Научная статья на тему 'Об опыте применения метода метафорических ассоциативных карт при работе с осужденными молодежного возраста мужского пола в целях повышения у них социально-психологической зрелости'

Об опыте применения метода метафорических ассоциативных карт при работе с осужденными молодежного возраста мужского пола в целях повышения у них социально-психологической зрелости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
360
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / МОЛОДЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ / МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / CONVICTS / YOUTH AGE / SOCIO-PSYCHOLOGICAL MATURITY / METAPHORICAL ASSOCIATIVE MAPS / PSYCHOCORRECTION / PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF CONVICTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тетеухина Ольга Владимировна

В статье представлены результаты анализа опыта применения метода метафорических ассоциативных карт в психологическом консультировании осужденных. На основе эмпирических материалов, полученных в результате исследования осужденных молодежного возраста мужского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях, обозначены основные ограничения и трудности, с которыми сталкивается психолог практик при осуществлении психологического сопровождения данной категории лиц. Обосновывается эффективность применения метафорических ассоциативных карт с учетом обозначенных ограничений. Раскрываются особенности и специфика применения данного метода для развития социально-психологическойзрелости осужденных молодежного возраста мужского пола. Наряду с достоинствами применения метода метафорических ассоциативных карт в психологическом сопровождении осужденных обозначены его ограничения при осуществлении психологического консультирования в условиях исправительных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тетеухина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE EXPERIENCE OF USING THE METHOD OF METAPHORICAL ASSOCIATIVE MAPS WHEN WORKING WITH MALE YOUTH CONVICTS IN ORDER TO INCREASE THEIR SOCIO-PSYCHOLOGICAL MATURITY

The article presents the results of the analysis of using the method of metaphorical associative maps in psychological counseling of convicts. On the basis of empirical materials obtained as a result of research of male youth convicts serving sentences in correctional colonies, the main limitations and difficulties faced by a practicing psychologist in the implementation of psychological support for this category of persons are identified. The study substantiates the effectiveness of using metaphorical associative maps taking into account the indicated limitations. The article reveals the features and specifics of using this method for the development of socio-psychological maturity of male youth convicts. Along with the advantages of using the method of metaphorical associative maps in the psychological support of convicts, its limitations in the implementation of psychological counseling in correctional facilities are pointed out.

Текст научной работы на тему «Об опыте применения метода метафорических ассоциативных карт при работе с осужденными молодежного возраста мужского пола в целях повышения у них социально-психологической зрелости»

УДК 159.9:343.8

DOI 10.33463/2072-8336.2020.2(51).066-073

ОБ ОПЫТЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ ПРИ РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ МОЛОДЕЖНОГО ВОЗРАСТА МУЖСКОГО ПОЛА В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ У НИХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ

О. В. Тетеухина

Для цитирования

Тетеухина, О. В. Об опыте применения метода метафорических ассоциативных карт при работе с осужденными молодежного возраста мужского пола в целях повышения у них социально-психологической зрелости / О. В. Тетеухина // Прикладная юридическая психология. - 2020. - № 2(51). - С. 66-73. - DOI : 10.33463/2072-8336.2020.2(51).066-073.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье представлены результаты анализа опыта применения метода метафорических ассоциативных карт в психологическом консультировании осужденных. На основе эмпирических материалов, полученных в результате исследования осужденных молодежного возраста мужского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях, обозначены основные ограничения и трудности, с которыми сталкивается психолог практик при осуществлении психологического сопровождения данной категории лиц. Обосновывается эффективность применения метафорических ассоциативных карт с учетом обозначенных ограничений. Раскрываются особенности и специфика применения данного метода для развития социально-психологической

© Тетеухина О. В., 2020

зрелости осужденных молодежного возраста мужского пола. Наряду с достоинствами применения метода метафорических ассоциативных карт в психологическом сопровождении осужденных обозначены его ограничения при осуществлении психологического консультирования в условиях исправительных учреждений.

Ключевые слова: осужденные, молодежный возраст, социально-психологическая зрелость, метафорические ассоциативные карты, психокоррекция, психологическое сопровождение осужденных.

