Научная статья на тему 'Об основных категориях института обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц'

Об основных категориях института обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕДУРА ОБЖАЛОВАНИЯ / ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ / ЖАЛОБА / ПРАВО НА ОБЖАЛОВАНИЕ / УПРАВОМОЧЕННОЕ ЛИЦО / ПУБЛИЧНО-ВЛАСТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ЮРИСДИКЦИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ / AN APPELLATE PROCEDURE / THE APPEAL OF CERTIFICATES OF TAX BODIES / THE COMPLAINT / THE RIGHT TO THE APPEAL / THE PERSON / PUBLICLY-IMPERIOUS RELATIONS JURISDICTION OF TAX BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вязева А. Ю.

Анализ российского законодательства о налогах и сборах позволил сделать вывод о пробелах в области такого института налогового права как обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц. С целью восполнения пробелов в законодательстве и дальнейшего исследования правового регулирования процедур обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, важным является выделение и изучение правового и содержательного наполнения основных используемых законодателем категорий, а также выработка специфических определений данных категорий в рамках законодательства о налогах и сборах с использованием достижений правовой науки в изучении иных отраслей публичного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE BASIC CATEGORIES OF INSTITUTE OF THE APPEAL OF CERTIFICATES OF TAX BODIES, ACTIONS (INACTIVITY) OF THEIR OFFICIALS

The analysis of the Russian legislation on taxes and tax collections has allowed to draw a conclusion on blanks in the field of such institute of the tax right as the appeal of certificates of tax bodies, actions (inactivity) of their officials. For the purpose of completion of blanks in the legislation and the further research of legal regulation of appellate procedures of certificates of tax bodies, actions (inactivity) of their officials, allocation and studying of legal and substantial filling of the cores of categories used by the legislator, and also development of specific definitions of the given categories with in the limits of the legislation on taxes and tax collections with use of achievements of a legal science in studying of other branches of public law is important.

Текст научной работы на тему «Об основных категориях института обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц»

ОБ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЯХ ИНСТИТУТА ОБЖАЛОВАНИЯ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ)

ихдолжностныхлиц

А.Ю.ВЯЗЕВА,

соискатель кафедры финансово-экономического и тылового обеспечения Академии управления МВД России

fray@mail.ru

Научная специальность: 12.00.14 - административное право, финансовое право,

информационное право Научный руководитель: доктор юридических наук, A.C. Титов Рецензент: кандидатюридическихнаук, доцент, В.В. Казаков,

Аннотация. Анализ российского законодательства о налогах и сборах позволил сделать вывод о пробелах в области такого института налогового права как обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц. С целью восполнения пробелов в законодательстве и дальнейшего исследования правового регулирования процедур обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, важным является выделение и изучение правового и содержательного наполнения основных используемых законодателем категорий, а также выработка специфических определений данных категорий в рамках законодательства о налогах и сборах с использованием достижений правовой науки в изучении иных отраслей публичного права.

Ключевые слова: процедура обжалования, обжалование актов налоговых органов, жалоба, право на обжалование, управомоченное лицо, публично-властные правоотношения, юрисдикция налоговых органов

ABOUT THE BASIC CATEGORIES OF INSTITUTE OF THE APPEAL OF CERTIFICATES OF TAX BODIES, ACTIONS (INACTIVITY) OF THEIR OFFICIALS

A.J. VJAZEVA,

the competitor of chair financially- economic and rear maintenance Academies of management ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The analysis ofthe Russian legislation on taxes and tax collections has allowed to draw a conclusion on blanks in the field of such institute ofthe tax right as the appeal of certificates of tax bodies, actions (inactivity) of their officials. For the purpose of completion of blanks in the legislation and the further research of legal regulation ofappellate procedures ofcertificates oftax bodies, actions (inactivity) oftheir officials, allocation and studying of legal and substantial filling ofthe cores of categories used by the legislator, and also development of specific definitions of the given categories within the limits of the legislation on taxes and tax collections with use of achievements ofa legal science in studying ofother branches ofpublic law is important.

Key words: an appellate procedure, the appeal ofcertificates oftax bodies, the complaint, the right to the appeal, the person, publicly-imperious relations,jurisdiction oftax bodies

Основа правовой регламентация процедуры обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц закреплена в Конституции РФ, НК, АПК, ГПК, а также в ряде подзаконных актов налоговых органов. В Россим отсутствует специфический опыт конструирования и продолжительного применения норм зако-

нодательства о налогах и сборах, например первый кодифицированный нормативный правовой акт — НК — принят в полном объеме лишь в 2001 г. и неоднократно корректировался.

Законодательство о налогах и сборах находится скорее в стадии формирования. В то же время законодательные и теоретические основы пра-

вового регулирования в иных публичных отраслях права - в административном, уголовном и уголовно-процессуальном праве - имеют более длительную историю и во многом базируются как на советском, так и на дореволюционном правоприменительном опыте. Процессуальные формы в налоговом праве основаны на достижениях уголовно-правовой науки и практики уголовного судопроизводства, что обусловливает возможность их исследования на базе общих подходов.

