Научная статья на тему 'Об организации рационального использования ресурсов соболя в Российской Федерации'

Об организации рационального использования ресурсов соболя в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
145
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБОЛЬ / SABLE / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОИСПОЛЬЗОВАНИЕ / RATIONAL NATURE USE / ЗАГОТОВКА ПУШНИНЫ / FUR HARVESTING / ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ENVIRONMENTAL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кондратов Александр Владимирович, Яковлев Юрий Всеволодович, Кузнецов Андрей Геннадьевич

Проведён анализ основных проблем, существующих в соболином хозяйстве Российской Федерации. Выявлена и обоснована необходимость разработки нормативно-правовых мер, препятствующих развитию рынка незаконной охотничьей продукции. Высказаны предложения по оптимизации использования ресурсов соболя, а именно: восстановление системы мониторинга ресурсов соболя, налаживание системы контроля за их использованием, упорядочение рынка закупки соболиной пушнины и прохождения её до экспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кондратов Александр Владимирович, Яковлев Юрий Всеволодович, Кузнецов Андрей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Rational Use of Sable Resources in Russian Federation

The analysis of main problems obstructed sable use in Russia was conducted. Actual need for regulatory measures to stop the illegal fur trade is revealed. Some procedures for enhancing the sable resource use are proposed: there are renovating the system of resource monitoring, fine-tuning the controlling system for resource usage and ordering all operations on the sable fur market until the export trade.

Текст научной работы на тему «Об организации рационального использования ресурсов соболя в Российской Федерации»

Серия «Биология. Экология»

2015. Т. 13. С. 75-80 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

И З В Е С Т И Я Иркутского государственного университета

УДК 502.74; 639.11/.16

Об организации рационального использования ресурсов соболя в Российской Федерации

12 1 1 А. В. Кондратов ' , Ю. В. Яковлев , А. Г. Кузнецов

'Служба по охране и использованию животного мира Иркутской области, Иркутск

2Иркутский государственный аграрный университет им. А. А. Ежевского, Иркутск E-mail: zakaznik. irk@yandex. ru

Аннотация. Проведён анализ основных проблем, существующих в соболином хозяйстве Российской Федерации. Выявлена и обоснована необходимость разработки нормативно-правовых мер, препятствующих развитию рынка незаконной охотничьей продукции. Высказаны предложения по оптимизации использования ресурсов соболя, а именно: восстановление системы мониторинга ресурсов соболя, налаживание системы контроля за их использованием, упорядочение рынка закупки соболиной пушнины и прохождения её до экспорта.

Ключевые слова: соболь, рациональное природоиспользование, заготовка пушнины, природоохранное законодательство.

Произошедшие в последние десятилетия преобразования охотничьего природопользования в России оказали существенное влияние на организацию промысла, заготовки и реализации пушнины одного из ценнейших охотничьих ресурсов - соболя (Martes zibellina L.).

Эти изменения, начавшиеся в первой половине 90-х гг. прошлого века, серьёзно трансформировали сложившуюся ранее структуру отрасли: промысловые охотничьи хозяйства лишились госдотаций, из-за повышения налогов и роста цен на горючее и транспорт заметно возросла себестоимость продукции охотничьего промысла [1]. Это привело к разрушению промыслового комплекса практически на всей территории России. Большинство охотничье-промысловых хозяйств оказались в глубочайшем кризисе, который негативно отразился на жизни таёжных поселений, в которых по настоящее время наблюдается естественное сокращение численности и отток жителей [1]. Недооценка экономической значимости этой отрасли со стороны государственных органов, отсутствие новых форм организации деятельности промыслового комплекса, недостаточное внимание к проблемам промысла привели к потере ценных квалифицированных кадров, огромного количества рабочих мест, подорвали ресурсную базу охотничье-промысловых хозяйств, а в конечном итоге способствовали развитию нелегального охотничьего бизнеса.