В исправительных учреждениях право осужденных на получение психологической помощи законодательно закреплено в ч. 6.1 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ). Основ-

ной целью психологического сопровождения в исправительных колониях является исправление осужденных, которое, согласно ст. 9 УИК РФ, включает в себя формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Условия лишения свободы предполагают существенные ограничения для личности в свободе передвижения, общении, выборе вида деятельности. Пребывание в местах лишения свободы приводит прежде всего к исключению человека из традиционной системы социальных ролей, нарушению семейных связей. В процессе отбывания наказания при взаимодействии с другими осужденными формируются субкультурные формы поведения, необходимость подстраиваться, с одной стороны, под режим учреждения, а с другой - к криминальной субкультуре, стимулируется возникновение приспособленческих паттернов поведения.

Таким образом, каждый осужденный, попав в места лишения свободы, сталкивается с проблемами адаптации к новым условиям закрытой среды, социально-психологическими, связанными с установлением нормальных связей с окружением (как со спецконтингентом, так и с работниками правоохранительных органов) [1].

После освобождения из колонии бывший осужденный часто не находит в себе сил начать новую жизнь, не может определить для себя новое место в изменившейся ситуации, встроиться в прежние социальные ячейки (семья, работа, образовательные организации и т. д.), что провоцирует совершение рецидивного преступления.

Согласно официальным статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за последние пять лет наблюдается стабильный рост рецидивной преступности (в 2014 г. доля рецидивных преступлений составила 17,2 % от общего числа преступлений, в 2015 - 17,3, в 2016 - 16,9, в 2017 - 17,4, в 2018 г. -18,3 %) [http://www.cdep.ru].

Можно предположить, что работа психологической, воспитательной и иных служб исправительных учреждений в направлении исправления и ресоциализации не всегда может быть признана эффективной.

Для успешной ресоциализации и адаптации к жизни на свободе необходимо проведение целого комплекса мероприятий, направленных на развитие у осужденных социально-психологической зрелости, которая определяется А. Л. Журавлевым «...как вид зрелости, который, имея общие характеристики. с психосоциальной зрелостью. и с психологической, социальной,личностной и т. п., ограничивается. сферами своего проявления: во-первых, это зрелость личности, проявляемая в отношениях и взаимодействиях с другими людьми, с социальными группами и в целом с окружающей социальной средой, а во-вторых, зрелость самих социальных групп, межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений» [2, с. 289].

Несмотря на множество направлений психокоррекции осужденных, в русле которых проводят работу пенитенциарные психологи (когнитивная терапия, гештальттерапия, трансакт-ный анализ, экзистенциальная психо-терапия,логотерапия,реже используются техники психодинамического направления и телесной психотерапии),

не всегда удается достичь желаемого результата. Данный факт ориентирует научный поиск в сторону выявления основных ограничений, препятствующих проведению эффективной психокор-рекционной работы, а также требует внедрения новых форм психологической работы с лицами, отбывающими наказания.

Особую актуальность приобретает работа с возрастной категорией осужденных, которую можно отнести к молодежному возрасту, так как они представляют самую многочисленную категорию в исправительных учреждениях, а в последнее время, согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, намечается тенденция роста их числа.

В проведенном нами исследовании лиц молодежного возраста, отбывающих наказание в исправительных колониях, приняли участие 228 мужчин в возрасте от 18 до 30 лет, осужденных по тяжким (57 %), особо тяжким статьям (26 %) и за преступления средней тяжести (16 %), отбывающих наказание в исправительных колониях общего и строгого режимов УФСИН России по Ярославской области [4].

В качестве контрольной группы выступили 50 представителей правопо-слушной молодежи мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет, занятых про-социальными видами деятельности (работа, учеба, служба), не имеющих судимости в прошлом и настоящем.

Для сбора эмпирической базы были использованы следующие методы: беседа, анализ личного дела, а также комплекс психодиагностических методик, включающих в себя 16-фактор-ный личностный опросник (форма С), выявляющий основные психологические особенности изучаемой нами ка-

тегории, «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г Киллермана, Г Конте (LSI), позволяющий установить ведущие психологические защиты личности, методика оценки уровня волевого самоконтроля Е. В. Эйдмана, А. Г. Звер-кова, направленная на выявление уровня развития волевых навыков.