Для исследования правового регулирования процедур обжалования актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц важным являются выделение и изучение правового и содержательного наполнения основных используемых законодателем категорий, а также выработка специфических определений данных категорий в рамках законодательства о налогах и сборах с использованием достижений правовой науки в изучении иных отраслей публичного права.

Право на обжалование определяется как юридически закрепленная возможность управомочен-ного лица использовать меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право1.

Понятие права на обжалование в сфере налоговых правоотношений имеет аналогичное функциональное содержание, но является более узким, поскольку применяется исключительно в области правового регулирования налоговых отношений. В частности, понятие «управомоченное лицо» сужается до лица, обладающего специфическим статусом - статусом лица, чьи интересы нарушены ненормативным актом налогового органа, действием или бездействием его должностного лица. Таким статусом может обладать «каждое лицо» (п. 1 ст. 138 НК)2. При этом в первоначальной редакции Налогового кодекса Российской Федерации3, в качестве субъектов, имеющих право на обжалование, упоминались также и иные обязанные лица.

Законодательством о налогах и сборах статус такого лица не определялся, однако, по мнению В.В. Зубкова, в качестве такого участника налогового правоотношения могут выступать взаимозависимые лица налогоплательщика (ст. 20 Налогового кодекса Российской Федерации), налоговые агенты (ст. 24 НК), банки и иные кредитные

1 Кононов П.И. Административный процесс в России: проблемы теории и законодательного регулирования: Моногр. Киров, 2001. С. 217.

2 Радачинсшй Ю.Н. Обжалование действий и решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц как вид юридической деятельности: Автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 142.

3 Иванов A.B. Административная юрисдикция налоговых органов Российской Федерации: Автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2003 .С. 81.

учреждения (гл. 18 НК) и иные лица4. Подобное расширительное толкование не отвечало тогдашнему уровню практики применения законодательства о налогах и сборах, в силу чего в НК практически сразу после его принятия были внесены изменения, исключившие этот термин из текста статьи и распространявшие право на обжалование исключительно на налогоплательщиков.

Вопрос о правомерности распространения права обжалования на иных не участвующих непосредственно в правоотношении граждан давно исследуется специалистами-теоретиками. Жалоба может быть подана как самим пострадавшим от неправильного применения норм права органом исполнительной власти, так и другими гражданами5. Существует и противоположная точка зрения. Так, по мнению Ю.Н. Кононова, жалоба может быть подано только тем гражданином, чьи интересы нарушены. Она может быть коллективной, однако содержание этой жалобы должно затрагивать субъективные права и свободы непосредственно каждого заявителя6.

В теории обжалования как юридической деятельности выделяются следующие свойства общего субъекта обжалования - это способность постановки цели, способность отражения и описания предмета обжалования, волевое возбуждение и направление в соответствии с целью активности, способность хранить и воспроизводить необходимую для деятельности по обжалованию информацию. Совокупность этих свойств образуют осознанность и целенаправленность обжалования как вида юридической деятельности7.

К вышеуказанным правоотношениям необходимо отнести те публично-властные правоотношения, в ходе реализации которых могут быть нарушены законные права и интересы налогоплательщика, т.е. интересы, находящиеся в юрисдикции налоговых органов. К таковым относятся правоотношения в области контроля над своевременностью и полнотой уплаты обязательных платежей в бюджет, а также в области соблюдения иных норм законодательства о налогах и сборах, не связанных с уплатой платежей: требования о сроках постановки на налоговый учет, сроках сообщения об открытии счета в коммерческом банке, а также юрисдикция в сфере соблюдения законодательства об обязательном применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и др.

4 Ремнев В.И. Право жалобы в СССР. М. 1964. С. 29.

5 Радачинский Ю.Н. Указ. соч. С.120.

6 Морозов Н.С. Реализация конституционного права судебного обжалования в досудебном производстве: Автореф.... канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 19.

7 Летучих В.И. Конституционный принцип обжалования в досудебных стадиях советского уголовного процесса. Омск, 1981. С. 12.

Правом на обжалование в сфере налоговых правоотношений, является юридически закрепленная возможность лица - участника налоговых правоотношений чьи законные права и интересы неправомерно ущемлены ненормативным актом налогового органа, действием или бездействием его должностного лица, вынесенным или осуществленным в рамках юрисдикции налогового органа, по использованию предусмотренных законодательством о налогах и сборах мер правоохранительного характера с целью восстановления права, нарушенного данным ненормативным актом налогового органа, действием или бездействием его должностных лиц, и пресечения действий, нарушающих право.

Обжалование как функциональная процедура представляет собой реализацию вышеуказанного права путем осуществления юридически значимых действий, к которым прежде всего относится подача жалобы.

Под жалобой понимаются действия лица в защиту субъективных процессуальных прав и законных интересов8. Ряд исследователей, однако, отмечают некоторые недостатки вышеприведенного подхода. Включение в понятие жалобы активных действий по ее подаче либо защите субъектом своих прав не позволяет провести границу между понятиями «жалоба» и «обжалование».

