Научная статья на тему ' об основаниях когнитивной стилистики'

об основаниях когнитивной стилистики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
679
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
когнитология / когнитивная стилистика / концепт / дискурс / виды информации / стили речи / стилистический прием / концептуальная метафора. / cognitology / cognitive stylistics / concept / discourse / types of information / styles of speech / stylistic device / conceptual metaphor.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — К И. Шпетный

В статье описывается основной круг понятий и явлений, находящихся в сфере сравнительно нового направления в современной науке о языке – когнитивной стилистики, которая является отдельной областью языковедческой науки. Задачей когнитивной лингвистики является изучение различных структур знания и описание существующих между ними и языком взаимосвязи на основе постижения самого языка. Рассматриваются основные понятия когнитологииконцепт, концептосфера, когниция, знание. Концепты внутреннего мира представляются в языке обычно в виде метафор. В основе концептуальной метафоры лежат когнитивные модели. Традиционная стилистика и когнитивная стилистика онтологически взаимосвязаны, и когнитивная стилистика отражает развитие лингвистики традиционной на современном этапе. Определяются актуальные задачи, предмет и содержание науки когнитивной стилистики. Понятия текста и дискурса соотносятся с категорией информативности речи. В соответствии с теорией проф. И. Р. Гальперина определяются виды информации в дискурсе – содержательно-фактуальная, содержательно-концептуальная, содержательно-подтекстовая. Создание единой и целостной концепции стилистического приема как особой структуры когниции и репрезентации знания представляется сегодня одной из центральных задач когнитивной стилистики. Концептуальная метафора рассматривается в качестве ментальной структуры или операции и как способ познания и концептуализации окружающего мира. Приводятся примеры концептуальной метафоры в различных стилях речи. Являясь одним из базовых разделов когнитивной лингвистики, когнитивная стилистика в настоящее время находится в стадии становления. Ее основной задачей является комплексное и целостное описание речевых средств передачи ментальных сущностей – процессов и состояний, которые связаны с переработкой поступающей основной концептуальной и дополнительной информаций в конкретном типе текста / дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE BASICS OF COGNITIVE STYLISTICS

The basic notions and phenomena residing in the domain of a rather novel development in the current linguistic research referred to as cognitive stylistics are treated in the light of cognitive science. Cognitive stylistics is viewed nove et nova as a current stage in the advance of linguostylistics. The chief task of cognitive stylistics is the study of varied structures of knowledge and the description of interrelations that emanate between them and the language on the basis of perception of language as such. Surveyed are the base notions of the cognitive science – concept, conceptosphere, cognition, knowledge. Concepts of the inner world are presented in the language in the mould of the metaphor. Cognitive models are at the core of the conceptual metaphor. Traditional stylistics and cognitive stylistics are ontologically interrelated, and cognitive stylistics is a further novel step of linguostylistic research. Topical tasks, the subject and the content of the science of cognitive stylistics are put to defining. The notions of text and discourse are logically linked to the category of speech informativeness. In agreement with the theories of prof. I. R. Galperin types of text / discourse information are provided to define – content-factual, contentconceptual, content-subtextual. The build-up of a unified and wholesome concept of the stylistic device as a genuine structural unit of cognition and knowledge representation currently appears to be one of the core tasks of cognitive stylistics. The conceptual metaphor is considered as a mental structure or an operation or as a means of cognition and conceptualization of the world around. Examples of the conceptual metaphor in various styles of speech are offered. As a basic domain of cognitive linguistics its adherent part cognitive stylistics is at the moment in the build-up process, its target being overall study of verbal means to convey mental essences, that is processes and forms related to the treatment of the incoming conceptual and additional information in a specific type of text / discourse.

