Научная статья на тему 'ОБ ОПЫТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА МАТЕРИАЛАХ Г. БАРНАУЛА)'

ОБ ОПЫТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА МАТЕРИАЛАХ Г. БАРНАУЛА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местное самоуправление / власть / население / гражданские инициативы / местное сообщество / local self-government / authority / population / civil initiatives / local community

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Краснов Сергей Васильевич, Капустян Лариса Анатольевна, Лякишева Валентина Григорьевна

Тема взаимодействия власти и населения в условиях муниципальных реформ и развития гражданского общества в России остается одной из актуальных на протяжении многих десятилетий. Решение задач, связанных с сохранением стабильного развития территорий в сложных современных условиях, невозможно без обращения к историческим и местным традициям, опыту управления и развития гражданских инициатив. Укрепление диалога всех членов местного сообщества и представителей власти должно быть направлено на активизацию участия населения в местном самоуправлении в различных формах, в том числе в тех, которые приводятся авторами в качестве примеров из опыта г. Барнаула.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Краснов Сергей Васильевич, Капустян Лариса Анатольевна, Лякишева Валентина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE EXPERIENCE IN IMPLEMENTING CIVIL INITIATIVES: THE PAST AND THE PRESENT, PROBLEMS AND PROSPECTS (THE CASE OF BARNAUL)

The issue of interaction between the authorities and the population in the context of municipal reforms and the development of civil society in Russia has remained one of the most relevant for many decades. Solving the problems associated with maintaining the sustainable development of the territories in difficult modern conditions is impossible without referring to historical and local traditions, experience in managing and developing civil initiatives. Strengthening the dialogue of all members of the local community and government officials should be aimed at enhancing the participation of the population in local self-government in various forms, including those that are given by the authors as the case of the city of Barnaul.

Текст научной работы на тему «ОБ ОПЫТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА МАТЕРИАЛАХ Г. БАРНАУЛА)»

„ алтаискии вестник t государственной и муниципальном службы /

УДК 323.2

Краснов Сергей Васильевич, краевед, член Союза писателей России

Капустян Лариса Анатольевна, заместитель директора института гуманитарных наук по учебной работе ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» (Барнаул, Россия), кандидат экономических наук, доцент

Лякишева Валентина Григорьевна, доцент кафедры региональной экономики и управления ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» (Барнаул, Россия)

Тема взаимодействия власти и населения в условиях муниципальных реформ и развития гражданского общества в России остается одной из актуальных на протяжении многих десятилетий. Решение задач, связанных с сохранением стабильного развития территорий в сложных современных условиях, невозможно без обращения к историческим и местным традициям, опыту управления и развития гражданских инициатив. Укрепление диалога всех членов местного сообщества и представителей власти должно быть направлено на активизацию участия населения в местном самоуправлении в различных формах, в том числе в тех, которые приводятся авторами в качестве примеров из опыта г. Барнаула.

Ключевые слова: местное самоуправление, власть, население, гражданские инициативы, местное сообщество.

ОБ ОПЫТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКИх ИНИЦИАТИВ:

история и современность, проблемы и перспективы (НА материалах Г. БАРНАУЛА)

ON THE EXPERIENCE IN IMPLEMENTING CIVIL INITIATIVES: THE PAST AND THE PRESENT, PROBLEMS AND PROSPECTS

(THE CASE OF BARNAUL)

В контексте дискуссии об исторических основах государственности в России необходимо затронуть проблему цикличности в проведении реформ в сфере государственного и муниципального управления. Рассматривая любую тему, касающуюся местного самоуправления (далее - МСУ), можно отметить периодичность в привлечении внимания к его проблемам на самом высоком уровне. Так, в 2020 г. при обсуждении поправок в Конституцию Российской Федерации оно было обращено на главу 8, посвященную МСУ [1].

В феврале 2023 г. в Послании Президента РФ была подчеркнута актуальность темы МСУ и отмечено, что оно играет огромную роль в укреплении гражданского общества, в решении повседневных проблем как самый близкий к людям уровень публичной власти. От его работы во многом зависит доверие к государству в целом, социальное благополучие граждан, их уверенность в успешном развитии всей страны [2].

