КАМЫШАНСКИЙ Дмитрий Юрьевич,
аспирант заочной аспирантуры ИМПЭ им. А.С. Грибоедова
e-mail: kamyshanski_dmitri@mail.ru
12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
ОБ ОПЫТЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ
КОРРУПЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается зарубежный опыт борьбы с коррупцией на основе анализа уголовного законодательства Республики Казахстан, международных правовых актов в области противодействия коррупции, официальной статистики, научных подходов, материалов средств массовой информации и авторского понимания о преступлениях указанной категории.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное законодательство, Уголовный кодекс Республики Казахстан, коррупционные преступления, международные правовые акты, официальная статистика.
KAMYSHANSKY Dmitry Yurievich,
correspondence post-graduate study of Griboyedov IMLE
ON THE EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN COMBATING CORRUPTION
Annotation. The article considers foreign experience of combating corruption on the basis of analysis of the criminal legislation of the Republic of Kazakhstan, international legal acts in the field of anti-corruption, official statistics, scientific approaches, media materials and the author's understanding about the crimes of the specified category.
Key words: corruption, anti-corruption legislation, the Criminal Code of the Republic of Kazakhstan, corruption crimes, international legal acts, official statistics.
В настоящее время на фоне складывающейся общественно-политической и социально-экономической обстановки достаточно часто констатируются факты коррупции в различных сферах жизнедеятельности государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности (далее - государства - члены ОДКБ), в том числе Республики Казахстан. Коррупция в органах государственной власти и управления является наиболее острой проблемой, без кардинального решения которой невозможно эффективное развитие общества.
Совершение коррупционных преступлений продолжает представлять реальную угрозу национальной безопасности любого государства, поскольку затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности экономики, а также вызывает недоверие к государственным институтам.
Ни одному европейскому государству не удалось в полной мере решить проблему искоре-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
нения коррупции. Коррумпированность многих государственных служащих в большинстве стран в разное время заставила национальные власти реагировать на коррупционные проявления путем принятия различных мер, в том числе уголовно-правовых [1].
В последнее время в ряде зарубежных государств осуществлены попытки по совершенствованию антикоррупционного национального законодательства. К настоящему времени во многих государствах - членах ОДКБ созданы и реализуются уголовно-правовые механизмы, направленные на борьбу с коррупцией. Тем не менее, их эффективность вызывает определенные сомнения, так как количество совершенных коррупционных преступлений продолжает увеличиваться [2; 3].
В связи с изложенным борьба с коррупцией и преступлениями коррупционной направленности является актуальной проблемой и для Республики Казахстан.
Уголовно-правовое регулирование противодействия коррупции на территории Казахстана
осуществляется Уголовным кодексом РК и Уголовно-процессуальным кодексом РК. Основа такого регулирования - Конституция РК, которая имеет высшую юридическую силу.
В свою очередь, национальное законодательство, регламентирующее вопросы противодействия коррупции в Республике Казахстан, можно разделить на две группы. К первой группе целесообразно отнести нормативные правовые акты прямого действия, направленные непосредственно на борьбу с коррупцией:
Закон Республики Казахстан от 18.11.2015 № 410^ «О противодействии коррупции»1;
Закон РК от 18.11.2015 № 411^ ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции»2 и др.
Во вторую группу входят нормативные правовые акты косвенного действия, которые затрагивают вопросы борьбы с коррупцией, но регулируют в первую очередь общественные взаимоотношения, не относящиеся к коррупции:
Конституционный закон РК от 26.12.1995 № 2733 «О Президенте Республики Казахстан»;
Конституционный закон РК от 18.12.1995 № 2688 «О Правительстве Республики Казахстан»;
Конституционный закон РК от 16.10.1995 № 2529 «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов»;
Закон РК от 23.11.2015 № 416^ ЗРК «О государственной службе Республики Казахстан»;
Закон РК от 23.01.2001 № 148-11 «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»;
Закон РК от 06.04.2016 № 480^ «О правовых актах»;
Закон РК от 15.04.2013 № 88^ «О государственных услугах» и др.
Следует отметить, что Уголовный кодекс РК3 содержит гл. 15 «Коррупционные и иные престу-
1 См.: Закон Республики Казахстан от 18.11.2015 № 410-V «О противодействии коррупции» // ПАРАГРАФ: информационные системы [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http://onlme.zakon.kz/rn/ document/?doc_id=33478302 (дата обращения: 10.10.2019).
