Научная статья на тему 'Об организации образовательного процесса инвалидов в российской государственной специализированной академии искусств'

Об организации образовательного процесса инвалидов в российской государственной специализированной академии искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНВАЛИДОВ / THE TERMS OF THE ORGANIZATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF PERSONS WITH DISABILITIES / ИСКУССТВО / ART / РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ / RUSSIAN STATE SPECIALIZED ACADEMY OF ARTS (RSSAA) / REHABILITATION OF PERSONS WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Благирева Елена Николаевна

В статье рассмотрены особенности реализации права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской государственной специализированной академии искусств. Отмечено, что важными условиями организации процесса обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья являются: создание безбарьерной среды и материально-техническое обеспечение, учитывающее потребности инвалидов с нарушениями зрения, слуха, с ограничением двигательных функций; специальное организационно-педагогическое сопровождение учебы студента-инвалида; психолого-педагогическое сопровождение в целях адаптации обучающегося, развития и коррекции его личности; социальная поддержка обучающихся, включающая в том числе помощь в трудоустройстве выпускников на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов рабочие места.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Благирева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the organization of educational process of disabled people in the Russian State Specialized Academy of Arts (RSSAA)

In article features of implementation of right to education of persons with limited opportunities of health and disabled people in the Russian State Specialized Academy of Arts (RSSAA) are considered. It is noted that important conditions of the organization of educational training process of persons with limited opportunities of health are: the creation of the barrier-free environment and logistics considering needs of disabled people with violations of sight, hearing, with restriction of motive functions; special organizational and pedagogical maintenance of study of the disabled student; psychology and pedagogical maintenance for the purpose of adaptation trained, developments and corrections of his personality; social support trained, including the including help in employment of graduates on the workplaces which are set quotas and specially equipped for disabled people.

Текст научной работы на тему «Об организации образовательного процесса инвалидов в российской государственной специализированной академии искусств»

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ АКАДЕМИИ ИСКУССТВ

Елена Николаевна БЛАГИРЕВА,

кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, первый проректор - проректор по общественным связям и социальным проектам Российской государственной специализированной академии искусств, г. Москва

e-mail: rgsai@mail.ru

В статье рассмотрены особенности реализации права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской государственной специализированной академии искусств. Отмечено, что важными условиями организации процесса обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья являются: создание безбарьерной среды и материально-техническое обеспечение, учитывающее потребности инвалидов с нарушениями зрения, слуха, с ограничением двигательных функций; специальное организационно-педагогическое сопровождение учебы студента-инвалида; психолого-педагогическое сопровождение в целях адаптации обучающегося, развития и коррекции его личности; социальная поддержка обучающихся, включающая в том числе помощь в трудоустройстве выпускников на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов рабочие места.

Ключевые слова: реабилитация инвалидов, инклюзивное образование, условия организации профессиональной подготовки инвалидов, искусство, Российская государственная специализированная академия искусств.

ABOUT THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS OF DISABLED PEOPLE IN THE RUSSIAN STATE SPECIALIZED ACADEMY OF ARTS (RSSAA)

E. N. Blagireva, Ph.D. (Economics), Associate Professor, Professor of Department of humanitarian disciplines, the First Vice Rector - the Vice Rector for Public Relations and Social Projects, Russian State Specialized Academy of Arts (RSSAA), Moscow e-mail: rgsai@mail.ru

In article features of implementation of right to education of persons with limited opportunities of health and disabled people in the Russian State Specialized Academy of Arts (RSSAA) are considered. It is noted that important conditions of the organization of educational training process of persons with limited opportunities of health are: the creation of the barrier-free environment and logistics considering needs of disabled people with violations of sight, hearing, with restriction of motive functions; special organizational and pedagogical maintenance of study of

the disabled student; psychology and pedagogical maintenance for the purpose of adaptation trained, developments and corrections of his personality; social support trained, including the including help in employment of graduates on the workplaces which are set quotas and specially equipped for disabled people.

Key words: rehabilitation of persons with disabilities, inclusive education, the terms of the organization of professional training of persons with disabilities, art, Russian State Specialized Academy of arts (RSSAA).

В российской федерации область образования является одной из приоритетных. реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития россии на период до 2020 года отмечено возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности образования, в том числе и доступного качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

образование имеет стратегический приоритет над всеми без исключения сферами деятельности государства. Система образования в прямом смысле формирует личность, образ жизни, играет решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров.

В силу этого меняется понимание качества высшего образования, а также деятельности высших учебных заведений.

нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в российской федерации составляют документы нескольких уровней: международные, федеральные, правительственные, ведомственные, региональные.

основным федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является федеральный закон 273-фЗ «об образовании в российской федерации».

Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и содержит ряд статей (ст. 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей-инвалидов на получение качественного образования, в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

Хотелось бы на примере российской государственной специализированной академии искусств описать процесс организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Создание безбарьерной среды и материально-техническое обеспечение рГСАМ учитывают потребности следующих категорий инвалидов: с нарушениями зрения; с нарушениями слуха; с ограничением двигательных функций. В целях создания условий для беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения обучающихся, доступа к зданиям и сооружениям, расположенным на территории Академии, обеспечены архитектурная доступность, доступность путей движения, наличие

средств информационно-навигационной поддержки, лифт, дублирование лестниц пандусами; оборудование лестниц и пандусов поручнями; вход, доступный для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, комплексная информационная система для ориентации и навигации инвалидов, включающая визуальную, звуковую и тактильную информацию; специализированный читальный зал, а также доступ ко всем информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет. Помещения Академии обеспечиваются визуальной, звуковой и тактильной информацией для распространения сигнала опасности и объявлений об иных мероприятиях.

