Научная статья на тему 'ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ'

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1051
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ / ПОЗИТИВИЗМ / МАХИЗМ / НЕОПОЗИТИВИЗМ / ПОСТПОЗИТИВИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черкесова К.И.

В статье рассматривается популярное направление философии 20 века, такое как позитивизм. Дается оценка основных стадий данного направления, проводится их сравнительный анализ, а также выделяются его основные проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FEATURES OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

The article examines the popular trend of 20th century philosophy, such as positivism. The main stages of this direction are evaluated, their comparative analysis is carried out, and its main problems are highlighted.

Текст научной работы на тему «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ»

УДК 167.1

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

К.И. Черкесова

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: kcherkesova@mail.ru

В статье рассматривается популярное направление философии 20 века, такое как позитивизм. Дается оценка основных стадий данного направления, проводится их сравнительный анализ, а также выделяются его основные проблемы.

Ключевые слова: научное познание, позитивизм, махизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

Поднимая вопрос об особенностях научного познания прежде всего необходимо рассмотреть одно из приоритетных направлений философии 20 века, а именно позитивизм. Позитивизм, как направление философии зародилось в 30-е / 40-е годы XIX века. Основной идеей данного направления стало освобождение философии от общих научных черт и ориентация только на достоверное научное знание.

С точки зрения последователей позитивизма философия должна исследовать лишь факты и быть свободной от всякой оценочной роли, а так же опираться исключительно на научный метод. Позитивизм в своем развитии прошел четыре основные стадии. Первая стадия классического позитивизма связана с именем его основателя Огюстом Контом.

Суть своих взглядов Конт выразил в трех законах: законе трех стадий человеческого мышления, законе подчинения воображения наблюдению и энциклопедическом законе. В законе трех стадий утверждается, что человеческий разум в своей эволюции проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Для каждой из них характерны свои особенности. На теологической стадии развития люди убеждены в существовании абсолютных истин, «первых сущностей», познание которых требует обращения к Богу или другим сверхъестественным силам. На метафизической стадии развития разум отказывается от обращения к Богу, но продолжает верить в наличие абсолютного начала и первопричины, заменив Бога природой или материей. Такой тип мышления начинает господствовать в культуре

Нового времени, когда наука начинает выходить на передовые рубежи в обществе. На третьей - позитивной - стадии выясняется невозможность достижения абсолютных знаний, поэтому «наш ум отныне отказывается от абсолютных исследований, уместных только в его младенческом состоянии, и сосредоточивает свои усилия в области действительного наблюдения, принимающей с этого момента все более широкие размеры и являющийся единственно возможным основанием доступных нам знаний», - пишет Конт [2, с. 115].

Лучшему пониманию сути позитивной стадии мышления помогает закон подчинения воображения наблюдению. В третьем -энциклопедическом законе - Конт дает свою классификацию наук, в которой философия выступает как наука, концентрирующая в себе знание о состоянии дел в других науках. Это «экскурсовод» в мире науки, способный давать самую общую информацию о той или другой сфере научного знания [2, с. 115].

Второй стадией развития позитивизма стал махизм. Его основателями принято считать Э. Маха и Р. Авенариус. Махизм своей основной идеей выдвигает положение о необходимости философии опираться исключительно на критический опыт. Именно поэтому махизм носит второе название эмпириокритицизм, который выступает с субъективно-идеалистических позиций. Отсюда следует, что изучение окружающего мира возможно лишь как опытное исследование ощущений человека. Таким образом, философия должна стать "всеобщей" и достоверной наукой, наукой об ощущениях человека. Так как эмпириокритицизм в некоторых моментах расходился с принципами самого позитивизма он не получил широкого распространения и был вытеснен другим направлением позитивизма, а именно неопозитивизмом.