Текст научной работы на тему « об основаниях когнитивной стилистики»

УДК 81'38:42

К. И. Шпетный

кандидат филологических наук, доцент;

доцент кафедры стилистики английского языка

факультета английского языка МГЛУ; е-maiL: [email protected]

ОБ ОСНОВАНИЯХ КОГНИТИВНОЙ СТИЛИСТИКИ

В статье описывается основной круг понятий и явлений, находящихся в сфере сравнительно нового направления в современной науке о языке - когнитивной стилистики, которая является отдельной областью языковедческой науки. Задачей когнитивной лингвистики является изучение различных структур знания и описание существующих между ними и языком взаимосвязи на основе постижения самого языка. Рассматриваются основные понятия когнитологии - концепт, концептосфера, когниция, знание. Концепты внутреннего мира представляются в языке обычно в виде метафор. В основе концептуальной метафоры лежат когнитивные модели. Традиционная стилистика и когнитивная стилистика онтологически взаимосвязаны, и когнитивная стилистика отражает развитие лингвистики традиционной на современном этапе. Определяются актуальные задачи, предмет и содержание науки когнитивной стилистики. Понятия текста и дискурса соотносятся с категорией информативности речи. В соответствии с теорией проф. И. Р. Гальперина определяются виды информации в дискурсе - содержательно-фактуальная, содержательно-концептуальная, содержательно-подтекстовая. Создание единой и целостной концепции стилистического приема как особой структуры когниции и репрезентации знания представляется сегодня одной из центральных задач когнитивной стилистики. Концептуальная метафора рассматривается в качестве ментальной структуры или операции и как способ познания и концептуализации окружающего мира. Приводятся примеры концептуальной метафоры в различных стилях речи. Являясь одним из базовых разделов когнитивной лингвистики, когнитивная стилистика в настоящее время находится в стадии становления. Ее основной задачей является комплексное и целостное описание речевых средств передачи ментальных сущностей - процессов и состояний, которые связаны с переработкой поступающей основной концептуальной и дополнительной информаций в конкретном типе текста / дискурса.

Ключевые слова: когнитология; когнитивная стилистика; концепт; дискурс; виды информации; стили речи; стилистический прием; концептуальная метафора.

C. I. Shpetny

PhD, associate professor, Associate professor,

Chair of styListics of the English Language, Department of the EngLish Language, Moscow State Linguistic University; e-maiL: [email protected]

ON THE BASICS OF COGNITIVE STYLISTICS

The basic notions and phenomena residing in the domain of a rather noveL deveLopment in the current Linguistic research referred to as cognitive styListics are

treated in the Light of cognitive science. Cognitive styListics is viewed nove et nova as a current stage in the advance of LinguostyListics. The chief task of cognitive styListics is the study of varied structures of knowLedge and the description of interreLations that emanate between them and the Language on the basis of perception of Language as such. Surveyed are the base notions of the cognitive science - concept, conceptosphere, cognition, knowLedge. Concepts of the inner worLd are presented in the Language in the mouLd of the metaphor. Cognitive modeLs are at the core of the conceptuaL metaphor. TraditionaL styListics and cognitive styListics are ontoLogicaLLy interreLated, and cognitive styListics is a further noveL step of LinguostyListic research. TopicaL tasks, the subject and the content of the science of cognitive styListics are put to defining. The notions of text and discourse are LogicaLLy Linked to the category of speech informativeness. In agreement with the theories of prof. I. R. GaLperin types of text / discourse information are provided to define - content-factuaL, content-conceptuaL, content-subtextuaL. The buiLd-up of a unified and whoLesome concept of the styListic device as a genuine structuraL unit of cognition and knowLedge representation currentLy appears to be one of the core tasks of cognitive styListics. The conceptuaL metaphor is considered as a mentaL structure or an operation or as a means of cognition and conceptuaLization of the worLd around. ExampLes of the conceptuaL metaphor in various styLes of speech are offered. As a basic domain of cognitive Linguistics its adherent part cognitive styListics is at the moment in the buiLd-up process, its target being overaLL study of verbaL means to convey mentaL essences, that is processes and forms reLated to the treatment of the incoming conceptuaL and additionaL information in a specific type of text / discourse.

Key words: cognitoLogy; cognitive styListics; concept; discourse; types of information; styLes of speech; styListic device; conceptuaL metaphor.

Целью и задачей настоящей статьи является описание основного круга понятий и явлений, которые находятся в сфере сравнительно нового направления в современной науке о языке - когнитивной стилистики.

Когнитивная наука занимает сегодня прочное место в ряду крупных научных потоков исследований. Она начинает свое развитие в США примерно с 60-х гг. ХХ в.

Основания когнитивной науки были заложены исследованиями английского ученого в сфере информатики и теории искусственного интеллекта А. М. Тьюринга (Alan Mathison Turing, 1912-1954) [Новая философская энциклопедия 2010]. Она занимается изучением человеческого разума и мышления и теми ментальными процессами и состояниями, которые с ними связаны, обработкой и переработкой поступающей информации.