Основными направлениями деятельности Академии по созданию доступной образовательной среды являются: включение в вариативную часть образовательной программы специализированных адаптационных дисциплин (модулей) для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации на этапе высшего образования; обеспечение возможности освоения специализированных адаптационных дисциплин по выбору, включаемых в вариативную часть основной образовательной программы (социально-гуманитарного назначения, профессионализирующего профиля, для коррекции коммуникативных умений, в том числе путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации в соответствии с конкретной ситуацией и индивидуальными потребностями обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья), в том числе обеспечение возможности выбора методов обучения с использованием социально активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации для оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, для создания комфортного психологического климата в группе. Важным является обеспечение обучающихся печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям здоровья. Выбор мест прохождения практики для лиц с ограниченными возможностями здоровья в РГСАИ осуществляется с учетом требований доступности. Проведение текущей и итоговой аттестации в РГСАИ осуществляется с учетом особенностей обучающихся, при необходимости разрабатываются индивидуальные учебные планы и графики обучения.

организационно-педагогическое сопровождение в Академии направлено на контроль учебы студента-инвалида. Профессорско-преподавательский состав, социальные работники, сотрудники, сурдопереводчики содействуют обеспечению студентов-инвалидов дополнительными способами передачи, освоения и воспроизводства учебной информации, занимаются разработкой и внедрением специальных методик, информационных технологий и дистанционных методов обучения.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в целях адаптации обучающегося и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений.

В целях создания условий социальной поддержки обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, в Академии создан Отдел социальной поддержки и содействия трудоустройству выпускников, в функции которого входит контроль соблюдения прав обучающихся; выявление потребностей обучающегося и его семьи в сфере социальной поддержки; определение направлений помощи в

адаптации и социализации; сопровождение мероприятий, сопутствующих образовательному процессу, направленных на социальную поддержку инвалидов, в том числе содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения.

мероприятия по содействию трудоустройству выпускников-инвалидов включают профориентационную работу среди обучающихся; профориентационное тестирование, дни открытых дверей для выпускников школ, учебных заведений профессионального образования; консультации для данной категории обучающихся и родителей по вопросам приема и обучения, обеспечение рекламно-информационными материалами данных обучающихся, взаимодействие с образовательными организациями; проведение презентаций и встреч работодателей со студентами старших курсов, индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги.

Все мероприятия осуществляются во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями. Приоритетным является трудоустройство на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов рабочие места.

образовательная политика Академии направлена на создание профессиональной и социокультурной толерантной среды, необходимой для воспитания гражданской, правовой и профессиональной позиции обучающихся, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

В проводимых академией воспитательных, спортивно-оздоровительных, досуго-вых, иных внеурочных мероприятиях принимают участие все лица с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития. Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья среди студенчества поощряется волонтерское движение. участие в таком движении не только способствует социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и продвигает остальную часть студентов им навстречу, усиливает процессы интеграции в молодежной среде, поддерживает уровень толерантности в межличностном общении.

Требования, которые предъявляет реальная практика к современному специалисту, не просто высоки по части компетенции, заключающейся в том, что выражается в обобщенном понятии под названием «специальность», но они также чрезвычайно разнообразны, часто необычны с точки зрения традиционных представлений и, самое главное, постоянно меняются, находясь в зависимости от времени и конкретных обстоятельств.

именно поэтому задачи обновления высшего образования связаны с саморазвитием самого высшего образовательного учреждения: с его самоосмыслением (рефлексией), новым уровнем саморегуляции, самоорганизации, содержательным структурным самосовершенствованием, повышением собственной продуктивности, внутренним духовно-нравственным самоукреплением, самоопределением в социуме, с интенсивной самоактуализацией и самореализацией.

С позиций современных требований центр тяжести в обучении переносится на развитие личности, на формирование умения самостоятельно пополнять знания и

совершенствовать квалификацию. Этот факт предопределяет особо высокие требования к процессам, происходящим в образовательно-педагогической сфере, в том числе в отношении формирования экономических кадров. Главная задача в этом процессе - повышение профессионализма выпускаемых специалистов, их конкурентоспособности.

В настоящее время на рынке образовательных услуг лидируют те учебные заведения, которые могут обеспечить высокую образованность специалистов в соответствии с требованиями настоящего времени. Не секрет, что именно в отставании образования видят главную причину экономических, социальных и политических трудностей.

Система образования является важнейшей составляющей экономики страны, интеллектуальной основой развития современных отраслей промышленности. Более того, ее состояние находится в прямой зависимости от уровня социального благополучия страны.

Примечания

1. Блинов О. А., Благирева Е. Н., Рудакова О. С. Интерактивные методы в образовательном процессе : учебное пособие. - Москва : Научная библиотека, 2014.

2. Клячко Т. Л. Вызовы профессионального образования. - Москва : Дело, 2014. -39 с. - (Научные доклады: образование / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 14/12).

3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс] // Garant.ru : [веб-сайт]. - Электрон. дан. - URL: http://base. garant.ru/70309010/

4. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.