2 См.: Закон Республики Казахстан от 18.11.2015 № 411-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции» // ПАРАГРАФ: информационные системы [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=32928272#pos=1;-173 (дата обращения: 10.10.2019).
3 См.: Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 г. № 226^ЗКР//ПАРАГРАФ: информационные системы [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://online.zakon.kz/m/document/?doc_ id=31575252 (дата обращения: 10.10.2019).
пления против интересов государственной службы и государственного управления», которой предусмотрена ответственность за преступления коррупционной направленности.
Коррупционными преступлениями по Уголовному кодексу в Республике Казахстан признаются:
- присвоение или растрата вверенного чужого имущества (п. 2 ч. 3 ст. 189);
- мошенничество (п. 2 ч. 3 ст. 90);
- совершение действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров (п. 4 ч. 2 ст. 216);
- создание и руководство финансовой (инвестиционной) пирамидой (п. 3 ч. 3 ст. 217);
- легализация (отмывание) денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем (п. 1 ч. 3 ст. 218);
- экономическая пропаганда (п. 1 ч. 3 ст.
234);
- рейдерство (п. 2 ч. 3 ст. 249);
- организация незаконного игорного бизнеса (п. 3 ч. 3 ст. 307);
- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 361);
- превышение власти или должностных полномочий (п. 3 ч. 4 ст. 362);
- незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 364);
- воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 365);
- получение взятки (ст. 366);
- дача взятки (ст. 367);
- посредничество во взяточничестве (ст.
368);
- служебный подлог (ст. 369);
- бездействие по службе (ст. 370);
- злоупотребление властью (ст. 450);
- превышение власти (п. 2 ч. 2 ст. 451);
- бездействие власти (ст. 452).
Как верно отмечает ведущий специалист СМУС Карагандинской области И. Ахтаева, противодействие коррупции в Казахстане в настоящее время осуществляется на основе следующих принципов:
законности;
приоритета защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
гласности и прозрачности;
взаимодействия государства и гражданского общества;
системного и комплексного использования мер противодействия коррупции;
приоритетного применения мер предупреждения коррупции;
поощрения лиц, оказывающих содействие в противодействии коррупции;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
неотвратимости наказания за совершение коррупционных правонарушений.
Цель противодействия коррупции в Казахстане - устранение коррупции в обществе.
Достижение цели противодействия коррупции реализуется посредством решения следующих задач:
формирования в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции;
выявления условий и причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений, и устранения их последствий;
укрепления взаимодействия субъектов противодействия коррупции;
развития международного сотрудничества по противодействию коррупции;
выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений.
В свою очередь, система мер противодействия коррупции в Республике Казахстан включает:
антикоррупционный мониторинг; анализ коррупционных рисков; формирование антикоррупционной культуры;
выявление коррупциогенных норм при производстве юридической экспертизы в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
формирование и соблюдение антикоррупционных стандартов;
финансовый контроль; антикоррупционные ограничения; предотвращение и разрешение конфликта интересов;
меры противодействия коррупции в сфере предпринимательства;
выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений;
сообщение о коррупционных правонарушениях;
устранение последствий коррупционных правонарушений;
формирование и публикацию Национального доклада о противодействии коррупции [4].
Следует отметить, что в условиях модернизации экономики и масштабных социальных преобразований в Казахстане была все более очевидна потребность в целостной антикоррупционной стратегии, тесно увязанной с современной социально-экономической политикой государства.
В связи с этим 26 декабря 2014 г. была утверждена новая Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015 - 2025 годы (далее -Стратегия).
Целью Стратегии являются повышение эффективности антикоррупционной политики государства, вовлечение в антикоррупционное
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
движение всего общества путем создания атмосферы «нулевой» терпимости к любым проявлениям коррупции и снижение в Казахстане уровня коррупции.
Ключевые направления противодействия коррупции, определенные Стратегией:
противодействие коррупции в сфере государственной службы;
внедрение института общественного контроля;
противодействие коррупции в квазигосударственном и частном секторах;
предупреждение коррупции в правоохранительных и судебных органах;
формирование уровня антикоррупционной культуры;
развитие международного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции1.
По мнению многих представителей научного сообщества Республики Казахстан [5; 6; 7; 8], всеми государственными органами государства принимаются ведомственные Программы и планы по борьбе с коррупцией, в которых заложены различные антикоррупционные мероприятия.
