Научная статья на тему 'Об особенностях обеспечения эффективности управления муниципальной экономикой'

Об особенностях обеспечения эффективности управления муниципальной экономикой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об особенностях обеспечения эффективности управления муниципальной экономикой»

Таким образом, в результате действий конкретного субъекта маркетинга происходит переход территории от структуры одного качества (количество, порядок, связи) к структуре другого качества, то есть ее развитие.

Список литературы

1. Сачук Т. В. Основы территориального маркетинга. Петрозаводск: Изд-во Карел. НИ РАН, 2004.202 с.

2. Макагонов П. П. Управление развитием городских территорий. М.: ИПК госслуж-

бы, 2001.352 с. -

3. Старцев Ю. Н. Территориальный маркетинг. Челябинск: Изд-во Т. Лурье, 2004.84 с.

А. Ю. Шотин, О. В. Жигарь

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Стратегическая цель деятельности органов местного самоуправления состоит в повышении качества жизни населения муниципального образования, а следовательно, направлена на снижение негативных тенденций в социально-экономической сфере, что, в свою очередь, находит отражение в развитии муниципальной экономики. Экономические отношения на местном уровне и соответствующие им процессы - главная сфера деятельности муниципального управления. От уровня ее развития зависят занятость населения, наполнение местного бюджета, а значит, финансирование расходов на социальные нужды: образование, здравоохранение, благоустройство, жилищнокоммунальное хозяйство.

Муниципальные экономические отношения - это особого рода экономические отношения граждан местного сообщества в сфере производства, распределения и потребления материальных продуктов и услуг на данной территории, особый способ воспроизводства материальных и духовных благ, основанный на местных средствах (предметы и орудия труда, местные работники). Эта трудовая деятельность осуществляется главным образом на основе местного хозяйства: промышленного, сельского, коммунального, бытового и иного обслуживания [1, с. 209],

Экономика - один из важнейших аспектов деятельности местного самоуправления. Однако среди ученых и практиков сегодня нет единой точки зрения на то, что следует считать муниципальной экономикой и что — объектом ее деятельности [2].

Наиболее корректным, с точки зрения авторов статьи, является подход Р. В. Бабуна и 3.3. Муллагалеевой [3, с, 18], согласно которому предмет муниципальной экономики определяется не из перечня «курируемых» местной властью предприятий и объектов, а из перечня решаемых задач или выполняемых функций. Управление муниципальной собственностью или финансами, муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями не может быть целью, это лишь средство оказания услуг населению на местном уровне. Называя их муниципальными услугами, в данном случае в термин ^му^тшгтя личный» вкладывается не форма собственности, а местный характер услуг. К муниципальным услугам относится весь комплекс жилищнокоммунальных, транспортных, социально-культурных и других услуг. К ним должны быть отнесены и такие услуги, как обеспечение общественного порядка, обустройство и содержание территории, обеспечение экологического и санитарного благополучия в границах муниципального образования и т. д. Даже «комплексное социально-

экономическое развитие» муниципального образования по существу означает не что иное, как целенаправленное изменение ситуации в сторону увеличения объема и повышения качества муниципальных услуг, оказываемых населению. По отношению к функции оказания муниципальных услуг все остальные функции местного самоуправления в экономической сфере являются производными.

Таким образом, муниципальная экономика - это экономика оказания услуг населению. Предмет ее деятельности - мобилизация и наиболее эффективное использование всех экономических ресурсов территории (независимо от формы собственности) для оказания муниципальных услуг. От их объема, качества и стоимости зависит настроение людей, их отношение к власти вообще и к местной власти в особенности, социальная стабильность в обществе. Деятельность органов местного самоуправления по мобилизации и наиболее эффективному использованию экономических ресурсов территории для г>1гячяттист услуг населению составляет суть муниципальной экономической политики.

Для отечественной муниципальной экономики основными и наиболее острыми сейчас являются проблемы .развития жилищно-коммунальной сферы, безработицы и социальной дифференциации, загрязнения окружающей среды.

Исходя из перечисленных проблем современного города, функциями управления муниципальной экономикой должны быть:

• обеспечение сбалансированного функционирования жилищно-коммунального хозяйства;

• создание условий для массового строительства бесплатного или недорогого жилья для населения, имеющего низкие или средние доходы;

• обеспечение оптимального функционирования объектов социальной сферы, принятых на баланс городского хозяйства от предприятий (жилья, больниц, детских учреждений, домов культуры и т. д.);

• обеспечение занятости населения;

• поддержание и воспроизводство объектов производственной инфраструктуры (дорог, мостов, общественного транспорта и др.);

• создание условий для оптимального экологического развития.

