УДК 374.7
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Бучилина Татьяна Павловна, аспирант, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: bu4ilina@yandex.ru
Для формирования компетентного специалиста необходимо применять методы и технологии, развивающие, прежде всего, познавательную и коммуникативную активность нынешних студентов, воспитывать стремление к постоянному самообразованию, быть готовым к большим нагрузкам, умению выходить из стрессовых ситуаций, владеть современными технологиями и понимать возможность их применения. Сама система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, инновационность, динамизм и конструктивность.
Компетентностный подход предполагает не только усвоение отдельных друг от друга знаний, умений и овладение ими в комплексе, но и наличие опыта как потенциала профессиональной деятельности и соответствующих ресурсов, например, стратегий поведения в разных жизненных и производственных ситуация, в профессиональных и социальных условиях.
Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (игры, кейс-технологии, дискуссии, тренинги, презентации. метод-проектов). Изменение вектора образовательного процесса с подхода, основанного на знаниях, на практико-ориентированный подход к результатам образовательного процесса, неизбежно привело к постановке проблемы технологий и методов обучения, которыми эта практико-ориентированность будет достигаться. Первостепенную роль в достижении поставленных целей играют активные и интерактивные формы и методы обучения.
Компетентностный подход будет востребован, где главенствуют требования к нарастанию социально-экономической эффективности образования, обновлению и развитию кадрового ресурса российского общества. Однако проблема кроется в том, что стратегия внедрения компетентностного подхода должна соотносится с уже признанными научными разработками и происходящими преобразованиями в экономическом, социально-психологическом, нормативно-правовом направлениях, а также внутренними проблемами и рисками развития российского образования.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, компетентностный подход, компетенция, бакалавр, магистр, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции.
ABOUT THE CHARACTERISTICS OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
Buchilina Tatyana Pavlovna, Post-Graduate Student, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: bu4ilina@yandex.ru
For the formation of a competent professional, there should be applied methods and technologies developing primarily cognitive and communicative activity of current students to build the desire for continuous learning, be prepared for heavy loads of work, ability to get out of stressful situations, be fluent in modern technologies and understand their applicability. The education system itself should form such a new quality graduate as initiative, mobility, flexibility, innovation, dynamism and constructivity.
Competence approach involves not only mastering the individual skills from each other knowledge and complex mastery, but also have experience as a potential professional activities and related resources, such as behavioral strategies in different life and work situations in professional and social settings.
Implementation of competence-based approach should include the widespread use of active and interactive forms of activity (games, case-based technologies, discussions, workshops, presentations and methodological projects) in the educational process. Change of the vector of the educational process with an approach based on the knowledge in practice-oriented approach to the results of the educational process, inevitably led to the problem of technology and teaching practice-oriented methods, which will be achieved. A primary role in achieving the goals to play an active and interactive forms and methods of teaching.
Competence approach will be needed, where prevail requirements to an increase in social and economic benefits of education, updating and development of human resources in Russian society. However, the problem lies in the fact that the strategy for the implementation of competence-based approach should be correlated with the already recognized scientific developments and transformations taking place in the economic, social, psychological, legal areas, as well as internal problems and the risk of development of Russian education.
Keywords: higher professional education, competence-based approach, competence, bachelor, master, cultural competence, professional competence.
В новых социально-экономических условиях одной из актуальных проблем российского образования является повышение качества обучения, которое направлено на повышение конкурентоспособности специалистов, обновление содержания и технологий обучения. Вопрос о качестве подготовки специалистов сегодня свелся к вопросу о переходе от «знаниевого», или «квалификационного», подхода к «компетентностному». При этом цель профессионального образования в вузе, основанного на компетенциях, является первостепенной для установления соответствия между содержанием обучения и характером производственной деятельности, между знаниями, умениями, навыками, получаемыми в результате освоения образовательных программ, и «реальными» задачами и проблемами [18].
