Научная статья на тему 'Об особенностях обучения немецкому языку как второму иностранному'

Об особенностях обучения немецкому языку как второму иностранному Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / SECOND FOREIGN LANGUAGE / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / LINGUISTIC FEATURES / ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ / BASIC CRITERIA / УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС / EDUCATIONAL METHODICAL COMPLEX / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО / METHODICAL SUPERVISION / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА ОБЩЕНИЯ / SOCIAL CULTURAL SPHERE OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова О. Б.

В представленной статье говорится об особенностях обучения второму иностранному языку. Обосновывается выбор немецкого языка для изучения в качестве второго иностранного. Рассматриваются лингвистические особенности, которые следует учитывать для успешного овладения вторым иностранным языком, выделяются основные критерии при выборе учебника, анализируется учебный комплекс «Themen aktuell», используемый для обучения немецкому языку как второму иностранному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL FEATURES OF GERMAN LANGUAGE TEACHING AS A SECOND LANGUAGE

Special features of the second foreign language (SFL) teaching are presented in the given article. At the same time linguistic features necessary for the successful SFL acquisition should be considered; basic criteria while choosing the SFL textbook are singled out; educational -methodical complex «Themen aktuell» used for SFL teaching is analyzed.

Текст научной работы на тему «Об особенностях обучения немецкому языку как второму иностранному»

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ КАК ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ

Кандидат филологических наук, старший преподаватель О. Б. Анисимова

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

В представленной статье говорится об особенностях обучения второму иностранному языку. Обосновывается выбор немецкого языка для изучения в качестве второго иностранного. Рассматриваются лингвистические особенности, которые следует учитывать для успешного овладения вторым иностранным языком, выделяются основные критерии при выборе учебника, анализируется учебный комплекс «Themen aktuell», используемый для обучения немецкому языку как второму иностранному.

Ключевые слова: второй иностранный язык, лингвистические особенности, основные критерии, учебный комплекс, коммуникативная компетенция, методическое руководство, социально-культурная сфера общения.

Проблема содержания обучения иностранным языкам была и остается одной из самых важных проблем методики и лингводидактики. Это естественно, ибо социальный заказ современного общества в этой области выдвигает задачу сформировать такую личность, которая была бы способна адаптироваться в быстроразви-вающихся условиях жизни.

Актуальные изменения в политической, социально-экономической и культурной сферах в Российской Федерации в наши дни привели не только к значительному расширению функций предмета «Иностранный язык», переосмыслению содержания обучения, его целей и задач, но и к необходимости поиска новых подходов в этой области.

Новые возможности в организации образования, создавшиеся за последнее десятилетие, позволили ввести в ряде вузов регионов России обучение второму иностранному языку.

Изучение второго иностранного языка позволяет учащимся познакомиться еще с одной европейской культурой, с другими видами государственного устройства, жизнью и бытом сверстников, осознать то общее, что есть у народов, принадлежащих к разным культурам, глубже понять идею создания единой Европы,

механизмов общеевропейской интеграции, общее стремление европейских народов к совместной деятельности в решении актуальных проблем.

Вполне очевидно, что «чем большим количеством языков владеет каждый потенциальный участник процесса межкультурного общения, тем легче происходит его интеграция в интернациональное сообщество, понимание особенностей культуры и национального менталитета того или иного народа, тем проще осуществляется кооперация на мировом рынке и тем выше его шанс для получения достойного места в жизни» [2].

В соответствии с образовательными стандартами ряда актуальных специальностей (например: связи с общественностью, деятельность в сфере сервиса и туризма) предполагается изучение второго иностранного языка. Так, в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма преподается дисциплина «Иностранный язык-2 (немецкий)».

Выбор немецкого языка для изучения в вузе в качестве второго иностранного языка не случаен и объясняется интенсификацией сотрудничества между Россией и Германией в коммерческой и профессиональной жизни, увеличением личной мобильности, расширением контактов с немецкой культурой, возможностью обмениваться студентами и преподавателями. Немецкий язык является типично вторым иностранным языком. Как показывает практика, трое из четырех, изучающих немецкий язык как второй иностранный, изучали английский язык в качестве первого иностранного языка и могут использовать полученный опыт, знания, умения и навыки, которые могут быть перенесены во второй иностранный язык, что значительно облегчит его изучение.

Опыт обучения немецкому языку на базе английского в условиях неязыкового вуза показывает, что для успешного обучения второму иностранному языку -немецкому, необходимо учитывать следующие лингвистические особенности:

- генетическую близость немецкого и английского языков;

- латинскую письменность;

- некоторые общие моменты в произношении;

- аналогичные грамматические явления, близкие по структуре и семантике;

- наличие общего пласта лексики германского происхождения;

- сходные речевые модели.

Начальный курс обучения немецкому языку на базе английского можно разделить на два этапа: подготовительный и основной. Подготовительный этап - это коммуникативно-направленный вводный курс, формирующий навыки произношения и чтения немецкого текста. Главной задачей основного этапа является обеспечение коммуникативной компетенции в социально-культурной сфере общения.

Очевидно, что для обучения второму иностранному языку нужна специальная программа и особые учебники, рассчитанные на более активное усвоение студентами языкового и речевого материала, чем это имеет место при изучении первого иностранного языка. Следует учитывать психологические факторы, положительно влияющие на изучение второго иностранного языка: вербальное мышление, память, речевой и лингвистический опыт студентов. Необходима специальная организация деятельности обучаемых, направленная на установление черт сходства и различия с тем, что уже известно из прошлого опыта и может оказать интерферирующее влияние [1].