Для обработки полученных эмпирических данных использовались методы математической статистики с применением статистического пакета Statistica 10.0. При интерпретации результатов эмпирического исследования для сравнения групп применялся непараметрический U-критерий Манна -Уитни, а также корреляционный анализ для установления взаимосвязи между переменными с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Как показало проведенное нами эмпирическое исследование, существует ряд ограничений, с которыми могут столкнуться психологи при оказании психологической помощи осужденным молодежного возраста мужского пола, отбывающим наказание в исправительном учреждении, к которым можно отнести выявленные в нашем исследовании ограничения:

- высокий уровень психологических защит по сравнению с правопо-слушной молодежью (табл. 1);

- наличие незрелых форм психологических защит, а именно более высокий уровень таких защит, как регрессия, замещение (табл. 1);

- низкий уровень развития общих мыслительных способностей (табл. 2);

- повышенный уровень чувствительности в сочетании с повышенным уровнем подозрительности (табл. 2);

- более высокое чувство вины и тревожности по сравнению с выборкой

Таблица 1

Показатели уровня психологических защит по методике LSI у лиц молодежного возраста

Субшкалы Средние показатели в выборке осужденных Средние показатели в выборке молодежи без судимостей

Регрессия 4 66*** 2 87***

Замещение 4,29* 3,21*

Рационализация 6 28*** 7,06***

Общий уровень 41,6** 36,7**

* при р <0,05; ** при р <0,01; *** при р <0, 001.

Таблица 2

Личностные показатели по методике 16 PF (форма ^ у лиц молодежного возраста

Субшкалы Средние показатели в выборке осужденных Средние показатели в выборке молодежи без судимостей

С (интеллект) 3 2** 4,4**

I (чувствительность) 6* 5*

L(подозрительность) 5,6* 4,7*

О (тревожность) 5,7** 4,5**

* при р <0,05; ** при р <0,01; *** при р <0, 001.

Таблица 3

Показатели волевого самоконтроля по методике ВСК у лиц молодежного возраста

Субшкалы Средние показатели в выборке осужденных Средние показатели в выборке молодежи без судимостей

О 1шкала общего самоконтроля) 15,8*** 18 2***

С (шкала самообладания) 7,73* 9,26*

Н (шкала настойчивости) 10,7** 12,3**

* при р <0,05; ** при р <0,01; *** при р <0, 001

правопослушной молодежи (табл. 2); р.

- сниженный уровень развития во- г левых качеств, таких как общий само- б1 контроль, самообладание, настойчи- т; вость (табл. 3); н1

- идеализированное нереали- р> стичное представление о будущем

[5, с. 338-339]. М Перечисленные специфические в;

особенности осужденных указанной а категории обусловливают необходи- н. мость поиска таких инструментов ин- л дивидуальной и групповой работы по м

развитию у них социально-психологической зрелости, которые обладали бы высокой степенью экологичности, а также, несмотря на выявленные ограничения, успешно решали бы психокор-рекционные задачи.

Одним из таких методов является МАК-консультирование (консультирование с применением метафорических ассоциативных карт - МАК), ставшее на сегодняшний день довольно популярным при работе как с осужденными, так и с сотрудниками уголовно-

исполнительной системы. Несмотря на все большую популярность данного метода среди психологов, в научной литературе его возможности освещены недостаточно. Большинство монографий, публикаций и методических рекомендаций содержат в себе набор приемов, техник и упражнений, примеры проведенных сессий, методологические принципы использования метафорических карт, при этом эффективность применения этого метода в науке не представлена.

Метафорические ассоциативные карты - это различные колоды картинок с изображением разных жизненных ситуаций, персонажей, предметов, животных, абстрактных картин. Эти карты не случайно называют ассоциативными, на каждый рисунок у клиента возникает ряд воспоминаний, чувств, переживаний, ассоциаций и мыслей. Основа их эффекта - механизм проекции внутренних переживаний вовне.

