Научная статья на тему 'Об организации разновозрастного обучения учащихся с легкой умственной отсталостью'

Об организации разновозрастного обучения учащихся с легкой умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
850
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лица с ограниченными возможностями здоровья / обучающиеся с легкой умственной отсталостью / разновозрастной коррекционный класс. / persons with special health needs / students with mild mental retardation / mixed-age special class

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. П. Кузма, Е. А. Шумилова

Статья посвящена вопросу организации разновозрастных коррекционных классов для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. В статье раскрывается содержание понятия разновозрастное обучение применительно к обучающимся с легкой степенью умственной отсталости. Сделана попытка обозначить основные принципы организации таких классов. Авторы делают вывод о том, что совместная образовательная деятельность обучающихся в разновозрастном классе обеспечивается за счет интеграции их программ. Учитель интегрирует учебные программы в контексте учебно-тематического планирования по учебным предметам. При подготовке к уроку в разновозрастном коррекционном классе учитель составляет план-конспект учебного занятия, в котором интегрируется учебный материал рабочих программ разных классов учебного предмета таким образом, чтобы на одном уроке учащиеся с легкой степенью умственной отсталости разного возраста изучали близкую по содержанию тему, но на таком уровне усвоения, который был бы доступен каждому ученику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л. П. Кузма, Е. А. Шумилова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT ORGANIZATION OF TEACHING FOR STUDENTS WITH EASY MENTAL DISABILITY OF DIFFERENT AGES

The article studies organization of correctional classes of different ages for students with a slight degree of mental retardation. The article reveals the content of the concept of different age education in relation to students with a slight degree of mental retardation. An attempt is made to identify the basic principles of the organization of such classes. The authors conclude that the joint educational activities of students in a diverse class are ensured by the integration of their programs. The teacher integrates the curriculum in the context of curriculum and thematic planning for subjects. In preparation for the lesson in a different age-correcting class, the teacher draws up a study plan that integrates the teaching material of the work programs of different classes of the subject so that in one lesson students with a light the degree of mental retardation of different ages studied a topic close in content, but at a level of assimilation that would be available to each student.

Текст научной работы на тему «Об организации разновозрастного обучения учащихся с легкой умственной отсталостью»

УДК 378.2

Kuzma L.P., Cand. of Sciences (Psychology), Institute for the Development of Education of the Krasnodar Territory, Head of Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, SBIUIRO (Krasnodar, Russia)

Shumilova Ye.A, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Institute for the Development of Education, Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State University (Grozny, Russia)

ABOUT ORGANIZATION OF TEACHING FOR STUDENTS WITH EASY MENTAL DISABILITY OF DIFFERENT AGES. The article studies organization of correctional classes of different ages for students with a slight degree of mental retardation. The article reveals the content of the concept of different age education in relation to students with a slight degree of mental retardation. An attempt is made to identify the basic principles of the organization of such classes. The authors conclude that the joint educational activities of students in a diverse class are ensured by the integration of their programs. The teacher integrates the curriculum in the context of curriculum and thematic planning for subjects. In preparation for the lesson in a different age-correcting class, the teacher draws up a study plan that integrates the teaching material of the work programs of different classes of the subject so that in one lesson students with a light the degree of mental retardation of different ages studied a topic close in content, but at a level of assimilation that would be available to each student. Key words: persons with special health needs, students with mild mental retardation, mixed-age special class.

Л.П. Кузма, канд. психол. наук, зав. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии, ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края, г. Краснодар

Е.А. Шумилова, д-р пед. наук, проф. кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края, г. Краснодар, проф. кафедры теории и технологии социальной работы, ГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Статья посвящена вопросу организации разновозрастных коррекционных классов для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. В статье раскрывается содержание понятия разновозрастное обучение применительно к обучающимся с легкой степенью умственной отсталости. Сделана попытка обозначить основные принципы организации таких классов. Авторы делают вывод о том, что совместная образовательная деятельность обучающихся в разновозрастном классе обеспечивается за счет интеграции их программ. Учитель интегрирует учебные программы в контексте учебно-тематического планирования по учебным предметам. При подготовке к уроку в разновозрастном коррекционном классе учитель составляет план-конспект учебного занятия, в котором интегрируется учебный материал рабочих программ разных классов учебного предмета таким образом, чтобы на одном уроке учащиеся с легкой степенью умственной отсталости разного возраста изучали близкую по содержанию тему, но на таком уровне усвоения, который был бы доступен каждому ученику.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся с легкой умственной отсталостью, разновозрастной коррек-ционный класс.