Для формирования компетентного специалиста необходимо применять методы и технологии, развивающие, прежде всего, познавательную и коммуникативную активность нынешних студентов, воспитывать стремление к постоянному самообразованию, быть готовым к большим нагрузкам, умению выходить из стрессовых ситуаций, владеть современными технологиями и понимать возможность их применения. Сама система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, мобильность, гибкость, инновационность, динамизм и конструктивность [20].
Исследуя информацию по данной проблеме, можно увидеть всю многогранность, сложность и неоднозначность формулировки понятий «ком-
петенция» и «компетентность», а также основанного на них подхода к процессу и результату образования.
Компетентность - это, прежде всего, общая способность и готовность личности к профессиональной деятельности, основанные на знаниях и умениях, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум.
Компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Компетенции и результаты образования рассматриваются как главные целевые установки в реализации ФГОС ВПО, как интегрирующие начала «модели» выпускника. Сама компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образования [3].
Историческая справка. Май 1998 года -Сорбонская декларация подписана Францией, Германией, Италией, Великобританией - «гармонизация архитектуры европейской системы высшего образования». 19 июня 1999 года в Болонье министры образования 29 государств подписали Декларацию о европейском регионе высшего образования. В октябре 2003 года в Берлине Россия присоединилась к Болонскому соглашению. В настоящее время к Декларации присоединилось около 40 государств Европы [2].
Основные цели реформирования европейского образования в свете процессов глобализации были определены следующим образом: ввести сопоставимые системы многоуровневого высшего образования (бакалавр-магистр). Ввести систему учета объема изучаемых дисциплин, создать систему контроля качества и аттестации (аккредитации) образовательных программ и вузов, внедрить в вузах внутренние системы и механизмы контроля качества учебного процесса с участием студентов, преподавателей и внешних экспертов, ввести единую форму приложения к диплому о высшем образовании [1].
В содержании высшего профессионального образования находятся компоненты, о которых следует помнить: 1) знания; 2) умения и навыки; 3) опыт деятельности (нормативной и творческой); 4) опыт эмоционально-ценностных отношений [17].
В накопленном опыте педагогической теории и практики разработанные технологии позволяют говорить об актуальности всех областей содержания образования.
Переход законодательно оформлен и осуществляется в свете обязательств, которые на себя приняла Россия после вхождения в Болон-ский процесс. Речь идет об унификации подготовки специалистов по программам высшего профессионального образования. Цели прозрачны и прагматичны: сформировать открытый рынок труда, на котором дипломы специалистов из разных стран были бы равнозначны. А значит надо повсеместно вводить единую систему обучения. Подходящим было признано сочетание бакалавриата (четыре года обучения) и магистратуры (два года обучения). После окончания каждой ступени студент получает диплом [2].
Бакалавр - первый уровень академического высшего профессионального образования, целью которого является подготовка специалистов, владеющих различными функциями управления. Магистр - второй уровень академического высшего профессионального образования, предусматривает более глубокое освоение теории по выбранному профилю и подготовку студента к научно-исследовательской деятельности по выбранному направлению.
В Федеральном государственном образовательном стандарте ВПО говорится о первых -
общекультурных компетенциях (ОК), которые являются переносимыми и менее жестко привязанными к объекту и предмету труда. Вторые -профессиональные компетенции (ПК) - отражают профессиональную квалификацию. Они различаются для разных направлений подготовки (специальностей). Компетентностная ориентация рабочей программы учебной дисциплины в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО, подразумевает ее дополнение в части ожидаемых результатов, что проявляется:
- в разработке результатов образования, которые должны быть достигнуты к завершению дисциплины (четко определенных и размещенных в свободном доступе для основных потребителей и заинтересованных сторон: студентов, работодателей, преподавателей);
- в проектировании содержания и технологий образования, обеспечивающих достижение ожидаемых результатов образования;
- в проектировании средств и процедур оценки, адекватных установленным результатам образования, а также индивидуальных оценочных средств для студентов, позволяющих им удостовериться, что ожидаемые результаты достигаются [3].