Психологи по-разному называют данный инструмент: терапевтические карты, ассоциативные карты, ОН-кар-ты, метафорические ассоциативные карты и т. п. На сегодняшний момент история МАК насчитывает почти 45 лет - в 1975 г. канадский художник и искусствовед Эли Раман создал первую колоду карт под названием «ОН» (междометие, выражающее удивление). В 1983 г. в результате творческого союза Эли Рамана и психотерапевта Моритца Эгетмейера появился новый на тот момент психотерапевтический инструмент. Благодаря активной деятельности М. Эгетмейера и его издательству «ОН-Уег1ад» МАК быстро распространились по всему миру и завоевали поклонников среди психологов, психотерапевтов, педагогов, коучей, социальных ра-

ботников и пр. Первоначально карты были представлены в терапевтически-ассоциативном формате, то есть карты вытягивались «вслепую» и нужно было прокомментировать, какие спонтанные мысли, чувства и ассоциации возникали при этом. Затем появилось множество других колод («Saga», «Persona», «Personita», «Cope» и т. д.).

В нашей стране МАК появились относительно недавно благодаря известным терапевтам Л. Мошинской (Израиль), Л. Тальпису и Т. Колоши-ной. В настоящее время существует огромный выбор колод метафорических карт, как универсальных, так и направленных на решение конкретных задач (коррекция детско-родительских и супружеских отношений, работа с Я-концепцией и структурой личности, работа с внутренним ребенком, решение внутриличностных конфликтов и социально-психологических проблем и т. п.). Весь ассортимент представленных на сегодняшний день колод МАК можно условно разделить на несколько групп: немецкие («ОН», «Соре», «Persona», «Personita», «Saga», «Habitat», «Ecco», «Morena», «Mithos», «1001» и др.), израильские («Дуэт», «Ани-ма», «Аниби», «Миби», «Нерия», «Призма», «Советчик и дерево», «Мерлин», «Дитя и зверь», «Правда, тебе говорили, что.» и т. д.) и авторские колоды («AlterEgo», «Emotions», «Totems», «Archetypes» и т. п. К. Довлатова, «Дома и мосты», «Темная сторона», «Семейная история», «Жизнь как чудо», «Маска», «Быть. Действовать. Обладать» и т. п. Е. Морозовской, «Мастер сказок» Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и др.).

При проведении психокоррекцион-ной работы с осужденными молодежного возраста мужского пола, отбыва-

ющими наказание в исправительном учреждении, мы обычно используем колоды «ОН» (универсальная колода для работы с проблемами широкого спектра), «Соре» (колода для отработки травматичных переживаний и поиска путей преодоления кризиса и травмы), «Persona» и «AlterEgo» (колоды, используемые при работе с субличностями, родовой системой при решении проблем широкого спектра), «Ecco» (абстрактные изображения, используемые при работе с эмоциями, чувствами и переживаниями), «Мерлин» (универсальная колода, используемая нами обычно в конце тренинга).

Существует множество алгоритмов, упражнений и психологических игр, которые психологи применяют при работе с МАК. Однако все схемы расклада карт сводятся к основным классическим матрицам:

- модель взаимоотношений, которую условно можно обозначить как «Треугольник судьбы» С. Карпмана, предполагающая непрерывную смену ролей Жертвы, Преследователя и Спасателя;

- модель, лежащая у истоков транс-акционного анализа Э. Берна, в основе которой выделены три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок;

- система постановки целей SMART, в рамках которой рассматриваются 5 основных аспектов цели: Specific (Конкретность), Measurable (Измеримость), Achievable (Достижимость), Relevant (Согласованность) и Time (Время);

- «Колесо баланса» Н. Пезешкиана, предполагающее выделение ключевых сфер жизни и др.

Методы, применяемые в рамках данных моделей, систем и матриц, мо-

гут быть также любые - сказкотерапия, арт-терапия, гештальт и т. п.

