Научная статья на тему 'ОБ ОСНОВНОМ ЗАКОНЕ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА КАК СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ НАУКИ. РАЗДЕЛ III. ПРАКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МАРКСИЗМА В ЛЕНИНИЗМЕ'

ОБ ОСНОВНОМ ЗАКОНЕ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА КАК СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ НАУКИ. РАЗДЕЛ III. ПРАКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МАРКСИЗМА В ЛЕНИНИЗМЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
всеобщий интеллект / духовность религиозная / духовный процесс / ленинизм / марксизм / научно-технический прогресс / научно-технологическая революция / общественная формация / общественное бытие / общественное сознание / политический процесс / производственно-экономические отношения / реальный гуманизм / светская духовность / синергетика / социально-производственные отношения / социально-экономический базис / социальный процесс / способ производства материальной жизни / социальный материализм / universal intelligence / religious spirituality / spiritual process / Leninism / Marxism / scientific and technological progress / scientific and technological revolution / social formation / social existence / social consciousness / political process / production and economic relations / real humanism / secular spirituality / synergetics / socio-industrial relations / socio-economic basis / social process / method of production of material life / social materialism

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — В Д. Комаров

Марксизм стал высшей социальной наукой, ибо его основатель открыл ряд объективных законов общественного развития человечества. Те, кто их познавал и использовал в практической деятельности, обретали неодолимую силу в своей борьбе за благо трудящихся. Первоисточником непобедимой силы тех, кто преобразует жизнь по законам научного коммунизма, служит открытый Марксом в середине XIX века основной закон общественного развития человечества, своеобразно действующий в различные исторические эпохи в разных странах. Трагический XX век дал много примеров всесилия марксистской науки в победоносной борьбе трудящихся под руководством коммунистов. Ленинизм как современный марксизм позволяет вывести его научные ценности из догматического тумана буржуазной пропаганды и открыть массам трудящихся ясный путь к социалистическому образу жизни на всех континентах нашей планеты. Марксизм-ленинизм – всемогущее оружие коммунистов космического века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — В Д. Комаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE BASIC LAW OF MARXISM-LENINISM AS A SYNERGISTIC SCIENCE. SECTION III. PRAXIOLOGICAL INTERPRETATION OF MARXISM IN LENINISM

The founder of Marxism discovered a number of objective laws of the social development of mankind. Marx discovered in the middle of the 19th century the basic law of the social development of mankind, which is peculiar in various historical eras in different countries. The tragic 20th century gave many examples of the omnipotence of Marxist science in the victorious struggle of workers under the leadership of communists. Leninism as modern Marxism makes it possible to free its scientific values from the dogmas of bourgeois propaganda and open the masses of the working people a clear path to a socialist way of life.

Текст научной работы на тему «ОБ ОСНОВНОМ ЗАКОНЕ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА КАК СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ НАУКИ. РАЗДЕЛ III. ПРАКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МАРКСИЗМА В ЛЕНИНИЗМЕ»

УДК 141.82 DOI 10.53115/19975996_2024_02_093_100

ББК 87.6

В.Д. Комаров

ОБ ОСНОВНОМ ЗАКОНЕ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА

КАК СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ НАУКИ. РАЗДЕЛ III. ПРАКСИОЛОГИЧЕСКАЯ

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МАРКСИЗМА В ЛЕНИНИЗМЕ*

Марксизм стал высшей социальной наукой, ибо его основатель открыл ряд объективных законов общественного развития человечества. Те, кто их познавал и использовал в практической деятельности, обретали неодолимую силу в своей борьбе за благо трудящихся. Первоисточником непобедимой силы тех, кто преобразует жизнь по законам научного коммунизма, служит открытый Марксом в середине XIX века основной закон общественного развития человечества, своеобразно действующий в различные исторические эпохи в разных странах. Трагический XX век дал много примеров всесилия марксистской науки в победоносной борьбе трудящихся под руководством коммунистов. Ленинизм как современный марксизм позволяет вывести его научные ценности из догматического тумана буржуазной пропаганды и открыть массам трудящихся ясный путь к социалистическому образу жизни на всех континентах нашей планеты. Марксизм-ленинизм - всемогущее оружие коммунистов космического века.

