Научная статья на тему 'ОБ ОСНОВОПОЛОЖЕНИИ ФИЛОСОФСКОЙ ТЕОЛОГИИ ФРАНСИСКО СУАРЕСА: ДИСПУТАЦИЯ XXVIII "МЕТАФИЗИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИЙ"'

ОБ ОСНОВОПОЛОЖЕНИИ ФИЛОСОФСКОЙ ТЕОЛОГИИ ФРАНСИСКО СУАРЕСА: ДИСПУТАЦИЯ XXVIII "МЕТАФИЗИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИЙ" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГ / ТВОРЕНИЕ / БЕСКОНЕЧНОЕ И КОНЕЧНОЕ СУЩЕЕ / СУЩЕЕ ОТ СЕБЯ И ОТ ИНОГО / СУЩЕЕ НЕОБХОДИМОЕ И КОНТИНГЕНТНОЕ / АДЕКВАТНОСТЬ ПЕРВИЧНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ СУЩЕГО ВООБЩЕ / АНАЛОГИЯ СУЩЕГО / АНАЛОГИЯ ВНУТРЕННЕЙ АТРИБУЦИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вдовина Галина Владимировна

Публикация является вступительным словом к переводу текста, открывающего вторую часть «Метафизических рассуждений» Франсиско Суареса, где рассматриваются последовательные разделения понятия «сущее вообще» на его отдельные модификации разной степени определенности (или «стяжения», contractio). В первом разделе диспутации XXVIII вводится первичное разделение на Бога и творение, рассматриваются несколько его синонимичных формулировок и демонстрируется их отнесенность к одной и той же реальности. Во втором разделе Суарес анализирует доводы против адекватности такого первичного разделения сущего и опровергает их. В третьем разделе испанский метафизик исследует вопрос о типе предикации сущего Богу и творениям. Он выступает против эквивокальности или унивокальности понятия «сущее» и делает вывод о его аналогическом характере. Далее Суарес рассматривает разновидности аналогии, сформулированные выдающимися философами и теологами прошлого: аналогию пропорциональности и аналогию пропорции, или внешней атрибуции, и показывает их неадекватность для объяснения analogia entis. Собственная позиция Суареса состоит в том, что сущее предицируется Богу и творениям согласно аналогии внутренней атрибуции; он вычленяет характерные черты этого типа аналогии. Диспутация XXVIII в целом представляет собой введение в естественную теологию Суареса, которую он мыслит как неотъемлемую часть метафизического знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FOUNDATION OF THE PHILOSOPHICAL THEOLOGY OF FRANCISCO SUAREZ: DISPUTATION XXVIII OF DISPUTATIONES METAPHYSICAE

The article is the preface to the Russian translation of the second part of Francisco Suárez's Metaphysical Disputations, which examines the successive divisions of “being in general” into its different modifications of varying degrees of specification (“contractions”). The first section of Disputation XXVIII introduces the primary division of being into God and creation, considers several synonymous formulations of it, and demonstrates their reference to the same reality. Next, in section two, Suárez analyzes the arguments against the adequacy of this primary division of being and refutes them. In section three, the Spanish philosopher explores the type of predication of being to God and creatures. He argues against the equivocality or univocality of the concept of being and concludes that it has analogical character. Next, Suárez examines the varieties of analogy formulated by eminent philosophers and theologians of the past, that is, the analogy of proportionality and the analogy of proportion, or external attribution, and shows their inadequacy to explain analogia entis. Suárez's own position is that being is predicated on God and creatures according to the analogy of internal attribution, and he draws out the characteristics of this type of analogy. Disputation XXVIII as a whole is an introduction to Suárez's natural theology, which he thinks of as an integral part of metaphysical knowledge.

Текст научной работы на тему «ОБ ОСНОВОПОЛОЖЕНИИ ФИЛОСОФСКОЙ ТЕОЛОГИИ ФРАНСИСКО СУАРЕСА: ДИСПУТАЦИЯ XXVIII "МЕТАФИЗИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИЙ"»

ТОМ 4 2022

8 5

О

ТЕОЛОГИЯ: ТЕКСТЫ И КОНТЕКСТЫ

УДК 2-1, 272, 111

[»*

Г. В. Вдовина

Институт философии РАН,

Российская Федерация, 109240, Москва, ул. Гончарная, 12

О Об основоположении философской теологии Р Франсиско Суареса: Диспутация XXVIII 1_( «Метафизических рассуждений»"

О

о

Рч

м

Для цитирования: Вдовина Г. В. Об основоположении философской теологии Фран-^^ сиско Суареса: Диспутация XXVIII «Метафизических рассуждений» // Вопросы тео-