Суммируя перечисленные функции, можно утверждать, что муниципальная экономика требует от городского управления экономического решения прежде всего социальных задач для большинства населения данной территории.

Органы местного самоуправления должны обеспечивать мобилизацию и наиболее эффективное использование всех экономических ресурсов территории для оказания муниципальных услуг. Поэтому их основной задачей является обеспечение эффективного взаимодействия субъектов экономики муниципального образования. Органы местного самоуправления при этом выполняют координирующую роль [3, с, 12]. Их деятельность состоит в создании оптимальных условий для обеспечения эффективного функционирования муниципальной экономики.

Категория эффективности всегда связана с отношением ценности результата к стоимости затрат и может меняться с изменением оценок [4, с. 3], В настоящее время широко распространена позиция, согласно которой для более глубокого изучения категории эффективности ее разделяют на несколько взаимодополняюттр-х видов, вместе составляющих единое целое. При этом обычно выделяют четыре ттпя эффективности: технологическую, экономическую, социальную и экологическую.

Под технологической эффективностью понимается степень использования ресурсов. Под экономической - степень реализации производственных отношений, выраженная в наличии определенного экономического эффекта. Социальная эффективность определяется как степень внешнего социального эффекта, а также определенная

степень социального развития коллектива, направленного на повышение уровня жизни его членов. Экологическая эффективность - максимально возможное обеспечение общественных потребностей людей при условии сохранения и воспроизводства окружающей среды [5, с. 2].

Поскольку основными ресурсами на сегодня признаются труд, природные ресурсы, капитал и предпринимательская способность, уместно выделить четыре направления эффективности, каждый из которых соответствует одному из указанных факторов, а именно: эффективность труда (эффективность использования трудовых ресурсов), эффективность использования природных ресурсов, эффективность капитала и управления.

Помимо вышеприведенных понятий в управленческой литературе различают следующие качественные аспекты эффективности менеджмента [6, с, 24]:

• внутренняя эффективность, или эффективность с точки зрения использования внутренних возможностей организации;

• эффективность как соотношение затрат и результатов, то есть чем выше результат, тем лучше работают предприятие) его работники, менеджеры;

• эффективность как система показателей;

• внешняя эффективность, или эффективность с точки зрения использования внешних возможностей организации;

• общая эффективность, или эффективность в качестве композиции двух ее составляющих - внутренней и внешней эффективности;

• рыночная эффективность, отражающая, насколько полно удовлетворяются запросы потребителя по сравнению с альтернативными способами их удовлетворения;

• идеальная эффективность: вопреки усилиям менеджмента по оптимизации организационной структуры такая «эффективность недостижима ни при каких обстоятельствах»;

• целевая, или стратегическая эффективность, которая отражает меру достижения целей организации;

• затратная, или тактическая эффективность, отражающая экономичность способов преобразования ресурсов в результате производственной деятельности организации;

• глобальная эффективность экономики - последствие способов функционирования экономической системы (в том числе международной) на организации микроуровня.

Помимо качественных разновидностей эффективности необходимо выделять отраслевые аспекты данного понятия, так как в зависимости от направления деятельности организации эффективность может приобретать характерные особенности.

Особое место в системе понятий эффективности занимает эффективность муниципального управления, в том числе эффективность управления муниципальной экономикой. Между муниципалитетом и обществом существует взаимодействие, качество и уровень которого определяется эффективностью политики в сфере управления. Если муниципальное управление стремится добиться успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями, сделавшими это управление легитимным. Подобные действия в ситуации ограниченности ресурсов (как кадровых, так и материальных) весьма затруднительны.