В частности, Департаментом государственных доходов (налоговыми органами) утверждены Стратегия борьбы с коррупцией в органах налоговой службы Республики Казахстан, Перечень коррупционных сфер в налоговых отношениях и мер по устранению в них коррупционных проявлений, Кодекс профессиональной этики работника органов налоговой службы, Хартия налогоплательщика. Положительную роль в противодействии коррупции оказывает введение Программы «Электронное правительство», позволяющее создавать полноценную «обратную» связь государства с населением посредством Интернет-ресурсов [9].
Однако, наряду с имеющимся в последнее время прогрессом Казахстана в вопросах противодействия коррупции, до сих пор остается достаточно большое количество проблем в указанной сфере деятельности.
Так, некоторые казахстанские эксперты отмечают, что коррумпированные слои бюрократического аппарата пытаются саботировать выполнение принятых государственных программ, таких как космическая, биотопливная, индустриально-инновационная, «чистая питьевая вода», 12-летнее школьное образование и др. [10].
Что касается Стратегии противодействия коррупции, частью которой является президентский план «100 конкретных шагов. Современное
1 См.: Об антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015 - 2025 годы: Указ Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2014 г № 986 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// zakon.kz/4940522-korruptsiya-v-respublike-kazahstan-i. html (дата обращения: 10.10.2019).
государство для всех», озвученный Н.А. Назарбаевым на расширенном заседании Правительства РК в Астане 6 мая 2015 г., то под видом его скорейшей реализации иногда могут продвигаться весьма сомнительные законопроекты1.
Обоснованной является позиция Т.М. Тату-баева, в соответствии с которой «коррумпированным группам казахстанского общества свойственно создавать условия для самовоспроизводства и запускать механизмы торможения модер-низационных процессов. Вечное "вчера" - вот их идеал, но это противоречит интересам страны, мешает формированию предпосылок развития, сужает его перспективы» [11].
Из этого закономерно следует, что доверие государственным органам Республики Казахстан выражает лишь 58.1% населения, из них полностью доверяют - 13.4%, частично - 44.7%. Доля заявивших о недоверии или затруднившихся с ответом составила 41.9% (соответственно 13.7% и 28.2%)2.
В качестве конкретного примера можно рассмотреть т.н. «Хоргосское дело» 2013 г. -самый крупный уголовный процесс в истории Казахстана по обвинению в контрабанде четверых работников таможни и госбезопасности. Используя свое служебное положение, они обеспечивали беспрепятственное прохождение китайских товаров, принадлежавших организованной преступной группе Талгата Кайрбаева, через ряд таможенных постов Казахстана. Стоимость незаконно ввезенного и задержанного в 2011 г. груза составила 1.5 млрд тенге [12]. В 2014 г. все главные фигуранты указанного уголовного дела получили длительные сроки тюремного заключения.
Ниже приведена таблица Индекса восприятия коррупции по показателю распространенности коррупции в государственном секторе, рассчитанного по методике Transparency International3,
основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса (табл.).
Таблица
1 Например, о праве руководителя при переводе на новое место вне конкурса назначить себе помощника, советника и секретаря.
2 ТОО «ПРЭКО-Консалтинг». Аналитический отчет по социологическому исследованию «Определение Индекса восприятия коррупции в Республике Казахстан», проведенному по заказу Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции в период с июня по декабрь 2015 г (проводится раз в пять лет).
3 Исследования в отношении коррупции проводятся различными независимыми и представительными организациями. Одна из таких организаций - международная неправительственная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Transparency International. Одним из направлений деятельности данной организации является ежегодное составление Индекса восприятия коррупции.
Рейтинг восприятия коррупции в Республике Казахстан
№ п/п Год Место в рейтинге
1 2005 110
2 2006 111
3 2007 126
4 2008 145
5 2009 120
6 2010 120
7 2011 120
8 2012 133
9 2013 140
10 2014 126
11 2015 123
12 2016 131
13 2017 122
14 2018 124
Рассмотрев представленную таблицу, можно сделать вывод, что, согласно оценкам международной организации, приводимым в обнародованном пресс-релизе, Казахстан в 2018 г. занял 124-е место среди 180 стран, ухудшив свою позицию по сравнению с 2017 г. на два пункта. Он поделил свое место с такими странами, как Джибути, Габон, Мальдивы и Непал.
Важно, что среди государств - членов ОДКБ в глобальном рейтинге его обошли Беларусь (70-е место) и Армения (105-е место). При этом Казахстан опередил Кыргызстан (132-е место), Российскую Федерацию (138-е место) и Таджикистан (152-е место).
