ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ
УДК 94(47).084.8
ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ С ПИСЬМАМИ И ЗАЯВЛЕНИЯМИ
ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЫ (1941-1942)
© Похил Константин Фёдорович
соискатель по кафедре экономической и политической истории России, Саратовский государственный социально-экономический университет.
В статье рассматривается деятельность органов безопасности государства в годы Великой Отечественной войны по активному привлечению широких слоев населения страны для оказания помощи в деле выявления и пресечения разведывательно-подрывных устремлений противника и поддержания стабильности в тыловых районах страны.
Ключевые слова: органы безопасности государства, «опора на массы», структуры безопасности, местные советские, партийные, комсомольские организации, добровольческие формирования, военные комиссариаты, информирование населения, повышение бдительности.
О:
органы безопасности государства 'в годы Великой Отечественной войны постоянно нацеливались на активное привлечение широких слоёв населения страны для оказания им помощи в деле выявления и пресечения разведывательно-подрывных устремлений противника и поддержания стабильности в тыловых районах страны. В своём выступлении по радио Председатель Государственного комитета обороны И. В. Сталин 3 июля 1941 г. отмечал: «...прежде всего, чтобы советские люди поняли всю глубину опасности, которая угрожает нашей стране, и отрешились от благодушия, от беспечности. необходимо, чтобы в наших рядах не было места нытикам, трусам, паникёрам и дезертирам.». Говоря о необходимости перестройки всей работы на военный лад, ставилась задача: « .организовать беспощадную борьбу с всякими дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникёрами, распространителями слухов, уничтожать шпионов, диверсантов, вражеских парашютистов...».
Руководствуясь Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», Директивой СНК и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. «Партийным и советским организациям прифронтовых областей», органы безопасности государства наполнили понятие
«опора на массы» новыми формами и содержанием. Более предметным и глубоким стало взаимодействие структур безопасности с местными советскими, партийными, комсомольскими организациями, добровольческими формированиями, военными комиссариатами [5].
Большая организаторская и идеологическая работа велась советско-партийными организациями в массах через информирование населения об обстановке на фронте, призывы его к повышению бдительности, усилению борьбы с вражескими агентами и их пособниками. Глубокая убеждённость советских людей в победе над врагом поднимала их на защиту социалистического Отечества, вдохновляла на подвиги. Перед лицом смертельной опасности страна подчиняла всю свою деятельность интересам фронта, задаче скорейшего разгрома немецко-фашистских захватчиков. Движимые чувством патриотизма, советские люди стремились принять личное участие в вооружённой борьбе с врагом [6].
Особый характер работа по формированию высокой бдительности приобрела в трагический и тяжёлый для страны начальный период войны, когда СНК СССР были приняты постановления от 24 июня 1941 г. «О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами
Информационная безопасность регионов. 2012. № 2(11)
противника в прифронтовой полосе» и «Об охране предприятий и учреждений и создании истребительных батальонов» [1]. Руководствуясь этими директивами, многие городские комитеты обороны и партийные комитеты прифронтовых и тыловых областей приняли постановления «О повышении бдительности и противодивер-сионной защите народно-хозяйственных объектов», в которых эти задачи конкретизировались, приобретали реальные очертания, сроки и ответственность за исполнение. На эту тему постоянно публиковались материалы на страницах центральной и местной периодической печати1, проводились беседы в коллективах, особенно на оборонных и уязвимых в диверсионном отношении объектах, предприятиях транспорта и связи, в различных организациях и учреждениях, причём к разъяснительной работе был привлечён широкий партийно-советский и комсомольский актив, руководители и специалисты предприятий, наиболее уважаемые и авторитетные люди.
Непосредственное участие в работе с населением по данному направлению было прямой обязанностью каждого сотрудника органов государственной безопасности. Так, например, в обращении партийного бюро управления НКВД Саратовской области от 4 июля 1941 г. ко всем сотрудникам отмечалось: «Следует... мобилизовать весь коллектив на ликвидацию попыток шпионской и диверсионной работы в тылу, обеспечение охраны фабрик и заводов, электростанций и связи. Каждому сотруднику два-три раза в месяц выступать с докладами среди населения по вопросам борьбы русского народа за своё Отечество, о героизме Красной Армии, единстве фронта и тыла, повышать революционную бдительность» [2].
Как нам представляется, этот элемент идеологической работы, проводимой в массах представителями партийно-советского аппарата, сотрудниками органов безопасности, средствами массовой информации, был весьма объёмным, довольно эффективным, охватывал широкие слои населения и сыграл важную роль в деле мобилизации масс на отпор военному противнику.
В организации процесса повышения бдительности участвовали органы военного управления страной на местах - городские комитеты обороны (ГКО). Так, например, в постановлении Сталинградского ГКО от 20 сентября 1942 г. указывалось: «...германская пропаганда через шпионов, диверсантов, листовки пытается за-
1 Например, в газете «Правда» только в сентябре-декабре 1941 г. было опубликовано более 150 таких материалов. В Саратовской областной газете «Коммунист» регулярно публиковались материалы под рубрикой «Бдительность - наше оружие» и т. п.
пугать население... В этой героической борьбе за Сталинград каждый гражданин нашего города, сознавая всю свою ответственность перед Родиной, всеми средствами и силами должен активно помогать воинам Красной Армии...» [3].
Письмо обкома ВКП(б) и исполкома Сталинградского областного Совета в советско-партийные органы области от 17 июня 1943 г. содержало директивы: «За последнее время противник усилил заброску на территорию Сталинградской области парашютистов, разведчиков-радистов, диверсантов... Окажите необходимую помощь местным органам НКГБ и НКВД. с целью вылавливания шпионов и диверсантов. Проведите специальные совещания... заострив внимание на необходимости бдительности и охраны важнейших объектов» [3].