Известно, что одной из актуальных проблем современного отечественного образования является создание условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных общеобразовательных школах. Эта проблема стала особенно актуальной в связи с введением в систему школьного образования с 1 сентября 2016 года Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО ОВЗ) и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (далее - ФГОС О у/о), где были определены требования к образовательным результатам, структуре и условиям реализации адаптированных основных образовательных программ для различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - АООП). В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о были также разработаны и введены в действие санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15), в которых были представлены требования к комплектованию классов для обучающихся с ОВЗ с учетом вариантов АООП.

В статье 79 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», а также в пункте 24 обоих вышеупомянутых стандартов указывается, что образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Однако в требованиях к комплектованию классов, представленных в СанПин 2.4.2.3286-15, совместное обучение обучающихся с ОВЗ с их сверстниками, не нуждающихся в специальных образовательных условиях, предусмотрено лишь для обучающихся по первому варианту АООП (по ФГОС НОО ОВЗ), чей уровень психического развития соответствует или близок возрастной норме, тогда как для обучающихся по другим вариантам предполагается обучение в отдельных классах. К таким обучающимся относятся, прежде всего, наиболее многочисленные категории школьники с ОВЗ - дети с задержкой психического развития и дети с легкой степенью умственной отсталости [1 - 6].

В настоящее время лишь часть детей с легкой степенью умственной отсталости обучается в специальных (коррекционных) школах и коррекционных классах общеобразовательных школ. Другие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (они, по нашим данным, составляют большую часть детей из общего числа школьников, относящихся к этой нозологической группе) включены в обыч-

ные классы общеобразовательных школ [6]. Это связано не только с тем, что родители таких детей возражают против их обучения в специальных коррекционных школах и школах-интернатах, но также с ограниченным количеством этих учреждений, не позволяющим принять в них всех нуждающихся в специальном образовании. В то же время в обычных школах, особенно в сельских, часто невозможно сформировать полные классы из таких детей одного возраста.

Представляется, что в сложившейся ситуации необходим поиск новых моделей организации образования этой группы обучающихся. Одной из моделей может быть разновозрастное обучение таких учащихся.

Согласно Л.В. Байбородовой, разновозрастная группа представляет собой общность детей, отличающихся паспортным возрастом, уровнем физического и социального развития и объединенных на основе общего социального интереса [1]. И.С. Павлова рассматривает разновозрастную группу как объединение детей, отличающихся паспортным возрастом, которые должны обучаться по разным образовательным программам [7].

Следует отметить, что в педагогической науке различные аспекты проблемы разновозрастного взаимодействия исследовались в системе школьного образования (Л.И. Божович, В. А. Караковский, Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, А.А. Остапенко и др.), в учреждениях закрытого типа (А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Россинский, Т.С. Шацкий), школах-интернатах, детских домах (Ю.В. Гербеев, В.В. Кумарин, Л.И. Уманский). В публикациях упоминается опыт организации постоянных разновозрастных групп учащихся в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната г. Торжка на занятиях изобразительным творчеством и спортом (постоянные разновозрастные группы учащихся - школа-интернат) [6]. Описан опыт объединения обучающихся разного возраста и разного уровня подготовленности при организации обучения в разновозрастных классах малочисленных и малокомплектных школ Вологодской, Костромской, Красноярской, Орловской, Ярославской и др. областей.

В отечественной педагогике обучение детей разного возраста обозначают как «разновозрастное», «межвозрастное», «разновозрастное разноуровневое» обучение (ГС. Айкашев, Л.В. Байбородова, М.М. Батербиев, В.К. Дьяченко, Е.В. Киселева, Т.Н. Леонтьева, М.А. Мкртчан, ГФ. Суворова и др.). Ориентируясь на определение Л.В. Байбородовой [1], представляется возможным трактовать разновозрастное обучение учащихся с легкой умственной отсталостью как совместную образовательную деятельность таких школьников разного возраста, направленную на решение как общих для этой категории обучающихся, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных, коррекционных и воспитательных задач.