Ключевые слова:

всеобщий интеллект, духовность религиозная, духовный процесс, ленинизм, марксизм, научно-технический прогресс, научно-технологическая революция, общественная формация, общественное бытие, общественное сознание, политический процесс, производственно-экономические отношения, реальный гуманизм, светская духовность, синергетика, социально-производственные отношения, социально-экономический базис, социальный процесс, способ производства материальной жизни, социальный материализм.

Комаров В.Д. Об основном законе марксизма-ленинизма как синергетической науки. Раздел III. Праксиологическая интерпретация марксизма в ленинизме // Общество. Среда. Развитие. - 2 0 24, № 2. - С. 93-100. - DOI 10.53115/19975996_ 2 0 24 _02_093_100

© Комаров Виктор Дмитриевич - доктор философских наук, профессор, почётный профессор, Военная академия МТО им. генерала армии А.А. Хрулёва; действительный член, философское общества СССР/РФО, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

Возникшая в XX веке социологическая наука «праксиология» особыми методами изучает эффективность определённых практических действий. При этом эффективность в диалектическом материализме понимается как некоторая степень совпадения целей и результатов человеческой деятельности в сфере практики. По Ленину, законы объективного мира суть основа целесообразной деятельности в сфере практики. По Ленину, законы объективного мира суть основа целесообразной деятельности людей. Стало быть, праксиология гносеологически связана с центральным принципом марксистско-ленинской философии - единством теории и практики.

Создателем праксиологии как логической теории действия был известный польский философ Тадеуш Котарбиньский (1886-1981). В 1957-1962 гг. он - президент Польской Академии наук, а с 1958 г. - иностранный член АН СССР. Его можно считать классиком польской философской науки XX века.

* Продолжение. Начало - см. в № 4'2023, с. 238-245;

Попробуем в данном разделе выявить праксиологический аспект марксизма-ленинизма как синергетической науки.

5. В.И. Ленин о применении марксистской науки для социологического преображения России

После успешного переезда Советского правительства в Москву в марте 1918 года В.И. Ленин в атмосфере исторической столицы России задумался о постановке созидательных задач Республики Советов «на другой день после революции» (Ф. Плат-тен). В конце марта он продиктовал стенографу соответствующие тезисы, а в дни своего 48-летия Владимир Ильич обработал их как статью «Очередные задачи Советской власти» (см. [3, с. 592-625]). «Тезисы» Ленина обсуждались на заседании ЦК партии 26 апреля 1918 года, были единодушно одобрены и опубликованы в виде статьи под указанным заголовком в «Правде» и «Известиях ВЦИК». В 1918 г. вышло несколько изданий брошюры под этим же заголовком в крупных городах Советской §

о о

№ 1'2024, с. 129-140. \о

см о

О

России. За границей она была издана в том же году на английском, французском и немецком языках.

Праксиологический статус этого ленинского произведения обозначен тем, что по поручению ЦК Председатель Совнаркома выступил с соответствующим докладом на заседании ВЦИК, где была принята подготовленная Лениным резолюция об очередных задачах Советской власти (см. [3, с. 628-630]). Мне представляется всё это актуальным ныне, когда намечается практический_«левый поворот» - к восстановлению Советской власти в Российской Федерации и завершению в ближайшие десятилетия строительства социализма, преступно оборванного с развалом СССР и «отодвинутого» на несколько катастрофических десятилетий «зигзагом/загогулиной» коллаборационистского капитализма «расейского разлива».

В преддверии развязанной белогвардейцами гражданской войны с участием буржуазных интервентов В.И. Ленин отмечает: «Первый раз в истории социалистическая партия успела закончить, в главных чертах, дело завоевания власти и подавления эксплуататоров, успела подойти вплотную к задаче управления» [3, с. 596]. Ставя основную проблему власти трудящихся научно, по-марксистски, лидер партии большевиков пишет: «Надо продумать, что для успешного управления необходимо ... уменье практически организовывать. Это - самая трудная задача, ибо дело идёт об организации по-новому самых глубоких экономических, основ жизни десятков и десятков миллионов людей». И далее в пику крепостническому «управлению» российского «благородного дворянства» новоявленный дворянин-революционер В.И. Ульянов (Ленин) указывает: «И это - самая благодарная задача, ибо лишь после её решения (в главных и основных чертах) можно будет сказать, что Россия стала не только советской, но и социалистической республикой» [3, с. 596].