Место лингвистики в ряду когнитивных наук отражает известная схема Е. С. Кубряковой [Алефиренко 2005, с. 180].

Книга Е. С. Кубряковой «Язык и знание. На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира» является фундаментальным трудом в области когнитивной науки для всего лингвистического научного сообщества в России и за ее пределами [Кубрякова 2005, с. 4].

Когницию можно рассматривать как развивающую умение ориентироваться в мире, а эта деятельность сопряжена с необходимостью отождествлять различные объекты. Вследствие этого возникают концепты, смысл существования которых связан с обеспечением данных операций.

Концепты - это ментальные сущности. В каждом концепте отражаются важные для человека знания об окружающем мире. Концепт -центральное понятие современной когнитивной лингвистики.

Концепт отличается от понятия. Под понятием подразумевается «мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности посредством фиксации их свойств и отношений» [Лингвистический энциклопедический словарь 1990, с. 17]. Концепт включает также образно-эмпирические и чувственно-волевые характеристики [Карасик 2002, с. 13].

В общей сложности выделяют следующие типы концептов: конкретно-чувственный образ, схема (F. Ch. Bartlett, W. Chafe), понятие, представление «мысленная картинка», сцена (Ch. J. Fillmore), прототип (E. Rosch, A. Wierzbicka), пропозициональная структура (пропозиция), фрейм (M. L. Minsky, Ch. J. Fillmore), сценарий (скрипт) (А. Н. Баранов, Д.О. Добровольский, R. Abelson, R. Schank, L. Birnbaum, J. Mey), гештальт (G. Lakoff & M. Johnson), модели ситуаций (Teun A. Van Dijk), кластерные модели (М. Солсо) [Болдырев 2000, с. 5; Серегина 2016, с. 20].

Описание концепта может происходить через определенный набор эксплицитных и имплицитных признаков. Совокупность таких признаков формирует структуру концепта [Пименова 2004, с. 19, 82].

Концепты внутреннего мира обычно представляются в языках в виде метафор, поскольку человеческий разум обладает способностью к образности: «Каждая из ... метафор - это только мелкая деталь, малозаметное стеклышко в огромной мозаике, но подобные образы - это реализация действительно существующих в общественном сознании моделей <...>. Важно подчеркнуть, что метафорическое

зеркало не реальное положение дел ... а его восприятие в национальном сознании» [Скребнев 1975, с. 211].

В основе концептуальных метафор лежат когнитивные модели [Шитиков 2017, с. 58]. Концептуальные метафоры и соответствующие когнитивные модели, используемые, например, для описания внутреннего мира человека, можно представить в виде универсальной типовой структуры концептов [Новая философская энциклопедия

2010, с. 83].

Сегодня можно говорить о видах знания в когнитивной грамматике, когнитивной семантике, когнитивной прагматике, когнитивной стилистике.

Когнитивная стилистика является отдельной и самостоятельной областью языковедческой науки.

В 1973 г. И. Р. Гальперин предложил следующую обобщенную характеристику предмета стилистики: «Лингвистическую стилистику можно определить как науку о природе особых маркированных элементов, сочетаний особых языковых единиц, способных сообщить дополнительную информацию к основному содержанию высказывания (текста) и об отношении одних средств выражения к другим в данном типе текста» [Гальперин 1973, с. 19].

Представляется, что per se лингвистическая стилистика в диахронии и синхронии неизменно оставалась наукой когнитивно-центрической, мыслимой в категориях когниции: «Задачей стилистики в какой-то мере является изучение лингвистическими методами всего процесса коммуникации» [Винокур 2015, с. 15].

Зарождение и формирование базовой концепции когнитивной стилистики можно определенно связать с выходом в свет в 1980 г. книги Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живем» [Лакофф, Джонсон 2008].

Традиционная стилистика и когнитивная стилистика тесно взаимосвязаны. Кажется вполне справедливым утверждение, что «когнитивная стилистика - это одна из стадий развития всей стилистики. Она дополняет достижения традиционной стилистики и является свидетельством того, что изучение языка не должно ограничиваться рамками самой лингвистики, а может проводиться в расширенном ракурсе с привлечением данных других смежных наук» [Джусупов

2011, с. 65].