Потребность в организации разновозрастных классов для обучения учащихся с легкой степенью умственной отсталости, на наш взгляд, обусловлена, прежде всего:

1) наличием в классах муниципальных (прежде всего сельских) общеобразовательных школ небольшого числа учащихся с легкой степенью умственной отсталости, из которых не формируется в соответствии с действующими нормативами полные специальные (коррекционные) классы обучающихся одного возраста;

2) низкой эффективностью обучения этих учащихся при включении их в нормативные классы (т.е. классы, состоящие из обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью);

3) ограниченностью ресурсов муниципальных общеобразовательных школ для создания специальных образовательных условий (финансовых и кадровых), необходимых для обучения учащихся с легкой умственной отсталостью.

С другой стороны, можно отметить и факторы, предрасполагающие к внедрению модели разновозрастного обучения учащихся с легкой степенью умственной отсталости:

• обучающиеся с легкой степенью умственной отсталости (т.е. те обучающиеся, которым ПМПК рекомендован первый вариант АООП в соответствии с ФГОС О у/о) одного возраста могут существенно отличаться по показателям психического развития, уровню обучаемости, сформированности учебных знаний, умений и навыков, следовательно, здесь возрастной фактор не всегда определяет возможности освоения содержания образовательной программы;

• содержание программ учебных предметов, предусмотренных в АООП для обучающихся с умственной отсталостью, построено на основе концентрического принципа, позволяющего выстроить изучение учебного материала учащимися разного возраста в совместном образовательном процессе;

• в специальном (коррекционном) разновозрастном классе, организованном для обучающихся с легкой умственной отсталостью, больше возможностей для реализации принципов как дифференциации (с учетом общих типологических особенностей этой группы детей), так и индивидуализации учебного процесса за счет средств и методов обучения, традиционно использующихся в олигофренопедагогике, чем в условиях включения такого обучающегося в нормативный класс.

В настоящее время трудности организации разновозрастных специальных (коррекционных) классов для обучающихся с легкой умственной отсталостью обусловлены:

• отсутствием документов, регламентирующих требований к организации разновозрастного обучения учащихся с умственной отсталостью;

• отсутствием подробно описанной и успешно апробированной технологии организации разновозрастного обучения учащихся с легкой степенью умственной отсталости, учитывающей высокую потребность этих обучающихся в постоянном руководстве и контроле деятельности при низком уровне их способности к самостоятельной работе, а также трудности реализации образовательного процесса на основе выстраивания межпредметных связей из-за слабой способности обучающихся с умственной отсталостью к обобщению и т.д.;

• низким уровнем профессиональной компетентности учителей муниципальных общеобразовательных школ в вопросах обучения детей с интеллектуальными нарушениями [4].

Представляется важным подчеркнуть, что существующая технология разновозрастного обучения учащихся в малокомплектной сельской школе требует существенной содержательной адаптации для ее использования при организации обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Прежде всего, должны учитываться клинико-психологические особенности и, соответственно, особые образовательные потребности этой группы обучающихся.

Таким образом, представим некоторые выводы.

1. Разновозрастное обучение учащихся с умственной отсталостью должно строиться на основе основных положений современной олигофренопедагогики и ориентироваться на достижение образовательных результатов, предусмотренных ФГОС О у/о.

2. При организации разновозрастного обучения учащихся с легкой умственной отсталостью должна обеспечиваться реализация принципа вариативности и гибкости содержания и технологии процесса обучения.

3. В образовательном процессе должен реализовываться индивидуальный алгоритм обучения каждого учащегося, создаваться возможности для ин-

Библиографический список

дивидуализации образовательного процесса обучения не только за счет отбора содержания, но и средств, методов, а также форм обучения.

4. Организация обучения в разновозрастном коррекционном классе должна осуществляться на основе принципа однопредметного и однотемного обучения.

5. Процесс обучения на каждом учебном предмете в разновозрастном классе должен выстраиваться на основе интегрированного календарно-темати-ческого планирования (далее - КТП).