Смысл управления революционными порядками глава рабоче-крестьянского правительства видел в решении простейших жизненных «задач сохранения общественности» в большой стране силами «массы трудящихся». Советская власть должна, по Ленину, направить эти созидательные силы на «восстановление разрушенных войной и хозяйничаньем буржуазии производительных сил; - излечение ран, нанесённых войной, поражением в войне, спекуляцией и попытками буржуазии восстановить свергнутую власть

эксплуататоров; - экономический подъём страны; - прочная охрана элементарного порядка» [3, с 596-597].

Управленческая способность Советской власти «может упрочить переход России к социализму» лишь умением практически организовать чёткое выполнение всеми трудящимися таких элементарных жизненных задач: «Веди аккуратно и добросовестно счёт денег, хозяйничай экономно, не лодырничай, не воруй, соблюдай строжайшую дисциплину в труде... » [3, с. 597]. Практическое решение советскими органами этих задач управления массами освобождённых трудящихся В.И. Ленин считал «единственным условием спасения страны, до полусмерти истерзанной империалистской войной и империалистскими хищниками (с Керенским во главе)... Решение всех указанных задач методами именно Советской власти «на основании её законов является, - по Ленину, - необходимым и _достаточным для окончательной победы социализма» [3, с. 597].

Коммунисты Российской Федерации и все их сторонники из народно-патриотических сил вполне могут понять ныне, сколь злободневны эти ленинские идеи при нашем переходе к обновлённому социализму. Не менее актуальна и ленинская мысль заключительного порядка: «только такой переход, осуществлённый массой бедноты (пролетариев и полупролетариев), и способен завершить победу над буржуазией... » (добавим мы) ельцинского-гайдаровской закваски - и «в особенности над наиболее упорной» и многочисленной мелкобуржуазной и интеллигентско-мещанской частью «россиянцев» (см. [3, с. 598]).

Праксиологический подход к замечательному труду 48-летнего вождя Великого Октября и международного пролетариата показывает, что русский гений марксизма творчески интерпретирует Марксов закон общественного развития цивилизации применительно к социально-революционной практике великой евразийской Державы и по существу становится практическим основоположником воинствующего социального материализма. Тем самым В.И. Ленин вносит творческий вклад в методологию диалектического материализма Третьего тысячелетия. Навсегда преодолевается «противоестественное», контрмарксистское раздвоение целостного диалектического материализма на «диамат + истмат». В ленинских трудах послеоктябрьского периода мы уже не встречаем термина «исторический материализм», случайно допущенного Ф. Энгельсом в

конце XIX века по настоянию некоторых его социал-демократических товарищей1.

Диалектика материальных отношений между социальными общностями - вот что такое социальный материализм.

Социальный материализм как гуманистическая сторона материализма базируется на объективности действия открытого Марксом основного закона общественного развития человечества. Обострение классовой борьбы в периоды социальных революций придаёт социальному мировоззрению поднимающихся к господству класса воинствующий характер. Эту закономерность, открытую марксизмом, и имел в виду В.И. Ленин, когда в 1922 году написал для № 3советского журнала «Под знаменем марксизма» руководящую статью «О значении воинствующего материализма» (см. [4, с. 608-116]). В известной мере эта статья внесла подлинно марксистские коррективы в «руководящие указания» Л.Д. Троцкого, опубликованные в № 1-2 созданного Советской властью философского и общественно-экономического журнала.

Суть ленинских философско-социоло-гических замечаний, сделанных в этой статье накануне XI съезда РКП (б) и образования Союза ССР актуальна ныне - в условиях преодоления «левым фронтом» во главе с КПРФ «русской катастрофы», вызванной за 30 лет проведения «Единой Россией» провальной либерально-буржуазной политики. Коллаборационистский характер этой политики ясно обнаруживается на переломе, вызванном начало и ходом СВО, проводимой уже второй год с переменным успехом для Запада и России.

«Новые русские» и вскормленная ими «властная элита» и либерально-буржуазная интеллигенция весьма интересно, с лукавым патриотизмом восприняли начатую Россией вооружённую борьбу с банде-ровским нацизмом, русофобией и украинским милитаризмом, вскормленным «коллективным Западом» и НАТО во главе с США.

Гибридная война Запада с территорией фашизированной Украины против восставшего Русского мира породила за последние 9 лет несколько фронтов на пространствах России и Белоруссии: финансово-экономический (санкции), дипломатический, нравственно-религиозный, антитеррористический и, наконец, военный. С помощью КПРФ народно-патрио-

1 См., напр.: Меринг Ф. Карл Маркс. История его жизни. - М.: Госполитиздат, 1957. - с. 531-535, 553.