Доктор юридических наук, председатель Союза криминологов Казахстана им. Е. Каиржа-нова, директор НИИ государства и права им. Г. Сапаргалиева Н.Н. Турецкий верно отмечает, что «для полномасштабного противодействия коррупции требуется комплексная система национальной неподкупности, которая предполагает реальный гражданский контроль в установленных законом рамках, а нетерпимое отношение
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
к коррупции со стороны общества создаст благоприятную среду для борьбы с этим социальным злом. В связи с важностью антикоррупционной политики в государстве целесообразно принятие не отраслевой, а государственной программы по противодействию коррупции» [13].
Зачастую предпринимаемые Республикой Казахстан меры по противостоянию коррупции, как об этом свидетельствуют результаты анализа и обобщения юридической практики, недостаточно эффективны. Важным и перспективным представляется заимствование положительных достижений развитых зарубежных государств, в том числе государств - членов ОДКБ, в правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере борьбы с коррупцией.
Так же актуальным выступает решение вопроса о криминализации коррупционной деятельности юридических лиц в Республике Казахстан. Конвенция ООН требует гарантии ответственности юридических лиц, но не является категоричной относительно уголовно-правовой сферы. Однако более целесообразным кажется предусмотреть именно уголовную ответственность юридических лиц, поскольку это может позволить осуществить четкую градацию между уголовной и административной ответственностью.
По мнению доктора юрид. наук, профессора кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии Казахского гуманитарно-юридического университета Р.Т. Нуртаева, «в методологическом плане для решения проблемы активизации борьбы с коррупцией правомерным представляется пересмотреть отдельные традиционно устоявшиеся в уголовном праве понятия и институты. Это касается, прежде всего, понятия уголовной ответственности юридических лиц. Множество коррупционных преступлений, наносящих колоссальный материальный, экологический и социальный ущерб, совершаются в результате преступной деятельности юридических лиц. А их невозможно привлечь к уголовной ответственности по той причине, что в статье 15 УК РК предусмотрена ответственность только физических лиц» [14].
Следует отметить, что этот вопрос нуждается в детальной проработке, потому что зачастую возникают проблемы, связанные с институтами соучастия, добровольного отказа от преступления, а также с необходимостью пересмотра принципов уголовного права.
Результаты проведенного анализа нормативных правовых актов, официальных статистик, научных трудов представителей научного сообщества Республики Казахстан и социологических опросов населения свидетельствуют о том, что в настоящее время борьба с коррупцией во всех
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
сферах жизнедеятельности государства является приоритетной задачей для Казахстана.
Несмотря на то что в Республике Казахстан предпринимаются определенные действия в сфере противодействия коррупции, зачастую они носят ограниченный характер, а бессистемность используемых подходов иногда сказывается на их низкой эффективности.
Для эффективного противодействия коррупции необходим системный подход, все элементы которого (в том числе нормы уголовного права) должны быть четко согласованы между собой. Так же требуется изучение и заимствование положительного опыта уголовно-правовых средств борьбы с коррупцией в тех странах, в которых удалось добиться значительного снижения уровня коррупции, в том числе в государствах - членах ОДКБ.
Список литературы:
[1] Камышанский Д.Ю. Уголовно-правовые меры противодействия коррупции в Республике Армения // Образование и право. 2019. - № 6.
[2] Камышанский Д.Ю. Анализ уголовно-правовой характеристики преступлений коррупционной направленности в государствах - членах ОДКБ // Образование и право. - 2016. - № 10.
[3] Потоцкий Н.К. Об оптимизации антикоррупционного образования // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. - 2018. - № 1.
[4] Ахтаева И. Коррупция в Республике Казахстан и методы борьбы [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://zakon.kz/4940522-korruptsiya-v-respublike-kazahstan-i.html (дата обращения: 10.10.2019).
[5] Жумабекова А.Ж. Общее понятие о коррупции, проблемы борьбы с коррупцией в Республике Казахстан // Казахская цивилизация (Университет Кайнар). - Алматы, 2018.
[6] Мауленов Г.С. Имплементация международных норм в антикоррупционное законодательство Республики Казахстан // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Журнал СПб-ского между-нар. криминологического клуба. - 2013. - № 1 (28).
[7] Турецкий Н.Н. Антикоррупционная политика Казахстана на современном этапе // Диалектика противодействия коррупции: материалы II Всеросс. науч.-практ. конф., 7 декабря 2012 г. -Казань, 2012.
[8] Борчашвили И.Ш., Рахметов С.М. Проблемы противодействия коррупции по уголовному законодательству Республики Казахстан: монография. - Астана, 2012.