6. При проектировании уроков должны планироваться учебные ситуации, направленные на поэтапное формирование у обучающихся разного возраста системы базовых учебных действий (далее - БУД), в том числе постепенное формирование тех коммуникативных БУД, которые связаны с готовностью обучающихся к взаимодействию и взаимопомощи в ходе обучения.

7. Большое значение имеет выбор наиболее целесообразной структуры урока, определяемой с учетом интегрированного КТП и индивидуальных учебных планов, а также психолого-педагогических особенностей обучающихся разновозрастного класса. В частности, при планировании урока представляется значимым рациональное (исходя их особенностей обучающихся) чередование самостоятельной работы учащихся с работой под руководством учителя.

8. Для успешной организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью в условиях разновозрастного класса необходимо целенаправленно формировать у них регулятивные БУД, для чего нужно подготовить к уроку образцы выполнения соответствующих заданий, ответы к упражнениям и заданиям и др.

9. При объединении обучающихся в разновозрастной класс оптимальным является включение в него обучающихся одной возрастной группы (например, только учащихся младшего школьного возраста или только учащихся подросткового возраста) или (как допустимый, но не рекомендуемый вариант) близких разновозрастных групп (например, младших школьников и младших подростков). Рассмотрение вопроса о включении в разновозрастной класс школьников, относящихся к разным возрастным группам, допустимо лишь при отсутствии противопоказаний, связанных с проблемными поведенческими, психофизическими и гендерными особенностями детей.

Совместная образовательная деятельность обучающихся в разновозрастном классе обеспечивается за счет интеграции их программ. Учитель интегрирует учебные программы в контексте учебно-тематического планирования по учебным предметам. При подготовке к уроку в разновозрастном коррекционном классе учитель составляет план-конспект учебного занятия, в котором интегрируется учебный материал рабочих программ разных классов учебного предмета таким образом, чтобы на одном уроке учащиеся с легкой степенью умственной отсталости разного возраста изучали близкую по содержанию тему, но на таком уровне усвоения, который был бы доступен каждому ученику.

В зависимости от соответствия содержания изучаемых тем разных программ учитель может одновременно работать со всеми обучающимися класса или поочередно выстраивать совместную деятельность с детьми разных возрастных групп. При изучении сложноусваиваемой темы обучение учеников может проходить на индивидуальных занятиях, которые в такой ситуации являются альтернативой обучения в одновозрастном классе.

Для формирования и закрепления учебных действий может использоваться различный дидактический материал, подбирающийся индивидуально для каждого учащегося. Самостоятельная работа обучающихся разновозрастного коррекционного класса должна планироваться с учетом возраста и уровня обучаемости (выделенных в исследованиях В.В. Воронковой и ее коллектива).

Модель разновозрастного коррекционного класса для обучающихся с легкой умственной отсталостью предполагает и организацию их психолого-педагогического сопровождения с участием педагога-психолога и учителя-логопеда. Эти специалисты должны работать в тесном контакте с учителем разновозрастного коррекционного класса, оказывать ему консультативно-методическую помощь и отслеживать динамику развития обучающихся. Для оценки динамики развития обучающихся можно использовать модель комплексной диагностики сформиро-ванности БУД [5].

Как уже было отмечено выше, при организации разновозрастного обучения учащихся с легкой степенью умственной отсталости большое значение имеет профессиональная готовность педагогов к осуществлению их обучения. Для формирования такой готовности недостаточно только краткосрочных курсов повышения квалификации - нужна как минимум профессиональная переподготовка со специализацией в области «Олигофренопедагогика».

1. Байбородова Л.В. Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе: учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, 2004.

2. Байбородова Л.В. Повышение воспитательного потенциала учебного процесса в разновозрастных группах учащихся: учебно-методическое пособие. Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2008: 42 - 57.

3. Батербиев М.М. Разновозрастное обучение: От идеи до реализации. Братск, 2001.

4. Кузма Л.П., Е.Н. Азлецкая Е.Н., Лукашева О.В. Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах: учебное пособие. Краснодар: ГБОу ИРО Краснодарского края, 2016.

5. Кузма Л.П., Шевченко Л.Е., Клещева Л.А. Методологические основы и технологии реализации образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. Краснодар, «Просвещение ЮГ», 2017.