Эффективность муниципальной власти должна оцениваться по степени защищенности сбалансированных интересов общества и муниципалитета. Следовательно, можно выделить следующие критерии эффективности управления муниципальной

экономикой:

• степень соответствия направлений, содержания и результатов деятельности управленческих структур и работников тем ее параметрам, которые определены функциями и статусом управленческого работника;

• законность решений и действий соответствующих управленческих структур и работников, ибо соблюдение правовых и иных установленных норм является элементарной предпосылкой эффективности управления;

• реальность влияния управленческой деятельности на состояние и развитие управляемых объектов, поскольку любые управленческие решения и действия теряют всякий смысл, если они не направлены на управляемые объекты и, в конечном счете, не обеспечивают их реального функционирования и развития;

• глубину учета и выражения в управленческих решениях и действиях фундаментальных и комплексных потребностей, интересов и целей людей;

• характер и объем взаимосвязей с трудовыми коллективами и широким кругом людей, демократизм деятельности, который при любых издержках всегда повышает ее обоснованность и результативность;

• авторитетность решений и действий управленческих структур и работников;

• правдивость и целесообразность управленческой информации, выдаваемой управленческими структурами и работниками [6, с. 39].

Деятельность по обеспечению эффективного управления муниципальной экономикой, как и любая другая управленческая деятельность, осуществляется на трех уровнях далеполагания: стратегическом, тактическом, оперативном.

Среди объектов воздействия с целью обеспечения эффективности можно выделить структуру, процесс, результат. Существует ряд факторов, непосредственно оказывающих воздействие на процессы обеспечения эффективной работы органов муниципальной власти: ресурсное обеспечение, правовое обеспечение, технологии, мотивация (в том числе профессионализм и просвещение), этика и др.

Для повышения эффективности управления муниципальной экономикой проводятся достаточно традиционные комплексы мероприятий:

1. Организационные меры: обеспечение ресурсами, обеспечение условий, реорганизация, создание команд, информационное обеспечение, установление нужд населения; перераспределение функций и обязанностей; превращение планов в действие.

2. Обучающие меры, которые обеспечиваются знанием системы, знанием психологии, профессиональными знаниями, знаниями об отклонениях, усовершенствованиях и улучшениях, теорией познания, интеллектуальной честностью, самообучением,

3. Мониторинг как система мер, обеспечивающих получение постоянной информации для выработки соответствующих мер коррекции, который предполагает действия, с помощью которых можно установить основные причины проблемы с целью нахождения: адекватных путей ее устранения. Он подразумевает анализ, оценку, контроль, прогноз, непрерывное наблюдение, непрерывное измерение. Коррекционные мероприятия могут включать в себя коррекцию технологий, критериев, показателей, стандартов, организационных мер, обучения, управленческого процесса и др.

Каждый элемент организационного процесса муниципального управления вносит свою долю в значение эффективности данной деятельности. Можно выделить факторы, которым уделяется на современном этапе наибольшее внимание, — это эффективная мотивация, эффективное использование информационных технологий, эффективное осуществление связей с общественностью. Эти три напряжения являются практически инновационными для муниципального управления. Даже в практике коммерческого менеджмента подобные мероприятия стали использоваться сравнительно недавно, не говоря уже о социальном управлении. Но один тот факт, что о мотивации, информационных и Р&-технологаях стали задумываться, дает надежду на лучшее,

Рассмотрим каждый из этих факторов подробнее.

В современный период реформирования одной из важных становится задача наилучшего воплощения поставленных целей и эффективная работа органов муниципальной власти. Этими органами регулярно разрабатываются новые стратегии, программы, планы, но даже самые лучшие из них терпят провал без компетентного исполнения. Они могут быть воплощены только при условии обеспеченности персоналом, способным их реализовывать, заинтересованным в этой реализации.

Процесс управления персоналом традиционно включает девять основных направлений деятельности:

1) кадровое планирование, осуществляемое с учетом потребности организации и внешних условий;

2) поиск и отбор кадров; .

3) адаптацию новых работников, обеспечение мягкого вхождения их в организацию (подразделение, должность) и максимально быстрого достижения ими требуемого режима работы и норм трудовой отдачи;

4) анализ работы и нормирование труда;

5) систему мотивации и стимулирования труда: широкий набор средств формирования должной мотивации работников - от материальных стимулов до расширения полномочий и обогащения содержания труда с целью улучшения отношения персонала к выполняемой работе и организации и повышения заинтересованности в достижении высоких результатов;

6) обучение и развитие, которое призвано увеличить потенциал работников, их вклад в достижение целей организации;

7) оценку исполнения: сравнение результатов работы с имеющимися стандартами или с целями, установленными для конкретных должностных позиций;

8) внутриорганизационные перемещения работников: горизонтальную и вертикальную ротацию кадров но заданной программе; повышение и понижение в должности с учетом ценности работника и его способностей;

9) формирование и поддержание организационной культуры: стиля руководства, климата взаимоотношений, традиций, порядков,, норм, правил, стандартов поведения и ценностей, обеспечивающих эффективное функционирование организации [7, с. 41].

