Научная статья на тему 'Об особенностях нагрева газа в поперечном разряде в потоке воздуха'

Об особенностях нагрева газа в поперечном разряде в потоке воздуха Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Двинин С.А., Михеев В.В., Свиридкина В.С.

Рассмотрена задача о развитии тепловой неустойчивости в газовом разряде в воздухе. Выделена роль различных механизмов неустойчивости, связанных с VT -релаксацией, увеличением доли энергии, идущей в «быстрый» нагрев плазмы с ростом поля, и ионизационно-перегревной неустойчивости. Показано, что звуковые волны, генерируемые при нагреве газа, влияют как на пространственный масштаб возмущения, так и на скорость его развития. Исследовано влияние движения заряженной компоненты относительно нейтрального газа на нагрев газа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об особенностях нагрева газа в поперечном разряде в потоке воздуха»

УДК 537.567, 533.951.8

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НАГРЕВА ГАЗА В ПОПЕРЕЧНОМ РАЗРЯДЕ

В ПОТОКЕ ВОЗДУХА

С. А. Двинин, В. В. Михеев, В. С. Свиридкина

(.кафедра физической электроники) E-mail: dvinin@ph-elec.phys.msu.su

Рассмотрена задача о развитии тепловой неустойчивости в газовом разряде в воздухе. Выделена роль различных механизмов неустойчивости, связанных с FT-релаксацией, увеличением доли энергии, идущей в «быстрый» нагрев плазмы с ростом поля, и ионизадионно-перегревной неустойчивости. Показано, что звуковые волны, генерируемые при нагреве газа, влияют как на пространственный масштаб возмущения, так и на скорость его развития. Исследовано влияние движения заряженной компоненты относительно нейтрального газа на нагрев газа.

Исследования газовых разрядов при давлении свыше 10 Topp показывают, что одним из основных процессов, определяющих пространственно-временную структуру разряда, является ионизационно-пе-регревная неустойчивость [1-7]. Изучение условий развития и динамики этого процесса важно для задач создания неравновесной среды, модификации пограничного слоя при обтекании твердых тел, инициации химических реакций. Физическая схема ионизационно-перегревной неустойчивости одинакова для ВЧ и поетояннотоковых разрядов и заключается в том, что малые возмущения плотности электронов приводят к нагреву нейтрального газа и последующему спаду плотности нейтралов в разрядной области. Рост проводимости плазмы в области нагрева приводит к увеличению энерговыделения и дальнейшему росту первоначального возмущения. Результатом развития неустойчивости обычно бывает переход разряда в режим термической ионизации. Нагрев газа может быть как вредным (например, при создании неравновесной среды), так и полезным (при поджиге топлива) процессом. Поэтому актуальной является задача определения области энерговыделения и скорости нагрева газа.

Как известно, поддержание разряда в воздухе сопровождается протеканием большого числа химических реакций, включающих образование положительных и отрицательных ионов, возбужденных молекул, окислов азота и других веществ. Одна из наиболее полных систем химических реакций приведена в работе [8]. Однако при расчетах, посвященных исследованию структуры разряда, число компонент, включаемых в расчет, существенно уменьшают, так как численное моделирование требует слишком больших затрат машинного времени, а аналитические расчеты приводят к слишком громоздким результатам. Численное моделирование с учетом большого количества химических компонент [9, 10] в разряде постоянного тока в поперечном потоке

газа [11, 12] показало, что в области разогрева газа прилипание электронов можно не учитывать, так как интенсивно идет отлипание электронов вследствие нагрева отрицательных ионов, а также высокой концентрации возбужденных частиц, способствующих отлипанию. Поэтому в настоящей работе мы будем считать плазму однокомпонентной, содержащей электроны и один тип ионов*).

Второй важной задачей является определение каналов передачи энергии от электронов к нейтральному газу. В несамостоятельном разряде (при низких значениях приведенного электрического поля Е/Ы) основным механизмом является передача энергии через колебательное возбуждение (благодаря УУ-и УТ-релаксации), затем следуют передача энергии через вращательное возбуждение и упругие столкновения электронов. В самостоятельных разрядах главную роль играет так называемый «быстрый» нагрев газа, анализ которого проведен в работе [13]. В качестве химических реакций, ответственных за быстрый нагрев, предложены самотушение электронно-возбужденных состояний азота, их же тушение кислородом, тушение возбужденных состояний атомарного кислорода, а также передача энергии при диссоциативной рекомбинации и диссоциации молекул электронным ударом. Анализ показывает, что все эти процессы вне зависимости от типа возбужденных частиц можно описать единым образом, вводя эффективные коэффициенты передачи энергии в тепло в результате любого из названных процессов (см. ниже).

В настоящей работе получено общее выражение для инкремента неустойчивости с учетом неизоба-ричности процесса при больших скоростях нагрева,

Согласно расчету [9, 10], в разряде на стадии нагрева преобладают два типа положительных ионов — и 1МС)+, однако в силу близких значений коэффициентов рекомбинации использование одного «эффективного» типа ионов не приводит к большим погрешностям.

