Научная статья на тему 'Об особенностях педагогики в ведомственной образовательной организации системы органов внутренних дел Российской Федерации'

Об особенностях педагогики в ведомственной образовательной организации системы органов внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская Федерация / законодательство / нормативный правовой акт / Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» / Федеральный закон «О полиции» / подзаконный нормативный правовой акт / Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» / право / педагогика / педагог / правоохранительный орган / орган внутренних дел / ведомственная образовательная организация / Russian Federation / legislation / normative legal act / Federal Law “On Education in the Russian Federation” / Federal Law “On Police” / subordinate normative legal act / Decree of the President of the Russian Federation “On measures to improve higher legal education in the Russian Federation” / law / pedagogy / teacher / law enforcement agency / body internal affairs / a departmental educational organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олег Юрьевич Ананьин, Мирослав Васильевич Пешков

В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства об особенностях педагогики в ведомственной образовательной организации системы органов внутренних дел Российской Федерации высказано несколько суждений: нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования педагогической деятельности в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»; действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» распространяется на все образовательные организации, в том числе входящие в систему органов внутренних дел Российской Федерации; особенности образовательной деятельности в образовательных организациях системы органов внутренних дел Российской Федерации могут быть предусмотрены в Федеральном законе от 28 января 2011 г. «О полиции»; образовательные организации системы органов внутренних дел Российской Федерации должны использовать позитивный опыт аналогичной деятельности ведомственных образовательных организаций зарубежных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олег Юрьевич Ананьин, Мирослав Васильевич Пешков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the peculiarities of pedagogy in the departmental educational organization of the system of internal affairs bodies of the Russian Federation

Based on the analysis of legal literature and legislation on the peculiarities of pedagogy in the departmental educational organization of the system of internal affairs bodies of the Russian Federation, several judgments are made in the article: the regulatory legal act specifically designed to regulate pedagogical activity in the Russian Federation is the Federal Law of December 21, 2012 “On Education in the Russian Federation”; the Federal Law “On Education in the Russian Federation” applies to all educational organizations, including those included in the system of internal affairs bodies of the Russian Federation; the specifics of educational activities in educational organizations of the system of internal affairs bodies of the Russian Federation may be provided for in the Federal Law of January 28, 2011 “On Police”; educational organizations of the system of internal affairs bodies of the Russian Federation should use the positive experience of similar activities of departmental educational organizations of foreign countries.

Текст научной работы на тему «Об особенностях педагогики в ведомственной образовательной организации системы органов внутренних дел Российской Федерации»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 233 — 237. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):233 — 237.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 37.062.2

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-233-237 NIION: 2007-0062-3/24-153

EDN: https://elibrary.ru/XMXPHA MOSURED: 77/27-004-2024-03-353

Об особенностях педагогики

W ^ W

в ведомственной образовательной организации системы органов внутренних дел Российской Федерации

Олег Юрьевич Ананьин1, Мирослав Васильевич Пешков2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 o-ananin@mail.ru

2 peshkovmiroslavv2013@yandex.ru

Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства об особенностях педагогики в ведомственной образовательной организации системы органов внутренних дел Российской Федерации высказано несколько суждений: нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования педагогической деятельности в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»; действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» распространяется на все образовательные организации, в том числе входящие в систему органов внутренних дел Российской Федерации; особенности образовательной деятельности в образовательных организациях системы органов внутренних дел Российской Федерации могут быть предусмотрены в Федеральном законе от 28 января 2011 г. «О полиции»; образовательные организации системы органов внутренних дел Российской Федерации должны использовать позитивный опыт аналогичной деятельности ведомственных образовательных организаций зарубежных государств.

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «О полиции», подзаконный нормативный правовой акт, Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации», право, педагогика, педагог, правоохранительный орган, орган внутренних дел, ведомственная образовательная организация

Для цитирования: Ананьин О.Ю., Пешков М.В. Об особенностях педагогики в ведомственной образовательной организации системы органов внутренних дел Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 233 — 237. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-233-237. EDN: https://elibrary.ru/XMXPHA.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

About the peculiarities of pedagogy in the departmental educational organization of the system of internal affairs bodies of the Russian Federation