тическая интеллигенция и передовой пролетариат Русского мира узрели с началом СВО и глубинный - философский_фронт (см. интервью пролетарского российского еженедельника «Аргументы недели» с кандидатом философских наук, экс-директором института философии РАН Анатолием Черняевым (см. ч. 23).

В свете ленинского завета о значении воинствующего материализма можно понять, почему для ныне действующих философов России вновь актуальным становится фронт идеологической борьбы материализма, вооружённого марксистско-ленинской диалектикой, против лукавствующего идеализма с его простоватым арсеналом эклектики, формальной логики и софистики. Проблема лишь в том, насколько «новая патриотическая элита России», формирующаяся в новой боевой обстановке в глубинных регионах нашей Евразийской Державы, сначала овладеет достижениями советского диалектического материализма 60-х - 80-х годов, а затем на основе новой революционной практики начнёт умножать эти достижения на современном интеллектуальном уровне.

Пока же в темах российского философского фронта продолжает «колоситься» насаждаемая 30 лет в вузах и академических институтах «бывшего Советского Союза» своеобразная философия повторения, когда культивировался дискурс в стиле западноевропейского размышления о превратностях экзистенции и русского религиозно-философского восторга от Божественного бытия. «С геополитической точки зрения такое дискурсивное подчинение, - как справедливо отметил А. Черняев, - есть элемент информационной войны против нас». Как молодой боец на нынешнем философском фронте России, кандидат философских наук А. Черняев уже догадался: «Невозможно побеждать в стратегическом противостоянии, находясь в дискурсивном подчинении у своего противника» [7, с. 11].

Воинствующий экс-директор Института философии РАН верно заметил: «Назревает коренная реформа наших философской нации и образования». И мы, философы и социологи из рядов КПРФ, можем уточнить эту дельную мысль: такая реформа должна дать импульс их развитию в новой парадигме ленинского «воинствующего материализма и на уровне сталинской критики «меньшевиствующего идеализма».

За последние 10 лет усилиями ЦК КПРФ во главе с доктором философских

см о

О

наук Г. А. Зюгановым существенно возросло внимание нашего партийного актива к изучению основ марксизма-ленинизма, к его творческому развитию в новую историческую эпоху всемирной борьбы труда и капитала. Ветераны возродившейся советской Компартии уже в регионах России начинают борьбу за повышение уровня марксистско-ленинского образования нового поколения российских коммунистов, особенно молодёжи, не знакомой с социалистическим бытиём предательски разваленного ССР.

Недавно в «Правде» ветеран педагогического труда, член КПСС - КПРФ с 1961 года Фуад Пафов справедливо отметил, что «...снижение внимания к уровню марксистско-ленинского образования и воспитания молодых коммунистов обозначилось ещё с начала второй половины XX века, а если уж конкретнее сказать - после ухода из жизни И. В. Сталина» [5, с. 4]. При этом ветеран марксистско-ленинской учёбы из Северокавказского региона анализирует ответ постановки марксистско-ленинского образования в газете «Родина», выходящей в Ставропольском краевом отделении КПРФ.

Что же касается назревшей операции воинствующего диалектического материализма на российском философском фронте, то здесь первостепенной задачей, по моему мнению, становится создание полноценного учебника «Основы марксистско-ленинской философии». В этом учебнике с нетрадиционной структурой следовало бы на основе диалектико-ма-териалистической методологии иметь системно-взаимосвязанные разделы: философия жизни; философия человека; философия экономики; философия социологии; философия политологии; философия нравственности; философия искусства и веры; философия красоты и любви.

Традиции научной философии, зародившейся в СС в 20-30-х годах, могли бы плодотворно развиты в таком учебнике для вузов широкого профиля.

6. Марксизм-ленинизм как научная основа современной коммунистической идеологии

Классический марксизм базировался на объективной истинности нескольких открытых им общесоциологических законов общественного развития. Их практическое использование в руководстве революционно-освободительным движением народных масс во главе с пролетариатом побуждало социал-демократические пар-

тии развивать коммунистическую идеологию и научно рационализировать классовую борьбу рабочих и крестьян в экономической и политической формах.