6. Винокуров Л.Н., Кузма Л.П. О первых результатах исследования уровня распространенности и клинико-психологической структуры школьной дезадаптации среди учащихся младших классов сельских школ Костромской области. Вопросы психического здоровья детей и подростков: научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин. 2008; № 2 (8): 103 - 106.

7. Павлова И.С. Воспитательные и образовательные возможности разновозрастной группы учащихся сельской малочисленной школы. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2007; Т. 13: 34 - 39.

8. Шевчук Л.Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении. Дефектология: научно-методический журнал. 2004. № 6: 28 - 31.

References

1. Bajborodova L.V. Vospitanie iobuchenie v sel'skoj malochislennoj shkole: uchebnoe posobie. Yaroslavl': Izd-vo YaGPU imeni K.D. Ushinskogo, 2004.

2. Bajborodova L.V. Povyshenie vospitatel'nogo potenciala uchebnogo processa v raznovozrastnyh gruppah uchaschihsya: uchebno-metodicheskoe posobie. Yaroslavl': Departament obrazovaniya Yaroslavskoj oblasti, 2008: 42 - 57.

3. Baterbiev M.M. Raznovozrastnoe obuchenie: Ot idei do realizacii. Bratsk, 2001.

4. Kuzma L.P., E.N. Azleckaya E.N., Lukasheva O.V. Inklyuzivnoe obrazovanie obuchayuschihsya s ogranichennymi vozmozhnostyamizdorov'ya v obscheobrazovatel'nyh shkolah: uchebnoe posobie. Krasnodar: GBOU IRO Krasnodarskogo kraya, 2016.

5. Kuzma L.P., Shevchenko L.E., Klescheva L.A. Metodologicheskie osnovy i tehnologiirealizacii obrazovatel'nyh standartov obuchayuschihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: uchebnoe posobie. Krasnodar, «Prosveschenie YuG», 2017.

6. Vinokurov L.N., Kuzma L.P. O pervyh rezul'tatah issledovaniya urovnya rasprostranennosti i kliniko-psihologicheskoj struktury shkol'noj dezadaptacii sredi uchaschihsya mladshih klassov sel'skih shkol Kostromskoj oblasti. Voprosy psihicheskogo zdorov'ya detej i podrostkov: nauchno-prakticheskij zhurnal psihiatrii, psihologii, psihoterapii i smezhnyh disciplin. 2008; № 2 (8): 103 - 106.

7. Pavlova I.S. Vospitatel'nye i obrazovatel'nye vozmozhnosti raznovozrastnoj gruppy uchaschihsya sel'skoj malochislennoj shkoly. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. 2007; T. 13: 34 - 39.

8. Shevchuk L.E. Integrirovannoe obuchenie uchaschihsya s osobennostyami razvitiya v obscheobrazovatel'nom uchrezhdenii. Defektologiya: nauchno-metodicheskij zhurnal. 2004. № 6: 28 - 31.

Статья поступила в редакцию 15.01.20

УДК 37.02

Kuznetsova N.V., postgraduate, Pyatigorsk State University, senior teacher at Pyatigorsk Medical Pharmaceutical Institute, Branch of Volgograd State Medical University (Pyatigorsk, Russia), E-mail: sorokina_nataly@mail.ru

DINAMICS OF HISTORICAL WAYS OF PEDAGOGICAL KNOWLEDGE TRANSMISSION. The article analyzes the ways of translating pedagogical knowledge at different stages of the historical development of society. The historical periodization of society is based on the doctrine of Karl Marx and F. Engels about the progressive change of social formations. Thus, in this work we analyze the historical ways of pedagogical knowledge translating from the first stage of social development (primitive community) to post-industrial society. The analysis of the level of development of the division of labor and a certain form of ownership that determines a certain type of social relations allows to identify the dynamics of methods of translation in relation to changing conditions and requirements for the development of society. Key words: knowledge, pedagogical knowledge, process of learning, education, translation, dynamics, society development, change of paradigms.

