Научная статья на тему 'Об основных механизмах повышения инвестиционной привлекательности Тамбовской области как инструменте развития региональной конкурентоспособности'

Об основных механизмах повышения инвестиционной привлекательности Тамбовской области как инструменте развития региональной конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБЛАСТИ / STRATEGY OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF A REGION / TAMBOV REGION / SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF A REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худеева В. В.

Повышение инвестиционной привлекательности региона является одной из главных целей, определенных в Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2015 г. Необходимо ввести в практику работы администрации области проведение конкурсов на подготовку проектов по стратегическим направлениям развития экономики, для чего закладьшать необходимые средства в областном бюджете. Наличие профессионально разработанных проектов позволит ускорить инвестиционные процессы в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basic mechanisms of increase of investment appeal of Tambov region as a tool of regional competitiveness development

Increase of regional investment appeal is one of the main objectives determined in the Strategy of social and economic development of Tambov region for the period up to 2015. It is important to introduce into regional administration practical work competitions on projecting strategic directions of economic development and to enter necessary means on the regional budget. The availability of professionally developed projects will allow speeding up regional investment processes.

Текст научной работы на тему «Об основных механизмах повышения инвестиционной привлекательности Тамбовской области как инструменте развития региональной конкурентоспособности»

ОБ ОСНОВНЫХ МЕХАНИЗМАХ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ИНСТРУМЕНТЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

В.В. Худеева

Повышение инвестиционной привлекательности региона является одной из главных целей, определенных в Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2015 г. Необходимо ввести в практику работы администрации области проведение конкурсов на подготовку проектов по стратегическим направлениям развития экономики, для чего закладывать необходимые средства в областном бюджете. Наличие профессионально разработанных проектов позволит ускорить инвестиционные процессы в регионе.

Ключевые слова: стратегия экономического развития региона, Тамбовская область, социальноэкономическое развитие области.

В современных условиях инвестиции и их динамика являются одновременно интегрированным целевым показателем развития и своеобразным барометром состояния конкурентоспособности экономики каждого региона. Поэтому повышение инвестиционной привлекательности региона является одной из главных целей, определенных в Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2015 г.

Главной задачей политики, проводимой администрацией Тамбовской области по развитию инвестиционного процесса, является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики региона за счет совершенствования нормативно-правовой базы, предоставления льгот и гарантий для наиболее эффективных инвестиционных проектов, развития инфраструктуры по обслуживанию субъектов инвестиционной и инновационной деятельности.

Постоянное представительство Всемирного банка в России при обсуждении итогов рейтинга инвестиционной привлекательности за 2005-2006 гг., ежегодно проводимого экспертным агентством «ЭКСПЕРТ-РА», отметило, что потенциальных инвесторов в основном интересуют не столько текущие позиции региона, сколько тенденции его развития. И в этом плане в 2006 г. наибольшего успеха по уровню интегрального инвестиционного риска среди субъектов Российской Федерации добилась Тамбовская область, поднявшись с 57-го на 33-е место (24 пункта). В наибольшей степени в области сокра-

тились социальный, экономический, экологический и законодательный риски. По уровню законодательного риска Тамбовская область заняла двенадцатое место среди регионов России.

Основными факторами, способствующими увеличению инвестиционной активности в анализируемые годы, были: повышение темпов роста промышленного производства, активное вовлечение денежных ресурсов юридических и физических лиц в инвестиции, сохранение притока прямых иностранных инвестиций, государственная поддержка инноваций, разработка нормативных правовых актов, регламентирующих инвестиционную деятельность.

Проблема дальнейшего улучшения инвестиционного климата региона остается актуальной, ибо реализация социальных программ напрямую связана с такими понятиями, как «инвестиции» и «экономический рост». Работа в этом направлении включает:

- организацию работы с потенциальными инвесторами;

- развитие государственно-частного

партнерства;

- реализацию «локомотивных» инвестиционных проектов;

- развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры области;

- государственную поддержку стратегических инвесторов;

- вовлечение земли в экономический оборот, в т. ч. в залоговые и ипотечные механизмы.

Ключевым фактором улучшения инвестиционного климата является укрепление

взаимного доверия государства, бизнеса, банков и населения.