В эпоху империализма в России революционный марксизм приобрёл научную форму ленинизма и был разработан реалистический проект социалистического преобразования традиционного классового общества. Великая Октябрьская социалистическая революция, победившая в России (1917-1922 гг.), открыла политический путь для практической реализации этого грандиозного марксистско-ленинского проекта в Евразийском масштабе. Трудами коммунистических идеологов ряда стран Европы и Азии марксизм, ди-алектико-материалистически осмысливая достижения всей неклассической науки XX в., приобрёл качество неклассического марксизма и закономерно выступил в мировой культуре как марксизм-ленинизм. В разработках ряда советских и зарубежных идеологов научного коммунизма он именовался обычно как творческий марксизм.

Послесталинский период характеризовался отхода ряда прогрессивных и революционных мыслителей от коммунистической идеологии и игнорированием научного значения марксизма-ленинизма. Такая капитулянтская позиция свойственна бывшим «заслуженным адептам» научного коммунизма в России и европейских странах.

Иначе рассуждали выдержавшие ельцинский погром российские коммунисты. Созданная на развалинах КПСС Коммунистическая партия Российской Федерации, пережив период мучительного становления и острых идеологических дискуссий, взяла за научную основу своей программы аутентичный марксизм-ленинизм. Её лидером стал высокообразованный ленинец марксистской закалки Геннадий Андреевич Зюганов, успешно разработавший в советское время такие важные проблемы творческого марксизма-ленинизма, как «Основные направления развития социалистического городского образа жизни» (кандидатская диссертация) и «Основные тенденции и механизм социально-политических изменений в современной России (1995 - докторская диссертация).

В отличие от профессора А.А. Зиновьева, обласканного многими зарубежными академиями и премиями, который издалека наблюдал за трагическим разрушением социалистического лагеря извне и изнутри, - доктор философских наук Г.А. Зюганов, используя неклассический марк-

сизм как «оружие, огнестрельный метод» (Маяковский), самоотверженно и со знанием дела боролся с догматиками и предателями дела Ленина-Сталина на постсоветском пространстве (см. [1, с. 356]). При поддержке советских учёных социалистической ориентации, оставшихся верными защитниками идеологии научного коммунизма на позициях творческого марксизма-ленинизма, Г. Зюганов с соратниками из стойких коммунистов воссоздал и возглавил ленинскую партию в новом облике.

Анализируя обобщающую книгу Г.А. Зюганова об идейно-теоретической основе КПРФ (см. [2]), мы не находим в ней прямых ссылок на открытые марксизмом и развиваемые в ленинизме объективные законы человечества на пути к глобальному коммунизму. В духе принципа единства теории и практики (как основного и научной философии) автор указывает на многие элементы научности идеологического облика коммунистической партии XXI века. Делается это на основе марксистско-ленинского анализа советского опыта построения, защиты и развития социалистического общества.

Элементы творческого марксизма-ленинизма в диалектико-материалистическом понимании строительства обновлённого социализма на постсоветском пространстве Евразии фиксируется в представленной книге лидера КПРФ следующим образом:

1) Сначала о лидерах научного коммунизма как идеологии трудящихся XX века: «Ленин и Сталин ...находятся вместе с нами на переднем крае борьбы за торжество исторической правды» [2, с. 4]. «Опираясь на труды основоположников марксизма, Ленин впервые научно обосновал систему идей, взглядов и ценностей, выражающую интересы трудового народа... Ленинизм остаётся источником нашей силы, ленинская методология помогает нам понять сущность политической борьбы в современных условиях, выработать верную стратегическую линию. Это наше главное преимущество в тяжёлом противостоянии силам реакции, пытающимся повернуть историю вспять [2, с. 5-6].

2) Представители фрондирующей российской интеллектуальной «элиты» зря ломают головы в поисках национальной идеи. «Во-первых, национальная идея нынешнему режиму не нужна. А во-вторых, она давно уже есть у нашего народа. Это сильное государство, высокая духовность, справедливость и коллективизм» [2, с. 6].

3) Буржуазная идеология как в виде «западнизма» (А. Зиновьев), так и в форме

обоснования «криминального компрадорского капитализма в нашей стране» не имеет под собой какой-либо серьёзной научной основы. «Поэтому, проводя политику антикоммунизма и антисоветизма, новоявленная российская буржуазия выставляет убогие и заезженные аргументы, задача которых сводится к одному - опорочить советский строй, извратить нашу историю, вывернуть её наизнанку» (см. (2, с. 7])2.