Результаты анализа текущей ситуации говорят о том, что система организации промысла практически повсеместно находится в режиме «саморегулирования», а интересы частного предпринимателя все чаще входят в противоречие с интересами государства и местного населения. Кооперативные и государственные охотничье-промысловые хозяйства как структуры, организовывавшие заготовки в большинстве регионов Сибири, перестали существовать в связи с нерентабельностью. Скупку пушнины у промысловиков зачастую производят заготовители, не имеющие отношения к охотничьему хозяйству, что способствует росту оборота незаконно добытой продукции охоты, в частности шкурок соболя, т. е. расширению масштабов браконьерства [3]. Негативное влияние этих факторов на результативность хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ведущих охотничье хозяйство, заключается в следующем:

- падает численность охотничьих ресурсов на закреплённой территории, соответственно снижаются объёмы их добычи;

- снижается конкурентоспособность по отношению к заготовителям, занимающимся исключительно скупкой и перепродажей продукции охоты и не несущим затрат на ведение охотничьего хозяйства;

- недополучаются доходы от реализации охотпродукции в связи с поступлением на рынок больших объёмов продукции незаконной охоты по заниженным ценам.

В дополнение к прессу промысла в последние десятилетия растёт также влияние последствий индустриализации Сибири на популяции соболя. Необходимость и необратимость процессов создания магистральных путей сообщения и разработки природных ресурсов очевидна, однако очень важно осуществлять такую деятельность с учётом сохранения местообитаний ценных видов животных и традиционных видов деятельности коренного населения [8]. В целях сохранения и охраны соболя, как особо ценного вида диких животных Минприродой России в 2014 г. подготовлен проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации», согласно которому соболя планируется внести в вышеупомянутый Перечень [6].

Мы считаем такое включение нецелесообразным, поскольку соболь не является редким или исчезающим видом диких животных, напротив, в Иркутской области, например, его численность в последние годы возросла и составляет по учётным данным, обобщённым Службой по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области 160-190 тыс. особей [3]. Действительно, объём нелегальной добычи соболя высок, но в то же время отсутствует необходимость ставить его в один ряд с редкими видами животных, такими как дальневосточный леопард, амурский тигр, снежный барс и другие, численность которых предельно мала, а любая, тем более

промысловая, охота на них запрещена. В современных условиях избежать истребления соболя возможно и без подобных радикальных мер.

По нашему убеждению, для снижения нелегальной добычи соболя достаточно принятия ряда нормативно-правовых документов, регулирующих оборот продукции охоты, в которых следует определить меру ответственности (в том числе уголовной) за незаконный оборот шкурок соболя в зависимости от тяжести совершённого правонарушения.

В настоящее время вопросы оборота продукции охоты не в полной мере урегулированы действующим законодательством, это способствует заметному росту оборота незаконно добытой продукции, а в итоге - развитию браконьерского промысла. Государство в данной ситуации недополучает значительные суммы налоговых сборов, поскольку выданные разрешения на добычу соболя реализуются не в полном объёме.

Для решения существующих проблем, по нашему мнению, следует предпринять следующие действия:

1. Разработать порядок сопровождения продукции охоты с момента добычи до окончательной переработки документами, подтверждающими законность её получения. При этом должна быть исключена возможность повторного использования таких документов.

Одним из способов организации такого оборота является мечение (бир-кование) шкурок соболя, что позволит отслеживать движение этой охотничьей продукции при условии соответствующего взаимодействия органов государственной власти, ведающих вопросами охотничьего и ветеринарного надзора. Мечение должно проводиться по заявлению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, закупивших продукцию охоты и предъявивших заполненные корешки разрешений на добычу охотничьих ресурсов до оформления ветеринарно-сопроводительных документов. Предъявленные корешки разрешений при этом в обязательном порядке остаются в органе, произведшем биркование, а позже совместно с информацией о закупщиках, их предъявивших, передаются в органы охотничьего надзора соответствующего субъекта РФ.