зависимости доли энергии, передаваемой в тепло, от приведенного поля в плазме и перемещения разрядной области относительно нейтрального газа.

Разряд описывается системой уравнений гидродинамики для нейтралов

др ¡dCs

П

(CsV)p + p div Cs = 0, (CsV)Csl = —VP,

P MT,

pcp

(CSV)T

H

dp

dt

(CSV)P > = хДГ + Qn

■ di v(n(ue + Cs)) — VDa V« = ffti — an2

dt дт_ dt

и заряженных частиц дп ~dt

где использованы обозначения: п, N, Те, Т — плотности и температуры электронов и нейтралов; р = NM; Р — массовая плотность и давление нейтралов; М — их масса; ие; Cs — скорость дрейфа электронов относительно нейтральной компоненты (например, в скрещенных электрическом и магнитном полях) и скорость нейтралов; Д, — коэффициент амбиполярной диффузии, i^ — частота ионизации; а — коэффициент диссоциативной рекомбинации; х коэффициент теплопроводности нейтралов; Qn — энергия, передаваемая в поступательные степени свободы нейтрального газа.

Баланс энергии электронов в разряде при давлении выше 10 Topp можно считать квазистационарным:

(JE) -Qe = 0,

где / = ne2E/mven; е, m — заряд и масса электрона; ven — частота столкновений электрон-нейтрон. В общей энергии Qe, отдаваемой электронами, следует выделить энергии, передаваемые нейтралам в упругих столкновениях Qe\ = £ei Qe, во вращательные состояния Qrot = £rotQe, в колебательные возбужденные уровни Qv = £vQe, в ионизацию Qi = &Qe > а также на возбуждение электронных уровней Qs = £sQe- В случае если температура электронов превышает колебательную температуру и температуру газа, эти коэффициенты могут быть рассчитаны стандартным образом, исходя из функции распределения электронов по энергиям и сечений соответствующих процессов [14], и будут функциями электронной температуры *). Передача энергии из возбужденных состояний нейтралам может быть описана с помощью уравнений баланса, которые имеют вид

9it (L

' ES ^\N

-E*.

sj ns

1

При близких значениях температур необходим учет возврата энергии электронам вследствие неупругих ударов второго

рода [15].

Здесь п* — плотность молекул в возбужденном состоянии я, О* — их коэффициент диффузии, ех — энергия состояния я, т5 — радиационное время жизни, — вероятность тушения молекул в состоянии я в столкновениях с молекулами в состоянии / (возможные реакции приведены в [13, 16])*).

Энергия, передаваемая в тепло через колебательные степени свободы, рассчитывалась по стандартным формулам [8-10] Qy = Ы((еу — ео)/тут + +Н(еу,Т)), £о(Т) = Нш/(ехр(Нш/кТ)— 1), где тут — время УТ-релаксации, Нш — энергия колебательного кванта, Н(еу,Т) — энергия, передаваемая нейтралам вследствие У У -релаксации [15]. Средняя энергия, запасенная в колебательном резервуаре, рассчитывалась с помощью уравнения [17-19]

я (¿£1/ + (С^)^) = ХуЛТу + Qe(v ^ - Qv,

где — доля энергии электронов, затрачиваемая на возбуждение колебательных степеней свободы азота; XV — слагаемое, описывающее колебательную теплопроводность. Можно считать передачу энергии в упругих столкновениях и через вращательное возбуждение [1, 8, 9]) мгновенной и рассчитать энергию Qls¡ по формуле QN = Qv + к*3п*2(8е8 + ап%£1 + Qтoi + Qd, где -соответствующая доля энергии возбуждения, переходящая в тепло при тушении состояния я; £г- — доля энергии ионизации, передаваемая в поступательные степени свободы при диссоциативной рекомбинации.

В настоящей работе мы ограничимся рассмотрением поведения малых возмущений вида ехр(Г£ + 1кг), для которых продольное волновое число много меньше поперечного (шнурование разряда) и электрическое поле в плазме можно считать постоянным. Итоговое выражение для инкремента Г имеет вид

Г I Ж/г 1 /И

Г1

7-1

х

Nk

А + k2 xv / Щ деу / дТу)

(Л + k2Xv/(N деу/дТу) + ту* + дН/деу)

kT ~~ 1 пе2Е2

~ ~М NkT mvenQ

х ■

NJ d(E/N)

В дальнейшем для упрощения конечных формул мы ограничимся учетом одной компоненты, вводя некоторый «эффективный» процесс, которым может быть, например, самотушение возбужденных молекул азота [14].