Профессионалы в сфере муниципального управления, «мэтры МСУ»

■.:. ■^¿^у.у;;;:-.' ШЯШл

С.Н. Юркова и А.Н. Широков, отмечая важность МСУ как института местной публичной власти, заостряют внимание на особенностях управления муниципальным образованием, где в число субъектов управления, помимо традиционных органов, входит и его население, в интересах которого осуществляется эта деятельность [3]. Их коллега, профессор В.Б. Зотов утверждает, что местное сообщество, являющееся субъектом самоуправления, само осознает свои потребности, анализирует свои возможности, моти-

вирует свое поведение, выбирает наилучший вариант для достижения поставленной цели [4].

Взгляды алтайских специалистов в сфере государственного и муниципального управления на процессы планирования развития территории, совершенствования ее имиджа, проблемы региональной и муниципальной экономики, в том числе на значимость участия населения в этих процессах, отражены в ряде публикаций [5, 6, 7, 8]. А многолетний опыт участия авторов данной статьи в исследуемом процессе позволяет оценивать его как с помощью теоретических методов объективного анализа, так и метода включенного наблюдения, выражая при этом ярко выраженную субъективную точку зрения.

Актуальность обращения к заявленной теме, при неоднократном ее изучении [9, 10], продиктована еще и тем, что, несмотря на постоянное подчеркивание значимости развития институтов гражданского общества, в этом процессе накапливаются как застарелые проблемы, так возникают и новые. Мы полностью согласны с профессиональным мнением Н.Г. Ломовой о том, что до сих пор остаются без должного внимания проблемы взаимодействия личности, общества и государства, их взаимовыгодного диалога, а также отсутствие у населения возможности зачастую повлиять на ситуацию в муниципальном образовании и на действия местных властей [11, 12]. Акцент на том, что несвоевременное решение названных проблем может привести к усилению отчуждения населения от власти, на последствиях игнорирования этого феномена в условиях понимания МСУ как основы демократии в России, был сделан опытнейшим практиком-муниципалом Л.Л. Тимченко [13].

Обращаясь к опыту барнаульского городского самоуправления, мы не раз отмечали, что исторические основы этого процесса, за ложенные более 145 лет назад [14], и в большинстве своем поддерживаемые современными управленцами, говорят о направленности совместной деятельности власти и населения на решение насущных городских проблем. Активные пред-

ставители местного сообщества участвуют в публичных слушаниях, где обсуждаются поправки в Устав городского округа, вопросы формирования и исполнения городского бюджета [15], барнаульцам предоставлено право на реализацию функций общественного контроля за ходом выполнения национальных проектов, региональных и муниципальных программ. Одной из самых доступных форм прочных контактов власти и населения являются обращения граждан в государственные и муниципальные органы [16]. Рассматривая тему разработки первого Устава г. Барнаула [17], мы отметили, что по инициативе руководителей города В.Н. Баварина и В.П. Дешевых к этому процессу были привлечены горожане, и они действительно подавали свои предложения в рабочую группу как лично, так и через своих представителей - депутатов и других общественников.

В период 1986-2003 гг., когда главой местного самоуправления Барнаула был В.Н. Баварин, создавались различные общественные формирования: Общественная палата, советы предпринимателей и директоров промышленных предприятий, ректоров вузов и ссузов, активно работали советы и комитеты ветеранов. С целью вовлечения молодежи в решение вопросов развития города по инициативе В.Н. Баварина в 2002 г. был создан Молодежный Парламент г. Барнаула, ставший совещательным органом для участия молодых граждан в МСУ, в формировании и реализации городской молодежной политики. В этот период также был создан Координационный Совет по территориальному общественному самоуправлению (далее - ТОС), так как глава города поддерживал эту форму общественного участия населения в развитии города и повышении уровня комфортности микро-территорий.

Так как авторам довелось стоять у истоков становления и развития территориального общественного самоуправления в Барнауле, еще раз обратимся к этой форме гражданского участия в решении вопросов местного значения и путях ее развития. Распространено мнение, что первые органы

ТОС появились в конце 80-х-начале 90-х гг., что обосновано появлением определения «территориальное общественное самоуправление населения (ТОСН)» в законодательстве СССР

1990 г. Весной 1991 г. началось значительное изменение структуры советской власти и ее трансформация в МСУ. В первом российском законе о МСУ

1991 г. и законе 1995 г. органы ТОС рассматривались как элемент, входящий в систему органов МСУ. А базовым федеральным законом от 6 октября 2003 г. ТОС определяется как одна из непосредственных форм участия населения в МСУ (гл. 5, ст. 27).

