Научная статья на тему 'ОБ ОСОБЕННОСТЯХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ТУРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ТУРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ТУРАГЕНТ / ТУРОПЕРАТОР / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долгатов Р.Д., Ахмедов А.Р., Магомедов Р.Ф.

В статье описаны особенности и отличия бухгалтерского учета в туристических организациях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PECULIARITIES OF ACCOUNTING IN TOURIST ORGANIZATIONS

The article describes the features and differences of accounting in travel organizations

Текст научной работы на тему «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ТУРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

УДК 00 - 657

Долгатов Р.Д. студент Ахмедов А.Р. студент Магомедов Р. Ф.

преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет» Дагестанский Государственный Университет Народного Хозяйства

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ТУРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация: В статье описаны особенности и отличия бухгалтерского учета в туристических организациях

Ключевые слова: бухгалтерский учет, турагент, туроператор, туризм

Dolgatov R.D. student Akhmedov A.R. student Magomedov R. F. lecturer of the department "Accounting" Dagestan State University of National Economy

ABOUT THE PECULIARITIES OF ACCOUNTING IN TOURIST

ORGANIZATIONS

Annotation: The article describes the features and differences of accounting in travel organizations

Key words: accounting, travel agent, tour operator, tourism

Туризм — является одним из важных секторов экономики множества государств, обеспечивающая: поступление иностранных средств, загруженность отелей, ресторанов, а также работу местному населению. Товар, который предлагает туризм, реализуется в виде услуги. Услуга это производственная деятельность, осуществляемая по заказу и удовлетворяющая потребность покупателя, в чем либо.

Основными особенностями услуг являются:

а) Отсутствие материальности и невозможности хранения и накапливания предполагаемых услуг, из-за чего в бухгалтерском учете не используются счета 40 (Выпуск продукции) и 43 (готовая продукция). Себестоимость услуги формируется на счете 20 (Основное производство) и списывается в дебет счета 90 (Продажи)

b) Изменения в качестве услуг — может возникнуть разница описываемой услуги и реализуемой. В этом случае туристическая организация должна четко регламентировать порядок решение вопросов по претензиям клиентов, по качеству услуг и по аннулированию заказов

c) Нематериальность предоставляемых услуг. Из -за этого следует необходимость в качестве подачи клиенту информации об услуге, а также повышенное требование к документальному оформлению продаваемой услуги.

Определение «турфирма» довольно распространен, этим термином обычно называют все организации, оказывающие туристическую услугу. В туристическом бизнесе есть только два определения для туристических организаций: туроператор и турагент

В работе турагента можно выделить несколько этапов:

1. Предоставление покупателю набора туристических услуг.

2. Получение денежных средств от клиентов за путевку (тур).

3. Перечисление денежных средств за размещение, экскурсию и проживания - отдельно или целиком за все услуги.

4. Учет доходов и затрат турфирм, налогообложение.

5. Выявление финансового результата Туроператор занимается комплектацией туров (тур -продукта), который состоит из:

•Разработки туристические маршрутов •Обеспечение их услугами • Организацией рекламы •Определения стоимости тура и их продажа

Все это является продукцией собственного производства, которая учитывается на счете 20 (Основное производство). Сальдо начальное дебетовое показывает незавершенное производство на начало периода. По дебету отражается затраты на формирование нового тура или экскурсии, по кредиту - фактическая себестоимость тура. Сальдо конечное показывает производство на конец периода. Схема полной себестоимости реализованного турпродукта включает в себя следующие составляющие:

•Производственные затраты: по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве турпродукта (затраты по размещению и проживанию, транспортному обслуживанию, по питанию, по экскурсионному обслуживанию, по медицинскому обслуживанию, по добровольному страхованию); связанные с деятельностью производственного персонала (на оплату труда, отчислении на социальные нужды, связанные со служебными разъездами производственного персонала; затраты подразделений туристической фирмы (гостиниц, домов отдыха, транспортные компании), участвующих в производстве турпродукта.