Мотивация является важнейшим аспектом муниципального управления. Оценка системы мотивации - один из важнейших показателей внутриорганнзационной эффективности органов управления. Мотивация муниципальных служащих имеет рад особенностей и трудностей, с которыми непременно сталкиваются управляющие персоналом.

Первое, что следует отметить, — это то, что персональный состав органов муниципального управления очень неоднороден, В них работают специалисты, представляющие различные управленческие формации, среди которых можно выделить следующие наиболее крупные типы:

• пришедшие из органов советского управления;

• пришедшие работать в органы власти за время реформ;

• специалисты, профессионально подготовленные и получившие опыт управленческой работы в других сферах управления;

• сотрудники, не имеющие отчетливого профессионального интереса, попавшие в органы управления не по профессиональным или гражданским основаниям.

Трудности возникают также на первом уровне удовлетворения потребностей, по теории А. Маслоу, так как повышение в должности в органу муниципального управления строго регламентировано должностными инструкциями, штатным расписанием, квалификационным справочником должностей, иными документами, что затрудняет

мотивацию. Материальное стимулирование тоже имеет ограничение, так как в основном заработная плата персоналу перечисляется из бюджета и имеет строго определенный уровень.

В данных условиях наиболее актуальным становится нематериальное стимулирование и .адаптация экономических стимулов к сложившейся ситуации, в том числе реализация функций социальной защиты (гарантии труда и отдыха молодых специалистов, •ягяштштт. пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, обучение и т. д.), поощрение творчества и поддержание атмосферы сотрудничества (вовлечение сотрудников в работу до постановке целей и выработке стратегий деятельности, делегирование ответственности, обратная связь по поводу работы сотрудников и признание их успехов, внимание к личным качествам, особенностям, обстоятельствам жизни сотрудников, забота об их профессиональном и личностном развитии), создание благоприятных гигиенических условий и т. д.

Система мотивации призвана не только стимулировать сотрудников к работе, но и повышать эффективность использования кадрового потенциала организации муниципальной власти. В условиях ограниченности квалифицированных кадровых ресурсов вопрос об эффективности отдачи и распределения кадрового потенциала особенно актуален. Эффективность кадрового потенциала - это обратная сторона кадрового ресурса, отражающая степень его реализации. В свою очередь качественный уровень кадрового потенциала отражает степень экономического развития.

Эффективность каждого сотрудника для организации можно попробовать измерить с помощью традиционной формулы эффективности, соизмеряя затраты на данного сотрудника и ценность, которую он несет в своей деятельности. Ценность сотрудника можно качественно измерить, учитывая скорость и качество выполненной работы и взаимодействия с другими сотрудниками. Но для количественного измерения данные характеристики не подходят. Возможно использование такого обобщенного понятия, как «квалификация», которое больше поддается количественному измерению. Таким образом, чем выше квалификация сотрудника при том же объеме затрачиваемых на него средств, тем выше его эффективность. Помимо соотношения цены и ценности (квалификации) работника необходимо рассматривать соотношение квалификации работника и требований, предъявляемых условиями государственного управления, конкретной должностью и современными тенденциями. Со временем требования, предъявляемые к сотруднику, повышаются. И даже в случае, если сотрудник пришел в организацию с высоким уровнем квалификации, то по прошествии определенного времени с ростом требований к квалификации и отсутствием изменений в его профессиональном росте ценность сотрудника снижается и, соответственно, снижается его эффективность, а следовательно, и эффективность деятельности органа муниципального управления, в котором он работает. Таким образом, становится актуальной проблема развития потенциала персонала, в том числе с целью поддержания или увеличения эффективности организации.

Важнейшим направлением кадровой политики сегодня становится обновление муниципального аппарата, повышение профессиональной квалификации управленческого персонала, что будет способствовать созданию в области профессионального, стабильного и авторитетного для общественного мнения корпуса муниципальных служащих.