Р^ логии. 2022. Т. 4, № 1. С. 6-9. http://doi.org/10.21638/spbu28.2022.101

Публикация является вступительным словом к переводу текста, открывающего вторую часть «Метафизических рассуждений» Франсиско Суареса, где рассматриваются последовательные разделения понятия «сущее вообще» на его отдельные модификации разной степени определенности (или «стяжения», соПтасйо). В первом разделе диспутации XXVIII вводится первичное разделение на Бога и творение, рассматриваются несколько его синонимичных формулировок и демонстрируется их отнесенность к одной и той же реальности. Во втором разделе Суарес анализирует доводы против адекватности такого первичного разделения сущего и опровергает их. В третьем разделе испанский метафизик исследует вопрос о типе предикации сущего Богу и творениям. Он выступает против эквивокальности или унивокальности понятия «сущее» и делает вывод о его аналогическом характере. Далее Суарес рассматривает разновидности аналогии, сформулированные выдающимися философами и теологами прошлого: аналогию пропорциональности и аналогию пропорции, или внешней атрибуции, и показывает их неадекватность для объяснения analogia еп^. Собственная позиция Суареса состоит в том, что сущее предицируется Богу и творениям согласно аналогии внутренней атрибуции; он вычленяет характерные черты этого типа аналогии. Диспутация XXVIII в целом представляет собой введение в естественную

* Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 21-011-44040 «Философская теология Франсиско Суареса».

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2022 © Общецерковная аспирантура и докторантура

им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2022

http://doi.org/10.21638/spbu28.2022.101

теологию Суареса, которую он мыслит как неотъемлемую часть метафизического знания.

Ключевые слова: Бог, творение, бесконечное и конечное сущее, сущее от себя и от иного, сущее необходимое и контингентное, адекватность первичного разделения сущего вообще, аналогия сущего, аналогия внутренней атрибуции.

Приступая к рассмотрению философской теологии Франсиско Суареса (1548-1617), выдающегося метафизика последних двух столетий схоластики, нужно понимать обозначение «философская» буквально. Имеется в виду не просто поиск теней, следов и отображений Бога в творениях, не то предзнание о Нем, которое доступно как умудренным богословам, так и простецам, равно способным прозревать «вечную силу Его и Божество... через рассматривание творений» (Рим 1:20) и в этом усмотрении «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор 13:12) обретать о Нем первоначальное и частичное, отрывочное представление. У Суареса речь идет о той теологии, которая доступна только опытному в философствовании, изощренному разуму и которая сама принадлежит к сфере отточенного философского знания. Эта теология опирается на один фундаментальный тезис, одно основание, или (если употребить старый философский термин) основоположение, которое гласит: божественное есть один из двух первичных модусов, на которые разделяется сущее вообще, или сущее как таковое. Этому разделению Суарес посвящает двадцать восьмую диспутацию (Рассуждение XXVIII) своего монументального труда «Метафизические рассуждения».

Что это за первичные модусы? Со стороны самой реальности, говорит Суарес, это Бог и сотворенный Богом мир. Но так как метафизика имеет дело не с сырой реальностью, а с понятиями о реальности, причем с понятиями высочайшей степени абстракции, она должна проработать ^^ не просто это реальное различие, но и его выражение в нескольких парах понятий, где оно схватывается либо в предельно общем смысле, либо с той или иной степенью частичности, сосредоточенности на отдельных аспектах реальности «Бог» и реальности «творение». При этом понятия в любой из таких пар находятся в неравном положении. Те, которые относятся к творениям, имеют позитивный характер, потому что творения мы постигаем напрямую, весь наш когнитивный аппарат приспособлен именно к их познанию. О Боге же судить напрямую невозможно: мы не знаем и никогда не узнаем в земной жизни, каков Он сам в себе; поэтому понятия, относимые к божественному полюсу, имеют негативный характер и обра- Рч зуются путем устранения устойчивых, характерных и универсальных признаков из понятия твари. В этом смысле самая первая, наиболее широкая пара понятий — понятия конечного и бесконечного: не в значении временной или пространственной протяженности, а в значении ограниченной меры совершенства либо совершенства, не знающего меры и предела. И хотя в порядке постижения такое членение сущего вообще, может быть, 2022 не так очевидно для нас, как некоторые другие, в порядке «самого по себе» и в порядке метафизического знания оно будет самым первым. №1

К К

С

£ нч

о

м

ТОМ 4

№ ] К нему близко разделение сущего как такового на сущее от себя и сущее

от иного. Если в первом разделении упор делается на степень совершенства, то во втором — на причинность и зависимость по бытию от другого сущего или, соответственно, на устранение такой зависимости в беспричинном сущем. Еще один поворот — и те же реальности предстают перед нами в виде противопоставления необходимого и контингентного. Суарес четко устанавливает значения этих терминов как взятых в их отношении к бытию: \ Г необходимо то сущее, которое не может не быть; контингентно то сущее, ^^ которое может быть, а может и не быть. Следующая пара понятий — сущее через сущность и сущее через причастность: первое имеет такую сущность,