Помимо традиционных требований в состав учебной программы, дисциплины вносится следующая информация:
- перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием уровня их освоения, и соответствующих компетенций;
- матрица распределения компетенций по разделам и темам учебной дисциплины;
- перечень основных образовательных технологий (форм, методов обучения, типовых задач), используемых для формирования компетенций/ групп компетенций;
- перечень форм, методов, типовых заданий для контроля и самооценки уровня сформиро-ванности заявленных в программе дисциплины результатов образования (компетенций) [18].
Результаты образования (компетенции) выражаются в терминах порогового (минимального, необходимого) уровня, который, как ожидается, должен быть достигнут студентами по завершению изучения дисциплины. Следует обратить внимание на формулировки, выражающие ориентацию дисциплины (модулей) на результаты
образования и компетенции: студенты (выпускники) «должны демонстрировать...»; «могут применить...»; «обладают умением.»; «могут передавать.»; «выработали навыки.».
Формулирование предполагаемых к освоению компетенций (результатов образования) по дисциплине, модулю и отдельной теме рассмотрим с использованием следующей их классификации:
- знание и понимание (отражаются основные понятия и представления, характеризующие сущность освоения (воспроизведения и понимания) теоретических основ тем модуля, например: знает и четко различает целевые задачи для будущей успешной профессиональной деятельности);
- интеллектуальные навыки (студенты должны уметь анализировать виды взаимодействий между объектами материального мира, в области интеллектуальных навыков могут быть выражены, например: анализировать структуры отдельных технических средств - моделирование характеристик);
- практические навыки (например: использовать полученные знания для формулирования требований к отдельным элементам, студенты должны демонстрировать навыки выбора и применения параметров, характеризующих технологии);
- переносимые (ключевые) навыки (корректно участвовать в дискуссиях со смежными специалистами, например: доказывать обоснованность своих суждений в части выбора обобщенной структуры (метода исследования), студенты должны иметь навыки и знания для выбора наиболее эффективных инноваций) [4].
В процессе освоения дисциплин студент приобретает (развивает) следующие компетенции:
1. Готовность к освоению общепрофессиональных и специальных дисциплин профиля подготовки.
2. Способность к анализу и синтезу научных основ информации о научных и практических достижениях.
3. Готовность на базе полученной информации к решению задач по обоснованию перспектив реализации проектов, возникающих в учебной и профессиональной деятельности.
4. Способность к организации и планированию своей деятельности, развивающаяся в про-
цессе освоения дисциплины, в частности, посещения лекций, своевременного выполнения комплекса лабораторных и практических работ, домашних заданий, тестов и контрольных работ.
Для каждого учебного модуля разрабатываются: цели и задачи модуля, методы преподавания модуля, требования к результатам освоения модуля.
Путь реализации образовательной программы в логике компетентностного подхода выглядит следующим образом: от компетенций уровня освоения темы - через компетенции уровня освоения модуля - к компетенциям уровня освоения дисциплины [13].
Компетентностный подход предполагает не только усвоение отдельных друг от друга знаний и умений и овладение ими в комплексе, но и наличие опыта как потенциала профессиональной деятельности и соответствующих ресурсов, например, стратегий поведения в разных жизненных и производственных ситуация, в профессиональных и социальных условиях.
Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (игры, кейс-технологии, дискуссии, тренинги, презентации методпроек-тов). Изменение вектора образовательного процесса с подхода, основанного на знаниях, на практико-ориентированный подход к результатам образовательного процесса, неизбежно привело к постановке проблемы технологий и методов обучения, которыми эта практико-ориентирован-ность будет достигаться. Первостепенную роль в достижении поставленных целей играют активные и интерактивные формы и методы обучения.
