Научная статья на тему 'Об основных проблемах обеспечения экономической и информационной безопасности региона'

Об основных проблемах обеспечения экономической и информационной безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
340
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SAFETY / INFORMATION SAFETY / REGION SAFETY / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гитинов А. Г.

Обосновывается актуальность проблемы обеспечения экономической и информационной безопасности в России, анализируется значение Доктрины информационной безопасности РФ для информационной и экономической безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE BASIC PROBLEMS OF MAINTENANCE OF ECONOMIC AND INFORMATION SAFETY OF A REGION

In the article the author substantiates a topicality of the problem of maintenance of economic and information safety in Russia, analyzes significance of the existing doctrine of information safety of Russia for information and economic safety of the country.

Текст научной работы на тему «Об основных проблемах обеспечения экономической и информационной безопасности региона»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ—^— ^^ ^и^ТЕХНИЧЕСКИЕ^НАУКИ

ОБ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

А.Т. ГИТИНОВ,

Академия управления МВД России 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

Gitinovahmed@rambler. т

Аннотация. Обосновывается актуальность проблемы обеспечения экономической и информационной безопасности в России, анализируется значение Доктрины информационной безопасности РФ для информационной и экономической безопасности страны.

Ключевые слова: экономическая безопасность, информационная безопасность, обеспечение безопасности региона, национальная безопасность.

ABOUT THE BASIC PROBLEMS OF MAINTENANCE OF ECONOMIC AND INFORMATION SAFETY OF A REGION

A.G. GITINOV,

Academy of Management of the Russian Interior Ministry

The summary. In the article the author substantiates a topicality of the problem of maintenance of economic and information safety in Russia, analyzes significance of the existing doctrine of information safety of Russia for information and economic safety of the country.

Key words: economic safety, information safety, region safety, national security.

В настоящее время актуальность приобретают проблемы обеспечения экономической и информационной безопасности. Они являются важными элементами национальной безопасности любого государства, от которых зависит эффективность жизнедеятельности современного общества. Эти два элемента являются взаимодополняющими, поскольку без обеспечения экономической безопасности невозможно обеспечить информационную, и наоборот, но логичнее рассмотреть их по отдельности.

Неадекватная хозяйственным условиям политика реформирования, начавшаяся с момента перестройки и продолжающаяся в настоящее время, усугубила положение и регионов, и страны. Открытость экономики позволила зарубежным производителям захватить российский рынок, вследствие чего в экономике России начался резкий спад производства. Это привело к массовой безработице, снижению уровня доходов населения, коррупции и в результате к экономической зависимости от зарубежных стран.

Трансформация экономической и социальной структуры российского общества привела к тому, что значительная часть проблем, стоящих на федеральном уровне, перешла на уровень регионов. Результатом структурного реформирования стало образование множества проблемных, депрессивных и дотационных регионов, которые не могут использовать свой экономический потенциал.

Уровень экономической безопасности большинства регионов далек от желаемого и отнюдь не всегда способствует их динамичному развитию. Причем в наиболее тяжелой ситуации оказался Северо-Кавказ-кий федеральный округ в силу своего сложного геополитического положения, в результате неразрешенных экономических проблем.

К изучению проблемы по теоретическим и практическим вопросам обеспечения экономической безопасности посвящены труды отечественных ученых Л.И. Абалкина, А. Архипова, А.Е. Городецкого, Н.П. Купрещенко, В.К. Сенчагова и др. Такое пристальное внимание не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают проблемы на авансцену общественной жизни.

Однако реалии требуют нового подхода к вопросам обеспечения национальной безопасности, в которой важную роль начинают играть информационная безопасность. Такие тенденции вызваны научно-техническим прогрессом в сфере информационных технологий, глобальных систем телекоммуникаций, средств связи.

Особенное значение обеспечению информационной безопасности придают страны, которые являются либо претендуют на роль великих держав. Их правительства осознают, что без учета информационного фактора они не смогут защитить свои геополитиче-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ские интересы, оказывать воздействие на внешнюю политику других стран, определять основные направления политического развития отдельных регионов и влиять на мировую политику.

В свое время У. Черчилль произнес крылатые слова Н. Ротшильда: «Кто владеет информацией — владеет миром». Похожую точку зрения высказал Б. Дизраэ-ли: «В жизни успеха добивается больше всего тот, кто располагает лучшей информацией». Информация является не только главным атрибутом безопасности, но и орудием воздействия.

Переход к рыночным отношениям в экономике вызвало появление на внутреннем российском рынке товаров и услуг множества отечественных и зарубежных коммерческих структур — производителей и потребителей информации, средств информатизации и защиты информации. Бесконтрольная деятельность этих структур по созданию и защите систем сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации создает реальную угрозу безопасности России в экономической сфере. Аналогичные угрозы возникают при бесконтрольном привлечении иностранных фирм к созданию подобных систем, поскольку складываются благоприятные условия для несанкционированного доступа к конфиденциальной экономической информации и для контроля над процессами ее передачи и обработки со стороны иностранных спецслужб и конкурентов.

Критическое состояние организаций национальных отраслей промышленности, разрабатывающих и производящих средства информатизации, телекоммуникации, связи и защиты информации, приводит к широкому использованию соответствующих импортных средств, что создает угрозу возникновения технологической зависимости России от иностранных государств и транснациональных корпораций. В этих условиях и слаборазвитые регионы, и государство становятся потребителями информации, а это, в свою очередь, предопределяет их информационную незащищенность. Не способные производить конкурентоспособный информационный продукт, они вынуждены потреблять зарубежный, что позволяет им использовать преимущества в компьютерных технологиях и средствах, тем самым оказывать информационно-психологическое воздействие на индивидуальное и общественное сознание для информационной, экономической, политической и культурной экспансии.