Военная администрация придавала очень большое значение привлечению самых широких слоёв населения для противодействия подрывным устремлениям противника. И вполне естественно, что столь широкая разъяснительная работа в массах не могла проходить бесследно и воплощалась в жизнь: население проявляло высокую бдительность и находчивость. Вот что писал, например, в заявлении в районный отдел НКВД о задержании немецкого диверсанта колхозник П. Т.Макеев: «Рано утром 1 сентября я прогонял на пастбище свою скотину. Мне было известно, что фашистами несколько дней тому назад был сброшен десант, и я присматривался к каждому проходящему гражданину. Увидев незнакомца, я подошёл к нему, стал спрашивать документы. Когда он доставал документы, я заметил у него в кармане револьвер... Я предложил ему зайти со мной в сельсовет. По дороге он хотел уйти от меня, но я завёл его в сельсовет, где был милиционер. Было выявлено, что этот человек является фашистским шпионом». Колхозница А. М. Медведицкова за информацию, способствовавшую задержанию немецкого парашютиста, по решению Сталинградского областного Совета, была награждена ценным подарком [3].
Таким образом, в военные годы сложилась чёткая система отлаженных связей органов безопасности с населением, общественными структурами, партийными комитетами, органами власти и управления на местах, что вместе с другими элементами составляло единую и довольно эффективную систему мер безопасности государства. Одной из важных частей этой системы стала работа с письмами и обращениями граждан.
Письма и обращения граждан в органы государственной безопасности военных лет по характеру содержавшейся в них информации можно классифицировать следующим образом:
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
- по оказанию содействия властям в решении оборонных задач;
- о фактах выявления разведывательных и диверсионных операций противника на территории тыловых областей;
- о проблемах в защите государственной и военной тайны;
- о выявлении предпосылок к чрезвычайным происшествиям;
- о недостатках в системе местной противовоздушной обороны, нарушениях режима светомаскировки;
- об упущениях в работе по противоди-версионной, противопожарной защите и охране стратегически важных объектов;
- об обстановке по борьбе с бандитизмом и преступностью;
- о ситуации в социальной сфере;
- об иных важных проблемах в условиях военного времени [4].
Приведём несколько примеров специальных сообщений, направленных в инстанции и составленных на основе писем и заявлений граждан. Так, в информации, представленной в инстанции в конце октября 1942 г., сообщалось о том, что один из участников немецкой разведывательно-диверсионной группы, десантированной в районе г. Хвалынска Саратовской области, был задержан благодаря проявленной бдительности учительницей местной школы Дюлиной.
Зимой 1942 г. в управление НКВД Саратовской области поступали заявления граждан о действиях вражеских ракетчиков-сигнальщиков, которые якобы корректировали авианалёты на город. Для обнаружения их действий в городе проводились крупные поисковые операции и по их итогамв ГКО было направлено специальное сообщение, в котором отмечалось, что сигнальщиков не было выявлено, вместе с тем, вполне достоверно было установлено, что за световые сигналы ракет население принимало разрывы зенитных снарядов и следы трассирующих пуль.
В начале января 1943 г. в Саратовский ГКО из управления НКВД поступила докладная записка «О состоянии общей и противопожарной охраны на оборонных заводах и важнейших государственных сооружениях города и области», в которой отмечалось неудовлетворительное состояние охраны объектов. В основу документа были положены и сведения, полученные из письменных сообщений граждан [2].
Таким образом, следует констатировать, что работа с письмами и заявлениями граждан в военные годы была действенным инструментом повышения эффективности в деле обеспечения безопасности государства и стабильности советского тыла.
Материалы поступили в редакцию 28.08.2012 г.
Библиографический список
1. ГА РФ, ф. 9478, оп. 1, е. х. 563, 569.
2. ЦДНИ СО, ф. 30, оп. 14; ф. 594, оп. 1; ф. 113, оп. 12.
3. ЦДНИ ВО, ф. 656, оп. 32.
4. Трегуб А. П. Органы государственной безопасности СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 [Текст] / А. П. Трегуб, В. А. Динес, С. А. Овчинников. - Саратов : Летопись, 2002. - 160 с. - ISBN 5-7633-1-003- 9.
5. Коровин В. В. Советская разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны [Текст]. - М. : Русь, 2003. - ISBN 5-8090-0026-6.
6. Саратовская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Архивные документы [Текст] : сборник. - Саратов: Издательство губернской торгово-промышленной палаты, 2005. - 196 с.
1. GA RF, f. 9478, op. 1, e. h. 563, 569.
2. CDNI SO, f. 30, op. 14; f. 594, op. 1; f. 113, op. 12.
3. CDNI VO, f. 656, op. 32.
4. Tregub A. P. Organy gosudarstvennoj bezopasnosti SSSR v gody Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945 [Tekst] / A. P. Tregub, V. A. Dines,
5. A. Ovchinnikov. - Saratov : Letopis', 2002. -160 s. - ISBN 5-7633-1-003- 9.
5. Korovin V. V. Sovetskaja razvedka i kont-rrazvedka v gody Velikoj Otechestvennoj vojny [Tekst]. - M. : Rus', 2003. - ISBN 5-8090-0026-6.
6. Saratovskaja oblast' v gody Velikoj Otechestvennoj vojny (1941-1945 gg.). Arhivnye dokumenty [Tekst] : sbornik. - Saratov: Izdatel'stvo gubernskoj torgovo-promyshlennoj palaty, 2005. - 196 s.
Информационная безопасность регионов. 2012. № 2(11)