Н.В. Кузнецова, аспирант, Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения России, г. Пятигорск, E-mail: sorokina_nataly@mail.ru

ДИНАМИКА ИСТОРИЧЕСКИХ СПОСОБОВ ТРАНСЛЯЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

В предлагаемой статье проанализированы способы трансляции педагогических знаний на разных этапах исторического развития общества. В основе исторической периодизации общества лежит учение К. Маркса и Ф. Энгельса о прогрессивной смене общественных формаций. Таким образом, в данной работе проводится анализ исторических способов трансляции педагогических знаний, начиная от первой ступени общественного развития (первобытнообщинного) до постиндустриального общества. Анализ уровня развития разделения труда и определенной формы собственности, обусловливающей определенный тип общественных отношений, позволил выявить динамику способов трансляции во взаимосвязи с меняющимися условиями и требованиями к развитию общества.

Ключевые слова: знания, педагогические знания, образование, воспитание, трансляция, динамика, развитие общества, смена парадигм.

Исследование динамики исторических способов трансляции педагогических знаний обусловлено логическим развитием научного знания. Это, в свою очередь, помогает представить и понять характер процесса трансляции педагогических знаний в условиях исторических реалий [1 - 7].

В данной работе мы опираемся на периодизацию всемирной истории, предложенную К. Марксом и Ф. Энгельсом в своем труде «Немецкая идеология» [5]. Основу этой периодизации составило учение о прогрессивной смене общественных формаций. По определению К. Маркса, общественно-экономическая формация представляет собой «...общество, находящееся на определенной ступени развития, общество со своеобразными отличительными характеристиками». В этом же труде описан и ход исторического прогресса, первой ступенью которого является первобытная стадия развития общества (от прихода человека до IV тыс. до н.э.). Далее следует рабовладельческая стадия (IV тыс. до н.э. -V в. н.э.), феодализм (V - XVII вв.), капитализм (середина XVII в.) и коммунизм. Каждая стадия отличается определенным уровнем развития разделения труда и определенной формой собственности, обусловливающей соответствующий тип общественных отношений.

Представление того, как происходило зарождение и развитие культурно-исторических процессов на ранних этапах становления человечества возможно, главным образом, благодаря археологическим и этнографическим находкам, а также трудам ученых и путешественников. Эти данные позволяют сопоставить факты и явления материальной и духовной культуры народов в самом начале пути их становления, а также делают возможным реконструировать историческую картину воспитания. Однако следует учитывать условность такой реконструкции в связи с ассимилятивными и диссимилятивными культурными процессами, сопутствовавшими народам и этносам на всем протяжении их развития.

Анализ историко-педагогической литературы (В.Ю. Даниловой, Д.И. Латы-шина, Н.Д. Никандрова, Л.В. Образцовой, В.Г Торосян) показал, что жизненная

модель воспитания предков современных людей была статичной и абсолютной. Она передавалась от одного поколения к другому лишь с небольшим отклонением. Термин «педагогические знания» на данном историческом этапе развития общества может быть применен только к самому процессу передачи имеющихся культурных навыков.

Цель образования состояла в том, чтобы подготовить подрастающее поколение к выживанию в условиях природной среды, осознанию таинств окружающего мира, продолжению рода. Следует отметить, что такая подготовка была равной для всех без исключения детей и подростков, не отделялась от совместной жизни детей и взрослых и не характеризовалась наличием каких-либо специальных форм. Существует ряд стандартных действий: трудовое воспитание с ранних лет, выполнение посильных поручений взрослых членов общины, участие детей в праздниках и др. Детей знакомили с повадками животных, приемами и способами скотоводства, обучали изготовлению земледельческих орудий, выращиванию злаков, ремеслу и др. Родовая община поручала умудренным опытом членам знакомить молодое поколение с традициями рода. Детям рассказывали о славных деяниях предков, врагах их рода, приобщали к культовым обрядам.

Такое обучение было основано на подражании и идентификации: дети обучались путем выполнения определенных технических приемов. Их непосредственными учителями являлись не чужаки, а члены общины, к которой они относились. Выработка необходимых для того времени норм поведения являлась предметом заботы всей раннепервобытной общины.

В формирующейся позднепервобытной общине (за 8 - 5 тыс. лет до н.э.) происходило усложнение и изменение хозяйственных и социальных связей, зародилась новая ячейка общества - семья, ставшая основой возникновения домашне-семейной формы воспитания. С этого времени в семье стали закладываться основы преднамеренного физического и духовного развития детей. Девочки воспитывались матерью, ее сестрами, другими женщинами рода, мальчики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.