[9] Жумабекова А.Ж. Общее понятие о коррупции, проблемы борьбы с коррупцией в Респу-
блике Казахстан // Казахская цивилизация (Университет Кайнар). - Алматы, 2018.
[10] Илеуова Г. Анализ угроз национальной безопасности РК на среднесрочную перспективу // Антитеррор. - 2018.
[11] Татубаев Т.М. Коррупция в Казахстане: масштабы материального и морального вреда // СОЦИУМ И ВЛАСТЬ. - 2017. - № 3 (65).
[12] «Хоргосское дело»: обвиняются 45 человек. 23 апреля 2013 г. Forbes Kazakhstan [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://forbes.kz/process/ probing/horgosskoe_delo_obvinyayutsya_45_chelovek (дата обращения: 11.10.2019).
[13] Турецкий Н.Н. Антикоррупционная политика Казахстана на современном этапе // Диалектика противодействия коррупции: материалы II Всеросс. науч.-практ. конф., 7 декабря 2012 г. -Казань, 2012.
[14] Нуртаев Р.Т. Актуальные проблемы дальнейшего противодействия коррупции в Казахстане // ^аза^стан Республикасы За^нама институты ны^жаршысы. - 2015. - № 3 (39).
Spisok literatury:
[1] Kamyshanskij D.Yu. Ugolovno-pravovye mery protivodejstviya korrupcii v Respublike Armeniya // Obrazovanie i pravo. 2019. - № 6.
[2] Kamyshanskij D.Yu. Analiz ugolovno-pravovoj harakteristiki prestuplenij korrupcionnoj napravlennosti v gosudarstvah - chlenah ODKB // Obrazovanie i pravo. - 2016. - № 10.
[3] Potockij N.K. Ob optimizacii antikorrupcionnogo obrazovaniya // Ugolovnoe sydoppoizvodstvo: ppoblemy teopii i ppaktiki. - 2018. - № 1.
[4] Ahtaeva I. Korrupciya v Respublike Kazahstan i metody bor'by [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: URL: http://zakon.kz/4940522-korruptsiya-v-respublike-kazahstan-i.html (data obrashcheniya: 10.10.2019).
[5] Zhumabekova A.Zh. Obshchee ponyatie o korrupcii, problemy bor'by s korrupciej v Respublike
Kazahstan // Kazahskaya civilizaciya (Universitet Kajnar). - Almaty, 2018.
[6] Maulenov G.S. Implementaciya mezhdunarodnyh norm v antikorrupcionnoe zakonodatel'stvo Respubliki Kazahstan // Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra. Zhurnal SPb-skogo mezhdunar. kriminologicheskogo kluba. -2013. - № 1 (28).
[7] Tureckij N.N. Antikorrupcionnaya politika Kazahstana na sovremennom etape // Dialektika protivodejstviya korrupcii: materialy II Vseross. nauch.-prakt. konf., 7 dekabrya 2012 g. - Kazan', 2012.
[8] Borchashvili I.Sh., Rahmetov S.M. Problemy protivodejstviya korrupcii po ugolovnomu zakonodatel'stvu Respubliki Kazahstan: monografiya. - Astana, 2012.
[9] Zhumabekova A.Zh. Obshchee ponyatie o korrupcii, problemy bor'by s korrupciej v Respublike Kazahstan // Kazahskaya civilizaciya (Universitet Kajnar). - Almaty, 2018.
[10] Ileuova G. Analiz ugroz nacional'noj bezopasnosti RK na srednesrochnuyu perspektivu // Antiterror. - 2018.
[11] Tatubaev T.M. Korrupciya v Kazahstane: masshtaby material'nogo i moral'nogo vreda // SOCIUM I VLAST'. - 2017. - № 3 (65).
[12] «Horgosskoe delo»: obvinyayutsya 45 chelovek. 23 aprelya 2013 g. Forbes Kazakhstan [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http:// forbes.kz/process/probing/horgosskoe_delo_ obvinyayutsya_45_chelovek (data obrashcheniya: 11.10.2019).
[13] Tureckij N.N. Antikorrupcionnaya politika Kazahstana na sovremennom etape // Dialektika protivodejstviya korrupcii: materialy II Vseross. nauch.-prakt. konf., 7 dekabrya 2012 g. - Kazan', 2012.
[14] Nurtaev R.T. Aktual'nye problemy dal'nejshego protivodejstviya korrupcii v Kazahstane // ^aza^stan Respublikasy Za^nama instituty ny^zharshysy. - 2015. - № 3 (39).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019