Хотя термин когнитивная стилистика на данный момент еще не получил общепризнанного статуса, в отличие от понятия когнитивной семантики (например, в «Кратком словаре когнитивных терминов» [Краткий словарь когнитивных терминов 1997] определение когнитивной стилистики отсутствует), количество исследований по проблематике когнитивной стилистики свидетельствует о том, что вопрос о полноправном признании данного направления в когнитивной науке представляется вопросом недалекого будущего.

Остается не до конца проясненным вопрос о самом названии данного направления когнитивных исследований. Так, в работах зарубежных исследователей наряду с термином cognitive stylistics (S. Attardo, P. Burke, J. Culpeper, E. Semino) нередко используется термин cognitive poetics (J. Gavins & G. Steen, W. Croft, R. Langacker, P. Stockwell, R. Tsur, M. Turner) [Semino, Culperer 2002].

Поскольку когнитивная стилистика изучает не только художественные дискурсы, а охватывает весь функциональный спектр выделяемых стилей речи, то правоверным было бы использование именно понятия и термина когнитивная стилистика.

Как отмечает Т. Г. Винокур, «стилистический узус данного языка данной эпохи непосредственно обращен к экстралингвистическим факторам, и мы изучаем его с той меры опоры на эти факторы, какой требует не только социальная природа языка как средства общения, но и сам процесс общения - речевая деятельность» [Винокур 2015, с. 310].

По мнению Ю. М. Скребнева, в конечном счете любое лингвистическое описание ... должно являться описанием стилистическим» [Скребнев 1975, с. 171-172].

Представляется, что предметом и содержанием науки когнитивной стилистики являются:

1) различные языковые способы передачи смысловой концептуальной информации в тексте / дискурсе - содержательно-фак-туальной, содержательно-концептуальной и содержательно-подтекстовой [Гальперин 1981];

2) речевые средства образности, используемые при формировании дополнительной смысловой информации в тексте / дискурсе;

3) формы актуализации различных средств экспрессивности в различных типах текстов / дискурсов в зависимости от сфер употребления в конкретной вербализованной действительности.

Текст (лат. textus - «ткань; сплетение, связь, сочетание») - это зафиксированная в / на каком-либо материальном носителе человеческая мысль. В общем плане текст представляет собой связную и когерентную последовательность символов (например, поэтическое произведение, музыкальная партитура, живописное полотно). Определение текста, предложенное И. Р. Гальпериным, по-прежнему остается актуальным и сегодня [Гальперин 1981, с. 18].

Понятие содержание высказывания связано с категорией информативности речи и присуще только тексту. Оно сообщает читателю / слушателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, их значимости и придают ему смысловую концептуальную цельность [Гальперин 2005; Шитиков 2017].

Содержательно-концептуальная информация, наряду с содержа-тельно-фактуальной информацией и содержательно-подтекстовой информацией, представляют собой онтологическую основу формирования концептосферы текста, или обычно - в терминах когнитивной стилистики - дискурса. Текст / дискурс является результатом процесса концептообразования на эксплицитной и имплицитной основе.

Особым сообщением в речевой деятельности является дискурс, представляющий особую форму использования языка (фр. discours -речь, выступление, от лат. discursus - рассуждение, довод). «Дискурс создает текст, который ... оказывается регистрацией коммуникативного акта, осуществленного в устной или письменной форме» [Brown, Yule 1988, с. 1-2]. Совокупность характеристик дискурса позволяет считать его, как полагает Т. Ван Дейк, коммуникативным событием [Van Dijk 1998].

Уточнение понятия и термина дискурса остается задачей дальнейших исследований в лингвистической науке.

Дискурс обладает рядом дистинктивных параметров.

1) Дискурс в широком смысле (как комплексное коммуникативное событие).

2) Дискурс в узком смысле (как текст или разговор).

В области когнитивной стилистики понятия и термины текст и дискурс взаимодополняют и взаимозаменяют друг друга и используются в зависимости от прагматической установки в конкретном коммуникативном событии.

Внимательное рассмотрение работ в области стилистики показывает, что «наибольший интерес среди исследователей когнитивной стилистики вызывают вопросы, связанные с выбором и организацией информации (языковой и внеязыковой) в тексте, с когнитивной трактовкой стилистических приемов и текстовых категорий, с изучением когнитивных процессов восприятия, понимания и интерпретации текста [Андреева 2012], с внедрением лингвокогнитивных методов и приемов исследования в процессе стилистического анализа.