Е\ 0(Us

N) 0(E/N)

2 kssn*

(Л + £2£>|+ тГ +2kssn*s)

oes-LI ЁУ

z4ÍSÍ т I ,,

N J 0(E/N)

2 Co

2 anP

(Л + k2Da — i/j + 2kssn*) 0(v

N J 0(E/N) Tyj + дН/де v

(A + k2xv/(N Oev/OTv) + tyj + OH/Oev) £,sCs2ksslt*

Cel + &ot

A + k2D* + t7 1 + 2kssn*s

s 1 'S e

(A + k2Da-u, + 2kssnt СЛтрг + дН/dev)

(A + k2Xv/{N dev/dTv) + ту I + OH/de v)

(v — li-ёеш__l „

^ iV ¡M/N) ^ ' '0

(Г + ikUp + k2Da - (i/,-0 - 2an0))

= 0 (1)

(здесь 7 — показатель адиабаты в воздухе, к — постоянная Больцмана).

Второе слагаемое в (1) отвечает за тепловую неустойчивость, связанную с колебательной релаксацией, последующие четыре слагаемых — за тепловую неустойчивость, связанную с увеличением нагрева газа при уменьшении плотности нейтралов даже при постоянной плотности электронов. Последнее слагаемое соответствует обратной связи через ионизацию электронов и соответствует классической перегревно-ионизационной неустойчивости [2-6]. Изобарическое приближение соответствует предельному случаю Зависимость ин-

кремента развития неустойчивости от волнового числа возмущения приведена на рисунке.

Проведенные расчеты позволяют сделать следующие выводы.

В реальных условиях разряда постоянного тока в сверхзвуковом потоке воздуха [11] нагрев газа происходит на границе изобарического режима, а характерный размер неустойчивости составляет 0.2\/5- 10"/«Лсм^3] см, что удовлетворительно согласуется с результатами эксперимента [11]. Увеличение доли энергии, передаваемой в поступательные степени свободы в результате «быстрого» нагрева с ростом приведенного поля, приводит к дополнительному увеличению инкремента неустойчивости по сравнению со стандартной теорией [4, 5]. Дрейф заряженной компоненты плазмы (см. последнее слагаемое в (1), обеспечиваемый, например, за счет наложения внешнего магнитного поля или неоднородности распределения электрического поля [9, 10]), подавляет обратную связь через ионизацию и приводит к уменьшению скорости нагрева нейтралов (кривые 3 на рисунке) и увеличению размера

5 -10 см"

100 1000

к, см-1

Инкремент перегревной неустойчивости для разряда при давлении 200 Topp, E/N = 3.35 х х 10^,ь В-см2: 1 — учет всех процессов, 3 — изобарическое приближение, 2 — подавление обратной связи через ионизацию. Цифра у семейства кривых — плотность электронов в плазме

прогреваемой области, однако требует больших скоростей дрейфа kUp > k2D + {2ащ — v¡q) , kue > Г.

Литература

1. Гуревич A.B., Шварцбург А.Б. Нелинейная теория распространения радиоволн в ионосфере. М., 1973.

2. Велихов Е.П., Письменный В.Д., Рахимов А.Т. // УФН. 1977. 122. С. 419.

3. Напартович А.П., Старостин А.Н. 11 Химия плазмы. Вып. 6 / Под. ред. Б.М. Смирнова. М., 1979. С. 153.

4. Ким A.B., Гильденбург В.Б. 11 Физика плазмы. 1980. 6, № 4. С. 496.

5. Ким A.B., Фрайман Г.М. 11 Физика плазмы. 1983. 9, № 3. С. 613.

6. Ульянов К.Н., Чцлков В.В. // ЖТФ. 1983. 52, № 10. С. 1953.

7. Голубев B.C., Пашкин С.В. Тлеющий разряд повышенного давления. М., 1990.

8. Коссый И.А., Костинский А.10., Матвеев A.A., Си-лаков В.П. // Тр. Института общей физики. 1994. 47. С. 37.

9. Aleksandrov A.F., Bychkov V.L., Duinin 5.Л., Mikheev V.V. 11 44th AIAA Aerospace Sciences Meeting and Exibit. Reno, Nevada, 12-16 Jan. 2007. AIAA2007-0432.

10. Александров А.Ф., Бычков В.Л., Михеев В.В., Сви-ридкина B.C. II Прикладная физика. 2007. № 2. С. 25.

11. Ершов А.П., Сурконт О.С., Тимофеев И.Б. и др. // ТВТ. 2004. 42." С. 516, 669, 865.

12. Алферов В.И. II Механика жидкости и газа. 2004. № 6. С. 163.

13. Попов H.A. // Физика плазмы. 2001. 27, № 10. Р. 940.

14. Александров А.Ф., Кузовников A.A., Шибкое В.М. Инженерно-физический журнал. 1992. 62. С. 726.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Биберман Л.М., Воробьев B.C., Якубов И.Т. Неравновесная кинетика низкотемпературной плазмы. М., 1982.

16. Попов H.A. // Физика плазмы. 2003. 29, № 8. С. 754.

18. Осипов A.M., Уваров A.B. // УФН. 1996. 166, № 6. С. 639.

19. Кольцова Е.В., Осипов А.И., Уваров A.B. 11 Акуст. журн. 1994. 40, № 6. С. 969.

17. Мнацаканян Ä.X., Найдис Г.В. // Химия плазмы. Вып. 14. М., 1987. С. 207.

Поступила в редакцию 09.10.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.