•Косвенные (накладные) затраты: связанные с организацией производства турпродукта; на оплату услуг связи; на приобретение

специальных бланков и канцелярских принадлежностей; отчисление на создание разрешенных законодательством резервов и представительских расходов; отчисления в специально отраслевые и межотраслевые фонды; налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, относимые на себестоимость; прочие затраты связанные с производством турпродукта (например, затраты связанные с технологическими потерями, возникающие из-за невостребованости туристами части услуг) и другое.

•Коммерческие затраты: связанные с деятельностью точек реализации (турагенств); на рекламу и рекламные мероприятия

Для учета выручки от продажи турпродукта применяют активно-пассивный счет 90 «Продажи». Счет имеет субсчета: 90.1 - выручка от продажи путевок (договорная стоимость складывается из суммы фактической себестоимости, НДС и прибыли); 90.2 - формирование себестоимости тура; 90.3 — начисление НДС от стоимости турпродукта; 90.9 — результат от продажи турпродукции (прибыль или убыток). Если кредитовый оборот счета 90 больше дебетового оборота, то появляется сальдо счета 90.9, которое показывает прибыль от продажи турпродукта. Прибыль туроператора формируется из разницы между ценой покупки и ценой продажи туристического продукта. В бухгалтерском учете делаются записи указанные в таблице 1.

Таблица 1

Дебет Кредит Содержание хозяйственной деятельности

20 60,76 Приобретены права у различных предприятий на получение услуг по транспортному обслуживанию, проживанию, питанию, экскурсионному обслуживанию туристов

60 ,76 50,51,52 Перечислены денежные средства поставщикам услуг

20 02, 70,69, 76, 60, 71, 68, 10 Отражены собственные расходы туроператора: амортизация, заработная плата сотрудников, страховые взносы, услуги организаций по аренде, связи, коммунальным платежам

44 60,76 Приобретены услуги сторонних организаций по рекламе

60,76 50, 51, 52 Перечислена оплата за услуги по рекламе

43 20,44 Отнесены фактические затраты по формированию стоимости турпутевки (производственные и коммерческие расходы)

90.2 43 Списана полная коммерческая себестоимости турпродукта (путевки)

50,51,52 62 Получены денежные средства за продажу путевок

62 90.1 Отражена выручка от реализации путевок

90.3, 91.3 68 Начислен НДС от стоимости реализованных путевок

19 60 Отражен НДС по полученным работам, услугам

68.2 19 Возмещен НДС

68.2 51 Перечислен НДС в бюджет

90.9/99 99/90.9 Отражена прибыль/убыток от продажи турпродукта

99 68 Начислен налог на прибыль

68 51 Налог на прибыль перечислен в бюджет

Исходя из положений гл. 21 НК РФ, у турфирмы, осуществляющей туроператорскую деятельность по выездному туризму:

1. Освобождается от НДС — стоимость услуг, оказанных иностранным лицом, принимающей стороной (в частности, по размещению, питанию, экскурсионному обслуживанию на основании договора с принимающей стороной) за пределами РФ.

2. Облагаются НДС — услуги по выездному туризму, включенные в стоимость туристской путевки (в частности, посреднические услуги, связанные со страхованием туриста и обеспечением проездными билетами) с учетом всех затрат по продвижению сформированного комплекса услуг на территории РФ. Исходя из того, что отдельные услуги, оказываемые туристскими организациями, НДС не облагаются, они обязаны организовать

и вести раздельный учет хозяйственных операций, облагаемых и необлагаемых НДС. Для этих целей, в частности к субсчету «Выручка» счета 90 могут быть открыты два субсчета «Выручка от реализации услуг, облагаемых НДС» и «Выручка от реализации услуг, не облагаемых НДС».

Использованные источники:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 17.02.2021)

2. Квартальнов В.А. Туризм / Издательство: Финансы и статистика, 2002. 320 с.

3. И. А. Феоктистов, Ф. Н. Филина Учет в туризме: бухгалтерские аспекты и налогообложение / Издательство: Гроссмедиа, 2007. 156 с.

4. Кемаева С.А. Статья [КонсультантПлюс]: Особенности бухгалтерского учета и актуальные изменения нормативного регулирования туристической деятельности - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.