4) Для развития современной России нужна не лозунговая «модернизация», а речь должна идти «о непрерывном процессе научно-технического развития» в форме модернизации реальной экономики на основе развёртывания научно-технологической революции (см. [2, с. 8-13]).

5) На основе опыта Советского Союза государственность в России сильна народовластием в форме советов, народностью своих вождей, планомерным разрешением противоречий между народом и властью, систематическим обучением трудящихся делам управления государством (см. [2, с. 14-19]).

6) Материальное благосостояние народа при социализме может укрепляться и развиваться, как показал И.В. Сталин, путём «обеспечения максимального удовлетворения растущих материальных и культурных потребностей всего общества путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники (см. [2, с. 21-26]).

7) Только коммунистическая партия на основе модернизация и использования достижений марксистско-ленинской теории может обеспечить успешное начало, укрепление и завершение социалистического строительства государственными усилиями трудящихся во главе с рабочим классом (см.

[2, с. 27-28]).

8) По существу в свете основного закона общественного развития любой страны Г.А. Зюганов написал: «Модернизация общества предполагает его духовное и интеллектуальное совершенствование, повышение качества жизни. В обновлении производства, в политических преобразованиях нет смысла, если они не ведут к улучшению жизни человека, его культурного и духовного облика [2, с 105]. Однако, ныне «российская верхушка хочет провести модернизацию на принципиально иной основе. Она пытается осуществить её в интересах тончайшей правящей прослойки, отказываясь от главных особенностей российской ци-

2 В дальнейшем цитировании везде сохраняется авторский курсив.

см о

О

вилизации, составляющих её силу - коллективизм, справедливость, верховенство духовного над материальным» [2, с. 109].

9) «КПРФ подчёркивает, что стране нужна ...модернизация социалистическая, которая обеспечит благосостояние всех граждан России и возрождение её державной мощи» [2, с. 111]. И далее Г. А. Зюганов как её учёный лидер указывает, что для развёртывания этой модернизации реальны «...такие основные направления, как: 1) реконструкция всего государственного аппарата; 2) изменение отношений собственности на стратегические отрасли экономики и природные ресурсы; 3) поддержка науки и ускоренное развитие наукоёмкого производства; 4) новая культурная революция, стержень которой - создание прогрессивной и широкодоступной образовательной системы» [2, с. 118-119].

10) Имея в виду решающую роль развития производительных сил в прогрессе способа производства материальной жизни, Г.А. Зюганов отмечает: «Не отвечает потребностям развития страны нынешняя структура её производительных сил. Она пришла в полный упадок и совершенно недееспособна. Из 140 миллионов граждан России лишь 25 миллионов человек работают в реальном производстве». Деградация села и агропромышленного комплекса России привела к утрате ею продовольственной безопасности. Нуждается в технологической модернизации её промышленность. Разрушена единая транспортная система России. Строительная отрасль погрязла в откровенном жульничестве при наличии затяжного кризиса ЖКХ (см. [2, с. 123-128]).

11) Г.А. Зюганов показывает, что только реальный гуманизм марксистско-ленинского толка обеспечивает историческое воплощение коммунистического идеала всесторонне развитой личности в каждом гражданине цивилизационного общества. Он пишет: «Российский капитализм с его пещерными нравами отвергает основополагающие идеи гуманизма, рассматривающие человека как мерило всех ценностей... С реставрацией в России индивидуалистических отношений, люди оказались погружёнными в чуждую им общественную атмосферу, в которой деньги превращены из средства в цель существования человека» [2, с. 144-145].

12) Указывая марксистско-ленинский, социально-патриотический «путь спасения и возрождения России», доктор философских наук Зюганов пишет: «Только смена общественных отношений, возрождение твёрдых социальных гарантий и нравственных устоев способно поднять людей на боль-

шое дело. Две главные идеи всегда вдохновляли граждан России на подвиги и победы. Это - идеи патриотизма и социальной справедливости, которые соединятся под знаменем социализма» [2, с. 157].

13) Раскрывая источник таких угроз национальной безопасности России как демографическая катастрофа, подрыв экономической безопасности, разрушение российской науки, энергетический коллапс, ликвидация продовольственной безопасности, подрыв экономического и культурного единства страны, система социального апартеида, деградация оборонной безопасности, Г.А. Зюганов делает вывод: «Депопуляция и бедность населения, соединённые с разрушением промышленности и сельского хозяйства, помноженные на падение духовно-культурного уровня населения, сформировали самую значимую и опасную угрозу каждому гражданину России, угрозу нашей национальной безопасности. Это угроза полной потери независимости и окончательного разрушения страны» [2, с. 170].