Вместе с тем, основа общественного самоуправления была заложена еще в 80-х гг. прошлого века. По мнению таких экспертов международного уровня как Е.С. Шомина, Е.С. Шугрина основой ТОС можно считать локальные самоорганизации активистов по месту их проживания (уличные, квартальные и домовые комитеты), женсоветы и другие органы общественной самодеятельности. При внимательном рассмотрении различных общественных структур, осуществлявших свою деятельность в советский период, на наш взгляд наиболее полно под понятие ТОС подходят Советы микрорайонов, которые стали создавать еще в начале 70-х гг. XX века. Именно тогда на их базе был накоплен первый опыт самоорганизации граждан [18].

С целью улучшения организации работы с населением и привлечения жителей к общественной деятельности в 1971 г. по решению партийных органов г. Барнаул был разделен на микрорайоны, за каждым из них был закреплен трудовой коллектив конкретного предприятия. На этих территориях стали создаваться различные общественные формирования (советы директоров предприятий, общественных пунктов охраны правопорядка и др.). Они создавались по «производственному принципу», в них могли входить люди, не проживающие на данной территории и не всегда болеющие душой за ее развитие. Поэтому в ходе поиска эффективной формы совместной деятельности органов власти и населения был найден выход в создании

f Jfelf

я-' " шШ

„ алтаискии вестник государственной и муниципальном службы

12023 i

общественного самоуправления в виде Советов микрорайонов.

«Прародителем» ТОС в Барнауле стал один из старейших в городе Железнодорожный район, отметивший в феврале 2023 г. свое 85-летие. В 19861991 гг. председателем райисполкома был Петров Ю.М. (в 1991-2003 гг. - глава администрации района), по мнению которого в этот период важнейшим звеном, позволившим гармонично сбалансировать интересы жителей, служб ЖКХ и др. стали Советы микрорайонов. Они должны были обеспечить предметный, заинтересованный контроль жителей за системой жизнеобеспечения территории. Поэтому на одной из сессий Железнодорожного районного Совета народных депутатов был поднят вопрос об активизации работы по месту жительства и созданию территориальных объединений по примеру этого движения в Москве, но с учетом местных особенностей. В районе в то время действовало 15 депутатских групп, на базе 2-х из них - в Петровском и Червонном микрорайонах были проведены встречи с жителями, созданы оргкомитеты. В итоге активная гражданская позиция депутатов и общественников способствовала созданию первых в городе Советов ТОС. Сейчас в районе 9 органов ТОС, а примеров их работы множество. Как

считает Ю.М. Петров, «когда люди видят, что представители органов власти идут им навстречу, они отвечают тем же - проводят субботники, помогают контролировать городские службы». Правильность выбранного пути подтверждается и тем, что небольшая финансовая конкурсная поддержка ТОС администрацией города трансформировалась в федеральную программу улучшения городской среды [19]. «ТОС - это маленькая власть и большая семья» - таково мнение В.Г. Юдина [20], депутата Барнаульской городской Думы 1У-У11 созывов, члена Координационного Совета по ТОС г. Барнаула, председателя Совета ТОС Петровского микрорайона с 2001 г. по н.в., деятельность которого многократно отмечена на городском, краевом и федеральном уровне. Более подробно деятельность ТОС Железнодорожного района неоднократно освещена ранее [9, 10, 21].

В 2022 г. отметил свой юбилей один из молодых районов города - Ленинский. Для человека 50 лет - это самый расцвет, а для района - тем более! Развитие района совпало с решением руководства страны усилить массово-политическую работу с населением по месту жительства. В связи с этим в ноябре 1975 г. было принято решение о создании на территории 17 советов

микрорайонов, а затем принят ряд документов, ставших основой работы с горожанами по месту жительства. В 1979 г. были определены границы 15 советов, утвержден список их председателей из числа партийных и хозяйственных руководителей [18], Примечательно, что председателем Совета Промышленного микрорайона был в ту пору В.Н. Баварин, в дальнейшем -глава барнаульского городского самоуправления 1986-2003 гг., входивший в десятку лучших мэров России. В сентябре 1990 г. на III сессии Ленинского районного Совета народных депутатов было принято решение о создании Совета общественного самоуправления Советского микрорайона, первого в Ленинском районе. Между райсоветом, администрацией района и данным органом было утверждено соглашение, где были определены как переданные Совету полномочия, так и его права и обязанности (история создания и пути развития ТОС Ленинского района подробно отражены в указанном далее источнике). В н.в. в районе действует 12 органов ТОС [18].