В Тамбовской области созданы условия для реализации высокоэффективных и социально значимых инвестиционных проектов, формирующих точки роста экономики, отработаны механизмы государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов.

В областном законодательстве предусмотрены следующие формы государственной поддержки инвестиционной деятельности:

- предоставление налоговых льгот в пределах полномочий, определенных федеральным и областным законодательством;

- предоставление инвестиционного налогового кредита;

- субсидирование части процентной ставки по кредитам коммерческих банков;

- предоставление на льготных условиях имущества, находящегося в областной собственности;

- предоставление государственных гарантий;

- предоставление бюджетных инвестиций;

- предоставление залогового обеспечения;

- предоставление бюджетного кредита;

- участие области в учреждении хозяйственных товариществ и обществ.

На конкурсной основе производится отбор специализированных организаций, оказывающих услуги в сфере финансово-экономической и инвестиционной политики, разработке и проведения экспертиз инвестиционных проектов (бизнес-планов) и программ.

Для координации инвестиционной деятельности в области функционирует Экспертный совет по инвестиционной политике при главе администрации области.

Для поддержки инвестиционных процессов сформирован залоговый фонд Тамбовской области.

Кроме того, в настоящий момент практически завершена работа над разработкой закона области «О зонах регулируемого развития», который также предусматривает меры государственной поддержки для участников таких зон.

Немаловажным аспектом региональной инвестиционной политики является развитие эффективной рыночной инфраструктуры, поддерживающей инвестиционные процессы. В области действуют: Тамбовская областная торгово-промышленная палата, Него-

сударственное образовательное учреждение «Региональный центр управления и культуры», Автономная некоммерческая организация «Региональное Агентство инвестиционных технологий и промышленного развития», ТО ГУП Тамбовская Управляющая компания.

В целях привлечения внешних инвесторов налажена работа с Фондом социальноэкономического развития регионов ЦФО Российской Федерации. По линии Фонда развития ЦФО разработана схема государственной поддержки инвестиционных проектов в сфере малого и среднего бизнеса посредством предоставления прямого бюджетного кредита с учетом специфики Тамбовской области.

Совместно с ФГУ «Тамбовский центр стандартизации, метрологии и сертификации» на предприятиях области проводятся работы по подготовке к подтверждению соответствия продукции, интегрированных систем менеджмента на основе международных стандартов ИСО серии 9000, 14000, 18000, атаке принципов ХАССП. Так, уже выполнены мероприятия систем менеджмента качества на 11 промышленных предприятиях области, что способствует продвижению продукции области на международный рынок.

Создан при поддержке ЗАО «Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства» (г. Москва) (МЦС) на базе Регионального центра управления и культуры Тамбовский центр промышленной субконтрактации и партнерства, который стал одним из 5 учредителей НП «Национального партнерства развития субконтрактации».

Данным центром создана база данных производственных возможностей Тамбовских предприятий и база данных поступающих заказов, объединенных единой автоматизированной системой поиска и обмена (Интернет, электронная почта), налажена система размещения заказов в информационной системе субконтрактации как для предприятий Тамбовской области, так и от них.

В настоящее время в базе данных производственных процессов и производственных мощностей предприятий размещено около 100 юридических лиц; каждому из них присвоен свой идентификационный номер и код доступа, позволяющий самостоятельно вводить, корректировать ранее введенную, а также удалять утратившую актуальность информацию.

Промышленным предприятиям области обеспечен постоянный доступ к информации, содержащейся в базе данных поступающих заказов от ЗАО «МЦС», предоставлена возможность использования сетевых ресурсов системы обмена информацией между региональными центрами промышленной кооперации для поиска технологий и технологического оборудования.

Особое внимание в области уделяется привлечению инвестиционных ресурсов в производственную сферу, а также в развитие сельского хозяйства. Возрастают объемы инвестирования в жилищное строительство.

Продолжается работа по финансовому оздоровлению или осуществлению процедур банкротства несостоятельных предприятий, поиск эффективных собственников и создание новых производств на их основе. С ростом промышленного производства спрос на свободные производственные площади возрастает. Российских и иностранных инвесторов уже не устраивают корпуса недостроя или заброшенных заводских цехов, они готовы строить сами новые производственные корпуса, при наличии инженерных коммуникаций. Поэтому необходимо привлекать инвесторов с целью застройки земельных участков, где отсутствует инженерная инфраструктура на условиях софинансирования.