14) «Методологический основой идейно-теоретической и практической деятельности КПРФ всегда была и есть теория марксизма-ленинизма», - заявляет лидер коммунистов России Г.А. Зюганов [2, с. 265]. И далее он справедливо указывает на стержневое значение классового подхода к Марксову положению о решающей роли трудящихся в производстве материальной жизни любого общества: «Применительно к общественной жизни метод материалистической диалектики выражает себя в классовом подходе к анализу и оценке социальных фактов и явлений» [2, с. 267].

15) Как квалифицированный представитель научной социальной философии, Г.А. Зюганов показывает, что реально-гуманистические достижения советского социализма могут стать в современной России «основой того образа будущего» который вполне может «предоставить убедительную альтернативу нынешнему порядку вещей» [2, с. 289]. Имея в виду современный способ производства материальной жизни в странах народной демократии информационной эпохи, Г.А. Зюганов делает важное марксистско-ленинское заявление: «Слагаемыми этой альтернативы станут также успехи стран и народов, реализующих свой социальный идеал сегодня. Китай, Вьетнам, Белоруссия доказывают, что социально ориентированное государство с регулируемой им экономической жизнью и независимым политическим курсом - предпочтительнее моделей, навязываемых империализмом» [2, с. 289].

16) регрессивный характер российского капитализма сказался за последние 30 лет постсоветской истории в отходе от социалистического способа производства материальной жизни народа. Несмотря на прикрытие этой экономической инволюции конституционным лозунгом «социального государства», за последнее десятилетие усилились организованные и стихийные протесты трудящихся России против деградации реальной экономики державы и прогрессирующего понижения жизненного уровня. Лишь у 200 богатейших семейств нашей страны непрерывно растут доходы и материальное благополучие. Менее заметны протесты нового пролетариата России и стран СНГ в сфере бытия производственно-экономических отношений. «Но социальный протест всё сильнее проявляет себя там, где сосредоточена трудовая интеллигенция, - в здравоохранении, образовании, культуре [2, с. 291]. Далее Г.А. Зюганов приводит факты нарастания этого процесса в сфере социально-производственных отношений, что особенно характерно для информационного общества. «Пробуждение трудовых интеллигентов ещё не стало устойчивой тенденцией, - пишет лидер народно-патриотического движения России, - но сам его факт обнадёживает. Для нас, КПРФ, он имеет принципиальное значение: без лучших представителей интеллигенции, без людей просвещённых, мыслящих и честных, невозможно привнести социалистическое сознание в пролетарские массы» [2,

с. 291-292].

17) Идеологи КПРФ как марксистско-ленинской партии нового типа обращают внимание и на тот факт, что именно в ходе революционного превращения российской цивилизации в советскую цивилизацию на базе социалистического способа производства материальной жизни началась культурная революция в духовных процессах жизни нового общества. «Безусловным достоянием социализма, - указывает доктор философских наук Г.П. Зюганов, -стала идея приоритета духовных ценностей в сознании большинства советского общества... в деяниях творцов советской духовности социалистическая цивилизация обрела свою вечность. В них живёт она, и никому не дано её уничтожить» [2, с. 300-301].

18) Далее он решительно обосновывал смелый тезис аутентичного марксизма (см. труды Ф. Энгельса о первоначальном христианстве): «Наша партия считает свободу атеизма - гарантией уважения религиозных и атеистических чувств людей. КПРФ - партия научного коммунизма, а стало быть, на-

учного, но не воинствующего атеизма» [2, с. 307]. Ленинский подход при приёме верующих в коммунистическую партию прост: никакой пропаганды религиозных взглядов внутри партии. С точки зрения аутентичного марксизма, именно социалистический способ производства материальной жизни обусловливает динамичное единство светской и религиозной духовности на основе принципов гуманизма, справедливости и нравственности. В среде коммунистов России, выстрадавшей маркизм в форме ленинизма, «...вызрело убеждение, что в советской цивилизации будущего отношения государства трудящихся и Церкви будут построены по принципу уважительного мирного сосуществования» [2, с. 308].