История создания ТОС в Барнауле показала, что с 2-х Советов ТОС, созданных в 1989 г., их количество в 2022 г. выросло до 66. Динамика роста числа ТОС в г. Барнауле представлена на рис. 1 [19, 22].

72В71|70Нб9В70|70|Б9

1989 1991 1995 1997 1999 2001 2003 2005 2006 2009 2011 2013 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 Рисунок 1 - Динамика развития органов ТОС в г. Барнауле

Анализ типов органов ТОС Барнаула показал, что если в начале развития этого движения они создавались в микрорайонах многоэтажной застройки, то сейчас произошли структурные изменения: Из 66 ТОС - 17 (26%) созданы в МКД, 24 (36%) - в зонах смешанной застройки, а 25 ТОС (38%) - в зонах ин-

дивидуальной застройки [22]. А инициировал развитие ТОС в селах и поселках городского округа в 1998 г. В.Н. Баварин.

ТОСы сельской зоны активно включились в реализацию проекта поддержки местных инициатив (далее - ППМИ), ставшего еще одной формой реализации гражданских инициатив. В

Алтайском крае старт этому движению был дан в 2016 г. [23], а в 2022 г. В краевом проекте победили 8 барнаульских проектов, представленных органами ТОС сельской зоны городского округа на общую сумму порядка 14 млн руб. (в 2021 г. - 8 проектов на сумму 9,7 млн руб.) (см. табл. 1) [22].

Таблица 1. Данные по выполненным объектам при реализации ППМИ в г. Барнауле в 2022 г.

№ п/п Тип проекта Населенный пункт Стоимость проекта, млн руб.

1. Асфальтирование (ремонт) участков дорог (2 проекта) ст. Ползуново пос. Березовка 0,53 2,34

2. Благоустройство спортивно-игровой площадки пос. Черницк 0,69

3. Строительство, оборудование наружного освещения (4 проекта) пос Центральный пос. Казенная Заимка село Гоньба село Власиха 1,86 2,16 2,09 2,87

4. Устройство тротуара пос. Научный городок 1,59

Новеллы законодательства и актуализация муниципальных правовых актов позволили участвовать в этом процессе и внутригородским территориям, поэтому впервые в Барнауле

был запущен новый механизм инициативного бюджетирования. В 2022 г. был выполнен 21 городской проект на общую сумму 36,1 млн руб., (в том числе 2,1 млн руб. - средства населения).

В таблице 2 приведены данные о количестве реализованных в 2022 г. городских проектов по районам г. Барнаула [22, 24].

Таблица 2. Данные по числу городских проектов, реализованных в районах г. Барнаула в 2022 г.

№ п/п Район Количество проектов Стоимость проекта, млн руб.

1. Железнодорожный 2 4,1

2. Индустриальный 7 12,5

3. Ленинский 3 4,9

4. Октябрьский 3 5,7

5. Центральный 6 8,9

6. Всего по г. Барнаулу 21 36,1

На 2023 г. конкурсный отбор прошли 26 проектов инициативных групп на общую сумму 50 млн руб. [22]. В этот процесс активно включились органы ТОС, так на 2023 г. конкурсная комиссия поддержала 4 проекта ТОС Петровского и Локомотивного микрорайонов Железнодорожного района, в том числе обустройство спортплощадки на территории гимназии № 80 [24]. Здесь совпала инициатива Юдина В.Г., председателя Совета ТОС Петровского микрорайона и его коллеги по городской Думе, депутата нескольких созывов, члена Общественной палаты г. Барнаула, директора гимназии А.А. Миронова, поддержанная населением микрорайона. В планах барнаульских активистов - продолжение реализации новых гражданских ини-

циатив по формированию комфортной городской среды, участие в онлайн-го-лосовании за благоустройство общественны х территорий в 2024 г. и еще множество перспективных проектов.

Развитие правовой базы деятельности ТОС подробно рассмотрено в ранних публикациях, где неоднократно подчеркнуто, что никакие, самые лучшие законы, не будут работать без энергии инициативы людей, реализующих их «на земле» [9, 10, 21]. Как мы видим, при реализации механизмов ТОС, инициативного бюджетирования и других форм непосредственной демократии важными факторами становится не только развитие территории, но и вовлечение в МСУ новых категорий граждан, ранее не принимавших участие в общественной деятельности. А подъем

локального интереса к проблемам микро-территории через названные нами формы способствует общему развитию гражданских инициатив в решении вопросов местного значения.