По мнению Ю. В. Гущина, «интерактивные методы обучения наиболее соответствуют лич-ностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на собственном опыте обучающихся, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого профессионального опыта. Обучение с использованием интерактивных обра-
зовательных технологий предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение» [7].
Само обсуждение компетентностного подхода, безотносительно специфических представлений и интерпретаций, погружено в особый культурно-образовательный контекст, заданный следующими тенденциями российского образования в последнее десятилетие:
- утрата единства и определенности образовательных систем, формирование рынка труда и связанного с ним рынка образовательных услуг;
- вариативность и альтернативность образовательных программ, возрастание конкуренции и коммерческого фактора в деятельности образовательной системы;
- изменение функции государства в образовании: от тотального контроля и планирования -к общей правовой регуляции возникающих в образовании отношений;
- перспективы интеграции российского образования и российской экономики, в целом, в международную (в частности, европейскую) систему разделения труда [16].
Обобщая исследования по данному вопросу, можно сделать несколько выводов: несмотря на видимую общность некоторых элементов компе-тентностного подхода и традиционных для российской педагогики представлений об умениях и навыках, эти феномены концептуально различны. На философском уровне мы можем говорить о том, что российская теория и практика профессионального образования (особенно в высшей школе) в большей степени связана с классической университетской традицией, находящей свое обоснование в идеях платонизма, новоевропейского рационализма, философии культуры и др.
Однако компетентностный подход укоренен в неклассических представлениях позитивизма и прагматизма, современной теории менеджмента, тестологии. Несмотря на кажущуюся абстрактность, приведенное различение оказывает значимое влияние и на структуру описательных процедур. Так, российское педагогическое сознание в большинстве используемых концепций основным элементом содержания являются объекты и знания о них. Соответственно и компе-
тенция в российском смысле определяется как способ деятельности в отношении определенных объектов [2].
Если же обратиться к американскому опыту формулировки компетентностных моделей, то здесь на первый план выходит действие, операция, соотносящиеся не с объектом (реальным или идеальным), но с ситуацией, проблемой. Соответственно, объекты приобретают совершенно иной статус: это уже не естественные феномены, которые должны быть опознаны, описаны и классифицированы, но рукотворные свидетельства овладения соответствующей компетенцией (планы, отчеты, аналитические записки) [6].
Еще более значительно различается контекст и инфраструктура аутентичных версий компе-тентностного подхода и обсуждаемых в российском образовательном контексте моделей. В действительности, различны сами пространства концептуализации: в нашем случае речь идет о необходимости научного обоснования соответствующих понятий, в то время как американская ситуация предполагает определение компетенций в рамках многостороннего социального диалога.
Несколько обобщая, можно утверждать, что понятия компетентности и компетенции трактуются в российской педагогической культуре классическим образом, то есть как идеальные сущности, подлежащие изъяснению и осмыслению. В то же время компетентность в западной культуре рассматривается как неклассический феномен, укорененный в общественной образовательной практике и отражающий существующий баланс интересов общества (в меньшей степени, государства), образовательных институтов, работодателей, а также потребителей услуг.
Компетентностный подход будет востребован при условии главенства требований к нарастанию социально-экономической эффективности образования, обновлению и развитию кадрового ресурса российского общества. Однако проблема кроется в том, что стратегия внедрения ком-петентностного подхода должна соотносится с уже признанными научными разработками и происходящими преобразованиями в экономическом, социально-психологическом, нормативно-правовом направлениях, а также внутренними проблемами и рисками развития российского образования.
Литература
1. Андреев А. Л. Инновационный путь развития России в контексте глобального пространства образования // Вестн. Рос. акад. наук. - 2010. - Т. 80, № 2. - С. 99-106.
2. Байденко В. И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: тр. метод. Семинара. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - С. 25-30.
3. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 17-22.
4. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 26.
5. Галямина И. Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: тр. метод. семинара - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - С. 54-56.
6. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. - ЕФО, 1997.
7. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психолог. журн. - 2012. - № 2. - С. 1-18.
8. Запесоцкий А. С. Образование, философия, культурология, политика. - М.: Наука, 2006.
9. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентност-ный подход. - М., 2005.
10. Зимняя И. А., Боденко Б. Н., Кривченко Т. А., Морозова Н. А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. - М.: Исследов. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
11. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 22-27.
12. Ирхина И.В. Современные ориентиры развития школьного образования в России // Гуманитар. и соц.-эконом. науки. - 2005. - № 2. - С. 152-154.
13. Краевский В. В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования // Обновление российской школы: докл. 4-й Всерос. дистанц. август. пед. конф. (26 августа - 10 сентября 2005 года). - М., 2005. - С. 17-23.
14. Кудрина Е. Л., Бедин В. И. Состояние, проблемы и перспективы подготовки кадров в области библиотечно-информационной и социально-культурной деятельности с учетом компетентностного подхода в многоуровневом образовании // Вестн. КемГУКИ. - 2013. - № 22/1. - С. 201-211.
15. Кудрина Е. Л., Шунков А. В. Компетентностный подход как парадигма подготовки специалистов в сфере культуры и искусства // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 2 (14). - С. 69-75.
16. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
17. Новиков А. М. Профессиональное образование в России. - М., 1997.
18. Сенашенко В. С. О компетентностном подходе в высшем образовании // Высшее образование в России. -2009. - № 4.
19. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: мат-лы семинара. - Самара, 2001.
20. Шишов С. Е., Агапов И. И. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Мир образования - образование в мире. - 2005. - № 4. - С. 41-43.
References
1. Andreev A.L. Innovatsionnyi put' razvitiia Rossii v kontekste global'nogo prostranstva obrazovaniia [Innovative way of development of Russia in the context of the global education space]. VestnikRossiiskoi Akademii nauk [Bulletin of the Russian Academy of Sciences], 2010, vol, 80, no 2, pp. 99-106. (In Russ.).
2. Baidenko V.I. Kompetentsii: k osvoeniiu kompetentnostnogo podkhoda [Competence: competence-based approach to development]. Rossiia v Bolonskom protsesse: problemy, zadachi, perspektivy. Trudy metodologicheskogo seminara [Russia in the Bologna process: achievements, problems and prospects. Proceedings of the methodological seminars]. Moscow, Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ., 2004, pp. 25-30. (In Russ.).
3. Baidenko V.I. Kompetentsii v professional'nom obrazovanii (k osvoeniiu kompetentnostnogo podkhoda) [Competence in vocational education (to the development of competence-based approach)]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2004, no 11, pp. 17-22. (In Russ.).
4. Bolotov V.A., Serikov V.V. Kompetentnostnaia model': ot idei k obrazovatel'noi programme [Competence model: from the idea to the educational program]. Pedagogika [Pedagogy], 2003, no 10. p. 26. (In Russ.).
5. Galiamina I.G. Proektirovanie gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniia novogo pokoleniia s ispol'zovaniem kompetentnostnogo podkhoda [Designing the state educational standards of higher professional education of a new generation with the competence approach]. Rossiia v Bolonskom protsesse: problemy, zadachi, perspektivy. Trudy metodologicheskogo seminara [Russia in the Bologna process: achievements, problems and prospects. Proceedings of the methodological seminar]. Moscow, Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ., 2005, pp. 54-56. (In Russ.).
6. Glossarii terminov rynka truda, razrabotki standartov obrazovatel'nykh programm i uchebnykh planov. Evropeiskii fond obrazovaniia [Glossary of terms of the labor market, the development of standards of educational programs and curricula. European Training Foundation], EFO Publ., 1997. (In Russ.).
7. Gushchin Iu.V. Interaktivnye metody obucheniia v vysshei shkole [Interactive teaching methods in higher education]. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological Journal], 2012, no 2, pp.1-18. (In Russ.).
