входной вестибюль, обширный по размерам, но не связанный с парадными помещениями дома. Из него посетитель попадает в коридор, соединяющий блок парадных помещений с изолированной от него зоной мужских комнат: курительной, бильярдной и кабинетом хозяина, а также с капеллой. Эта часть дома становится своего рода переходной от главного корпуса к служебному. Таким образом, архитектор в своем проекте сумел удовлетворить достаточно противоречивым требованиям эпохи: масштабная внушительность парадных апартаментов сочетается с камерностью, закрытостью находящихся рядом хозяйских комнат. Эту дилемму далеко не всегда удавалось решить столь удачно.

Один из наиболее интересных примеров этого времени — усадьба Карлтон хаус в Йоркшире (Э. Пьюджин, 1873—1875). Проект Э. Пьюджина был осуществлен только наполовину. Наиболее эффектная его часть, с капеллой и холлом, расположенными под углом в 90 градусов друг к другу, не была построена. Таким образом, архитектурное решение усадьбы лишилось в своем окончательном

виде главного композиционного узла — огромной лестничной башни, связывавшей воедино старый дом с капеллой с одной стороны и с холлом — с другой. Изменения коснулись главным образом фасадного облика дома. Что же касается его планировочного решения, здесь фактически без изменений сохранилась структура, сложившаяся в XVII—XVIII столетиях. В итоге самая старая часть дома, возведенная еще в 1615 г., в основном используется хозяевами как жилая, в то время как расположенный к ней под углом 90 градусов вытянутый одноэтажный корпус 1770-х гг., где раньше помещалась капелла, должен был после значительной перестройки вместить в себя ряд парадных комнат. Таким образом, задача совместить представительные функции с комфортным размещением хозяев решалась в традиции английских загородных домов XVII — начала XVIII в., когда парадная анфилада была исключена из повседневного использования, в то время как гостиная, столовая и прочие необходимые помещения дублировались в значительно меньшем масштабе в помещении флигеля, где и протекала основная жизнь семьи.

Тенденция к укрупнению масштаба и приведению плана к более простой и ясной структуре наблюдается в конце века не только в домах, построенных в стиле королевы Анны или неогеоргианском вкусе. Современник У. Несфилда и Р.Н. Шоу, Ф. Уэбб, чьи социалистические симпатии, безусловно, способствовали тому, что он ориентировался в своих проектах на такой демократический образец, как фермерский дом, отказывается, в отличие от своих коллег, от излишней дробности и усложненности плана. В Стендене (графство Сассекс), построенном в 1891—1894 гг., он использует ставшую к тому времени классической Г-образную композицию, пристраивая службы под углом 90 градусов к основному объему и группируя их вокруг кухонного двора. Сам основной блок распланирован предельно просто, будучи сориентирован по двум перпендикулярным осям. От расположенного по центру входного вестибюля с лестницей открывается проход через коридор в гостиную. Этот коридор, как в старых английский домах типа double pile11, идет параллельно фасаду и делит корпус на две части, таким образом, бильярдная с кабинетом остаются по одной его стороне, а гостиная, столовая и зимний сад — по другой. Фасад расположен фак-

11 Double pile plan (буквально: план в виде двойной колоды) нередко встречается в английской архитектуре XVII столетия. Такое планировочное решение предполагает наличие на уровне двух этажей сквозного коридора, идущего параллельно линии главного фасада и разделяющего дом на две равные части. Воскрешение этой традиции наблюдается в викторианскую эпоху.

тически в одной плоскости, количество выступающих частей здания минимально, соответственно и конфигурации комнат просты.

Рассмотрев ряд усадебных домов поздневикторианской эпохи, мы можем придти к заключению, что в это время наблюдаются противоречивые тенденции в области планировочных решений. С одной стороны, получают развитие и широкое распространение идеи иррегулярной, более свободной по сравнению с эпохой-предшественницей планировки. С другой стороны, в конце столетия происходит своеобразное возрождение идеи регулярного плана, связанное с общей тенденцией воскрешения интереса к классической архитектурной традиции в Англии.

Список литературы

1. Aslet C., Powers A. English House. Harmonsworth; London, 1985.

2. Blomfield R. Richard Norman Shaw. London, 1940.

3. Dixon R., Muthesius S. Victorian Architecture. London, 1978.

4. GirouardM. Victorian Country House. New Haven; London, 1985.

5. Hill R. God's Architect: Pugin and the Building of Romantic Britain. Har-mondsworth, 2008.

6. Saint A. Richard Norman Shaw. New Haven; London, 1976.

Поступила в редакцию 4 октября 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.