Все вышеизложенное учитывалось при разработке учебно-методического комплекса по предмету «Иностранный язык-2» для специальности «Социально-культурный сервис и туризм» на кафедре иностранных языков Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

При выборе учебника для обучения второму иностранному языку мы обращали внимание на следующие критерии:

- насколько учебник позволяет активизировать лингвистический опыт учащегося, имеющийся из первого иностранного языка;

- насколько данные учебные материалы стимулируют интерес к изучению нового языка и культуры;

- соответствуют ли они социальному опыту учащегося и его межкультурным умениям, полученным при овладении первым иностранным языком;

- имеется ли в данном учебнике достаточно разнообразных текстов, заданий и упражнений для проведения прямого сравнения языков и культур.

Опираясь на выше представленные критерии, мы остановились на учебном комплексе (УК) «Themen aktuell» [3].

«Themen aktuell» - принципиально новый учебный комплекс для взрослых и учащихся от 16 лет, изучающих немецкий язык с нулевого уровня.

Цель данного курса - обеспечить уровень владения немецким языком, необходимый для общения с носите-

лями языка в отдельных сферах и ситуациях общения, а также осмысленно воспринимать аутентичные и специальные тексты.

УК «Themen aktuell» состоит из учебника с установочным компьютерным CD-Rom диском, рабочей тетради, CD-дисками для прослушивания аутентичных текстов и книги для учителя.

Учебный комплекс является многоуровневым: «Themen aktuell-1», «Themen aktuell-2», «Themen aktuell-3 (Zertifikatsband)». Первый уровень - начальный, второй - продвинутый и третий уровень представляет собой систематизированное повторение грамматического и лексического материала первого и второго уровня. Для обучения второму иностранному языку студентов КГУФКСТ факультета «Социально-культурный сервис и туризм» нами используются первый и второй уровни.

Учебник для каждого уровня состоит из 10 разделов, содержащих аутентичный страноведческий материал для обучения всем видам речевой деятельности - литературные и газетные тексты, диаграммы, стихи, песни.

Для того чтобы овладение вторым иностранным языком (немецким) происходило без особых трудностей, каждый урок учебника одинаково построен: погружение в тему - чтение - говорение - письмо. Четко дифференцированные упражнения, сопровождаемые рисунками. Тщательно разработанная грамматическая прогрессия, которая быстро и уверенно ведет к цели. Интересные и неожиданные методические идеи делают учебный процесс эффективным и увлекательным. Например: введение новой лексики дается не при помощи перевода, а с помощью занимательных, порой даже смешных рисунков и фотографий. Упражнения построены так, что заставляют студента мыслить, творить, а не просто заучивать готовые фразы. Учебник снабжен грамматическим справочником, представленным в таблицах, что позволяет студентам успешно ориентироваться в сложной грамматике немецкого языка. Также прилагается CD-Rom диск - электронная версия учебника для самостоятельной работы, что делает возможным обучаемому еще раз дома повторить самостоятельно материал пройденного урока. С помощью медиотеки страницы учебника оживают. Различные виды упражнений благодаря анимации выглядят более привлекательными и интересными.

Рабочая тетрадь построена по тому же принципу, что и учебник, и состоит из 10 разделов. Каждый раздел содержит лексический и грамматический материал, необходимый для усвоения определенной коммуникативной темы. Упражнения для закрепления лексического и грамматического материала очень разнообразны. Это и подстановочные упражнения, и упражнения с элементами ролевой игры, упражнения на составление логической цепочки, диалогов, креативные упражнения. В конце рабочей тетради находятся ключи к упражнениям, при помощи которых в случае необходимости студент может проверить правильность выполнения заданий.

Книга для учителя является востребованным мето-

74

№3 • 2009

дическим руководством и представлена в двух частях. Первая часть (Teil A) содержит методические рекомендации по подготовке и проведению занятий, а также тексы для проведения аудирования. Вторая часть (Teil B) содержит приложения, раздаточный материал, указания по грамматике, страноведческий материал, контрольные тесты с ключами по каждому разделу.

Учебный комплекс«Themen aktuell» является очень современным, ярким и интересным. В нем реализуются некоторые нетрадиционные приемы начального обучения немецкому языку, что отличает его от отечественных учебных пособий аналогичного типа. В частности для комплекса «Themen aktuell» характерны:

- коммуникативная направленность;

- отказ от использования грамматического аспекта как доминирующего компонента при обучении иностранному языку;

- актуальные ситуации и темы общения.

Учебный комплекс реализует европейский подход к изучению немецкого языка как иностранного и написан с учетом новых правил правописания, действующим с 1 августа 1998 года. УК «Themen aktuell» отличается красочным оформлением, коммуникативными заданиями, текстами, подобранными в соответствии с современной действительностью, забавными рисунками, фотографиями. Все это является мотивирующими факторами, вызывающими желание открыть учебник и с удовольствием изучать немецкий язык.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бим, И.Л. Концепция обучения иностранному языку (немецкому на базе английского). - Тверь: Титул, 2001.

2. Гальскова, Н.Д., Яковлева, Л.Н. Новый УМК по немецкому языку // Иностранные языки в школе. - 1998. - № 1. - С . 39.

3. Themen aktuell. Max Hueber Verlag. Germany. 2003.

SPECIAL FEATURES OF GERMAN LANGUAGE TEACHING AS A SECOND LANGUAGE

O.Anisimova, Candidate of Philology, Senior Teacher

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

Special features of the second foreign language (SFL) teaching are presented in the given article. At the same time linguistic features necessary for the successful SFL acquisition should be considered; basic criteria while choosing the SFL textbook are singled out; educational -methodical complex «Themen aktuell» used for SFL teaching is analyzed.

Key words: second foreign language, linguistic features, basic criteria, educational - methodical complex, communicative competence, methodical supervision, social cultural sphere of communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.