Oleg Yu. Ananyin2, Miroslav V. Peshkov2

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot, Moscow, Russia

1 o-ananin@mail.ru

2 peshkovmiroslavv2013@yandex.ru

Abstract. Based on the analysis of legal literature and legislation on the peculiarities of pedagogy in the departmental educational organization of the system of internal affairs bodies of the Russian Federation, several judgments are made in the article: the regulatory legal act specifically designed to regulate pedagogical activity in the Russian Federation is the Federal Law of December 21, 2012 "On Education in the Russian Federation"; the Federal Law "On Education in the Russian Federation" applies to all educational organizations, including those included in the system of internal affairs bodies of the Russian Federation; the specifics of educational activities in educational organizations of

© Ананьин О.Ю., Пешков М.В., 2024

the system of internal affairs bodies of the Russian Federation may be provided for in the Federal Law of January 28, 201 1 "On Police"; educational organizations of the system of internal affairs bodies of the Russian Federation should use the positive experience of similar activities of departmental educational organizations of foreign countries.

Keywords: Russian Federation, legislation, normative legal act, Federal Law "On Education in the Russian Federation", Federal Law "On Police", subordinate normative legal act, Decree of the President of the Russian Federation "On measures to improve higher legal education in the Russian Federation", law, pedagogy, teacher, law enforcement agency, body internal affairs, a departmental educational organization

For citation: Ananyin O.Yu., Peshkov M.V. About the peculiarities of pedagogy in the departmental educational organization of the system of internal affairs bodies of the Russian Federation // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):233-237. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-233-237. EDN: https://elibrary.ru/XMXPHA.

Противоречия исследуемой темы заключаются:

1) в несовершенстве законодательной базы. Несмотря на наличие Федерального закона от 21 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», регулирующего образовательные процессы в образовательных организациях системы органов внутренних дел, существует необходимость уточнения и детализации ряда положений для адекватного отражения специфики данной системы. На это указывает и Федеральный закон от 28 января 2011 г. «О полиции», который не в полной мере учитывает особенности педагогической деятельности в ведомственных образовательных учреждениях;

2) в необходимости интеграции зарубежного опыта. Отсутствие систематического внедрения передового зарубежного опыта в образовательных организациях системы МВД России создает дополнительные сложности в повышении качества образования и профессиональной подготовки сотрудников. Введение новых педагогических технологий и методик, успешно применяемых в зарубежных ведомственных образовательных учреждениях, могло бы существенно повысить уровень подготовки кадров;

3) в дефиците педагогических исследований. Несмотря на наличие отдельных исследований, посвященных ведомственному контролю и особенностям образовательной деятельности, существует дефицит комплексных и систематических исследований в области педагогики образовательных организаций системы МВД России.

Основной проблемой является недостаточная теоретическая и практическая разработанность педагогических особенностей образовательных организаций системы органов внутренних дел Российской Федерации. Необходимы более глубокое исследование и адаптация зарубежного опыта для повышения эффективности образовательного процесса и подготовки кадров.

В научной литературе отмечены следующие направления исследований:

1) правовые аспекты ведомственного контроля. Л.Н. Акишин в своих работах подробно

рассматривает правила проведения ведомственного контроля и административные процедуры в сфере закупок для образовательных государственных и муниципальных учреждений;

2) методы и технологии педагогического процесса. Г. Нурлыбаева акцентирует внимание на необходимости внедрения европейских педагогических технологий и методов нравственного воспитания сотрудников полиции;

3) организация и проведение ведомственных проверок. М.Ф. Бураева исследует цели, задачи и порядок проведения ведомственного контроля в образовательных организациях, подчеркивая важность строгого соблюдения процедур и использования результатов проверок для повышения эффективности управления.

Таким образом, на основе существующих исследований и практического опыта можно выделить несколько групп ученых, занимающихся данной проблематикой.

Исследователи правовых аспектов образования Л.Н. Акишин и М.Ф. Бураева делают акцент на правовом регулировании и контроле образовательных процессов. Эксперт в области педагогики и воспитания Г. Нурлыбаева изучает внедрение педагогических технологий и нравственное воспитание в системе ОВД.

Данные противоречия и проблемы определяют актуальность исследования и необходимость дальнейшего развития теоретических и методических подходов к педагогике в образовательных организациях системы органов внутренних дел Российской Федерации.

Предметом данной статьи являются особенности педагогики в ведомственной образовательной организации системы органов внутренних дел Российской Федерации.