2. Разработать порядок пресечения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, занимающихся скупкой и переработкой продукции незаконной охоты.

Для этого необходимо усовершенствовать охотничье законодательство в сторону исключения возможностей ухода нарушителей от ответственности: в первую очередь, отработать законодательные нормы и формулировки, исключающие их двоякое толкование. В состав уголовного и административного Кодексов РФ должны быть введены отдельные статьи, предусматривающие ответственность за незаконный оборот продукции охоты.

3. Законодательно определить объёмы добычи охотничьих ресурсов, необходимые для удовлетворения нужд личного потребления ведущих традиционную хозяйственную деятельность представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также лиц, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах

традиционного расселения последних, для которых охота также является основой существования. Необходимо чётко определить круг лиц, соответствующих данным категориям граждан.

При этом необходимо ввести в действие разрешения на добычу охотничьих ресурсов в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, что позволит урегулировать оборот полученной охотничьей продукции, а также убрать внутреннее противоречие, существующее в регулирующем сферу охоты законодательстве.

4. Совершенствовать методики учётов численности соболя и определения не истощительных для популяции объёмов его изъятия.

Начиная с 1997 г. предложение шкурок соболя на единственном в России пушном аукционе в Санкт-Петербурге превышает объёмы официальной добычи в среднем на 50 % [2; 5; 7], при этом численность вида согласно данным учётов не сокращается, а более того, растёт [3]. Причинами такого противоречия являются либо заниженные данные официальных учётов, либо заниженный норматив изъятия соболя, когда популяции способны без ущерба для воспроизводства выдерживать более значительные промысловые нагрузки. В связи с этим необходимо:

- организовать исследовательские работы по выяснению современного состояния популяций соболя с обязательным выяснением их возрастной и половой структуры. Для решения этого вопроса логично восстановить систему прогноза численности и возможных объёмов добычи на основе изучения плодовитости соболя. В 70-80 гг. ХХ в. такие работы успешно вели специалисты Всероссийского НИИ охотоведения и звероводства (ВНИИОЗ). Достижению этих целей, как и активизации насущно необходимого научного сопровождения охотничьего хозяйства в Восточной Сибири в целом очень способствовало бы возрождение ранее упразднённого регионального филиала (отделения) института;

- ежегодно организовывать учёты численности соболей и других охотничьих ресурсов на модельных стационарных участках;

- раз в пять лет проводить учёт численности соболя по всей территории страны с привлечением не только охотпользователей, но и наиболее квалифицированных специалистов: учёных-охотоведов, инспекторов охотнадзора и т. п.

5. Стимулировать развитие переработки (выделки) шкурок соболя и производства меховых изделий на территории РФ путём введения заградительных пошлин на экспорт невыделанных шкурок.

6. Лицензировать деятельность по закупке и переработке продукции охоты, так как данная мера позволит:

- определить количество организаций, занимающихся закупкой и переработкой;

- полноценно осуществлять контроль за их деятельностью;

- выработать механизмы по регулированию данных видов деятельности.

7. Организовать пушно-меховые аукционы в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

Организация таких аукционов позволит сократить путь продукции охоты от промысловика до окончательного покупателя и, соответственно, снизить затраты охотпользователей на транспортировку шкурок соболя для реализации на аукционе, а также позволит органам, выдавшим разрешения на добычу, более эффективно контролировать объёмы реализации шкурок.

8. Разработать порядок государственного стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся промысловой охотой.

Таким образом, для устойчивого рационального использования ресурсов соболя необходима разработка не только методов регулирования воздействия на популяции вида и среду его обитания, но и совершенствование регулирования оборота охотничьей продукции.

Список литературы

1. Гильфанова В. И. Социально-экономические проблемы развития охотни-чье-промыслового хозяйства севера Забайкальского края / В. И. Гильфанова // Вестн. КрасГАУ. - 2009. - №. 1. - С. 171-176.