Развитие финансовой инфраструктуры региона предполагает, прежде всего, развитие региональных финансовых рынков (банковских услуг, ценных бумаг, страховых услуг) и связанных с ними форм финансового посредничества.

Расширение участия банковского сектора в кредитовании региональной экономики и социальной сферы области предполагает формирование взаимовыгодных отношений между кредитными организациями, структурообразующими предприятиями и органами власти региона.

В существующих условиях для экономики области принципиальное значение имеет также формирование и развитие небанковских кредитных организаций (кредитные кооперативы, общества взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе средства под инвестиционные проекты субъектам малого предпринимательства). «Микрокредитование» - значительный и

доступный источник заемного ресурса для малого бизнеса и предпринимателей, личных подсобных хозяйств, что существенно при ограниченном банковском кредитовании этих субъектов. В рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» предусматривается реализация мероприятий по развитию сельской кредитной кооперации.

С целью развития регионального фондового рынка предусматривается содействие предприятиям в выпуске облигаций и проведении публичных торгов акциями, выпуск областных облигационных займов в инвестиционных целях, содействие применению новых финансовых инструментов, организация проведения через региональные СМИ разъяснительной работы с населением по ознакомлению с принципами инвестирования сбережений в ценные бумаги.

В современных условиях развитие рынка страховых услуг означает наиболее полную реализацию заложенных в нем потенциальных возможностей для:

- обеспечения комплексной страховой защиты предприятий и населения области от рисков, представляющих наибольшую опасность для экономической и социальной стабильности региона и снижения социальной ответственности государства за его граждан за счет страхования ответственности и рисков;

- формирования дополнительных источников инвестиций в региональную экономику и улучшения инвестиционного климата;

- снижения нагрузки на областной и местные бюджеты по экстренному финансированию затрат на восстановление социально значимого имущества и оказание помощи населению.

Развитие инфраструктуры инновационной системы (в том числе и для малого наукоемкого бизнеса) включает в себя создание технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий; создание новых инновационных компаний на этапе старта; системы страхования рисков компаний на начальных стадиях их развития при осуществлении технологических инвестиций.

В Тамбовской области созданы основные элементы инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности, способствующие развитию малого и среднего инновационного бизнеса, сопровождению передовых технологий, а также коммерциа-

лизации и передаче в реальный сектор экономики области перспективных научных разработок:

- ООО «Тамбовский инновационно-технологический центр машиностроения» и ООО «Инновационный центр высоких био- и химических технологий», учредителями которых являются ТГТУ, НИИ и инновационно активные промышленные предприятия региона;

- Тамбовский инновационный бизнес-инкубатор Регионального центра управления и культуры (ТИБИ РЦУК), включающий Информационно-ресурсный центр поддержки малого и среднего бизнеса (ИРЦ) и Тамбовский областной центр промышленной субконтрактации и партнерства (ТОЦПСП);

- деловой молодежный инновационный центр (МИДЦ) и Центр трансфера технологий при ТГТУ;

- научно-образовательный центр (НОЦ) «ТГТУ-ТамбовНИХИ» в области новых химических технологий.

Однако существующие элементы инновационной инфраструктуры в регионе действуют пока еще разрозненно и не дают существенного эффекта. Необходимо сформировать инновационную систему, которая будет генерировать новые бизнесы в приоритетных отраслях (кластерах) экономики области. Основным элементом системы должны стать университеты.

На региональном уровне, прежде всего, решается задача по наращиванию научного потенциала. Образовательный сектор - ядро научной мысли, центр научно-технических программ и инноваций. Для сближения научной мысли (как источника новых технологий) и предпринимательства (как средства воплощения инноваций) ведется создание системы инкубаторов, технопарков, центров трансфера технологий.

В регионе действует закон Тамбовской области «О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области», систематизирующий государственную инновационную политику. Создан Совет при главе администрации области по научной и инновационной политике, одна из главных задач которого - определение важнейших региональных приоритетов развития науки и технологий, которые соответствовали бы общемировым тенденциям

развития, российским приоритетным направлениям, целям и задачам инновационной политики региона, которые носят долговременный характер.