Метафорические ассоциативные карты помогают начать откровенный разговор осужденного с психологом, так как преодолеваются психологические защиты, происходит встреча с собственным подсознанием,на метафорическом уровне проблемы не только обозначаются, но и решаются. Из подсознания извлекаются мысли, чувства, реальные мотивы поступков и причины проблем клиента. Учитывая низкий образовательный уровень осужденных молодежного возраста мужского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях, метафорическая коммуникация облегчает процесс обозначения своих проблем и чувств.

Опыт применения метафорических ассоциативных карт при работе с осужденными молодежного возраста позволяет говорить об определенных преимуществах данного метода по сравнению с консультациями без его применения, которые заключаются в следующем:

- осужденные быстрее включаются в работу, активнее участвуют в тренинге, на осознание и решение проблем затрачивается меньше времени, то есть терапевтический процесс идет интенсивнее;

- осознаются и вскрываются только те проблемы, которые человек в данный момент времени готов обсуждать и решать;

- облегчается выражение собственных чувств и эмоций.

Как показали результаты нашего исследования, наибольшим изменениям после коррекционного воздействия на осужденных с применением метода метафорических ассоциативных карт

подверглась ценностно-смысловая сфера [3].

Можно также говорить об измене-ниитакиххарактеристик личности, как осмысленность жизни, осознанность настоящего, кроме того, произошло снижение тревожности, повышение волевого самоконтроля, начала развиваться способность строить конструктивные отношения с окружающими. В процессе работы постепенно происходило осознание и принятие ответственности на себя, актуализировались внутренние ресурсы осужденных, появилось стремление к дальнейшему личностному росту, совершенствованию, полноценной осмысленной жизни.

Вместе с тем, несмотря на очевидные преимущества использования данного метода, выявлен ряд ограничений его применения:

- некоторые психологи рассматривают этот метод исключительно как диагностический проективный тест. Получив быстрый доступ к бессознательному клиента, вытесненным переживаниям, психолог может поторопиться и закончить работу на этапе осознания проблемы и ее причины, так и оставив ее неразрешенной для клиента. Погрузив клиента в переживания, обнажив проблему, консультант не находит в себе сил, ресурсов либо знаний, чтобы решить ее. Оставив клиента один на один с проблемой, нельзя не принимать во внимание возможность развития отсроченных негативных эффектов, которые в условиях закрытой системы (каковой и являются исправительные учреждения) могут принимать впоследствии деструктивный и аутодеструктивный характер;

- проекция на проблему клиента собственных переживаний приводит

к тому, что психолог начинает не только интерпретировать за клиента увиденное на карте, но и прорабатывать собственную неразрешенную ситуацию. Таким образом, процесс консультирования клиента может зайти в тупик, оказаться бесполезным или даже нанести вред;

- некоторые клиенты воспринимают консультацию с помощью указанного метода как сеанс магии или гадания, принимая ассоциативную карту как карту Таро. Это наделяет сессию иными смыслами (магическими, эзотерическими и т. п.), снижая ее терапевтический эффект.

Отчасти снять приведенные ограничения поможет организация и проведение обучения практикующих данный метод психологов как в режиме вебинаров, так и в рамках повышения квалификации.

В заключение отметим, что мы разделяем мнение большинства практических психологов о том, что метод метафорических ассоциативных карт является эффективным средством помощи клиенту, однако при работе с ним следует иметь в виду и его менее привлекательные аспекты. Критический подход к его использованию поможет сделать психокоррекционную работу более вдумчивой и реалистичной.

Библиографический список

1. Димитров А. В., Сафронов В. П. Основы пенитенциарной психологии. М. : Московский психолого-социальный институт, 2003. 176 с.

2. Журавлев А. Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии. М. : Институт психологии РАН, 2011. С. 278-298.

3. Тетеухина О. В. Коррекционно-развивающая модель снятия ограниче-

ний развития осужденных молодежного возраста мужского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях // Ведомости УИС. 2019. № 3. С. 40-47.

4. Тетеухина О. В. Основные ограничения развития социально-психологической зрелости осужденных моло-

дежного возраста мужского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития : сб. материалов Всерос. симпозиума психологов (Рязань, 5 апреля 2019 г.) / под общ. ред. Д. В. Сочивко. Рязань : Академия ФСИН России, 2019. 989 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.