По мнению многих исследователей, проблема обеспечения информационной безопасности сегодня — это недостаточность нормативно-правовой базы, определяющей ответственность хозяйствующих субъектов за недостоверность или сокрытие сведений об их коммерческой деятельности, о потребительских свойствах производимых ими товаров и услуг, результатах их хозяйственной деятельности,

И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

об инвестициях и т.п. В то же время экономический ущерб хозяйствующим субъектам может быть нанесен вследствие разглашения информации, содержащей коммерческую тайну. В системах сбора, обработки, хранения и передачи коммерческой информации наиболее опасны противоправное копирование и ее искажение вследствие преднамеренных или случайных нарушений технологии работы, несанкционированного доступа.

Развитие информационной инфраструктуры способствует созданию и включению в социально-экономическую систему таких потоков информации, которые будут достаточны для эффективного разрешения большинства современных глобальных и региональных экономических проблем, для обеспечения рационального природопользования, гармоничного экономического, политического, социального и культурно-духовного развития общества, обеспечения его экономической безопасности. Наряду с этим бурно развивающаяся информатизация заставляет кардинально пересмотреть основные взгляды и концептуальные подходы к проблеме экономической безопасности и выработать политику государства в сфере интеграции и защиты информационных систем.

Безопасность может быть достигнута тогда, когда будет обеспечена безопасность национальных информационных структур каждой страны, а также глобальной информационной инфраструктуры как технологической основы мирового экономического пространства.

Проблема обеспечения экономической безопасности страны все в большей степени связана с социально-экономическим развитием России. Это обусловлено тем, что в настоящее время увеличиваются масштабы экономических угроз и появляются новые формы и виды экономической преступности. Так, новым видом угроз национальной безопасности в конце прошлого и в наступившем веке можно считать похищение важной информации и промышленный шпионаж. Информация становится фактором как прогресса, так и угрозы экономической безопасности.

Информационные воздействия на экономические процессы, включая финансовую сферу, становятся все более агрессивными. Например, экономический ущерб возникает при воздействии негативной информации на фондовые рынки с одновременной игрой на понижение капитализации организаций, что связано скупкой их акции по низкой цене. При этом распространяется информация негативного характера в отношении конкурента по созданию его негативного образа в средствах массовой информации.

Серьезную угрозу для нормального функционирования экономики представляют собой компьютерные преступления, связанные с проникновением

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

криминальных элементов в компьютерные системы и сети банков и иных кредитных организаций. Наблюдается тенденция получения несанкционированного доступа к информации экономического характера и использование ее в целях подрыва экономической безопасности государства.

Информационная безопасность предполагает защиту конституционных прав граждан на свободу сбора, распространения и получения информации (естественно, с определенными ограничениями), на тайну корреспонденции и т.п. Это и многое другое должно регулироваться законодательством о коммерческой, служебной и профессиональной тайне, об информации персонального характера.

Основополагающими нормативными актами о национальной и информационной безопасности являются Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», а также Доктрина информационной безопасности РФ, утвержденная Указом Президентом РФ от 9 сентября 2000 г.. Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности России. Она служит основой для:

® формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности страны;

подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности России;

разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности России.

Доктрина информационной безопасности РФ развивает Концепцию национальной безопасности РФ применительно к информационной сфере. В Концепции отмечено, что важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности России являются:

реализация конституционных прав и свобод граждан России в сфере информационной деятельности;

совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;

противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Основные меры по обеспечению информационной безопасности России в сфере экономики:

организация и осуществление государственного контроля над созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;

коренная перестройка системы государственной статистической отчетности в целях обеспечения достоверности, полноты и защищенности информации, осуществляемая путем введения строгой юридической ответственности должностных лиц за подготовку первичной информации, организацию контроля над деятельностью этих лиц и служб обработки и анализа статистической информации, а также путем ограничения коммерциализации такой информации;

разработка национальных сертифицированных средств защиты информации и внедрение их в системы и средства сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;

разработка и внедрение национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, систем электронных денег и электронной торговли, стандартизация этих систем, а также разработка нормативной правовой базы, регламентирующей их использование;

совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей информационные отношения в сфере экономики;

совершенствование методов отбора и подготовки персонала для работы в системах сбора, обработки, хранения и передачи экономической информации.

Главными целями создания и деятельности региональных систем защиты информации являются:

предотвращение ущерба информационной соответственно и экономической безопасности региона, его граждан, органов государственной власти, организации с использованием методов и средств технической защиты информации;

обеспечение условий, способствующих реализации политики государства в сфере экономической и информационной безопасности на территории региона;

# содействие экономическому, научно-техническому прогрессу региона, обеспечению его безопасности и устойчивого развития.

В условиях глобализации мирового хозяйства экономическая и информационная безопасность становятся первостепенными. Повышается роль информации, развития телекоммуникаций, стандартизации финансового учета и отчетности, взаимодействия финансовых и фондовых рынков.

Литература

1. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России // ЭКО. 2007. № 5.

2. Стрельцов А.А. Обеспечение информационной безопасности России // Теоретические и методологические основы / под ред. В.А. Садовничего, В.П. Шерстюка. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.