Таким образом, например, анализ художественного текста / дискурса предполагает исследование таких факторов, как выявление и определение стилистических приемов и выразительных средств, которые задействованы в процессе актуализации соответствующего концепта (концептов), определение их когнитивных характеристик, их роль в реализации различных стилистических категорий, таких как окрашенность, оценочность, образность, эмотивность, интертекстуальность, эксплицитность и имплицитность, полимодальность и иных.

Когнитивно-стилистический анализ не ограничивается исследованием особенностей художественного текста / дискурса, он распространяется на весь спектр различных стилей и типов (жанров) текстов / дискурсов.

Изучение стилистических приемов и выразительных средств речи в разных стилях в когнитивной парадигме стало одним из основных направлений в развитии когнитивной стилистики, что объективно свидетельствует об актуальности вопроса интегрированного исследования стилистических ресурсов языка и отдельных средств образности [Голубина 1998].

Сегодня на повестке дня стоит вопрос о создании единой и целостной концепции стилистического приема как особой структуры когниции и репрезентации знаний.

Ключевым стилистическим приемом речи является метафора. Основоположником учения о метафоре считают Аристотеля. Ему принадлежит и термин «метафора», и ее первое определение: «Переносное слово (metaphora) - это несвойственное имя, перенесенное с рода на вид, или с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии» [Аристотель 1984, с. 669].

Большое многообразие в понимании метафоры отражено сегодня в многочисленных лингвистических трудах [Арутюнова, Журинская 1990; Чудинов 2004; Лакофф, Джонсон 2008].

С позиций когнитивной стилистики метафора рассматривается как основная ментальная структура или операция, как способ познания и концептуализации окружающего мира. Новый взгляд на метафору привел к разработке категории когнитивной, или концептуальной метафоры.

Основной тезис теории когнитивной метафоры сводится к следующему: в основе процессов метафоризации лежат процедуры обработки знаний - фреймов (особыми унифицированными конструкциями знания или связанными схематизациями опыта) и сценариев (обобщенный опыт взаимодействия человека с миром). Основной характеристикой фрейма является «энциклопедичность», т. е. совокупность в своей структуре различных знаний о референте, называемом именем концепта, но, в отличие от ассоциаций, эти «единицы содержат основную, типическую и потенциально возможную информацию», которая ассоциирована с тем или иным концептом [Van Dijk 1983, с. 16].

Наиболее последовательно концептуальная теория метафоры представлена у американских исследователей Дж. Лакоффа и М. Джонсона [Lakoff, Johnson 2008]. По их мнению, «метафора пронизывает нашу повседневную жизнь, причем не только язык, но и мышление и деятельность. Наша обыденная понятийная система, в рамках которой мы думаем и действуем, по сути своей метафорична» [там же, с. 25].

Концептуальная метафора описывается как пересечение знаний об одной концептуальной области в другой концептуальной области. При таком взгляде данное понимание метафоры вполне вписывается в концепцию греческого ученого Аристотеля: «Суть метафоры - это понимание и переживание сущности (thing) одного вида в терминах сущности другого вида» [там же, с. 27].

Примеры метафор, приводимые Дж. Лакоффом и М. Джонсоном, убедительно показывают, как и почему метафоры пронизывают всю обычную понятийную систему человека, сколь большую роль метафора играет в функционировании человека, в способах концептуализации и в речевой деятельности. В качестве примера авторы приводят высказывание Argument is war. = Спор - это война [там же, с. 26].

Основные характеристики современного когнитивного понимания метафоры можно свести к следующим положениям.

1. Метафора трактуется как основная ментальная операция, как способ познания и категоризации мира. Она выступает как

определенный способ мышления, когда используются более простые и понятные образы для категоризации явлений более сложного порядка.

Примером многократного использования концептуальной метафоры на пространстве всего текста / дискурса - практически в каждой строке произведения - является Сонет 66 У. Шекспира, где простые и понятные образы земного бытия раскрывают поистине космический масштаб страданий человека в этом мире:

Tired with all these, for restful death I cry: As to behold desert a beggar born, And needy nothing trimmed in jollity, And purest faith unhappily forsworn, And gilded honour shamefully misplaced < ... >

2. Понятие и термин метафора рассматривается как своего рода гештальт, т. е. модель, элементы которой взаимосвязаны между собой различного рода отношениями.