Осветив историю становления и развития ТОС, нельзя обойти вниманием проблемы в исследуемой сфере, как многолетние, так и вновь возникающие [9, 10, 25]. Мы неоднократно заостряли внимание на отсутствии достаточной правовой базы ТОС и затянувшемся на десятилетия процессе разработки специального федерального закона, регламентирующего данную сферу. Отмечали, что ст. 27 базового закона о МСУ 2003 г. лишь «точечно» регулирует деятельность ТОС, а вступление этого закона в силу с января 2006 г. привело к отмене законов субъектов

я-' " шШ

„ алтаискии вестник

государственной и муниципальном службы

120231

РФ, и действующий в нашем регионе Закон Алтайского края от 31.12.1996 № 65-ЗС о ТОС был признан утратившим силу. На муниципальном уровне было принято Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Барнауле (в н.в. решение от 03.06.2011 № 550); но на данный момент оно требует актуализации, а в отсутствие достаточной вышестоящей правовой базы процесс разработки органами МСУ Барнаула нового положения о ТОС затянулся на несколько лет. При этом возникают проблемы при рассмотрении конфликтных ситуаций и трактовки документов, в том числе в органах юстиции и в судебных инстанциях, когда подходы к деятельности ТОС идентифицируются с ТСЖ и другими общественными организациями.

Проблемы в сфере ТОС осложняются их недостаточной финансовой основой и другими проблемами материально-технического обеспечения. Некоторые общественники не имеют помещения для организации своей работы, а ряд из них может частично лишиться необходимой для проведения работы площади, как это произошло в Железнодорожном районе г. Барнаула с муниципальным помещением, где долгое время эффективно работали активисты Совета ТОС Привокзального микрорайона. И это несмотря на то, что по ст. 130 Конституции РФ МСУ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью [1]. И хотя ситуация первоначально была осложнена внутренними проблемами, затем к ним прибавились и внешние, усугубленные отсутствием должного внимания и поддержки активистов со стороны администрации, когда корпоративные интересы представителей власти были поставлены выше приоритетов общественников, стоявших у истоков создания НКО. Данный пример подтверждает мнение ряда экспертов о том, что наиболее востребованными общественники становятся в процессе организации и проведения избирательных кампаний, субботников и иных, необходимых для власти, мероприятий. Считаем, что подобные действия отдельных чиновников ведут к еще большему отчуждению

граждан от публичной власти. Выделяя актуальность темы взаимодействия власти и гражданского общества, эксперты предполагают разные модели этого процесса. Так, А.Ю. Сунгуров, при наличии такого сотрудничества, не только не исключает его отсутствие (игнорирование), но даже предполагает возможность конфронтации [26].

Рассматривая опыт общественного самоуправления, мы уже отмечали, что наряду с богатым эффективным опытом развития тосовского движения, очень остро стоит кадровая проблема как во всей сфере МСУ, так и в ТОС [10]. В качестве одной из мер для повышения эффективности работы органов МСУ с населением можно предложить введение в их структуру отдельных подразделений, выполняющих данные функции. Например, в администрации Индустриального района г. Барнаула (единственной из 5 в городе) создан и успешно работает отдел по связям с общественностью, курируемый заместителем главы, руководителем аппарата Н.Ю. Брытковой, а возглавляет отдел Н.В. Лукьянова [24]. Вместе с тем, на оргструктуру влияют как местные традиции, так и профессионализм муниципальных служащих, реализующих определенные функции. Так, в администрации Ленинского района полномочия по работе с населением эффективно реализуют Н.В. Челомбитко заместитель главы, руководитель аппарата, и специалисты организационно-контрольного управления под руководством А.В. Костаревой. Считаем, что на успешность коллаборации власти и населения влияют и личностные качества чиновников, что подтверждается мнением В.Б. Зотова о том, что «...никакие суперсовременные информационные технологии не заменят организатора и управленца в системах территориального государственного управления и местного самоуправления» [27].