Размеры статьи заставляют ограничиться цитированием узловых положений зюгановской книги об основах коммунистической идеологии. Тем не менее ясно одно: российские коммунисты вполне научно считают центральной магистралью перехода кризисной страны к достойной жизни народа эффективную социальную политику государственного народовластия. Тем самым они методологическими установками своего лидера доказывают творческий подход к использованию основного закона общественного развития ради построения обновлённого социализма в информационном обществе. В этом обществе народовластие обеспечивает такую организацию «всеобщего труда» (Маркс), при которой духовная культура народа органично связана с прогрессом его социального благосостояния.

В информационную эпоху интенсивно растёт научно-идеологический потенциал КПРФ. Творчески разрабатываются проблемы, отодвинутые идеологами КПСС в сторону вопреки жизни в послесталин-ский период... «Среди теоретических позиций, которые КПРФ отстаивала в период между XV и XVI съездами, были, - как отметил на Международной конференции зампредседателя ЦК КПРФ, кандидат исторических наук Д.Г. Новиков, - характеристики рабочего класса и пролетариата современной эпохи. Мы подчеркнули, что марксистско-ленинское положение о диктатуре пролетариата является диктатурой трудящегося большинства, направленной против диктатуры буржуазного меньшинства. С социально-классовых позиций мы рассмотрели национальный вопрос, показали классовое содержание русофобии, тесно связанной с антисоветизмом» [6].

Как видим, всё это социальные вопросы, обусловленные ходом современного

производства материальном жизни и тесно связанные с политической и духовной сферами общественной жизни современной России.

Выводы

Сознательное использование открытого марксизмом основного закона общественного развития цивилизации обеспечивает партии научного коммунизма успехи в руководстве борьбой рабочего класса, всех трудящихся за общественный прогресс любой страны в информационную эпоху.

Марксизм-ленинизм есть современная наука о реально-гуманистическом прогрессе постиндустриального общества.

Научная основательность коммунистической идеологии - гарантия её творческих успехов и нарастающих практических побед в развитии мировой цивилизации.

Заключение III раздела данной работы таково:

В цивилизованном обществе учёные открывают различные законы объективного мира, формулируют их в научных теориях, а практические детали используют эти теории для разумного решения многообразных задач для развития общественной жизни. Потребности в такой рационализации общественной практики особенно остры на переломных, революционных этапах развития мировой цивилизации. Марксизм как системная наука о развитии человеческого бытия имеет возрастающее значение в истории миро-

вой цивилизации, начиная сс XIX века, а философской основой этой великой созидательной науки стал диалектический материализм.

Открытый Карлом Марксом основной закон общественного развития цивилизации с середины XIX века познаётся и используется коммунистическим авангардом рабочего класса Запада, России и Востока не только в познании формационного развития своих стран, но и в революционно-практическом преобразовании общественных систем XX-XX веков. В XX веке такую преобразующую роль играл Российский пролетариат, свершивший Великую Октябрьскую социалистическую революцию, а в XXI веке победоносно усиливает такую цивилизационную роль китайский пролетариат.

Могучим духовным оружием коммунистических партий, возглавляющих научно обоснованную (и потому - успешную) революционную деятельность пролетариата в этих лидирующих социалистических странах соответственно Запада и Востока нашей планеты, - является марксизм-ленинизм как современная наука о начавшемся в XX в. Всемирном переходе человечества в коммунистическую общественную формацию.

Формы такого длительного перехода различны, по Ленину, но направление одно - путём построения социалистического общества, по Марксу, и только через создание государства диктатуры пролетариата при ведущей роли коммунистических партий.

см о

О

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академич. проект, 2002. - 1152 с.

[2] Зюганов Г.А. Идейно-теоретическая основа партии. - М.: Изд-во ИТРК, 2013. - 352 с.

[3] Ленин В.И. Избранные произведения в трёх томах. Т. 2. - М.: Изд-во политической лит-ры, 1980. -826 с.

[4] Ленин В.И. Избранные произведения в трёх томах. Т. 3. - М.: Издательство политической лит-ры, 1980. - 856 с.

[5] Пафов Фуад. Учить и учиться марксизму-ленинизму / Правда. - 2022, 1-4 июля. - С. 4.

[6] Трушков В. Прорыв в новую эпоху / Правда. - 2017, 9-14 июня. - С. 4.

[7] Философский фронт (А. Черняев - А. Чуйков) // Аргументы недели. - 2022, 16 марта, № 10 (805). -С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.