гг т* /»лАл алт^тттлттллт /»аА/»птплттттал Ат ттт*/Лв т\тл*ллл ттлтгттт*» лт г»т т

ТОМ 4 2022

К

к

о

о

с

о

которая в самой себе заключает собственное бытие; второе принимает бытие через приобщение к вечно- и самосущему. Это же разделение более явно выражается через оппозицию тварного и нетварного. Наконец, те же реальности могут быть представлены как сущее всецело актуальное (то, что называют чистым актом в смысле чистой и полной осуществленности в бытии) и сущее, заключающее в себе потенциальность.

Нетрудно заметить, что приведенные Суаресом разделения представ-^^ ляют собой не случайный набор парных понятий: они очень близки друг Р I другу и выводятся друг из друга. Действительно, потенциальное сущее стремится к самоосуществлению, к реализации своего бытия; для этого оно должно откуда-то принять ту порцию бытия, которой недостает ему самому (иначе оно уже было бы актуальным). Принимается это бытие от г^Ч источника актуального бытия; значит, через причастность источнику; значит, от иного. Следовательно, потенциально сущее может быть и не быть и, стало быть, оно контингентно. Быть контингентным, зависеть от иного, испытывать нужду в актуализации — все это признаки сущего, ограниченного в своем совершенстве и потому конечного. Та же восходящая последовательность суждений на божественном полюсе сущего приводит нас к исходному понятию бесконечного совершенства. Круг замыкается, движение мысли в парных понятиях вокруг единственного реального различия соединяет начало и конец.

Второй раздел Рассуждения XXVIII посвящен анализу достаточности первого разделения сущего, разбору и опровержению различных позиций. Это чисто диспутационная часть текста. Наконец, раздел третий предлагает в очень компактном, концентрированном виде исторический обзор учения об аналогическом или унивокальном характере сущего вообще и собственную суаресовскую теорию аналогии внутренней атрибуции сущего1.

Статья поступила в редакцию 10 ноября 2021 г. Статья рекомендована к печати 29 ноября 2021 г.

Контактная информация:

Вдовина Галина Владимировна — д-р филос. наук; galvd1@yandex.ru

1 Подробнее см.: Суарес Ф. Метафизические рассуждения. М: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. С. 170-193.

On the foundation of the philosophical theology of Francisco Suarez: Disputation XXVIII of Disputationes Metaphysicae

G. V. Vdovina

Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences, 12, Goncharnaya ul., Moscow, 109240, Russian Federation

For citation: Vdovina G. V. On the foundation of the philosophical theology of Francisco Suarez: Disputation XXVIII of Disputationes Metaphysicae. Issues of Theology, 2022, vol. 4, no. 1, pp. 6-9. http://doi.org/10.21638/spbu28.2022.101 (In Russian)

The article is the preface to the Russian translation of the second part of Francisco Suárez's Metaphysical Disputations, which examines the successive divisions of "being in general" into its different modifications of varying degrees of specification ("contractions"). The first section of Disputation XXVIII introduces the primary division of being into God and creation, considers several synonymous formulations of it, and demonstrates their reference to the same reality. Next, in section two, Suárez analyzes the arguments against the adequacy of this primary division of being and refutes them. In section three, the Spanish philosopher explores the type of predication of being to God and creatures. He argues against the equivocality or univocality of the concept of being and concludes that it has analogical character. Next, Suárez examines the varieties of analogy formulated by eminent philosophers and theologians of the past, that is, the analogy of proportionality and the analogy of proportion, or external attribution, and shows their inadequacy to explain analogia entis. Suárez's own position is that being is predicated on God and creatures according to the analogy of internal attribution, and he draws out the characteristics of this type of analogy. Disputation XXVIII as a whole is an introduction to Suárez's natural theology, which he thinks of as an integral part of metaphysical knowledge. Keywords: God, creation, infinite and finite being, being from oneself and from another, necessary and contingent being, adequacy of the primary division of being in ^H general, analogy of being, analogy of internal attribution. ^^

R O

Suarez F. (2007) Disputationes Metaphysicae. Rus. ed. Moscow, Institut filosofii, teologii i istorii

sv. Fomy Publ. (In Russian) ^^

Received: November 10, 2021 Accepted: November 29, 2021

References

Galina V. Vdovina — Dr. Sci. in Philosophy; galvd1@yandex.ru

s s

ijQ O

Author's information:

e

o

PQ

TOM 4

* The preface and translation from Latin were made by G. V. Vdovina with the support 2022

of the Russian Foundation for Basic Research, project No. 21-011-44040 "The Philosophical theology of Francisco Suarez". №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.