УДК 78
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА КАФЕДРЫ ФИЛОЛОГИИ И ИСТОРИИ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ФИЛИАЛА КЕМГУ С ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ Г. АНЖЕРО-СУДЖЕНСКА И СЕВЕРНОГО РЕГИОНА КУЗБАССА Е. Н. Лисицкая, Т. Л. Волчкова
THE BASIC LINES OF COOPERATION BETWEEN THE DEPARTMENT OF PHILOLOGY AND HISTORY AT ANZHERO-SUDZHENSK BRANCH OF KEMEROVO STATE UNIVERSITY AND GENERAL EDUCATION INSTITUTIONS OF ANZHERO-SUDZHENSK AND THE NORTH OF KUZBASS
E. N. Lisitskaya, T. L. Volchkova
В статье обзорно представлены основные направления, по которым ведется сотрудничество и взаимодействие кафедры филологии и истории Анжеро-Судженского филиала КемГУ с общеобразовательными учреждениями города Анжеро-Судженска и Северного региона Кузбасса; рассказывается об опыте, накопленном в результате данного сотрудничества за 20 лет существования кафедры.
The paper addresses the basic lines of cooperation between the Department of Philology and History at Anzhero-Sudzhensk branch of Kemerovo State University and general education institutions in Anzhero-Sudzhensk and the North of Kuzbass. It also reviews the experience the Department has accumulated during the 20 years of cooperation.
Ключевые слова: образование, сотрудничество, взаимодействие, организация, интеграция науки и образования.
Keywords: education, cooperation, interaction, institution, integration of science and education.
В любой стране мира именно образование является ключевым ресурсом в сплочении общества, в развитии его социальной и экономической структуры. Образование - сложная многоуровневая система, а любая система работает эффективно только при условии тесного взаимодействия ее составных частей, при наличии обратной связи, когда каждое звено совершенствуется, приспосабливаясь к требованиям другого. Важнейшими звеньями образовательной системы общества являются школа и вуз, которые, решая общие задачи, направленные, в первую очередь, на воспроизводство и всемерное наращивание культурного и интеллектуального потенциала общества, опираясь на предшествующий опыт, должны совершенствовать прежние и вырабатывать новые пути и механизмы взаимодействия и сотрудничества.
За двадцатилетнюю историю существования на кафедре филологии и истории Анжеро-Судженского филиала КемГУ накоплен большой опыт и сложились традиции тесного сотрудничества со школами города Анжеро-Судженска и Северного региона Кузбасса. Основными направлениями, по которым осуществляется взаимодействие вуза и школы, являются научнометодическая, учебно-методическая, воспитательная и профориентационная работа, которая ведется профессорско-преподавательским коллективом кафедры.
Изменение социально-экономических условий, быстрые темпы развития научных знаний и технологий требуют существенных изменений как в профессиональном, так и в школьном образовании. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», «экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере
образования» [3]. Таким образом, современный
школьный учитель должен быть мобильным, обладать прочными фундаментальными знаниями, владеть современными технологиями обучения, уметь ориентироваться в различных областях науки и ее последних достижениях, адаптироваться в быстро меняющейся действительности. Все это необходимодля того, чтобы сформировать в своих учениках, будущих студентах и гражданах своей страны, именно те качества, которые помогут им успешно овладевать своей профессией, занять достойное место в обществе. На плечи учителей, преподающих дисциплины гуманитарного цикла, в наибольшей степени ложится и еще одна важная задача формирования в своих учениках личностей, носителей определенного мировоззрения и убеждений, приверженцев духовных ценностей, самобытных традиций и морально-нравственных норм.
С целью актуализации и привлечения внимания к проблемам современного образования, а такжеконст-руктивного диалога с учителями-практиками, начиная с 2002 года, коллектив кафедры совместно с информационно-методическим центром при Управлении образования Анжеро-Судженского городского округа проводит научно-методические и учебно-методические семинары для учителей школ города и региона, на которых обсуждаются теоретические и практические проблемы современного образования («Интеграция науки и образования в области преподавания филологических и общественных дисциплин в школе», «Цели и содержание языкового образования в современном коммуникационном пространстве», «Формирование ценностно-смысловой модели знаний на уроках русского языка и литературы», «Формирование ценностно-смысловой модели знаний на уроках истории и обществознания», «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» и др.). Необходимо отметить, что практическая деятельность преподавателей кафедры в рамках сотрудничества со
школой, во многом соответствует основной тематике научно-исследовательской работы кафедры: «Филологические науки в вузе и школе в условиях модернизации образования», целью которой является изучение и описание актуальных процессов и тенденций в современном русском языке и литературе, имеющих прикладной характер в процессе вузовского и школьного преподавания.