Возвращаясь в очередной раз к заявленной теме, мы считали, что она уже довольно хорошо изучена. Вместе с тем, при большем в нее погружении вновь выявляются «лакуны», требующие дальнейшего изучения. Актуальность вопроса повышается в свете очередного этапа муниципальной реформы и обсуждения нового законопроекта № 40361-8, предусматри-

вающего переход на одноуровневую систему МСУ, когда роль населения в управлении сельской территорией вновь создаваемых муниципальных округов становится еще важнее [28]. Это диктует необходимость пристального внимания к решению задач по вовлечению большего числа граждан в МСУ, ТОС, инициативное проектирование и другие формы, поэтому нужно постоянно выявлять и не замалчивать проблемы, а также более активно транслировать положительный опыт энтузиастов. Барнаульские «тосовцы» В.И. Бжицких, В.Г. Юдин, А.В. Смелов и другие представители города и края стали участниками первого съезда ТОС, а затем и учредительной конференции Общенациональной ассоциации ТОС (ОАТОС), ряд из них имеют множество наград за свою отличную бескорыстную общественную деятельность, транслируют свой опыт на различных дискуссионных площадках.

В качестве яркого примера можно привести эмоциональную реакцию участников Общего собрания ОАТОС в 2022 г на выступление алтайского представителя - председателя ТОС с. Гоньба городского округа г. Барнаула А.В. Смелова. Он рассказал о деятельности ТОС в Барнауле и Алтайском крае, поделился собственным опытом общественной работы, где жители воспринимают его как «сельского мэра», решающего многие проблемы. Уставом возглавляемого им Совета предусмотрены добровольные взносы жителей «на общее дело», что повышает их ответственность и чувство сопричастности к развитию своей малой Родины [25]. Это выступление вызвало огромный интерес у участников форума, а презентованная книга С.В. Краснова про ТОС Ленинского района г. Барнаула [18] стала ценным подарком для руководства ассоциации. Эти факты еще раз говорят о необходимости активной трансляции наших лучших муниципальных практик, регулярном освещении опыта развития ТОС в г. Барнауле на различных форумах, в СМИ и пр. Недостаточно накапливать этот опыт, надо, чтобы о нем знали широкие круги общественников и профессионалов МСУ, как теоретиков, так и практиков, и могли его использовать, а барнаульцы - перенимать опыт дру-

гих территорий, ведь обмен достижениями в рамках межмуниципального сотрудничества является «богатой копилкой» МСУ [29].

Более подробно с опытом реализации гражданских инициатив, проблемами и перспективами данной сферы можно ознакомиться в публикациях, представленных в библиографическом списке, а также в иных материалах по данной актуальной тематике.

Традиционно акцент на важности взаимодействия власти и населения ставится в ежегодно отмечаемый в России с 2013 г. День местного самоуправления. Так, в апреле 2023 г. депутат Государственной Думы, председатель ОАТОС и ОКМО В.Б. Кидяев, выступая перед общественниками, отметил, что «сегодня для системы муниципального управления работа с местными сообществами имеет приоритетное значение» [30]. А в Алтайском крае 21 апреля на встрече, посвященной Дню местного самоуправления, Губернатор В.П. Томенко вручил Благодарность ОАТОС председателю ТОС «Станция Ползуново» Центрального района г. Барнаула А. Горовому. Также в рамках мероприятия были объявлены имена победителей и призеров краевого конкурса «Муниципальный Алтай». Первое место в номинации «Лучший руководитель органа ТОС Алтайского края» заняла Р. Дегтярева, председатель ТОС микрорайона «Балтийский» Индустриального района. Второе место в этой же номинации присудили А. Кныш, председателю ТОС Гущинского микрорайона Ленинского района. Третьей в номинации «Лучший муниципальный служащий городского округа (городского поселения) Алтайского края» стала Н. Чижо-ва, заместитель председателя комитета по развитию предпринимательства и потребительскому рынку администрации Ленинского района. Как отметила в День МСУ-2023 С.Я. Агаркова, председатель Ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края»: «Решение вопросов местного значения требует не только компетентности, принципиальности и умения брать на себя ответственность, но и неравнодушия к проблемам и чаяниям населения. Именно от этого зависит отношение жителей к муниципальной

власти». Глава Барнаула В.Г. Франк и председатель городской Думы Г.А. Бу-евич также акцентировали внимание на важности роли органов МСУ в укрепления диалога с горожанами, необходимости поощрять широкое участие жителей в реализации муниципальных программ и проектов [24].