Для качественного укрепления состава кадров муниципальной службы большое значение имеет нормативное закрепление и использование на практике материальных и моральных стимулов, мотивационных механизмов, особенно в части оплаты труда, побуждающих работников к добросовестной работе, непрерывному самообразованию и профессиональному совершенствованию, строгому соблюдению морально-этических

Недостаточные социальные гарантии и меры социальной защиты муниципальных служащих, в том числе и после ухода на пенсию, невысокий престиж муниципальной службы также не способствуют формированию необходимого качественного состава кадров, привлечению на службу высокопрофессиональных, добросовестных, порядочных людей, особенно из молодежной среды. Без принятия специальной государственной программы, обеспечивающей привлечение молодежи на муниципальную службу, не решить назревшую в управленческом корпусе проблему смены поколений.

Таким образом, если составить эффективные программы мотивами и управления персоналом органов управления муниципальной экономикой и обеспечить процессы реформирования и осуществления управления необходимым персоналом, можно добиться установления стабильно-прогрессирующего результата реформационной деятельности и осуществления стратегий развития муниципальной экономики, эффективной реализации функций муниципального управления.

Следующим фактором эффективности процессов управления муниципальной экономикой является внедрение и использование информационных технологий в органах власти.

В настоящее время сложились благоприятные условия для совершенствования системы муниципального управления, повышения качества предоставления услуг населению и организациям, повышения результативности и прозрачности работы муниципального аппарата, последовательного искоренения коррупции на основе широкого применения информационных технологий в деятельности органов местного самоуправления.

Реализуемые в настоящее время программы социально-экономического развития создают необходимые предпосылки для широкого внедрения и использования информационных технологий в деятельности органов местной власти. Важную роль в повышении эффективности использования информационных технологий играет федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федераций от 28 января 2002 г., реализация которой позволяет сформировать необходимые предпосылки для внедрения информационных технологий на качественно новом уровне.

Растет численность сотрудников органов муниципальной власти, обеспеченных персональными компьютерами, отвечающими современным требованиям. В большинстве органов государственной власти созданы территориально распределенные компьютерные сети, в том числе имеющие доступ к сети Интернет. Доля затрат на закупку программного обеспечения и услуги системной интеграции в структуре бюджетных расходов на использование информационных технологий в деятельности органов власти увеличивается, что в целом отражает развитие функциональных возможностей и повышение сложности используемых информационных систем и ресурсов.

Успешно реализуются проекты внедрения автоматизированных информационных систем в сфере электронного документооборота, управления материальнотехническими, финансовыми и кадровыми ресурсами. Создаются прикладные системы информационно-аналитического обеспечения, формируются базы данных по основным направлениям деятельности органов власти.

Определение приоритетов использования информационных технологий в управлении муниципальной экономикой осуществляется на основе оценки возможности получения значимого социально-экономического результата и объема соответствующих

ресурсов.

Применение информационных технологий в муниципальном управлении позволяет повышать эффективность не только за счет снижения затрат, но и за счет значительного роста результата. Важно отметить и качественную сторону эффекта от

применения информационных технологий, которая проявляется в несомненном улучшении качества реализации функций муниципальной экономики.

Для того чтобы в России сформировалось и устойчиво развивалось демократическое гражданское общество, необходимо, чтобы общественные структуры и каждый гражданин могли оперативно получать достоверную и объективную информацию по всем интересующим его вопросам жизнедеятельности системы «общество — власть» и свободно обмениваться информацией. Муниципальная служба должна совершенствоваться и способствовать формированию 1ражданского общества, поэтому приоритетным направлением является налаживание прямых и обратных связей с гражданами [8]. Это обеспечивается регулярным предоставлением информации о результатах деятельности органов муниципальной власти, планах и принимаемых решениях, а также способствует реализации воспитательно-информационной функции, направленной на просвещение общественности в сфере ответственности этих органов. Не следует сбрасывать со счетов и такой аспект: являясь институтом политического управления, «паблик рилейшиз» выполняет роль механизма для завоевания и удержания власти и политического влияния.

Возможности связей с общественностью могут быть использованы в целях повышения открытости управления и приближения к интересам граждан. Закрытость органов управления, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, что может стать предпосылкой социальных потрясений. Хороший профессионал службы по связям с общественностью, работающий во властных структурах, смягчает минусы, действуя на основе концепции двухсторонней коммуникаций, которая дает возможность и органам власти, и населению лучше узнать друг друга [9, с. 45]. Следовательно, несмотря на тот факт, что влияние связей с общественностью на эффективность деятельности органов управления муниципальной экономикой трудно поддается измерению, игнорировать положительный эффект от реализации этого направления их деятельности нельзя.