Для оказания научно-методической и учебнометодической помощи учителям школ города и Северного региона Кузбасса профессорско-преподавательский состав кафедры регулярно принимает участие в работе методических советов учителей русского языка и литературы, истории и обществознания, также подобная работа проводится и в рамках программ повышения квалификации специалистов, которые организует ипроводит информационно-методический центр управления образования Анжеро-Судженского городского округа. К чтению лекций, проведению семинаров, консультаций и мастер-классов вот уже на протяжении 20 лет привлекаются и внештатные сотрудники кафедры - профессора и доценты Томского государственного университета: доктор филологических наук, профессор А. П. Казаркин, доктор педагогических наук, профессор В. А. Доман-ский, доктор филологических наук, доцент В. С. Киселев, кандидат филологических наук, доцент Н. Е. Никонова и др.
Тенденции развития российского общества указывают на то, что в наши дни научно-исследовательская деятельность учителя-практика - это совершенно необходимое условие, так как современный этап развития образования характеризуется необходимостью переосмысления целевых установок, методов и средств их достижения. Сегодня просто необходимо признать тот факт, что в условиях информационного общества важной составляющей готовности педагога к решению поставленных социумом задач является сформированность умений и навыков работы с информацией, определения наиболее рациональных методов и средств решения поставленных образовательных и воспитательных задач. Для возможности грамотной реализации современных технологий обучения современное образовательное пространство требует от учителя также и умения находить нестандартные, креативные решения. Все эти необходимые современному учителю качества формирует поисковая научно-исследовательская работа, в организации и проведении которой оказывают помощь преподаватели кафедры филологии и истории: доктор исторических наук, доцент В. А. Дробченко, кандидат исторических наук, доцент Е. В. Вечер, кандидат философских наук, доцент П. Г. Кабанов, кандидат филологических наук, доцент Л. В. Прибытова, кандидат филологических наук, доцент Е. И. Конюшенко и др. Многие исследовательские проекты, проводимые под научным руководством преподавателей кафедры, уже были представлены в качестве докладов на научнопрактических конференциях регионального и всероссийского уровня в Красноярске, Томске, Кемерово, Анжеро-Судженске, получили высокую оценку экспертных советов и опубликованы в центральных и региональных изданиях.
Не менее важным звеном в сотрудничестве кафедры с общеобразовательными учреждениями города и региона является работа со школьниками, прежде всего со старшеклассниками, которые выбрали гуманитарное направление. На этапе профильного обучения возрастает роль элективных курсов, которые расширяют и углубляют представления школьников в области профильных дисциплин, что совершенно необходимо для углубленной подготовки будущих спе-циалистов-гуманитариев. Преподавателями кафедры разработаны авторские программы спецкурсов, в рамках которых освещаются наиболее актуальные вопросы в области языкознания, литературоведения, истории, обществознания и философии. Назовем лишь некоторые из них, в первую очередь те, которые оказались востребованными в образовательном процессе в
2012 - 2013 учебном году:
- «Практическая стилистика и литературное редактирование текста» (кандидат филологических наук, доцент Л. В. Прибытова);
- «История русской литературы: поэты XX века» (кандидат филологических наук, доцент Е. Н. Ли-сицкая);
- «История Кузбасса» (доктор исторических наук, доцент В. А. Дробченко);
- «Теория информационного общества» (кандидат философских наук, доцент П. Г. Кабанов).
Работая в школах, преподаватели кафедры занимаются организацией и осуществляют научное руководство исследовательской и проектной деятельностью учащихся, которая сегодня является обязательным компонентом на профильном уровне обучения, что совершенно необходимо, так как способствует формированию важнейших компетенций обучающихся, которые, по словам Л. Н. Воронецкой, позволяют определять «уровень достижения поставленных целей и продвижение к более высоким уровням овладения знаниями и развития» [2, с. 25].
Научно-исследовательские проекты, выполненные старшеклассниками под руководством преподавателей кафедры, отличаются актуальностью проблематики, креативными нешаблонными решениями поставленных целей и задач, структурированностью, корректным использованием источников и грамотным оформлением, что отмечают организаторы и члены экспертных комиссий научно-практических конференций. Выступая с результатами своих исследований на научно-практических конференциях (ежегодно проводимых городских - «Великий, могучий, свободный, родной русский язык», «Отечество»; областных - «Эрудит»; и всероссийских «Научное творчество молодежи»), школьники неизменно занимают призовые места.
Кафедра филологии и истории является выпускающей для специальности «русский язык и литература» и направления «педагогическое образование» (профиль «русский язык»), поэтому непосредственная работа в школе необходима и нам, вузовским преподавателям, испытывающим сегодня серьезный дефицит в хорошо подготовленных абитуриентах, так как позволяет в прямой форме вести воспитательную и профориентационную работу и привлекать школьников с хорошей мотивацией и глубокими знаниями по
предметам к поступлению в наш вуз. Подобное взаимодействие уже принесло свои положительные результаты. Сегодня в школах города из общего количества учителей русского языка и литературы 60 % -выпускники Анжеро-Судженского филиала КемГУ. Ассистенты нашей кафедры О. О. Белоусова,
О. В. Тваржинская, Ю. А. Наумкина успешно работают в высшей школе иготовятся к защите кандидатских диссертаций. Можно сказать, что они - те самые бывшие ученики, которым помогли окончательно определиться с выбором профессии наши преподаватели, работающие в школах.