Вышеизложенное подтверждает, что в Барнауле выбран верный курс на развитие гражданских инициатив и совместное развитие городского округа управленцами-муниципалами и населением. При этом необходимо изучать как достижения, так и постоянно анализировать неудачные моменты, не бояться признавать и главное - своевременно исправлять допущенные ошибки. Важной составляющей этого процесса должна стать работа по укреплению и повышению эффективности деятельности кадрового потенциала данной сферы, в том числе за счет подготовки молодежи по специальности «Государственное и муниципальное управление». И все это должно способствовать улучшению нашего городского округа и его имиджа, составные элементы которого нужно «собирать по крупицам», учитывая территориальные, исторические, традиционные особенности места проживания всех представителей городского сообщества.

Оставаясь убежденными сторонниками исследуемого процесса, мы надеемся, что при решении большинства даже самых сложных проблем общественники будут услышаны властью, правовая основа их деятельности будет актуализирована с учетом реальных условий работы «на земле». И все это будет способствовать реализации общими усилиями власти и населения на местах основных положений Стратегии развития ТОС в РФ до 2030 г., принятой решением Общего собрания ОАТОС 13.05 2021 № 5.

В завершение необходимо осветить еще одно знаковое событие в сфере МСУ - заседание Совета по развитию местного самоуправления при Президенте России 20 апреля 2023 г., где было сказано о важности выстраивания результативной обратной связи с гражданами, значимости повышения взаимопонимания и доверия между ними и местной властью. В.В. Путин отметил,

что «очень важно и непосредственное участие жителей в принятии решений. У нас много таких инструментов...» Среди них - голосование за определение приоритетных объектов благоустройства, инициативное бюджетирование и ряд других форм гражданских участия, поэтому необходимо продолжение этой работы. Президент подчеркнул, что «проекты и программы способствуют притяжению талантливых людей, формированию новых точек роста, объединению и самореализации граждан, продвижению их инициатив» [31].

Подводя итог, считаем, что обращение к опыту поколений и применение лучших современных муниципальных практик должно способствовать консолидации общества и эффективному взаимодействию всех его элементов в ходе практического решения многих проблем и совершенствования имиджа публичной власти и управляемой ею совместно с населением территории. А главной движущей силой местного сообщества в этом процессе должен быть девиз «Вместе мы - сила»!

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (с изм., одобрен. в ходе общерос. голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 31. -Ст. 4398.

2. Послание Президента Федеральному Собранию. - URL: http://kremlin. ru/events/president/news/70565.

3. Широков А.Н., Юркова С.Н. Муниципальное управление. Учебник. -М., 2019. - 224 с.

4. Организация управления и самоуправления в крупнейших городах: современное состояние и проблемы. Учебно-методическое пособие / Под ред. В.Б. Зотова. - М., 2010. - С. 23.

5. Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики. - Барнаул, 2000. - 309 с.

6. Планирование социально-экономического развития территории: уч. пособие / Вит.В. Мищенко, А.Я. Троц-ковский, В.Н. Стрижкина и др. - Барнаул, 2018. - 200 с.

7. Капустян Л.А., Сабына Е.Н., Дер-кач Н.О. К вопросу о роли стратегического планирования в социально-экономическом развитии муниципального образования // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2020. - № 4. - С. 54-60.

f Jfelf

„ алтаискии вестник ¡

государственной и муниципальном службы /

>023 1

8. Региональная экономика и управление: учебное пособие / Вит.В. Мищенко, Л.А. Капустян и др. - Барнаул, 2021. - 246 с.

9. Территориальное общественное самоуправление: теория и практика формирования и функционирования: монография / В.В. Мищенко, В.Г. Ля-кишева, Л.А. Капустян, Я.Н. Мураева.

- Барнаул, 2016. - 237 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Лякишева В.Г., Постникова Л.Н., Найданова А.Н. Об опыте реализации конституционного права граждан на участие в местном самоуправлении (на примере территориального общественного самоуправления Привокзального микрорайона г. Барнаула) // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. - 2020.

- № 18. - С. 17-21.

11. Ломова Н.Г., Милоданова О.И. Диалог гражданского общества и власти: проблемы взаимодействия // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. - 2021. - № 19. -С. 27-29.

12. Ломова Н.Г. О некоторых проблемах привлечения населения к участию в местном самоуправлении // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. - 2019. - № 17. - С. 5-6.

13. Тимченко Л.Л. Выборы местного уровня и проблемы отчуждения // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. - 2008. - № 2. - С. 96-98.