2. Дронова Н. А. Промысел как жизнь: природоохранные и социально-экономические аспекты пушного промысла на Дальнем Востоке и торговли пушниной в России / Н. А. Дронова, А. С. Шестаков. - М. : TRAFFIC Europe-Russia, 2005. - 82 с.

3. Кадастр охотничьих видов зверей и птиц Иркутской области: распространение, численность, охрана и использование. - Иркутск : Время странствий, 2014. -74 с.

4. Кеникстул В. И. Совершенствовать систему управления охотничьим хозяйством / В. И. Кеникстул, А. А. Ермаков // АПК: Экономика, управление. - 2009. -№ 10. - С. 16-22.

5. Леонтьев Д. Ф. К сопряженной оценке состояния численности соболя и белки Предбайкалья: результаты воздействия отдельных факторов / Д. Ф. Леонтьев // Проблемы соболиного хозяйства России : материалы конф. - Киров, 2006. -С. 80-87.

6. Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (утв. Распоряжением Правительства РФ от 3 ноября 2013 г. № 978). - М., 2013. - 2 с.

7. Синицын А. А. Численность соболя и уровень эксплуатации его запасов в России / А. А. Синицын, И. М. Сычев // Современные проблемы природопользования, охотоведения и звероводства. - Киров : ВНИИОЗ им. Б. М. Житкова, 2007. -Вып. 1. - С. 391-393.

8. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». - М., 2009.

On Rational Use of Sable Resources in Russian Federation

A. V. Kondratov1, 2, A. G. Kuznetzov1, Yu.V. Yakovlev1

'Game Protection Service in Irkutsk Region, Irkutsk

2A. A. Ezhevsky Irkutsk State Agricultural University, Irkutsk

Abstract. The analysis of main problems obstructed sable use in Russia was conducted. Actual need for regulatory measures to stop the illegal fur trade is revealed. Some procedures for enhancing the sable resource use are proposed: there are renovating the system of resource monitoring, fine-tuning the controlling system for resource usage and ordering all operations on the sable fur market until the export trade.

Keywords: sable, rational nature use, fur harvesting, environmental legislation.

Кондратов Александр Владимирович

начальник отдела

Служба по охране и использованию

животного мира Иркутской области

664007, Иркутск, ул. Тимирязева, 28

тел. (3952) 29-08-85

Иркутский государственный аграрный

университет имени А. А. Ежевского

664007, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 59

тел. (3952) 29-09-75

e-mail: zakaznik. irk@yandex. ru

Кузнецов Андрей Геннадьевич

начальник управления

Служба по охране и использованию

животного мира Иркутской области

664007, Иркутск, ул. Тимирязева, 28

тел. (3952) 29-08-85

e-mail: zakaznik. irk@yandex. ru

Яковлев Юрий Всеволодович старший государственный инспектор Служба по охране и использованию животного мира Иркутской области 664007, Иркутск, ул. Тимирязева, 28 тел. (3952) 29-08-85 e-mail: zakaznik. irk@yandex. ru

Kondratov Aleksandr Vladimirovich Head of Division

Game Protection Service in Irkutsk Region

28, Timiryazev st., Irkutsk, 664007

tel.: (3952) 29-08-85

A. A. Ezhevsky Irkutsk State Agricultural

University, Irkutsk

59, Timiryazev St., Irkutsk, 664007

tel.: (3952) 29-09-75

e-mail: zakaznik.irk@yandex.ru

Kuznetzov Andrey Gennadyevich Head of Department

Game Protection Service in Irkutsk Region 28, Timiryazev st., Irkutsk, 664007 tel.: (3952) 29-08-85 e-mail: zakaznik.irk@yandex.ru

Yakovlev Yuri Vsevolodovich

Senior State Inspector

Game Protection Service in Irkutsk Region

28, Timiryazev st., Irkutsk, 664007

tel.: (3952) 29-08-85

e-mail: zakaznik.irk@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.