Главной идеей неопозитивизма стала концепция, согласно которой философия должна сосредоточить свое внимание на логическом анализе языка науки, так как язык является главным средством достоверного восприятия человеком окружающего мира. Неопозитивисты утверждали, что философия якобы «должна проводить логический анализ текстов, знаков, понятий и связей внутри знаковых систем, заниматься семантикой, заключенной в знаках, что некой мере сближало позитивизм с герменевтикой».

Принцип верификации стал основным принципом неопозитивизма. Согласно данному принципу необходимо сравнение всех положений науки с фактами опыта, именно тогда понятие и положение обретает смысл и может представлять интерес для науки. Именно факт верификации (опытной проверки фактами) является ключевым в процессе познания [3, а 92]. С этой точки зрения проблемы философии, которые не могут быть подвергнуты верификации, такие как бытие, религия, идея, должны быть исключены из философии и признаны псевдопроблемами. Другой стороной основной идеи позитивизма было освобождение философии от метафизических проблем.

Во второй половине 20 века сформировалась новая стадия позитивизма - постпозитивизм. Главными представителями этого направления выступили К. Поппер и Т. Кун. Постпозитивизм в отличии от предшествующих стадий уходит от приоритетности логического исследования символов и обращается к истории науки [8, а 37].

Для постпозитивизма главной целью стало исследование развития научного знания. Основными вопросами этого направления стали вопросы о том как возникает новая теория, как она добивается признания, какие могут быть выявлены критерии для сравнения научных теорий и возможно ли вообще понимание между сторонниками противоположных убеждений и теорий. Постпозитивизм в сравнении с неопозитивизмом заметно смягчает отношение и к философии и проблемам познания. Постпозитивисты утверждают, что нет обязательной зависимости между достоверностью теории и ее верифицируемостью, соответственно нет никакой необходимости исключать из философии неверифицируемые понятия. Так же нет жесткого противоречия между языком науки и ее общим смыслом. Постпозитивисты придерживались теории скачкообразности в вопросе развития науки, а не ее линейности, однако общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания [8, а 53].

Однако у постпозитивизма существуют очевидные проблемы, среди них проблема фальсификации. Дилемма состоит в том, следует ли отказываться от научной теории, если в ней обнаружены один или несколько недостоверных или неподтвержденных фактов. Второй проблемой постпозитивизма является проблема правдоподобия научных теорий, заключающейся в сложности установления критериев для

проверки правдоподобности того или иного научного факта. Третьей проблемой выступает проблема рациональности и ее общего понимания. Следующей проблемой можно выделить проблему соизмеримости научных теорий, а так же проблему понимания и нахождения общих точек зрения между представителями альтернативных теорий.

Так или иначе, позитивизм как направление в философии занимает особую нишу в системе научного познания и оценка идей и теорий представляет большое поле деятельности для исследователя.

Список литературы

1.Конт, О. Курс позитивной философии // Антология мировой философии : в 4 т. - М., 1971.

2.Конт, О. Дух позитивной философии. Слово о положительном мышлении. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 282 с.

3.Крафт, В. Венский кружок. Возникновение неопозитивизма. - М.: Идея-пресс, 2003. - 124 с.

4.Кун, Т. Структура научных революций. - М, 1977. - 348 с.

5.Купцов, В. И. Философия и методология науки : учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 282 с.

6.Нарский, И. С. Современный позитивизм. - М., 1961. - 268 с.

7.Никифоров, А. Л. Философия науки. История и теория : учеб. пособие для высших учебных заведений / А. Л. Никифоров. - М.: Идея-Пресс, 2006. - 448 с.

8.Поппер, К. Логика и рост научного познания. - М., 1983. - 88 с.

ON THE FEATURES OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

K.I. Cherkesova

Belgorod State Institute of Arts and Culture e-mail: kcherkesova@mail.ru

The article examines the popular trend of 20th century philosophy, such as positivism. The main stages of this direction are evaluated, their comparative analysis is carried out, and its main problems are highlighted.

Keywords: scientific knowledge, positivism, Machism, neopositivism, postpositivism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.