Жалобой следует считать только такое обращение физического или юридического лица (группы лиц), в котором ставится вопрос о защите и восстановлении непосредственно принадлежащих этому лицу субъективных прав и свобод, которые нарушены или могут быть нарушены действиями (бездействием) или решением административного органа или должностного лица.

Жалоба представляет собой обращение участника уголовного судопроизводства или иного лица, чьи интересы затронуты в ходе досудебного производства, поданное прокурору или в суд, в котором указывается на нарушение прав, свобод или законных интересов обратившегося государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, путем принятия процессуальных решений или осуществления процессуальных действий (бездействия), а также содержится требование об устранении этих нарушений.

Жалоба на ненормативный акт налогового органа, действия (бездействие) должностного лица налогового органа представляет собой документально оформленное обращение налогоплательщика и иного заинтересованного лица в вышестоящий налоговый орган или суд, в котором в соот-

8 Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.П. Божьева. 3-е изд., испр. идоп. М.: Спарк, 2002. С. 258.

ветствии с установленными законом требованиями указывается на нарушение прав, свобод или законных интересов налогоплательщика, а также содержится требование налогоплательщика на устранение негативных последствий такого нарушения.

Обжалованием являются действия граждан по реализации права жалобы, а также основанная на законе деятельность органов государственной власти по приему и разрешению поступающих к ним жалоб. Выделяют два значения термина обжалования — в узком и широком понимании. В узком смысле он характеризует обжалование как деятельность заинтересованного лица по реализации права на жалобу, а в широком — и как деятельность государственных органов по рассмотрению жалобы.

Несколько в ином смысле рассматривают классификацию института обжалования В.Б. Бо-жьев и В.Е. Кузнеченкова. По их мнению, в узком смысле обжалование представляет собой только деятельность по инициированию процедуры обжалования, а в широком - и деятельность уполномоченных лиц по рассмотрению жалобы.

Представляется обоснованным рассматривать обжалование именно как вид деятельности, причем в силу того, что порядок осуществления этой деятельности регламентирован нормативными правовыми актами, представляется обоснованным рассматривать обжалование как вид именно юридической деятельности.

Наиболее полное определение юридической деятельности дано в работах В.Н. Карта-шова, который рассматривает ее как объективированную в официальных актах, опосредованную правом, интеллектуально-волевую, управленческую, производственно-трудовую деятельность компетентных учреждений и организаций, осуществляемую в определенных процедурно-процессуальных формах с помощью специальных юридических действий и операций, способов и средств, направленную на решение общественных задач и функций (создание законов, отправление правосудия, визирование фактов и т.п.) и удовлетворяющую тем самым публичные и частные потребности и интересы-.

Объектом обжалования как правового института является область отношений, на регулирование которых направлены нормы, входящие в ее состав. При этом институт обжалования является важным элементом правового регулирования сферы публичных правоотношений. Так, по мнению Е.А. Лукашевой, отношение государства, его структур к правам индивида является ярким показатель природы существующего политического строя.

Объектом института обжалования, таким образом, является сфера общественных отношений, складывающихся в области гарантий прав

граждан от неправомерного публичного вмешательства. Обжалование актов налоговых органов, как судебное, так и досудебное, гарантирует права узкой категории лиц - налогоплательщиков - в сфере налоговых правоотношений.

Обжалование актов налоговых органов - целенаправленная юридическая деятельность налогоплательщика и иного заинтересованного лица, направленная на реализацию закрепленного в законодательстве о налогах и сборах права на вос-

становление и охрану неправомерно нарушенных законных прав и интересов, инициируемые этой деятельностью процессуальные действия налоговых органов в рамках предписанной законом процедуры, целью которой является защита законных прав и интересов налогоплательщика, нарушенных в результате вынесения незаконного ненормативного акта налогового органа, осуществление неправомерных действий или бездействия его должностными лицами.

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ НОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Н.А. ГЕЙТ,

доцент кафедры государственного строительства и права РАГС при Президенте РФ

E-mail gevtnat@mail.ru

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право Рецензент: заведующая кафедрой земельного и экологического права РАП, доктор юридических наук, профессор И.О. Краснова

Аннотация. В статье определены основы правового регулирования установления нормативов загрязнения окружающей среды и показано влияние загрязнение на здоровье человека.

Ключевые слова: правовое регулирование, окружающая среда, охрана здоровья, загрязнение, нормирование.

PERSPSPECTIVES OF IMPROVING LEGAL REGULATIVE RATE SETTING ENVIRONMENT QUALITY

N.A. GEYT,

assistant professor ofstate building and law department academy ofstate service under President ofRF

Annotation. The article defines legal regulative rate setting pollution environment and health protection. Key words: legal regulative, environment, health protection, pollution, rate setting.

Качество окружающей среды - важный фактор обеспечения охраны здоровья. Гарантиями такого обеспечения являются: финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, поскольку «универсальным показателем качества

окружающей среды должно считаться здоровье человека»11.

Правовая база регулирования рассматриваемых отношений обеспечивает организацию природопользования и охрану окружающей среды с уче-

1 Лунга И.Н. Разработка системы оценки отдаленных последствий мутагенного воздействия факторов внешней среды на наследственность человека // Наследственность человека и окружающая среда. М., 1992. С. 128- 139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.