Первоначально о состоянии теории.

Так, Л.Н. Акишин рассмотрел «правила проведения ведомственного контроля органами управления образованием в сфере закупки товаров, работ и услуг для обеспечения нужд образовательных государственных и муниципальных учреждений». «В случае выявления по результа-

там проверок действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения, материалы проверки подлежат направлению в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, а в случае выявления действий (бездействия), содержащих признаки состава уголовного преступления, — в правоохранительные органы» [1]. Этот же автор рассматрел «сроки и последовательность административных действий и процедур при осуществлении контрольных мероприятий в рамках ведомственного (учредительного) контроля за деятельностью муниципальных образовательных организаций». «Результаты контроля используются: при оценке деятельности образовательных организаций и их руководителей, в том числе при распределении стимулирующей части оплаты труда руководителей; при принятии решения о внесении соответствующих изменений в учредительные документы проверенной образовательной организации; при решении вопроса о сохранении (увеличении, уменьшении) показателей муниципального задания и объемов бюджетных ассигнований; при проведении аттестации руководителей образовательных организаций; при принятии решений о поощрении и награждении руководителей образовательных организаций; при подготовке предложений о реорганизации (ликвидации) образовательной организации, изменении ее типа» [2].

М.Ф. Бураевой «рассмотрены цель, задачи, формы ведомственного контроля, периодичность, сроки, порядок проведения и оформление результатов проверок, принимаемые меры по результатам контроля». «В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы (претензии) признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо МОУО, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб (претензий), незамедлительно направляет имеющиеся материалы в правоохранительные органы» [3].

Г. Нурлыбаева полагает «необходимым ознакомить руководителей МВД с общеевропейскими тенденциями в области преподавания полицейской этики, с педагогическими технологиями и методиками европейских преподавателей полицейской этики, с педагогическими системами нравственного воспитания сотрудников полиции в Европе, полученными в ходе сотрудничества с высшими учебными заведениями полицейского образования, входящими в Ассоциацию европейских высших полицейских колледжей» [5].

Разнообразие результатов научных изысканий относительно особенностей педагогики в ведомственной образовательной организации системы органов внутренних дел во многом предопределено несовершенством законодательства в Российской Федерации.

В Российской Федерации действует Федеральный закон от 21 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»1. «1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование...» (ч. 1 ст. 1), действие Закона распространяется на все образовательные организации, в том числе на образовательные организации системы органов внутренних дел.

Система органов внутренних дел определена в Федеральном законе от 28 января 2011 г. «О полиции»2, на несовершенство которого уже обращается внимание в юридической литературе [4, с. 291—311].

Таким образом, исследования относительно педагогики в ведомственных образовательных организациях Российской Федерации необходимо продолжать.

Во-первых, нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования педагогической деятельности в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

Во-вторых, действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» распространяется на все образовательные организации, в том числе входящие в систему органов внутренних дел Российской Федерации.

В-третьих, особенности образовательной деятельности в образовательных организациях системы органов внутренних дел Российской Федерации могут быть предусмотрены в Федеральном законе от 28 января 2011 г. «О полиции».

В-четвертых, образовательные организации системы органов внутренних дел Российской Федерации должны использовать позитивный опыт аналогичной деятельности ведомственных образовательных организаций зарубежных государств.

1 См.: СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. I). Ст. 7598; ...; 2024. № 1 (ч. I). Ст. 66.

2 См.: СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

Исследование педагогических особенностей в ведомственных образовательных организациях системы органов внутренних дел Российской Федерации представляется важным и актуальным направлением научных изысканий. Данная тематика обладает значительным потенциалом для дальнейшего теоретического и практического изучения.

Научные исследования подчеркивают необходимость совершенствования законодательной базы, регулирующей образовательные процессы в системе ОВД. Л.Н. Акишин и М.Ф. Бураева в своих работах указывают на важность детализированного ведомственного контроля и административных процедур, что свидетельствует о высоком уровне значимости правового аспекта в контексте образовательной деятельности.

Одной из ключевых проблем является недостаточное внимание к интеграции передового зарубежного опыта в педагогическую практику. Г. Нурлыбаева акцентирует внимание на важности внедрения европейских педагогических технологий и методик нравственного воспитания сотрудников полиции. Систематическое использование зарубежного опыта может способствовать значительному повышению уровня профессиональной подготовки сотрудников ОВД.