8. Zapesotskii A.S. Obrazovanie, filosofiia, kul'turologiia, politika [Education, philosophy, culture, and politics]. Moscow, Nauka Publ., 2006. (In Russ.).
9. Zeer E.F., Pavlova A.M., Symaniuk E.E. Modernizatsiia professional'nogo obrazovaniia: kompetentnostnyi podkhod [Modernization of vocational education: competence approach]. Moscow, 2005. (In Russ.).
10. Zimniaia I.A., Bodenko B.N., Krivchenko T.A., Morozova N.A. Obshchaia kul'tura cheloveka v sisteme trebovanii gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta [General human culture in the system requirements of state educational standards]. Moscow, Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ., 2006. (In Russ.).
11. Zimniaia I.A. Kliuchevye kompetentsii - novaia paradigma rezul'tata obrazovaniia [Key competencies - a new paradigm of education result]. Vysshee obrazovanie segodnia [Higher education today], 2003, no 5, pp. 22-27. (In Russ.).
12. Irkhina I.V. Sovremennye orientiry razvitiia shkol'nogo obrazovaniia v Rossii [Modern landmarks development of school education in Russia]. Gumanitarnye i sotsial'no-ekonomicheskie nauki [Humanities and social and economic sciences], 2005, no 2, pp. 152-154. (In Russ.).
13. Kraevskii V.V. O kul'turologicheskom i kompetentnostnom podkhodakh k formirovaniiu soderzhaniia obrazovaniia [About culturological and competence approach to the formation of educational content]. Obnovlenie rossiiskoi shkoly. Doklady 4-i Vserossiiskoi distantsionnoi avgustovskoi pedagogicheskoi konferentsii (26 avgusta -10 sentiabria 2005 goda) [Renewal of the Russian school. Reports 4 th Russian remote August pedagogical conference (August 26 - September 10, 2005)]. Moscow, 2005, pp. 17-23. (In Russ.).
14. Kudrina E.L., Bedin V.I. Sostoianie, problemy i perspektivy podgotovki kadrov v oblasti bibliotechno-informatsionnoi i sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti s uchetom kompetentnostnogo podkhoda v mnogourovnevom obrazovanii [Status, problems and prospects of training in the field of library and information and socio-cultural activities with the competence approach in multilevel education]. Vestnik KemGUKI [Bulletin of Kemerovo State University of Culture And Arts], 2013, no 22/1, pp. 201-211. (In Russ.).
15. Kudrina E.L., Shunkov A.V. Kompetentnostnyy podkhod kak paradigma podgotovki spetsialistov v sfere kul'tury i iskusstva [Competence approach as a paradigm of the training of specialists in the field of culture and art]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Vocational Education in Russia and rubezhom], 2014, no 2 (14), pp. 69-75. (In Russ.).
16. Lebedev O.E. Kompetentnostnyi podkhod v obrazovanii. Shkol'nye tekhnologii [Competence approach in education technology], 2004, no 5, pp. 3-12. (In Russ.).
17. Novikov A.M. Professional'noe obrazovanie v Rossii [Vocational education in Russia]. Moscow, 1997. (In Russ.).
18. Senashenko V.S. O kompetentnostnom podkhode v vysshem obrazovanii [About the competence approach in higher education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2009, no 4. (In Russ.).
19. Sovremennye podkhody k kompetentnostno-orientirovannomu obrazovaniiu. Materialy seminara [Modern approaches to competence-oriented education. Proceedings of the seminar]. Samara, 2001. (In Russ.).
20. Shishov S.E., Agapov I.I. Kompetentnostnyi podkhod k obrazovaniiu kak neobkhodimost' [Competence-based approach to education as a necessity]. Mir obrazovaniia - obrazovanie v mire [World education - education in the world], 2005, no 4, pp. 41-43. (In Russ.).