В целях содействия инвестиционному и инновационному развитию области запланировано создание Агентства регионального развития в форме некоммерческого партнерства органов исполнительной власти области, предприятий, образовательных, научноисследовательских и консалтинговых организаций. Агентство будет осуществлять разработку, сопровождение и мониторинг различных проектов в сфере регионального развития, оказывать содействие предприятиям и организациям области в их развитии и привлечении инвестиций.

Стимулированию роста инвестиций в производственную сферу, развитию инноваций будет способствовать сотрудничество с Внешэкономбанком, на базе которого в настоящее время создан Банк развития, организующий кредитование крупных отечественных производителей, финансирование инвестиционных проектов и программ, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. Администрацией Тамбовской области подготовлен проект Соглашения о сотрудничестве, планируется его подписание. Банк проявил заинтересованность в финансировании разработки месторождения «Центральное» и реконструкции производства на ФКП «Тамбовский пороховой завод». Также для Тамбовской области в качестве приоритетных следует рассматривать инвестиционные проекты: в развитии инфраструктуры; топливно-энергетическом комплексе; строительстве жилья и производственных объектов, в сельском хозяйстве и переработке сельскохозяйственного сырья; в гостиничном бизнесе, развитии туризма и др.

На наш взгляд, необходимо ввести в практику работы администрации области проведение конкурсов на подготовку проектов по стратегическим направлениям развития экономики, для чего закладывать необходимые средства в областной бюджет. Наличие профессионально разработанных проектов позволит ускорить инвестиционные процессы в регионе.

Поступила в редакцию 6.12.2007 г.

Khudeeva V.V. On the basic mechanisms of increase of investment appeal of Tambov region as a tool of regional competitiveness development. Increase of regional investment appeal is one of the main objectives determined in the Strategy of social and economic development of Tambov region for the period up to 2015. It is important to introduce into regional administration practical work competitions on projecting strategic directions of economic

development and to enter necessary means on the regional budget. The availability of professionally developed projects will allow speeding up regional investment processes.

Key words: strategy of economic development of a region, Tambov region, social-economic development of a region.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

М.А. Комарова

Социально-экономическое развитие каждого региона и страны в целом зависит не только от ресурсного обеспечения, но и от равноправного участия членов общества в реализации политики государства, грамотно построенного управления. При этом важным и объективно обоснованным условием устойчивого развития страны является использование человеческого потенциала. В свою очередь, это предполагает учет гендерной компоненты во всех областях общественной жизни - в политике, экономике, культуре.

Ключевые слова: регион, реализация государственной политики, развитие, человеческий потенциал, гендерные компоненты.

Социальную основу любого правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечиваются личные права и свободы. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его экономических и правовых устоев. Развитие гражданского общества зависит от совершенствования всех сфер общественной жизни и аппарата государства, укрепления авторитета государственной власти. «Мы находимся на этапе, когда даже самая верная экономическая и социальная политика дает сбои при проведении ее в жизнь из-за слабости государственной власти, органов управления. Ключ к возрождению и подъему России находится сегодня в государственнополитической сфере. Россия нуждается в сильной государственной власти и должна иметь ее» [1]. Задача укрепления государственной власти, развития социальной и политической системы развития российского об-

щества требует пристального внимания, ее решение предполагает применение различных инновационных подходов.

Одним из вариантов решения данной проблемы в России является оптимальное использование гендерного подхода в процессе управления.

В общем виде содержание гендерного подхода заключается в следующем. Под словом «гендер» понимается психологический пол человека - специфически свойственные мужчине либо женщине поведение, ценности, идеалы, с которыми они себя соотносят. Понятие «гендер» обозначает и сам психологический процесс: продуцирование обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, характеристиках, и его результат -социальное выражение гендера.

Одним из основных аспектов анализа гендера оказываются властные отношения, пронизывающие собой такие сферы, как отношения между мужчинами и женщинами. Гендер как модель социальных отношений между женщинами и мужчинами констатирует доминирование «мужского» в обществе и подавление «женского», оказываясь, таким образом, одним из базовых принципов социальной стратификации. Основой методологии гендерных исследований является как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.