Кроме того, существует дефицит комплексных и систематических исследований, что затрудняет формирование целостного подхода к решению образовательных задач в ведомственных учреждениях. Этот аспект подчеркивает необходимость дальнейшего развития теоретических и методических подходов к педагогике в образовательных организациях системы органов внутренних дел Российской Федерации.

Анализируя существующие исследования, можно выделить две основных группы ученых, а именно: исследователи правовых аспектов образования (Л.Н. Акишин, М.Ф. Бураева и др.) и эксперты в области педагогики и воспитания (Г. Нурлыбаева и др.). Их работы закладывают фундамент для дальнейшего углубления и расширения знаний в данной области.

В целом научные исследования подтверждают необходимость продолжения изучения педагогических особенностей в ведомственных образовательных организациях системы органов внутренних дел Российской Федерации. Решение выявленных проблем и противоречий требует комплексного подхода, включающего как правовое регулирование, так и внедрение передового зарубежного опыта и инновационных педагогических технологий.

Существует значительный потенциал для повышения эффективности образовательного процесса и подготовки кадров через адаптацию и интеграцию передовых методик. Таким образом, дальнейшее развитие теоретических и практических аспектов педагогики в ведомственных образовательных организациях остается важным и актуальным направлением научных исследований.

Список источников

1. Акишин Л.Н. Ведомственный контроль в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд образовательных государственных и муниципальных учреждений / / Управление образовательной организацией. 2019. № 6.

2. Акишин Л.Н. Ведомственный контроль деятельности муниципальных образовательных организаций // Управление образовательной организацией. 2019. № 9.

3. Бураева М.Ф. Ведомственный контроль и проверки муниципальных школ / / Управление образовательной организацией. 2019. № 3.

4. Галузо В.Н. Теория правоохраны в Российской Федерации (историко-правовое исследование): монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022.

5. Нурлыбаева Г. Поиск новых эффективных педагогических технологий в области нравственного воспитания руководящих сотрудников правоохранительных органов в ходе сотрудничества с высшими полицейскими учебными заведениями Европы // Российский следователь. 2006. № 10.

References

1. Akishin L.N. Departmental control in the field of procurement of goods, works and services to meet the needs of educational state and municipal institutions / / Management of an educational organization. 2019. No. 6.

2. Akishin L.N. Departmental control of the activities of municipal educational organizations // Management of an educational organization. 2019. No. 9.

3. Buraeva M.F. Departmental control and inspections of municipal schools // Management of an educational organization. 2019. No. 3.

4. Galuzo V.N. Theory of law enforcement in the Russian Federation (historical and legal research): monograph. M.: UNITY-DANA, 2022.

5. Nurlybayeva G. Search for new effective pedagogical technologies in the field of moral education of senior law enforcement officers in the course of cooperation with higher police educational institutions in Europe // Russian investigator. 2006. No. 10.

Информация об авторах

О.Ю. Ананьин — начальник кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук, доцент; М.В. Пешков — преподаватель-методист МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors O.Yu. Ananyin — Head of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Professional Activity of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor;

M.V. Peshkov — Teacher-Methodologist of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 14.06.2024; одобрена после рецензирования 15.07.2024; принята к публикации 15.08.2024.

The article was submitted to the editorial office 14.06.2024; approved after review 1 5.07.2024; accepted for publication 15.08.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Управление человеческими ресурсами. Стратегическая функция менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» / под науч. ред. Ю.А. Цыпкина, В.С. Осипова; под общ. ред. Н.Д. Эриашвили, И.В. Грошева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. — 423 с.

ISBN 978-5-238-03841-4

Человеческие ресурсы — основа успешной деятельности любого предприятия, организации. В современных условиях управление человеческими ресурсами позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личностного фактора и т.д. Рассматриваются проблемы управления человеческими ресурсами, систематизируются аспекты набора, отбора и ориентации работников предприятий и организаций. Особое место занимают вопросы обучения кадров, их профессионального и карьерного продвижения.

Комплексно отражены такие важные темы, как организация труда и контроль за деятельностью кадров и управленцев.

Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей вузов, работников отделов кадров крупных предприятий, рекрутинговых компаний, а также может быть полезно органам государственной службы в их деятельности по подбору специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.