Помимо вышеописанных способов влияния на эффективность управления муниципальной экономикой нужно отметить значение изначальных ресурсов, имеющихся в наличии для осуществления управления, их качественный и количественный состав.

Таким образом, каждый элемент организационного процесса муниципального управления вносит свою долю в значение эффективности муниципальной экономики. Этим элементам сегодня должно уделяться наибольшее внимание - тпттт, в этом случае будет обеспечена эффективность управления муниципальной экономикой.

Список литературы

1. Муниципальное управление: Учеб, пособие для вузов / А. Г, Гладышев, В. Н, Иванов, Е. С. Савченко и др. М., 2002.326 с.

2. Сычева Н, Г., Таира К. Н. [Электронный ресурс] //www, reis obninsk. com. 03.09.05.

3. Воронин К. В. Формирование системы управления экономическим развитием муниципального образования: Автореф. дис.... канд. экон. наук. Ижевск, 2003.30 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Фирсов Д. В. Пути повышения экономической эффективности производства в современный период. Гомель: Гомел. гос. ун-т им. Ф. Скорины, 2000.173 с,

5. Теслин С. В, Виды и направления эффективности производства. Смоленск: Смолен, с.-х. ин-т, 2002.203 с.

6. Кириллов С. Ю. Эффективность государственного управления. СПб.; РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.79 с.

7. Ременюк А. С, Управление кадровым потенциалом региона. М.: РАГС, 2003,141 с.

8. Щебуняев А, К. РК-подраз деление в органах государственного управления [Электронный ресурс] // www.pr-club.com. 23*03.05.

9. Рева В. Е. Связи с общественностью: история, теория, практика. М.: ИНФРА-М 1997.198 с.

УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Н. В. Галкина

УГЛЕДОБЫВАЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: СОСТОЯНИЕ, ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДА ЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Выбор основных стратегических направлений развития угледобывающего предприятия как любой социально-экономической системы горнодобывающего профиля зависит от исходного состояния горно-геологических условий, имеющейся материально-технической базы и состояния социальной среды, в условиях которой оно функционирует. При этом состояние и перспективы развития угледобывающего предприятия в значительной степени определяются направлениями развития угольной промышленности в целом, эффективностью использования капитала и трудовых ресурсов, производственными отношениями между основными субъектами его хозяйственной деятельности на каждом конкретном предприятии в частности.

Формирование рыночных отношений, акционирование и приватизация 1990-х годов оказали значительное влияние на направления развития предприятий угольной промышленности и предопределили их масштабную реструктуризацию в целях адаптации к рыночным отношениям. Процессы реструктуризации, начавшиеся в 1992 году, сопровождались возникновением института частных угольных компаний (около 90 % угля в России добывается на частных предприятиях), появлением новых субъектов управления—собственников капитала.

Изменение социально-экономических условий функционирования предприятий предопределило формирование принципиально новых типов взаимоотношений как на самом предприятии (между субъектами хозяйственной деятельности), так и угледобывающего предприятия с внешней средой - государством, потребителями продукции и конкурентами, что потребовало достаточно длинного периода адаптации. Неэффективность управления адаптационными процессами стала причиной больших социальных и экономических потерь, что выразилось в снижении объемов производства угля (рис. 1) и в сокращении высокоэффективных рабочих мест. В результате была упущена возможность реализовать уголь на сумму около 23 млрд долл. США, выплатить трудящимся заработную плату на сумму, превышающую 7 млрд долл. США, и сохранить около 30 тыс. высокоэффективных рабочих мест,

В период реструктуризации угольной промышленности России (1994-2004 гг.) было ликвидировано 189 убыточных шахт и 13 разрезов, уволено в связи с этим 195,9 тыс. работников. Организованно трудоустроить удалось лишь 45, 6 тыс. работников, а 118 тыс. работников (60,2 % от общей численности уволенных), без учета уволенных на пенсию, должны были решать проблему занятости самостоятельно [1]. Всего за период реформ в угольной промышленности численность занятых сократилась (с учетом передачи объектов социальной сферы угольных предприятий в муниципальную собственность) с 856,6 до 252,8 тыс. человек [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.