В качестве примера приведем отрывок из текста публицистической статьи известного лингвиста и общественного деятеля США Ноама Хомского, опубликованной в информационном агентстве RT:

Chomsky to RT: 'US is racing toward the precipice, while the world is trying to save itself'

Published time: 2 Jul, 2017 00:04

Edited time: 2 Jul, 2017 15:17

© / RT

The minimum wage should be $20 an hour, "neoliberalism is tyranny" and the Republican Party is "dedicated to destroying human life," renowned academic and activist Noam Chomsky told RT in an extended interview.

"We are headed toward a cliff and the worst cliff we are headed toward is due to market systems," the linguist and philosopher said to the "On Contact" host Chris Hedges during a sit-down talk at MIT, where Chomsky, 88, continues to serve as Emeritus Professor.

Hedges, himself a professor, and Chomsky traced back the history of applied neoliberalism from its late 1970s origins on both, the left and the right, to the era of Donald Trump.

"The neoliberal shift moved decisions from the public arena to the market," said Chomsky, whose book on the topic, "Requiem for the American Dream,"

came out earlier this year. "The ideology claims it's increasing freedom, it's in fact increasing tyranny."

Putting the interest of capital - and specifically transnational corporations and financial institutions - above that of the people, has created a "democratic reduction " and a "stagnation or decline of wages, for the majority, " said Chomsky, who advocates better wage distribution, and has called himself a socialist.

3. Метафора обозначается и выделяется по ряду формальных особенностей.

Так, по признаку сопоставительности в традиционной стилистике выделяется стилистический прием сравнения, для которого характерно сопровождение такими формальными показателями, как англ. like или as / рус. будто, как, словно, похоже. В когнитивной стилистике обе эти рассматриваемые разновидности сопоставительной образности будут пониматься шире и обе будут относиться непосредственно к явлению метафоры.

Примером может послужить отрывок из текста эпической поэмы Paradise Lost английского поэта XVII в. Джона Мильтона с использованием так называемого сравнения Гомера (англ. Homeric simile), для которого характерны пространные и почти всегда складывающиеся в закономерную картину сравнения с гештальт-моделью:

As when a prowling Wolf,

Whom hunger drives to seek new haunt for prey,

Watching where Shepherds pen thir Flocks at eve

In hurdl'd Cotes amid the field secure,

Leaps o'er the fence with ease into the Fold:

So clomb this first grand Thief into God's Fold.

В качестве метафоры можно при таком подходе рассматривать метонимию, гиперболу, некоторые перефразы, а также фразеологизмы и некоторые иные явления речевой образности. Вот пример с метонимией:

Все флаги в гости будут к нам (А. С. Пушкин).

Приведем также пример на использование в концептуальной парадигме фразеологического выражения brain drain из британской газеты The Guardian - в заголовке и в тексте статьи:

Fear of Brexit brain drain as EU nationals leave British universities

Failure to guarantee rights of staff and students will damage ability to recruit, say academics

Michael Savage Policy Editor

Saturday 3 June 2017 20.54 BST The Guardian

More than 1,300 academics from the European Union have left British universities in the past year, prompting concerns of a Brexit brain drain <...>.

По мнению американского эксперта в области когнитивных исследований и философии языка Джилберта Хармена (Gilbert Harman, 1938), когнитивная наука - это научное исследование языка и научное исследование когниции [Harman 1988].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Когнитивная стилистика ставит своей задачей комплексное и целостное описание речевых средств передачи ментальных сущностей -процессов и состояний, которые связаны с переработкой поступающей основной концептуальной и дополнительной информаций в данном типе текста / дискурса [Шпетный, Гурьева 2015; Шпетный 2017].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алефиренко Н. Ф. Современные проблемы науки о языке : учебное пособие.

М. : Флинта : Наука, 2005. 416 с. Андреева С. А. Понимание и интерпретация, смысл и значение: дифференциация понятий // Вестник МГЛУ. 2012. Вып. 17 (650). С. 21-35. Аристотель. Поэтика / пер. М. Л. Гаспарова // Аристотель. Сочинения : в 4 т.