Важным направлением в работе кафедры является организация творческой познавательной деятельности школьников. С 2008 года кафедра ежегодно проводит
Расширяется и география участников турнира. В
2013 году список участников пополнился за счет обучающихся школ Мариинского и Яшкинского районов.
В программу проведения турнира в 2014 году кафедра планирует включить исследовательские задания-проекты интегрированного типа (русский язык, литература, история), которые будут направлены на формирование и развитие проектировочных умений, способствовать реализации исследовательской и познавательной деятельности школьников.
Весомый вклад вносят наши преподаватели в работу с одаренными детьми, оказывая помощь в подготовке к участию в олимпиадах и конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровня. Как отмечает доктор исторических наук, профессор Пермского государственного педагогического университета А. Н. Белавин, «работа с одаренными детьми в системе образования Российской Федерации в настоящее время приобретает особое значение. В новой национальной инициативе «Наша новая школа» задача выявления и работы с одаренными детьми считается одной из приоритетных. Очевидна особая значимость такой деятельности, связанной с реализацией новых стандартов образования, ориентирующей учащихся на поиски обобщений, особенно в сфере гуманитарных знаний» [1, с. 72]. Учитывая эти факты, профессорско-преподавательский коллектив кафедры филологии и истории в качестве одного из ведущих
Литература
«Университетский турнир по русскому языку» среди учащихся 9 - 11-х классов школ г. Анжеро-Судженска и Северного региона Кузбасса. Целью турнира является активизация интереса школьников к изучению русского языка, пропаганда научных знаний, а также создание необходимых условий для поддержки одаренных детей. Турнир проходит в два этапа. Первый этап - заочный, он предполагает письменные ответы (как в тестовой, так и в развернутой форме) на предложенные задания и позволяет выявить победителей, которые участвуют во втором (очном) этапе. Практика проведения турнира показывает, что ежегодно количество желающих принять участие в заочном этапе этого лингвистического конкурса увеличивается. Статистические данные можно увидеть в таблице.
направлений дальнейшего сотрудничества разработал проект создания на базе Анжеро-Судженского филиала КемГУ научного историко-филологическое объединения учащихся «СЛОВИСТА» (в основе названия «слово» и «история»). Занятия ребят в объединении помогут создать оптимальные условия для формирования исследовательского мышления современного школьника. Успешности решения этой задачи должен способствовать сам факт включения участников образовательного процесса в реальную научно-педагогическую среду с системой не авторитарных, апарт-нерских взаимоотношений «малой, школьной, науки» с «наукой взрослой», академической. Осознание важности, актуальности и полезности для науки и культуры подобных «сообществ» должно способствовать мобилизации учащихся на дальнейшее углубление в науку. Таким образом, реализация проекта преследует и научные, и образовательные, и воспитательные цели.
Тесное и взаимовыгодное сотрудничество профессорско-преподавательского коллектива кафедры филологии и истории с общеобразовательными учреждениями города и региона и в дальнейшем будут способствовать решению важнейших социальных задач, так как образование и наука - это те жизненно важные сферы, без которых немыслимо строительство развитого демократического государства.
Таблица
Год 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Кол-во участников 50 82 94 120 144 181
1. Белавин, А. Н. Организация исследовательской работы с одаренными детьми на основе научного объединения учащихся / А. Н. Белавин, А. В. Рубцов // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 2.
2. Воронецкая, Л. Н. Педагогическое проектирование как альтернатива традиционной формы оценивания знаний студентов в педагогическом вузе / Л . Н. Воронецкая // Педагогическое образование и наука. - 2010. -№ 2.
3. Об образовании в Российской Федерации [Принят Гос. Думой 29 дек. 2012 г. № 273 - ФЗ] // Российская газета. - 31.12.2012.
Информация об авторах:
Лисицкая Елена Николаевна - кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой филологии и истории Анжеро-Судженского филиала КемГУ, 8-905-994-80-90, Fox3071 @rambler.ru.
Elena N. Lisitskaya - Doctor of Philology, Head of the Department of Philology and History, Anzhero-Sudzhensk branch of Kemerovo State University.
Волчкова Татьяна Леонидовна - доцент кафедры филологии и истории Анжеро-Судженского филиала КемГУ, 8-903-99385-35, asffi1fak(a.Yma.i1.ni.
Tatiana L. Volchkova - Assistant Professor at the Department of Philology and History, Anzhero-Sudzhensk branch of Kemerovo State University.