14. Краснов С.В., Лякишева В.Г. Барнаульское городское самоуправление: некоторые историографические аспекты 140-летнего пути // Известия Алтайского гос. ун-та. - 2017. - № 2 (94). - С. 183-187.

15. Лякишева В.Г., Шарапов А.В. Теория и практика проведения публичных слушаний как одной из форм реализации института непосредственной

демократии (на примере Барнаула) // Известия Алтайского гос. ун-та. - 2011.

- № 4/1 (72/1). - С. 254-258.

16. Сидорова М.С., Кляин О.Е., Ля-кишева В.Г. Об организации и совершенствовании работы с обращениями граждан как формы участия населения в процессе управления территорией (на примере Железнодорожного района г. Барнаула) // Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края: сб. статей. - Вып. 14. - Барнаул, 2022. - С. 64-77.

17. Краснов С.В., Лякишева В.Г. Устав города Барнаула: история процесса разработки, принятия и трансформации // Известия Алтайского гос. ун-та. - 2018. - № 2 (100). - С. 56-60.

18. Краснов С.В. Территориальное общественное самоуправление Ленинского района г. Барнаула. История создания и пути развития 1975-2021 гг.

- Барнаул, 2022. - 124 с.

19. 30 лет успеха: Территориальное общественное самоуправление города Барнаула / Молодые журналисты Алтая. - 2019.

20. Юдин В.Г. ТОС - это маленькая власть и большая семья // О районе с душой. 85 лет вместе. История начинается здесь. - Барнаул. 2023.

21. Ломова Н.Г., Сивокозова К.О. Территориальное общественное самоуправление как фактор развития гражданского общества (из опыта работы территориального общественного самоуправления Железнодорожного района г. Барнаула) // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. - 2018. - № 16. - С. 4-8.

22. Основные итоги работы администрации города Барнаула 2022. -Барнаул, 2023. - 70 с.

23. Мищенко В.В., Лякишева В.Г., Кириллов А.А. Инициативные проекты как одна из перспективных форм

гражданского участия в решении вопросов социально-экономического развития территории (на материалах Алтайского края) // Экономика Профессия Бизнес. - 2022. - № 3. - С. 74-83.

24. Официальный сайт города Барнаула. - URL: https://barnaul.org/news.

25. Ломова Н.Г., Милоданова О.И. О некоторых проблемах развития территориального общественного самоуправления в Алтайском крае // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. - 2020. - № 18. - С. 4-7.

26. Сунгуров А.Ю. Модели взаимодействия органов государственной власти и структур гражданского общества // Модернизация экономики и глобализация: кн. 1. - М., 2009. - С. 500-508.

27. Зотов В.Б. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении (сб. научных статей). - М., 2021. - С. 71.

28. Мищенко В.В., Лякишева В.Г., Юдина В.В. О внедрении опыта регионов России при создании муниципальных округов в контексте совершенствования административно-территориального устройства Алтайского края // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2020. - № 4. - С. 81-89.

29. Лякишева В., Шлегель А. Становление и развитие правовых и организационных основ межмуниципального сотрудничества в России // Государственная служба. - 2016. - № 2 (100). - С. 50-52.

30. Виктор Кидяев: Для системы муниципального управления работа с местными сообществами имеет приоритетное значение. - URL: https:// oatos.ru/blog/tpost/4c7uczooj1-viktor-kidyaev-dlya-sistemi-munitsipalno.

31. Заседание Совета по развитию местного самоуправления. - URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/70959.

Krasnov Sergey Vasilyevich, local history expert, member of the Union of Russian Writers.

Kapustyan Larisa Anatolyevna, Deputy Director of the Institute of Humanities for Academic Affairs, Altai State University (Barnaul, Russia), Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Lyakisheva Valentina Grigoryevna, an associate professor of the Department of Regional Economics and Management, Altai State University (Barnaul, Russia).

The issue of interaction between the authorities and the population in the context of municipal reforms and the development of civil society in Russia has remained one of the most relevant for many decades. Solving the problems associated with maintaining the sustainable development of the territories in difficult modern conditions is impossible without referring to historical and local traditions, experience in managing and developing civil initiatives. Strengthening the dialogue of all members of the local community and government officials should be aimed at enhancing the participation of the population in local self-government in various forms, including those that are given by the authors as the case of the city of Barnaul. Keywords: local self-government, authority, population, civil initiatives, local community.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.