Т. 4. М., 1984. 830 с. Арутюнова Н. Д., Журинская М. А. (ред.). Теория метафоры. Сборник. М. :

Прогресс, 1990. 512 с. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика. Курс лекций по английской филологии. Тамбов : Издательство ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. 236 с. Винокур Т. Г. Закономерности стилистического использования языковых

единиц. М. : Флинта ; Наука, 2015. 314 с. Гальперин И. Р. О понятиях стиль и стилистика // Вопросы языкознания.

М., 1973. № 3. С. 14-25. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М. : Наука 1981. 139 с.

Гальперин И. Р. Информативность единиц языка // Избранные труды. М. : Высшая школа, 2005. С. 7-194.

Голубина К. В. Когнитивные основания эпитета в художественном тексте : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1998.

Демьянков В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. № 4. С. 17-33.

Джусупов Н. М. Когнитивная стилистика: современное состояние и актуальные вопросы исследования // Вопросы когнитивной лингвистики. 2011. № 3 (028). С. 65-76.

Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград : Перемена, 2002. 477 с.

Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М. : Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. 245 с.

Кубрякова Е. С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Российская академия наук. Институт языкознания. М. : Языки славянской культуры, 2004. 560 с.

Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / пер. с англ. А. Н. Баранова и А. В. Морозовой ; под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. 2-е изд. М. : Издательство ЛКИ, 2008. 256 с.

Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М. : Советская энциклопедия, 1990. 683 с.

Новая философская энциклопедия : в 4 т. / под ред. В. С. Стёпина. Институт философии РАН. 2-е изд., испр. и доп. М. : Мысль. 2010. Т. 1. 744 с. ; Т. 2. 634 с. ; Т. 3. 692 с. ; Т. 4. 736 с.

Пименова М. В. Типология структурных элементов концептов внутреннего мира (на примере эмоциональных концептов) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1 (001). С. 82-90.

Серегина М. А. Паремия как форма представления знаний народа в языке: когнитивно-структурный аспект // Вопросы когнитивной лингвистики. 2016. № 1. С. 19-25.

Скребнев Ю. М. Очерк теории стилистики : учебное пособие для студ. и аспирантов филологических специальностей / Министерство просвещения РСФСР, Горьковский гос. пед. ин-т иностранных языков им. Н. А. Добролюбова. Горький, 1975. 174 с.

Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000). 2-е изд. Екатеринбург : Издательство УГПУ, 2001. 238 с.

Чудинов А. П. Когнитивно-дискурсивное исследование политической метафоры // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 91-105.

Шитиков П. М. Опыт комплексного анализа концептуальной метафоры: от оригинала к переводу // Вопросы когнитивной лингвистики. 2017. № 3. С. 58.

Шпетный К. И., Гурьева Л. К. Средства выразительности в ораторских дискурсах Соmandante Фиделя Кастро Рус. Светлой памяти Соmandante Фиделя Кастро Рус посвящается // Вестник МГЛУ 2015. Вып. 27 (738). Профессиональные дискурсы в современном коммуникативном пространстве. С. 216-249. (Языкознание и литературоведение).

Шпетный К. И. Концептосфера поэтического дискурса в сонетах У. Шекспира. Concep to sphere of the Verse Discourse in the Sonnets of William Shakespeare // Магия ИННО: новые измерения в лингвистике и лингво-дидактике : сб. науч. тр. : в 2 т. Т. 1. М. : МГИМО-Университет, 2017. С. 137-144.

Brown G., Yule G. Discourse Analysis. Cambridge University Press, 1988. 298 p.

Dijk T. A. van. Cognitive and conversational strategies in the expression of ethnic prejudice // Text - Interdisciplinary Journal for the Study of Discourse. Vol. 3, Issue 4. Amsterdam : Mouton Publishers, 1983. P. 375-404.

Dijk T. A. van. Ideology: A Multidisciplinary Approach. London : Sage, 1998. 365 p.

Harman G. Cognitive science? // The Making of the Cognitive Science: Essays in honor of George A. Miller. Cambridge : Cambridge University Press, 1988. P. 258-268.

Semino E., Culperer J. Foreword // Cognitive Stylistics: Language and Cognition in Text Analysis / E. Semino and J. Culperer (eds.). Amsterdam : John Benjamin, 2002. P. IX-XVI.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.